ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Е. М. Белый, И. Б. Романова
(Ульяновский государственный университет)
Раскрываются основные направления реализации государственно-частного партнерства государственных высших учебных заведений и бизнеса: формирование содержания и оценка качества высшего профессионального образования; совместные образовательные проекты; интеграция в сфере науки и инноваций; экономическая поддержка высшего профессионального образования.
Ключевыге слова: государственно-частное партнерство; высшее учебное заведение; бизнес; профессиональное образование.
В экономике ряда развитых и развивающихся стран в последние десятилетия сложилось совершенно особое качество взаимодействия государственного и частного секторов, выходящее за рамки как патернализма со стороны государства, так и простого использования властными структурами возможностей предпринимательского сектора для реализации общественно значимых задач. Речь идет о партнерских отношениях государственной (муниципальной) власти и бизнеса, обозначаемого в научной литературе и хозяйственной практике термином «государственно-частное партнерство».
Перспективным представляется использование государственно-частного партнерства как интеграционного механизма взаимодействия экономических субъектов в сфере высшего профессионального образования.
Определим государственно-частное партнерство в профессиональном образовании как организационный альянс на основе долгосрочных отношений между государством (субъектами, его представляющими) и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере профессионального образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков. Исходя из этого определения его участниками в сфере профессионального образования могут выступать федеральные,
региональные и муниципальные органы управления, в том числе органы управления образованием, образовательные учреждения всех форм собственности, представители частного бизнеса, некоммерческие организации.
Взаимодействие системы высшего профессионального образования и бизнеса может осуществляться по ряду направлений, которые рассматриваются ниже.
Формирование содержания и оценка качества высшего профессионального образования
Для формирования у обучаемых необходимых компетенций высшим учебным заведениям необходимо иметь постоянную, устойчивую и эффективную обратную связь с работодателями, среди которых бизнес-сообщество представляет многочисленную и неоднородную категорию. Создать систему обратной связи, учитывая реальное многообразие общественных отношений и соответственно несовпадение групповых интересов между сферой труда, сферой образования и государственным регулированием, непросто. Под влиянием факторов инновационного развития экономики сеть каналов обратной связи децентрализована и весьма динамична. Их мониторинг представляет собой отдельную проблему. Другая серьезная проблема — объективизация субъективных требова-
© Белый Е. М., Романова И. Б., 2010
3
ний со стороны отдельных компаний, а также поддержание баланса интересов в рамках всего сообщества.
Очевидно, что в сложившихся условиях организованное бизнес-сообщество имеет по сравнению с отдельными компаниями гораздо больше возможностей аккумулировать, систематизировать и анализировать лучшую практику, а также влиять на образовательные процессы. Объединения работодателей могут внести вклад в формирование идеологии профессионального образования посредством:
— внесения предложений по вопросам совершенствования законодательной базы и нормативно-правового обеспечения развития профессионального образования;
— подготовки экспертных заключений на проекты документов, определяющих государственную политику в области профессионального образования;
— участия в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах;
— разработки предложений по оптимизации сети образовательных учреждений с учетом уровня развития техники и технологии, науки, культуры, экономики и социальной сферы;
— внесения предложений по формированию перечней направлений подготовки (специальностей) высшего, среднего и начального профессионального образования;
— участия в формировании системы независимой оценки качества профессионального образования;
— участия в независимой экспертизе учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;
— участия в государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений;
— участия в государственной аккредитации образовательных учреждений;
— участия в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и
уровню профессиональной переподготовки;
— участия в формировании и экспертизе основных и дополнительных образовательных программ, реализуемых учебными заведениями.
Совместные образовательные проекты
Образовательные проекты частного бизнеса и государственных высших учебных заведений формируются по трем ключевым направлениям деятельности: подготовка специалистов на основе выработанных квалификационных требований и компетенций, сформированных в заказах работодателей; формирование системы встроенного внутрифирменного обучения специалистов на всех этапах их последующей деятельности; профессиональная адаптация выпускников вузов.
