МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
обеспечения кормами, молодняком животных и другими ресурсами (хозяйства населения). При сохранении существующих тенденций по расчетным прогнозным значениям производства основных видов продукции хозяйствами населения и К(Ф)Х на ближайшие 5 лет , произойдет катастрофическое сокращение производства картофеля, в среднем ежегодно за пять лет на 74,1 тыс. тонн., молока на 4983,6 тонн., овощей - 1,68 тыс.тонн. В К(Ф)Х производство мяса ежегодно в среднем за пять лет снижается на 33,1 тонн и в 2018 г. снизится до 493,1 тонны. Это вызывает серьезные опасения как за обеспечение населения Тюменской области основными продуктами питания собственного производства, так и за продовольственную безопасность региона в целом. И при сохранении такой тенденции снижения показателей производства основных видов сельскохозяйственной продукции, крупный агробизнес не сможет самостоятельно обеспечить область собственным агропродовольствием.
Оптимистический прогнозный сценарий направлен на устранение (смягчение) негативных факторов пессимистического сценария. Прежде всего это совершенствование механизма государственной поддержки малого бизнеса, направленного не только на поддержку К(Ф)Х, но и хозяйств населения. Экономический механизм государственной поддержки малого бизнеса аграрного сектора экономики формируется из взаимосвязанных блоков, таких как организационно-управленческий, финансово-экономический, технико-технологический, социальный, правовой. Хозяйства населения испытывают трудности с продажей излишков произведенной продукции и заготовкой кормов. Кооперирование со снабженческо-сбытовыми кооперативами и фермерскими хозяйствами расширяет возможности развития форм малого бизнеса. Такой вариант развития даст хороший синергетический эффект, позволит мотивировать хозяйства населения и К(Ф)Х для расширения производства, реализации излишков продукции, обеспечения области агропродовольствием собственного производства.
Список использованной литературы:
1. Вахитова З.Т. Развитие малого бизнеса в агропромышленном комплексе//Научно-исследовательские публикации. 2015. № 16(20). С. 31-37.
2. Вахитова З.Т. Оценка программ развития малого бизнеса на селе//Научно-исследовательские публикации. 2015. № 16(20). С. 38-43.
3. Милоенко Е.В. К вопросу обеспеченности жилищной инфраструктурой сельских территорий Тюменской области // Научное обозрение. 2015. № 2. С. 196-198
4. Милоенко Е.В. Социально- экономическое развитие сельских поселений Тюменской области: проблемы и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 229-234.
© Вахитова З.Т., 2015
УДК 338
З.Т. Вахитова, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КРЕСТЬЯНСКИМИ ФЕРМЕРСКИМИ ХОЗЯЙСТВАМИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье представлены результаты оценки эффективности использования средств государственной поддержки крестьянскими (фермерскими) хозяйств Тюменской области.
Ключевые слова К(Ф)Х, государственная поддержка, субсидии,
В условиях региональной экономики важная роль в развитии АПК отводится государственному регулированию. Меры государственного регулирования, принятые в течении последних нескольких лет как
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
на уровне Российской Федерации, так и в ее регионах, направленные на модернизацию сельскохозяйственного производства и рациональное использование ресурсов сыграли решающую роль в развитии и обеспечении устойчивости АПК. В Тюменской области государственная поддержка осуществляется не только крупному агробизнесу, но и малому, в лице крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х) и ИП. С 2010 г. по 2014 гг. на государственную поддержку фермерских хозяйств было выделено и использовано около 3 млрд. руб. бюджетных средств. На наш взгляд оценить эффективность использования средств государственной поддержки позволяет корреляция объема государственной поддержки и объема производства сельскохозяйственной продукции К(Ф)Х и ИП.
