Научная статья на тему 'Эффективность инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования'

Эффективность инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / INNOVATIVE DESIGNS / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / INTEGRATED SCORE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурат И. Л., Гусейнова Н. Ч., Широкова Л. Н.

В статье рассмотрены особенности осуществления и методы оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования. Особое внимание уделено разработке и обоснованию системы критериев и показателей комплексной оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сурат И. Л., Гусейнова Н. Ч., Широкова Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE PROJECTS IN HIGHER EDUCATION

In the article the features of and methods for evaluating the effectiveness of innovative projects in higher education. Particular attention is paid to the development and justification of criteria and indicators for comprehensive assessment of the effectiveness of innovative projects in higher education.

Текст научной работы на тему «Эффективность инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сурат И.Л., к.э.н., доцент Московского экономического института,

Гусейнова Н.Ч., к.э.н., доцент Московского экономического института,

Широкова Л.Н., к.э.н., доц. Института мировой экономики и информатизации

В статье рассмотрены особенности осуществления и методы оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования. Особое внимание уделено разработке и обоснованию системы критериев и показателей комплексной оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Ключевые слова: инновационные проекты, высшее профессиональное образование, комплексная оценка.

THE EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE PROJECTS IN HIGHER EDUCATION

Surat I., Ph.D., associate professor, Moscow economic Institute,

Guseinova N., Ph.D., associate professor, Moscow economic Institute,

Shirokova L., Ph.D., associate professor, Institute of World Economy and Information

In the article the features of and methods for evaluating the effectiveness of innovative projects in higher education. Particular attention is paid to the development and justification of criteria and indicators for comprehensive assessment of the effectiveness of innovative projects in higher education.

Keywords: innovative designs, higher vocational education, integrated score.

Исследования проблем определения эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования показали, что в основе их лежат следующие обстоятельства.

Во-первых, за последние десятилетия произошло существенное расширение сети российских ВУЗов и беспрецедентный рост числа студентов, что повлекло за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия. Это напрямую касается снижения качества образования.

Во-вторых, несмотря на осуществляемую реформу образования, сфера образования по-прежнему рассматривается как сугубо замкнутая, отраслевая система, когда преимущественно обсуждаются лишь различные варианты эффективного управления отраслью при заданных бюджетных ограничениях. Хотя в настоящее время, очевидно, что модернизация образования в России не может и не должна рассматриваться как отраслевая проблема, в отрыве от социальных и экономических проблем страны.

В-третьих, высокий спрос на высшее образование, вызванный убежденностью молодых людей и их родителей в карьерной ценности диплома, привел к резкому расширению коммерческого приема в вузы, а вместе с этим - и к существенному снижению требований к качеству учебного процесса. В силу негативных особенностей социально-экономического развития отечественной экономики на рубеже веков сформировалось новое явление в сфере образования. С одной стороны, работающие студенты, сочетающие учебу с постоянным заработком, начинают предъявлять собственные требования к компетенциям и квалификациям, критически относиться к построению учебных программ и уровню преподавания, в то время как преподаватели из-за низких окладов вынуждены подрабатывать через расширенное совместительство, репетиторство и т.д.

В-четвертых, что в сложившихся кризисных социально-экономических условиях социально-экономического развития России необходим качественно новый подход к задаче развития сферы образования как с учетом не только меняющейся конъюнктуры на рынке труда, но и с учетом изменения роли и места учреждений высшего профессионального образования в отечественной экономике, призванных стать локомотивами инновационного развития общества.

В этих условиях принципиально иной характер приобретает оценка эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Несмотря на очевидное изменение положения высшей школы в обществе показатели и методы оценки эффективности проводимых в ней инновационных проектов существенно отстают от потребностей социально-экономического развития РФ. До настоящего времени российские ВУЗы руководствуются критериями оценки деятельности, не учитывающими в должной степени специфику осуществляемых инновационных проектов.