Основным подходом к реализации первого направления является целевая подготовка специалистов. Организационно-нормативной базой такой подготовки служат договоры о стратегическом партнерстве между государственными вузами и бизнесом, а также создание совместных с предприятиями специальных структурных подразделений вуза, филиалов кафедр. На наш взгляд, один из самых удачных механизмов взаимодействия субъекта бизнеса и государственного высшего учебного заведения в рамках целевой подготовки представляет собой модель «завод — втуз». Эта модель была широко распространена в нашей стране, однако в 90-е гг. прошлого века практически прекратила свое существование по различным причинам — демографическим, экономическим, социальным. В последнее время на фоне активного технологического перевооружения ряда предприятий возникла необходимость реанимировать указанную систему. Ее реализация особенно актуальна в условиях использования дистанционных образовательных технологий.
Увеличение спроса на обновление знаний, рост значения непрерывного образования усиливают связи бизнеса и
образовательных учреждений за счет организации различных вариантов обучения без отрыва от производства, которое получило название корпоративного. Партнерство субъекта бизнеса и высшего учебного заведения позволяет сформировать среду корпоративного образования, интегрирующую научно-образовательный, интеллектуальный, информационный, материально-технический и кадровый потенциалы вуза и производственной или проектной корпорации. Как утверждает Е. В. Тараканова, эффективное непрерывное корпоративное образование можно обеспечить лишь в интегрированной структуре высшего профессионального и корпоративного образования, «способствующей образовательной и профессионально-личностной реализации каждого субъекта образовательного процесса, определяющей стратегические цели профессиональной отрасли и создающей условия для их достижения» [3, с. 9].
В качестве подобной интегрированной структуры может выступать корпоративный университет. В современном понимании корпоративный университет — это выстроенная система внутрифирменного обучения, объединенная единой концепцией и методологией, разработанная для всех уровней руководителей и специалистов в рамках идеологии и стратегии развития компании, а также задач, стоящих перед ее отдельными структурными подразделениями. Существует два базовых подхода к созданию корпоративного университета: альянс с вузами или специализированными консалтинговыми фирмами; формирование самостоятельной образовательной структуры.
Мы солидарны с теми учеными, кто утверждает, что «формирование корпоративных университетов и даже отдельных элементов корпоративного обучения без активного вовлечения в этот процесс крупных вузов бесперспективно. Такие вузы должны иметь традиции и научные достижения, обладать достоинствами, столь необходимыми научно-образовательным центрам предприятий: интеллектуальным капиталом, преподаватель-
ским ресурсом, опытом прикладных исследований, методическими наработками. Кроме того, подобные вузы должны располагать разветвленной сетью филиалов с развитой инфраструктурой, расположенных на территориях базирования отдельных производств компании, создающей корпоративный университет» [1, с. 5].
Для современного рынка труда характерно противоречие между традициями высшего профессионального образования и потребностями потенциальных работодателей. В настоящее время очень быстро изменяется номенклатура рабочих мест, при этом каждая организация заинтересована получить специалиста с минимальным сроком его адаптации к производственным условиям. Реакцией на такую ситуацию служит создание структур, занимающихся подбором кадров для организаций из числа студентов старших курсов, их специализированной подготовкой с учетом требований работодателей и адаптацией к условиям конкретной организации. Подобные структуры, организуемые, как правило, совместно крупными корпоративными потребителями кадров и вузами, призваны соединить интересы бизнеса, молодых специалистов и высших учебных заведений. Таким образом создается система, когда вузы формируют общетеоретическую базу производственной квалификации, а в тесном сотрудничестве с бизнесом — профессиональные компетенции.
Интеграция в сфере науки и инноваций
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества — построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом и основным источником экономического ро-
ста. В связи с этим высшие учебные заведения, научные организации и бизнес-структуры должны рассматриваться как стратегические партнеры, объективно заинтересованные в развитии науки и инноваций, а их полноценное развитие достигаться за счет добровольного объединения кадровых, интеллектуальных, материально-технических и информационных ресурсов на основе одной из известных форм интеграции.
Интеграция вузов и бизнеса в сфере науки и инноваций может реализоваться в виде совместных фундаментальных, ориентированных на дальнейшее внедрение или совместных прикладных исследований, совместной инновационной или инфраструктурной деятельности.
