ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
УДК 377
Е. Е. Петров
Методист регионального центра компетенций, ГАПОУМО «Подмосковный колледж
ОПЫТ ОБМЕНА ПРАКТИКАМИ ПОДГОТОВКИ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСОВ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Введение. В настоящее время многие страны и геополитические регионы прикладывают совместные усилия для построения согласованной политики в сфере образования, интернационализации образовательных стандартов, реализации сетевых моделей формирования образова-„„Энергия"», г. Реутов тельных траекторий. Не является исключением
@таы1Жпу-Ре'гт-1 и Российская Федерация.
Цель статьи. Статья посвящена изучению МеОюУш, ^е&оа опыта подготовки участников конкурсов профес-
сионального мастерства в КНР и формированию
подходов к обеспечению высокого уровня подготовки студентов технических специальностей, получающих среднее профессиональное и высшее образование в Российской Федерации.
Методологияиметодыисследования. Сравнение структур систем начального и среднего профессионального образования КНР и Российской Федерации позволяет оценить применимость методик подготовки студентов — будущих конкурсантов, а также методик отбора в национальную сборную для участия в международных конкурсах профессионального мастерства. Участие в российско-китайских конкурсах профессионального мастерства позволяет собирать материалы для сравнительных исследований, обмениваться опытом с зарубежными коллегами и адекватно
'lege
"Energy ", Reutov, Russia
Как цитировать статью: Петров Е. Е. Опыт обмена практиками подготовки участников конкурсов в сфере профессионального образования с представителями Китайской Народной Республики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, №2 1 (57). С. 84-101.
оценивать уровень подготовки конкурсантов в условиях, максимально приближенных к условиям мировых или континентальных чемпионатов. Проведение совместных тренировок и стажировок даетвоз-можность повышать профессиональный уровень как тренеров, так и конкурсантов.
Результаты исследования. Китайским тренерам и преподавателям ряда колледжей удалось выстроить систему отбора талантливых студентов и выращивания из них успешных участников конкурсов профмастерства, а также тренировки навыков и качеств, которые помогают выпускникам трудоустраиваться.
Заключение. Обмен опытом и успешное взаимодействие с китайскими партнерами позволили успешно применять рассмотренные в статье методики и подходы при выявлении, тренировках и участии в чемпионатах конкурсантов из числа студентов образовательных организаций Московской области. Система подготовки показала свою жизнеспособность и реализуемость в пределах региона.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, инженерный дизайн CAD, интернационализация, Worldskills, конкурсы профессионального мастерства, подготовка чемпионов, компетенция.
Введение. Глобализацией называют процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Следствием глобализации становится объединение экономик стран мира, создание единого экономического, правового и информационного пространства. Однако в числе следствий глобализации следует указать и глобализацию образования. Продуктом глобализации образования, по мнению Л. А. Вербицкой, является понятие мирового образовательного пространства. В условиях активной интернационализации различных сфер жизни общества в современном мире в мировое образовательное пространство включаются общественные и государственные организации, выполняющие образовательные функции, научно-педагогические центры, образовательные и воспитательные учреждения в различных странах, регионах и в глобальном масштабе [1].
Мировое образовательное пространство сегодня рассматривается многими исследователями как макросистема, обеспечивающая плодотворное взаимодействие национальных образовательных систем. Эти системы часто действуют на базе различных культурных и философских традиций, однако в современном мире развитие национальных систем уже невозможно без взаимодействия друг с другом.
В настоящее время перед человечеством стоит ряд проблем, решение которых требует обеспечения целостности мирового образования, что является причиной приложения странами и геополитическими регионами совместных усилий для построения согласованной политики в сфере образования, интернационализации образовательных стандартов, реализации сетевых моделей формирования образовательных траекторий. В данном случае следует указать на положительную роль глобализации образования, поскольку у государственных образовательных систем появляется возможность обмениваться педагогическими идеями, образовательными технологиями, преподавателями и студентами. В перечень современных глобальных тенденций можно включить и образовательную мобильность населения.
