УДК. 336.67
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ОПЕРАЦИОННЫЙ ЛЕВЕРИДЖ» В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
Н. Л. САВЧЕНКО,
кандидат экономических наук, декан экономического факультета, заведующая кафедрой экономики и финансов E-mail: [email protected] Уральский гуманитарный институт, г. Екатеринбург
В статье анализируются подходы к определению операционного левериджа (рычага) в современной российской экономической литературе. Приводятся примеры расчета натурального и ценового операционного рычага, формулируются критерии для «допустимого» уровня предпринимательского риска в сопоставлении с запасом финансовой прочности предприятия.
Ключевые слова: операционный леверидж, рычаг, предпринимательский риск, натуральный и ценовой операционный рычаг, запас финансовой прочности, критерии расчета.
В современной российской литературе по анализу и финансовому менеджменту трактовка категории операционного левериджа или рычага (operating leverage), а также эффекта операционного рычагадостаточно неоднозначна (табл. 1).
В общем виде операционный рычаг связан с операционным (предпринимательским, производственным или деловым) риском предприятия. Операционный риск — это риск, обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в которые фирма решила вложить свой капитал. Повышение уровня технической оснащенности сопровождается ростом постоянных затрат предприятия и, как следствие, ростом операционного риска.
Большинство авторов трактуют операционный рычаг как отношение темпа изменения прибыли (прибыли от продаж или операционной прибыли — EBIT) к темпу изменения выручки от реализации. Причем численное его значение часто называют эф-
фектом или уровнем операционного рычага (ЭОР). Этот показатель определяется по формуле:
ЭОР -М, АВ
где Д^—темпизмененияприбыли, %;
АВ — темп изменения выручки от реализации, %.
Темп изменения выручки и прибыли рассчитывают следующим образом: АВ --100,
АЛ-М100. В
П
Как известно, выручка от реализации может изменяться под воздействием двух факторов: натурального объема реализации и цены реализации продукции. В соответствии с влиянием того или иного фактора операционный рычаг подразделяют на натуральный и ценовой.
Натуральный операционный рычаг показывает степень чувствительности прибыли к изменению натурального объема реализации продукции. При преобразовании базовой формулы он выглядит следующим образом:
ЭОР =
ВМ П '
(1)
где ВМ— валовая маржа.
Большое значение при расчете натурального левериджа имеет коэффициент операционного рычага, который определяется как отношение
постоянных затрат к общей их сумме: Кор - ^
1
32
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ WWP/tTCMieM
Таблица 1
Определение операционного левериджа в российской экономической литературе
Автор Интерпретация показателя (метод расчета) Название риска
Ковалев В. В. Доля условно-постоянных затрат производственного характера в общей пх сумме (соотношение постоянных и переменных затрат). Отношение чистой прибыли к условно-постоянным затратам. Отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах Производственный или операционный риск
Стоянова Е. С. Процентное изменение валовой маржи или нетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ) при данном процентном изменении физического объема продаж Предпринимательский риск
Бланк И. А. Соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа. Отношение темпа прироста маржинальной прибыли к темпу прироста объема реализации продукции. Отношение темпа прироста маржинальной прибыли к темпу прироста валовой операционной прибыли. Отношение темпа прироста валовой операционной прибыли к темпу прироста чистого операционного дохода
ТепловаТ. В. Влияние изменения объема производства от фиксированного уровня на изменение операционной прибыли Операционный риск
Лукасевич И. Я. Отношение маржинальной прибыли (результата от реализации за вычетом переменных затрат) к прибыли до вычета процентов и налогов Деловой риск
Крейнина М. Н. Отношение темпов изменения прибыли от продаж к темпам изменения выручки от продаж (за счет изменения натурального объема) — натуральный леверидж. Отношение темпов изменения прибыли от прордаж к темпам изменения выручки от продаж (за счет изменения цены реализации) — ценовой леверидж Деловой риск
Чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат, тем в большей степени изменяется сумма прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.
Расчет натурального операционного рычага предприятия за три года (при неизменных постоянных затратах) представлен в табл. 2.
