Научная статья на тему 'E-learning как точка опоры'

E-learning как точка опоры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «E-learning как точка опоры»

Рецензии. Информация

159

75

мэси

E-learning как точка опоры

14-15 июня 2007 г. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) провел международную научно-практическую конференцию «Электронное обучение и национальные образовательные реформы: мировой опыт и российская практика », посвященную 75-летию университета.

На конференцию были приглашены ректоры вузов, главы органов управления образованием Российской Федерации, депутаты Федерального Собрания РФ. Целью мероприятия стало обсуждение проблем развития электронного обучения в России, а также ряда практических аспектов применения технологий e-learning. В частности, для обсуждения были предложены такие вопросы, как развитие современной организации в разрезе управления знаниями, использование открытых образовательных ресурсов, online-обучение, стандарты и критерии качества e-learning и др.

Одной из ключевых проблем стал вопрос об использовании технологий e-learning как основы формирования системы управления знаниями в учебном заведении. «Каждый сотрудник организации обладает своими знаниями. Без использования современных технологий эти знания, опыт рискуют остаться знаниевым пространством каждого отдельного индивидуума», - отметила в докладе Н. Тихомирова, ректор МЭСИ. «Необходимо в течение каждого рабочего дня использовать открытые образовательные ресурсы, ресурсы Интернета, применять лучшие практики. Это позволяет формировать новые результаты научной деятельности, совершенствовать учебный процесс», - подчеркнула она.

В. Тихомиров, президент международного консорциума «Электронный университет», научный руководитель МЭСИ, в своем выступлении определил ряд причин, по которым учебным заведениям и стране в целом необходимо отдать предпочтение повсеместному использованию e-learning. Это, в первую очередь, возможность интенсивного роста российского образования в условиях, когда «Россия находится на грани разрушения своей образовательной системы и финансирует развитие образовательных систем стран - наших конкурентов ». Во-вторых, технологии e-learning являются залогом того, что люди могут коммерциализировать свои знания. Кроме того, без e-learning невозможно воплощение философии «обучения в течение всей жизни». По данным специалистов, к2010 г. формализованные знания будут обновляться каждые 11 часов, следовательно, необходимо переходить на новые формы обучения.

Первую скрипку в распространении новейших видов и систем образования через Интернет сейчас играет Массачусетский технологический институт (МТИ). Реализуя программу OpenCourseWare, он предоставляет возможность преподавателям и студентам, а также тем, кто обучается самостоятельно, использовать учебные материалы МТИ по своему усмотрению. Эта свободная для использования коллекция содержит более 1500 курсов, которые теперь будут легкодоступны и в нашей стране. В соответствии с Меморандумом о сотрудничестве, подписанным между МТИ и МЭСИ в марте 2007 г., в МЭСИ создан зеркальный узел (сайт) открытых образовательных ресурсов МТИ объемом около 200 Гб. Официальное открытие российского сайта http://www.ocw.mesi.ru состоялось на конференции 14 июня. Со словами поздравления к участникам обратился Д. Бадарч, директор Московского бюро ЮНЕСКО. «Создание открытых образовательных ресурсов - это приоритетное направление для развития образования в Российской Федерации, в странах СНГ, во всем мире, - отметил он. - Следующим шагом станет перевод значимых

160

Высшее образование в России • № 8, 2007

для России англоязычных курсов на русский язык». Представитель ЮНЕСКО выразил надежду на то, что и российские профессора будут создавать подобные курсы.

Доступность учебной информации делает вузы более привлекательными для студентов. «Сейчас абитуриент при поступлении изучает не только веб-сайт университета, но и те открытые образовательные ресурсы, которые он предлагает», - сказал Денев Бадарч. В то же время дистанционные образовательные технологии открывают особые, новые возможности для лучших студентов, получающих право выбирать место и форму обучения. Об этом рассказал Владимир Тихомиров: «До появления электронных технологий талантливые ребята не выделялись из социальных групп: они обучались, как и все остальные, в аудитории и тратили свое время зря вместо того, чтобы получать дополнительные знания. А ведь это люди с более высоким уровнем самоорганизации, интеллекта, способные работать в электронных коммуникациях. Такие выпускники, например, в Австралии больше привлекают работодателей, чем те, которые учились в аудиториях».

В России же ситуация складывается следующим образом. Согласно проведенному МЭСИ в 2005 г. анкетированию, 34% из 160 работодателей положительно относятся к дистанционному получению высшего образования. Вместе с тем 29% респондентов с предубеждением относятся к данной форме обучения: считают её возможной, но предпочтение отдают классическому образованию.

Информация к размышлению

С 5 июля 2007 г. в России официально вводится в эксплуатацию система «Антиплаги-ат.ВАК». Система отныне позволит экспертным советам ВАК проводить анализ степени самостоятельности автора при подготовке диссертации. Этому событию был посвящен круглый стол «"Антиплагиат.ВАК" - инновации против лжедиссертаций ».

Вводимая система «Антиплагиат.ВАК» позволит автоматизировать проверку авторства диссертаций. В процессе тестирования и опытной эксплуатации системы «Антиплагиат.ВАК » уже были выявлены случаи недобросовестного использования в ряде диссертаций значительных фрагментов текстов из других, ранее защищенных диссертаций.

В круглом столе принимали участие Кирпичников Михаил Петрович - председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, академик РАН; Рудаков Константин Владимирович - научный директор ЗАО «Форексис», член-корреспондент РАН; Карпачев Игорь Владимирович - председатель Совета директоров ЗАО «Анти-Плагиат »; ректоры и деканы ведущих вузов.

Участники дискуссии обсуждали перспективы «рынка диссертационных услуг» в связи с появлением технического способа борьбы с несамостоятельно сделанными диссертациями. Спикеры сошлись во мнении, что «Антиплагиат.ВАК» - социально значимый проект. Его введение позволит поднять престиж научной деятельности в России. По словам первого проректора ГУ-ВШЭ Вадима Радаева, уже сама возможность быть пойманным на плагиате повышает моральные риски и «издержки» недобросовестного диссертанта.

В рамках круглого стола состоялась демонстрация работы системы «Антиплагиат. ВАК» и было подписано соглашение «О сотрудничестве в области повышения эффективности экспертизы аттестационных дел соискателей ученых степеней и ученых званий на основе специализированных информационно-коммуникационныхтехнологий». Соглашение подписали руководители Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, ЗАО «Форексис» и ЗАО «Анти-Плагиат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.