Формат Единого экономического пространства-2012 -утопия или шаг навстречу Евразийскому союзу?
А.В. Рахманкулов
Рахманкулов Андрей Валерьевич - аспирант кафедры экономики и финансов Уральского государственного педагогическиго университета; E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, Комиссия Таможенного союза, высший орган Таможенного союза, ЕврАзЭС, Таможенный союз, ЕЭП.
Keywords: Treaty on Customs Union and Common Economic Space, the Commission of the Customs Union, the High Authority of the Customs Union, the EurAsEC Customs Union, the EEA.
Создание Таможенного союза в 2010 г. ускорило темпы интеграции на постсоветском пространстве. Интеграции России с Казахстаном, Белоруссией и другими странами СНГ мешает и то, что каждый ищет только выгоду для себя. Наибольшим потенциалом ЕЭП-4 (Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина) обладало после его создания в 2003 г. Идея Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс, предполагающая создание единой таможенной территории, отмену таможенного контроля на внутренних границах и унификацию механизмов регулирования экономики и торговли, получила свое оформление в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Белоруссия рассматривает Таможенный союз в качестве определяющей основы ЕврАзЭС и в то же время как переходный этап к более углубленной форме интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП-3).
Экономическая интеграция на постсоветском пространстве - слишком оптимистичная формулировка, говорить об этом пока преждевременно. Главная цель стран СНГ в отношениях с нашей страной - получить максимальные экономические выгоды при минимальных политических обязательствах. Россия стремится сохранить свое влияние, но является «первым дезинтегратором СНГ» [1]. К примеру, двойные стандарты Москвы в отношениях с НАТО. Страны Содружества хотят в альянс, России это не нравится, но на наши возражения они резонно отвечают: «А что здесь такого, вы же с ними дружите?» [2]. Помимо внешних причин дезинтеграции, есть и внутренние - это мотивы местных элит, которым вполне достаточно «своего царя» [2]. «Даже этнические русские, живущие в Белоруссии, не хотят подчиняться России, считая, что одного батьки им вполне хватает». Что касается народов, то они не хотят интегрироваться хотя бы потому, «что у себя им не надо косить от армии, а в России есть Чечня, где убивают» [2]. Главный научный сотрудник Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти О. Юнь добавил к перечисленным причинам проблему «технологического захолустья» нашей страны, которая «отстает от Запада и Японии на 3-4 компьютерных уклада» [2]. Интеграция в СНГ обречена не только по экономическим причинам, считает президент института «Общественный договор» А. Аузан: «Мировая история не знает примеров восстановления империй в тех же пространствах. То, что мы наблюдаем сей-
час - ЕврАзЭС, ЕЭП, - это постимпериалистический синдром» [2]. Тем не менее, по мнению экспертов, существуют и альтернативные сценарии развития отношений России с республиками СНГ. Ректор Международного университета С. Красавченко полагает, что «речь может идти только о развитии двусторонних отношений» [2]. Россия, по мнению С. Красавченко, должна стать притягательным игроком мировой политики, а не только «державой с ядерным кулаком и политическими амбициями» [2]. Профессор Российской экономической школы В. Попов добавил, что эти отношения должны быть экономически полезными. По его мнению, начать надо с отказа от поставки в ближнее зарубежье дешевого газа и нефти, потому что «не стоит сегодня платить за то, что завтра все равно провалится». «Всех примут в ЕС раньше, чем нас и чем, если они будут с нами, - считает В. Попов. - Это произойдет хотя бы потому, что в Белоруссии и на Украине, например, уровень преступности в десятки раз ниже, чем у нас» [4]. Очевидно, что в СНГ не смогут платить за российские ресурсы по мировым ценам и РФ не получит от повышения тарифов сиюминутной экономической выгоды. Но растущий долг, по мнению экономистов, может стать дополнительным аргументом в политических переговорах. Другая альтернатива интеграции в СНГ - кардинальное изменение направления государственных интересов страны. По мнению старшего сотрудника отдела экономики регионов Европы и Центральной Азии Всемирного банка В. Дребенцова, России «наконец
нужно отвернуться от старушки Европы и повернуться лицом к Южной Азии - Китаю, Индии, где возникает новый центр силы». «Тогда и страны СНГ могут подключиться к нам и интегрироваться в мировую экономику», - считает эксперт [6].
