УДК 657.1
08.00.00 Экономические науки
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС В СИСТЕМЕ ЕДИНОГО УЧЕТНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Першин Сергей Петрович к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета РИНЦ БРШ-код= 1487-2111
Можегова Валентина Дмитриевна студентка экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Экономические субъекты в ходе осуществления хозяйственных связей сталкиваются с проблемой разрешения возникающих противоречий и сложностей. Это приводит к затягиванию времени реализации хозяйственных проектов, требует дополнительных затрат и, как правило, приводит к сокращению обоюдной выгоды. В современных условиях глобализации экономических отношений значимая роль отведена органам, уполномоченным в сфере администрирования отраслей и направлений деятельности на обслуживаемой территории. Авторами установлены и исследованы процессы, происходящие внутри единой экономической системы. Установлены принципы осуществления административного регулирования на основе предлагаемой единой автоматизированной учетной системы. Обоснован порядок, согласно которому движение активов экономического субъекта и источников их формирования фиксируется в едином учетном пространстве опосредованно со сведениями его контрагентов. Это позволяет обеспечить согласованность сведений, соблюдение единых требований к их формированию, осуществлять их обработку, обобщение и представление администрирующим органам. Уделено внимание вопросам обеспечения сохранности сведений, ограничения полномочий участников пространства. Предлагаемый порядок функционирования единой учетной системы позволит существенно упростить процедуры представления отчетности экономическими субъектами, порядок контроля и управления экономическими процессами, обеспечит администрирующий орган сведениями, необходимыми для управления регионом, реализации мероприятий обеспечения экономического роста
UDC 657.1 Economics
ADMINISTRATIVE RESOURCE IN THE UNIFORM ACCOUNTING SYSTEM AS A TOOL OF ENSURING ECONOMIC GROWTH
Pershin Sergey Petrovich
Cand.Econ.Sci., associate Professor of the Department of accounting theory SPIN-code=1487-2111
Mozhegova Valentina Dmitrievna
student of the Economic faculty
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Economic actors in the implementation of economic relations face the problem of solving the emerging contradictions and complexities. This leads to the delay of implementation of economic projects, require additional costs and, as a rule, leads to a reduction of mutual benefits. In modern conditions of globalization of economic relations, a significant role is reserved to the authorities empowered in the field of administration of industries and activities in a particular area. The authors have found and investigated the processes occurring within a single economic system. We have established the principles of implementing administrative regulations based on the proposed unified automated accounting system. We have justified the order in which the movement of assets economic entity and the sources of their formation fixed in a single user space indirectly with the information of Contracting parties. This allows us to ensure consistency of information, meeting the same requirements for their formation, processing, summarizing and presenting the administrative authorities. Attention is paid to the issues of preservation of information, to limit the powers of members of the space. The proposed operation of the single accounting system will significantly simplify the reporting procedure of economic entities, the procedure for the control and management of economic processes, will provide the administrative authority with information necessary for region management, the implementation of measures to ensure economic growth
Ключевые слова: КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, СВЕДЕНИЯ, Keywords: CONTROL, ACCOUNTING,
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ, УЧЕТНОЕ INFORMATION, ECONOMIC ENTITY,
ПРОСТРАНСТВО, ЕДИНАЯ УЧЕТНАЯ ACCOUNT, SPACE, UNIFORM ACCOUNTING
СИСТЕМА, АДМИНИСТРАТОР, SYSTEM, ADMINISTRATOR, ECONOMIC
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ GROWTH
Разрешение противоречий, конфликтов, хозяйственных споров в системе единого учетного пространства является необходимым элементом и средством обеспечения экономического роста. Возникающие бюрократические сложности, взаимные претензии, зачастую упирающиеся в формальные положения, наносят существенный урон качеству и скорости осуществления экономических процедур. К примеру, стороны контракта на выполнение строительно-монтажных работ столкнулись с вопросом оформления актов выполненных работ, при этом имеют претензии к качеству работ, выполненных субподрядными организациями. Последние объясняют проблемы ненадлежащим выполнением условий со стороны заказчика или органа государственной власти, уполномоченного в области контроля деятельности. В итоге имеем замкнутый круг противоречий, где каждый участник обвиняет другого (компаньона, контрагента) в ненадлежащем или не полном выполнении условий договоренности. Проблема становится сложней к разрешению, если возникшие противоречия объясняются массой объективных причин. Так, ввиду технологических особенностей работы необходимо было выполнить в конкретный срок, несмотря на то, что материалы поставлены не были. Дабы избежать еще больших затрат и срыва сроков выполнения работ, субподрядная организация приняла оперативное решение использовать собственные материалы или привлечь дополнительные затраты. Однако заказчик, не согласившись с ними предъявляет претензию подрядчику на стоимость дополнительных затрат. И это при том, что истраченные материалы и произведенные затраты восстановить не представляется возможным. Видим, что претензия возникла ввиду несогласованности
действий между участниками хозяйственного процесса. Разрешение ситуации видится в поиске и нахождении компромисса. Однако, ввиду предвзятого отношения, личных амбиций отдельных участников, их безграмотности и очевидной незаинтересованности в достижении конечного результата, а равно и результата определенного качества, возможно появлении интереса в самом процессе спора, вопрос не находит должного разрешения. В итоге, работы останавливаются и стороны переходят к разбирательствам, хозяйственный процесс теряет актуальность и превращается в убыток или же бесполезный объект с точки зрения экономики региона, страны.
