Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 13 (228).
Филология. Искусствоведение. Вып. 54. С. 150-153.
Г. В. Юлдыбаева
ЭПИТЕТЫ В БАШКИРСКОМ НАРОДНОМ ЭПОСЕ «УРАЛ-БАТЫР»
Статья посвящена рассмотрению эпитетов в башкирском народном эпосе «Урал-батыр». Выявлены постоянные, развернутые, метафорические эпитеты.
Ключевые слова: мотив, фольклор, эпос, башкирский, эпитет.
Эпитеты в «Урал-батыре», как и в любом эпическом тексте, располагаются в пределах двух основных групп, одну из которых составляют так называемые констатирующие характеристики, указывающие на цвет, материал, величину, возраст и другие внешние признаки объектов, вторую же - оценочные определения морально-этического, эстетического и эмоционального содержания.
В произведении особое место занимают народно-поэтические эпитеты, их называют еще постоянными, так как словосочетания с ними приобрели в языке устойчивый характер. Например: 'Ьылыу кы:/ (прекрасная девушка), 'тара ко:]гон' (черный ворон), 'а'к таш' (белый камень) и т. д. Такие эпитеты обозначают лишь только характерные особенности предмета.
Постоянные эпитеты могут состоять из одного, двух или более элементов и большую роль играют в изображении женщин. Вот как изображается Хумай в эпосе «Урал-батыр»:
С ее плеч, словно густые колосья,
Волосы, монетами украшенные,
Спину ее закрывая,
Волной ниспадали до колен.
Сквозь длинные ресницы ее Черные глаза глядели в упор,
Подвижные брови вразлет Над глазами улыбающимися (ее),
Высокая ее грудь Волновалась перед взором его.
Тонкий, как у пчелы, стан,
Извивался, трепеща.
Девушка, словно с давним знакомым, Чистым голосом, как серебро,
Лукаво разговор повела1.
Эпитеты помогают полнее раскрыть образы, выявить идейное содержание и значение произведения. Некоторые из них, наслаиваясь на сравнение, делают описание более ярким.
Постоянные эпитеты играют важну ю роль и в создании отрицательной характеристики, например:
... Словно взбесившийся верблюд,
Словно крови жаждущий медведь,
С налитыми кровью глазами, Нахмурившись злобно,
Свирепый в гневе своем,
С затылком, как у дикого кабана,
С ногами толстыми, как у слона,
Кумысом налившийся, как саба,
С противным, огромным животом...
Цепь изобразительных эпитетов, объединенных в разверну тый эпитет, создает подробную портретну ю характеристику Катила. Одно упоминание его имени вызывает у окружающих неприятные ассоциации. По определению башкирского исследователя 3. Аминева, «Катил» - это не имя, а всего лишь название, определяющее исполняемую правителем функцию. Видимо, у башкир существовало табу на упоминание имени этих персонажей. По древним поверьям, башкирам запрещалось произносить названия некоторых болезней, якобы после таких упоминаний они могли нагрянуть к человеку. Подобно этому, охотникам не разрешалось произносить имена хищников и т. д. Этот же запрет применялся по отношению к понятию смерти, поэтому имя персонажа, обозначенного как Катил, являющегося представителем того мира, или, другими словами, мира мертвых, в эпосе не называется. В башкирский язык слово ‘катил' проникло из речи ираноязычных народов в значении ‘убийца'2. Соответственно словосочетание 'падишах Катил" обозначает 'падишах-убийца'. Как мы видим, это не имя данного персонажа, а слово, выражающее его деяния.
В эпосе встречаются постоянные эпитеты, создающиеся повтором одного и того же слова. Они еще более усиливают экспрессивность эпического языка, например, ' вак-вак куллек Ьаз ине' (мелкие-мелкие озера да болота были), 'ейор-ейер туп булып' (стая птиц), 'уркэс-уркос каяЬы (выступ скалы), 'уйым-уйым кулдэр' (местами озера,) и т. д.
Богата цветовая гамма эпитетики эпоса «Урал-батыр». Часто используются эпитеты
'ак' (белый) и ‘тара' (черный) в следующих сочетаниях: 'ап-ак коштар (белые птицы), 'ак таш’ (белый камень), 'акйерзк' (белое сердце), “ак Ьуз’ (белое слово), ‘ кап-кара тан' (черная кровь), ' кара тая' (черная скала), 'тара йе:/ (черное лицо) и т. д.
Эпитет ‘белый' является наиболее употребляемым выразительным приемом в башкирском фольклоре. Колоративный признак эпитета ‘белый' - исторически позднее явление. Изначальное значение эпитета было связано с выражением идеальных признаков. ‘Белый' значит 'прекрасный , ‘сильный', ‘лучший', ‘святой' и т. п.