Анализируя данные, представленные в табл. 2, можно сделать вывод, что коэффициент операционного рычага имеет тенденцию к снижению (с 0,32 до 0,28). Это связано с ростом выручки от реализации при сохранении прежней суммы постоянных затрат. Как следствие, эффект операционного рычага тоже снижается (с 4,7 до 2,7). В предыдущем периоде при увеличении объема реализации продукции на 11,1 % прибыль увеличивается на 51,9 % (11,1 • 4,7). Для подтверждения расчетов ЭОР ис-
11376 4
пользуем формулу (1): ЭОР --— = 4 7 Дру-
н 2 436,4
гими словами, предприятие в предыдущем периоде имело самый высокий уровень операционного риска. Так, при снижении выручки от реализации всего на 100 / ЭОР = 100 / 4,7 = 21,3% предприятие полностью (на 100%) лишается прибыли. В отчетном периоде структура затрат такова, что при
Таблица 2
Определение уровня операционного рычага (натурального)
Показатель Предыдущий период Отчетный период Плановый период
Выручка от реализа- 30 150 33 500 37 520
ции
Переменные затраты 18 773,6 20 859,6 23 362,8
Валовая маржа (мар- 11 376,4 12 640,4 14 157,2
жинальная прибыль)
Постоянные затраты 8 940 8 940 8 940
Общие затраты 27 713,6 29 799,6 32 302,8
Прибыль от продаж 2 436,4 3 700,4 5 217,2
(операционная прибыль)
Коэффициент опера- 0,32 0,3 0,28
ционного рычага
Темп изменения 11,1 12 10,7
выручки от реализа-
ции, %
Темп изменения при- 51,9 41 29,1
были от продаж, %
Уровень (эффект) 4,7 3,4 2,7
операционного
рычага
Снижение выручки 21,3 29,4 37
от реализации до без-
убыточного уровня, %
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ Ъ'ПРАХЖ'иХА
зз
изменении объема реализации на 1 % прибыль от продаж изменяется на 3,4%. В плановом периоде предприятие максимально отходит от безубыточного объема производства (на 37 %) и в то же время имеет минимальную чувствительность прибыли по отношению к изменению выручки (при изменении выручки на1 % прибыль изменится на 2,7 %).
Последний показатель в табл. 2 называют еще запасом финансовой прочности. Запас финансовой прочности (ЗПФ) показывает, на сколько единиц (тыс. руб. или %) можно снизить объем реализации продукции (выручку от реализации) без серьезной угрозы для финансового состояния предприятия (как далеко находится предприятие от порога безубыточности). Ранее продемонстрирована взаимосвязь между ЭОР и ЗФП, что позволяет определять критерии для данных показателей. Так, в современных экономических условиях, в условиях риска неплатежей по ряду покупателей, заказчиков и т. д., предлагается минимально допустимое значение запаса финансовой прочности — 20 %, так как меньший процент просто не совсем сопоставим со средними колебаниями объема продаж (и выручки) большинства отечественных предприятий. При принятии данного критерия, появляется другой критерий, а именно, для определения нормального или допустимого значения эффекта операционного рычага это значение равно пяти (100 % / 20 %). То есть при ЭОР больше пяти возникает повышенный предпринимательский риск, или структуру затрат нельзя назвать оптимальной. В соответствии с принятым критерием все значения операционного рычага из табл. 2 можно считать допустимыми, а операционный риск — невысоким.
Ценовой операционный рычаг показывает степень чувствительности прибыли к изменению цены реализации продукции и определяется по
формуле: ЭОР --.
ц БП
Расчет ценового операционного рычага для предприятия с такими же значениями выручки, что и в табл. 2, но фиксированной суммой переменных и постоянных затрат представлен в табл. 3.
Как видно из анализа данных табл. 3, уровень затрат на протяжении анализируемых периодов не изменяется, коэффициент операционного рычага стабилен и равен 0,3. Эффект операционного рычага, как и в предыдущем случае, имеет тенденцию к снижению (с 86,1 до 4,9). Более широкий диапазон показателя ЭОР говорит о более значительном влиянии ценового фактора на финансовые результаты предприятия, нежели натурального, что требует
Таблица 3
Определение уровня операционного рычага (ценового), тыс. руб.