Необходимо оперативное вмешательство администрирующего органа. Таковыми сегодня выступаю подразделения муниципальных органов и федеральных органов. Однако и они не всегда способны найти компромисс. Здесь виной является отсутствие должного авторитета непосредственно участвующих лиц, и, как правило, и как следствие -отсутствие необходимых действенных рычагов воздействия. Участие в разрешении ситуации могут принять и правоохранительные органы и непосредственно суды. Главное - это обеспечить оперативное разрешение конфликтной ситуации. До этого - ее необходимо выявить (установить), определить ее характер и набор приемов для разрешения. Все это работа, прежде всего, органов администрирования. Такой орган в указанной связи должен быть значимым участников единого учетного пространства. А именно: уполномочен:
- устанавливать факты хозяйственных противоречий, нарушение сроков и качества исполнения условий хозяйственных договоренностей, имеющих значение для региона, муниципалитета на основе имеющихся в распоряжении сведений;
- иметь средства и набор приемов и методов влияния на ход осуществления хозяйственных взаимоотношений;
- контролировать исполнение решений по разрешению противоречий и сложностей хозяйственного процесса.
Установление и рассмотрение по существу конкретных фактов должно осуществляться на основе учетных сведений, формируемых предлагаемой единой автоматизированной учетной системе (информационная база управления и контроля). Органу становятся доступными сведения об условиях достигнутых хозяйственных договоренностей, о ходе выполнения работ, движении материальных и финансовых ресурсов. В остальном работа основывается на оперативном взаимодействии с представителями каждой из сторон. Не должно превращаться такое администрирование в самостоятельную систему тоталитарного контроля. В этой связи течение разбирательства и отзывы о административных указаниях должны представляться в учетной системе автономно, с возможностью их контроля вышестоящим органом и органами общественного профессионального контроля. Последние представлены профессиональными независимыми сообществами, то есть общественным некоммерческим объединением профессиональных участников отрасли. В итоге единое мнение должно стать определяющим в разрешении конкретного хозяйственного противоречия.
Возникает опасность в политическом давлении на хозяйственников при функционировании данной системы учета, управления и контроля. Опасность устраняется посредством участия вышеназванных профессиональных объединений и экспертов, выражающих свое мнение по ситуации. Эффективность участия общественных профессиональных объединений зависит от профессионализма самих участников, грамотности разбирательства (соответствии установленным правилам и обычаям делового оборота), общего социального настроя при рассмотрении конкретной проблемы. Не найти компромисса участники разбирательства смогут только в случае явного неразрешимого несоответствия настроения,
стратегии деятельности, понимания обстоятельств. Такое несовпадение интересов (их нестыковка) не допустима, и, на наш взгляд, маловероятна, ведь сообщество заинтересовано в разрешении проблемы. Здесь должны сыграть роль установленные меры индивидуальной и общественной ответственности. Видим, что в конечном итоге успех рассмотрения дела и обеспечение эффективного хозяйственного процесса упираются в профессионализм, добросовестность, авторитет, открытость участников, их умение излагать и обосновывать решение.
Экономический субъект представлен конкретными людьми, профессионализм которых должен развиваться в соответствии с развитием общественных отношений и настроений. В целях обеспечения такого развития предлагается функционирование единого учетного пространства в виде единой автоматизированной информационной учетной системы управления и контроля. Такая система будет представлять собой некий шаблон, следование и противодействие которому будет видно иным участникам хозяйственных отношений и органам администрирования. Это не значит, что участник становится марионеткой, движущейся по конкретному установленному для него пути, нет, этот путь есть некий стандарт поведения, и наследование ему обосновывается системой отчетности и показателей рейтинга, отзывами об эффективности, что оправдывает индивидуальность участника.
