Организационно-правовые меры по созданию единого рынка государственных закупок в Евразийском экономическом союзе и СНГ
АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА
Руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук, профессор МГЮУ имени О.Е. Кутафина
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы становления рынка государственных закупок в рамках Евразийского экономического союза и СНГ путем формирования нормативной основы, начиная с принятия Соглашения о государственных (муниципальных) закупок, Договора о зоне свободной торговли, Договора о ЕАЭС и подписанного государствами — членами ЕАЭС в 2016 г. Протокола о правилах и процедурах регулирования сферы государственных (муниципальных) закупок. Проведенный анализ Протокола о закупках показал, что установленные в нем правила обеспечивают равные конкурентные условия доступа к государственным (муниципальным) закупкам поставщиков (подрядчиков, исполнителей) из государств — участников ЕАЭС.
Ключевые слова: государственные закупки; Евразийский экономический союз; Протокол о правилах и процедурах регулирования сферы государственных (муниципальных) закупок.
Organizational and legal measures to create a common public procurement market in the Eurasian economic Union and the CIS
ANDREEVA LUBOV VASILIEVNA
Internal Audit Department, the Central Bank of the Russian Federation
Abstract: The article considers the questions of formation of the public procurement market within the Eurasian economic Union and the CIS by forming a regulatory framework since the adoption of the Agreement on state (municipal) procurement, the Agreement on the free trade area, of the EAEU Treaty and signed by the member States of the Eurasian economic Union in 2016 of the Protocol on rules and procedures for the regulation of state (municipal) procurement. The analysis of the Protocol on the procurement showed that the established rules to ensure equal competitive conditions for access to state (municipal) procurement suppliers (contractors, performers) of the States - participants of the EAEC..
Key words: public procurement; Eurasian economic Union; Protocol on rules and procedures for the regulation of state (municipal) procurement.
Правовые основы и принципы создания единого рынка государственных закупок товаров в ЕАЭС
Создание единого рынка государственных закупок товаров, работ, услуг в ЕАЭС и СНГ является насущной задачей, решение которой позволит в значительной степени обеспечить импортоза-мещение ряда социально значимых товаров, перейти на более высокий уровень экономической интеграции государств - участников ЕАЭС и СНГ.
Создание рынка государственных закупок в рамках СНГ началось с формирования нормативной правовой основы - принятия и ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках (заключено в Москве 09.12.2010 г.)1, в котором был предусмотрен перечень возможных способов закупок и основные правила их проведения.
Предпринимались меры по налаживанию двухсторонних связей и допуску потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) из Республики Беларусь к российским государственным заказам. Было принято Решение № 68 Совета Евразийской экономической комиссии «О предоставлении национального режима к государственным закупкам, проводимым на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, в части размещения государственного заказа в электронной форме» (принято в Москве 20.07.2012 г.)2, а также Решение № 47 Совета Евразийской экономической комиссии «О взаимном доступе субъектов хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации к электронной цифровой подписи в целях исполнения Соглашения о государственных (муниципальных) закупках» (принято в Санкт-Петербурге 20.06.2012 г.)3.
Заключение Договора о зоне свободной торговли, подписанное в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. обеспечило необходимые условия для полноценного и эффективного функционирования зоны свободной торговли на пространстве СНГ и создало благоприятные условия для дальнейшего углубления интеграции на основе норм ВТО4.
В соответствии с положениями данного Договора был разработан проект Протокола о правилах и процедурах регулирования сферы государственных (муниципальных) закупок между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли, Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2016 г. № 1124-р принято решение о его подписании5.
После доработки и согласования проекта Протокола он был подписан в Бишкеке 7 июня 2016 г. государствами - участниками Договора о зоне свободной торговле6. Хотя внутригосударственные процедуры о вступлении Протокола в силу в соответствии со ст. 11 еще не выполнены, подписание его имеет большое значение для гармонизации и унификации правил о совершении государственных закупок для стран-участниц.
Протокол не препятствует государствам -участникам данного Протокола заключать международные договоры в сфере государственных закупок с государствами, не являющимися участниками Протокола.
Следует отметить, что Решением Совета глав правительств СНГ «О Плане мероприятий по реализации третьего этапа (2016-2020 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года»
1 Собрание законодательства РФ. 30.01.2012. № 5.
2 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 24.08.2012
3 Там же.