Показатель Предыдущий период Отчетный период Плановый период
Выручка от реали- 30 150 33 500 37 520
зации
Переменные за- 20 859,6 20 859,6 20 859,6
траты
Постоянные затра- 8 940 8 940 8 940
ты
Общие затраты 29 799,6 29 799,6 29 799,6
Прибыль от про- 350,4 3 700,4 7 720,4
даж (операционная
прибыль)
Темп изменения 11,1 12 10,7
выручки от реализа-
ции, %
Коэффициент опе- 0,3 0,3 0,3
рационного рычага
Темп изменения 956 108,6 52,1
прибыли от про-
даж, %
Уровень (эффект) 86,1 9,05 4,9
операционного
рычага, ценовой
Снижение выруч- 1,21 10,9 20,4
ки от реализации до безубыточного
уровня, %
от руководства предприятия более гибких и взвешенных решений по ценовой политике. Так, в предыдущем периоде наблюдается слишком высокое численное значение ЭОР. Это означает, что при изменении цены реализации на 1 % прибыль изменится на 86,1 %. Операционный риск в данном случае очень высок, незначительное снижение выручки от реализации (на 1,2 %) способно привести предприятие к убыткам. В отчетном периоде ситуация более благоприятная, но тем не менее операционный риск достаточно высок. Предприятие останется без прибыли при снижении выручки на 10,9 %. И только в плановом периоде операционный риск находится на допустимом уровне. При изменении цены на 1 % прибыль изменится всего на 4,9 %.
Данные табл. 3 дают информацию для анализа и принятия решений по ценовой политике предприятия. Так, увеличение цен на продукцию может оказаться очень выгодным (из-за высоких значений ЭОР), но любое их снижение может оставить предприятие без прибыли. Не стоит также забывать, что при разработке ценовых решений необходимо принимать во внимание модель рынка, на котором работает предприятие и коэффициент ценовой эластичности по выпускаемой продукции.
34
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ Ъ'ПРАХЖ'иХА
Список литературы
1. Бланк И. А. Управление прибылью. К.: Эльга, Ника-Центр, 2005.
2. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Проспект, 2009.
3. Кретина М. ^.Финансовый менеджмент: учеб. пособие. М.: Дело и сервис, 2001.
4. Лукасевич И. ^Финансовый менеджмент: учебник. М.: Эксмо, 2010.
5. Теплова Т. В. Эффективный финансовый директор: учеб.-практ. пособие. М.: Юрайт, 2009.
6. Финансовый менеджмент: учебник / под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 2009.
АНАЛИЗ
кррдитпгпогтногш
ОРГАНИЗАЦИИ И ГРУППЫ КОМПАНИЙ
ЛИ вглаикцккй, Ы. ыигтшс, ДА гез»ттн тчпнчтосдаиг
В издательстве «КНОРУС» вышло в свет учебное пособие Д.А. Ендовицкого, К.В. Бахтина, Д.В. Ковтуна .
Данная книга - наиболее полное учебное пособие по оценке кредитоспособности юридических лиц и группы взаимосвязанных организаций. В ней систематизирован опыт и методическое обеспечение деятельности российских и зарубежных банков, комплексно раскрыты актуальные вопросы, связанные с ситуацией на кредитном рынке, правовой и информационной базой оценки
кредитоспособности, организацией этого процесса.
Отдельное место занимают прикладные положения по анализу кредитоспособности заемщиков, уделено большое внимание разделению методических подходов в отношении отдельной организации-заемщика и группы компаний.
Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение».
Пособие адресовано студентам и преподавателям экономических вузов, работникам кредитных и инвестиционных подразделений коммерческих банков, учетно-финансовым работникам организаций, финансовым аналитикам и менеджерам, а также слушателям учебно-методических центров аттестации профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и аудиторов.
Ендовицкий Д.А. Анализ кредитоспособности организации и группы компаний : учебное пособие / Д.А. Ендовицкий, К.В. Бахтин, Д.В. Ковтун; под ред. Д.А. Ендовицкого. М.: КНОРУС, 2011. 376 с.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ Ъ'ПРАХЖ'иХА
35