4. Вербицкая, М.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по иностранным языкам / М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян // Педагогические измерения. -ФИПИ. - 2019. - № 3. - С. 41-70
5. Parizet, M-L. ABC DELF. - Nouveau B2. - Paris: Clé International, 2018. - 192 p.
6. Ефремова, H.H. Особенности подготовки к международным экзаменам по французскому языку в образовательной практике университета / H.H. Ефремова // Язык и культура. - 2019. - № 45. - С. 205-219
7. Сысоев, П.В. Методика обучения письменной речи студентов направления подготовки «Международные отношения» на основе метода рецензирования / П.В. Сысоев, К.А. Мерзляков // Язык и культура. - 2016. - №2. - С. 195-206
8. France Йducation International. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.france-education-international.fr
9. Хазагеров, Г.Г. Риторика / Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. - Ростов-на-дону: Изд-во Феникс, 2004. - 384 с.
10. Дудникова, Г.М. Развернутое произведение речи как предмет прагмалингвистического описания: на материале английского языка: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. - Самара, 2002. - 200 с.
11. Митчелл, Л.А. Использование интернет-ресурсов в обучении иноязычной грамматике / Л.А. Митчелл, С.К. Гураль // Язык и культура. - 2015. - №2 (30). - С. 117-122
12. Ефремова, H.H. Уроки креативного письма: к вопросу о трудностях создания поэтических произведений на занятиях по иностранному языку / H.H. Ефремова, Л.В. Гусева // Иностранные языки в школе. - 2021. - №4. - С. 64-73
13. Тарасова, О.М. Лингвокультурологический аспект в обучении французскому языку (к вопросу о формировании иноязычной компетенции) // Современные тенденции языкового образования: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 27-28 марта 2019 года / под общ. ред. A.H. Шамова. - Шжний Швгород: БГГУ им. Лобачевского, 2019. - С. 196-199
Педагогика
УДК 37.036
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Умалатова Зульфия Магомедовна
Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологии начального образования Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и технологии начального образования Алибекова Заира Нажмудиновна Дагестанский государственный педагогический университет ( г. Махачкала)
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Аннотация. В статье обоснована актуальность формирования и развития единого информационного пространства (ЕИП) в системе подготовки педагогических кадров на федеральном и региональном уровнях; показано, что основным компонентом ЕИП при работе со студентами представляет не сама информация, а технология работы с ней; выявлено, что создание и использование ЕИП имеет свои особенности при подготовке педагогических кадров для начальной школы; выявлена схема продуктивности ЕИП обеспечения учебного процесса педагогического вуза; предложена схема разработки и реализации программы совершенствования ЕИП подготовки педагогических кадров; определены этапы совершенствования разработки и реализации ЕИП педагогического вуза; предложена система показателей оценки уровня развития ЕИП педагогического вуза.
Ключевые слова: единое информационное пространство, технология работы с информацией, модули учебного плана, продуктивность информационного пространства, оценка уровня информационного пространства, совершенствование информационного пространства.
Annotation. The article substantiates the relevance of the formation and development of a single information space (SIS) in the system of training teachers at the federal and regional levels; it is shown that the main component of the UIS when working with students is not the information itself, but the technology of working with it; it was revealed that the creation and use of the UIS has its own characteristics in the preparation of teaching staff for elementary school; the scheme of productivity of the UIS for ensuring the educational process of a pedagogical university was revealed; a scheme for the development and implementation of a program to improve the SIP for the training of pedagogical personnel was proposed; the stages of improving the development and implementation of the SIS of a pedagogical university were determined; a system of indicators for assessing the level of development of the SIS of a pedagogical university is proposed.
Key words: single information space, technology of working with information, curriculum modules, information space productivity, information space level assessment, information space improvement.
Введение. В настоящее время к числу приоритетных направлений, в реализации которых определяющая роль принадлежит системе высшего образования, относятся: повышение уровня компьютерной подготовки и переподготовка кадров, развитие инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям, электронным библиотекам, базам данных, формирование телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения создания единой образовательной информационной среды высшего учебного заведения.
