www.kbuapa.kharkov.ua/e-book/db/.../05. pdf.
11. Peschanka Yu.V. Byudzhetnyi potentsial ekonomicheskogo rosta v Ukraine: monografiya. - Donetsk: TOB «Yugo-Vostok LTD», 2005. -642 s.
12. Analiz finansovyh naslidkiv administraty-vno-terytorial'noi' reformy [Elektronnyj resurs] / Proekt SuFTAR Systemne upravlinnja finan-suvannja administratyvno-terytorial'noi' reformy.
Portal FISCO-ID/ ^lektronnyj resurs]. -Rezhym dostupa: http://fisco-
id.com/download.php?m=an&l=ua&id=69.
13. Shherbakova O.L. Finansove zab-ezpechennja social'no-ekonomichnogo rozvytku monofunkcional'nogo mista: avtoref. dys. ... kand. derzh. upr.: spec. 25.00.04. - misceve samovrjaduvannja. — Zaporizhzhja, 2012. — 20 s.
+ + +
УДК 331.876.4 М.К. Аллаярова, О.О. Рахматов, Н.Х. Хасанова, Ж.Б. Саитмурадов M.K. Allayarova, O.O. Rakhmatov, N.Kh. Khasanova, Zh.B. Saitmuradov
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
THE EFFICIENCY OF LABOR RESOURCES USE AND SECURING POPULATION EMPLOYMENT
IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Ключевые слова: население, занятость, трудовые ресурсы, безработица, трудоустройство, сектор, экономика, численность населения, обучение, труд, рынок труда, политика занятости.
В Узбекистане за годы независимости произошли структурные преобразования занятости населения, его доходов, соответственно, и уровня жизни населения. В настоящее время в связи с переходом на рыночную экономику возросла потребность в анализе эффективного использования трудовых ресурсов. Изменения на рынке труда в течение последних лет свидетельствуют о принципиально новых способах использования трудового потенциала, формировании новый структуры занятости. Приоритетное значение приобретают проблемы обеспечения оптимальной занятости населения, формирование рынка труда и дальнейшего совершенствования системы социальной защиты. Проблема занятости является одной из важнейших при исследовании процессов формирования и использования трудовых ресурсов. Проблема занятости связана с конкурентной борьбой за рабочие места, требующие профессионализма, знаний и мастерства. Одним из путей решения проблем занятости населения является создание новых рабочих мест в официальном
секторе экономики, в том числе развитие крупного бизнеса в отраслях экономики, малого предпринимательства, фермерских хозяйств, дехканских хозяйств и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. За малым предпринимательством будущее в обеспечении занятости населения, так как оно дает значительное увеличение не только новых рабочих мест, снижение безработицы, но и ощутимые результаты в развитии экономики. Если в 2000 г. на долю этого активно развивающегося сектора экономики приходилось около 31% ВВП, то в 2013 г. - 55,8%. Всего в 2013 г. создано более 970 тыс. рабочих мест, из них свыше 60,3% — в сельской местности. В том числе за счет развития малых предприятий, микрофирм и индивидуального предпринимательство создано более 480 тыс. рабочих мест, за счет расширения надомного труда — более 210 тыс.
Keywords: population, employment, labor resources, unemployment, job placement, sector, economy, population size, education, labor, labor market, employment policy.
During the years of Uzbekistan's independence, the structural changes in the population employment, incomes and standards of living have occurred. Due
to the transition to market economy, efficient use of labor resources should be analyzed. The changes in the labor market for the recent years indicate new ways of using the labor potential and the formation of a new structure of employment. The priority is securing the optimum employment of the population, labor market formation and further improvement of the social protection system. The employment issue is one of the most important when studying these processes. The employment is associated with the competition for jobs which require professionalism, knowledge and skills. One of the ways to solve the problems of employment is the creation new jobs in the official sector of the economy, including devel-
opment of large businesses, small enterprises, farming enterprises, peasant farms and individual business activity. The future belongs to small enterprise since it ensures significant increase of new jobs, reduces unemployment and significantly contributes to economy development. In 2000 the actively developing sector of the economy created 31% of the GDP, while in 2013 the share was 55.8%. More than 970 thousand jobs were created in 2013, of them over 60.3% in rural areas. More than 480 thousand jobs were created through the development of small enterprises and individual enterprise, and more than 210 thousand jobs by the expansion of work from home.
