УДК 339.923:339.13:001.891
ЕДИНЫЙ РЫНОК УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НИР В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
В.Н. Кузьмин, доктор экономических наук ФГБНУ «Росинформагротех» E-mail: [email protected]
Аннотация. Вступивший в силу с 1 января 2015 г. договор о Евразийском экономическом союзе (Союзе) предусматривает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Союза. В ряде секторов единыйрынокуслуг начал функционировать сразу, по отдельным секторам (в том числе в секторе проведения научно-исследовательских работ) были разработаны планы либерализации, которые предусматривали сближение механизмов допуска к осуществлению деятельности, обеспечение признания профессиональных квалификаций персонала поставщиков услуг, организацию административного сотрудничества, созданы рабочие группы. В ходе деятельности рабочих групп были определены нормативные правовые акты государств-членов Союза, регулирующие деятельность в рамках данного сектора услуг, выявлены положения, ограничивающие доступ лиц других государств-членов к поставке услуг в рамках данного сектора. Достигнуто соглашение о наличии содержательной эквивалентности регулирования в государствах-членах Союза по данному сектору услуг, поэтому гармонизация законодательства не требуется. Требуют дальнейшего исследования сферы риска при функционировании единого рынка услуг (вопросы налогообложения, ответственности поставщика услуг, защиты прав получателей услуг и др.), механизмы предупреждения нарушения прав потребителей, добросовестных услугодателей, общественных интересов, оперативного информационного обмена между регуляторами стран-членов Союза. Ключевые слова: Евразийский экономический союз, научно-исследовательские работы, единый рынок услуг.
Цель исследования - проанализировать ход работы по либерализации рынка услуг в секторе НИР в ЕАЭС, выявить перспективные направления дальнейших исследований.
Методы - экспертный метод, анализ действующих нормативных правовых актов и деятельности в этой сфере.
Результаты и обсуждения. Вступивший в силу с 1 января 2015 г. договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор, ЕАЭС, Союз) обеспечивает проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Союза [1]. Руководящими органами Союза являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), Суд Евразийского экономического союза [2].
В ряде секторов, определенных государствами-членами ЕАЭС (в том силе в секторе услуг, относящихся к сельскому хозяйству), начал функционировать единый рынок услуг
[3]. При этом национальный режим заложен как база, то есть государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг и стран-партнеров; каких-либо ограничений быть не может. Договор предусматривает, что в дальнейшем государства-члены Союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия) будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений. Пунктом 42 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору) предполагается, что по отдельным секторам порядок и этапы формирования единого рынка услуг предусматриваются планами либерализации, разрабатываемыми на основании согласованных предложений государств-членов и Комиссии, утверждаемыми Высшим советом (далее - планы либерализации). Были установлены индивидуальные национальные перечни ограничений, изъятий, дополнительных требований и
условий в рамках Союза, которые в секторах услуг, в которых функционирует единый рынок, не применяются с даты вступления в силу Договора, в секторах, по которым разработаны планы либерализации - после реализации этих планов [4].
В октябре 2015 г. такой перечень секторов был утвержден. Он включал в себя, в том числе, проведение научно-исследовательских работ и внедрение в области общественных, гуманитарных, естественных наук и в некоторых других областях. Для реализации данного решения были созданы рабочие группы по каждому сектору.
В декабре 2016 г. был утвержден план либерализации, рассчитанный на несколько лет, который предусматривал:
- сближение механизмов допуска к осуществлению деятельности;
- обеспечение признания профессиональных квалификаций персонала поставщиков услуг;
- организацию административного сотрудничества;
- завершение реализации плана.
Сближение механизмов допуска к осуществлению деятельности включало в себя несколько этапов и мероприятий (таблица 1).
Департаментом развития предпринимательской деятельности ЕЭК была подготовлена предварительная сравнительная таблица законодательства государств-членов ЕАЭС по сектору услуг в области научно-исследовательских работ (НИР) [5], проведены заседания рабочей группы, на которых были обсуждены вопросы, обозначенные представителями научных учреждений российской стороны, в том числе Уральского государственного юридического университета (таблица 2). Было достигнуто соглашение о наличии содержательной эквивалентности регулирования в государствах-членах ЕАЭС по данному сектору услуг. В этом случае принимается решение о возможности взаимного признания разрешений, профессиональной квалификации (гармонизация законодательства не требуется) и готовится проект решения Высшего Евразийского экономического совета о переходе данного секто-
ра в ЕРУ. В соответствии с «Алгоритмом работы по реализации пунктов планов либерализации» наилучшей международной практикой признается законодательство стран с наиболее высокими инвестиционными рейтингами, рейтингами конкурентоспособности и ведения бизнеса.
