влекательности региона: материалы междунар. науч.-практ. конференции «Инновации в качественной подготовке профессиональных кадров» 8-9 апреля 2009 г. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. С. 32-39.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (Ч. 1-11): официальный текст. // СПС «Гарант».
3. Горшков Д. А. Сбор налогов как инструмент управления региональной экономикой / Налоговый вестник. 2010. №3. С. 2-7.
4. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015г.) [ Электронный ресурс] // http:// www.consultant.ru/.
5. Официальный сайт МНС России http:// www.nalog.ru/contacts/.
6. Официальный сайт Минфина России http:/ / www.minfin.ru/.
7. http://isei.communityhost.ru/thread.
Silyvestrova T.Y., Gurova S.Y. TAX POLITICS AS THE TOOL OF THE REGULATION OF AN ECONOMIC INCREASE IN THE REGIONS
Article is dedicated to questions of the government control of tax policy in the subjects of the Russian Federation, to formation of the real economic and tax potential of regions.
Key words: the tax regulation of regions, tax potential, tax set of instruments.
СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна родилась в 1960 г., окончила Московский кооперативный институт (1977), канд. экон. наук (2000), д-р философ. наук (2006), проф. (2011), зав. каф. мировой экономики и налоговых систем (2007) Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 89 работ.
ГУРОВА Славяна Юрьевна родилась в 1969 г., окончила Санкт-Петербургский государственный технический университет (1997), канд. экон. наук (2008), ст. преподаватель кафедры денежного обращения, учета и статистики Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 29 работ.
УДК 334.73.021
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНА И РОССИИ - КАК ФОРМА КООПЕРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ СНГ
А.В. Ткач, М.С. Салова
Показана история зарождения на постсоветском пространстве таможенного союза трех государств: Беларуси, Казахстана и России. Освещена дальнейшая работа правительств этих стран по преобразованию таможенного союза в единое экономическое пространство (далее
- ЕЭП). Изложены стратегия и перспективы развития кооперационных и интеграционных процессов на евразийском пространстве.
Ключевые слова: кооперация, интеграция, торговля, торговый оборот, таможенный контроль, экономическое пространство, доходы, экономия, экономическая комиссия, договорно-правовая основа, ВТО.
Единое экономическое пространство - 15 сентября 2004 г. на саммите в Астане
это интеграционное объединение трех стран Президенты стран «четвёрки» утвердили пере-Таможенного союза Беларуси, Казахстана и чень документов, подлежащих согласованию России, начавшее действовать с 1 января 2012 г. и подписанию в первоочередном порядке. История его создания выглядит следующим Предполагалось, что первоочередные
образом. соглашения должны составлять неразрывный
23 февраля 2003 г. Президенты России, пакт и должны быть подписаны и вступить Казахстана, Беларуси и Украины заявили о в силу одновременно.
намерении сформировать Единое экономиче- Украина, однако, с первых же дней на-
ское пространство, а 19 сентября 2003 г. чала тормозить процесс формирования ЕЭП, подписали Соглашение о его формировании. стремясь к получению односторонних поли-
тических и экономических преимуществ, то есть отмены всех квот и пошлин, угрожала выйти из ЕЭП. Украина рассматривала своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы. Создание наднационального тарифного органа и таможенного союза Киев не устраивало.
6 октября 2007 г. Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о формировании Таможенного союза.
В 2009 г. на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.
6 июля 2010 г. Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.
9 декабря 2010 г. Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства.
21 декабря 2010 г. нижняя палата парламента Беларуси, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП.
1 июля 2011 г. на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.
18 ноября 2011 г. в Москве Президентами России, Беларуси и Казахстана подписаны документы следующего этапа интеграции:
• Декларация о Евразийской экономической интеграции;
• Договор о Евразийской экономической комиссии;
• Регламент работы Евразийской экономической комиссии.
19 декабря 2011 г. в Москве состоялось завершающее заседание Высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств перед вступлением в силу договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Главы государств-членов Таможенного союза приняли решение о вступлении в силу Единого экономического пространства с 1 января 2012 г. на нормах и принципах Всемирной торговой организации, а также о формировании и организации деятельности Суда Евразийского экономического сообщества.
В Декларации о Евразийской экономической интеграции было заявлено о переходе с 1 января 2012 г. к Единому экономическому пространству, основанному и открытому на
любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 г. Евразийского экономического союза.