Символический смысл белого цвета связан с понятием благородства и добра, старости и мудрости в сочетании ‘Аксакал'. Аксакал - традиционный образ тюркоязычных народов. В башкирском эпическом фольклоре образ белобородого старика, доброго советчика, встречается в эпосах «Урал-батыр», «Акбузат», «Кузыйкурпяч и Маянхылыу», «Алдар и Зухра». А в огузском героическом эпосе «Китаби Дедем Коркут», казахских, киргизских, азербайджанских эпических произведениях старик в белом присутствует в образе Хызыра. Хызыр - таинственный пророк, искавший и нашедший бессмертие, который упоминается уже в комментариях к Корану, вечный странник и помощник всех странствующих и находящихся в беде, а в эпосах выступает в роли покровителя и помощника богатыря.
В мифологии существа, обозначенные словом ‘белый', изображаются как священные, приносящие людям добро.
Вот что произносит, рыдая, Хумай возле тела Урал-батыра:
В облике птицы останусь навек,
Снесу неоплодотворенное яйцо;
Родится дитя - птицей будет (оно)
Словно помыслы чистые твои,
Белым будет его цвет, -говорит она. С древних времен белый цвет воспринимается человеческим сознанием как чистый, священный цвет, что нашло отражение в эпосе.
С белым цветом у башкир было связано много обычаев, примет и поверий. Например, существует такой обычай: стремясь успешно реализовать какую-либо намеченную цель, люди издревле давали обет принести в жертву животное белой масти.
С другой стороны, слово ‘белый' указывает и на особое величие. Например, образ белого
змея в эпосе. Он - хранитель палки, с которой «против огня он становится огнем, против воды становится водой, джиннов, дивов - всех, страшит он, словно Смерть». В фольклоре присутствует множество верований, связанных с белым змеем. Он воспринимается как царь змей, якобы встретившему его человеку будут сопутствовать удача и благополучие. При встрече надо расстелить перед ним белый платок, он там оставит свои рога, эти рога надо хранить. Также говорят, если в доме поселилась змея, то это к добру, дом всегда будет в сохранности.
Вышеприведенные примеры указывают на то, что белый цвет обладает сложной семантикой, является не только символом добра и чистоты, но также категорией, определяющей социальный статус. Исследователь героического эпоса «Манас» Р. 3. Кыдырбаева пишет следующее: «Когда-то белый цвет почитался наряду с огнем как священный, но позднее сформировался в чисто художественный прием»3. У туркмен, по мнению А. Кекилова, первоначально слово ‘ак' определяло конкретный предмет из повседневной жизни, но позже приобрело обобщающее значение положительных качеств 4.
Наиболее сложную и противоположну ю семантику имеет черный цвет. Он символизирует несчастье, горе, гибель всего, что движется и дышит. Если с белым связано доброе, светлое, святое, то с черным - все негативное: злое, темное.
В эпосе «Урал-батыр» черный цвет часто используется при описании подземного царства. Там всегда царит тревожная темнота, куда не просочиться ни лунному свету, ни солнечным лучам. Особенно успешно используется черный цвет при изображении отрицательных персонажей. Властитель подводного царства Шульген также рисуется в темных тонах. Вот что говорит Урал Шульгену:
Почерневшая твоя кровь (Пусть) напомнит о прошлом тебе,
Пусть сердце твое иссохнет, заныв,
Пусть в страданиях очистится душа,
А в сердце твоем черная кровь Пусть высохнет и заалеет вновь. Словосочетание 'черная кровь’ говорит не
о том, что кровь Шульгена черного цвета, а подразумевает злобность его натуры, стремление творить лишь зло. Эти строки говорят и о том, что черная кровь может вновь стать алой только тогда, когда он придет к раскаянию, заслужит прощение людей. Все совершенные
Шульгеном злые деяния характеризуются одним словом - 'черные".
Но черное может иметь и благоприятное значение. У тюркских и монгольских народов слово 'кара’ (хара) обозначало север, темное небо которого с яркой полярной звездой служило основой для ориентации в ночи. Этим же словом обозначали все главное. Поэтому 'кара' обозначало и титул человека, т. е. великий, могучий.
Таким образом, цвета, придавая дополнительное значение содержанию эпоса, еще больше совершенствуют его, играя важную роль в поэтике большой контрастности.
