Политология
МЕЛЬНИКОВ Алексей Викторович — к.полит.н., заместитель директора Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (303028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5-а; melnikov@orel.ranepa.ru)
ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье актуализируется проблема поиска эффективной и адекватной российским условиям модели политической социализации молодежи. Подчеркивается сущность молодежи как объекта процесса политической социализации и как ее субъекта. Выделяется роль объективных и субъективных факторов, влияющих на процесс включения молодых граждан в политическую жизнь общества. Автор раскрывает основные ресурсы, которые используют агенты и институты политической социализации молодежи. Построение эффективной модели политической социализации молодого поколения автор связывает с конструктивным сотрудничеством государства и институтов гражданского общества, в частности молодежных организаций и объединений. Выявляется значимость данной модели в реализации общественно-политического потенциала молодежи и полноценной интеграции ее в общественные структуры.
Ключевые слова: молодежь, политическая социализация молодежи, политические ценности молодежи, институты гражданского общества, молодежные организации и объединения
Трансформационные практики конца XX - начала XXI вв., которые проявились в России, кардинально изменили политические и социально-экономические отношения, способствовали росту кризиса ценностных ориентаций в обществе, девальвации морально-нравственных ориентиров, что в итоге привело к деформации механизмов общей и политической социализации молодых граждан. Мы придерживаемся мнения, что молодежь является основной социальной базой и важным стратегическим ресурсом дальнейших демократических преобразований в России. Будущее нашей страны во многом зависит от преобладающей в молодежной среде модели политической социализации.
Молодежная когорта на каждом этапе общественного развития объективно призвана выполнять особые интегративные функции, воспринимая и развивая опыт предшествующих поколений, становясь его носителем, является движущей силой дальнейшего совершенствования. Политическое сознание подрастающего поколения формируется под влиянием сложной политической системы, в которую включены институты и агенты политической социализации.
Становление политической субъектности российской молодежи обусловлено влиянием двух основных объективных факторов. Первый определен достижением молодым поколением общественно значимых целей, что предполагает необходимость освоения новых ролей, получения определенного социального статуса и формирования гражданских качеств. Ко второму следует отнести личностные достижения поставленных целей, включая самоопределение, саморазвитие и самопрезентацию в социальном мире [Ильинский 2001: 65-66]. Во многом данный процесс зависит от индивидуальных особенностей личности -способностей к различным видам профессиональной деятельности, предприимчивости, целеустремленности и активности. Из этого следует, что молодежь одновременно выступает объектом и субъектом процесса социализации, разделяя наследуемые духовные и культурные ценности конкретного социума с целью их последующего воспроизводства.
Определенная ступень развития, социальное положение, а также характерные для данного возрастного периода социальный статус и поведение определяют, с одной стороны, возможность выполнять те или иные социальные роли, а с дру-
гой - набор прав и обязанностей, закрепленный за данной группой молодых граждан, а также их самосознание и уровень притязаний. По мнению И.С. Кона, «периодизация жизненного пути всегда включает нормативно-ценностный момент, указывающий на то, какие задачи должен решить индивид, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию» [Кон 1989: 17]. Таким образом, формирование политического потенциала молодежи во многом зависит от процесса усвоения ими социально-политических знаний, которые формируются под воздействием институтов социализации (семья, институт образования, государство, армия, СМИ и др.).
Следует обратить внимание, что процесс политической социализации молодежи осуществляется, как правило, двумя основными путями. Первое направление состоит в передаче юным поколениям устоявшихся образцов политического сознания и политического поведения, т.е. в передаче ценностно-нормативного базиса политической культуры старшего поколения молодому. В данной связи следует заключить, что процесс социализации имеет отчасти консервативный оттенок, ибо в политическое сознание молодежи внедряются те ценности, образцы, нормы поведения, которые уже освоены опытом и традициями. Другой путь политической социализации молодежи связан с приобретением новых, ранее неизвестных политических знаний, а также с усвоением отличного от прежнего политического опыта.
Оба варианта политической социализации молодежи тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга, тем самым обеспечивая стабильность политической системы. Воплощение политического опыта предшествующих поколений, их политические представления, убеждения, а также нормы поведения как базисные элементы политической культуры обеспечивают воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. В данной связи целесообразно определить функциональные характеристики процесса политической социализации молодежи. Это а) передача новым членам политического сообщества основных элементов политического поведения, устоявшихся элементов политической культуры; б) формирование нового типа политической культуры, связанного с возникновением новой политической системы и новой общественной конструкции.
Однако в условиях кризисного состояния общества, его реформирования, при смене типов политической культуры могут возникнуть существенные проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических институтов, норм и ценностей. «Новые вызовы, связанные с изменениями на мировой арене, новые цели социально-экономического развития России требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики. В качестве приоритета в РФ выделяется укрепление воспитательной роли семьи, общества и государства» [Меркулов, Малик, Елисеев 2015: 75].
Сегодня в России в условиях реформирования социально-политической сферы наблюдается трансформация большинства институтов политической социализации молодежи. Так, Ж.Т. Тощенко считает, что «распад СССР привел к краху устоявшегося образа жизни, пересмотру ориентаций и ценностей десятков миллионов людей. Исчезла не только страна - исчезла база того мировоззрения, на которую опирались люди в своем взаимодействии с обществом, с государственными и производственными организациями, с коллегами, друзьями, соседями по месту жительства, со всем окружающим миром. Это привело к тому, что произошло изменение сознания людей, явный или скрытый отказ от многих ценностей и установок, с которыми они жили ранее» [Тощенко 2014: 21]. В стране одновременно изменились и политическая, и экономическая системы, возникли
2 016' 0 3
ВЛАСТЬ
203
проблемы с укреплением общенациональной идеологии. Становится все более очевидным, что невнимание политической элиты к интересам молодых граждан является потенциальным фактором усиления напряженности в обществе. В условиях глобализации «одними из проявлений постбиполярности стали принципиальные изменения системы международных коалиций на фоне нарастания конфликтогенности мирового сообщества. Меняются численный состав межгосударственных союзов, а также функции, которые они призваны исполнять в области обеспечения безопасности» [Цыбаков, Малик 2014: 167].
