DOI 10.14526/01_2017_181 УДК 796.01: 061.3
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У МАШИНИСТОВ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ В АСПЕКТЕ АДАПТАЦИИ К ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАГРУЗКАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.А. Гониянц - кандидат педагогических наук, профессор
И.В. Адамова - кандидат педагогических наук, доцент В.А. Рвачев - аспирант Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и
туризма,
ул. Сиреневый бульвар, дом 4, Москва, Россия, 105122
E-mail ilona-adamova@rambler.ru
Аннотация. Профессия машиниста электропоездов связана с высоким уровнем психоэмоционального напряжения [4]. Успешная долголетняя профессиональная деятельность является определенным гарантом социального благополучия и мотивирует человека к поддержанию необходимого уровня физической кондиции для предотвращения профессиональной дисквалификации. Материал. В статье рассматривается проблема повышения уровня адаптивности в профессиональной деятельности машинистов электропоездов метрополитена. Влияние дыхательных практик в занятиях профессионально-прикладной физической культурой как на психофизиологическую адаптацию, так и на психический компонент процесса регулирования. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, социологические методы: анкетирование (в т.ч. экспертная оценка, интервьюирование и др.), медико-биологические методы, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки данных. Результат. Разработан комплекс специальных физических упражнений, направленных на развитие дыхательной мускулатуры, который был использован в физкультурно-кондиционной тренировке и в восстановительно-профилактической работе. Особое значение придавалось вопросам саморегуляции через управление параметрами дыхания. ЖЕЛ и длительность задержки дыхания на вдохе у занимающихся в ЭГ изменились значительно и достоверно. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что комплексное использование разнонаправленных динамических и статодинамических упражнений аэробного характера оказывало положительное влияние на функционирование симпатического отдела ВНС и функциональное состояние кардиореспираторной системы.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая культура (ППФК), профессиональная деятельность машинистов электропоездов, психоэмоциональное напряжение, адаптация, саморегуляция, дыхание.
RESPIRATORY TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL CULTURE AMONG ELECTRIC TRAIN DRIVERS IN THE ASPECT OF ADAPTATION TO PSYCHO-EMOTIONAL LOADS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Stepan A. Goniyants - candidate of pedagogics, professor Ilona V. Adamova - candidate of pedagogics, associate professor
Vladimir A. Rvachev - graduate student Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, 4, Sireneviy boulevard, Moscow, 105122, Russia
E-mail: ilona-adamova@rambler.ru
Annotation. The profession of an electric train driver is connected with a high level of psycho-emotional tension [4]. A successful long-term activity is a definite guarantee of social well-being and motivates a person to have necessary level of physical condition for professional disqualification prevention. Material. The article is about the problem of the of adaptation increase level in professional activity of subway electric train drivers. Respiratory practices influence in professional-applied physical culture both on psychophysiological adaptation and psychological component of a regulation process. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, sociological methods: questionnaire survey (including expert estimation, interview and others), medical-biological methods, pedagogical experiment, methods of mathematical-statistical data handling. Results. A complex of special physical exercises is formed, which are directed at respiratory muscular-system development. This complex was used in physical-conditional training and in regenerative- preventive work. Special attention was given to the questions of self-regulation through the parameters of respiration management. Lung capacity and the duration of breath holding during inhalation among people from the experimental group changed greatly and validly. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed, that a complex use of multidirectional dynamic and static-dynamic exercises of aerobic character had a positive influence on sympathetic division of ANS functioning and a functional state of cardio-respiratory system.
Keywords: professional-applied physical culture (PAPC), professional activity of electric train drivers, psycho-emotional tension, adaptation, self-regulation, respiration.
Актуальность. Профессия
машиниста электропоездов связана с высоким уровнем психоэмоционального напряжения [4]. Успешная долголетняя профессиональная деятельность является определенным гарантом социального благополучия и мотивирует человека к поддержанию необходимого уровня физической кондиции для предотвращения профессиональной дисквалификации.
Специфика физической культуры состоит в том, что она соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Телесное развитие, оптимизация функций организма, реализация его физических возможностей не происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. В то же время развитие физического потенциала зависит от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого
объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности [2].
Рассматривая профессиональную деятельность как стресс-фактор, можно выделить уровни адаптации:
физиологический и психический. ППФК с учетом ее многофункциональности и совокупности специфических и
неспецифических функций дает возможность активизировать процесс профессиональной адаптации, включая физиологическую адаптацию к изменению режимов труда и отдыха, параметров окружающей производственной среды, являясь одним из факторов, обеспечивающих высокую
производительность труда, сохранение профессионального здоровья[5].
