УДК 377
Движение WorldSkills Russia как система независимой оценки квалификаций
В.В. Кочетков, преподаватель, эксперт WorldSkills Russia
ГАПОУ города Москвы Колледж предпринимательства № 11 (Россия, 125438, Москва, ул. Онежская, д. 3). E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены ключевые проблемы подготовки профессиональных кадров для современного рынка труда, вопросы повышения престижа рабочих профессий, независимой системы оценки квалификаций. Отмечается важность внедрения практико-ориентированной (дуальной) модели профессионального образования и развития международного движения WorldSkills. Ключевые слова: престиж рабочих профессий, компетенция, квалификация, независимая система оценки квалификаций, движение WorldSkills, дуальная система.
Совершенствование системы подготовки кадров - одна из основополагающих задач, стоящих перед профессиональными образовательными организациями. Эта задача формируется самим работодателем, который в первую очередь заинтересован в высококвалифицированных профессиональных кадрах, способных отвечать самым высоким требованиям рынка. Актуальность этой задачи возрастает с развитием высокотехнологичных современных специальностей. Если на проблему взглянуть более глобально, то конкурентоспособность экономики нашей страны напрямую зависит от качества подготовки кадров. Встают вопросы о том, как наиболее эффективно актуализировать и оптимизировать систему подготовки специалистов в сфере среднего профессионального образования и как организовать и провести независимую оценку результатов подготовки специалистов. Ответы на эти вопросы может дать набирающее популярность движение ШоМбБкШв, которое уже сейчас оказывает влияние на системную работу по подготовке будущих профессиональных кадров, а также является независимой системой оценки квалификации [1].
ШогШБкШв - международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства от традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности и сфере услуг в 75 странах - участницах движения. ШоМбБкШв оказывает прямое влияние на рост профессионального образования во всем мире. Миссия организации состоит в том, чтобы показать, как компетентные, обладающие профессиональными навыками люди способствуют экономическому росту и самореализации в жизни [2]. Проект проведения первого национального
чемпионата WorldSkills Russia был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив (АСИ) под председательством президента России Владимира Путина в октябре 2011 года. В апреле 2012 года было принято решение о включении Российской Федерации в состав WorldSkills International.
I Всероссийский конкурс рабочих профессий WorldSkills Russia состоялся весной 2013 года в Тольятти. В нем приняло участие более 300 конкурсантов в возрасте от 18 до 22 лет. По итогам соревнований была сформирована сборная Российской Федерации, которая в июле 2013 года приняла участие в чемпионате мира WorldSkills International в Лейпциге. Международный чемпионат WorldSkills Championship в 2019 году пройдет в Казани. Столица Татарстана получила это право по итогам голосования, которое состоялось 10 августа на Генеральной ассамблее WorldSkills International - 2015 в Сан-Паулу (Бразилия). Соперниками Казани были Париж и бельгийский город Шарлеруа.
Еще будучи студентом II курса (специальность «Медицинская оптика») Колледжа предпринимательства № 11, я понял одну очень важную вещь, которая впоследствии, как мне кажется, изменила все мое представление об обучении в учреждении СПО. Этим ключевым событием стала производственная практика. Я понял, что именно прямое знакомство с профессией - изнутри, из первых рук и сформировало мое представление о специальности. Конечно, нельзя умалять заслуги преподавателей и педагогов, которые дают фундаментальные теоретические знания об индустрии, но значимость именно практического обучения студентов на производстве переоценить невозможно. По мнению многих специалистов, профессиональное образование не может рассматриваться без взаимо-
связи с производственной сферой, без четко организованной практики. Такой подход к процессу профессионального образования уже много лет с огромным успехом применяется в ряде ведущих европейских стран. Называется такая система подготовки кадров - дуальное обучение. Это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте.
Предприятия формируют заказ образовательным организациям на конкретное количество специалистов, кроме того, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы и планов. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. Родоначальником системы дуального образования считается Гер -мания. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского союза. Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практико-ориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.
Еще одним немаловажным аспектом в формировании будущего специалиста является его участие в конкурсах профессионального мастерства [3]. Необходимо учитывать эмоциональную составляющую таких мероприятий, поскольку молодежь - это эмоциональный сегмент населения и соревновательный момент. Опираясь на личный опыт участия в данных конкурсах, могу сказать, что это очень мобилизует и вдохновляет. Даже в случае поражения заметны положительные тенденции, связанные в первую очередь с желанием реабилитироваться в дальнейшем
за счет более высокого уровня подготовки, - это отличный стимул для достижения наилучших результатов.