В целях организации административного сотрудничества проводится работа по организации сотрудничества между компетентными органами стран-членов ЕАЭС, в том числе путем разработки и заключения межведомственных соглашений об административном сотрудничестве (далее - соглашения о сотрудничестве), в рамках которой определяются:
- сферы риска при функционировании единого рынка (например, вопросы налогообложения, ответственности поставщика услуг, защиты прав получателей услуг);
- механизм предупреждения нарушения прав потребителей, добросовестных услуго-дателей, общественных (государственных) интересов;
- оперативный информационный обмен между регуляторами (включая сведения об участниках рынка), в том числе сведениями из национальных информационных ресурсов.
В рамках соглашений о сотрудничестве компетентные органы должны будут получать информацию об услугодателях, включая сведения о фактах их учреждения и осуществления ими предпринимательской деятельности, о разрешениях и видах деятельности, на осуществление которых они выданы, о мерах, санкциях или решениях о несостоятельности, некомпетентности или деловой репутации. Уже в настоящее время у поставщиков услуг государств-членов ЕАЭС имеются возможности и права беспрепятственно осуществлять поставку услуг по НИР любым из четырех альтернативных способов поставки: «трансграничная поставка», «коммерческое присутствие», «потребление за рубежом», «присутствие персонала поставщика услуг одной стороны на территории любой другой стороны») как по отдельности, так и одновременно.
Лоигпа! оГ УШТ^Н №2(30)-2018
71
Таблица 1. План либерализации по сектору услуг по проведению НИР и созданию опытных разработок в сфере естественных наук ЕАЭС (сближение механизмов допуска к осуществлению деятельности)
№ п/п Этап, мероприятие Срок исполнения, год
I этап. Анализ законодательства государств-членов Евразийского экономического союза
1 Определение перечня нормативных правовых актов государств-членов ЕАЭС, регулирующих деятельность в рамках данного сектора услуг 2016
2. Анализ положений нормативных правовых актов государств-членов на предмет: а) соответствия Договору и международным договорам в рамках ЕАЭС, а также иным международным договорам, заключенным между государствами-членами (в том числе двусторонним) и применяемым в части, не противоречащей Договору; б) выявления положений, ограничивающих доступ лиц других государств-членов к поставке услуг в рамках данного сектора, в том числе: ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в соответствии с индивидуальными национальными перечнями ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в рамках ЕАЭС, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 112; требований, условий и иных мер регулирования; барьеров, возникающих при применении Договора, международных договоров в рамках ЕАЭС и законодательства государств-членов; в) избыточности и неэффективности (неоднозначности, наличия противоречий, невостребованности, несоответствия целям регулирования, дублирования, формального характера) 2017
3. Определение содержательной эквивалентности регулирования в данном секторе услуг и принятие решений о целесообразности взаимного признания разрешений на поставку услуг в рамках данного сектора (в случае принятия таких решений на основании пункта 54 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору) гармонизация законодательства государств-членов не требуется и пп. 4-9 плана не подлежат исполнению) 2017
II этап. Подготовка к гармонизации законодательства государств-членов (при отсутствии содержательной эквивалентности регулирования)
4. Определение необходимости, уровня и способов гармонизации законодательства государств-членов, заключения международных договоров в рамках ЕАЭС и (или) принятия актов органов ЕАЭС 2018
5. Выявление наилучших международных и национальных практик регулирования в данном секторе услуг с целью определения оптимальной модели внутреннего регулирования 2018
6. Выработка предложений по гармонизации законодательства государств-членов, заключению международных договоров в рамках ЕАЭС или принятию актов органов ЕАЭС с учетом пункта 5 настоящего плана 2018
7. Определение перечней нормативных правовых актов государств-членов с указанием конкретных положений, подлежащих изменению, отмене или принятию 2018
8. Принятие Решения Высшего Евразийского экономического совета о гармонизации законодательства государств-членов (с перечнями нормативных правовых актов государств-членов, подлежащих изменению, отмене или принятию в соответствии с п. 7 плана) 2018
III этап. Гармонизация законодательства государств-членов, разработка и заключение международных договоров в рамках Союза и (или) принятие актов органов Союза
9. Внесение изменений в нормативные правовые акты государств-членов в соответствии с пунктом 8 настоящего плана, разработка и заключение международных договоров в рамках ЕАЭС и (или) принятие актов органов ЕАЭС 2019
10. Внесение изменений в индивидуальные национальные перечни ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в рамках ЕАЭС, утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 112, в части исключения ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий (в случае их наличия) в рамках данного сектора услуг 2020
IV этап. Мониторинг исполнения
11. Мониторинг и контроль за исполнением мероприятий, предусмотренных пп. 1-10 плана 1 раз в полгода
Таблица 2. Обсуждение проблемных вопросов на заседаниях рабочей группы в области НИР ЕАЭС
Обсуждаемый вопрос Аргументы разрешения вопроса
