Научная статья на тему 'Единство идеи в эпосе «Урал-батыр» и других тюркоязычных эпосах'

Единство идеи в эпосе «Урал-батыр» и других тюркоязычных эпосах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1838
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС / БАТЫР / ГЕРОЙ / ИДЕЯ ЭПОСА / ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Булякова Г. М., Уельданова Р. В.

Мифологическое повествование об Урал-батыре один из древнейших духовных памятников башкирского народа, возникший на стадии разложения первобытнообщинного строя и запечатлевший нравственные нормы и моральный прогресс башкирского народа. Яркое воплощение здесь получили мироощущение и миропонимание далеких предков башкир, их надежды, попытки познать самого себя, ответить на кардинальные моральные проблемы человеческого бытия: проблемы жизни и смерти, добра и зла, справедливости, человеческого счастья, бессмертия, смысла человеческого существования и др. В этом мы убеждаемся, сравнивая «Урала-батыра» с известными эпосами других народов, такими как киргизский «Манас», калмыцкий «Джангар», якутские олонхо, алтайский «Маадай-кара» и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единство идеи в эпосе «Урал-батыр» и других тюркоязычных эпосах»

1062

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 398(=512.141)

ЕДИНСТВО ИДЕИ В ЭПОСЕ «УРАЛ-БАТЫР» И ДРУГИХ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ

ЭПОСАХ

© Г. М. Булякова*, Р. В. Уельданова

Сибайский институт (филиал) Башкирского Государственного Университета Россия, Республика Башкортостан, 453837 г. Сибай, пр. Горняков, 10.

Тел./факс: +7 (34775) 2 25 76; +7 (34775) 3 43 93.

E-mail: [email protected]

Мифологическое повествование об Урал-батыре - один из древнейших духовных памятников башкирского народа, возникший на стадии разложения первобытнообщинного строя и запечатлевший нравственные нормы и моральный прогресс башкирского народа. Яркое воплощение здесь получили мироощущение и миропонимание далеких предков башкир, их надежды, попытки познать самого себя, ответить на кардинальные моральные проблемы человеческого бытия: проблемы жизни и смерти, добра и зла, справедливости, человеческого счастья, бессмертия, смысла человеческого существования и др. В этом мы убеждаемся, сравнивая «Урала-батыра» с известными эпосами других народов, такими как киргизский «Манас», калмыцкий «Джангар», якутские олонхо, алтайский «Маадай-кара» и т.д.

Ключевые слова: фольклор, героический эпос, батыр, герой, идея эпоса, образ.

Одной из приоритетных проблем в современной фольклористике является рассмотрение эпоса как жанра, отображающего историю народа, его жизнь и бытовой уклад, философские размышления людей о смысле жизни. Как отмечает известный башкирский эпосовед М. Сагитов, этот жанр, возникший еще на стадии разложения первобытнообщинного строя, запечатлел взгляды, верования людей, их размышления о природе, жизни и т.д. Со временем он развивается и формируется в широком масштабе, начинает поэтически отображать духовный мир, историю, жизнь народа [1, с. 12].

Как известно, изображенное в эпосе - не исторический факт, а лишь отражение мечты народа, его стремлений к идеальной жизни. И потому исторические события в эпосе местами получают совершенно иное звучание, так как основные сюжетные линии имеют «счастливую концовку». Герои эпоса делают все, чтобы сохранить мир и покой, царящий в их стране. Идея каждого эпоса обычно сводится к тому, чтобы защитить страну от обрушившихся бедствий, сохранить гармонию миропорядка. Исторические войны за свободу, за счастье людей - все это приобретает в эпосах несколько символическое освещение.

«Урал-батыр» - один из величайших памятников духовной культуры башкирского народа. В этом кубаире с первых же страниц повествуется о том, что главный герой эпоса Урал и его родные живут, не ведая никаких нужд, не понимая смысла смерти:

Так и жили они вчетвером,

Не видя людей, в местечке глухом.

Своего не имели скота,

Не обзаводились добром,

Даже не вешали котла Над полыхающим костром;

Не знали, что такое болезни,

Смерть была им неизвестна;

Полагали: для всех на свете

Сами они являются смертью [2, с. 165].

Но в скором времени эта гармония нарушается тем, что Урал узнает о существовании смерти. С этого момента в его душе зарождается желание уничтожить это явление. Сначала желание обладать даром бессмертия у главного героя появляется в частных побуждениях, т.е. он желает обессмертить себя и родных. Основной целью Урала первоначально было изжитие такого явления, как пожирание друг друга. Но сами птицы, животные не соглашаются с ним, противоречат ему:

Если сильные на слабых Вдруг охотиться перестанут,

Иль всякого, кто рожден на свет,

Отныне обходить будет Смерть;

Если осенью в строгие сроки Не выпадут заморозки, а деревья,

Изменив законам природы,

Не сбросят листву на зимнее время,-Есть ли прок в том живым на земле [4, с. 211]? Урал, хотя и не находит единомышленников среди всей этой живности, не отступает от своей цели и отправляется в путешествие, совершает много добрых дел, подвигов. И, наконец, он достигает своей цели: ему предоставляется возможность быть вечно бессмертным. Но Урал не выпивает священной воды из животворного родника, а опрыскивает ею природу, тем самым оживляя все вокруг. Как видим, к этому времени Урал избавляется от своих частных интересов и приходит к пониманию, что лишь добрыми поступками можно сделать себя бессмертным:

Не желайте же вечными быть,

Из Родника Живого испить!