4 Федеральным законом от 01.04.2012 г. № 21-ФЗ Договор о зоне свободной торговли был ратифицирован // СПС «Кон-сультантПлюс».
5 Собрание законодательства РФ. 13.06.2016. г. № 24. Ст. 3578.
6 СПС «КонсультантПлюс».
(принято в Душанбе 30.10.2015 г.) предусмотрена реализация Протокола между государствами -участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. о правилах и процедурах регулирования государственных закупок.
Протоколом предусмотрено два этапа его реализации:
• 1-й этап (до 1 января 2018 г.) - переход на электронный формат осуществления закупок конкурентными способами. Электронный формат закупок понимается как процедура организации и проведения закупок, осуществляемая с использованием Интернета, веб-портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно-аппаратных средств.
• 2-й этап (до 1 января 2019 г.) предусматривает внедрение технологий, обеспечивающих информационную открытость и прозрачность закупок. Для этого планируется обеспечить совместимость веб-порталов в сфере государственных закупок.
Особенности осуществления государственных и муниципальных закупок установлены в Разделе XXII Договора о ЕАЭС7 и Протоколе о порядке регулирования закупок8 (Приложение № 25 к Договору о ЕАЭС).
Правила о государственных закупках, предусмотренные в Протоколе о правилах и процедурах регулирования сферы государственных (му-
ниципальных) закупок между государствами -участниками Договора о зоне свободной торговли, основаны на соответствующих нормах Договора о ЕАЭС.
Провозглашенные в Протоколе цели и принципы регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок совпадают в большинстве своем с принципами государственных и муниципальных закупок, установленными в российском законодательстве, и создают необходимые условия для свободного движения товаров и услуг в рамках ЕАЭС.
Основными провозглашенными принципами регулирования закупок в Протоколе является обеспечение:
• оптимального и эффективного расходования средств, используемых для закупок в государствах - участниках Протокола;
• информационной открытости и прозрачности закупок;
• беспрепятственного и равного доступа потенциальных поставщиков государств - участников Протокола к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путем взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства - участника данного Протокола, другим государством - его участником;
• наличия уполномоченных регулирующих и контролирующих органов власти Сторон в сфере закупок. При этом допускается выполнение указанных функций одним органом.
В качестве одного из принципов в ст. 1 Протокола установлен также принцип развития конкуренции и противодействия коррупции и другим злоупотреблениям в сфере закупок.
Хотя противодействие коррупции не провозглашено в качестве принципа контрактной системы в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г.
7 Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 16 января 2015 г.
8 Протокол о порядке регулирования закупок (приложение № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»9 (далее - Закон о контрактной системе), целый ряд антикоррупционных правил включен в Закон о контрактной системе.
Основные понятия, используемые в Протоколе (заказчик, закупки, информация о закупке, потенциальный поставщик, электронная торговая площадка и др.) гармонизированы с аналогичными понятиями, содержащимися в российском Законе о контрактной системе.
Следует подчеркнуть, что в Протоколе установлен национальный режим закупок, т.е. режим, предусматривающий, что каждое государство -участник данного Протокола для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, про-
исходящим с территорий других государств - его участников, потенциальным поставщикам и поставщикам других государств - участников данного Протокола, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги. Страна происхождения товара определяется в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, действующими на территориях государств - участников Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г.
Национальный режим закупок и правила применения изъятий для защиты национальной экономики
Национальный режим закупок установлен и в Договоре о ЕАЭС. Вместе с тем, в Договоре о ЕАЭС предусмотрены определенные правила по применению изъятий из национального режима.
Так, государство-член вправе в одностороннем порядке, установленном своим законодательством о закупках, установить в исключительных случаях изъятия из национального режима на срок не более двух лет. При этом уполномоченный регулирующий и (или) контролирующий орган власти государства-члена в сфере закупок должен заблаговременно, но не позднее 15 календарных дней до даты принятия акта об установлении изъятий, в письменной форме уведомить Евразийскую экономическую комиссию10 и каждое из государств-членов о принятии та-
кого акта с обоснованием необходимости его принятия.
Государство-член, получившее такое уведомление, может обратиться в направивший его орган с предложением о проведении соответствующих консультаций. Государство-член, направившее указанное уведомление, не может отказать в проведении консультаций.