Именно эти две составляющие учебного процесса - практико-ориенти-рованность и проведение профессиональных конкурсов - идеально легли в концепцию подготовки новой компетенции в рамках соревнований WorldSkills.
Дебют компетенции «Медицинская оптика» состоялся в рамках открытого чемпионата Москвы WorldSkills Russia -2013. Подготовительный этап, который включает в себя разработку регламента, технического описания, составление конкурсного задания, утверждение критериев оценки заданий, занял более полутора месяцев. В разработке этих документов участвовали как сотрудники отделения медицинской техники и оптики, так и ведущие специалисты отрасли, а также активные члены Оптической ассоциации. Именно такая сплоченность образовательной организации и действующих представителей отрасли и позволила провести этот конкурс на высоком уровне, отражающем актуальные профессиональные требования к компетенции будущих специалистов. Другими словами, это мероприятие усилило обеспечение взаимосвязи рынка труда и сферы профессионального образования.
Регламент конкурса предполагал формат «Лучшая оптическая команда». В команде три специалиста: оп-тометрист, продавец-консультант и техник-оптик. Конкурсное задание включает диагностику зрения, подбор оправы, линз и изготовление корригирующих очков двум пациентам (пациент с миопией и пациент с астигматизмом), то есть фактически моделировался весь технологический процесс подбора и изготовления средства коррекции зрения в
салоне-магазине «Оптика», что еще раз подчеркивает значимость актуальных практических навыков выступающих.
Нельзя не отметить и заслуги экспертов в этом мероприятии. В процессе работы по оценке выполнения конкурсных заданий было немало жарких споров и обсуждений как самих критериев оценки, так и необходимости их присуждения. Разность школ, профессиональных подходов и образовательных концепций затрудняла процесс принятия единого решения, но тем не менее консенсус все же был найден. Этот факт в очередной раз подтверждает необходимость создания единого стандарта подготовки специалистов в сфере как медицинской оптики, так и других специальностей. Многие спорные вопросы обсуждались в рамках импровизированных круглых столов, где каждый из членов жюри или представителей выступающих команд мог выска-
заться или внести ценное предложение по конкурсному заданию и по критериям оценок, которые бы учитывались на следующих соревнованиях. Но, несмотря на сложности и сжатые сроки, можно с уверенностью утверждать, что это мероприятие стало совершенно новой ступенью развития оптического сообщества, которая позволила открыть новые перспективы взаимодействия как внутри отрасли, так и с внешними субъектами.
Но на этом участие колледжа в рамках чемпионатов WorldSkills Russia не закончилось. Впереди был более масштабный конкурс - II Национальный чемпионат WorldSkills Russia - 2014 в Казани. Кроме подготовки участников от колледжа, как и на московских соревнованиях, было поручено подготовить и саму площадку, на которой планировалось проведение состязания. Несомненным плюсом в данной ситуации стала возможность привлечения из колледжа мобильного оптометриче-ского комплекса-автобуса, содержащего диагностический центр по проверке зрения и мастерскую по изготовлению очков. Данный проект был удостоен звания лауреата XV Бизнес-фестиваля молодежи России им. В.В. Быкова и получил финансовую поддержку правительства Москвы.
Мобильный оптометрический комплекс ориентирован на решение социально значимой задачи: обеспечения населения неблагополучных, удаленных и сельских районов, а также других социально незащищенных слоев населения (детские дома, сельские школы, многодетные семьи и др.) качественной диагностикой и коррекцией зрения. Не стоит забывать и об образовательной функции данного комплекса. Многие студенты смогли впервые с помощью
Ш
офтальмологов и преподавателей продемонстрировать свои навыки по диагностике зрительной системы и изготовлению очков по индивидуальным рецептам. По сути, наличие такого комплекса практически полностью обеспечивало потребности конкурсного задания. Кроме того, наш комплекс произвел огромное впечатление как на участников конкурса, так и на гостей мероприятия. Именно нашему стенду заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Юрьевна Голодец вместе с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым во время экскурсионной программы по всем стендам чемпионата уделили особое внимание.
К данному этапу преподавателями нашего отделения была подготовлена команда из трех человек для участия в соревнованиях по компетенции «Медицинская оптика» и два участника по компетенции «Техническое обслуживание медицинской техники». Также на нашем стенде проходили соревнования по компетенции «Видеомонтаж» (конкурсанты от колледжа не участвовали в данной компетенции) и была представ-
лена специальность «Огранка алмазов в бриллианты» с рядом мастер-классов. В рамках III Национального чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills к вышеописанным компетенциям прибавились следующие: «Программные решения для бизнеса» и «Предпринимательство». Каждая из этих компетенций уникальна и сочетает технические аспекты и элементы творчества, которые в нестандартных ситуациях могут подсказать решения даже для самых сложных конкурсных заданий.