Аллаярова Мастура Кудратуллаевна, ст. преп., Гулистанский государственный университет, Республика Узбекистан. E-mail: [email protected]. Рахматов Олимжон Орифжонович, преп., Гули-станский государственный университет, Республика Узбекистан. E-mail: [email protected]. Хасанова Нигора Хасан кизы, студент, Гулистан-ский государственный университет, Республика Узбекистан. E-mail: [email protected]. Саитмурадов Жобиржан Боймурад углы, студент, Гулистанский государственный университет. Республика Узбекистан. E-mail: [email protected].
Allayarova Mastura Kudratullayevna, Asst. Prof., Guliston State University, Republic of Uzbekistan. E-mail: [email protected].
Rakhmatov Olimzhon Orifzhonovich, Asst., Guliston State University, Republic of Uzbekistan. E-mail: [email protected].
Khasanova Nigora Khasan kizy, student, Guliston State University, Republic of Uzbekistan. E-mail: [email protected].
Saitmuradov Zobirzhan Boymurad ugly, student, Guliston State University, Republic of Uzbekistan. E-mail: [email protected].
Введение
Занятость населения является важный фактором поступательного развития экономики и улучшения материального благополучия населения, что составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный удовлетворением его потребностей в сфере труда.
В условиях рыночной экономики приоритетным становятся проблемы обеспечения оптимальной занятости населения, формирование рынка труда и дальнейшего совершенствования системы социальной защиты [1].
Целью работы является раскрытие процесса формирования трудовых ресурсов в Республике Узбекистан и их эффективное использование в различных секторах экономики.
Задача — показать регулирующую функцию государства, как содействие созданию новых рабочих мест в обеспечении занятости населения страны. Представлены положительные тенденции в структуре занятого населения и распределение структуры занятости в Республике Узбекистан.
Материалы и методы исследования
В процессе изложения материалы использованы методы анализа и синтеза, индукции и
дедукции и аналитический метод исследования. Теоретической и методологической основой исследования является обеспечение занятости населения в условиях высокой рождаемости в Республике Узбекистан, так как в настоящее время лица, достигшие 18 лет, составляют 35%, а лица, достигшие 30 лет, — 65% населения. Появляется потребность в трудоустройстве именно молодежи, так как, ежегодно количество выпускников профессиональных колледжей составляет примерно 400-450 тыс. чел. Перед правительством стоит задача — создание новых рабочих мест и их эффективное использование.
Для обеспечения занятости населения и их эффективного использования послужила концепция построения социально-ориентированной рыночной экономики, разработанная Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым. Исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными-экономистами, посвящены решению вопросам занятости населения, снижения безработицы и регулирования рынка труда, кроме того использованы аналитические материалы периодических изданий, научных сборников, научно-практических конференций по проблеме, относящейся к предмету исследования, Конституция РУз, законы РУз, указы Президента РУз, постановления Олий Мажлиса и Кабинета Министров РУз, нормативные документы, регламентирующие и регулирующие сферу использования трудовых ресурсов, рынок труда и занятость населения. Статистическую базу исследования со-
ставляют отчетные данные Госкомстата РУз и его территориальных подразделений.
Результаты исследования
Общий анализ этих исследований выявил, что в условиях увеличения естественного прироста населения необходимостью является рациональное использование трудовых ресурсов и их правильное размещение в различных секторах экономики. В данном процессе государству отводится основная роль в регулировании безработицы и создание новых рабочих мест.
Обсуждение и новые концепции
Из года в год растет численность активного населения, которое обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг и включает в себя занятых в экономике и безработных, официально зарегистрированных в органах по труду.
В связи с этим в Узбекистане особое внимание уделяется проблеме занятости. В республике трудовые отношения отражают в себе воздействие государства, так как в условиях высокого рыночного риска именно государство способно оказать влияние на стабилизацию социально-экономического состояния. Государство частично берет на себя реализацию задач общенациональной программы по обеспечению рабочих мест и трудоустройству, создает условия для быстрой адаптации к изменчивым условиям рынка посредством внедрения государственной системы обучения и переподготовки кадров. Кроме того, на уровне государства реализуются такие задачи, как создание рыночного механизма, обеспечивающего первоначальные равные возможности для всех людей в использовании своих способностей, удовлетворении своих потребностей; обеспечение эффективной и производительной занятости рабочей силы; при необходимости перераспределение рабочей силы между отраслями и сферами экономики. Для обеспечения занятости населения в 2014 г. было создано свыше 940 тыс. рабочих мест, из них 60% — в сельской местности, трудоустроено более 500 тыс. выпускников профессиональных колледжей.