Учет деятельности участника хозяйственных отношений ведется путем отражения перемещения ресурсов и готовой продукции, других активов, производства иных расчетов. Хозяйственник становится пользователем единой учетной системы. Отражение фактов хозяйственной жизни отражается в установленном законом порядке путем выбора корреспондирующих счетов, заполнения бланков документов, предлагаемых учетной системой. В таком случае нет необходимости вести внутренний изолированный финансовый учет, а все данные априори
согласованы по формату представления и содержанию с иными участниками отношений. Администрирующий орган всегда может запросить пояснения в отношении той или иной операции или сделки, фактов движения ресурсов (рисунок 1).
Система интерактивного взаимодействия между хозяйственником и налоговым органом активно развивается в настоящее время. Так, с 01.01.2015 существует система затребования налоговым органом пояснений по порядку заполнения и содержанию сведений налоговой декларации. Сведения представляются в электронном виде. Это позволяет оперативно следить за соблюдением требований представления отчетных данных, необходимых в целях налогообложения.
Рисунок 1 - Схема взаимодействия администрирующих органов и хозяйствующих субъектов при предоставлении пояснений в системе единого учетного экономического пространства
Администратор предлагаемой системы должен учитывать роль и характер отношений между участниками хозяйственного процесса. Именно они являются определяющими в функционировании и развитии
экономики. Как поставлены отношения, так же строится оборот хозяйственных связей. В системе правоохранительных органов можно проследить подобную тенденцию. В разных административных территориях отдельные службы имеют неформальный приоритет. Многое поставлено в зависимость от умений и грамотности управления, распространения своего влияния. Те руководители, управленцы, которые наиболее грамотно, правильно и эффективно принимают решения, имеют наибольший авторитет и влияние, хотя механизм государственного управления на законодательном уровне определил систему сдержек и противоречий, позволяющих уровнять или оптимизировать полномочия между органами, наделенных властью.
Принципы организации работы предлагаемой системы единого учетного экономического пространства согласованы с принципами функционирования экономики, включающие постулаты и основы теории построения хозяйственных связей. При этом система должна учитывать массу особенностей организации работы современной экономической системы. Следует остановиться на некоторых из них.
Поиск источников финансовых заимствований в современном мире не ограничен границами государств или типом контрагента. Главное обеспечить правильное участие займодавца в системе хозяйственных рыночных отношений. А именно: он должен действовать исходя из собственного интереса и потребностей в рамках принятых законодательно установленных правил, ограничений и норм делового оборота, важно, чтобы этот займодавец как контрагент так же был полноценным участником экономических отношений.
Формирование добавочной стоимости происходит путем образования наценки на товар, работу, услугу, отражающей прибыль продавца (исполнителя). Это номинальная величина, то есть искусственно увеличенная стоимость, прежде всего, изготовленного продукта.
Финансовой системе страны важно обеспечить кругооборот ресурсов и стоимости. Денежные средства, вливаемые в экономику, не должны приводить к резкому насыщению ликвидности. Ведь излишки, становятся стимулом обесценения денежной массы. Важно понимать природу данного процесса. Ведь в основе лежит общность или стереотип поведения. Получив достаточную для ведения хозяйственной деятельности денежную массу, хозяйственник запускает оборот ресурсов. Этот оборот определен конкретной масштабной базой, то есть возможностями производственной в частности, и хозяйственной деятельности в целом, конкретного хозяйственника. Конечный продукт представляет собой составляющую стоимости затраченных ресурсов, то есть реальную потребленную стоимость, и добавочную стоимость в виде надбавки, необходимой хозяйственнику для осуществления производственного процесса и получения прибыли, здесь, обратим внимание, что мы говорим с позиции отечественных стандартов бухгалтерского учета, заработная плата, амортизационные отчисления и прибыль. Оплату стоимости продукта осуществляет потребитель. Так, если продукт предназначен для конечного потребления, то здесь стоимость полностью исчезает и не может являться основой формирования новой стоимости. Если же конечным продуктом явилось средство труда, то оно становится частью вновь создаваемого продукта, но уже другим производителем. Видим, что определенная часть продуктов, а именно предназначенная для конечного потребления, прекращает свое участие в хозяйственном обороте.