Так, при принятии решений о государственной аккредитации (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005 №1938 «Об утверждении показателей деятельности и крите-

риев государственной аккредитации высших учебных заведений»), включая направления отражающие: содержание и уровень подготовки; качество подготовки; воспитательную деятельность образовательного учреждения; спектр реализуемых основных образовательных программ; возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования; научную, научно-техническую деятельность и ее результативность; методическую работу; квалификацию педагогических работников.

Из указанных направлений оценки только предпоследнее имеет отношение к инновационным проектам.

Для обеспечения решения задачи формирования эффективной инновационной образовательной системы Минобрнауки РФ в соответствии с приказом от 02.03.2006 № 44 для конкурсного отбора ВУЗов в рамках программы «Приоритетные национальные проекты» сформировало следующие критерии:

- ожидаемое качественное изменение образования в вузе в заявленной сфере (ах);

- ожидаемое качественное изменение научных разработок и внедрения их результатов в заявленной сфере(ах);

- соответствие привлекаемых ресурсов, в том числе из собственных внебюджетных средств, масштабу заявленной инновационной образовательной программы;

- соответствие схемы управления инновационной образовательной программой заявленным в ней задачам;

- обоснованность устойчивости предполагаемых результатов и их влияние на изменение образовательной среды в вузе и в системе высшего профессионального образования России;

- эффективность организационной и финансовой поддержки инновационной программы внешними партнерами вуза (организациями, в том числе научными, профессиональными и иными союзами);

- ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах;

- эффективность научной и инновационной деятельности;

- эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики;

- интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения;

- поддержка инновационной деятельности материальной и информационной базой.

Следует признать, что перечисленные требования в большей степени относятся к инновационным проектам, но с точки зрения практической реализации также не отражают в должной мере их эффективность.

При анализе особенностей оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования на первом этапе был проведен анализ основных направлений реализации инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования и их целевых установок. Ключевыми из них являются:

- воспроизводство интеллектуального капитала ВУЗов, необходимого для осуществления инновационной деятельности;

- осуществление производства инновационной продукции (товаров, работ, услуг) силами творческих коллективов ВУЗов самостоятельно, либо в кооперации с другими участниками рынка;

- бизнес-инкубация и генерация инновационных (наукоемких) предприятий;

- участие в формировании инновационной инфраструктуры, обслуживающей потребности инновационной системы (рис. 1);

- подготовка кадров для инновационных структур;

- формирование инновационной культуры в современной бизнес-среде национальной экономики.

Анализ взаимосвязей результатов инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования с основными составляющими социально-экономического развития общества показал, что инновационные проекты ВУЗов имеют следующую направленность.

Во-первых, это создание производственных инноваций, направленных на обновление ассортиментного ряда предметов потребления, диверсификацию производственной деятельности предприятий.

Во-вторых, это создание технологических инноваций, направленных на производственное освоение новой продукции путем создания нового оборудования, либо его модернизации.

В-третьих, это осуществление экономических инновации, направленных на совершенствование способов планирования производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат, улучшение конечных хозяйственных, повышение материальной заинтересованности работников в росте экономических результатов и т.д.

В-четвертых, это реализация образовательных инноваций, направленных на совершенствование форм и методов обучения, освоения новых научных знаний.

В-пятых, это создание инновации, направленные на прогрессивные изменения в сфере торговли, то есть на создание новых методов распределения продукции, начиная от ценовой политики и заканчивая формированием новых форм взаиморасчетов продавца и покупателя, обеспечивающих ускорение сбытового цикла.

В-шестых, это реализация социальных инноваций, направленных на улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставления социальных услуг и др.

В-седьмых, это создание инноваций в сфере управления, нацеленных на совершенствование организационных структур, методов принятия решений, способов обработки и анализа информации и т.д.

Следует отметить, что перечисленные направления инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования охватывают практически все варианты инноваций, классификационные признаки которых представлены в табл. 1.