Учитывая специфику
профессиональной деятельности
машинистов [3, 6,7], особое внимание во всех компонентах ППФК (малых форм занятий в системе научной организации
труда (НОТ); комплексных
организованных и самостоятельных занятий по типу физкультурно-кондиционной тренировки с
профессиональной и восстановительно-профилактической направленностью), рассматриваемых нами, необходимо уделять повышенное внимание освоению и применению техник саморегуляции.
До начала педагогического исследования при опросе машинистов метрополитена нами было выявлено, что 40% заболеваний приходится на дыхательную систему. Поэтому особое внимание мы уделили упражнениям на дыхание.
Методики выполнения
дыхательных упражнений отличаются следующими характеристиками: целевой направленностью, мощностью, глубиной дыхания, интенсивностью (с частотой повторений), режимом и
продолжительностью (очередностью фаз и циклов) [1].
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы,
социологические методы: анкетирование (в т.ч. экспертная оценка,
интервьюирование и др.), медико-биологические методы, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки данных.
Результаты. Эффективность
использования дыхательных упражнений в практике ППФК зависит как от адекватности подбора методик, так и от степени их индивидуального освоения. Большое внимание как в физкультурно-кондиционной тренировке, так и в восстановительно-профилактической работе мы уделяли упражнениям на дыхание. Известно, что функция дыхания является жизнеобеспечивающей для человека. С помощью специальных методик выполнения физических дыхательных упражнений возможно воздействие на развитие функции дыхания. Как оздоровительная гимнастика, дыхательная гимнастика предусматривает выполнение комплекса специальных
физических упражнений, направленных на развитие дыхательной мускулатуры.
В нашей исследовательской работе принимали участие группа машинистов, мужчин второго периода зрелого возраста 36-60 лет, основная группа (п=35 чел.) Особое значение придавалось вопросам саморегуляции через управление параметрами дыхания. На
подготовительном этапе постепенное освоение методики было направлено на: следующее:
- определение индивидуальной нормы ритма (число вдохов в мин.) в состоянии покоя;
- освоение различных техник «вдоха». Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность;
- освоение упражнения на изменение длительности фаз с использованием определенного счета для фаз «вдоха», «выдоха» и «паузы» (единица счета соответствует 1 сек.);
- освоение упражнения дробного вдоха-выдоха, дыхание на счет;
- регулирование ритма дыхания без дополнительного счета на основе «чувства временного интервала» и индивидуальной нормы.
Упражнения выполнялись в положении: стоя, сидя на стуле с фиксацией правильной осанки, что обусловлено рабочей позой машиниста.
Проведение подготовительного этапа позволило эффективно использовать дыхательные техники как в процессе труда, так и для оптимизации процессов восстановления. Упражнения
восстановительно- профилактической направленности входят в программу комплексных комбинированных занятий, запланированных в месячном цикле и
выполняемых преимущественно на ЧСС 110-130 уд./мин.
Учитывая оздоровительную
эффективность, относительную
координационную простоту, доступность и неординарность, притягательность,
особенно для лиц с низким УФС, мы отобрали упражнения «парадоксальной» гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая повышает устойчивость дыхательной системы к гипоксии, а также опосредованно влияет на психические состояния.
ЖЕЛ и длительность задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) у занимающихся в ЭГ значительно и достоверно (при P< 0,05) изменились на 0,63 л (18%) и 20,2с (44%) соответственно.
До эксперимента подавляющее большинство занимающихся в ЭГ находились в группе «с умеренно сниженным значением» (75%), после эксперимента таковых осталось лишь 25%.
Это вполне объясняется
значительным объемом (20-25%) аэробных беговых упражнений, используемых в физкультурно-кондиционной тренировке профессиональной направленности и комплексом специальных дыхательных упражнений.
Заключение. Результаты
педагогического эксперимента показали, что комплексное использование разнонаправленных динамических и статодинамических упражнений аэробного характера оказывало положительное влияние на функционирование
симпатического отдела ВНС и функциональное состояние
кардиореспираторной системы.
Литература
1. Бодров, В. А. Профессиональное утомление: Фундаментальные и прикладные проблемы / В. А. Бодров. - М. : Ин-т психологии РАН , 2009. - 560 с.
2. Гранкин, Н.А. Экспериментальная проверка эффективности методики воспитания выносливости и формирования индивидуального ритма дыхания курсантов-гиревиков / Н.А. Гранкин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - № 4. - С. 57-66. Режим доступа: http://www.journal-
science.org/ru/article/252. html. DOI:
10.14526/01_1111_50.
