УДК 657.1
08.00.00 Экономические науки
ЕДИНОЕ УЧЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО И УЧЕТНЫЕ АГЕНТЫ КАК ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Першин Сергей Петрович к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета РИНЦ БРШ-код= 1487-2111
Посохова Татьяна Витальевна студентка учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Бухгалтерская наука в условиях глобализации экономических отношений, непрекращающегося роста объема товарооборота, развития хозяйственных связей, инструментов осуществления финансово-хозяйственных взаимоотношений не может оставаться в рамках достигнутого уровня ее теоретических основ. Ведение учета не должно становиться препятствием на пути реализации резервов экономического роста экономического субъекта. То же следует сказать и о применяемых в настоящее время механизмов контроля хозяйственных связей и налогообложения. В этой связи и с учетом развития приемов автоматизированного обмена данными возникает объективная потребность в развитии инструментов агентских отношений при формировании, обобщении и анализе учетных сведений. В статье рассмотрены отдельные тенденции развития учетной науки, определено содержание понятий учетного агента и единого учетного пространства как приемы совершенствование учетной системы. Определены роли и функции учетных агентов, их место в едином учетном пространстве. Авторами обоснованы предложения по движению учетных сведений в современных условиях глобализации учетных процедур. Предложены механизмы регистрации и обобщения сведений по отдельным участкам ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Определены роли и приемы участия различных экономических субъектов в масштабах предложенного механизма функционирования единого учетного пространства
Ключевые слова: КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, СВЕДЕНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ, АУТСОРСИНГ, УЧЕТНЫЙ АГЕНТ, НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ, УЧЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО
UDC 657.1 Economics
SINGLE ACCOUNT SPACE AND USER AGENTS AS TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF ACCOUNTING
Pershin Sergey Petrovich Cand.Econ.Sci., associate Professor the Department of accounting theory SPIN-code=1487-2111
Posokhova Tatyana Vitalievna
student of the Accounting faculty
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Accounting science in the conditions of globalization of economic relations, the continuing growth in the volume of trade, the development of economic ties, tools, implementation of financial and economic relations cannot remain within the achieved level of its theoretical foundations. Accounting should not become an obstacle to the implementation of the provisions of the economic growth of the business entity. The same can be said about the currently used mechanisms of control of economic relations and taxation. In this regard, and taking into account the development of techniques for automated data exchange there is an objective need for the development of Agency in the formation, generalization and analysis of accounting information. The article describes some trends in the development of accounting theory, defined by the concepts of user agent uniform accounting and space as a technique of improving the accounting system. We have defined roles and functions of the user agents, their place in a single user space. The authors justified the proposal by the movement of accounting information in modern conditions of globalization of accounting procedures. The article has proposed mechanisms of recording and summarizing information on individual areas of accounting and taxation. We have also defined roles and methods of participation of various economic actors in the scope of the proposed mechanism of functioning of the unified accounting space
Keywords: CONTROL, ACCOUNTING, INFORMATION, ECONOMIC ENTITY, OUTSOURCING, ACCOUNT AGENT, TAX MONITORING, ACCOUNT SPACE
Развитие бухгалтерской науки продолжается на всем протяжении существования счетоводства, однако принципиальных изменений с момента описания механизма двойной записи было не так много. Содержание тенденций обусловлено особенностями экономического и социального развития общества, их насыщением. Существенный отпечаток на характер построения учетной системы и ее содержание оказывает государственный строй и приоритеты. Здесь и ориентация на казну, принципы планирования, рыночные принципы и другие. Можно выделить периоды, когда приоритет имели тенденции усложнения учетных процедур, как то увеличение уровней аналитики, развитие плана счетов, объема учетных записей по фактам хозяйственной жизни, приемов интерпретации объектов учета и учетных процедур в отношении них, количества и содержания учетных документов, приемов контроля учетных записей и показателей отчетности, механизмов и объема отчета перед административными органами и другие. Следует отметить и имевшиеся тенденции упрощения учетной деятельности, это применение кассового метода, упрощенных порядков ведения учета для субъектов малого предпринимательства, автоматизации учета, аутсорсинг бухгалтерских услуг, снижение требований к объему, формам и содержанию отчетности экономического субъекта и другие. Сегодня сохраняется тенденция именно упрощения порядка учета и снижения затрат на его осуществление.