Для производственной деятельности необходим определенный перечень ресурсов, поступление которых осуществляется из недр, то есть возникает экономически из ниоткуда. Это, например, полезные ископаемые. Они, в свою очередь, становятся сырьем и материалом для производителей полуфабрикатов. Последние, в свою очередь, становятся сырьем для производителя конечного продукта. Соотношение частей
стоимости сырье, добавочной стоимости, конечного потребления, средств труда и ресурсов, используемых в дальнейшем производстве, определяет существо и эффективность хозяйственного процесса (рисунок 2).
Рисунок 2 - Связь элементов хозяйственного процесса
Ликвидные средства могут быть направлены как на конечное потребление, так и на эффективное возобновление хозяйственного процесса. Конечный продукт исчезает, а ликвидные средства, используемые в его оплату, возвращаются в хозяйственный процесс. Финансовый регулятор, следит за соотношением каждого элемента и должен производить необходимые вливания, если ликвидность оседает и не возвращается в обеспечение хозяйственного процесса. Выбытие ликвидности, это, в частности, утечка капитала за границы экономической юрисдикции финансового регулятора, неиспользуемые накопление на счетах и в виде частных сбережений населения и другие. Безусловно, необходима эффективная работа по вовлечению отвлеченных средств в хозяйственный оборот.
Предлагаемое единое учетное экономическое пространство позволяет видеть соотношение указанных элементов оперативно, а, главное, управлять ими эффективнее. Так, показатели остатка ликвидности, внеоборотных и иных активов, обязательств будут отражаться на соответствующих счетах учета в глобальном масштабе региона и страны.
Приобретение импортного продукта представляет собой в системе единого учетного пространства нечто аналогичное утечки капитала, так как оплаченная ликвидность утекает из хозяйственного оборота. Наоборот, если реализация осуществляется за пределы отдельно взятой экономики, то добавочная стоимость будет формировать приток капитала (вновь сформированной ликвидности). Соотношение экспорта и импорта так же является прерогативой административного регулятора на уровне экономики и в системе единого учетного экономического пространства. Добавочная стоимость необходима для осуществления обмена, стимулирования хозяйственного оборота между различными контрагентами. Иначе, достаточен и натуральный обмен в рамках одного производителя или ведение исключительно натурального хозяйства. Множество участников хозяйственного оборота и конкуренция между ними стали способом организации жизнедеятельности. Заинтересованность в получении большей прибыли обеспечивает развитие хозяйственного процесса, улучшение качества конечного продукта. Улучшение показателей деятельности одного хозяйственника происходит за счет ухудшение показателей другого или получения последним упущенной выгоды. Моментальное соотношение спроса и предложения обусловлено настроением участников и качеством реализации ими своего индивидуального хозяйства. Если каждый не будет игнорировать время покупки или продажи, торги остановятся, так как каждый будет бесконечно ждать наступления наиболее выгодных обстоятельств.
Упущенная выгода покупателя за счет необходимости покупки в данный момент, отражается на стоимости изготовленного им продукта. Этот процесс приводит в тех или иных обстоятельствах к ужесточению конкуренции и инфляции. Если общество желает больше потреблять, то необходима большая величина добавочной стоимости при сохранении цены конечного продукта. Однако получение большей возможности потребить приводит к росту спроса, обеспечить который сможет наращивание объемов производства, эффективность которого обусловлена уровнем производительности труда. Население требует за рост производительности труда больше его оплаты.
Таким образом, в целях сохранения и преумножения эффективности хозяйственного процесса, необходимо обеспечить должное пропорциональное соотношение спроса с производительностью труда во всех отраслях и видах деятельности. Несогласованность темпов роста потребления, спроса, оплаты труда и прибыли с производительность в соответствующих отраслях и у соответствующих производителей, приводит к падению эффективности хозяйственной деятельности, инфляции, недостатку ликвидности и другим негативных явлениям в экономике.
Справедливо отмечено, что низкая производительность труда может оказаться столь же разрушительной для экономики, как высокий уровень долга, отмечают эксперты [15].
Предлагаемая система функционирования единого учетного экономического пространства, предусматривает мониторинг показателя производительности отдельного контрагента по отраслям, сферам деятельности. Это позволит оперативно следить за соотношением роста объема потребления, соответственно спроса и производительностью. Так, прирост цены конечного продукта отдельного производителя не может не сопровождать соответствующим эффективным приростом его
производительности. Цена не может жестко устанавливаться законодателем и администрирующим органом. В этих целях необходимы стимулирующие меры и наложения санкций. При этом необходима работа блока мониторинга роста объема потребления и производительности по отраслям и сферам деятельности. Это обеспечит показатель объема конечного потребление, если покупка зафиксирована как конечное потребление, то остальные покупки отражаются с аналитическим признаком перепродажи или использования в производстве.