Важным фактором, интегрирующим систему высшего образования на федеральном и региональном уровне, служат информационные ресурсы Интернета и единое информационное пространство. Здесь даже сложившиеся национальные и международные системы образования совершенствуются и реформируются на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Естественно, такой процесс идет быстрее в центрах, чем в регионах, куда государство еще не вкладывает достаточных средств для такого развития. Создание региональной информационной среды целесообразно вести в тесном взаимодействии с региональными органами управления образованием и администрацией субъекта федерации, опираясь на уже имеющиеся технические и административные возможности региона [1, С. 31].
Изложение основного материала статьи. Основными преимуществами создания и использования единого информационного пространства в образовательной деятельности являются:
1) оперативность (преодоление пространства и времени, быстрая обратная связь);
2) коммуникативность (оперативность взаимосвязи участников обучения);
3) информационность (доступность обучающимся удаленных массивов);
4) педагогические (большая мотивация и интерактивность обучения);
5) экономические (уменьшение затрат за счет экономии транспортных расходов, содержания помещений, сокращения делопроизводства);
6) эргономические (возможность индивидуального графика и темпа обучения, нужного оборудования).
При наличии единого информационного пространства высшего учебного заведения возможны аудитории двух типов: синхронные, где работают по единой программе с общим стартовым началом и асинхронные, где студенты принимаются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели. Обучение, осуществляемое на основе единого информационного пространства, имеет ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением: условия образования для одаренных и преуспевающих студентов более гибки, они могут иметь доступ к мировым научным и культурным ценностям.
Главным компонентом единого информационного пространства представляет собой технология работы студентов с различного рода информацией, а не сама информация. От студентов требуется не столько усвоение дисциплин из учебного плана, сколько ориентация в своей будущей профессиональной деятельности. Такая продуктивная деятельность ведет к созданию личностного содержания образования, которое выражается в изготавливаемых студентами веб-страницах, текстах и графике, результатах их сетевых чат-дискуссий и веб-форумов.
Повышение требований к квалификации педагогов, предъявляемых современной системой образования, вызывает необходимость все шире и полнее использовать в практике подготовки педагогических кадров как в региональных, так и в головных вузах единое информационное пространство. Основными целями сотрудничества вузов, осуществляющих подготовку по родственным специальностям, являются повышение общего научно-методического уровня подготовки педагогов в регионах путем широкого использования в соответствующих вузах научно-технического и методического потенциала головных вузов России. Взаимное обогащение процессов подготовки педагогов здесь происходит за счет организации постоянного обмена передовым опытом и достижениями в научной, методической, информационно-технической сферах [2, С. 107].
Для достижения указанных целей необходимо решить важную научно-педагогическую задачу - разработать и реализовать единое информационное пространство учебного процесса подготовки педагогических кадров. Это представляет собой проблемно ориентированную среду со структурированной текстовой, видео-, графической информацией, а также программными средствами, которые позволяют студентам получить оперативный доступ к имеющейся информации. Это позволяет создавать и собственную информацию на практических занятиях, при выполнении курсовых, лабораторных и выпускных квалификационных работ бакалавриата и магистратуры.
Практическая реализация предлагаемого подхода к подготовке педагогических кадров позволяет изменить традиционную методику осуществления учебного процесса, обеспечивает преподавателям обратную связь для оценки эффективности усвоения студентами знаний, приобретения ими навыков, повысить их техническую вооруженность и самостоятельность в процессе обучения и выполнения заданий учебного плана. Например, учебного плана факультета начальных классов.
На первом этапе анализируется и обобщается накопленный опыт факультета начальных классов Дагестанского государственного педагогического университета в области методической и научной работы и совершенствования системы подготовки педагогов начальной школы. В результате такой работы имеем скорректированные программы и учебные планы, особенно их региональный компонент, который максимально должен учитывать требования к квалификации педагогов дагестанской национальной школы. Учебная документация, разработанная на первом этапе, будет использована в качестве исходных данных для решения главной задачи - разработки единого информационного пространства подготовки учителей начальных классов.