В эпосе имя 'Урал' всегда сочетается с эпитетом 'батыр', которое полностью раскрывает всю его суть. «С древних пор у башкир и других тюркских народов слово "батыр'’ - достойное определение, дающееся вышедшему из этого рода бесстрашному смельчаку, отважному победителю. Таких мужчин прославляли как народных героев. Слово "батыр” выражало уважение, честь, давало высокую степень в иерархии почетных лиц. Исстари прославившемуся на поле брани батыру давали какой-либо чин военачальника, возводили в ранг высоких лиц. Вернувшийся батыр с большими трофеями становился богачом. Таким образом, возвеличивалось имя, увеличивалась степень, должность, состояние»5. В эпосе, в отличие от других героев, Урал-батыр вообще не имеет своего портрета. Образ батыра раскрывается через его деяния, высказывания, суждения о нем других персонажей. Например, о его рождении говорится следующее:
... когда родилось какое-то дитя,
Когда до нас донесся его крик,
В небе летавшие дивы Попадали на землю все?
Эти слова указывают на рождение необычного младенца, и у черных сил тогда уже возникает желание уничтожить его, но они бессильны перед этим батыром:
.., Ты дивов и джиннов послал.
Когда они хотели его схватить,
Ребенок на них в упор посмотрел -От страха у дивов всех Сердца разорвались.
Эти строки подтверждают рождение на свет настоящего батыра. Урал-батыр, еще находясь в колыбели, мог не только наводить ужас на злых существ, но и убивать их. Этот эпизод напоминает греческий миф о рождении Геракла. Когда у Зевса и Алклины рождаются близнецы, жена Зевса Г ера решает убить новорожденных и пу-
скает в их колыбель двух змей, младенец Геракл своими маленькими ручками задушил их6.
«Образ богатыря, на первый взгляд, противоречив, - пишет Е. М. Мелетинский. - Его сила, смелость и мощь показаны сверхъестественными, раскрыты также такие качества, как излишняя самоуверенность, гордыня и упрямство»7. Все перечисленные качества можно найти в образе Урала. Он смел, обладает силой, способной противостоять всему злу, в то же время горяч и целеустремленен. Например, эпос придал Урал-батыру, сообразно его мужествуй исполинский рост: по словам Хумай, Урал громадного роста. Далее в эпосе указывается на сверхмощную силу Урала: в царстве Катила он побеждает огромного быка, четырех батыров, змей, драконов и дивов правителя Кахкахи и Азраки. А его стремление к справедливости, преподнесение бессмертия в дар людям и окружающей природе поднимает его на божественный у ровень. О своей излишней самоуверенности он с раскаянием упоминает при прощании с сыновьями и народом:
... Страна большая есть у меня,
В стране есть помощники у меня -Есть отважные мужи,
Цены я им не знал,
Гордый богатырством своим,
Не стал советоваться (ни с кем),
В одиночку все решил -Неудачную дорогу избрал.
Как видно, смысл этого высказывания заключается в том, что, каким бы сильным ни был батыр, он обязан всегда советоваться с людьми, принимая судьбоносные для народа решения.
Такими множественными положительными чертами обрисован образ батыра в эпосе.
Хотя и нечасто, в произведении встречаются и метафорические эпитеты, основанные на соединении двух тропов, например, '11ытьгк йе:/ (кислое лицо), 'ак бэхет' (белое счастье), ' кара урман' (черный лес), 'а'к Ьу:/ (белое слово), 'тара тайгы' (черное горе), асык яуап" (ясный ответ), 'ялкынлы уй' (пламенная мысль), с.} куз' (медный глаз) и т. д. Эти слова составляют богатейший языковой материал, придают языку эпоса исключительную емкость, несут оттенок оценочности.
Примечания
1 Здесь и далее примеры из книги: Башкирский народный эпос / сост. тома А. С. Мирбадалева,
М. М. Сагитов, А. И. Харисов ; авт. коммент. А. С. Мирбадалева, М. М. Сагитов ; пер. Н. В. Кидайш-Покровской, А. С. Мирбадалевой. А. И. Хакимова. М. : Наука, 1977.
2 Аминев, 3. Г. Космогонические воззрения древних башкир. Уфа : Башлингвоцентр, 2005. С. 54.
3 Кыдырбаева, Р. 3. Генезис эпоса «Манас». Фрунзе : Илим, 1980. С. 113.
4 Кекилов, А. Сез сырлары. Ашгабат : Ылым, 1975.С. 129.
5 Хусаинов, Г. Б. Духовный мир башкирского народа. Уфа : Китап, 2003. С. 54.
6 Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб. : Кристалл, 2000. С. 115.
Мелетинский, Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М. : Изд-во восточ. лит., 1963. С.423.