Исходя из выявленной направленности инновационных проектов ВУЗов, был проведен анализ возможностей использования существующих методов оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Содержание рассмотренных методов оценки эффективности инновационных проектов приведено в табл. 2. Проведенные исследования показали, что для оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования предпочтительно использовать методы динамической экономической оценки, метод

перечня критериев, метод оценки рисков и метод оценки динамики инновационного процесса.

При этом выполнение оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования является многокритериальной задачей, требующей формирования системы критериев и показателей целевой и экономической эффективности.

При разработке критериев и показателей оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования помимо критериев, представленных в табл. 2, был рассмотрен ряд дополнительных критериев и показателей, характеризующих инновационные проекты, в том числе:

- обеспеченность инновационного проекта научно-техническим заделом;

- соответствие результатов инновационного проекта заданному научно-техническому уровню;

- квалификация исполнителей инновационного проекта;

- обеспеченность инновационного проекта необходимым составом, качеством и количеством материально-технических ресурсов;

- возможности производственной и сбытовой кооперации,

- и д.р.

Рассмотрение указанных критериев и показателей показало, что большинство из них не формализовано и, соответственно, не может быть сопоставлено между собой.

Для разработки системы критериев и показателей оценки целевой эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования был избран индексный способ оценки проектов для групп целевой направленности, представленных в блоке 1 табл.3.

В результате целевая эффективность инновационных проектов производственной направленности К определяется соотношением:

к = АА

F Eo

(1)

где F1 - функциональные возможности создаваемой инновационной продукции,

F0 - функциональные возможности продукции - прототипа инновации,

Е1, Е0 - эксплуатационные возможности создаваемой инновационной продукции и продукции - прототипа инновации соответственно, Целевая эффективность инновационных проектов технологической направленности К определяется соотношением:

Po 7

(2)

где Р1, Р0 - производительность создаваемой инновационной технологии и предшествующей технологии соответственно,

Z1, Z0 - себестоимость производства с использованием создаваемой инновационной технологии и предшествующей технологии соответственно.

Рис. 1. Участие учреждений высшего профессионального образования в формировании инновационной инфраструктуры,

обслуживающей потребности инновационной системы.

Таблица 2. Методы оценки эффективности инновационных проектов

№ Методы Критерии и показатели

1 Метод динамической экономической оценки 1. Чистая текущая стоимость (NPV) 2. Индекс рентабельности (PI) 3. Внутренняя норма доходности (IRR) 4. Период окупаемости дисконтированных потоков (РР)

2 Метод статической экономической оценки 1. Простая норма прибыли 2. Срок окупаемости инвестиций

3 Метод перечня критериев 1. Критерии соответствия целям организации, стратегии, политике и ценностям 2. Финансовые критерии 3. Научно-технические критерии 4. Производственные критерии 5. Социальные критерии 6. Экологические критерии

4 Балльный метод Эксперты формируют перечень наиболее важных критериев и показателей и присваивают им веса

5 Метод оценки рисков 1. Макроэкономические риски (стабильность экономического законодательства, экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли, политической ситуации, неблагоприятных социально-политических изменений) 2. Риски неполноты и неточности информации о динамике техникоэкономических показателей, параметрах новой техники и технологий 3. Риски колебаний рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.д. 4. Производственно-технологические риски 5. Неопределенность целей, интересов и поведения участников 6. Неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников проекта

6 Метод затратных показателей 1. Удельные затраты на проект в объеме продаж, характеризуют наукоемкость продукции 2. Удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау по проектам 3. Затраты на приобретение инновационных фирм 4. Показатели оценки фондов на развитие инициативных разработок

7 Метод оценки динамики инновационного процесса 1. ИнновационностьТАТ («tum — around time») 2. Длительность процесса разработки новой продукции (технологии) 3. Длительность подготовки производства нового продукта 4. Длительность производственного цикла нового продукта