Упрощенная форма ведения учета, предусмотренная сегодня для субъектов малого предпринимательства может вестись по:
- простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия); в данном случае малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими
затратами материальных ресурсов, ведут учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1;
- форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия [4]; такой учет ведется с применением ряда ведомостей, каждая из которых предназначена, как правило, для учета информации по одному счету.
Для целей принятия управленческого решения даже в отношении малого предприятия особую ценность имеют сведения, обобщающие факты хозяйственной жизни, позволяющие провести анализ, в том числе внешней конъюнктуры. Экономические субъекты с развитой деятельностью испытывают потребность в более насыщенной информации в отношении своей деятельности. Экономическая обоснованность учетных процедур в отношении организаций малого и среднего бизнеса, как правило нестабильна. Об этом свидетельствует и динамика распространения управленческого учета в нашей стране. Оказание услуг по постановке и развитию внутренней учетной системы не находит должного распространения. В то же время, интеграция в существующие рынки требует глубокого анализа и мониторинга конъюнктуры. Это заставляет субъекты обращаться за услугами уже к маркетинговым, аналитическим центрам, производить дополнительные затраты и нести риски, связанные с развитием хозяйственных связей.
Высокую трудоемкость по-прежнему составляет необходимость документального оформления фактов хозяйственной жизни. Для ведения бухгалтерского учета могут применяться формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, самостоятельно разработанные экономическим субъектом, а так же предусмотренные рекомендациями в области бухгалтерского учета, принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, а также иные
рекомендованные формы (формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, форма книги учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества). Даже при использовании средств автоматизации учета составление документа, затем его распечатывание на бумажном носителе, заверение по требованию уполномоченных органов и служб, составляет сложности, отвлекает внимание учетных работников и менеджеров экономического субъекта, требует затрат труда и времени. Известны случаи, когда именно изъятие документации становилось фактором снижения показателей эффективности деятельности экономических субъектов. Мероприятия по совершенствованию законодательства в сфере количества и содержания проверок, осуществляемых уполномоченными подразделениями Министерства внутренних дел и налоговых органов, привели к изменению порядков проведения контрольных мероприятий и их количеству. Здесь законодатель в угоду развития бизнеса сократил масштабы контрольных мероприятий, что привело к новому ветку злоупотреблений в среде хозяйствования, использования прав на оспаривание результатов проверок в целях избегания ответственности. Хотя применяемые хозяйственниками приемы урегулирования результатов проверочных и контрольных мероприятий никак не вносят положительного эффекта в сферу чистоты конкуренции, равенства перед законом. Меры по совершенствованию законодательства и урегулированию полномочий административных и контролирующих органов в этом направлении продолжаются и сегодня.
Современным приемом, способным обеспечить реальное сокращение затрат на осуществление учетной деятельности, упростить бухгалтерские процедуры, по нашему мнению, призван стать институт учетных агентов[11]. Таковыми видятся многочисленные органы администрирования всех областей и сфер экономической, государственной
и иной деятельности. Это, прежде всего, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Государственные внебюджетные фонды, органы статистики, Федеральная антимонопольная служба, ряд правоохранительных органов и другие. Так, Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС) является ключевым аккумулирующим органом в сфере движения и использования учетной информации. Осуществляя свою деятельность в области мониторинга исполнения законодательства в области налогообложения, ФНС осуществляет сбор, обобщение и анализ учетных сведений обслуживаемых экономических субъектов. Здесь присутствуют практически полноценные сведения об экономической деятельности, а именно: доходы, расходы, иные учетные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни.