В качестве основной цели Единого экономического пространства выступает создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участ-ников и повышения уровня жизни населения.
Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников, снятие ограничений во взаимной торговле, формирование общего таможенного тарифа, постепенно, путем повышения уровня кооперации и интеграции. Мероприятия по реализации договоров предусматривают обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также ответственности за невыполнение согласованных решений.
Координация деятельности ЕЭП осуществляется органами, создаваемыми на основе договоров с учётом уровней интеграции. Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Создана и приступила к функционированию Евразийская экономическая комиссия -практически наднациональное правительство экономического союза.
Евразийская экономическая комиссия -управляющий орган союза, состоит из двух частей: совета комиссии, состоящего из вицепремьеров стран тройки, и коллегии комиссии, куда страны делегируют представителей на постоянную работу.
Работу комиссии контролируют три президента, которые вошли в Высший Евразийский экономический совет.
Приоритетная задача - это обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на пространстве ЕЭП, а в перспективе - проведение согласованной валютной и макроэкономической политики.
ЕЭП явилось исторической вехой не только для трех стран, но и для других государств на постсоветском пространстве. Эта модель поможет сберечь производственные, экономические и духовные связи, объединяющие народы бывшего СССР.
В Едином экономическом пространстве создан рынок со 180 млн потребителей, уни-
фицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы.
Снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров означает возможность без всяких ограничений выбирать, где жить, учиться и работать.
Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно предполагается постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана.
Ставится задача - выйти на более высокий уровень интеграции - к Евразийскому союзу.
Речь идет о тесной интеграции на новой ценностной, политической, экономической основе.
Базовый принцип ЕЭП включает свободу торговли товарами и услугами, передвижения финансового и человеческого капитала.
Для вступления в Единое экономическое пространство страна должна ратифицировать следующие документы:
- соглашение о согласованной макроэкономической политике;
- соглашение о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, транспортировки газа;
- соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования.
Единое экономическое пространство открывает новые перспективы для бизнеса, включает единую таможенную территорию, в пределах которой применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли с третьими странами.
По сути, речь идет об устойчивом и долгосрочном проекте развития экономики государств, тесном взаимовыгодном совместном использовании ресурсов на основе кооперации и интеграции.
В Едином экономическом пространстве официальные языки - русский, казахский, белорусский; территория составляет - 20 млн км2, население - 180 млн чел.; экономический потенциал бывшего СССР - 83 %; совокупный ВВП - 2 трлн долл. США; совокупный годовой товарооборот - 900 млрд долл. США.
Этапы кооперации и интеграции: 1) зона
свободной торговли; 2) таможенный союз; 3) единое экономическое пространство; 4) экономический союз; 5) валютный союз; 6) политический союз.
К преимуществам единой таможенной территории относятся: последовательное совершенствование внешнеторгового таможенного регулирования, устанавливающего менее обременительные, прозрачные и предсказуемые условия деятельности для участников; снижение трансакционных издержек ведения предпринимательской деятельности на единой таможенной территории, что будет способствовать развитию товарообмена, кооперации, взаимного инвестирования; проведение более сбалансированной политики в сфере таможеннотарифного регулирования на трехстороннем уровне; налаживание эффективного информационного обмена между налоговыми и таможенными органами стран-участниц.
К преимуществам углубления кооперации и интеграции относятся: создание единого рынка стран-участниц, обеспечивающего экономию в масштабных операциях, повышение конкурентоспособности, более рациональное размещение и специализацию производства; развитие конкуренции между стра-нами-участницами за привлечение инвесторов на свою территорию, что будет способ -ствовать повышению качества работы; улучшение переговорных позиций стран-участниц, что создаст благоприятную основу для взаимодействия с третьими странами.
Договорно-правовая база ЕЭП включает соглашения: о согласованной макроэкономической политике; о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства; о государственных закупках; о принципах валютной политики; о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала; о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках ЕЭП; о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности; о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации; о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств; о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей; о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий; о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов
Таблица 1
Динамика выгод, доходов и приобретений Беларуси от сотрудничества с Россией (млрд долл. США)
Характер выгод, доходов, приобретений Годы
2006-2010 2009 2010
1. Прямое финансирование белорусской экономики - сальдо движения капитала 11,15 2,53 3,23
2. Энергетические субсидии 33,29 4,42 4,16
3. Доходы Беларуси от экспорта в третьи страны товаров из российского нефтегазового сырья 39,34 7,96 7,12
4. Доходы Беларуси от экспорта товаров в Россию 42,81 6,72 9,82
5. Доходы Беларуси от экспорта услуг в Россию (90% - услуги транспорта) 8,40 1,66 2,31
Условная сумма по всем статьям:
всего, млрд. долл. США 134,99 23,29 26,64
в % к ВВП Беларуси 54,8 47,3 48,7
Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации; о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики; об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики; о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.