Предусмотрена возможность вынесения Комиссией ЕАЭС решения о необходимости отмены акта об установлении изъятий в течение одного года с даты его принятия. В этом случае принявшее акт государство-член обеспечивает внесение соответствующих изменений в такой акт (признание его утратившим силу) в двухмесячный срок. При этом если в указанный срок государство-член,
9 Федеральный закон от 04.05.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 01.05.2017 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144624
10 Положение о Евразийской экономической комиссии (Приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 16 января 2015 г.; далее - Комиссия.
МИНИСТЕРС ГЗС ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРДЦ!
в отношении которого вынесено указанное решение, не выполнит его, каждое из других государств-членов в одностороннем порядке вправе не распространять национальный режим на такое государство-член. Уведомление об этом направляется в Комиссию и каждому из государств-членов.
Государства-члены вправе обратиться в Комиссию по рассмотрению любых случаев невыполнения обязательств, предусмотренных разделом XXII Договора о ЕАЭС и Протокола. По результатам рассмотрения обращения Комиссия принимает одно из следующих решений:
• об отсутствии факта нарушения;
• о признании факта нарушения и необходимости устранения государством-членом выявленного нарушения.
При невыполнении государством-членом решения о необходимости устранения выявленных нарушений по истечении двух месяцев со дня его принятия, каждое из других государств-членов в одностороннем порядке вправе не распространять национальный режим на такое государство-член. Уведомление об этом направляется в Комиссию и каждому из государств-членов.
В ст. 14 Закона о контрактной системе в качестве общего правила также предусмотрен национальный режим при осуществлении закупок. Часть 1 ст. 14 Закона о контрактной системе устанавливает, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных госу-
дарств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно части 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительство РФ вправе установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (Минэкономразвития России) по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Как отмечает ведущий советник отдела регулирования процедур закупок Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России А.С. Нефедова, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрены три механизма, позволяющие обеспечить закупку определенных товаров, работ, услуг для государственных и муниципаль-
ных нужд исключительно или преимущественно у отечественных производителей (к ним приравниваются и производители государств - членов Евразийского экономического союза), а именно: • запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
• ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
• условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами11.
Дальнейшее развитие норм о правовом режиме закупок по контрактной системе
Нормы Закона о контрактной системе о правовом режиме закупок получили дальнейшее развитие в подзаконных актах.
В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 г. № 65612 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств. Вместе с тем, данные запреты и ограничения не распространяются на товары из государств ЕАЭС13.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 г. № 791 установлен запрет на закупки для обеспечения федераль-
ных нужд товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств14. Запреты и ограничения не распространяются на товары легкой промышленности из государств ЕАЭС.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.09.2014 г. № 1776 утверждены Правила выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров, указанных в Приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 г. № 79115.
Кроме того, Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муни-
11 Нефедова А.С. О мерах по импортозамещению в рамках осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // СПС «КонсультантПлюс».
12 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21.07.2014 г. № 29. Ст. 4157.
13 Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 г. № 84 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 656» // Собрание законодательства Российской Федерации от 09.02.2015 г. № 6. Ст. 966.
14 Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25.08.2014 г. № 34. Ст. 4660.
15 Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 10.09.2014 г. № 1776 «Об утверждении Правил выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров, указанных в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 791 „Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд"» // Российская газета. 12.11.2014 г. № 257.
ципальных нужд»16 устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, а также предоставляет преференции определенным товарам из государств - членов ЕАЭС.
Определение страны происхождения товаров регулируется Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Ялта, 20.11.2009 г.)17. Российская Федерация ратифицировала данное Соглашение Федеральным законом от 01.06.2011 г. № 103-ФЗ18 с оговорками.
Порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенные территории государств - участников Соглашения из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальным законодательством государств - участников Соглашения и международными договорами.
Приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 25.08.2014 г. № 64 утверждено Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд19.
Страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или
подвергнут достаточной обработке / переработке. Соглашением предусмотрена форма сертификата о происхождении товара СТ-1.
Если в производстве конечного товара в одном из государств - участников Соглашения используются материалы, происходящие из другого или других государств - участников Соглашения, подтвержденные сертификатом формы СТ-1 и подвергаемые поэтапной последующей обработке / переработке в другом или других государствах - участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, на территории которой он в последний раз был подвергнут обработке / переработке.
При отсутствии сертификата (сертификатов) формы СТ-1 о происхождении материалов из других государств - участников Соглашения определение страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки / переработки, который выражается выполнением определенных условий.
Установление национального режима государственных закупок и унифицированных правил закупок в национальном законодательстве позволяют обеспечить свободный доступ к закупкам потенциальных поставщиков, подрядчиков и исполнителей из государств - членов ЕАЭС.