Бухгалтерские приемы позволяют группировать и обобщать учетные сведения в виде однородных универсальных записей в системе стандартных счетов учета. Это позволяет сравнивать, группировать учетные сведения разных экономических субъектов. В связи с чем, возникает резерв, состоящий в возможности отказа от дублирования ряд учетных данных, если они ранее или в соответствии с установленным порядков разграничения учетной ответственности отнесены к компетенции конкретного экономического субъекта. Например, отражение факта приобретения материалов организацией - торговца у организации поставщика будет отражено бухгалтерской записью, формирующей сведения о возникновении задолженности перед поставщиком и факте приемки-передачи материалов от одного лица другому. Если такую запись сделает поставщик (производитель), то нет необходимость отражать аналогичные сведения у организации -торговца, в данном случае покупателя материалов. Естественно, возникает необходимость у покупателя пользования сведениями о движении материалов (товаров). Таковые могут быть получены им путем получения их у учетного агента,
по нашему предложению это ФНС России. Последняя фиксирует и аккумулирует такие сведения в единой автоматизированной учетной системе с определенной периодичностью или в режиме реального времени в зависимости от существа отношений с пользователями учетными сведениями на договорной основе. Такой механизм позволит существенно снизить затраты на осуществление учетной деятельности как минимум, согласно приведенному примеру, у одного хозяйственника. Одновременно, накопление учетных сведений в единой автоматизированной информационной базе позволит осуществлять оперативно контрольные мероприятия, сформирует действительную картину экономической ситуации в зоне административного обслуживания, тем самым, обеспечит необходимой информацией государственные органы, компетентные в сфере управления экономикой региона, контроля финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, фиксирование сведений о движении материальных ценностей, услуг, работ в предлагаемой информационной учетной среде становится способом реализации основных функции бухгалтерского учета. Тем не менее, возникает сложность в формировании сведения, затрагивающих интересы и сферу работы отдельного хозяйственника. Так, движение тех же материальных ценностей внутри предприятия, начисление и выплата заработной платы, движение подотчетных сумм, расчет финансового результата - все это информации, важнейшим (главным) потребителем которой является сам хозяйственник. Безусловно, налоговый агент не заинтересован в оказании подобных услуг. Но сегодня такие вопросы решаются с помощью услуг бухгалтерского аутсорсинга, либо эффективной настройкой внутренней учетной системы.
Считаем, что предлагаемая система взаимодействия участников учетной среда формирует так называемое единое учетное пространство, определяемое как некую информационную учетную среду обобщения и
обмена учетными сведениями, функционирующая по установленным правилам и нормам в соответствии с компетенцией ее участников и пользователей учетными сведениями. Пространство формируется на базе единой автоматизированной информационной учетной системы управления и контроля. Состав участников пространства организован лицами, формирующими учетные сведения и лицами, уполномоченными на их администрирование, пользование ими, осуществляющие их контроль и анализ. Основным (ключевым) участником, осуществляющим администрирование системы и одновременно являющимся учетными агентом, пользователем учетными сведениями, органом, осуществляющим управление их движением, является Федеральная налоговая служба.
Движение учетных сведений предполагает обмен информацией о всех объектах бухгалтерского учета. Основную часть сведений составляют сведения о движении товарно-материальных ценностей, обязательств, финансовых ресурсов. Схема предлагаемой системы движения учетной информации в рамках единого учетного пространства с участием учетных агентов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема движения учетной информации в едином учетном пространстве с участием учетных агентов
Учетные агенты единого учетного пространства должны выступать в различной роли - от обмена учетными и иными располагаемыми сведениями до администрирования единой автоматизированной информационной учетной базы управления и контроля. Каждый участник учетного пространства, кроме наделения его обязанностями по осуществлению движения учетной информации, имеет возможность в пределах своей компетенции пользоваться формируемыми данными в
целях осуществления и развития своей деятельности. Служба государственной статистики, передавая формируемые данные, получает возможность проверки, состыковки и истребования учетных сведений, отражаемых элементы статистического наблюдения. Государственные и иные внебюджетные фонды получают возможность оперативно контролировать поступающие от экономических субъектов сведения, расширяя возможности и качество предоставления своих услуг, а обобщенная информации позволит планировать и администрировать инвестиционные проекты.
Взаимодействие всех участников единого учетного пространства должно осуществляться на основании различного рода соглашений и договоров, обозначающих права и обязанности каждого субъекта, ответственность за их несоблюдение и порядок урегулирования споров. Право на заключение такого соглашения должно быть исключительно публичным, распространятся на неограниченный круг лиц. Администратор такой системы обязан контролировать соблюдение прав и осуществление полномочий участников, обеспечить безопасность и сохранность сведений.
