УДК 371.011(2т) А.К. ХОДЖАНАЗАРОВ
ББК 74.200.5.(2т)
Х69
ДЖОН ЛОКК О ПООЩРЕНИИ И НАКАЗАНИИ
Из всех факторов развития личности Джон Локк большое место отводил воспитанию, ибо он считал, что «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, чем они есть,- добрыми или злыми, полезными или бесполезными, - благодаря своему воспитанию» [1, с.143]. Поощрение и наказание главным образом зависят от того, насколько воспитатель рационально организует систему воспитания, достижение целей воспитания, решение воспитательных задач.
В деле воспитания у Локка важное место отводится руководящей роли разума, ибо он способствует сознательной организации жизни человека. Поэтому с самого раннего детства ребенок должен прислушиваться к мнению старших, ибо у старших, которые выполняют роль воспитателей, разум более или менее сформирован, и они знают, что хорошо, а что плохо. И прав Локк, когда говорит: «Тот, кто не привык подчинять свои желания разуму других, когда он молод, вряд ли будет вслушиваться и подчиняться голосу своего собственного разума, достигши того возраста, когда он способен им пользоваться» [1, с.151].
По мнению Локка, воспитанник прислушивается, подчиняется воспитателю тогда, когда он испытывает к нему почтительный страх. «Вы хотите, чтобы ваш сын, выйдя из детских лет, вас слушался? В таком случае вы непременно должны установить свой отцовский авторитет возможно раньше, а именно как только он стал способен подчиняться и понимать, в чьей власти он находится. Если вы хотите, чтобы ваш сын испытал к вам почтительный страх, то запечатлейте в нем это чувство уже в детстве. А по мере того, как он будет становиться старше, позволяете ему сближаться с вами. При этом условии вы будете иметь в нём послушного подданного в детстве и преданного вам друга, когда он вырастет» [1, с.151].
Джон Локк резко критикует традиционный способ наказания, который широко применялся в его время. «Обычный метод воздействия наказанием и розгой, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен, по пониманию воспитателей, является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания, которые, с той или другой стороны, губят всякого, кто сворачивает с правильного пути» [1, с.153].
Такой метод наказания используется определенной категорией педагогов и родителей, которые не имеют должного представления о том, как правильно воспитывать своих воспитанников, которые не признают или не хотят видеть своих
воспитанников разумными существами. Соответственно, они не формируют своих воспитанников сознательными существами. Если ребенок только из-за страха подчиняется воле старшего, то он считается рабом других людей, поскольку у него не формируется разум. «Такой род рабской дисциплины создает рабский характер. Ребенок подчиняется и притворяется послушным, пока над ним висит страх розги; но как только этот страх отпал, ребенок в отсутствие наблюдательного глаза, может рассчитывать на безнаказанность, он дает еще больший простор своей естественной наклонности, которая, таким образом, нисколько не изменяется, а, напротив, лишь становится значительно сильнее, и обычно после такой насильственной сдержки прорывается еще с большей силой» [1, с. 154].
Исходя из этой мысли Локка, следует констатировать, что без применения методов формирования сознания и поведения использование поощрения и наказания не имеет воспитательного смысла, ибо ребенок, воспитанник должен в первую очередь знать, как вести себя в тех или иных воспитательных ситуациях и, с другой стороны, уметь вести себя. А знать и уметь он может только тогда, когда воспитатель формирует его сознание и поведение, давая ему соответствующие знания и умения, которые впоследствии должны превратиться в убеждения и навыки. И, таким образом, образуют регулирующую, контролирующую ось его сознания и поведения. А это вовсе не простая задача, она требует ежедневного кропотливого труда родителей и воспитателей способами объяснения и разъяснения, упражнения и требования. И, самое главное, воспитатель личным примером должен давать образец поведения. Как и другие великие педагоги, Локк считает важным применять поощрение и наказание в исключительных случаях, и это правильно, поскольку данные методы являются вспомогательными, а не главными. И ошибаются те педагоги и родители, которые превращают его в главное орудие воспитания. «Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми; эти меры следует поэтому применять очень редко и притом только по серьезным основаниям и лишь в крайних случаях. С другой стороны, нужно тщательно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся» [1, с.154].
Как Локк, так и другие великие педагоги очень убедительно настаивают на этом, поскольку такой подход имеет губительные воспитательные последствия. Ибо и ныне все больше увеличивается категория таких педагогов и родителей, которые не имеют ни малейшего представления об азбуке поощрения и наказания. Дело в том, что при таком подходе, когда систематически и регулярно применяется поощрение и наказание, т. е. «кнут и пряник», воспитание превращается в дрессировку. В таком случае воспитанник делает все, чтобы получить за свое поведение определенную награду, и всеми правдами и неправдами пытается избежать наказания. Это становится для него главной целью. А реальная, главная цель, которая связана с учебой и трудом, уходит на второй, а то и на третий план. В конечном счете при такой организации процесса воспитания общество получает хитрого, корыстного, эгоистичного человека, который ради удовлетворения своих потребностей идет на всякие уловки, лишь бы достичь своих эгоистичных целей. Неправильное
воспитание способствует также неправильному поощрению и наказанию и вследствие всего этого формированию отрицательных нравственных качеств. Вот что отмечает по этому поводу сам Джон Локк: «Так люди неправильно пользуются наградами и наказаниями, чтобы заставить детей проявить усердие к грамматике, к танцам и к некоторым другим подобным предметам, не имеющим большого значения для их счастья или полезности в их жизни, и тем самым жертвуют их добродетелью, извращают правила их воспитания и приучают детей к роскоши, чванливости, жадности и т. п.» [1, с.155].