Итоги торговли в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выглядят следующим образом:
России с Беларусью - рост экспорта -на 8%, рост импорта - на 46%, сокращение профицита - на 1,8 млрд долл. США;
России с Казахстаном - рост экспорта
- на 17%, рост импорта - на 21%, увеличение профицита на 0,8 млрд долл. США.
От создания Таможенного союза к 2015 г. Россия может получить прибыль в размере около 400 млрд долл., а Беларусь и Казахстан - по 16 млрд долл. и дополнительно обеспечить рост ВВП стран-участниц до 15%.
По данным руководителя аграрного центра ЕврАзЭС при ВНИИЭСХ, зав. отделом внешнеэкономической деятельности Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства В.И. Тарасова, от сотрудничества с Россией за 2000-2010 гг. страны СНГ получили экономические выгоды около 540 млрд. долл., в том числе:
- от поставок энергоносителей по льготным ценам - 70 млрд долл. (плюс повышение конкурентоспособности продукции стран СНГ и расширение ее экспорта);
- доходы Беларуси и Украины от экспорта продукции из российского нефтегазового сырья - 88 млрд долл.;
- чистый приток капитала авансом
предоставленным - 39 млрд долл. (сальдо по прямым инвестициям, по ссудам и займам непросроченным, по торговым кредитам и авансам предоставленным);
- чистые поступления по статьям трудовой миграции - 90 млрд долл. (в 2010 г. - 17,8 млрд долл., на пике в 2008 г. - 22,6 млрд долл.);
- доходы от экспорта в Россию не сырьевых товаров - 197 млрд долл.;
- доходы от экспорта в Россию услуг -56 млрд долл. (в том числе доходы от предо -ставления услуг по транзиту и государственных услуг около 30 млрд долл.).
Доходы России за эти годы от экспорта в СНГ составили всего 267,5 млрд долл., в том числе от несырьевых товаров - 208 млрд долл. и услуг - 59,5 млрд долл.
Если при альтернативном подходе к донорству в СНГ взять за основу финансовую модель МБРР и региональных банков развития, то механизм использования целевых инвестиционных кредитов, выделяемых на длительный срок на льготных условиях в СНГ, может быть представлен в следующем виде:
- преимущества — менее обременительно для России и решает задачи развития в СНГ, повышает интеграционный потенциал, не порождает иждивенческих настроений у партнеров, простая и прозрачная форма донорства;
- кредиторы: российские банки развития (Внешэкономбанк, Российский банк развития); Минфин России через ЕАБР, МГБ;
- сферы кредитования: развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств в масштабах ТС и СНГ; развитие интеграционной инфраструктуры;
- кредитополучатели — конкретные хозяйствующие субъекты; банки - распорядители кредитных линий для финансирования конкретных программ.
Создание Таможенного союза и доста-
Таблица 2
Показатели предполагаемых негативных последствий и угроз для АПК и смежных отраслей экономики России при вступлении в ВТО
Отрасли Объем производства, % водства, % Экспорт, % Импорт, % Численность рабочей силы, %
квалифици- рованные неквалифици- рованные
Пищевая промышленность -14 -8 38 -15 -14
Сельское хозяйство -3 -6 11 -3 -2
Легкая промышленность -7 4 8 -11 -10
точно быстрое его оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались опасения по поводу того, что правила ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а следовательно, переговоры единый Таможенный союз вынужден будет начинать заново.
Однако страны Западной Европы и США согласились пойти на ряд уступок России в рамках переговоров. За Россией остались права медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики в течение 5-7 лет.
Вместе с тем, по результатам анализа, выполненного Джеспером Иенсеном (Высшая школа «Экономикс», Копенгаген), Томасом Рузерфордом (Колорадский университет, США), Дэвидом Тарром (Всемирный банк), высказано, что вступление России в ВТО может представлять для АПК и смежных отраслей экономики России определенные негативные последствия и угрозы (табл. 2).