Но при всех перечисленных положительных составляющих движения WorldSkills не стоит забывать и еще об одной, которую невозможно измерить, внести в контрольные листы или подвергнуть оценке. Это, конечно же, взаимодействие самих конкурсантов друг с другом [4]. Это их знакомство, обмен опытом, общение. Невозможно забыть те эмоции участников - как во время проведения состязаний, так и вне конкурса, вне формальной обстановки, -когда уходит накал страстей и нервное напряжение. Для многих ребят, участвовавших в этом соревновании, это обще-
ние положило начало хорошей дружбе. На мой взгляд, это дорогого стоит.
Современные реалии таковы, что в России действительно не хватает рабочих рук. А из-за демографической ямы и роста популярности «офисных» специальностей эта проблема скоро станет особенно серьезной. Именно поэтому такое движение, как Шог^БкШБ, заслуживает особого внимания, оно актуализирует и поднимает вопросы престижности рабочих профессий, от которых во многом зависит как общий уровень жизни, так и состояние экономики государства в целом [5]. При правильном подходе это движение способно активизировать развитие рабочего класса через улучшение и оптимизацию процесса образования. Возможна адаптация дуальной системы подготовки в рамках отечественной системы профессионального образования. Оно способно создавать и укреплять связи профессиональных образовательных организаций и работодателей, которые, в свою очередь должны определять вектор развития, квалификационную структуру, должностные обязанности и требования к их компетенциям [6-8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хорошие новости: рабочие снова в цене [Электронный ресурс] В. Мельников: http://trueinform.ru/modules.php?name=NewsS.sid=43140
2. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. 192 с.
3. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. - М.: ЦСПиМ, 2010. 352 с.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. 416 с.
5. Золотарева Н.М. Профессиональное образование и занятость молодежи / Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2(10).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М.: УЦ «Перспектива», 2013. 224 с.
7. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (с изменениями и дополнениями).
8. Анисимов П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики). - М.: Высшая школа, 2002. 268 с.
THE MOVEMENT WORLDSKILLS RUSSIA AS A SYSTEM OF INDEPENDENT QUALIFICATION EVALUATION
Kochetkov V.V., Teacher, WorldSkills Russia expert
Moscow State Self-governing Educational Institution of Vocational Education «College of entrepreneurship no.11» (3, Onezhskaya St., 125438,
Moscow, Russia,). E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article considers the key problems of professional training for the modern labour market, raising the prestige of working professions, an independent
assessment of qualifications. As well as it is noted the importance of the introduction of practice-oriented (dual) model of professional education and development of the WorldSkills international movement.
Keywords: prestige of blue-collar jobs, competence, qualification, independent assessment of qualifications, the WorldSkills movement, dual system
REFERENCES
1. Mel'nikov V. Good news: the workers are back into the price. Available at: http://trueinform.ru/modules.php?name=News&sid=43140
2. Moreva N.A. Pedagogika srednego professional'nogo obrazovaniya [Pedagogy of secondary vocational education]. Moscow, Akademiya Publ. house, 2008. 192 p.
3. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya: problemy iperspektivy [Modernization of Russian Education: Problems and Perspectives]. Moscow, TSSPiM Publ., 2010. 352 p.
4 Zeyer E.F. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya [Vocational Education Psychology]. Moscow, Akademiya Publ. house, 2013. 416 p.
5. Zolotareva N.M. Vocational education and youth employment. Professional'noye obrazovaniye v Rossiiiza rubezhom, 2013, no. 2 (In Russian).
6. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law from 29 December 2012 №273-FZ "On Education in the Russian Federation."]. Moscow, UTS "Perspektiva" Publ., 2013. 224 p.
7. Postanovleniye Pravitel'stva RFot 05.08.2013 № 661 «Ob utverzhdenii Pravil razrabotki, utverzhdeniya federal'nykh gosudarstvennykh obrazova-tel'nykh standartov i vneseniya v nikh izmeneniy» (s izmeneniyamii dopolneniyami) [Government Decree from 8 May 2013 no. 661 "On Approval of Rules of development, the approval of the federal state educational standards and rewiring" (as amended)].
8. Anisimov P.F. Regionalizatsiya srednego professional'nogo obrazovaniya (voprosy teorii ipraktiki) [Regionalization of secondary vocational education (Theory and Practice)]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2002. 268 p.