То, что на земле остается,

Чем все лучшее создается,

Сада краса и благоухание -Это добро и благодеяние.

В огне не сгорит - благодеяние,

В воде не утонет - благодеяние,

* автор, ответственный за переписку

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №3(1)

1063

До неба возвысится - благодеяние,

Останется в памяти - благодеяние,

Оно - голова всех дел,

Для всех живущих на свете людей Пребудет как мира высший удел [2, с. 324].

В знаменитом калмыцком эпосе «Джангар» основная идея, как и в эпосе «Урал-батыр», сводится к тому, чтобы сохранить и бороться за счастье, благополучие своей страны. Типологичность композиционной постройки очевидна и во вступительной части данного эпоса:

Счастье и мира вкусила эта страна,

Где неизвестна зима, где всегда - весна,

Где не смолкая ведут хороводы свои Жаворонки сладкогласые и соловьи,

Где и дожди подобны сладчайшей росе,

Где неизвестна смерть, где бессмертны все,

Где небеса в нетленной сияют красе,

Где неизвестна старость, где молоды все, Благоуханная, сильных людей страна, Обетованная богатырей страна [3 ,с. 9].

Земля Бумба, где обитают герои эпоса,- это место бессмертия и благополучия, своего рода рай. Живущие там люди не знают бед и страданий, живут припеваюче и празднуют:

Диких степных кобылиц Молока потоки лились.

Разливались озера арзы,

Радующей взоры арзы [3, с. 39].

Но, к несчастью, время от времени объявляются злые существа, решившие напасть на эту страну благополучия, чтобы заполучить богатство. И в самый опасный момент предводитель страны Джангар Богдо и его двенадцать богатырей берутся за свое дело, они защищают священную землю. Во всех двенадцати песнях (по числу двенадцати богатырей) описывается борьба богатырей Бумбы с врагами.

Как видим, основная идея «Джангара» - защита родной земли от внешних врагов. Стоит отметить, что богатыри калмыцкого эпоса не способны на агрессию. Они используют свою силу и мощь только для самозащиты, для полезных дел. Это говорит о милосердии и гуманности алыпов - богатырей.

Алтайские героические эпосы стоят в одном ряду с величайшими эпическими памятниками других народов. В знаменитом алтайском эпосе «Маа-дай-кара» отображены представления, стремления народа к счастливой и свободной жизни. Весь эпос пропитан неизмеримой любовью к жизни, глубокой мудростью народа.

Эпос «Маадай-кара», как и предыдущие эпические произведения, начинается с повествования о жизни народа, о том, что он живет безбедно и беззаботно:

Светлей огня - алыпа лик.

Народ в стране его - велик,

Миролюбив и светлолик,

Красноречив, остроязык -Заполнил солнечный Алтай И перелился через край,

Живет, не ведая нужды,

Глаза любого - две звезды.

Как белый утренний туман -Дыханье статного коня.

В траве долин, в тиши полян Под солнцем ласкового дня Пасется разномастный скот,

По склонам с топотом идет Стада, отары, табуны -Неисчислимы и шумны,

Как будто летние кусты,

Листвой покрытые,- густы.

Произведение «Маадай-кара» повествует о борьбе против Кара Кула каана (хана), который пытался завладеть этой счастливой страной. В конце произведения алтайский народ получает свободу. Неудивительно, что в подобных эпосах часто изображается благополучный исход событий, ведь эпос - это отражение чаяний, надежд народа. В подобных фольклорных произведениях народы, хотя бы в мечтах, представляли, изображали свою жизнь благополучной, беззаботной, и любые несчастья, обрушившиеся на них, подвергались немедленному уничтожению.

Действительно, эпосы разных народов посвящены прославлению борьбы за свободу и счастье народа. Но надо отметить, что во многих эпических произведениях анонимные авторы ставят перед собой цель изобразить борьбу за свой народ, за свою страну. В башкирском эпосе «Урал-батыр» эта проблема решается на фоне всего человечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сагитов М. М. Древние башкирские кубаиры. Монография. Уфа: Башк. книж. издат-во, 1987 (на башк. яз.). 224 с.

2. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. Уфа: Инфорек-лама, 2005. 168 с.

3. Джангар. Калмыцкий народный эпос. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1971. 403 с.

4. Башкирско-русский словарь: 32000 слов / Российская академия наук. Уфимский научный центр. Академия наук Республики Башкортостан; под. ред. З. Г. Ураксина. М.: Дигора, Рус яз., 1996. 884 с.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.