Около 60% населения страны составляет трудовые ресурсы. Согласно сведениям Государственного Комитета по статистике численность и населения, и трудовых ресурсов в Республике Узбекистан постепенно увеличивается. Из анализа данных таблицы 1 следует, что за 2009-2013 гг. численность населения выросла на 10,8%, количество трудовых ресурсов — 12,9%. За этот период доля трудовых ресурсов в структуре населения выросла с 57,8 до 58,9% [2].
На сегодняшний день ежегодный естественный прирост населения в стране составляет 450-500 тыс. чел. В структуре трудовых ресурсов обнаруживается увеличение количества трудоспособных (13,5%) и снижение количества работающих подростков и пенсионеров (39,4%).
Следует отметить, что если 98,5-99% из трудовых ресурсов составляют лица в трудоспособном возрасте, то 1,0-1,5% состоит из работающих пенсионеров и подростков.
Анализ данных таблицы показывает увеличение темпов количества экономически неактивной части населения в структуре трудовых ресурсов по сравнению с экономически активной части населения.
Из данных таблицы 2 следует, что в 2013 г. по сравнению с 2009 г. количество экономически неактивной части населения в структуре трудовых ресурсов Узбекистана увеличилось на 19,1%, тогда как экономически активная часть — на 10,7% [3].
За этот период доля экономически активной части населения в структуре трудовых ресурсов снизилась с 74,2 до 72,8%, а доля экономически неактивного населения, наоборот, увеличилась с 25,8 до 27,2%. Данная ситуация связана с увеличением в структуре экономически неактивной части населения студентов, обучающихся в высших учебных заведениях и выпускников колледжей, которые не трудоустроены и ищут работу (38,839,5%).
В целях рационального использования в стране реализуются следующие мероприятия:
1. Создание новых рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях.
2. Техническое перевооружение и модернизация в регионах с большей долей использования труда.
3. Привлечение зарубежных инвестиций в производство.
4. Освоение новых земель.
5. Расширение сферы деятельности перерабатывающей промышленности, сферы обслуживания и сервиса.
6. Развитие и поддержка субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.
7. Внедрение новых форм занятости населения, таких как семейный бизнес и стимулирование самозанятости.
8. Обучение, переобучение и повышение квалификации безработных.
Структура занятых лиц состоит из занятых в официальном и неофициальном секторах экономики и лиц, продолжающих свою деятельность за границей. Согласно статистическим данным, величина населения в следующих трех категориях увеличивается с каждым годом.
Из данных таблицы 3 следует, что в период за 2009-2013 гг. увеличилось количество занятых в официальном секторе экономики на 15%, в неофициальном секторе экономики — на 3,7%, работающих за границей — на 4,8%. Следует отметить, что обнаруживается изменение в структуре занятых лиц. В частности, если в 2009 г. доля занятых в официальном секторе экономики составляла 62,2%, то в 2013 г. — 64,6%. За этот период снизилось доля занятых в неофициальном секторе экономики, соответственно, с 34,9 до 32,7%, работающих за границей — с 2,9 до 2,7%.
Увеличивается доля в структуре занятости населения лиц, занятых в официальном секторе экономики. К ним относятся следующие: наемные служащие (на основе трудового договора); военнослужащие, служащие внутренних дел и других организаций; члены ширкатов и кооперативов; лица, официально занимающиеся предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированные как юридическое лицо; дехканские хозяйства,
Динамика численности населения и стр
зарегистрированные как юридическое лицо; служащие негосударственных некоммерческих организаций.
Неофициальная занятость — это трудовая деятельность, не связанная с официальным разрешением, документацией и правовой основой. Данная форма занятости не гарантирована в правовом и экономическом аспекте и социально не защищена. Это те лица, которые не зарегистрированы в органах налоговой службы и в органах социального страхования [4].
К занятым в неофициальном секторе экономики относятся следующие: лица, занимающиеся временной, одноразовой и сезонной работой; члены семьи, помогающие главе семьи вести предпринимательскую деятельность; предприниматели, реализующие свою деятельность без регистрации и соответствующего разрешения; работающие на рынке и вне рынка; лица, занимающиеся другими видами предпринимательства (бытовые услуги, ремесленничества).
Таблица 1
тура трудовых ресурсов на 1 тыс. чел.*
Показатели Годы Изменение в 2013 г. по cравнению с 2009 г.