Исходные и расчетные данные к корреляции объема государственной поддержки и продукции сельского хозяйства произведенного К(Ф)Х и ИП Тюменской области
Год Объем государственной поддержки, млн. руб. (Х) Продукция сельского хозяйства произведенная К(Ф)Х и ИП, млн. руб. (У) ХУ X 2 У2
2010 345,107 1488,700 513760,79 111998,841 2216227,69
2011 487,111 2677,100 1304044,86 237277,126 7166864,41
2012 675,562 2153,700 1454957,88 456384,015 4638423,69
2013 747,132 2645,200 1976313,57 558206,225 6997083,04
2014 479,483 2935,15 1407522,35 229903,947 8617160,25
Итого 2734,395 11900,2 6656599,45 1593770,154 29635759,08
Для оценки тесноты и направления корреляционной связи между объемом господдержки и производством продукции сельского хозяйства К(Ф)Х и ИП рассчитаем коэффициент корреляции:
ху X ■ У _ у 6656599 45
r---ху = у- = 6656599,45 = 1331319,89
®x XGy п 5
- У X 2734,395 - у у 119002
х - --,-- 546,879 у - уу - 11900,2 - 2380,04
п 5 п 5
, _(у)2 ^29635759,08 _ 2380,04~ - 512,407
^^ _ (Х)2 = 140,276
1331319,89 - 546,879*2380,04 29725,995
у =------— =---= 0,41
140,276*512,407 71878,404
Коэффициент детерминации:
й = г2 *100 = 0,412 *100 = 16,88%
г V V,, Г 11900,2 = а * 5 + в *2734,395
I = а •п + в^Х I
[£ух = а£Х + в£Х2 [6656599,45 = а * 2734,395 + в *1593770,154
Г 2380,04 = а + в *546,879
<! 54,356=в*35,981; в=1,511
[2434,396 = а + в *582,860
Значение коэффициента корреляции равное 0,41 свидетельствует о наличии прямой и средней корреляции между производством сельскохозяйственной продукции и объемом государственной поддержки, то есть рост объемов государственной поддержки К(Ф)Х и ИП Тюменской области ведет к росту выпуска сельскохозяйственной продукции данными категориями хозяйств. В частности объем выпуска сельскохозяйственной продукции К(Ф)Х и ИП на 16,88 % зависит от объема государственной поддержки. А рост объема государственной поддержки К(Ф)Х и ИП на 1 млн. руб. приведет к росту выпуска объема производимой им сельскохозяйственной продукции на 1,511 млн. руб.
Такая ситуация, на наш взгляд свидетельствует об эффективном использовании средств государственной поддержки представителями малого бизнеса и о необходимости сохранения мероприятий направленных на государственную поддержку К(Ф)Х и ИП.
5
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:
1. Вахитова З.Т. Развитие малого бизнеса в агропромышленном комплексе//Научно-исследовательские публикации. 2015. № 16(20). С. 31-37.
2. Вахитова З.Т. Оценка программ развития малого бизнеса на селе//Научно-исследовательские публикации. 2015. № 16(20). С. 38-43.
3. Милоенко Е.В. К вопросу обеспеченности жилищной инфраструктурой сельских территорий Тюменской области // Научное обозрение. 2015. № 2. С. 196-198
4. Милоенко Е.В. Социально- экономическое развитие сельских поселений Тюменской области: проблемы и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 229-234
© Вахитова З.Т., 2015
УДК 621.311
Ф.Н. Давыдовский
Doctor of economics (международная профессиональная степень ЮНЕСКО), к.э.н., доцент, начальник научно - исследовательского отдела АНО ВО «Северо-западный открытый технический университет» г. Санкт-Петербург, Российская Федерация Е.А. Величко, к.э.н., доцент, преподаватель ФГБОУ ВО «Санкт - Петербургский государственный университет.
Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии»
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО РАСЧЕТА ГОРОДСКОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОНОПОЛИИ
Аннотация
В статье рассматриваются основные концептуальные положения предложенной авторами функциональной модели внутрифирменного расчета энергетической монополии Санкт - Петербурга, определяются основные хозяйственно - экономические отношения различных уровней управления городской монополией в качестве объекта реорганизации, приводятся основные положения методики распределения полученной прибыли в качестве механизма дальнейшего экономического развития.
Ключевые слова
Внутрифирменный расчет, система экономических отношений, энергетическая монополия, реорганизация
Разработанная авторами модель внутрифирменного расчета применительно к условиям городской энергетической монополии включила в себя две составляющие: внутрифирменный расчет структурных подразделений и внутрифирменный расчет отдельных работников. Основой целью данной модели являлась необходимость решения задачи комплексной реорганизации всей системы экономических отношений внутри самой монополии, прежде всего, между Администрацией и районными филиалами. К таковым следует отнести:
• административно-полномочные, касающиеся распределения властных полномочий и делегирования их по уровням энергосистемы;
• финансово-распределительные, касающиеся распределения финансовых ресурсов и доходов между различными уровнями энергосистемы. При этом должна быть увеличен объем филиальных работ, выполненных хозяйственным способом;