Субъекты, осуществляющие аутсорсинг бухгалтерских услуг на профессиональной основе, должны иметь расширенные полномочия по истребованию и обобщению учетных сведений, поступающих от экономических субъектов. Это позволит исключить злоупотребления в финансовой сфере на стадии совершения, или оформления факта хозяйственной жизни. Здесь, на определенном этапе развития данной системы, необходимо наделение таких участников учетного пространства особыми полномочиями, контролируемыми государственными органами. Так, по аналогии с полномочиями кредитных организаций по обслуживанию расчетных счетов, предоставлению учетных сведений и иных, субъекты, осуществляющие аутсорсинг бухгалтерских услуг на профессиональной основе, должны быть наделены обязанностями по
оказанию услуг в сфере бухгалтерского и налогового учета. Тем самым, становится возможным дополнение единой учетной базы сведениями, отражающими внутренние факты хозяйственной жизни экономического субъекта и более полное освобождение их от обязанностей по ведению учета.
Особый блок предлагаемого единого учетного пространства составляет блок сведений о деятельности физических лиц, в том числе не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Здесь аккумулируется, обобщается, контролируется и представляется информация об объектах налогообложения, имущества и имущественных прав, обязательствах в той части, в какой это касается экономической деятельности. Иные сведения могут быть собраны и быть доступны в связи с особенностями хозяйственных связей или по причинам, зависящим от деятельности органов администрирования и контроля, то есть вытекать из их полномочий. Связь с экономическими субъектами, осуществляющими подлежащую учету финансово-хозяйственную деятельность должна быть организована в соответствии с общепринятыми правилами и нормами бухгалтерского учета. Это позволит заполнить сферу учета, относящуюся к внутренним фактам хозяйственной жизни экономических субъектов и не в полной мере поддающейся прямому учету у учетного агента. Соответствующее движение учетных сведений представлено на рисунке 2.
Функционирование единого учетного пространства становится атрибутом современных тенденций развития учетных и контрольных процедур. В предыдущих исследования нами подчеркивались реализованные на сегодняшний день проекты по обмену учетными данными с налоговым и иными органами. Отмечено функционирование механизма системы налогового мониторинга. В этом направлении, с 1 января 2015 года, сделаны существенные шаги. Так, Президентом России
подписан Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-Ф3, который вводит поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) [3].
Рисунок 2 -Схема движения учетных сведений в формате предлагаемого единого учетного пространства с участием физических лиц
Указанным законом введен институт налогового мониторинга и установлен соответствующий регламент информационного взаимодействия, согласно которому каждую операцию, которую провела организация, налоговые инспекторы будут контролировать в режиме реального времени, используя полный доступ к данным бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган производит сравнение полученных от налогоплательщика сведений со сведениями, содержащихся в документах, имеющихся у налогового органа. В случае,
если при этом будут выявлены противоречия налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней. В случае, если при проведении налогового мониторинга налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов, налоговый орган составляет мотивированное мнение. Здесь мы видим роль налогового органа в качестве налогового агента, контролирующего и направляющего учетный процесс участника системы налогового мониторинга.
Система позволяет избежать ответственность за любые ошибки при уплате налогов, если налогоплательщик следовал обоснованным рекомендациям налогового органа, осуществлявшего мониторинг. Такой вид налогового администрирования исключает проведения камеральных и выездных налоговых проверок за исключением ряда случаев. По замыслу законодателя запросить мониторинг смогут только те компании, чей совокупный доход за предыдущий год составил не менее 3 млрд. руб., а сумма подлежащих уплате налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых не менее 300 млн. руб.[3].Тем не менее, это серьезных шаг на пути к созданию единого учетного пространства - единой автоматизированной учетной системы управления и контроля[10]. Заявление о мониторинге становится показателем готовности к отрытому взаимодействию с органами администрирования, значимости и эффективности системы единого учетного пространства пусть с риском (на начальном этапе развития такой системы) для коммерческой и иной тайны.
Существующие средства защиты информации, прежде всего, механизмы доступа, движения сведений, обеспечения сохранности и целостности сведений, способны обеспечить требуемый уровень
защиты [14]. Ограничение компетенции участников единого учетного пространства позволят осуществлять мониторинг распространения учетных сведений, призваны повысить ответственность за несанкционированную передачу данных. Способность и стремление обеспечить защиту учетных сведений свидетельствует о степени развитости экономических отношений в среде ее участников, уровне потребности в потребительских свойствах и качествах предлагаемой системы единого учетного пространства.