Стремления воспитателя и воспитанников должны быть направлены на главное в жизни, все остальное, что не имеет определенной жизненной ценности перед указанной задачей, - второстепенное. Поэтому следует акцентировать внимание на основополагающем, каковым является подготовка к жизни и труду. Исходя из этого воспитательного стереотипа, следует организовать воспитание, а также применять поощрение и наказание.
Труд воспитателя очень трудный и очень сложный. Поэтому далеко не все воспитатели осознают это. Но всегда главная задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы учить детей. Так было во все времена, так будет и в будущем. Если они не выполняют или выполняют плохо эту задачу, то результат будет аналогичным. К сожалению, есть категория воспитателей, которые не осознают сказанное. В этой связи Локк отмечает: «...ведь от детей иногда требуют таких вещей, которых, как мы убеждаемся уже на опыте, они не умеют делать, и раньше, чем требовать от них выполнения, следовало бы их поучить и поупражнять. Но воспитателю гораздо легче приказывать, чем учить» [1, с.155].
С этим мнением нельзя не согласиться. Кропотливость труда воспитателя в том и заключается, что он систематически и последовательно, ежедневно и еженедельно должен учить детей контролировать выполнение учебно-воспитательных задач, и только после этого, если есть необходимость в этом и в зависимости от полученных результатов, применять поощрение и наказание. А если в этом нет объективной необходимости, то вовсе не применять поощрение и наказание. Только такой методический подход способен направить воспитанника в нужное воспитательное русло. Конечно, воспитанник не с первого раза может усвоить те или иные знания и умения, поэтому от воспитателя требуется терпение. Вот что отмечает по этому поводу Джон Локк: «Если вы желаете, чтобы дети выполнили какое-либо действие или сделали это иначе, когда они забывают или делают это неудачно, заставляйте их много раз переделывать, пока они не достигнут совершенства» [1, с.155].
Таким образом у воспитанников формируется привычка делать те или иные действия, аккуратно и безупречно. К тому, чему мы учим детей, должна быть сформирована познавательная потребность, которая выступает как мотив учения. «Правильный метод обучения этим вещам заключается в том, чтобы внушить детям любовь и склонность к тому, что вы предлагаете им изучить и что потребует от них усердия и прилежания» [1,с. 158]. Здесь необходимо учесть соотношение субъективного и объективного, внутреннего и внешнего. Все, что делается, должно вытекать из самой личности, а не извне. Только любовь к делу может служить в качестве рычага, который способен направить личность к ежедневному труду, а не
принуждение, и тем более, не поощрение и наказание, которые выступают как внешние способы воздействия, имеющие временный, а не постоянный характер. Когда потребность к деятельности исходит изнутри, то это личная потребность, когда потребность диктуется извне, это чужая воля, это принуждение. А принуждение в большинстве случаев вызывает сопротивление. Многое зависит от того, как воспитатель организует деятельность своих воспитанников, ибо отношение воспитанников к деятельности играет важную роль в получении конкретного результата. Локк отмечает в этом плане следующее: «Ни один предмет, который они должны изучить, не следует превращать в бремя для них или навязывать им как нечто обязательное. Все, что предлагается в такой форме, немедленно становится скучным, душа проникается отвращением к этому даже в том случае, если оно раньше было для нее приятно или безразлично» [1,с. 158].
Для того чтобы дети не подражали негативным примерам, им следует показать и проанализировать поступки других людей. Следует показать как положительное, так и отрицательное поведение окружающих их людей. Это способствует усвоению хорошего и воздержанию от неправильного. Это лучше, чем наставление, считает Локк. Пример имеет конкретный характер, тогда как наставление - абстрактный. На поведение ребенка влияют также взаимоотношения воспитателей, педагогов и родителей, которые должны консолидировать свои усилия и сотрудничать между собой, а не конфликтовать. Обращаясь к родителям, Локк рекомендует им: «Вы обязательно должны и сами оказывать воспитателю большое почтение и заставлять точно так же относиться к нему всю вашу семью. Ибо вы не можете рассчитывать, что ваш сын будет относиться с уважением к человеку, к которому его отец и мать, по его наблюдениям, относятся пренебрежительно» [1, с. 161-162].