3. Киселева, Е.А. Эффективность воздействия дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. на физическое состояние больных бронхиальной астмой / Е.А. Киселева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Том 3. - № 2. - С. 88-101. Режим доступа: http://www.journal-science.org/ru/article/457. html.
4. Лубышева, Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 1. - С. 2-4.
5. Любимцев, В. С. Машинист -профессия особая / В. С. Любимцев, С. Меркушин // Охрана труда и социальное страхование. - 2010. -№ 10. - С. 66-69.
6. Нерсесян, Л. С. Психологические аспекты повышения надежности управления движущимися объектами / Л. С. Нерсесян. - М. : Промедэк, 1992. - 288 с.
7. Полянский, В. П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социокультурного образования / В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 5. - С. 12-17.
8. Рвачев, В. А. Актуальность использования средств П-ПФК для обеспечения профессионально значимого уровня психофизической подготовленности трудящихся, обеспечивающих безопасность эксплуатации транспортных средств / В. А. Рвачев, И. В. Адамова // Актуальные вопросы реализации стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации : материалы итоговой конференции профессорско-преподавательского и научного состава РГУФКСМиТ, 1 марта 2012 г. -2012.
9. Рвачев, В. А. Профессионально значимые качества машинистов электропоездов метрополитена / В. А. Рвачев, С. А. Гониянц // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№ 12. - С. 30.
References
1. Bodrov V.A. Professional'noe utomlenie: Fundamental'nye i prikladnye problemy [Professional fatigue: Fundamental and applied problems]. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2009, 560 p.
2. Grankin N.A. Experimental verification of the effectiveness of the methodology of education of endurance and the formation of an individual rhythm of breathing cadets-weightlifters Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2015, Vol. 10, no 4, pp. 57-66. Available at:
http://www.iournal-science.org/en/article/252.html. DOI: 10.14526 / 01_1111_50.
3. Kiseleva, E.A. The effectiveness of the impact of respiratory gymnastics Strelnikova the physical condition of patients with bronchial asthma Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2008, Vol. 3, no 2, pp. 88101. Available at: http://www.iournal-science.org/en/article/457.html.
4. Lubysheva L.I. Social and biological in human physical culture in the aspect of methodological analysis. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 1996, No. 1, pp. 2-4 (in Russian).
5. Lyubimtsev V.S., Merkuchin S. The Machinist - a special profession. Okhrana truda i sotsial'noe strakhovanie [Labor protection and social insurance], 2010, No. 10, pp. 66-69 (in Russian).
6. Nersesyan L.S. Psikhologicheskie aspekty povysheniya nadezhnosti upravleniya dvizhushchimisya ob"ektami [Psychological aspects of improving the reliability of management of moving obiects].
Подано: 30.02.2017г. Принято: 01.03.2017 г.
Moscow, Promedek, 1992, 288 p.
7. Polyansky V.P. Formation of the theory and improvement of the practice of professionally applied physical culture as a special socio-cultural entity. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2008, No. 5, pp. 1217 (in Russian).
8. Rvachev V.A., Adamova I.V. The urgency of using the funds of the P-PFC for providing a professionally significant level of psychophysical readiness of workers ensuring the safety of the operation of vehicles. Aktual'nye voprosy realizatsii strategii razvitiya vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossiiskoi Federatsii [Actual questions of the implementation of the strategy for the development of domestic and inbound Tourism in the Russian Federation: materials of the final conference of the faculty and scientific staff of the RGUIFCMiT], March 1, 2012 (in Russian).
9. Rvachev V.A., Goniynts S.A. Professionally significant qualities of machinists of electric subway trains. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2013, No. 12, 30 p. (in Russian).
Гониянц Степан Александрович - кандидат педагогических наук, профессор Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, ул. Сиреневый бульвар, дом 4, Москва, Россия, 105122.
Адамова Илона Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, ул. Сиреневый бульвар, дом 4, Москва, Россия, 105122, E-mail ilona-adamova@rambler.ru Рвачев Владимир Алексеевич - аспирант Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, ул. Сиреневый бульвар, дом 4, Москва, Россия, 105122.
Для цитирования: Гониянц С.А., Адамова И.В., Рвачев В.А. Дыхательные технологии в занятиях профессионально-прикладной физической культурой у машинистов электропоездов в аспекте адаптации к психоэмоциональным нагрузкам профессиональной деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №1. - С. 46-50. DOI 10.14526/01_2017_181