Интеграции России с Казахстаном, Белоруссией и другими странами СНГ мешает и то, что каждый ищет только выгоду для себя. Среди проблем можно выделить: 1) возможность реэкспорта нефти и стратегического природно-энергетического сырья другими странами (в 1995 г. экспортная цена одной тонны нефти на мировом рынке была выше, чем на рынке СНГ, в среднем на 13,4 долл., в 2000 г. - на 31, в 2005 г. - на 91 долл.) [3]; 2) различия в стоимости рабочей силы в странах Содружества, в налогах на прибыль, рентных платежах (различия настолько сильные, что для урегулирования экономик недостаточно только «галочек» в документах); 3) степень и темпы рыночных преобразований в России, Белоруссии и других странах не совпадают (это влечет вереницу отдельных согласований и решений в ходе бесконечно долгих переговоров стран, столь различных по своему экономическому положению); 4) там, где речь идет о возможности получения односторонних преимуществ во внешней торговле, будь то со странами СНГ или дальнего зарубежья, возникают и будут возникать расхождения принципиального характера. Вот почему вместо партнерства между некоторыми странами разворачивается конкурентная борьба, которая препятствует интеграционному взаимодействию [1].
Наибольшим потенциалом ЕЭП-4 (Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина) обладало после его создания в 2003 г. На постсоветском пространстве ЕЭП (рассматриваемый как альтернатива ЕврАзЭС) обладает 93% ВВП СНГ при среднегодовых темпах экономического роста на уровне 5% [3]. Единое экономическое пространство (ЕЭП-4) [4] - проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции трех государств СНГ - России, Казахстана, Белоруссии, Украины. Президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство 23 февраля 2003 г. 19 сентября 2003 г. было подписано соглашение по этому поводу.
На саммите в Астане 1 5 сентября 2004 г. президенты стран «четверки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке [11].
Предполагалось, что все первоочередные соглашения должны составлять неразрывный пакет, быть подписаны и вступить в силу одновременно.
Украина, однако, с первых же дней начала препятствовать процессу формирования ЕЭП-4, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда к власти пришел президент В.А. Ющен-ко, новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005 г., комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП-4, В.А. Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов» [13].
7 апреля 2005 г. на Первом интеграционном форуме по ЕЭП-4 с участием министров экономики четырех стран-участниц министр экономики Украины С.А. Терехин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП-4, подписанного в 2003 г., поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, которая должна была произойти до 2012 г., планировалось создание наднациональных органов для проведения скоординированной экономической политики [5].
Как заявил С.А. Терехин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», т.е. отменили все квоты и пошлины [4]. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 г., Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП-4. «Украина рассматривает свое участие в ЕЭП-4 только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», - заявил Те-рехин [4].
В конце августа 2005 г. на саммите глав стран - участников Соглашения по формированию Единого экономического пространства В.А. Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов [7], регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП-4, в которых речь идет о создании наднационального тарифного органа и Таможенного союза, Киев не устраивают.
Отличительная особенность ЕЭП-4 заключается в создании экономического про-
странства на основе модели ЕС и принципа «четырех свобод» (свободное перемещение товаров и услуг, капитала и рабочей силы), в то время как объединение стран в период создания СНГ и ЕврАзЭС основывалось на политических предпосылках и проходило по модели, близкой к советской. Объективной предпосылкой объединения стран в рамках ЕЭП-4 является высокая зависимость функционирования экономик стран-участниц от России, что во многом объясняется масштабами ее экономики, структурой экспорта (в которой преобладают энергоносители), а также достаточно тесными межфирменными торговыми связями. Так, в 2005 г. доля России во внутрирегиональном экспорте Белоруссии составила 91%, Казахстана - 93% и Украины -84%. Позиция России во внутрирегиональном импорте столь же велика: в Белоруссии - 95%, в Казахстане - 84%, в Украине - 92% [3]. В целом торговля между странами ЕЭП-4 без учета России является незначительной. Такого рода асимметрия в географической структуре торговых потоков и зависимость от одного рынка подчиняют развитие стран в рамках ЕЭП-4 экономическим процессам, складывающимся в России.