2009 2010 2011 2012 2013 +, - %
Численность населения 27072,2 28001,4 29123,4 29555,4 29994,6 2922,4 110,8
Количество трудовых ресурсов 15644,9 16123,6 16504,2 17309,8 17663,1 2018,2 112,9
из них: Количество трудоспособных 15458,7 15872,7 16263,6 17156,8 17550,2 2091,5 113,5
Количество работающих подростков и пенсионеров 186,2 250,9 240,6 153,0 112,9 -73,3 60,6
* Источник. Статистический сборник РУ. — Ташкент, 2014. — С. 125.
Таблица 2
Структура трудовых ресурсов в Республике Узбекистан в расчете на 1 тыс. чел.*
Показатели Годы Изменение в 2013 г. по сравнению с 2009 г.
2009 2010 2011 2012 2013 +, - %
Количество экономически активного населения 11603,1 11959,6 12256,6 12541,5 12850,1 1247 110,7
Количество экономически неактивного населения 4041,8 4164 4247,6 4768,3 4813 771,2 119,1
* Источник. Статистический сборник РУ. — Ташкент, 2014. — С. 127.
Таблица 3
Распределение структуры занятостив Республике Узбекистан, тыс. чел.*
Показатели Годы
2009 2010 2011 2012 2013
Количество занятых в официальном секторе экономики 6867 7022,8 7264,9 7787,4 7899,4
Количество занятых в неофициальном секторе экономики 3853,5 4018 4074,3 3833,3 3994,3
Количество лиц, работающих за границей 314,9 287,3 289,2 298,4 330,1
* Источник. Статистический сборник РУ. — Ташкент, 2014. — С. 130.
Неофициальная занятость является причиной возникновения и развития теневой экономики, так как:
• неофициальная занятость не имеет никакой правовой и экономической основы;
• получение постоянного дохода как источника существования не гарантировано;
• труд в неофициальном секторе социально не защищен;
• в результате принятия нормативно-правовых актов, изменения социально-экономических условий и инфраструктуры занятые в этом секторе могут потерять работу;
• данная занятость имеет сезонный и временный характер, вследствие чего работник может остаться без работы;
• данная занятость не пополняет бюджет
не государственного и не местного характера
Таким образом, скрытые и сезонные формы безработицы, возникающие в результате существования неофициальной занятости, являются огромной проблемой в экономике страны. В 2013 г. сохранилось влияние демографического фактора на рынок труда. По демографическим прогнозам, на начало 2013 г. количество трудовых ресурсов составит 17,4 млн чел., из них 12,9 млн чел. — экономически активная часть, соответственно, их рост составит 2,2 и 2,5%. Из данных таблицы 4 следует, что в 20132017 гг. намечается увеличение количества
Прогнозные показатели трудовых рес
трудовых ресурсов на 11,3% и достигнет 19332,7 тыс. чел. В прогнозируемый период количество экономически активного населения в структуре трудовых ресурсов увеличится на 11,6%, а степень экономической активности населения повысится с 74,4 до 74,7%. В будущем намечается постоянное увеличение количества занятых и их среднегодовой прирост составит 1,36%.
В прогнозируемый период в структуре занятости населения намечается увеличение количества занятых в официальном и неофициальном секторе экономики и уменьшения количества лиц, работающих за границей. Это положение комментирует создание сотни тысячи новых рабочих мест в стране.
Активная политика занятости совокупность мер направлена на снижение уровня безработицы путем стимулирования организации новых рабочих мест и трудоустройства безработных, переподготовка незанятого населения. Включает в себя субсидирование создания новых рабочих мест и переподготовку безработных, организацию новых рабочих мест для безработных [5-7].
Основные принципы занятости раскрывают характер занятости в тот или иной конкретный исторический период развития общества. В условиях модернизации экономики также возникла необходимость в выработке и учете таких принципов. Некоторые из них вытекают из основополагающих документов страны.
Таблица 4
сов Республики Узбекистан, тыс. чел.*
№ Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменение в 2017 г. по сравнению с 2013 г., %
1 Количество трудовых ресурсов 17365,5 17841,0 18329,5 18824,4 19332,7 111,3
2 Количество экономически активного населения 12929,9 13275,8 13658 14026,8 14433,5 111,6
3 Количество занятого населения 12303,1 12644,2 13014,1 13378,5 13766,5 111,9
3.1 Количество занятых в официальном секторе экономики 7655,9 7838,7 8130,6 8757,5 8938,6 116,8
3.2 Количество занятых в неофициальном секторе экономики 4296,2 4484,8 4559,8 4302,7 4498,4 104,7
3.3 Количество лиц работающих за рубежом 351,1 320,7 323,7 318,3 329,5 93,8
4 Количество безработных 626,8 631,6 643,9 649,1 661,4 105,5
4.1 Безработные, получившие регистрацию на биржах труда 7,2 9,5 10,9 12,6 13,1 181,9
4.2 Безработные, самостоятельно ищущие работу 619,6 622,1 633 636,5 648,3 104,6
* Источник: Статистический сборник РУ. — Ташкент, 2014. — С. 140.