Резкое падение уровня потребления, должно привести к сокращению цены вследствие и перепроизводства. Регулировать такую тенденцию сложнее. Поэтому регулятор должен действовать на опережение, анализируя потенциальную динамику. Отдельный производитель, столкнется с подобной ситуацией рано или поздно, но выгоднее, если он заранее будет знать об этом и предпримет упреждающие меры по оптимизации своей деятельности. Динамика цены на нефть в настоящее время и все обстоятельства, ее определяющие, ярко иллюстрируют необходимость мониторинга экономической ситуации. То есть участники видят оптимальную цену, но стремление новых участников выйти на рынок актуального товара и действующих по наращиванию объемов продажи, приводят к сокращению цены. Несогласованность действий приводит к упущению всеми выгоды. Однако рынок не может запретить появлению новых продавцов, это нарушит принцип свободы отношений. Существующая сегодня международная организации по управлению на рынке данного продукта (ОПЕК), осмысленно не предпринимает жестких мер, реализуя избранную стратегию управления.
Таким образом, ключевым фактором функционирования хозяйственного процесса является желание и возможности конечного потребителя. Их мониторинг и прогнозирование являются блоками работы предлагаемого единого учетного экономического пространства. Работа по
переориентированию производителей по отраслям, объема производства должна стать ключевой для администрирующего регулятора. Консервация производственных мощностей, ликвидация производств, их переориентирование на другой или смежный продукт становятся весомыми инструментами обеспечения эффективного производства. Временное обеспечение ликвидными активами может производиться искусственно, для этого нет необходимости привлекать внешние источники. Главное соблюсти правила их предоставление без вовлечения их в общую денежную массу экономики. Насколько способна к существованию замкнутая или внешне искусственно ограниченная экономика. Соответствующие примеры могут показать ряд стран, прежде всего, это КНДР.
Практика показала, что свободное плавание хозяйственника в едином экономическом пространстве сопряжено с наступлением кризисных явлений, вызываемых злоупотреблениями в сферах и отраслях, несогласованности их действий, что приводит к формированию негативных процессов и явлений в экономике. Нежелание подчиняться решениям регулятора, должно влечь соответствующие меры ответственности. Важно, чтобы сам регулятор действовал исключительно по единым принципам и установленным правилам, его решения имели четкую экономическую и правовую обоснованность и были прозрачны, понятны для всех участников регулируемых экономических отношений. Увлечение регулятора, связанные с постоянным диктованием правил и способов разрешения сложившейся ситуации, способны привести к формированию двойных стандартов администрирования, вызвать недоумение и неуверенность свободных участников экономических отношений, представлению роли регулятора в виде диктатора двойных стандартов. Интересно заявление, сделанное Дональдом Трампом в отношении событий, произошедших 24 августа 2015 года и связанных
обвалом мировых рынков: «Рынок стремительно опускается, всему виной - плохое планирование и то, что мы позволили Китаю и Азии определять повестку дня. Это может привести к хаосу» [2]. Неумение же представителей экономического сообщества договариваться и находить компромиссы согласно установленным правилам, вряд ли уместно для системы экономических отношений. Уважение друг друга и соблюдение правил будут являться ключевыми факторами экономической безопасности и эффективности.
Вовлечение широкого круга хозяйственников в единое экономическое пространство становится задачей администрирующего органа. Здесь важны настроение и желание отдельных представителей. Регистрация и соблюдение правил осуществления хозяйственных связей составляют массу бюрократических процедур, связаны с необходимостью прохождения процедуры регистрации, организации и ведения учета и представления отчетности, к тому же налоговое регулирование оказывает существенное влияние на принятие решений о начале, развитии и переориентации экономической деятельности. Отдельный хозяйственник видит, что если есть возможность избежать исполнения тех или иных обязанностей, то желание воспользоваться такой возможностью может пересилить понимание ответственности перед обществом. Сокращение бюрократических процедур призвано ускорить формирование хозяйственных связей. Важнейшим фактором остается прозрачность экономических отношений и потоки финансовых ресурсов. Она создает атмосферу взаимопонимания между участниками, обеспечивает соблюдение установленного порядка.