Одной из основных проблем остается особая позиция Украины по ключевым вопросам интеграции в рамках ЕЭП. Новая политическая элита Украины до сих пор сомневается, совместимо ли ЕЭП с «европейским выбором страны» [6]. Для Украины преимущества евроинтеграции очевидны. Курс на форсированное вступление в европейские политические и экономические структуры вряд ли может быть принципиально скорректирован в ближайшие годы. Украина сегодня имеет более тесные связи с Европейским союзом, чем со странами СНГ и более активно развивает с ним торгово-экономические связи. Кроме объективных факторов, определяющих европейский выбор Украины, действует и ряд субъективных факторов этнопсихологического характера.
В процессе разработки документов ЕЭП изначально Украина выступала за создание только зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, полагая, что достичь этого можно без унификации правовой базы, в том числе во внешнеэкономической сфере, сфере регулирования инвестиций, конкурентной политики и субсидирования, защиты интеллектуальной собственности и др. Поэтому ряд документов, которые подписывали страны-участницы, имели оговорки с украинской стороны. Это касается, прежде всего, Соглашения о формировании еди-
ного экономического пространства и подписания двух пакетов документов из 15 и 29 соглашений [18], утвержденных президентами стран-участниц и направленных на углубление интеграционных процессов по формированию ЕЭП.
Серьезной проблемой остается координация позиций стран ЕЭП по условиям вступления в ВТО. Переговоры о вступлении являются приоритетными для всех стран - участниц проекта. Эти страны испытывают давление в вопросе расширенного доступа к рынкам, прежде всего энергоресурсов, сельскохозяйственной и промышленной продукции, как условия одобрения вступления в организацию со стороны других членов [1].
Вступление Украины в ВТО 17 января 2008 г. и, в результате, в тридцатку крупнейших торговых государств мира означало закрепление (связывание) режима внешней торговли в ЕЭП. Другие государства останутся свободными от данных обязательств.
Членство Украины в ВТО и есть положительный результат от объединения с этой страной, ведь один только экономический эффект такого сотрудничества даст России 6% прироста ВВП, а за 10 лет - 15-17% [8]. Однако без Украины эти показатели уменьшатся в 1,5 раза.
Основываясь на опыте европейской экономической интеграции, интеграционный процесс принято делить на четыре этапа: зона свободной торговли, Таможенный союз, единое экономическое пространство и экономический, включая валютный, союз [18]. Однако большинство интеграционных проектов не продвинулось дальше второго этапа экономической интеграции (Таможенный союз в рамках Союзного государства России и Белоруссии). Развитие проекта Союзного государства, единственного, предполагающего полноценную политическую интеграцию, было заблокировано в 2002-2006 гг.
Проект Единого экономического пространства (ЕЭП-4), инициированный в начале века Россией при поддержке Казахстана и Белоруссии, предусматривал участие в нем Украины. Однако Киев, обнаружив, что в рамках ЕЭП он не получит доступа к российским нефти и газу по внутрироссийским ценам, к проекту охладел. И сразу нашел повод уклониться от участия в ЕЭП, ссылаясь на то, что это увеличит зависимость Украины от других государств-участниц. При этом, видимо, учитывая опыт «первого» ЕЭП, проект Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭс включает в себя энергетическую сферу в полном объеме.
ЕврАзЭс на этапе становления отвечал интересам восстановления, сохранения и развития промышленной кооперации, отчасти потерянным в первой половине 1990-х годов. Учитывая солидную кооперационную и технологическую зависимость экономик Казахстана и Белоруссии от России (не более 10% продукции может производиться из местного сырья и комплектующих), а также формальное отсутствие внутри ЕврАзЭс торговых барьеров, которых, в свою очередь, на просторах СНГ более 300 [16], ЕврАзЭс в принципе оказался наиболее адекватным проектом для первого этапа экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Идея Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс, предполагающего создание единой таможенной территории, отмену таможенного контроля на внутренних границах и унификацию механизмов регулирования экономики и торговли, получила оформление в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве [6], подписанном еще в 1999 г. лидерами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В принципе, данный договор и стал основой для учреждения в 2000 г. ЕврАзЭс.