В качестве основы единого информационного пространства предлагается структурно-логическая схема, которая объединяет во взаимосвязанную систему содержательную часть основных дисциплин, входящих в структуру знаний и практических навыков, необходимых для подготовки педагогов начальных классов. Федеральным образовательным стандартом для этого определены в учебном плане следующие модули:
- социально-гуманитарный модуль, пять дисциплин;
- коммуникативный модуль, три дисциплины;
- модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности, пять дисциплин;
- психолого-педагогический модуль, три дисциплины;
- модуль воспитательной деятельности, три дисциплины;
- предметно-методический модуль, двенадцать дисциплин;
- практика - восемь видов;
- дисциплины по выбору - четыре дисциплины.
С использованием современных информационных технологий, аудио- и технических средств, имеющихся в Дагестанском государственном педагогическом университете эта структурно-логическая схема будет реализована в виде единого информационного пространства. На этой основе в дальнейшем будет вестись подготовка педагогов начального образования для школ Республики Дагестан [4, С. 38].
При этом необходимо учесть, что единое информационное пространство педагогического вуза представляет собой совокупность информационных, технических и методических средств управления учебным процессом на основе дидактических принципов, в который входят:
- программное обеспечение (пакет программ для компьютера);
- специальные программы по дисциплинам и их методики;
- инструментарий для мониторинга учебного процесса;
- технологические карты пользователя;
- выходные информационные формы пользователя.
Схема продуктивности единого информационного пространства обеспечения учебного процесса педагогического вуза приведена на рис. 1.
Познавательная составляющая
результата Результат
База данных -» Социальная составляющая результата образовательного
процесса
Психофизическая составляющая
результата
Рисунок 1. Схема продуктивности единого информационного пространства обеспечения учебного процесса
педагогического вуза
Такой комплекс позволяет:
- рассматривать результат образовательного процесса не «вообще», а с позиций параметров развития каждого обучающегося;
- оценивать результат в контексте качества учебного процесса;
- добиваться простоты сбора и ввода, минимизации объема исходной информации [5, С. 288].
С целью повышения продуктивности единого информационного пространства необходимо разработать и реализовать программу его совершенствования (рис. 2).
Стратегия повышения уровня информационного пространства подготовки педагогических кадров
I г
Финансовые, педагогические, экономические, юридические законы и ограничения в сфере образования
структура системы
Изучение существующего состояния подготовки педагогических кадров
1
Формирование информационного пространства подготовки педагогических кадров
1
Составление программы совершенствования подготовки педагогических кадров
1
Выполнение программы совершенствования подготовки педагогических кадров
1
—» Контроль и оценка результатов совершенствования подготовки педагогических кадров -
Рисунок 2. Схема разработки и реализации программы совершенствования информационного пространства
подготовки педагогических кадров
Выводы. Процесс совершенствования разработки и реализации единого информационного пространства на уровне педагогического вуза включает следующий ряд этапов:
1. Изучение существующего положения дел в едином информационном пространстве вуза позволит определить преимущества и недостатки, имеющиеся в данное время. На основе анализа собранной информации определяются инновационные, педагогические, финансовые и другие проблемы, которые требуют скорейшего решения.
2. С целью успешного развития единого информационного пространства необходимо определить такие инновации, которые возможно использовать при подготовке педагогических кадров. Источниками таких инноваций могут быть научные исследования, изучение возможностей и способностей студентов, опыт лучших педагогических вузов и преподавателей, новые постановления правительства, федеральные и региональные законы об образовании.