Защита конкуренции и совершенствование норм законодательства о государственных закупок в государствах — членах ЕАЭС
Анализ основных правил государственных за- унификация основных правил закупок, вместе с купок, установленных в Протоколе, показал, что тем, не исключила права национального законо-
16 Приказ Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета.21.05.2014 г. № 112.
17 Собрание законодательства РФ. 22.08.2011 г. № 34. Ст. 4950.
18 Федеральный закон от 01.06.2011 г. № 103-ФЗ «О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» // Собрание законодательства Российской Федерации от 06.06.2011 г. № 23. Ст. 3243.
19 Приказ Торгово-промышленной палаты РФ 25.08.2014 г. № 64 «О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Положении о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; документ официально опубликован не был // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
дателя на урегулирование тех вопросов, которые не влияют и не колеблют установленные в Протоколе принципы закупок.
Так, в Протоколе предусмотрено, что закупки проводятся конкурентными способами, определенными законодательством государств - участников настоящего Протокола о закупках, а также могут осуществляться из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), но не устанавливают конкретные конкурентные процедуры.
Обеспечивающим конкуренцию и предотвращение коррупции является установленное в Протоколе правило о том, что закупка из одного источника либо у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в соответствии с перечнем, установленным законодательством государств - участников Протокола о закупках, при наличии расчета и обоснования цены договора (контракта) о закупке в случаях, предусмотренных законодательством государств - участников Протокола.
В Протоколе о закупках установлена обязанность ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), состав включаемой в реестр информации, совпадающей в основном с составом информации, предусмотренной в ст. 104 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, в Протоколе установлена возможность законодательством государств - участников Протокола о закупках предусматривать право или обязанность заказчика осуществлять допуск к участию в закупке исходя из сведений, содержащихся в реестре недобросовестных поставщиков этого государства - участника Протокола и (или) в реестрах недобросовестных поставщиков других государств - участников Протокола.
Достаточно сложно будет выполнить российскому законодателю требование о переходе на электронный формат осуществления закупок конкурентными способами (в том числе подачу заявок, подведение итогов и заключение договора (контракта) о закупке) не позднее 1 января
2018 г. В настоящее время в России проводятся аукционы в электронной форме.
Установленный в Протоколе принцип информационной открытости и прозрачности закупок обеспечивается правилами о создании в государстве-участнике веб-портала, публикации (размещения) на веб-портале информации о закупках, реестра недобросовестных поставщиков (в том числе на русском языке); публикации (размещения) на веб-портале нормативных правовых актов государств - участников Протокола в сфере закупок (в том числе на русском языке); определения ограниченного числа электронных торговых площадок (электронных площадок) и (или) веб-портала в качестве единого места доступа к информации о закупках в электронном формате и к электронным услугам, связанным с такими закупками, в случае если это предусмотрено законодательством государств - участников Протокола о закупках; организации беспрепятственного и бесплатного доступа к информации о закупках, реестру недобросовестных поставщиков и нормативным правовым актам государств -участников Протокола в сфере закупок, публикуемым (размещаемым) на веб-портале.
Следует отметить, что созданная в России в рамках контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок Единая информационная система (ЕИС) включает значительно больший объем информации о закупках, включающий информацию обо всех этапах закупок, начиная с размещения в ЕИС планов закупок и планов-графиков, информацию об их реализации, заключенных контрактах, их исполнении, результаты мониторинга и контроля и др. (ст. 4 Закона о контрактной системе).
Обязательными правилами, подлежащими унификации, являются:
• правила о запрете на установление условий контракта о закупке, которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков и поставщиков в случаях, не предусмотренных законодательством;
• односторонний отказ заказчиков и поставщиков от исполнения договорных обязательств в случае надлежащего исполнения другой стороной обязательств по контракту о закупке и в случаях, не предусмотренных национальным законодательством;
• изменение условий исполнения договорных обязательств, в том числе изменение цены контракта о закупке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Не допускается уменьшение количества товаров, объема работ и услуг без пропорционального снижения цены контракта о закупке.