К идее Таможенного союза вернулись в 2007 г. 6 октября 2007 г. [17] на саммите СНГ -ОДКБ - ЕврАзЭс в Душанбе В.В. Путин заявил: «Что касается ЕврАзЭС, то здесь результаты почти революционные: мы договорились о формировании Таможенного союза и создании наднационального органа - комиссии, которая будет заниматься таможенным регулированием. Это еще не создание Таможенного союза как такового (он будет создан только после завершения всех процедур, ратификаций и подписаний дополнительных соглашений к 2011 г.), но, что я мог бы отметить, у всех участников этого процесса есть желание не просто в нем участвовать, а ускорить достижение конкретного окончательного результата. При этом, несмотря на то, что Таможенный союз создается тремя государствами - Российской Федерацией, Белоруссией и Казахстаном, все остальные члены ЕврАзЭС выразили заинтересованность в участии в этом процессе. Именно поэтому мы приняли решение канализировать весь переговорный процесс на площадке ЕврАзЭС и не создавать отдельной организации на постсоветском пространстве». В итоге на саммите в Душанбе было принято решение о формировании в рамках ЕврАзЭс Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана. Одной из причин возрождения идеи Таможен-
ной тройки было осознание того, что идея раз-носкоростной экономической интеграции оказалась эффективной.
В 2009 г. начала работу Комиссия Таможенного союза. Состоялось 12 заседаний, принято свыше 130 решений по наиболее актуальным вопросам формирования Таможенного союза.
С 1 января 2010 г. Комиссии переданы полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Состоялось четыре заседания высшего органа Таможенного союза (ВОТС) - два на уровне глав государств (одно из них в Минске) и два на уровне глав правительств.
В ходе заседания ВОТС 27 ноября 2009 г. в Минске [10] главами государств Белоруссии, Казахстана и России приняты ключевые решения, необходимые для обеспечения начала функционирования Таможенного союза:
• принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза и утвержден План мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза;
• утверждены Единый таможенный тариф и Товарная номенклатура Таможенного союза, а также иные документы, необходимые для осуществления государствами - участниками Таможенного союза единой таможенно-тарифной и нетарифной политики в отношении товаров, происходящих из третьих стран.
Комиссии Таможенного союза переданы полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования:
• определено, что решения КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах - участниках Таможенного союза;
• утверждено Положение об Экспертном совете в рамках Таможенного союза.
В результате с 1 января 2010 г. заработал Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.
Достигнута договоренность о скоординированном единовременном вступлении государств - участников Таможенного союза во Всемирную торговую организацию (ВТО). Для этих целей создана переговорная группа, в которую вошли представители каждой из сторон. Утверждены Директивы единой переговорной делегации на проведение переговоров по присоединению к ВТО.
Главы государств утвердили изменения в План действий по формированию Таможен-
ного союза в рамках Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 г., согласно которым стороны на заседании 5 июля 2010 г. в Астане [19] Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств создали единую таможенную территорию путем вступления в силу с 6 июля 2010 г. Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза и завершении первого этапа формирования Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, 5 июля 2010 г. ввели в действие Статут Суда ЕврАзЭС.
На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств 21 мая 2010 г. было принято соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, т.е. определен механизм зачисления и распределения сумм таможенных пошлин.
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 9 декабря 2010 г. [11] подписаны соглашения, которые уже к 2012 г. отменят все ограничительные меры во взаимной торговле.
Белоруссия рассматривает Таможенный союз в качестве определяющей основы всего ЕврАзЭС и в то же время - как переходный этап к более углубленной форме интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП-3). Решением высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств от 19 декабря 2009 г. утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающий разработку и принятие 20 проектов документов [11], формирующих правовую базу ЕЭП-3 в следующих областях:
• регулирование государственных закупок;
• торговля услугами;
• инвестиционная деятельность;
• развитие общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа;
• техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарных и фито-санитарных мер;
• доступ к услугам естественных монополий в сферах транспортировки газа по газотранспортным системам, телекоммуникаций, железнодорожного транспорта;
• противодействие нелегальной трудовой миграции из третьих государств.