Пренебрежение требованиями и установленной законодательно обязанностью документального фиксирования фактов хозяйственной жизни, участниками экономических связей, и их производство исключительно на основе доверия друг к другу служит признаком
отсутствия необходимых масштабов конкурентной борьбы и работы правил рыночных свободных отношений. Как видим, российская экономика не отличается наличием должного уровня конкурентной борьбы. Об это свидетельствуют многочисленные злоупотребления органов исполнительной власти при совершении закупок в рамках государственных контрактов. Представители бюджетных учреждений предпочитают работать исключительно с подконтрольными предприятиями, то есть в управлении которых находятся аффилированных лица, деятельность которых подчиняется указанием представителя государственного органа. Последний, под страхом срыва поставок или иных условий государственного контракта, а то и вовсе и (или) в целях злоупотребления предоставленными полномочиями по распоряжению бюджетными денежными средствами, не готов сегодня полностью положится на деловую репутацию независимого контрагента. То же происходит сегодня и в масштабах глобальной, мировой экономики. Заявления политических деятелей США подтверждают необходимость и привычку контроля контрагента. В итоге - отсутствие конкуренции и развитие монополий. Контроль над экономическим поведением контрагентов становится инструментом нечестной игры на фондовых и валютных рынках, оставляя возможности новых и иных участников торгов на весьма низком уровне.
Предлагаемая единая учетная система позволяет осуществить подключение к ней нового хозяйственника в момент его государственной регистрации, и, в дальнейшем учет и отчетность по его деятельности будет осуществляться в автоматизированном режиме с применением услуг учетных агентов. Объединение баз данных различных органов и служб государственного механизма позволит оперативно выявлять нарушения и контролировать исполнение предписаний администрирующего органа по смежным с иными ответственными органами вопросам. Здесь решаются
вопросы медицинского освидетельствования, соблюдение правил ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и другие. Единая учетная система содержит правила и шаблоны реализации отдельных административных решений и процессов, в том числе порядок регистрации, отчетности и другие. Характер участия в экономической жизни страны отдельного субъекта определяется по данным единой учетной системы, регистрирующей факты осуществления деятельности, наличие средств и предметов труда. Это позволит стимулировать развитие малого бизнеса, производителей сельскохозяйственной продукции и личного подсобного хозяйства. Участники, не обладающими должными познаниями в вопросах организации и ведения деятельности, осуществления регистрационных и учетных процедур, не должны быть обременены излишними правилами. Здесь роль сыграет наличие модулей единой учетной системы по доведению установленных порядков и помощи в их соблюдении. От рядового участника мелкого бизнеса требуется только введение ключевых, необходимых для проведения расчетов налоговых и иных обязательств, показателей. К примеру, численность и оплата труда работника, объемы реализованной продукции или товаров конечному потребителю. Покупки для целей использования в производстве или перепродажи должны осуществляться только у зарегистрированных продавцов. Следовательно, продажи покупателям осуществляются либо в адрес конечного потребителя, либо зарегистрированному покупателю. Это позволит осуществлять контроль движения активов в едином экономическом пространстве. Кардинально изменится порядок и форма представления отчетности. Большую часть показателей пользователь получит автоматически согласно установленным компетенциям и допуска к информации. Направление снижение финансовых затрат и времени на подготовку отчетности сегодня активно разрабатывает Минэкономразвития. Так, органом разработана концепция
снижения издержек бизнеса, связанных с предоставлением отчетности. Сейчас эти вопросы регулируют более 800 актов, в общей сложности речь идет о тысяче форм отчетности, говорится в финансово-экономическом обосновании к документу. Основными причинами перегрузки бизнеса Минэкономразвития называет избыточный объем данных, которые нужно подавать слишком часто и в разные ведомства, а также тот факт, что эти требования регулярно меняются. Сейчас компании ежегодно предоставляют около 49 млрд «сведений по полям в документах» (строки в отчетности), что занимает более 6,2 млрд часов. Ведомство планирует снизить эти показатели: в 2017 году — на 6%, в 2018—2020 годах — на 5% ежегодно. В итоге компании вынуждены будут тратить на заполнение отчетности на 1,2 млрд часов меньше.
Добиться этого министерство обещает, создав единый реестр отчетности. Это будет информационный портал, на котором компании смогут найти необходимые реквизиты для отчетности, шаблоны и формуляры, перечень ведомств, куда отправлять эти данные, периодичность, сроки и способы доставки, а также обоснование, почему все это нужно делать, говорится в документе. Кроме того, под сокращение подпадут «избыточная и дублирующая отчетность» и сам объем данных, обещает Минэкономразвития. Методические рекомендации ведомство планирует разработать в конце 2016 года [1].
