СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 316.614-053.6(470) DOI: 10.12737/14302
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Мельников А. В.1
В статье автор актуализировал проблемы формирования и реализации политического потенциала нового поколения российской молодежи. Выявлены условия,
обуславливающие, положение молодого поколения и степень включения в общественнополитические практики.
Раскрываются вопросы реализации политического потенциала молодых граждан. Определены факторы политической социализации молодежи, влияющие на становление ее политической субъектности в современных российских условиях.
Ключевые слова: молодежь, политическая субъектность, политическое участие, политическая социализация.
FORMATION OF POLITICAL POTENTIAL OF THE RUSSIAN YOUTH IN THE COURSE OF POLITICAL SOCIALIZATION
MELNIKOVA.V. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of Political Science, State аnd Municipal Government, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: melnikov@orel.ranepa.ru
In the article the author revealed problems of formation and realization of political potential of new generation of the Russian youth. The conditions causing the provision of young generation and extent of inclusion in political formation are considered.
The problems of realization of political potential of young citizens are substantiated. The factors of political socialization of youth influencing formation of its political subjectivity in modern Russian conditions are defined.
Keywords: youth, political subjectivity, political participation, political socialization.
Молодое поколение представляет собой основной стратегический ресурс нации, является главным проводникоми социально-экономического и технического прогресса, передовых идей глобализации, обеспечивает социальную мобильность общества, выступает важным источником инициативы и развития всех сфер общественной жизни. Творческое воображение, идеалы и энергия молодых людей имеют важное значение для обеспечения постоянного движения общества вперед. «Если внимательно изучать российскую историю, то, начиная с Петровских реформ, все преобразования совершались именно молодыми людьми»2. Поэтому государственные институты и институциональные структуры гражданского общества призваны эффективно решать задачи по организации процесса передачи опыта молодому поколению, оптимальному включению молодежи в социальные и политические практики, а также обеспечить создание наиболее благоприятных условий для саморазвития и самореализации молодой личности.
1 Мельников Алексей Викторович - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, канд. полит. наук, доцент кафедры политологии, государственного и муниципального управления (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: melnikov@orel.ranepa.ru
2 Елисеев А.Л. Разработка и основные положения государственной молодежной политики в Российской Федерации на рубеже XX-XXI веков.// Среднерусский вестник общественных наук. 2014. - № 4. - С. 207- 214.
Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015
105
СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
Сегодня политические и общественные институты создают условия для включения молодых граждан в систему политической жизни общества. Содержание и направленность данного процесса во многом определяют дальнейшее участие молодого поколения в преобразованиях и совершенствовании политической и общественной сфер. Специфика политического участия молодежи «заключается в проявлении политической активности, интереса к разрешению политических задач через механизм реализации политических прав, побуждающих к политическому действию, а также использование тех или иных каналов вхождения в политику»1. Важно подчеркнуть, что политическое образование, политическая культура молодежи и соответственно процесс политической социализации во многом определяют ее возможность и способность к реализации своих гражданских прав, политических установок и интересов, а также формы выражения общественно-политической активности.
Процесс политической социализации молодого поколения представляет собой, с одной стороны, усвоение индивидом политических норм и ценностей, закрепленных в обществе, с другой - приобретение молодыми гражданами политического опыта и гражданско-политических ориентаций, необходимых для участия в политической жизни.
Политическая социализация - процесс, который не имеет «точки завершения», взаимодействие человека с политической реальностью, адаптация к новым социальнополитическим трансформациям и усложнение уже имеющихся паттернов поведения длятся всю жизнь. Тем не менее принято выделять несколько стадий процесса политической социализации (первичную и вторичную), в рамках которых происходят изменения в структуре политического сознания и поведения личности, связанные с возрастными изменениями и воздействием новых факторов и агентов социализации1 2. Основными агентами социализации, как правило, выступают семья, образование, группы равных, религия, характер места работы, СМИ, социальные институты, правительство, сообщество, политические партии и вторичные группы.
Важно отметить, что процесс политической социализации молодежи и формирование ее политического потенциала непосредственно связаны с конкретными общественными условиями, которые способствуют либо препятствуют развитию мотивационной силы молодого поколения. Мы приходим к пониманию, что среди них следует выделить:
1) масштаб внимания со стороны государства, общественных и политических институтов к реализации общественно-политического потенциала молодежи как фактора демократических преобразований в России;
2) создание государством и институтами гражданского общества равных условий и возможностей для реализации демократических гражданских прав и свобод молодых граждан;
3) наличие системы социальных гарантий молодого поколения, формирование условий для профессиональной и гражданской самореализации молодых людей.