В рамках ЕЭП-3 предусматривается проведение тремя странами согласованной экономической политики, основанной на единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и государственной поддержки сельского хозяйства, единых правилах в области конкуренции и предоставления промышленных субсидий. Стороны должны обеспечить на своих территориях свободу движения услуг, капитала и рабочей силы.
Работу по созданию ЕЭП-3 Белоруссии, Казахстана и России планируется завершить к 1 января 2012 г. На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 21 мая 2010 г. [9] в Санкт-Петербурге главы правительств были проинформированы о ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП-3) Белоруссии, Казахстана и России, утвержденного Решением Межгоссовета Ев-рАзЭС на уровне глав государств 19 декабря 2009 г. № 35.
Календарным планом формирования правовой базы ЕЭП предусмотрена разработка 20 проектов соглашений, в том числе 14 проектов соглашений первого пакета, которые подписаны 9 декабря 2010 г., когда президент РФ Д.А. Медведев, открывая встречу глав государств Таможенного союза, заявил: «Нам удалось сформировать базу Единого экономического пространства до конца 2010 г.» [11]. В первый подписанный пакет документов вошли (подписание до 01.01.2011, введение в действие 01.07.2011):
1. Соглашение о согласованной макроэкономической политике.
2. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
3. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции.
4. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий.
5. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства.
6. Соглашение о государственных закупках.
7. Соглашение о торговле услугами.
8. Соглашение об основах инвестиционной деятельности.
9. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.
10. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти, нефтепродуктов
и газа Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
11. Соглашение о едином рынке связи, в том числе об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере телекоммуникаций, включая основы тарифной политики.
12. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств.
13. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.
14. Соглашение о единых принципах и правилах в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
Во второй пакет документов вошли (подписание до 01.07.2011, введение в действие 01.01.2012):
1. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере защиты интеллектуальной собственности.
2. Соглашение о согласованных принципах валютной политики.
3. Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики.
4. Соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики.
5. Соглашение о проведении согласованной политики в сфере транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов.
6. Соглашение о регулировании доступа к услугам естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.
Всего данные соглашения разбиты на пять блоков: экономическая политика; свобода движения капитала и валютная политика; энергетика, транспорт, связь; свобода передвижения рабочей силы; техническое регулирование. Все блоки важны, так как их полное соответствие во всех государствах ЕЭП-3 приведет все три страны к вступлению в ВТО.
Примечательно также то, как на результаты этой встречи отреагировала нижняя палата парламента Белоруссии, которая уже 21 декабря 2010 г. ратифицировала все документы по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) с Россией и Казахстаном. Депутаты почти единогласно проголосовали за все 18
документов, которые рассматривались по отдельности. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала в рамках ЕЭП предусматривает регулирование банковской сферы, валютного рынка, сферы страхования, рынка ценных бумаг. Сторонами достигнута договоренность, что гармонизация законодательств трех стран будет осуществлена до 31 декабря 2012 г.
Также парламент ратифицировал соглашение о согласованной макроэкономической политике. Им предусматривается, что с 2013 г. вступают в действие количественные параметры, определяющие условия экономического развития.
Белорусские депутаты ратифицировали соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Целью соглашения является создание единых принципов деятельности субъектов естественных монополий для обеспечения баланса интересов потребителей.
Также белорусские парламентарии ратифицировали несколько соглашений, касающихся транспортировки и поставки энергоресурсов в Белоруссию и по территории Белоруссии, а также о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе с территории республики за пределы таможенной территории сырой нефти и отдельных категорий товаров и нефтепродуктов.
Основанием для спешки может быть то, что основным условием отмены всех пошлин на нефтепродукты после ратификации документов Единого экономического пространства и надеются, что ЕЭП удастся сформировать в ближайшие полгода.