3. Для того, чтобы разработать (усовершенствовать) единое информационное пространство вуза, необходимо из выбранных на предыдущем этапе инноваций отобрать наиболее реальные и перспективные на осуществление. После в
соответствии со спецификой и особенностями педагогического университета составляется инновационная программа. При составлении такой программы важно учитывать, как и где в других педагогических университетах подобные новшества внедрены.
4. Контроль исполнения и оценка результатов работы позволяют определить отклонения и упущения от действующих норм и требований образовательного процесса. Это способствует обеспечению обратной связи путем внесения изменений в программу работ развития единого информационного пространства педагогического вуза [4, С. 37].
Основываясь на анализе программных документов и изучения существующего состояния единого информационного пространства, мы предлагаем следующую систему показателей оценки уровня развития инновационного пространства педагогического вуза.
1. Показатель развития единого информационного пространства педагогического вуза:
П1 = Et : Et-1,
где Et - число инновационных проектов, внедренных в научно-исследовательский и образовательный процесс педагогического вуза в t-ом году;
Et-1 - число инновационных проектов, внедренных в научно-исследовательский и образовательный процесс педагогического вуза в (t - 1) году.
2. Показатель участия работников педагогического вуза в инновационной деятельности:
П2 = Ри : Р,
где Ри - численность работников, принимающих участие в инновационной деятельности педагогического вуза;
Р - численность всех работников педагогического вуза.
3. Показатель внедрения в систему педагогического образования инноваций в области информатизации научной и образовательной деятельности:
П3 = И : ИМ,
где И - количество внедрения в систему педагогического образования инноваций в области информатизации научной и образовательной деятельности в t-ом году;
Ш-1 - количество внедрения в систему педагогического образования инноваций в области информатизации научной и образовательной деятельности в (t - 1) году.
4. Показатель кадрового обеспечения педагогического вуза:
П4 = Чк : Чо,
где Чк - численность работников педагогического вуза, работающих со студентами в едином информационном пространстве;
Чо - общая численность работников педагогического вуза.
5. Показатель, характеризующий материально-технические и финансовые затраты на создание и использование единого информационного пространства педагогического вуза:
П5 = Си : Со,
где Си - стоимость материально-технических и финансовых затрат педагогического вуза на информатизацию образовательного процесса за год;
Со - общая сумма материально-технических и финансовых затрат педагогического вуза за год.
Эти показатели, наряду с теоретическими и практическими данными развития единого информационного пространства подготовки педагогических кадров, необходимо использовать при реализации соответствующей программы совершенствования.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2011. - 38 с.
2. Управление школой: теоретические основы и методы: учебное пособие / Под ред. В.С. Лазарева. - М.: ЦСиЭИ, 1997. - 336 с.
3. Алиев, М.А. Инновационное развитие школы. Учебное пособие / М.А. Алиев, З.М. Умалатова. - Махачкала: RIZO PRESS. - 2018. - 168 с.
4. Алиев, М.А. Управление педагогической инновационной деятельностью в средней школе / М.А. Алиев, З.М. Умалатова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1(68). - С. 36-37
5. Гарбер, Э.А. Информационные технологии в учебном процессе: реализация и опыт / Э.А. Гарбер, В.В. Румянцев // Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе. - IT+SE, 2003. - Труды XXIX Международной конференции. - Ялта-Гурфуз, 2003. - С. 287-289
Педагогика
УДК 37.046:001.08
кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьёв Алексей Сергеевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Нестерёнок Юрий Владимирович
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКОВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Аннотация. Работа посвящена исследованию проблемы педагогической проверки технической подготовленности курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России на занятиях рукопашной подготовкой, с учетом их психологического и физиологического самочувствия в условиях учебной и соревновательной деятельности.
Ключевые слова: курсанты, педагогический контроль, профессиональная рукопашная подготовка, техническая подготовленность.
Annotation. Work of is sanctified to research of problem of pedagogical control of technical preparedness of students of educational organizations of higher education of Ministry of Internal Affairs of Russia on engaging in hand - to - hand preparation, taking into account their psychological and physiological state in the conditions of educational - competition activity.