Рассматривая положение молодежи в обществе, следует указать, что «особенности состояния и этапы развития общества существенным образом определяют особенности стиля жизни и специфический набор ценностей молодого поколения»3. Сегодня в обществе «взрослые» государственные, общественные и коммерческие группы и объединения стремятся оказать влияние на мировоззрение молодежи и тем самым укрепить и увеличить свой «символический
1 Малик Е.Н. Особенности включения молодежи в политическую сферу общества современной России. // Образование и общество. - 2008. - № 4. - С. 8-10.
2 Основы политической социологии. Под ред. Ж.Т. Тощенко. М. - Н.Нов.,1998. С.144
3 Меркулов П.А., Елисеев А.Л., Малик Е.Н., Консервативная модернизация государственной молодежной
политики как фактор устойчивого развития современной России// Власть. 2015. № 8. - С. 74- 81.__
106
Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015
СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
капитал», участвовать в создании социального пространства, привлечь на свою сторону молодое поколение, чем упрочить свои позиции.
Нельзя не отметить тот факт, что в процессе своего становления как субъекта политической жизни общества молодые граждане сталкиваются с двумя основными проблемами. К первой относится личностное достижение поставленных целей, включая самопознание и самоопределение. Во многом данный процесс определяется индивидуальными особенностями -способностями к различным видам деятельности, силой воли и активностью. Вторая, не менее важная проблема связана с достижением молодежью общественно-значимых целей, что предполагает необходимость освоения новых социальных ролей, достижения определенного социального статуса и формирования гражданских качеств. Из этого следует, что молодежь одновременно является и субъектом, и объектом социализации, осваивая наследуемые общественные отношения, духовные и материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства.
Как считает И.С. Кон, определенная ступень развития, социальный статус, а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность определяют, с одной стороны, способность выполнять те или иные социальные роли, а с другой - набор прав и обязанностей, закрепленный за данным возрастным слоем, определяют их самосознание и уровень притязаний. «Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно-ценностный момент, указывающий на то, какие задачи должен решить индивид, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категориию1. Становление молодого поколения как участника политической деятельности во многом зависит от процесса усвоения ими социально-политических знаний, которые формируются под воздействием институтов социализации (семья, школа, государство, армия, СМИ и др.).
В данной связи целесообразно рассмотреть ряд факторов, определяющих содержание и особенности процесса политической социализации российской молодежи:
- последствия социально-политических трансформаций и модернизации российского общества;
- размытость и неопределенность обще социальных ориентиров;
- трансформация основных институтов социализации при в период адаптации к рыночным отношениям;
- положение молодежи на рынке труда как приоритетная сфера государственной молодежной политики;
- реализация общественно-политической активности молодежи.
Следует сказать, что молодое поколение как социальная общность только начинает входить в систему общественных отношений и, как правило, не способно самостоятельно разобраться и проанализировать изменения политического процесса, вследствие чего является наиболее незащищенной и нуждается в поддержке социальных институтов. Ценностное сознание большинства представителей молодежи можно охарактеризовать как раздвоенное. С одной стороны, немаловажное влияние на внутреннюю противоречивость в сознании молодых людей оказывает менталитет2 [7, с.72]. Долгое время российские граждане считали, что государство должно обеспечивать их всеми социальными благами и решать различного рода социальные нужды: проблемы трудоустройства, социального и медицинского обслуживания, обеспечения жильем и другие. Данные традиционалистские установки родителей естественным образом отражаются и на сознании подрастающего поколения. В результате многие молодые люди
1 Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. - с.17
2 Наумова Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи. // Вестник Московского университета. - Сер.18. Социология и политология. 2001. - №1. - С.72.
Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015
107
СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
разрешение своих жизненных проблем связывают не с активным личным участием в жизни общества, а полагаются на органы государственной власти, а также на статусные возможности родителей или знакомых.
С другой стороны, молодежь представляет собой социальную группу, которая более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов. Молодое поколение несет в себе все противоречия, которые присущи обществу в целом. К. Манхейм справедливо отмечает: «Конфликтное самосознание нашей молодежи является лишь отражением хаоса, существующего в нашей общественной жизни, а ее замешательство - результат ее неопытности». На вопрос «стабильно ли значение молодежи в обществе?» он дает отрицательный ответ: «...всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее, вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность»1.
Учитывая социально-возрастную специфику молодежи, лабильность сознания, неустойчивость политических ориентаций молодых людей необходимо политически воспитывать, чтобы они осознали значимость собственного положения в обществе и свою политическую силу. При этом необходимо отметить, что «создание необходимых условий для реализации молодежного потенциала и активного вовлечения молодых людей в общественные процессы возможно лишь на основе глубокого изучения их социально-политических предпочтений, иерархии проблем, целей и устремлений»2.