Таким образом, мы можем сделать вывод о подготовке в 2010 г. правовой базы ЕЭП и плана реализации Единого экономического пространства (ЕЭП-3) Белоруссии, Казахстана и России, что станет интеграционным ядром постсоветского пространства. А Таможенный союз должен стать зоной затягивания в интеграционный процесс государств, входящих в ЕЭП-3, и переходным этапом к более сложной интеграционной структуре - Единому экономическому пространству - уже к 2012 г. Будет ли создано ЕЭП-3? Вероятность того, что это произойдет, невелика. Но вполне возможно, что правительства государств действуют по заранее установленному плану и не будут ждать, когда экономические резиденты начнут поспевать за быстрыми темпами принятия законопроектов. Так, например, экономическая практика
ЕС, Южноафриканского таможенного союза и других объединений показывает, что единый рынок без Таможенного союза не в состоянии обеспечить необходимый уровень экономической эффективности для вновь создаваемых торговых объединений. В самом деле, экономическая теория показывает, что региональные образования без таможенных союзов являются неэффективными. Опыт НАФТА, однако, свидетельствует, что общие низкие внешние тарифы в сочетании с низкими внутренними тарифами достаточно привлекательны для инвестиций, чтобы оправдать сохранение внутренних таможенных процедур. Для этого также есть другие соображения, в основном связанные с безопасностью.
Эта политическая задача может оказаться наиболее критическим пунктом из различных соглашений и норм, подписанных в ЕЭП. Тем более что пока неясно, представляет ли политическое руководство стран ЕЭП все возможные последствия затягивания этого процесса. К примеру, ЕС создало Таможенный союз в 1968 г., а перешло к рыночной интеграции только в конце 1980-х годов. Это свидетельствует о том, что в плане последовательности Таможенный союз предшествует единому рынку. Таможенный союз создает механизмы глубокой экономической интеграции. Расширение свободного рынка товаров всегда благо для всех стран. При этом необходимо обратить внимание на то, что чем меньше страна, тем больше для нее выгод, так как за счет единой территории происходит расширение рынка товаров.
Таможенный союз является фундаментом Единого экономического пространства, которое вполне реально. Это подтверждают следующие факты. Во-первых, три страны обладают обширной ресурсной базой, в том числе имеют достаточное количество квалифицированной рабочей силы. Во-вторых, есть емкий рынок с населением почти 170 млн человек. Белоруссия, Казахстан и Россия обладают высокой степенью самодостаточности экономик, так как могут производить все. И самое главное - в будущем страны Таможенного союза могут образовать валютный союз на основе общей денежной единицы.
Функционирование ЕЭП-3 приведет если не к росту, то к нормализации приграничного сотрудничества за счет эффекта минимизации пограничных издержек, который сулит очевидную огромную выгоду. А если к ЕЭП-3 присоединятся другие страны, то данный эффект будет еще более мощным. Примером может быть Украина, которая уже с 2008 г. является членом
ВТО, и положительный результат от объединения с этой страной стимулирует развитие всех государств ЕЭП-3, ведь только экономический эффект такого сотрудничества даст России 6% прироста ВВП, а за десять лет - 15-17%. Однако без Украины эти показатели уменьшатся в 1,5 раза.
При этом цель создания ЕЭП-3, заключающаяся, в первую очередь, в стремлении создать единый рынок, свидетельствует о том, что будут созданы условия для реализации главной цели Российской Федерации - достижения скорейшей модернизации, что, в свою очередь, создаст условия для повышения производительности труда, конкурентоспособности экономик государств Таможенного союза, повышения ответственности бизнес-сообщества и, как следствие, роста благосостояния населения.
Мировой кризис показал, что либеральная глобализация сменяется так называемой локализацией. Страны начинают формировать вокруг себя свои экономические пространства, стремятся создать региональные зоны устойчивости. В условиях восстановления экономики необходимо объединять усилия по восстановлению экономического могущества. И создание ЕЭП-3 даст возможность обеспечить в своем регионе экономическую стабильность. Будет проводиться согласованная экономическая политика, обеспечено свободное движение капитала, услуг, рабочей силы, предоставлен доступ к инфраструктуре государств ЕЭП-3. Это создаст основу для вовлечения в ЕЭП-3 экономик других государств посредством эффекта домино, т.е. в непрерывный интеграционный процесс, который создает условия для экономического роста, устраняет имеющиеся барьеры в торговле, вырабатывает общую стратегию развития, опирающуюся на внутренние источники, что способстует повышению конкурентоспособности стран ЕЭП-3 не только в рамках экономического пространства, но и на мировом рынке. Таким образом, данная цепь интеграционных изменений ведет к конечной точке создания на всей территории постсоветского пространства Евразийского союза.
