1 (25) - 2010
Государственные и муниципальные финансы
ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В КОНТЕКСТЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ*
А. в. ГуковА,
доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности
E-mail: gukova@volsu. ru Волгоградский государственный университет
В рамках подхода к оценке эффективности бюджетных расходов, основанного на приведении к единому показателю как затрат, так и результата, предложен метод оценки эффективности использования бюджетных средств на основе анализа изменения показателей их результативности. Данный метод позволяет получить многостороннюю оценку эффективности бюджетных расходов за счет использования в анализе информации о непосредственных и конечных результатах, качестве и результативности бюджетных услуг.
Ключевые слова: бюджетный, расходы, услуги, результативность, эффективность.
Реформирование бюджетной системы РФ предполагает прозрачность движения государственных финансовых потоков, что обеспечивает возможность оценки эффективности и результативности использования бюджетных средств. Необходимость такой оценки продиктована ограниченностью бюджетных средств. Особую актуальность данные вопросы приобретают в условиях кризиса, поскольку Президент РФ не раз говорил о том, что экономно расходовать бюджетные средства — это не означает сокращение расходов, это означает использовать их максимально эффективно. Решение этой задачи без повышения эффективности бюджетных расходов невозможно.
* Работа выполнена при поддержке Федерального агентства по образованию РФ в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (госконтракт НК-Э1П (2).
Однако внедрение системы оценки эффективности бюджетных расходов в настоящее время вызывает множество неоднозначных суждений по вопросам методики ее проведения, и без их решения невозможна полноценная реализация принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Каждый регион в рамках программы реформирования региональных финансов данный вопрос решает по-своему.
На основании изучения опыта повышения эффективности управления общественными финансами в регионах РФ предложен новый метод оценки эффективности бюджетных расходов, который был апробирован в Волгоградской области. В его основе заложен уже известный метод оценки изменения потребностей, который предполагает расчет эффективности бюджетных расходов исходя из соотношения изменения состояния удовлетворения потребностей жителей в бюджетной услуге к изменению бюджетных расходов на ее предоставление1:
и, - Ц<-1
Е - и'-1 ,
Е = /Р, - Р-1
Р-1
1См.: Завьялов д. Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы. 2008. № 10. С. 6—10.
7х"
21
1(25) - 2010
Государственные и муниципальные финансы
где и — уровень удовлетворения потребностей жителей в г-й бюджетной услуге в текущем финансовом году;
и ( -1 — уровень удовлетворения потребностей жителей в г-й бюджетной услуге в предшествующем финансовом году; Р1 — бюджетные расходы на предоставление г-й бюджетной услуги в текущем финансовом году;
Р( - 1 — бюджетные расходы на предоставление г-й бюджетной услуги в предшествующем финансовом году.
Соответственно, эффективным будет признано такое расходование бюджетных средств, при котором степень удовлетворения общества возрастет в большее количество раз (или на проценты), чем увеличиваются бюджетные расходы.
По нашему мнению, данный метод имеет недостатки.
Во-первых, оценка результативности бюджетных расходов сводится только к определению уровня удовлетворения потребностей жителей территории, что исключает учет формализованного анализа индикаторов непосредственных и конечных результатов.
Во-вторых, при наличии ряда преимуществ оценки уровня удовлетворенности населения оказываемыми бюджетными услугами посредством социологического опроса последний может дать искажения объективной реальности через субъективное восприятие населением социально-экономических условий на определенный момент времени.
Например, общее напряжение социально-экономической обстановки в стране в период кризиса влияет и на субъективное восприятие человеком качества бюджетных услуг. Данный факт подтверждают результаты проведенных социологических опросов в октябре 2008 г. и в феврале 2009 г.
Без существенных изменений в качестве и количестве бюджетных услуг на территории Волгоградской области отраженный уровень удовлетворенности населения был различен в силу изменения восприятия бытовых и социально-экономических условий.
В-третьих, оптимальным условием применения указанного метода является определение приоритетов бюджетных расходов и распределения средств пропорционально значимости приоритетов. Однако при опоре только на мнение населения в решении этого вопроса увеличивается риск реализации однобокой политики без учета
многочисленных факторов социально-экономического развития территории. При этом, изменив приоритет в финансировании бюджетных услуг, мы можем изменить их качество, количество и уровень удовлетворенности услугами в последующем периоде.
Частично компенсировать перечисленные недостатки указанного метода оценки изменения потребностей можно, предложив незначительную корректировку числителя и знаменателя вышеприведенной формулы.
