SCIENCE TIME
ЭФФЕКТ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА В СИСТЕМЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Гатауллина Руфина Рамиловна, Казанский федеральный университет, Институт управления экономики и финансов, г. Казань
E-mail: rufinagataullina@mail. ru
Аннотация. Данная статья посвящена анализу теоретического и практического значения эффекта операционного рычага. В работе рассмотрена методика и указаны особенности расчета операционного левериджа. Операционный рычаг рассмотрен как важнейший инструмент системы маржинального анализа финансовых результатов деятельности организации.
Ключевые слова: эффект операционного рычага, маржинальный анализ.
Руководитель любого предприятия сталкивается с необходимостью принятия множества разнообразных управленческих решений. Любое принимаемое решение, которое касается цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате деятельности организации. Маржинальный анализ направлен на изучение всех данных показателей в совокупности, их влияния на величину прибыли, а также на поиск резервов повышения эффективности производства. Таким образом, использование маржинального анализа способствует достижению основной цели деятельности коммерческого предприятия -максимизации прибыли. Именно поэтому маржинальный анализ с каждым годом приобретает все большую актуальность.
Важным составляющим элементом маржинального анализа является расчет эффекта операционного рычага. Операционный, или производственный рычаг показывает степень восприимчивости прибыли к изменению объема реализации. Его основное действие заключается в следующем - чем сильнее меняется выручка от реализации, тем более быстрыми темпами изменяется прибыль. Можно определить силу воздействия операционного рычага (ЭОР), применяя формулу 1, либо формулу 2:
ЭОР = Дм / П, (1)
где: ЭОР - эффект операционного рычага; Дм - маржинальный доход; П - прибыль.
ЭОР = ЛП, %/ЛВ, % (2)
где: ЭОР - эффект операционного рычага;
ЛП, % - процентное изменение прибыли; ЛВ, % - процентное изменение выручки.
Понимание механизма проявления операционного рычага дает возможность целенаправленного управления соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности операционной деятельности. Это управление связано с изменением значения коэффициента операционного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.
Рассмотрим практический пример. Компания «Зимушка» производит мороженое. Изделие сорта «Пломбир» характеризуется следующими показателями (табл.1).
Таблица 1
Исходные данные для анализа
Показатели Значения
Цена (руб.) 25
Переменные расходы (руб.) 11
Величина спроса (тыс. шт.) 25
Постоянные расходы на выпуск (тыс. руб.) 26
У компании существуют следующие варианты действий:
а) менеджер планирует повысить цену продаж на 8%. Однако это снизит количество продаж на 6%;
б) маркетолог предлагает провести агрессивную рекламную компанию. Данное мероприятие приведет к росту переменных затрат на 3 руб. на одно изделие, это позволит повысить цену на 40%, однако продажи снизятся на 28%;
в) менеджер по сбыту полагает, что можно увеличить объем продаж на 6% путем снижения продажной цены на 10%.
Рассчитаем операционный рычаг для каждой из ситуаций. Оценим эти ситуации и определим, стоит ли принимать предлагаемые решения.
Операционный рычаг рассчитаем в зависимости от отношения
процентного изменения прибыли к процентному изменению выручки. Результаты расчетов представим в табл.2.
Таким образом, в варианте «А» при изменении выручки на 1 % прибыль возрастет на 5, 28%.
Во втором случае при увеличении выручки на 1 % прибыль возрастет на 10,8025%.
В варианте «С» при уменьшении выручки на 1 % прибыль снизится на 3,036%.
Таблица 2
Расчет операционного рычага
Показа- Исходные Преобразованные Темп %-е измене-
тели значения значения роста ние
Вариант А
Выручка 625 000,0 634 500,0 101,520 1,520
Прибыль 324 000,0 350 000,0 108,025 8,025
Операционный рычаг 5,279
Вариант В
Выручка 625 000,0 630 000,0 100,800 0,800
Прибыль 324 000,0 352 000,0 108,642 8,642
Операционный рычаг 10,803
Вариант С
Выручка 625 000,0 596 250,0 95,400 -4,600
Прибыль 324 000,0 278 750,0 86,034 -13,966
Операционный рычаг 3,036
Наиболее выгодным, в то же время и более рискованным является вариант «В». Вариант «А» также даст положительные результаты. Следует отказаться от реализации плана «С», поскольку он дает снижение финансовых результатов.
Таким образом, с помощью приведенных уравнений можно оперативно осуществлять контроль изменения прибыли при изменении различных факторов. Между тем в практических целях чаще необходимо решать обратную задачу, а именно: задаваясь желательным результатом, определять, что нужно сделать, чтобы добиться этого результата. В контексте рассматриваемой проблемы управления операционной прибылью задачу следует сформулировать следующим образом: на какой процент необходимо изменить объем продаж для сохранения прибыли на заданном уровне при изменении различных факторов [1, с. 125].
В некоторых ситуациях операционной деятельности предприятия проявление механизма операционного рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью [2, с.239]. Сформулируем основные из них:
- положительное воздействие операционного левериджа начинает проявляться только после того, как организация преодолела точку безубыточности в операционной деятельности;
- чем выше коэффициент операционного левериджа, тем более сильное воздействие на прирост прибыли будет оказывать предприятие, увеличивая объем реализации продукции;
- максимальное положительное воздействие операционного рычага достигается в поле, которое максимально приближено к точке безубыточности;
- в случае обратной направленности механизма операционного рычага, при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли;
- эффект операционного левериджа постоянен лишь в краткосрочном периоде.
Это определяется тем, что операционные затраты, относимые к составу постоянных, остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращивания объема реализации продукции происходит очередной скачок суммы постоянных операционных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою операционную деятельность. Иными словами, после такого скачка, обусловливающего изменение коэффициента операционного левериджа, его эффект по-новому проявляется в новых условиях хозяйствования.
Литература:
1. Поздняков В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / под ред. проф. В.Я. Позднякова // М.: Инфра-М, 2008. -624 с.
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Савицкая // М.: Инфра-М, 2007. - 512 с.