По результатам исследований в этой области можно сделать вывод, что на сегодняшний день в мировом образовательном пространстве существует ряд общих организационных, содержательных элементов, ценностных ориентиров, образовательных инноваций и, одновременно, общих проблем, которые создают потенциал интеграции, общность тенденций развития образования [1].
В качестве одного из популярных на сегодняшний день инструментов оценки качества подготовки студентов следует указать проведение конкурсов Worldskills. Worldskills — международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством проведения конкурсов профессионального мастерства. Однако немаловажным следствием участия в международных конкурсах становится возможность установления и укрепления профессиональных связей среди представителей международного экспертного сообщества. Так, участие в чемпионате мира Worldskills Competition в 2015 году в качестве эксперта по компетенции «Mechanical Engineering — CAD» позволило автору данной статьи начать выстраивать взаимовыгодное сотрудничество с представителями Китайской Народной Республики.
Следует отметить, что КНР и РФ стали членами международного движения Worldskills с разницей всего в один год — в 2011-м и 2012 году соответственно. Но уже в 2013 году представитель Китая получил первую награду Medallion ofExcellence («Медаль за превосходство») по рассматриваемой компетенции на чемпионате мира в Лейпциге, а в 2015-м
и 2017 годах на чемпионатах мира в Сан-Паоло и Абу-Даби китайские конкурсанты становились обладателями серебряных наград. Успехи российских участников соревнований скромнее. В 2013 году РФ не выставляла участника по компетенции «Инженерный дизайн CAD (САПР)», в 2015 году представитель РФ занял 26-е место из 27, в 2017 году россиянин завоевал шестое место. Но в данном случае необходимо обратить внимание на то, что подготовка конкурсанта велась на протяжении полутора лет на тренировочной базе корпорации Samsung в Южной Корее [7; 10] с использованием оригинальных учебных материалов, которые держатся разработчиками в секрете. Поэтому для российской профессиональной школы значительный интерес представляют методики подготовки китайских студентов и конкурсантов соревнований по профессиональному мастерству.
Цель статьи. Изучение опыта подготовки участников конкурсов профессионального мастерства в КНР и формирование подходов к обеспечению высокого уровня подготовки студентов технических специальностей, получающих среднее профессиональное и высшее образование в Российской Федерации. Поиск и разработка методик подготовки результативных конкурсантов, которые могут быть масштабированы и тиражированы при организации обучения в реальных условиях.
Почему для обмена опытом и организации совместных тренировок были выбраны именно представители КНР? Рассмотрим подробнее условия, которые в обеих странах складывались на определенных этапах развития. В условиях прогресса науки, техники и культуры на современном уровне экономического и социального развития мирового сообщества государства предъявляют повышенные требования к системам профессионального образования, содержанию, формам и методам обучения профессиональному мастерству. В диссертационной работе Цзяня Сяояня [9], проводится сравнительное исследование процессов и результатов модернизации профессионального образования в КНР и России. Особый интерес к данному исследованию привлекает такое обстоятельство, что в КНР до проведения «культурной революции» профессиональное образование было ориентировано на удовлетворение кадровых потребностей государственной экономики, то есть было организовано по шаблонам советского профессионального образования. В настоящее время руководство КНР уделяет значительное внимание задаче модернизации образования и повышению культурного уровня
населения, руководствуясь принципом «подъема страны за счет науки и образования». Рынок труда обеих стран выставляет высокие требования к качеству подготовки кадров необходимой квалификации, децентрализации управления системой организаций профессионального образования и их реструктуризацией, что требует постановки общих стратегических целей для России и Китая в процессе модернизации систем профессионального образования. Следовательно, обозначение поля общих интересов в вопросах исследования систем профессионального образования указанных стран позволит избежать вероятных ошибок в процессе реорганизации.
КНР удалось добиться значительных успехов в социальном и экономическом развитии за последние 20 лет, что стало одной из причин повышения уровня жизни населения. В начале XXI века правительство страны в качестве главного ресурса указало человеческий, а приоритетным направлением развития государства — совершенствование человеческого ресурса [2].