Итак, эффективность бюджетных расходов может быть определена как соотношение изменения индекса результата, характеризующего интегральный эффект непосредственных и конечных результатов бюджетной услуги, к изменению величины бюджетных расходов на ее предоставление (или стоимости бюджетной услуги):
Е - 1
К t - К t-1
К t-1
где: Е- эффективность бюджетных расходов по г'-й бюджетной услуге в отчетном периоде;
- индикатор результата по г-й бюджетной услуге в отчетном периоде;
-1 - индикатор результата по г-й бюджетной услуге в базовом периоде; К( - расходы на предоставление г-й бюджетной услуги в отчетном периоде; К( -1 - расходы на предоставление г-й бюджетной услуги в базовом периоде. Предложенный метод можно назвать методом оценки изменения результатов. Его преимуществами являются следующие:
• во-первых, учет и анализ индикаторов конечных и непосредственных результатов определенной бюджетной услуги. Это дает возможность полученные результаты сопоставить с выводами социологического опроса для проверки корректности используемой системы индикаторов и/или выявления причин противоречий, если таковые были получены. В этом случае проверку на адекватность отражения реальной действительности проходят и теоретически сформированные системы индикаторов, и данные анкетного опроса. Наилучшим результатом является совпадение объективных оценок статистических показателей и субъективного восприятия населения территории;
• во-вторых, определяя приоритеты расходо-
Государственные и муниципальные финансы
1 (25) - 2010
вания бюджетных средств, можно учесть как мнения населения, так и системы взаимосвязанных и непротиворечивых целей и задач на различных уровнях управления бюджетными расходами, потенциальные риски их реализации, мониторинг результативности бюджетных услуг по статистическим показателям. На взгляд автора, предложенный метод оценки изменения результатов является наиболее перспективным методом оценки измерения эффективности использования бюджетных средств, поскольку отражает результаты двух источников информации: административной отчетности и опросов потребителей услуг.
Оба эти источника информация очень важны. На основе административной отчетности получают, как правило, данные о количестве оказанных услуг, проведенных работ, однако нередко там содержится информация, необходимая для оценки качества и результативности услуг. Так, из административной отчетности можно получить сведения о своевременности оказания услуг, количестве жалоб и т. п.
Опросы пользователей позволяют получить информацию о конечных результатах и качестве услуг, которую невозможно получить другим способом. В частности, посредством социологического опроса можно получить данные об общей удовлетворенности услугами, степени их полезности, оценку отдельных параметров качества услуг, а также о предпочтениях получателей, причинах недовольства или отказа от услуг, предложениях по улучшению и т. п. Проведение анкетного опроса населения позволяет получить дополнительную информацию, поясняющую полученные результаты, и информацию, необходимую для улучшения деятельности (например, степень информированности об услугах, характеристику пользователей услуг).
В целом данный метод позволяет получить многостороннюю оценку эффективности бюджетных расходов за счет использования в анализе информации о непосредственных и конечных результатах, качестве и результативности бюджетных услуг, а полученные выводы отражают и уровень удовлетворения потребителей услуг, и объективно полученные данные мониторинга результативности бюджетной услуги по статистической информации.
По результатам оценки эффективности бюджетных расходов можно выделить качественно различные области (варианты) изменения эффективности бюджетных расходов на основе сопоставления индекса результата, характеризующего изменение индикаторов непосредственных и конечных результатов, и изменения бюджетных расходов (в сравнении отчетного периода с базовым).
Возможные общие тенденции изменения эффективности бюджетных расходов представлены в табл. 1.
Таким образом, по результатам оценки эффективности расходов бюджета могут быть сделаны следующие выводы:
— эффективность бюджетных расходов снизилась по сравнению с базовым периодом;
— эффективность бюджетных расходов находится на уровне базового периода;
— эффективность бюджетных расходов повысилась по сравнению с базовым периодом;
— бюджетные расходы неэффективны.
Из таблицы видно, что сопоставление индекса результата и изменения бюджетных расходов в секторах № 1 и № 9 характеризуются неопределенностью, которая требует уточнения путем сравнения темпов роста анализируемых показателей.
Дифференцировать степень эффективности бюджетных услуг и устранить указанные области неопределенности можно путем использования
Таблица 1
Возможные результаты оценки эффективности бюджетных расходов
Изменение бюджетных расходов Индекс результата
Рост Стабилизация Снижение
Рост 1. Необходимо сравнение темпов роста результатов и бюджетных расходов 2. Снижение эффективности расходов 3. Бюджетные расходы неэффективны
Стабилизация 4. Эффективность бюджетных расходов повысилась 5. Эффективность бюджетных расходов находится на уровне базового периода 6. Снижение эффективности расходов
Снижение 7. Высокая эффективность бюджетных расходов 8. Эффективность бюджетных расходов повысилась 9. Необходимо сравнение темпов роста результатов и бюджетных расходов
1(25) - 2010
Государственные и муниципальные финансы
следующей шкалы изменения индекса результата и бюджетных расходов:
• значительное улучшение показателя (интервал увеличения «более чем на 5 %»);
• незначительное улучшение показателей (интервал увеличения «в пределах 5 %»);
• стабилизация показателя (интервал изменения показателя «в пределах 1 %»);
• незначительное ухудшение показателей (интервал уменьшения «в пределах 5 %»);
• значительное ухудшение показателей (интервал уменьшения «более чем на 5 %»).
