Научная статья на тему 'Эффективное применение педагогических и образовательных технологий на занятиях'

Эффективное применение педагогических и образовательных технологий на занятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические и образовательные технологии / самоактуализация и самореализация личности / творческий потенциал

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишабаева Лола Арифовна

В данной статье говорится об эффективности применения педагогических и образовательных технологий на занятиях в вузах и роли преподавателя. Автор подчёркивает, что преподаватель сегодня не является лишь проводником знаний. Поднимается вопрос преподавателя как личности, обучающего способам творческой деятельности студентов, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Преподаватель определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективное применение педагогических и образовательных технологий на занятиях»

Длительность обучения будет варьироваться от 6 месяцев до 2 лет. Предстоит коренное реформирование содержания стандартов образования, учебных планов, программ, систем оценки результатов образования, порядка выдачи документов, подтверждающих окончание обучения и квалификацию. Также необходимо обратить внимание на повышение качества научно-исследовательских работ, наладить взаимовыгодное сотрудничество высших учебных заведений и промышленных предприятий для внедрения результатов исследований, создания инновационной высокотехнологичной продукции.

Список литературы

1. «Об образовании»: Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1997 г. № 464-1 // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997. № 9. Ст. 225.

2. Национальная программа по подготовке кадров: утверждена Законом Республики Узбекистан от 29 августа 1997 года №463-1 // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997. № 11-12. Ст. 295.

3. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах: Приложение № 1 к Указу Президента РУз от 07.02.2017 г. № УП-4947. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 13 февраля 2017 г. № 6. Ст. 70.

4. О мерах по организации деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан: Постановление Президента Республики Узбекистан от 24.05.2017. № ПП-3001 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 5 июня 2017 г. № 22. Ст. 420.

ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ

Тишабаева Л.А.

Тишабаева Лола Арифовна - старший преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье говорится об эффективности применения педагогических и образовательных технологий на занятиях в вузах и роли преподавателя. Автор подчёркивает, что преподаватель сегодня не является лишь проводником знаний. Поднимается вопрос преподавателя как личности, обучающего способам творческой деятельности студентов, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Преподаватель определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей. Ключевые слова: педагогические и образовательные технологии, самоактуализация и самореализация личности, творческий потенциал.

Педагогическая технология - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого преподавателем взаимообщения со студентами, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Слово "технология" применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование технос - искусство, мастерство, логос - учение. Педагогическая технология выявляет

систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности. С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма [1]. Разнообразие методов педагогических технологий на занятиях помогают избрать такой метод, который в данном конкретном случае наиболее эффективен и целесообразен. Все методы объединяют направленность на реализацию дидактических функций занятия. Разнообразие методов способствует более точной реализации этих функций в их конкретном воплощении. Вместе с тем, свобода выбора порождает и проблемы. Зачастую трудно оптимально реализовать само право выбора. Для этого необходимо не только твердо знать и представлять цель конкретного занятия, но и потенциальные возможности, особенности каждого метода. Широко применяя различные схемы, педагогические технологии и методы, преподаватели очень часто не получают того результата, на который рассчитывали. Особенностью и отличительной чертой применения педагогических технологий на занятии должно стать тщательное соблюдение научного подхода. Под технологией анализа занятия понимают совокупность конкретных указаний как, каким образом и при каких условиях наиболее эффективно применяется метод педагогических технологий. Технология анализа есть своеобразный сборник предписаний для анализирующего занятие, расписывающих что, как, когда и в какой последовательности ему делать на занятии. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» -более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых. В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Как обычное занятие сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными учащимися говорить на современном языке? Подобные вопросы задаём мы себе, приходя в аудиторию к студентам. Создание проблемных ситуаций на занятиях -это один из способов развития творческого мышления студентов. Методы проблемного обучения можно применять на занятии, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе [2]. Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения. Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых. Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает

умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными [3]. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. Современный преподаватель должен демонстрировать владение классической структурой занятия на фоне активного применения собственных творческих и методических наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, методики и технологии его подачи.

Список литературы

1. Мельникова £.Л.Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов. М. Баласс, 2006. С. 144-180.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-referat-565909.html/ (дата обращения: 01.03.2019).

3. Щербакова Р.М. Инновационные педагогические технологии при подготовке специалистов вузами [Электронный ресурс]. Режим доступа: innovatsionnye-pedagogicheskie-tehmlogii-pri-podgotovke-spetsialistov-vuzam/ (дата обращения: 3.03.2019).

СЕМЬЯ - ВОСПИТАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Мамасиддиков А.А.

Мамасиддиков Анвар Аъзамович - преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье поднимается вопрос воспитания всесторонне развитого поколения, которое является одной из основных социальных задач общества, тесно связанной с деятельностью семьи. А также в статье говорится о важности создания физически крепкого, духовно сильного и умного здорового поколения, являющегося главнейшей задачей семьи. В этой связи автор подчёркивает, что в стране большое внимание уделяется укреплению семьи и её воспитанию, духовному благополучию семьи, её месту и важности для стабильности общества. Ключевые слова: семья, воспитание молодёжи, гармонично развитое поколение, духовность, национальная идеология, личность, мировоззрение.

В связи с воспитанием молодежи и проводимой духовно-просветительской работы в Независимом Узбекистане большое внимание уделяется развитию гармонично развитого поколения через физическое воспитание и формирование его духовности. Потому что судьба проводимых в нашей стране реформ зависит от духовного имиджа и личного совершенства нашей молодежи. Сегодня более 60 процентов населения страны составляет молодежь, являющаяся огромным созидательным ресурсом. Особенно знаменательным в ее жизни стало, по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева, создание Союза молодежи Узбекистана и объявление 30 июня Днем молодежи. Основой молодежной политики нашего государства является формирование новой идеологии с новым сознанием. Первый президент И.А. Каримов подчеркнул важность воспитания совершенного человека, сказав: «Умы каждого человека, особенно тех, кто только начинает жить, должны быть учтены, чтобы понять,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.