Китай прикладывает значительные усилия для интеграции в мировое социально-экономическое пространство. На примере многих стран видно, что лишь обеспечение опережающего развития сферы образования позволит повысить привлекательность страны для инвестиций
и стать движущей силой технологического прорыва. Мониторингу модернизации и развития образования в Китае уделяется значительное внимание. Ежегодно публикуется доклад о развитии государственного образования, содержащий количественные показатели, позволяющие судить о состоянии системы образования и дающий возможность выявить проблемы, решение которых планируется в следующем году [3].
Одним из важных трендов в настоящее время стала интернационализация образования. Интернационализация является одним из ключевых факторов конкурентоспособности образовательной организации в современном мире и заключается в обучении иностранных граждан, привлечении зарубежных преподавателей, отправке студентов на стажировки за рубеж, студенческих обменах, международных исследованиях, конференциях [5].
Вступление Китая в ВТО и необходимость активного продвижения на внешних рынках стали переходом к новому этапу интернационализации китайского образования. На сегодняшний день в Китае активно развиваются транснациональные образовательные программы, в первую
очередь в рамках высшего образования. Следует обратить внимание и на то, что значительное внимание уделяется экспорту китайского образования, в том числе и как инструменту повышения степени влияния путем использования «мягкой силы» [11].
Методология и методы исследования. Сравнение структур систем начального и среднего профессионального образования КНР и Российской Федерации позволяет оценить применимость методик подготовки студентов — будущих конкурсантов, а также методик отбора в национальную сборную для участия в международных конкурсах профессионального мастерства. Участие в российско-китайских конкурсах профессионального мастерства позволяет собирать материалы для сравнительных исследований, обмениваться опытом с зарубежными коллегами и адекватно оценивать уровень подготовки конкурсантов в условиях, максимально приближенных к условиям мировых или континентальных чемпионатов. Проведение совместных тренировок и стажировок дает возможность повышать профессиональный уровень как тренеров, так и конкурсантов, а анализ результатов совместной работы позволяет делать выводы об успешности проводимых мероприятий и формировать планы дальнейшего развития компетенций и повышения уровня мастерства и степени подготовки к соревнованиям.
Подробное описание опыта Китая по развитию системы технического (а компетенция «Mechanical Engineering — CAD», или «Инженерный дизайн CAD (САПР)», как ее принято называть в РФ, входит в блок компетенций «Промышленное производство» в рамках Worldskills International) профессионального образования приводится в работе Красновой А. А., посвященной рассмотрению развития системы непрерывного образования в Китае [4]. Приведем ряд сведений из указанной работы для формирования понимания у читателя моментов сходства и различия систем.
Согласно Закону о профессиональном образовании КНР 1996 года профессиональная подготовка включает: начальное профессиональное обучение, переподготовку (для упрощения смены профессии, обучения подмастерьев), другие виды профессиональной подготовки. Эта деятельность осуществляется в профессионально-технических учебных институтах и/или профессиональных учебных заведениях.
Одним из этапов технического профессионального образования (ТПО) является обучение в профессионально-технических классах
средних школ, что, несомненно, позволяет приходить в средние профессиональные учебные заведения студентам, уже имеющим определенный уровень профильной подготовки. Наибольшей популярностью в средних школах пользуются производственные курсы и курсы по информационным технологиям. В средних профессиональных учреждениях срок обучения обычно составляет три года. Студенты, успешно окончившие средние профессиональные учреждения, могут поступить в высшие учебные профессиональные учреждения, на учебные программы продолжительностью два-три года.
Кроме государственных учреждений ТПО в Китае есть также и негосударственные поставщики ТПО, которых можно разделить на две группы:
- некоммерческие организации при предприятиях, социальных и профессиональных ассоциациях, профсоюзах, отраслевые организации;
- коммерческие организации, осуществляющие краткосрочное обучение врамках школьной программы.
Результаты исследования. В 2016-2018 гг. в рамках подготовки национальной и региональной (Московской области) сборных команд Worldskills по компетенции «Инженерный дизайн CAD (САПР)» были организованы тренировки и стажировки членов сборных команд, экспертов Worldskills и преподавателей организаций среднего профессионального образования региона в колледжи КНР, воспитанники которых принимали участие и занимали призовые места на международных соревнованиях Worldskills. Опишем подробнее процессы формирования и подготовки сборных команд различного уровня из числа студентов системы профессионального образования КНР.
