СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ НА ЭТАПЕ 1960-1980-Х ГГ.
КЛЕНЧЕВ А.Н.
Особенности содержания и методов патриотического воспитания в школе на этапе 1960-1980-й гг. проанализированы с точки зрения их органичной взаимосвязи. Разнообразие методов и форм патриотического воспитания, эффективное их применение явилось причиной заметного качественного скачка в развитии системы патриотического воспитания с 1960-го по 1980-й годы.
Particularities of the content and singularities of methods of school patriotic tutorage on the stage 1960-1980-th years have been analyzed from the point of view of their interdependence. A variety of methods and forms of patriotic tutorage, and their effective usage caused the noticeable qualitative leap in the development of patriotic tutorage system from 1960 to 1980 years.
Исторический этап 1960-1980-й годы является одним из рубежных этапов в развитии системы патриотического воспитания, и особенно в истории становления системы патриотического воспитания «социалистического патриотизма». В рамках этих временных границ воспитание патриотизма в школах СССР достигает своей наибольшей эффективности, что было обусловлено с одной стороны достигшей к этому времени своей зрелости системы патриотического воспитания «социалистического патриотизма» и ее освоением педагогическим составом школ. С другой стороны последовавшее после смерти И.В. Сталина (1953 г.) и XX съезда КПСС (1956 г.) ослабление идеологической цензуры и репрессивных действий со стороны государства, наряду с достижениями в науке, и стабильной экономической ситуацией укрепило положительный взгляд общества на будущность государственной социалистической системы. Отметим также, что рубежность исторического этапа 1960-1980-х годов состоит также и в том, что он является последним циклом действительно эффективного патриотического воспитания в рамках социалистической системы. Уже к началу 1980-х - в следующем историческом этапе (19801989-й гг.) в развитии системы патриотического воспитания происходит кризисный спад, связанный с неэффективными реформами образовательной системы (1984 г., 1988 г.) и изменениями, связанными с перестройкой в государственном управлении.
Таким образом, хронологические рамки 1960-1980-й год были определены с учетом ис-торико-логического хода развития процесса становления системы патриотического воспитания в рамках общегосударственных изменений. Выбор нижней границы был обусловлен переходом от обязательного семилетнего к восьмилетнему обучению учащихся школ (1958 г.), принятием законодательных актов в сфере образования, достижениями в науке. Верхняя граница была установлена с учетом кризисных явлений в системе образования к началу 1980-х, началом перестроечных реформ и экономическим спадом.
Эффективность патриотического воспитания в школе на этапе 1960-1980-х годов достигает пика своего развития, благодаря достигшим в это время своего апогея мерам по улучшению деятельности не только школы, но и действовавшей на ее базе пионерской организации, органично встроенной в систему школьной жизни (закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958); Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972), «Устав средней общеобразовательной школы» (1970) и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973)).
Интенсивное развитие страны с точки зрения научных разработок и прорывных техноло-
гий на историческом этапе 1960-1980-х годов, оказало положительное влияние на укрепление содержательной стороны системы патриотического воспитания школьников: нобелевскими лауреатами стали Н.Н. Семенов (1956 г., исследование химических цепных реакций), Л.Д. Ландау (1962 г., теория жидкого гелия), Н.Г. Басов и А.М. Прохоров (1964 г., совместно с И. Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого квантового генератора - мазера). В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый мощный в мире ускоритель протонов - синхрофазотрон (1957 г.). Под руководством ученого и конструктора С.П. Королева разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.
Резонансные достижения в науке, наряду с созданием условий обеспечивающих более высокий уровень образования и воспитания подрастающего поколения, обеспечили повышение эффективности гражданского, идейно-патриотического воспитания учащейся молодежи. В тоже время освобождение от излишних идеологических оков - преодоление культа личности Сталина после XX съезда партии, внесли в деятельность такой важной составляющей системы патриотического воспитания учащихся, как пионерская организация - некоторую идеологическую свободу.
В работе пионерской организации начинает активно применяться событийный метод. Пионерская организация перестраивала позицию школьника, ориентируя его на идеолого-патриотические ценности через включение в деятельность. Поэтому основой метода стало создание ощущения причастности к общегосударственным событиям путем именования пионерских отрядов в честь знаменательных событий или привязывание деятельности к важным датам.