Интеграционные процессы в сфере высшего профессионального образования и бизнеса могут носить договорный, институциональный или кластерный характер. В качестве перспективных форм интеграции в рамках государственно-частного партнерства выступают консорциум и инновационный технологический кластер [2].
Экономическая поддержка
высшего профессионального образования
Основными формами реализации механизма государственно-частного партнерства по экономической поддержке образования в настоящее время являются эндаумент-фонды, попечительские советы вузов, стипендиальные программы бизнес-структур, образовательное кредитование.
Эндаумент-фонды. С момента вступления в силу Федерального закона от 30.12.06 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» в российском вузовском сообществе возник интерес к эндаумент-фондам (энда-ументам) как к новому перспективному инструменту финансовой поддержки высшего образования. Эндаумент-фон-ды (фонды целевого капитала) формируются за счет благотворительных пожертвований для осуществления не-
коммерческих проектов. Как правило, они создаются для финансирования организаций образования, здравоохранения и культуры. В международной практике такие фонды обычно инвестируют свои средства с целью получения дохода, который за вычетом расходов на управление фондом полностью направляется на цели, предусмотренные учредителем. От обычной благотворительности эндаумен-ты отличают целевой характер и конкретное направление деятельности (например, поддержка одного университета), а также способ управления денежными средствами путем их предварительного инвестирования. Данный подход имеет ряд преимуществ:
— независимость от поступления отдельных пожертвований. Относительное постоянство базовой суммы целевого капитала позволяет сглаживать колебания финансовых потоков в промежутках между крупными поступлениями, обеспечивая стабильное финансирование уставной деятельности фонда;
— финансовая прозрачность процесса расходования денежных средств для учредителей фонда и любых заинтересованных лиц;
— предоставление эндаументам налоговых льгот, обычных для благотворительности. Строгий целевой характер и комплексный внешний контроль деятельности фондов предотвращают большую часть злоупотреблений, обычно возникающих при попытках неправомерного получения налоговых льгот [4, с. 4].
Целевой капитал может быть использован для финансирования именных стипендий, грантов преподавателям, реализации крупных инфраструктурных проектов вуза (строительство учебных корпусов, спортивных сооружений, оснащение лабораторий и др.), а также для финансирования социальных проектов по медицинскому страхованию, льготному ипотечному кредитованию для персонала университета.
Попечительские советы. Для повышения качества образовательных услуг, привлечения в систему высшего образования негосударственного капитала, обеспечения более тесного взаимо-
№ 3,
действия между обществом, бизнесом и высшим учебным заведением в вузах в последнее десятилетие активно создаются попечительские советы. Попечительский совет вуза обычно объединяет крупных действующих финансовых доноров вуза, представляющих различные категории жертвователей, а также видных общественных политических деятелей, оказывающих влияние на процессы принятия решений в тех сферах, специалистов для которых готовит вуз. Он способствует улучшению материально-технического обеспечения учебного процесса, позиционированию вуза в публичном пространстве, расширению взаимодействия вуза с органами государственной власти и управления, активизации международного сотрудничества. Известный отечественный опыт показывает, что во многих вузах попечительский совет принимает активное участие в деятельности учебного заведения — осуществляет контроль за качеством подготовки студентов и слушателей, устанавливает тесные связи с другими высшими учебными заведениями, включая зарубежные, способствует эффективному использованию бюджетных и внебюджетных средств.
Стипендиальные программы бизнеса. Социальная активность бизнеса в последние годы приобретает все более целевой характер: компании постепенно переходят от чистой филантропии и благотворительности к социальным инвестициям, приносящим выгоды всем участникам процесса. Распространенной формой таких инвестиций являются стипендиальные программы помощи талантливой и творческой молодежи.
В настоящее время можно выделить три уровня стипендиальных программ: федеральные (в частности, программа фонда В. Потанина); региональные («губернаторские стипендии»); целевые стипендиальные программы бизнес-структур, направленные на поддержку студентов отдельных вузов, факультетов, специальностей.