Наиболее полно изучить устройство тренировочной базы и принципы отбора в кружок специальной геометро-графической подготовки, члены которого со временем получают реальную возможность попасть в национальную сборную КНР, удалось во время визита в Колледж промышленности и торговли в городе Гуанчжоу (Guangzhou Industrial and Trade Technical College, GZITTC) во время международной тренировки в рамках подготовки к чемпионату Европы Euroskills-2016.
Тренировочную базу в GZITTC можно условно разделить на четыре зоны:
- зона образцов и производства—представляет собой учебную аудиторию, оснащенную большим количеством различных механиче-
ских устройств (редукторы, клапаны и пр.), широко распространенных с технической сфере, которые используются в качестве учебных пособий, а также инструмента, который применяется для решения задач разборки и сборки устройств и приспособлений; в этом же помещении размещено современное оборудование для 3D-печати пластиком и металлом, 3D-граверы в кристалле стекла, лабораторное литейное оборудование, с помощью которого учащиеся реализуют свои идеи;
- зона творчества — 16 рабочих мест для воспитанников тренировочной базы, оснащенных компьютерной техникой со специализированным программным иаппаратным обеспечением;
- зона расширенного состава национальной сборной — 10 рабочих мест для сборников, 3 рабочих места для преподавателей, библиотека, оборудование для печати и копирования;
- зона питания.
В число сотрудников тренировочной базы входят преподаватель инженерной графики и основ компьютерного геометрического моделирования, тренер национальной сборной, имеющий за плечами опыт успешного участия в чемпионате мира в 2013 году, и его воспитанник, занявший на чемпионате мира 2015 года второе место. Следует отметить, что привлечение успешных участников чемпионатов мира в качестве представителей педагогического состава тренировочных баз позволяет рассматривать такую практику, как ввод элементов наставничества в подготовку будущих конкурсантов, становящихся впоследствии чемпионами международных соревнований. Так, серебряный призер чемпионата мира 2017 года стал тренером-наставником на созданной в том колледже, где он проходил подготовку, тренировочной базе.
В работе автора ранее уже были рассмотрены предпосылки успешной организации подготовки будущего конкурсанта и описаны четыре составляющие отбора и подготовки студентов, которыевпоследствии стали результативными участниками соревнований национального уровня [6]. Ряд идей был почерпнут в результате исследования и проверки на практике опыта наших китайских коллег. Приведем конкретные примеры.
Выявление одаренного студента. Признаками одаренного студента служат любознательность, стремление развиваться в выбранном направлении, дисциплинированность, адекватная оценка своего труда, способность работать в команде, наличие увлечений, хобби.
В колледже GZITTC компонентом системы выявления и фильтрации одаренных студентов является кружок для углубленной подготовки по компетенции «Mechanical Engineering — CAD». В кружок в начале учебного года набирается порядка пятидесяти человек из числа первокурсников. Занятия в кружке проводятся ежедневно в форме факультатива, на протяжении полутора часов после основных занятий. Одним из необходимых условий нахождения в числе членов кружка является регулярное выполнение домашних заданий. Учащиеся колледжа, посещающие занятия в кружках, занимают более высокое положение во внутренней иерархии среди остальных студентов колледжа, входят в так называемый Class A. Входящие в Class A могут носить форму, выделяющую их среди остальных. Несмотря на это, студенты Class A отличаются способностью адекватно оценивать результаты своего труда, не отличаются завышенным самомнением. А способность ежедневно выполнять дополнительный объем домашних заданий говорит о дисциплинированности и стремлении развиваться в выбранном направлении.