Следует сказать, что положение молодежи в современных российских условиях, когда наблюдается трансформация большинства институтов социализации, имеет неоднозначный характер. Во-первых, молодое поколение выступает в качестве социальной базы общественных изменений и более адаптивно к новым социально-политическим реалиям. Во-вторых, молодое поколение как объект государственной молодежной политики находится на начальном этапе вхождения в систему общественных отношений, вследствие чего является наиболее уязвимой общностью и нуждается в поддержке государственных и общественных институтов.
нельзя забывать, что данную тенденцию могут использовать организации псевдопатриотической и антисоциальной направленности, что приводит к дезорганизации молодежи, разрушению массовой культуры, подмене ценностей и культурных кодов, раскручиванию русофобии в молодежной среде, а также уничтожению исторической памяти. Примером могут служить такие протестные акции, как «Марш миллионов» по Большой Якиманке до Болотной пл., «воскресный марш памяти Бориса Немцова» и др.
Таким образом, на результаты процесса политической социализации молодого поколения главным образом влияют нормы и ценности, предложенные обществом, так называемые социальные запросы, процессы адаптации к социально-политической среде, а также наличие условий для активизации молодежью своего политического потенциала и реализации своей гражданской позиции. Сегодня молодежный ресурс становится объектом идеологического влияния политических и социальных акторов, и те, кто сумеет оказать наибольшее воздействие на становление молодежного субъекта, фактически будут управлять всем дальнейшим процессом политической социализации молодого поколения.
Среди инструментов, оказывающих влияние на ценностный базис общества, а значит и на процесс формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи, целесообразно выделить:
1) ресурсы государственного аппарата, способствующие созданию соответствующей законодательной базы и влияющие на общественные институты;
2) институты гражданского общества (общественные объединения, СМИ, политические партии и др.);
3) традиционные религиозные институты, имеющие опыт противостояния деструктивным ценностям, идеологической консолидации нации, а также просветительской активности совместно со светскими институтами.
В данной связи создание эффективной модели процесса политической социализации молодежи - это необходимое условие строительства устойчивой социальной и политической системы. Движение в сторону активизации молодежного потенциала и включения молодого поколения в процессы демократизации российского общества может и должно одновременно инициироваться как самой молодежью, так и институтами гражданского общества, которые способны минимизировать влияние деструктивных политических и социальных сил.
Сегодня возникает необходимость возобновить работоспособность институтов гражданского общества, на поддержку которых могут рассчитывать моло-
дые граждане современной России. В их числе активные политические партии, молодежные представительные и совещательные структуры, независимые профсоюзы, работоспособные ассоциации предпринимателей, молодежные СМИ и др. Проблемы современного молодежного движения в России входят в разряд актуальных и требуют оперативного разрешения. «Уже сегодня актуализированы приоритетные направления государственной молодежной политики на региональном уровне. Так, в политической сфере следует выделить стимулирование создания молодежных общественно-политических структур: молодежных секций политических партий, общественных организаций и движений; вовлечение молодежи в политический процесс, формирование молодых политических лидеров и резерва руководящих кадров» [Меркулов 2012: 221].
Действительно, при реализации такой модели государственные институты способны контролировать процесс, чтобы энергия молодежных активистов имела социально направленный вектор развития. Учитывая «социально-психологическую специфику молодежи, лабильность сознания, неустойчивость политических ориентаций молодых людей», необходимо их политически воспитывать [Малик, Мельников 2015: 72-73].
Развитие органов молодежного представительства одновременно расширяет сферу своего влияния в органах государственного и муниципального управления, а также обеспечивает реализацию интересов собственно молодежной когорты, используя технологии участия в легальных институтах государственной власти. В соответствии с этим процессы политической социализации современной российской молодежи будут осуществляться с целью полноценной интеграции молодежи в общественные структуры.
Молодое поколение должно выступать полноправным участником преобразовательных процессов в России. Ведь одной из особенностей молодежи является ее открытость и способность к гражданскому диалогу, которые, на наш взгляд, являются наиболее качественным и быстрым средством достижения компромисса на пути построения демократического государства.
Список литературы:
Ильинский И.М. 2001. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос. 696 с.
Кон И.С. 1989. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 252 с.
Малик Е.Н. Мельников А.В. 2015. Становление политической субъектности российской молодежи в условиях современности. - Среднерусский вестник общественных наук. № 2(38). С. 70-76.
Меркулов П.А. 2012. Институциональные аспекты становления государственной молодежной политики в России. — Вестник Орловского государственного университета. Федеральный научно-практический журнал. Сер. Новые гуманитарные исследования. № 8(28). С. 220-222.
Меркулов П.А., Малик Е.Н., Елисеев А.Л. 2015. Консервативная модернизация государственной молодежной политики как фактор устойчивого развития современной России. — Власть. № 8. С. 74-81.
Тощенко Ж.Т. 2014. Фантомы современного российского общества. — Гуманитарий Юга России. № 1. С. 12-24.
Цыбаков Д.Л., Малик Е.Н. 2014. Модификация функций межгосударственных союзов в условиях нарастания конфликтогенности мировой политики. — Среднерусский вестник общественных наук. № 4. С. 167-173.