При допуске на рынок услуг НИР необходима регистрация отдельного юридического лица на территории другой стороны, без которой невозможно оказывать услуги по проведению НИР. В случае оказания НИР образовательными учреждениями на их деятельность требуется лицензия В соответствии с пунктом 38 Приложения № 16 к Договору после перевода сектора услуг НИР в формат единого рынка услуг (ЕРУ) не будет обязанности в регистрации (создании) юридического лица. Исходя из пункта 2 Решения Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 № 112, деятельность, на осуществление которой требуется лицензия, может осуществляться только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке в стране Союза, на территории которой выдана такая лицензия. Вместе с тем на основании п. 38 Приложения № 16 к Договору в перечнях секторов (подсекторов) услуг, по которым формирование ЕРУ в рамках ЕАЭС будет осуществлено в соответствии с планами либерализации, ограничения, изъятия, дополнительные требования и условия не применяются после реализации таких планов либерализации. Исходя из законодательства сторон (например, положения о лицензировании образовательной деятельности) научная деятельность не является составляющей образовательной деятельности, поскольку научная деятельность не лицензируется и ее осуществление не зависит от наличия или отсутствия права на оказание образовательной деятельности
Различия: в квалификационных требованиях к лицам, оказывающим научно-исследовательские услуги; в разрешительных процедурах Республик Беларусь, Казахстан и РФ; в сведениях, установленных при прохождении разрешительных процедур и характере документов, подтверждающих факты или сведения; в вопросах аттестации и аккредитации научных работников; в процедурах получения ученых степеней и званий; в квалификационных требованиях к лицам, оказывающим услуги по проведению НИР Несущественные различия в квалификациях, сведениях и процедурах аттестации научных работников не являются препятствием для формирования ЕРУ. Дипломы доктора и кандидата наук, аттестаты профессора, доцента и старшего научного сотрудника выдаются без установления какого-либо срока (кроме случаев лишения (восстановления) ученых степеней и звания). Процедура и требования к получению ученых степеней и званий во всех странах ЕАЭС является сходной, а, следовательно, содержательно эквивалентной. Разрешительные процедуры в государствах-членах ЕАЭС отсутствуют. В настоящее время на основании отдельных международных соглашений и национального законодательства стран ЕАЭС полученные в третьих странах, научные и прочие квалификации уже признаются. В соответствии с п. 2 ст. 3 Договора о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества Соглашение между Правительствами Республик Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргызской Республики и Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24.11.1998 (с Протоколом о присоединении Республики Таджикистан к Соглашению, подписанный 26.02.2002 и Протоколом о внесении изменений и дополнений в Соглашение) и Соглашение о механизме взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях в государствах-членах Евразийского экономического сообщества от 27.09.2005 продолжают действовать между их участниками. В отношениях между государствами-членами ЕАЭС, являющимися участниками указанных договоров, данные договоры применяются в части, не противоречащей Договору. Принимая во внимание режим наибольшего благоприятствования (без изъятий и ограничений), предусмотренный пп. 27 и 29 Приложения № 16 к Договору и факты предоставления лицам третьих стран более благоприятного режима, полученные в странах Союза научные и прочие квалификации подлежат автоматическому признанию на территории всех государств-членов Союза
О возможной дискриминации услугодате-лей НИР в сфере налогообложения На основании пп. 28 и 29 Приложения № 18 к Договору взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене Союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг; при выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг; местом реализации НИР признается территория государства-члена, если налогоплательщиком государства-члена получены НИР (исследования, обусловленные техническим заданием заказчика). Отметить позицию участников совещания от сторон относительно возможной целесообразности корректировки налогового законодательства государств-членов в целях предоставления равного режима по отношению к субъектам государств-членов ЕАЭС
Процедура оформление результатов НИР Планы либерализации не распространяются на эту процедуру. Она должна соответствовать наилучшей практике (межгосударственным стандартам). При этом организация НИР, исходя из того, что рабочим языком органов ЕАЭС является русский язык, должна осуществляться как на русском, так и на государственном языке государства-члена
1оигпа! of VNIIMZH №2(30)-2018
73
Выводы. Вступивший в силу с 1 января 2015 г. договор о Евразийском экономическом союзе обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В ряде секторов начал функционировать единый рынок услуг. По отдельным секторам были разработаны планы либерализации, которые предусматривали порядок и этапы формирования ЕРУ. Было достигнуто соглашение о наличии содержательной эквивалентности регулирования в государствах-членах ЕАЭС по данному сектору услуг, поэтому гармонизация законодательства не требуется. Процедура оформления результатов НИР должна соответствовать наилучшей международной практике.