8 Метод оценки обновляемости 1. Количество разработок или внедрений нововведений-продуктов (нововведений-процессов) 2. Динамика обновления портфеля продукции 3. Количество приобретенных (переданных) новых технологий 4. Объем экспортируемой инновационной продукции

9 Метод структурной оценки 1. Состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научнотехнических структурных подразделений 2. Состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции 3. Численность и структура сотрудников, занятых НИОКР 4. Состав и количество творческих инициативных временных коллективов

Таблица 1. Классификационные признаки инноваций

№ Группа признаков Содержание признаков

1 По содержанию Производственные, технологические, экономические, образовательные, торговые, социальные, управленческие

2 По степени новизны Радикальные, улучшающие (модифицирующие), комбинаторные

3 По характеру инновационного процесса Простые внутриорганизационные, простые межорганизационные, расширенные

4 По этапам жизненного цикла Зарождение идеи, поиск ресурсов на реализацию идеи создания продукции, НИР, ОКР, изготовление пробной партии, начало серийного производства, рост объемов производства, замедление роста, остановка роста, спад, завершение жизненного цикла

5 По длительности этапов инновационного процесса Краткосрочные (блиц), среднесрочные, долгосрочные (фундаментальные)

6 По преемственности Замещающие, отменяющие, открывающие, возвратные

7 По соотношению продукции и технологии Синхронные, продуктивные, поддерживающие

8 По области использования Государственные, региональные, местные, отраслевые, корпоративные, фирменные

Целевая эффективность инновационных проектов экономической направленности К определяется соотношением:

К эк = W'Т

эк W T , VK0 i0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(3)

лицензий, технологий и ноу-хау) после и до реализации торговой инновации,

S1, S0 - период сбытового цикла после и до реализации торговой инновации.

Целевая эффективность инновационных проектов социальной направленности К определяется соотношением:

где W1, W0 - фондоотдача после и до реализации экономической инновации,

Т1, Т0 - оборачиваемость оборотных средств после и до реализации экономической инновации.

Целевая эффективность инновационных проектов образовательной направленности Коб определяется соотношением:

(6)

К -Y0'Uo

°О Y Uо ■

(4)

где А1, А0 - уровень условий труда после и до реализации социальной инновации,

D1, D0 - уровень предоставляемых социальных услуг после и до реализации социальной инновации.

Целевая эффективность инновационных проектов управленческой направленности К определяется соотношением:

где Y1, Y0 - уровень знаний обучаемых после и до реализации образовательной инновации,

и1, и0 - уровень интеллектуального капитала после и до реализации образовательной инновации.

Целевая эффективность инновационных проектов торговой направленности К определяется соотношением:

К = G' Ho

упр г1 и ,

G0 H 0

(7)

К = Q Sl

ш°О Q0 So ■

(5)

где Qp Q0 - прибыль от реализованной продукции (в том числе

где G1, G0 - рентабельность активов после и до реализации управленческой инновации,

Н1, Н0 - уровень оптимальности принимаемых решений после и до реализации управленческой инновации.

Универсальность предложенного подхода к оценке критериев целевой эффективности инновационных проектов (1) - (7) заключается в том, что каждый из них является безразмерным и базируется на двух

Рис. 2. Методологический подход к оценке эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Таблица 3. Комплексная оценка эффективности инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования, направленного на разработку новой продукции

№ Критерий Обозначение Значение

1 Производственная эффективность проекта к„„ 1,32

2 Приведенный доход производственного характера NVi 4,76

3 Приведенный доход технологического характера nv2

4 Приведенный доход экономического характера NV3 -

5 Приведенный доход образовательного характера nv4 1,98

6 Приведенный доход торгового характера nv5 1,51

7 Приведенный доход социального характера NV6 -

8 Приведенный доход управленческого характера nv7 -

9 Приведенные затраты на проект производственного характера NC, 3,21

10 Индекс рентабельности инновационного проекта производственного характера PI, 1,48

11 Модифицированный индекс рентабельности инновационного проекта производственного характера PImi 2,57

12 Комплексная оценка совместной эффективности инновационного проекта производственной направленности L, 3,39

ключевых параметрах, уравновешивающих оценки позитивных результатов проектов оценкой возможных негативных последствий.