Следует так же обратить внимание на Пилотный проект по подаче в инспекцию отчетности через Интернет, который Приказом ФНС России от 09.04.2015 № ММВ-7-6/141@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 15.07.2011 № ММВ-7-6/443@» был продлен до 01.07.2016 [4]. Налогоплательщик сам регистрируется на сайте ФНС, а не обращается к оператору ЭДО. Однако, с использованием этого сервиса сегодня нельзя направить декларацию по НДС. Данные изменения внесены в соответствующий приказ ФНС России.
Указанное направление, реализуемое Минэкономразвития, является только отчасти предпосылкой предлагаемой автоматизированной системы единого учетного пространства. Принципиальным является различие в роли субъекта экономических отношений в процессе формирования отчетности. Система единого экономического пространства предполагает участие субъекта как пользователя, использующего выделенное автоматизированное рабочее место. Процесс формирования отчета осуществляется единой системой.
Функционирование единого автоматизированного учетного экономического пространства позволит обеспечить информирование участников о процессах, происходящих в области экономического и политического административного регулирования, большую вовлеченность их в экономическую жизнь целостной экономики. Такая функция реализуется использованием личного кабинета и персонального автоматизированного рабочего места. Сервис позволит оперативно довести необходимую информацию. Блок анализа способен представить тенденции экономических процессов, в частности, динамику спроса и предложения, сведения об административных процедурах, решениях, изменениях правил. Доход каждого участника, таким образом, формируется в виде накоплений средств из учитываемых источников. Это окажет существенное влияние на социальную напряженность и обоснование социального неравенства, избавит от необходимости подтверждения фактов и величины получения доходов, сделает работу ряда участников прозрачной.
Библиографический список
1. Власти нашли способ снизить бумажную волокиту для бизнеса. - Экономика, РБК [Электронный ресурс] режим доступа: https://news.mail.ru/economics/22967831/ ?frommail=1.
2. Дональд Трамп обвинил Китай в обвале мировых рынков - Новости mail.ru http://ej .kubagro.ru/2016/04/pdf/31 .pdf
[Электронный ресурс] режим доступа: https://news.mail.ru/politics/ 23076173/ ?1готтаП=1.
3. О бухгалтерском учете. - Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. -[Электронный ресурс]. - СПС Консультант плюс.
4. О внесении изменений в приказ ФНС России от 15.07.2011 № ММВ-7-6/443@. - Приказ ФНС России от 09.04.2015 № ММВ-7-6/141.- [Электронный ресурс].
- СПС Консультант плюс.
5. Першин С.П. Достоверность первичных данных - основа формирования учетной информации / С.П. Першин, А.А. Нежинская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2014. - № 96. - С. 890-900.
6. Першин С.П. К вопросу о развитии системы учета межсубъектных экономических отношений / С.П. Першин, А.А. Нежинская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 100. - С. 1288-1299.
7. Першин С.П. Обоснованность налоговой выгоды как условие оптимизации налогообложения / С.П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2009. - № 49. - С. 8795.
8. Першин С.П. Рейтинг контрагента как фактор скорости товарооборота в современной экономике / С. П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 89.
- С. 1228-1241.
9. Першин С.П. Совершенствование организации учетной системы хозяйствующих субъектов / С.П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2005. - № 15.
- С. 107-121.
10. Першин С.П. Совершенствование учетной системы управления и контроля финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный аграрный университет. - Краснодар, 2008.
11. Першин С.П. Совершенствование учетной системы управления и контроля / С.П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2006. - № 18. - С. 59-64.
12. Першин С.П. Уведомления о сделках как инструмент налоговой политики / С.П. Першин, А.А. Нежинская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 96. - С. 809822.
13. Першин С.П. Перспективы развития аутсорсинга бухгалтерского учета в России / С. П. Першин, К. А. Пужлякова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №09(103). С. 1126 - 1142. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/74.pdf.
14. Першин С.П. Совершенствование контроля финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций посредством развития учетной системы / С.П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №03(027). С. 313 - 333.
15. Россияне и греки стали лидерами в Европе по неэффективности труда. -Экономика «Интерфакс». - режим доступа: https://news.mail.ru/economics/22931890/
?frommail=1.