В 1960-1980-е гг. у пионерской организации действовало сочетание краткосрочных акций-программ социального значения (экспедиция, соревнование-двухлетка) с долгосрочной воспитательной возрастной пионерской программой «Примерный перечень умений и навыков для пионера» (1958 г.). Содержание включало данные по истории СССР, Коммунистической партии, Ленинского комсомола, пионерской организации, деятельности В.И. Ленина, достижений науки и культуры.
Интернациональный аспект как важная составляющая социалистического патриотизма реализовывался на базе Клубов Интернациональной Дружбы (КИДов), создаваемых в дружинах, Дворцах пионеров в конце 1960-х. Их деятельность включала: проведение встреч с участниками войн, «Дней памяти»; военно-спортивные лагеря, начальную военную подготовку, военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок» (Всесоюзная пионерская игра «Зарница» стартовала в 1967 году), а также: форумы, фестивали молодежи, сбор вещей и средств для помощи зарубежным пионерам и др.
Мотивационный метод формирования патриотизма учащихся в деятельности пионерской организации был представлен в различных формах:
- внесение в Книгу Почета пионерской организации,
- вручение Красного Знамени пионерской организации (19 мая 1960 г.),
- награждение пионерской организации орденом Ленина (18 мая 1962 г.).
Мотивационный метод популяризировал пионерскую организацию, наделяя содержание деятельности патриотическими смыслами принадлежности к «Вождю» и «Красному знамени».
Школа как составляющая системы образования использовала отдельные методы патриотического воспитания, встраивая патриотический компонент в значительный перечень предметов, что явилось закономерным продолжением этой педагогической традиции появившейся в начале 1920-х годов.
Воспитание патриотических качеств начиналось в начальной школе, базируясь на формировании любви к родным местам и уже постепенно через это чувство к просторам большой
страны. На основании отобранных фактов обосновывалось величие страны и преимущества социалистического строя. Таким образом, у школьников формировалась заданная государством через разработанную педагогами педагогическую систему становления патриота положительная оценка политического строя.
На уроках истории педагогическим инструментом патриотического воспитания выступало изучение рассказов о массовом героизме советских людей в годы гражданской и Великой Отечественной войн. В V-VШ классах учителя разворачивали героическую летопись: от Ледового побоища до обороны Севастополя в Крымской войне, выявляя в этих событиях народный характер причин победы. В IX классе раскрывалась сущность советского патриотизма, источник массового героизма в 1918-1922 гг. и в период ВОВ 1941-1945 гг. Фиксировалась патриотическая установка: в результате победы революции трудящиеся обрели подлинное социалистическое Отечество. В итоге, складывалась историческая картина становления Советского государства, благодаря героическим сражениям народа. Выделение народного стержня в основе государства и народного характера побед во всех известных сражениях, обосновывало парадигму превосходства государственной системы СССР, фиксируя на мировоззренческом уровне патриотическую формулу: Народ - Патриотизм - Победа - СССР.
На уроках обществоведения в выпускном классе преподавалась идеология коммунизма в контексте своих теоретических закономерностей. Курс содержал марксистско-ленинское учение о войне и мире, знакомил учащихся с состоянием военно-экономического потенциала СССР. Обосновывалось оборонное значение достижений СССР в хозяйственном строительстве. Все это развивало уважение к Вооруженным Силам, ответственность за Родину.
На уроках географии патриотический компонент встраивался в характеристику рассматриваемых на уроках территорий СССР путем освещения происходивших там боев Великой Отечественной войны. Подробно героические моменты ВОВ рассматривались в отношении тех географических единиц, где располагалось образовательное учреждение.
Другими формами патриотического воспитания, которые использовались советской школой в 1960-80-е годы можно выделить следующие.
1) Изучение планов-схем как наглядную форму передачи информации, применяемую в качестве педагогического инструмента ознакомления школьников с решениями Съездов КПСС, планов пятилеток в 1970-е годы. Изучение в школах планов развития государства укрепляло веру школьников в будущее страны и понимание перспектив личного участия в этом процессе.
2) Экспедиции как форма патриотического воспитания осуществлялись круглогодично по специально разработанным маршрутам, привязанным к местам сражений ВОВ, местам «революционной славы», или к географии тех или иных населенных пунктов. Широкую известность получает экспедиция «Моя Родина - СССР». Экспедиции выполняли ряд воспитательных функций. Через них прививалась любовь к географии страны, через взаимодействие с людьми в процессе экспедиций воспитывались коллективистские качества, которые наряду с пропагандой исторических ценностей государства (экспедиции были нацелены на «места революционной, боевой и трудовой славы») встраивали в личность школьника социалистические ценности.