Экономическая эффективность инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в общем случае может определяться через индекс рентабельности Р1 . по 1-му целевому направлению, модифицированный с учетом ожидаемых дополнительных доходов неосновного целевого характера (]=1,...,7; 1 ф j):

NV + £ NVj PL, = --------------—

NC

(8)

где NV. - приведенный доход по инновационному проекту 1-ого целевого направления,

КС. - приведенные расходы по инновационному проекту 1-ого целевого направления,

j - дополнительный потенциальный приведенный до-

1

При этом выбор наилучшего инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования по каждому из указанных методов, сопряжен с поиском максимума из доступных вариантов в соответствии с блоками 8, 11, 12 рис. 2.

Практические рекомендации по применению методов оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования сводятся к следующему.

Во-первых, при определении целевой направленности инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования может быть выделено несколько целей, в том числе выходящих за пределы перечисленных семи направлений (например, экологические). Тогда должны быть разработаны дополнительные критерии целевой эффективности универсальные по отношению к критериям (1) - (7).

Во-вторых, должна постоянно актуализироваться база данных для определения частных индикаторов эффективности проектов (включая формирование новых индикаторов).

В-третьих, оценка дополнительного экономического эффекта по инновационному проекту (блок 10 рис.4) может носить вероятностный характер, что требует корректировку выражения (8) оценки экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в виде:

ход от шести из семи перечисленных направлениях инновационных проектов (производственные, технологические, экономические, образовательные, торговые, социальные, управленческие).

На основе сформированных критериев и показателей эффективности (1) - (8) был предложен методологический подход к оценке эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования представлен на рис. 2.

Предложенный подход включает в себя три метода оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Первый метод (блоки 1-8 рис. 2) заключается в оценке целевой эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в соответствии с разработанными критериями (1) - (7) соответственно по направлениям: производственным, технологическим, экономическим, образовательным, торговым, социальным, управленческим.

Второй метод (блоки 1-4, 9, 10 рис. 2) заключается в оценке экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в соответствии с разработанным критерием (8), когда рассчитывается модифицированный индекс рентабельности, в котором помимо приведенных целевых доходов по проекту учитываются дополнительные доходы по нецелевым направлениям.

Третий метод (блоки 1-12 рис.4) заключается в комплексной оценке эффективности ^ инновационного проекта 1-ой направленности в сфере высшего профессионального образования на основе критерия:

Ь=К.-РГ. (9)

NV; +I BrNVi

1 J J

PL, =

j=i

NC

(10)

где В. - вероятность получения дополнительного дохода по j-ому целевому направлению.

Пример комплексной оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования, направленного на разработку новой продукции, представлен в табл. 3.

Как следует из табл. 3 целевая эффективность инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования, направленного на разработку новой продукции, больше единицы (К =1,32). Также больше единицы значение индекса рентабельности инновационного проекта (Р1г=1,48). Модифицированный индекс рентабельности инновационного проекта Р1 , учитывающий дополнительные доходы образовательного характера и торгового характера (продажа ноу-хау проекта), увеличивает оценку экономической эффективности (Р1м1=2,57). В результате комплексная оценка эффективности инновационного проекта производственной направленности составляет 339%.

При этом очевидно, что в инновационных проектах любой целевой направленности (блок 1 табл.3) в сфере высшего профессионального образования всегда будет присутствовать образовательная составляющая приведенного дохода (МУ4), отражающая рост уровня знаний обучаемых и рост уровня интеллектуального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.