В условиях функционирования единого учетного пространства возникает возможность развития так называемой системы экономического рейтинга хозяйствующих субъектов. Дело в том, что предоставление учетных сведений ограничено рамками коммерческой, налоговой, банковской, в какой-то части, государственной тайны. В тоже время предлагаемая система способна обеспечить информацией, необходимой для оценки эффективности деятельности экономического субъекта и, возможно, качества его деловой репутации. Это открывает новый рынок услуг, возможности развития деловых связей, конкуренции и рынка инвестиций.
Оценка эффективности деятельности экономического субъекта в рамках предлагаемой модели единого учетного пространства осуществляется в соответствии с установленным алгоритмом и последовательностью этапов расчета необходимых показателей, обобщенные сведения о которых образуют основу выражения мнения о хозяйственнике. Значение рейтинга призвано отражать характер и качество деловых связей, что позволяет устанавливать новые экономические отношения, существенно снижая риск налоговых и экономических последствий. Развитие последних становится фактором развития конкуренции, так как у хозяйственника появляется возможность пользования системой рейтинга открытого доступа, оценки в которой
выставлены независимыми субъектами по обоснованным расчетам и фактическим учетным сведениям. Качество деловой репутации сегодня становится инструментом или даже объектом рынка инвестирования. Выражая потенциальную эффективность работы хозяйственника, соответствующая величина, исчисленная по установленному алгоритму и выраженная ценной бумагой,становится объектом торговли и источником прибыли для ее владельца.
Учетные агенты в системе функционирования единого учетного пространства способны обеспечить развитие бухгалтерской теории в части развития способов обобщения учетных сведений, формирования и представления отчетности. Сфера формирования и обмена учетной информацией становится своеобразным пространством, реализуемым на базе учетной науке и системы органов - непосредственных участников, агентов, администрирующих и иных органов. Ему принадлежит ведущая роль в обеспечении сведениями органы механизма государства. Качество и оперативность получения необходимых сведений способна нивелировать риски, связанные с несанкционированным распространением информации, нежеланием представления сведений отдельными экономическими субъектами, позволит существенно развить работу органов государственного аппарата.
Библиографический список
1. Кенигсберг Р.Б., Джума В.И., Мелехин И.В., Самойлов Е.В., Баскаков Е.В. Как оценить качество и полноту работ при аутсорсинге? // Внутренний контроль в кредитной организации. 2013. № 2. С. 8 - 12
2. О бухгалтерском учете. - Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. -[Электронный ресурс]. - СПС Консультант плюс.
3. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации - Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ. - [Электронный ресурс]. -СПС Консультант плюс.
4. О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства - Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н.
5. Першин С.П. Достоверность первичных данных - основа формирования учетной информации / С.П. Першин, А.А. Нежинская // Политематический сетевой
электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2014. - № 96. - С. 890-900.
6. Першин С.П. К вопросу о развитии системы учета межсубъектных экономических отношений / С.П. Першин, А.А. Нежинская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 100. - С. 1288-1299.
7. Першин С.П. Обоснованность налоговой выгоды как условие оптимизации налогообложения / С.П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2009. - № 49. - С. 8795.
8. Першин С.П. Рейтинг контрагента как фактор скорости товарооборота в современной экономике / С. П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 89.
- С. 1228-1241.
9. Першин С.П. Совершенствование организации учетной системы хозяйствующих субъектов / С.П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2005. - № 15.
- С. 107-121.
10. Першин С.П. Совершенствование учетной системы управления и контроля финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный аграрный университет. - Краснодар, 2008.
11. Першин С.П. Совершенствование учетной системы управления и контроля / С.П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2006. - № 18. - С. 59-64.
12. Першин С.П. Уведомления о сделках как инструмент налоговой политики / С.П. Першин, А.А. Нежинская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 96. - С. 809822.
13. Першин С.П. Перспективы развития аутсорсинга бухгалтерского учета в России / С.П. Першин, К.А. Пужлякова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №09(103). С. 1126 - 1142. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/74.pdf.
14. Першин С.П. Совершенствование контроля финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций посредством развития учетной системы / С.П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №03(027). С. 313 - 333.
15. Сигидов Ю.И. Автоматизация управленческого учета обязательств перед бюджетом по налогам / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве.