Стипендиальные программы, разрабатываемые и реализуемые частными компаниями, можно отнести скорее к кос-
2010 1%
венным инвестициям в будущего специалиста, так как в настоящее время не существует апробированного правового механизма закрепления выпускника-сти-пендиата в данной фирме. Нужно отметить, что большинство компаний, реализующих стипендиальные программы, и не претендуют на то, чтобы после окончания учебы стипендиат обязательно пришел работать именно к ним. Здесь преследуются несколько другие цели: учреждая стипендии для студентов определенных направлений и специальностей, компания тем самым декларирует, что ей интересны молодые и перспективные специалисты, и одновременно формирует на рынке труда позитивный имидж работодателя.
Образовательное кредитование. Экономическая функция образовательного кредитования заключается в привлечении дополнительных финансовых средств в систему высшего профессионального образования в виде платы за обучение. В России широко распространен банковский образовательный кредит. Это один из эффективных механизмов уменьшения текущей нагрузки на бюджеты семей студентов и решения проблемы доступности высшего образования для различных слоев общества.
Развитие институтов образовательного кредитования сталкивается с рядом препятствий. Многие кредитные организации не готовы предоставлять кредиты под будущие доходы студента-заемщи-ка, поскольку не рассматривают эти доходы в качестве достойной гарантии обеспечения возвратности кредита. В свою очередь, многие семьи, обладая имуществом, достаточным для залогового обеспечения образовательного кредита, боятся обременять себя долгосрочным кредитом на большую сумму из-за отсутствия опыта подобного заимствования. Тем не менее в некоторых странах преимущества финансирования высшего образования за счет кредитов учащимся расцениваются выше издержек, связанных с введением данного института. Государство в этих странах стимулирует использование рассматриваемого механизма финансирования, вы-
ступает в качестве гаранта по кредитам, устанавливает процентные ставки по образовательным кредитам существенно ниже рыночных и субсидирует разницу из бюджета или предусматривает возможность отсрочки возврата кредита и даже его полного списания, если заемщик имеет низкие доходы.
Совместные инвестиционные проекты
К перспективным инструментам сотрудничества государственных высших учебных заведений и бизнеса следует отнести совместное проектное финансирование мероприятий, преследующих коммерческие цели или направленных на развитие социокультурного пространства региона. При таких организационных решениях происходит, с одной стороны, снижение финансовой нагрузки для каждого инвестора, а с другой — распределение рисков между участниками инвестиционного проекта.
Среди ключевых направлений партнерских инвестиционных проектов можно выделить: поддержку и модернизацию образовательной инфраструктуры в целях объединения возможностей бизнеса и государства по эффективному использованию инфраструктурных объектов сферы высшего профессионального образования; совместное ведение хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ, предоставление услуг); совместное строительство объектов социально-культурной сферы.
Таким образом, основными направлениями сотрудничества государственных высших учебных заведений и бизнес-сообщества, обеспечивающими позитивный эффект для обеих сторон, являются формирование содержания и оценка качества высшего профессионального образования; совместные образовательные проекты; интеграция в сфере науки и инноваций; экономическая поддержка высшего профессионального образования, включая эндаумент-фонды, попечительские советы, стипендиальные программы бизнеса, образовательное кредитование; совместные инвестиционные проекты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Набойченко, С. К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса / С. Набойченко, А. Соболев, Т. Богатова // Высш. образование в России. — 2007. — № 1. — С. 3—10.
2. Рубвальтер, Д. А. Нормативно-правовое
обеспечение государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах в России: проблемы и направления совершенствования [Электронный ресурс] : докл. на Между-нар. конф. «Продвижение государственно-частного партнерства: новые возможности для развития инфраструктуры в странах с переходной экономикой» / Д. А. Рубвальтер, А. В. Кольцов, Е. А. Наумов. — М., 2008. — Режим доступа:
http://unece.org/ceci/ppt-presentations/2008/ppp/ MoscowZmbvalter.pdf.
3. Тараканова, Е. В. Взаимодействие вуза и корпорации в условиях становления непрерывного корпоративного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Тараканова. — Тюмень, 2008. — 28 с.
4. Титов, В. Направления взаимодействия вузов и бизнес-сообщества / В. Титов, Д. Ендовиц-кий // Высш. образование в России. — 2007. — № 7. — С. 12—17.
Поступила 15.04.10.