Тогда области изменения эффективности бюджетных расходов будут выглядеть следующим образом (табл. 2).
Использование шкалы изменений позволяет условно дифференцировать эффективность бюджетных расходов на несколько уровней. Так, предлагаем различать области:
• высокой эффективности бюджетных расходов — А5, А4, Б5;
• средней эффективности бюджетных расходов — А3, Б4, В5, А2, Б3, В4, Г5;
• удовлетворительной эффективности — сектора А1, Б2, В3, Г4, Д5, при значениях ниже линии диагонали.
Сектора Б1, В1, В2 и значения выше линии диагонали А1, Б2, В3, Г4, Д5 характеризуют низкую эффективность бюджетных расходов. Сектора г1, Г2, Г3, Д1, Д2, Д3, Д4 характеризуют неэффективность бюджетных расходов, причем области Д1, Д2, Г1 показывают отсутствие признаков эффективности расходов.
Линия диагонали в секторах А1, Б2, В3, Г4, Д5 показывает некую стабилизацию значений эффективности бюджетных расходов, т. е. каждому изме-
нению расходов соответствует такое же изменение их результатов. Данные значения можно назвать критическими, поскольку любое отклонение выше или ниже диагонали характеризуется различной эффективностью.
Полученные результаты в ходе разработки методики оценки эффективности бюджетных расходов позволяют совершенствовать аналитический инструментарий принятия управленческих решений в бюджетной сфере. Это в конечном счете способствует совершенствованию планирования расходной части бюджета, а жителям позволяет получать бюджетные услуги лучшего качества за счет более эффективного распределения финансовых ресурсов.
Изложенные методические основы оценки результативности и эффективности бюджетных расходов могут выступить в качестве эффективного инструментария в разработке антикризисной программы бюджетно-финансовых мер. По итогам комплексной оценки непосредственных и конечных результатов расходования бюджетных средств, проведенной с использованием настоящей методики, могут разрабатываться мероприятия по антикризисному воздействию в части повышения результативности и эффективности бюджетных расходов, а именно:
• уточнение, модификация системы взаимосвязанных и непротиворечивых целей и задач на различных уровнях управления бюджетными расходами;
• выявление потенциальных рисков в развитии бюджетных услуг и совершенствование системы управления рисками;
• совершенствование мониторинга результативности бюджетных услуг, в том числе разработка
Таблица 2
Области качественно различных вариантов изменения эффективности бюджетных расходов
№ п/п Изменение бюджетных расходов Индекс результата
А Б в г Д
значительное улучшение показателя Незначительное улучшение показателей Стабилизация показателя Незначительное ухудшение показателей значительное ухудшение показателей
1 Увеличение более чем на 5 % """"" А1 - - Б1 В1 Г1 Д1
2 Увеличение в пределах 5 % А2 В2 Г2 Д2
3 «1 % А3 Б3 гз дз
4 Уменьшение в пределах 5 % А4 Б4 В4 " """ -Т4 _ Д4
5 Уменьшение более чем на 5 % А5 Б5 В5 Г5
Государственные и муниципальные финансы
1 (25) - 2010
системы показателей, формирование отчетов, содержащих управленческую, финансовую и иную информацию;
• осуществление контрольных действий и разработка рекомендаций по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов, а также повышению качества бюджетных услуг;
• определение приоритетных направлений увеличения бюджетных расходов и потенциала их сокращения в определенных видах деятельности бюджетной сферы.
Список литературы
1. Лавров А. М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами / М.: КомКнига, 2005.
2. Методика оценки эффективности расходования бюджетных средств по направлению «Социальная политика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfinrb. bashkortostan. га/24/01/ ocen_socpol. htm.
3. Руководство по управлению общественными финансами на региональном и муниципальном уровне. Т. 4. Структурные особенности / под общей ред. А. М. Лаврова. М.: Минфин РФ, ООО «ИД ДиПЛит», 2008.
25 марта 2010 г. Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и CNews Analytics при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» проводят конференцию
«Актуальные потребности госсектора в ИКТ»
• Какие ИТ-инициативы являются для госструктур ключевыми в настоящий момент?
• Отмечаются ли какие-либо изменения в подходах госсектора к ИТ-проектам?
• Как изменился спрос на ИТ-решения и услуги со стороны госзаказчиков?
• Как обеспечить повышение эффективности расходования ИТ-бюджетов в госсекторе?
Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены в рамках данной конференции. Дополнительная информация по телефонам: +7 (495) 363-11-57, доб. 50-35,50-78, 50-77 e-mail: [email protected] www.events.cnews.ru
Подписка «UBRARy.RU
Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.