Принцип взаимоуважения необходим не только между воспитателями, он необходим также между воспитанниками, ибо часто дети конфликтуют между собой и тем самым нарушают дисциплину, из-за этого получают наказание. Дети, впрочем, как и взрослые, любят власть. «Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью» [1,с. 163].
Здесь необходимо учесть балансировку. Дети должны учиться как командовать, так и подчиняться. Это должно быть равномерно и естественно. В таком случае и отношения между ними будут нормальными. Как в семье, так и в школе такой подход будет более чем продуктивен, если везде воспитание строится на одинаковой основе. При объяснении взглядов Джона Локка на систему воспитания можно использовать следующие схемы:
воздействие
на сознание и поведение
Воспитанник
Свободная
организация
взаимоуважение
Рис. 1.Отношение воспитанников к деятельности и друг к другу.
Деятельность
Общение
Если следовать такой логике системы воспитания, то отпадает необходимость в необъективном применении поощрения и наказания.
Анализ поведения
людей
Осознание Подражание
Воспитанник хорошего и положительному,
плохого в удержание от
поведении плохого
людей
Рис. 2. Использование метода анализа в воспитании детей
Если дети четко и однозначно усваивают положительное и отрицательное поведение других людей, то это дает им возможность избегать нарушений дисциплины и, соответственно, наказания.
Список использованной литературы:
1. Коменский, Я.А., Локк, Д., Руссо, Ж.Ж., Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларми, А.Н. Джуринский.-М.: Педагогика, 1987.-416 с.
2. Шарифзода, Ф., Миралиев, А.М. Общая и профессиональная педагогика / Ф.Шарифзода. -Душанбе: Ирфон, 2012. -562 с.
3. Шарифов, Дж. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения: автореф. дисс... докт. пед. наук / Дж. Шарифов. - Душанбе,1997.-48 с.
4. Шарофов, Ш.А. Муошират ва худшиноси. (на тадж яз.) / Ш.А. Шарофов. -Хучанд, 2012.-304 с.
Reference Literature:
1. Komensky Ya. A., Locke J., Russeau J.J., Pestalozzi I.G. Pedagogical Heritage / Compilers: V.M. Clarmi, A.N. Djurinsky. -M.: Pedagogy, 1987. -46pp.
2. Sharifzoda F., Miraliyev A.M. General and Professional Pedagogy. - Dushanbe: Irfon, 2012. -562pp.
3. Sharifov Dj. Didactic Foundations of Formation of Habits in Regard to Students' Self-Sufficient Work in the Process of Education. Synopsis of Dr.'s dissertation on Pedagogy. -Dushanbe, 1997. - 48pp.
4. Sharofiv Sh.A. Intercourse and Consciousness (in Tajik). - Khujand, 2012. - 314pp.
Джон Локк о поощрении и наказании
Ключевые слова: Джон Локк, методы воспитания, поощрение и наказание, руководящая роль разума, формирование сознания и поведения, дисциплина
Автор статьи, проанализировав систему воспитания Джона Локка, выявил, что основу воспитания составляет развитие сознания воспитуемого посредством сознания воспитателя. Поэтому считается, что методы поощрения и наказания
являются вспомогательными методами развития сознания и поведения воспитуемых.
Определены роль и место методов поощрения и наказания в системе методов воспитания, в частности в системе воспитательной работы в целом, в плане причинно-следственных отношений, что позволяет установить аналитическую зависимость между качеством применения методов поощрения и наказания и качеством конечного результата воспитательного процесса.
Определено и научно обосновано понятие «готовность будущих учителей к использованию методов поощрения и наказания». Это сложное интегративное качество личности будущих учителей, сущность которого составляют контроль и оценка поведения воспитанника исходя из соблюдения им своих прав и обязанностей.
John Locke on Encouragement and Punishment
Key words: John Locke, methods of educability, encouragement and punishment, leading
role of the reason, formation of consciousness and behavior, discipline
Having analyzed John Locke s system of educability the author of the article elicited that it is the development of a brought up individual's consciousness that averages the grounds of education. Therefore, the methods of encouragement and punishment are auxiliary ones in the development of consciousness affecting the behavior of a nurseling.
The author determines the role and place of both encouragement and punishment in the system of education upon the whole; cause-effect relations afford to establish analytical dependance between the applied methods in question and a final result of the educational process.
The author also gives and substantiates the definition of the notion "readiness of future teachers for the usage of the methods of encouragement and punishment". It is looked upon as an integrative quality of future teachers; the essence being control and assessment of nurseling's behavior, the way the educated observes both his rights and duties.
Сведения об авторе:
Ходжаназаров Абдурашид Кушназарович, директор средней общеобразовательной школы №9 им. Т.Зиёваддинова города Истаравшан Согдийской области Республики Таджикистан, e-mail: m9. istaravshan@mail. ru.
Information about the author:
Khojanazarov Abdurashid Kushnazarovich, headmaster of secondary comprehensive school №9 named after T. Ziyovaddinov Tajikistan, Sughd viloyat, Istaravshan, e-mail: [email protected].