Перспективны исследования сфер риска при функционировании ЕРУ механизмов предупреждения нарушения прав потребителей, добросовестных услугодателей, общественных (государственных) интересов, механизма оперативного информационного обмена между регуляторами стран-членов ЕАЭС. У поставщиков услуг государств-членов ЕАЭС имеются возможности и права беспрепятственно осуществлять поставку услуг по НИР любым из способов поставки: «трансграничная поставка», «коммерческое присутствие», «потребление за рубежом», «присутствие персонала поставщика услуг одной стороны на территории любой другой стороны» как по отдельности, так и одновременно.
Литература:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/ Pages/01-01-2015-1. aspx
2. Кузьмин В.Н. Экономическая интеграция и техническое оснащение сельского хозяйства России // Вестник ВНИИМЖ. 2014. №3. С. 82-86.
3. Об утверждении перечня секторов услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках ЕЭС. URL: https://docs.eaeunion. org/docs/ru-ru/0147055/scd _26122014_112
4. Об утверждении индивидуальных национальных перечней ограничений, изъятий, дополнительных требований в рамках ЕЭС для Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ. URL: https://docs.eaeunion. org/docs/ruru/0148767 /scd_19102015_30
5. Предварительная сравнительная таблица законодательства государств-членов Союза по сектору услуг в области НИР. URL: http ://www. eurasiancommission.org /ru/act/finpol/dobd/work_group/rgnir/Pages/rgnir.aspx
Literatura:
1. Dogovor o Evrazijskom ehkonomicheskom soyuze. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/01-01-2015-1. aspx
2. Kuz'min V.N. EHkonomicheskaya integraciya i tekhni-cheskoe osnashchenie sel'skogo hozyajstva Rossii // Vest-nik VNIIMZH. 2014. №3. S. 82-86.
3. Ob utverzhdenii perechnya sektorov uslug, v kotoryh funkcioniruet edinyj rynok uslug v ramkah EEHS. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0147055/scd _26122014_112
4. Ob utverzhdenii individual'nyh nacional'nyh perechnej ogranichenij, iz"yatij, dopolnitel'nyh trebovanij v ramkah EEHS dlya Respubliki Belarus', Respubliki Kazahstan i RF. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ruru/0148767 /scd_19102015_30
5. Predvaritel'naya sravnitel'naya tablica zakonodatel'stva gosudarstv-chlenov Soyuza po sektoru uslug v oblasti NIR. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ finpol/dobd/work_group/rgnir/Pages/rgnir.aspx
UNITARY MARKET OF SERVICES IN THE FIELD OF RESEARCH AT THE EURASIAN ECONOMIC UNION V.N. Kuz'min, doctor of economical sciences FGBNY "Rosinformagrotekh»
Abstract. The Eurasian economic Union (Union) Treaty, entered in 2015, on the 1st of January, provides the goods, services, capital and labor movement's freedom within this Union. In some of sectors, the services' unitary market began to operate at once, in separate sectors (including the research works' sector ), were developed the plans of liberalization envisaged the access mechanisms to project activities convergence, ensured the recognition of staff of service providers' professional qualifications, organized administrative cooperation, established working groups. At the working groups ' activities making, the normative legal acts of the member -States of the Union, regulating activities within frames of this service sector, were identified the provisions limiting the other member -States persons' access to the services' supplying within frames of this sector. An agreement on the substantive equivalence of regulation's existence for the member-States of the Union in this services' sector was reached, so legislation's harmonization is not required. It is required further investigation of risk areas in the functioning of the unitary market of services (taxation, service provider's liability, rights of services recipients' protection, etc.), mechanisms for the consumer's rights violations prevention, conscientious service providers, public interests, and efficient information exchange between regulators of Union's member-countries.
Keywords: Eurasian economic Union, research works, unitary market of services.