Беларусь и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно.
В октябре 2011 г. комиссия ТС привела все нормы Таможенного союза в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что при вступлении в ВТО, нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС.
ЕЭП трех государств открыто для желающих в него вступить. Для этого разработаны правила приема и требования к потенциальным членам союза. Заинтересованность в участии в ЕЭП высказывали Киргизия, Абхазия, Украина, Армения.
Относительно вступления в Единое экономическое пространство Украины Президент Украины В. Янукович 20 апреля 2011 г. заявил, что Украина намерена взаимодействовать с Таможенным союзом вне рамок формального членства в нем, находясь с Таможенным союзом как таковым в переговорном процессе. Украина готова подписать с Таможенным союзом соглашение о зоне свободной торговли. 21 апреля 2011 г. Глава МИД Украины
К. Грищенко высказал позицию Украины сотрудничать с Таможенным союзом по формуле «3+1».
В то же время Правительство Киргизии позицию по вступлению в таможенный союз рассматривает как стратегическую задачу в будущем. Здесь начали движение в этом направлении, ввели своего представителя в качестве наблюдателя в совет Таможенного союза. Единственная проблема, затягивающая вопрос вступления Киргизии в ЕЭП, заключается в том, что она состоит в ВТО, поэтому есть разница тарифов.
Между институциональными форматами региональной кооперации и интеграции стран ЕЭП с объектами регулирования организационно - экономической деятельности существует определенная взаимосвязь.
Так, в странах, входящих в зону свободной торговли, осуществляется регулирование внутренних тарифов вплоть до их отмены.
В странах, входящих в Таможенный Союз и Единое экономическое пространство, осуществляется регулирование как внутренних тарифов, так и регулирование тарифов на внешней границе таможенной территории.
В странах-членах экономического союза регулируются внутренние тарифы вплоть до их отмены, регулируются тарифы на внешней границе таможенной территории и регулируются объемы производства в границах Таможенной территории.
В государствах-членах валютного союза регулируются внутренние тарифы вплоть до их отмены, регулируются тарифы на внешней границе таможенной территории, а также объемы производства в границах Таможенной территории, осуществляется согласованное регулирование курса национальных валют с переходом на единую региональную валюту.
В странах политического союза происходит регулирование: внутренних тарифов вплоть до их отмены; тарифов на внешней границе таможенной территории; объемов производства в границах Таможенной территории; согласование курса национальных валют с переходом на единую региональную
валюту; формирование наднациональных институциональных структур управления.
Источники и литература
1. О кооперации в СССР: закон СССР. М.: Юрид. лит., 1988. 64 с.
2. Салова М. С. Развитие систем и моделей кооперации в агропромышленном комплексе: монография / М.С. Салова. М.: Дашков и Ко, 2011. 272 с.
3. Ткач А.В. Научное обеспечение агропромышленного комплекса экономически развитых
стран мира в условиях глобального экономического кризиса АНО ВПО Центросоюз РФ «Российский университет кооперации». М.: РУК, 2009, 25 с.
4. Ушачев И.Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства России. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009, №3.
5. Янбых Р.Г. Деятельность микрофинансовых организаций кооперативного типа в аграрном секторе за рубежом. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010, №5, с. 78-82.
Tkach A.V., БаЫа M.S. SINGLE ECONOMIC SPACE BELARUS, KAZAKHSTAN AND RUSSIA - AS A FORM OF COOPERATION AND INTEGRATION IN THE CIS
History reveals the origin of the former Soviet Union, first of the customs union of three countries: Belarus, Kazakhstan and Russia. Further work is illuminated by the governments of these countries to reform the customs union into a single economic space. Sets out a strategy and prospects of cooperation and integration processes in the Eurasian space.
Key words: cooperation, integration, trade, trade, customs, economic space, income, savings, economic commission, legal basis, WTO.
ТКАЧ Александр Васильевич родился в 1938 г., окончил Омский сельскохозяйственный институт имени С.М. Кирова (1965), зав. кафедрой экономики кооперации и предпринимательства Российского университета кооперации, д-р экон. наук (1985), профессор (1987), Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Автор более 250 работ.
САЛОВА Маргарита Сергеевна родилась в 1963 г., окончила Ульяновский сельскохозяйственный институт (1985), канд. экон. наук (1995), доцент (1999), докторант Российского университета кооперации. Автор 65 работ.