Таким образом, воплощение политического опыта предшествующих поколений, их политические представления, убеждения и нормы поведения как элементы политической культуры обеспечивают воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Ориентация молодого поколения на достижение общественно значимых задач должна одновременно сочетать принципы солидарности и критической оценки политической ситуации, преданности общественным идеалам и независимости суждений. Реализация данных позиций будет в итоге способствовать преодолению обособленности и крайней дифференциации молодежной группы.
В заключение отметим, что характер трансформационных практик во многом определяет процессы политического воспитания и социализации российской молодежи. Процессы развития политического сознания подрастающего поколения продолжают протекать под влиянием всей политической системы, включая институты и агентов политической социализации. В этом случае следует обратить внимание на функциональные характеристики процесса политической социализации в современных российских условиях: а) передача новым членам политического сообщества свойственной ему политической культуры, основных элементов политического поведения; б) преобразование некоторых элементов политического поведения как необходимое условие общественных изменений; в) создание новой политической культуры, связанной с возникновением новой политической системы, нового независимого общественного устройства.
Таким образом, политическая социализация современной российской молодежи должна осуществляться с целью полноценной интеграции молодежи в общественные структуры.
1 Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - с445.
2 Меркулов П.А., Малик Е.Н. Разработка государственной молодежной политики в России: история и
современность. // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные
исследования. 2015. - №2(43). - С. 137- 141.________________________________________________
108
Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015
СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
Библиография:/ References:
1. Елисеев А.Л. Разработка и основные положения государственной молодежной политики в Российской Федерации на рубеже XX-XXI веков // Среднерусский вестник общественных наук. -2014. - № 4. - С. 207-214.
2. Малик Е.Н. Особенности включения молодежи в политическую сферу общества современной России // Образование и общество. - 2008. - № 4. - С. 8-10.
3. Меркулов П.А., Малик Е.Н. Разработка государственной молодежной политики в России: история и современность // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2015. - №2(43). - С. 137-141.
4. Меркулов П.А., Елисеев А.Л., Малик Е.Н., Консервативная модернизация государственной молодежной политики как фактор устойчивого развития современной России // Власть. - 2015. - № 8. - С. 74-81.
5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - 256с.
6. Наумова Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи // Вестник Московского университета. - Сер.18. Социология и политология. 2001. №1. С.65-75.
7. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - 693с.
8.Основы политической социологии. Под ред. Ж.Т. Тощенко. М. - Н.Нов.,1998. - 451с.
1. Eliseev, A.L. (2014) Razrabotka i osnovnye polozheniia gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii na rubezhe XX-XXI vekov [Development and main provisions of the state youth policy in the Russian Federation at the turn of XX-XXI centuries] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences] - № 4. - P. 207-214. (In Russ.)
2. Malik, E.N. (2008) Osobennosti vkliucheniia molodezhi v politicheskuiu sferu obshchestva sovremennoi Rossii [Especially the inclusion of young people in the political sphere of society in modern Russia] // Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society]. - № 4. - Р. 8-10. (In Russ.)
3. Merkulov, P.A., Malik, E.N. (2015) Razrabotka gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossii: istoriya i sovremennost' [The development of the state youth policy in Russia: history and modernity] // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya [Bulletin of Oryol State University. Series: New humanitarian research]. - № 2(43). - P. 137-141. (In Russ.)
4. Merkulov, P.A., Eliseev, A.L., Malik, E.N., (2015) Konservativnaya modernizaciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki kak faktor ustojchivogo razvitiya sovremennoj Rossii [Conservative modernization of the state youth policy as a factor of sustainable development of modern Russia] // Vlast' [The Power]. - №
8. - P. 74-81. (In Russ.)
5. Kon, I.S. (1989) Psikhologiia rannei iunosti [Psychology of early adolescence]. - M. - 256 p. (In Russ.)
6. Naumova, T.V. (2001) Mentalitet kak bazovaia kategoriia v ob"iasnenii osobennostei tsennostnogo soznaniia sovremennoi rossiiskoi molodezhi [Mentality as a basic category in explaining the features of value consciousness of modern Russian youth] // Vestnik Moskovskogo universiteta. - Ser.18. Sotsiologiia i politologiia [Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science]. -
1. - P. 65-75. (In Russ.)
7. Mankheim, K. (1994) Diagnoz nashego vremeni [Diagnosis of our time]. - M. - 693 p. (In Russ.)
8.Osnovy politicheskoi sotsiologii [Fundamentals of political sociology]. Pod red. Zh.T. Toshchenko.
M. - N.Nov.,1998. - 451 p. (In Russ.)
Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015
109