Литература
1. Андрианов В.Д. Проблемы и перспективы формирования Единого экономического пространства СНГ. URL: http://www. www.nbene.narod.ru (дата обращения: 25.01.2011).
2. Бейдина Т.Е. Специфика интеграционных процессов в Европе, в Евразии и на постсоветском пространстве: сходства и различия. М., 2006.
3. База данных Статкомитета СНГ. URL: http:// www.cisstat.com/rus (дата обращения: 29.01.2010).
4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. URL: http://termin.bposd.ru/ publ/6-1-0-23877 (дата обращения: 25.01.2011).
5. Дребенцов В. Финансовый кризис и его последствия для России // Вопросы экономики. 2008. № 11. C.153-157.
6. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. URL: http://www.wto.ru/ru/ content/documents/sogl/6custom.doc (дата обращения: 25.01.2011).
7. Казахстан выразил готовность возобновить формирование ЕЭП. URL: http://www.islamnews.ru/ news-28336.html (дата обращения: 29.01.2010).
8. Матынбеков Е. Таможенный союз к 2015 г. обеспечит странам-участницам дополнительный прирост ВВП на 15-18%. URL: http://www.zakon. kz/158066-tamozhennyjj-sojuz-k-2015-godu.html (дата обращения: 25.01.2011).
9. Межгоссовет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств 21 мая 2010 г. URL: http://www.tsouz.ru/MGS/mgs21-05-10/ Pages/default.aspx (дата обращения: 25.01.2010).
10. Межгоссовет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств, 27 ноября 2009 г. URL: http://www.tsouz.ru/MGS/Pages/ mgs091127_gg.aspx (дата обращения: 25.01.2010).
11. План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2011 гг. URL: http://www.tsouz.ru/MGS/MGS_ Extra/Pages/reshenie_extra_plan.aspx (дата обращения: 25.01.2011).
12. Палкина Н.Н. Евросоюз - Россия // Экономика и жизнь. 2004. № 7.
13. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 502 «О новой редакции статута суда Евразийского экономического сообщества». URL: http://www.referent.ru/1/161138 (дата обращения: 25.01.2010).
14. Решение Комиссии Таможенного союза № 127 «О поэтапной отмене ограничительных мер во взаимной торговле Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». URL: http:// www.tsouz.ru/KTS/meeting10/Pages/kts10_127.aspx (дата обращения: 29.01.2010).
15. Рабочая встреча глав государств - членов Таможенного союза, на которой утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (19 декабря 2009 г., Алматы). URL: http://www.tsouz.ru/MGS/ MGS_Extra/Pages/default.aspx (дата обращения: 29.010.2010).
16. Суздальцев А.И. Таможенный союз ЕврАзЭс: сложный старт // Международная экономика. 2010. № 4. C. 38-44.
17. Саммит Содружества независимых государств, Евразийского экономического сообщества и Организации договора о коллективной безопасности. 6 октября 2007 г., Душанбе. URL: http://future.fcos.ru/ content/view/23/254/ (дата обращения: 25.01.2011).
18. Таможенный союз и Единое экономическое пространство. URL: http://mfa.gov.by/ru/foreign-policy/ international-organizations/mo/bc10bace73cdac84. html (дата обращения: 25.01.2010).
19. Таможня дает ответ. После создания Единой таможенной территории граждане смогут ввозить и больше, и дешевле // Российская газета. № 5228 (149). 2010. 8 июля.
20. Толкачев В. Неизбежная интеграция. Ч. 1. URL: http://www.imperiya.by/economics2-8601 .html (дата обращения: 29.01.2010).