3) Школьный музей боевой славы поддерживал в школьниках историческую память о победах в боях Великой Отечественной войны. В создании музеев участвовали школьники, в процессе сбора данных, усваивая исторический материал и проникаясь патриотическими установками.
4) Ученические производственные бригады (УПБ) как метод патриотического воспитания школьников коррелировался с пионерским методом социалистических соревнований. УПБ создаются в начале 50-х годов. Они помогали колхозам и совхозам выращивать урожай. В школах открывали «пионерские фабрики», комбинаты. Через создание псевдопроизводств у школьников
образовывалось ощущение соучастия с индустриализацией страны.
Среди педагогических методов патриотического воспитания в 1960-1980-е наиболее теоретически разработано было воспитание патриотических качеств на Ленинском примере. Оно получило теоретическую разработку в конце 1960-х, став развитием метода изучения биографий Советских вождей (1940-е гг.). Воспитание методом примера было продиктовано программой Академии педагогических наук СССР, состоявшей из нескольких частей, с ориентацией на возраст учащихся. Содержание составлял биографический материал, расположенный с ориентиром на формирование образа великого человека, вождя трудящихся. Метод транслировался в различных формах: возложение цветов к подножию памятника вождя в революционные праздники, проведение бесед и создание школьных музеев освещавших в нужном ключе жизнь этой известной личности. Интересен тот факт, что в Ленинских музеях наряду с биографическими материалами, находился макет броневика (с которого вождь трудящихся выступал у Финляндского вокзала) и атомного ледокола «Ленин». Это были не случайные украшения, а продуманный психологический прием, трансформировавший историческую личность в образ громадных машин, придававших ему божественные черты в новом смысле, на уровне технических чудес того времени.
Форма патриотической беседы находит свое распространение в середине 1960-х годов. Беседы были насыщены фактическим материалом из жизни той или иной школы, тематически распределенным с учетом возрастных особенностей и ориентированы идеологически. Приведем примеры бесед в I классе и в X классе для противопоставления: I класс-«Наше счастливое детство», «Наш школьный музей боевой славы»; X класс-«Коммунистическая идейность-наши крылья», «Принимаем эстафету революционной, трудовой и боевой славы отцов и дедов» и др.
Изучение патриотических песен на этапе расцвета педагогической системы патриотического воспитания 1960-1980-х находит все более широкое применение. Использовались «песни советской музыкальной классики» («По долинам и по взгорьям», «Священная война», «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» и др.). Перед изучением текстов рассказывался исторический контекст их создания, связанный с подвигами советских граждан.
Общественно-полезная работа как метод патриотического воспитания, в 1960-80-е обрела повсеместное применение. Этот метод появился еще в середине 1930-х годов, но в конце 1960-х сфера его применения расширилась. Закрепляются новые формы: участие во всесоюзных трудовых операциях, сбор металлолома, макулатуры и др. Для активации связи общественно-полезной работы и индустриальных строек, проводились специальные беседы. В итоге, школьники вовлекались в выполнение планов страны, что формировало у них представление о себе, как о звене государственного механизма, укрепляя патриотическое самосознание.
Рассмотренный нами исторический этап 1960-1980-й гг. характеризуется расцветом в школах системы воспитания социалистического патриотизма. Она базировалась не только на деятельности школьных педагогов, но и на работе пионерской организации, органично включенной в школьный образовательный процесс. Разнообразие сфер и форм деятельности обеспечивало эффективность патриотического воспитания. Организованный учебный и производительный труд позволяли учащимся вырабатывать чувство хозяина своей страны, патриота текущего на тот момент типа государственной формации.
Библиографический список:
1. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Документы и материалы / под ред. Федуловой А.В.. М., 1981.
2. Грохольская О.Г. Проблемы теории обучения. Монография. Иркутск, 2007.
3. Зайцева М.А. Школа и комсомольская организация как главные институты воспитания социальной активности старшеклассников в 50-80-е годы/ Подготовка кадров в условиях мо-
дернизации образования. Материалы конференции «Чтения Ушинского». Часть 1. Ярославль, 2010.
4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.3, Т.2. М., 1958.
5. Ученые записки. Вопросы педагогики и коммунистического воспитания. Том 417. Педагогические науки. Петрозаводск, 1970.
Ключевые слова: патриотический, метод, воспитание, школа, пионер, педагогическая система.
Keywords: patriotic, method, tutorage, school, pioneer, pedagogical system.