Вызывает сомнение в целесообразности установления в Протоколе правила, согласно которому в целях обеспечения прав и законных интересов лиц в сфере закупок, а также осуществления контроля за соблюдением законодательства государств - участников Протокола о закупках каждая из Сторон в соответствии с законодательством своего государства обеспечивает наличие уполномоченных регулирующих и (или) контролирующих органов власти в сфере закупок. При этом допускается выполнение этих функций одним органом, к компетенции которого относятся в том числе:
• осуществление контроля в сфере закупок (в том числе путем проведения проверок);
• рассмотрение жалоб и обращений в отношении решений и действий (бездействия) заказчиков, организаторов закупок, операторов электронных торговых площадок (электронных площадок), операторов веб-порталов, товарных бирж, комиссий и иных лиц при осуществлении закупок, нарушающих законодательство государств -участников Протокола о закупках.
Совмещение регулирующих и контролирующих функций одним органом противоречит принципу разделения их государственных функций и противоречит целям эффективности проведения контроля.
В современном российском законодательстве о государственных и муниципальных закупках установлены различные виды контроля за закупками - антимонопольный, финансовый, ведомственный, общественный (гл. 5 Закона о контрактной системе), а также аудит и установленные правила о контроле постоянно совершенствуются.
Не соответствуют современным требованиям к государственным закупкам, установленным в российском и зарубежном законодательстве, обеспечивающим эффективное использование бюджетных средств и правила о возможности установления в законодательстве государств -участников Протокола правил о нормировании закупок, путем установления требований к закупаемым товарам, работам и услугам (в том числе к предельной цене товаров, работ и услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков; осуществление общественного контроля и общественного обсуждения закупок; применение антидемпинговых мер; привлечение экспертов, экспертных организаций.
Данные правила должны быть предусмотрены в законодательстве каждого государства -участника ЕАЭС.
Законодательством государств - участников Протокола о закупках должно быть установлено не менее двух способов (видов) обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения договора (контракта) о закупке. При этом в
качестве обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения договора (контракта) установлены два варианта - внесение денежных средств либо банковская гарантия, что соответствует и Закону о контрактной системе.
Однако отличие от ст. 44 Закона о контрактной системе, в которой введена обязанность заказчика установить требование к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов, в Протоколе предусмотрено право заказчика устанавливать требования к потенциальным поставщикам и поставщикам об обеспечении заявки на участие в закупках, а также об обеспечении исполнения договора (контракта) о закупке. Правило об обеспечении заявки доказало свою эффективность на практике, поэтому представляется целесообразным установить такую обязанность в Протоколе о закупках.
В Протоколе в качестве обязательных, подлежащих включению в контракт условий установлены ответственность сторон за неисполнение или
ненадлежащее исполнение предусмотренных таким договором (контрактом) о закупке обязательств, порядок оплаты, а также осуществление заказчиком приемки результата закупки для оценки его соответствия (в том числе по количеству (объему), комплектности, качеству) требованиям, установленным договором (контрактом) о закупке, что соответствует правилам ст. 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, следует сделать вывод, что установленные Протоколом о правилах и процедурах регулирования сферы государственных (муниципальных) закупок правила основаны на общепризнанных государствами - членами ЕАЭС принципах осуществления публичных закупок, и их применение позволит обеспечить равный доступ на конкурентных началах участников закупок из государств - членов ЕАЭС к торгам и другим процедурам, проводимым на право заключение контрактов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках (заключено в Москве 09.12.2010).
2. Решение № 68 Совета Евразийской экономической комиссии «О предоставлении национального режима к государственным закупкам, проводимым на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, в части размещения государственного заказа в электронной форме» (принято в Москве 20.07.2012 г.).
3. Решение № 47 Совета Евразийской экономической комиссии «О взаимном доступе субъектов хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации к электронной цифровой подписи в целях исполнения Соглашения о государственных (муниципальных) закупках» (принято в Санкт-Петербурге 20.06.2012 г.).
4. Договор о зоне свободной торговли (подписан в Санкт-Петербурге 18.10.2011 г.).
5. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014 г.).
6. Протокол о правилах и процедурах регулирования сферы государственных (муниципальных) закупок (подписан в Бишкеке 07.06.2016 г.).
7. Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Ялта, 20.11.2009 г).
8. Федеральный закон от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
9. Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
10. Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд».
11. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 10.09.2014 г. № 1776 «Об утверждении Правил выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров, указанных в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 791 „Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд"».
12. Приказ Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска
товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
13. Приказ Торгово-промышленной палаты РФ 25.08.2014 г. № 64 «О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Положении о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
14. Нефедова А.С. О мерах по импортозамещению в рамках осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // СПС «Кон-сультантПлюс».