- 2012. - № 10. - С. 83-87.
16. Сигидов Ю.И. Методы оптимизации налогообложения сельскохозяйственных организаций / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2013. -№ 6. - С. 38-41.
17. Сигидов Ю.И. Определение сущности контроллинга: к постановке проблемы / Ю.И. Сигидов, Д.А. Баталов // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 29. - С. 13-18.
http://ej .kubagro.ru/2016/04/pdf/34.pdf
References
1. Kenigsberg R.B., Dzhuma V.I., Melehin I.V., Samojlov E.V., Baskakov E.V. Kak ocenit' kachestvo i polnotu rabot pri autsorsinge? // Vnutrennij kontrol' v kreditnoj organizacii. 2013. № 2. S. 8 - 12
2. O buhgalterskom uchete. - Federal'nyj zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ. -[Jelektronnyj resurs]. - SPS Konsul'tant pljus.
3. O vnesenii izmenenij v chast' pervuju Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii -Federal'nyj zakon ot 04.11.2014 № 348-FZ. - [Jelektronnyj resurs]. - SPS Konsul'tant pljus.
4. O Tipovyh rekomendacijah po organizacii buhgalterskogo ucheta dlja sub#ektov malogo predprinimatel'stva - Prikaz Minfina RF ot 21.12.1998 № 64n.
5. Pershin S.P. Dostovernost' pervichnyh dannyh - osnova formirovanija uchetnoj informacii / S.P. Pershin, A.A. Nezhinskaja // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 96. - S. 890-900.
6. Pershin S.P. K voprosu o razvitii sistemy ucheta mezhsub#ektnyh jekonomicheskih otnoshenij / S.P. Pershin, A.A. Nezhinskaja // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 100. - S. 12881299.
7. Pershin S.P. Obosnovannost' nalogovoj vygody kak uslovie optimizacii nalogooblozhenija / S.P. Pershin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2009. - № 49. - S. 87-95.
8. Pershin S.P. Rejting kontragenta kak faktor skorosti tovarooborota v sovremennoj jekonomike / S.P. Pershin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 89. - S. 1228-1241.
9. Pershin S.P. Sovershenstvovanie organizacii uchetnoj sistemy hozjajstvujushhih sub#ektov / S.P. Pershin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2005. - № 15. - S. 107-121.
10. Pershin S.P. Sovershenstvovanie uchetnoj sistemy upravlenija i kontrolja finansovo-hozjajstvennoj dejatel'nosti kommercheskih organizacij: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk / Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. -Krasnodar, 2008.
11. Pershin S.P. Sovershenstvovanie uchetnoj sistemy upravlenija i kontrolja / S.P. Pershin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2006. - № 18. - S. 59-64.
12. Pershin S.P. Uvedomlenija o sdelkah kak instrument nalogovoj politiki / S.P. Pershin, A.A. Nezhinskaja // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 96. - S. 809-822.
13. Pershin S.P. Perspektivy razvitija autsorsinga buhgalterskogo ucheta v Rossii / S.P. Pershin, K.A. Puzhljakova // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2014. - №09(103). S. 1126 - 1142. - Rezhim dostupa: http://ej .kubagro.ru/2014/09/pdf/74.pdf.
14. Pershin S.P. Sovershenstvovanie kontrolja finansovo-hozjajstvennoj dejatel'nosti kommercheskih organizacij posredstvom razvitija uchetnoj sistemy / S.P. Pershin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2007. - №03(027). S. 313 - 333.
15. Sigidov Ju.I. Avtomatizacija upravlencheskogo ucheta objazatel'stv pered bjudzhetom po nalogam / Ju.I. Sigidov, V.V. Bashkatov // Buhuchet v sel'skom hozjajstve. - 2012. - № 10. - S. 83-87.
16. Sigidov Ju.I. Metody optimizacii nalogooblozhenija sel'skohozjajstvennyh organizacij / Ju.I. Sigidov, V.V. Bashkatov // Buhuchet v sel'skom hozjajstve. - 2013. - № 6. - S. 38-41.
17. Sigidov Ju.I. Opredelenie sushhnosti kontrollinga: k postanovke problemy / Ju.I. Sigidov, D.A. Batalov // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2011. - № 29. - S. 13-18.