Приоритетные направления активной политики занятости: содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и консультирование, развитие гибких форм занятости, квотирование рабочих мест, организация общественных работ, содействие временной занятости, поддержка малого бизнеса; в отраслевой структуре занятости населения Узбекистана существуют важные гендерные особенности, в частности, при удельном весе занятости женщин по сравнению с мужчинами, равном 41,6%, преобладание отмечается в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (72,7%) и образовании (64,1%). Высока занятость женщин в науке и научном обслуживании (51,7%), в финансовой, кредитной деятельности и страховании (47,2%), а также в культуре и искусстве (43,7%); освобождение на определенный период от налогообложения, обеспечение выгодных кредитных ставок, сроков кредитования, страхование риска и т.д.
В целом, в Узбекистане проводится активная политика по обеспечению занятости населения, что обеспечивает доход для значительной части населения. Указанные направления решения проблем занятости населения в стране имеют огромное социальное значение и остаются приоритетными в обозримой перспективе.
Выводы
1. Основу государственной экономической политики составляет трудоустройство молодежи, в основном выпускников высших учебных заведений и профессиональных колледжей.
2. Необходимостью является создание, сохранение и перепрофилирование рабочих мест для высвобождаемых и безработных.
3. Перепрофилирование производства, санация предприятий, их оздоровление необходимо осуществлять путем реализации инвестиционных программ.
4. Профессиональное обучение и социальная адаптация безработных.
5. Поддержка разнообразными методами частного предпринимательства, в особенности малого бизнеса как наиболее выгодного направления реализации инвестиционных программ с точки зрения общей и скрытой безработицы.
6. Сохранение занятости за счет компенсационных выплат и субсидий к зарплате работникам видимой части скрытой безработицы в качестве фактора, сдерживающего ее перелив в открытую форму.
Библиографический список
1. Доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине Конституции Республики Узбекистан «Углубление демократических реформ и формирование гражданского общества — основа будущего Узбекистана» // Правда Востока от 10 декабря 2013 года.
2. Бекмуродов А.Ш. ва бош^алар. Бош ма^садимиз — кенг куламли ислохотлар ва модернизация йулини Катъият билан давом эттириш. УКув Кулланма. — Ташкент: «УКитувчи» НМИУ, 2013. — С. 358.
3. Данные министерство по труду и социальной защиты населения Республики Узбекистан.
4. Ата-Мирзаев О., Тухлиев Н. Узбекистан
— природа, население, экономика. — Ташкент: Узбекистон миллий энциклопедияси, 2009. — С. 239.
5. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1978. — С. 420.
6. Гелбрейт Д. Экономические теории и цели общества. — М., 1979. — С. 480.
7. Treacy M., Wiersema F. Customer Intimacy and of Other Value Disciplines // Harvard Buseness Review. — 1993. — January/February.
— P. 84-93.
References
1. Doklad Prezidenta Islama Karimova na torzhestvennom sobranii, posvyashchennom 21-i godovshchine Konstitutsii Respubliki Uzbekistan «Uglublenie demokraticheskikh reform i formiro-vanie grazhdanskogo obshchestva — osnova budushchego Uzbekistana». — Pravda Vostoka, 10 dekabrya 2013 g.
2. Bekmurodov A.Sh. va boshkalar. Bosh maksadimiz — keng kylamli islokhotlar va mod-ernizatsiya iulini kat"iyat bilan davom ettirish. Ukuv kullanma. — Toshkent: «Ukituvchi» NMIU, 2013. — S. 358.
3. Dannye ministerstvo po trudu i sotsial'noi zashchity naseleniya Respubliki Uzbekistan.
4. Ata-Mirzaev O., Tukhliev N. Uzbekistan — priroda, naselenie, ekonomika. — Tashkent: Uz-bekiston millii entsiklopediyasi, 2009. — S. 239.
5. Keins Dzh.M. Obshchaya teoriya zanya-tosti, protsenta i deneg / per. s angl. — M.: Progress, 1978. — S. 420.
6. Gelbreit D. Ekonomicheskie teorii i tseli obshchestva. — M., 1979. — S. 480.
7. Treacy M., Wiersema F. Customer Intimacy and of Other Value Disciplines // Harvard Buseness Review. — 1993. — January/February.
— P. 84-93.
+ + +