16. Сигидов Ю.И. Автоматизация управленческого учета обязательств перед бюджетом по налогам / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2012. - № 10. - С. 83-87.
17. Сигидов Ю.И. Методы оптимизации налогообложения сельскохозяйственных организаций / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2013. -№ 6. - С. 38-41.
18. Сигидов Ю.И. Определение сущности контроллинга: к постановке проблемы / Ю.И. Сигидов, Д.А. Баталов // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 29. - С. 13-18.
References
1. Vlasti nashli sposob snizit' bumazhnuju volokitu dlja biznesa. - Jekonomika, RBK [Jelektronnyj resurs] rezhim dostupa: https://news.mail.ru/economics/22967831/ ?frommail=1.
2. Donal'd Tramp obvinil Kitaj v obvale mirovyh rynkov - Novosti mail.ru [Jelektronnyj resurs] rezhim dostupa: https://news.mail.ru/politics/ 23076173/ ?frommail=1.
3. O buhgalterskom uchete. - Federal'nyj zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ. -[Jelektronnyj resurs]. - SPS Konsul'tant pljus.
4. O vnesenii izmenenij v prikaz FNS Rossii ot 15.07.2011 № MMV-7-6/443@. - Prikaz FNS Rossii ot 09.04.2015 № MMV-7-6/141.- [Jelektronnyj resurs]. - SPS Konsul'tant pljus.
5. Pershin S.P. Dostovernost' pervichnyh dannyh - osnova formirovanija uchetnoj informacii / S.P. Pershin, A.A. Nezhinskaja // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 96. - S. 890-900.
6. Pershin S.P. K voprosu o razvitii sistemy ucheta mezhsub#ektnyh jekonomicheskih otnoshenij / S.P. Pershin, A.A. Nezhinskaja // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 100. - S. 12881299.
7. Pershin S.P. Obosnovannost' nalogovoj vygody kak uslovie optimizacii nalogooblozhenija / S.P. Pershin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2009. - № 49. - S. 87-95.
8. Pershin S.P. Rejting kontragenta kak faktor skorosti tovarooborota v sovremennoj jekonomike / S.P. Pershin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 89. - S. 1228-1241.
9. Pershin S.P. Sovershenstvovanie organizacii uchetnoj sistemy hozjajstvujushhih sub#ektov / S.P. Pershin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2005. - № 15. - S. 107-121.
10. Pershin S.P. Sovershenstvovanie uchetnoj sistemy upravlenija i kontrolja finansovo-hozjajstvennoj dejatel'nosti kommercheskih organizacij: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk / Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. -Krasnodar, 2008.
11. Pershin S.P. Sovershenstvovanie uchetnoj sistemy upravlenija i kontrolja / S.P. Pershin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2006. - № 18. - S. 59-64.
12. Pershin S.P. Uvedomlenija o sdelkah kak instrument nalogovoj politiki / S.P. Pershin, A.A. Nezhinskaja // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 96. - S. 809-822.
13. Pershin S.P. Perspektivy razvitija autsorsinga buhgalterskogo ucheta v Rossii / S.P. Pershin, K.A. Puzhljakova // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2014. - №09(103). S. 1126 - 1142. - Rezhim dostupa: http://ej .kubagro.ru/2014/09/pdf/74.pdf.
14. Pershin S.P. Sovershenstvovanie kontrolja finansovo-hozjajstvennoj dejatel'nosti kommercheskih organizacij posredstvom razvitija uchetnoj sistemy / S.P. Pershin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2007. - №03(027). S. 313 - 333.
15. Rossijane i greki stali liderami v Evrope po nejeffektivnosti truda. - Jekonomika «Interfaks». - rezhim dostupa: https://news.mail.ru/economics/22931890/ ?frommail=1.
16. Sigidov Ju.I. Avtomatizacija upravlencheskogo ucheta objazatel'stv pered bjudzhetom po nalogam / Ju.I. Sigidov, V.V. Bashkatov // Buhuchet v sel'skom hozjajstve. - 2012. - № 10. - S. 83-87.
17. Sigidov Ju.I. Metody optimizacii nalogooblozhenija sel'skohozjajstvennyh organizacij / Ju.I. Sigidov, V.V. Bashkatov // Buhuchet v sel'skom hozjajstve. - 2013. - № 6. - S. 38-41.
18. Sigidov Ju.I. Opredelenie sushhnosti kontrollinga: k postanovke problemy / Ju.I. Sigidov, D.A. Batalov // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2011. - № 29. - S. 13-18.