Каждые три месяца среди посетителей кружка проводится отбор, и часть их возвращается в обычные классы. К концу первого курса остается половина учащихся (примерно 25 человек), к концу второго численность также сокращается, обычно до 12 человек. По этой причине среди учащихся весьма высока конкуренция за право занимать место в кружке. Однако психологическая атмосфера в коллективе такова, что учащиеся нередко называют преподавателя мамой. (На одной из тренировочных баз инженерную графику и основы 3D-моделирования действительно преподает женщина)
Формирование мотивации на победу. Работа в кружке подразумевает выполнение заданий повышенной сложности, большое количество упражнений на тренировку гибкости мышления, развитие пространственного воображения, освоение технической графики. Со временем (обычно на втором году обучения) посетители кружка, развив способности воплощать свои идеи посредством создания цифровых прототипов, получают возможность использовать современное оборудование для реализации идей в пластике или металле.
Такой подход к обучению позволяет студентам поэтапно осваивать весь путь проектирования и производства прототипа будущего изделия от зарисовки концепции вплоть до получения натурного образца.
Если выйти за пределы описания принципов подготовки студентов
в рамках кружка, то следует отметить, что культура честной конкуренции, справедливого соревнования пронизывает все формы и этапы подготовки будущих конкурсантов. Буквально все совместные российско-китайские тренировки включали в себя импровизированные соревнования. При этом подобные соревнования проводятся не столько для выявления победителей, сколько для поиска слабых мест в подготовке конкретного участника с целью их укрепления, психологической подготовки, готовности принимать вызов в любых условиях.
Внедрение элементов наставничества. Определим наставничество как деятельность преподавателя, мастера своего дела по передаче своим ученикам лучшего опыта и душевных качеств. Подготовка к участию в соревнованиях имеет свою специфику в отличие от обычных занятий. Очевидно, что в качестве наставника в таком случае следует привлекать человека, близкого по духу к ученику и имеющего опыт участия в соревнованиях. Как уже было упомянуто выше, в КНР значимым фактором при выборе организации для создания тренировочной базы по компетенции «Инженерный дизайн CAD» является наличие результативного участника чемпионата мира Worldskills Competition. Кроме того, на примере кружка в GZITTC видно, что студенты второго года обучения в кружке занимаются вместе со студентами первого года обучения. То есть первокурсники, с одной стороны, видят, какие задачи их будут ждать в следующем году, а с другой стороны, всегда могут обратиться за помощью к старшим товарищам, успешно прошедшим ряд контрольных мероприятий, позволивших им продемонстрировать свое мастерство и остаться в рядах членов кружка.
Реализация системного подхода при выстраивании процесса подготовки чемпиона. Для достижения высокого результата подготовки необходимо учитывать каждый из аспектов тренировки и осуществлять полноценную командную работу. Тренер и студенты должны ставить перед собой и успешно решать ряд задач, некоторые из которых уже были упомянуты выше. Следует также отметить такие задачи, как мотивация тренером студента на раскрытие потенциала и повышение собственного профессионального уровня совместно со студентом. Обе эти задачи решаются постановкой перед собой более сложных задач и совместной работы над поиском их решения. Получение результата в таких случаях позволяет студентам обрести уверенность в себе, убедиться в способности находить решение все более и более сложных проблем, наладить
партнерские отношения с тренером, подготовиться к работе в команде на производстве после окончания учебного заведения.
Со стороны участника в данном случае ожидается высокая активность в процессе тренировок и нацеленность на высокие достижения. Подавляющее большинство студентов проживают в общежитиях на территориях кампусов колледжей, поэтому имеют достаточно возможностей, чтобы проводить много времени после основных занятий в мастерских и добиваться высоких практических результатов.
В качестве задач, достаточно сложных, но решение которых при этом имеет практическую важность, можно привести целый ряд примеров. Так, на тренировочной базе в GZITTC студенты кружка второго года обучения активно проектируют объемные головоломки, детали которых для последующей сборки затем распечатывают на 3D-принтерах. Сборка таких головоломок является национальным видом спорта, по которому регулярно проводятся соревнования. Проектирование головоломок не только развивает пространственное воображение, позволяет улучшить владение специализированным программным обеспечением для геометрического моделирования и получить доступ к современному оборудованию для воплощения своих идей, но позволяет студентам почувствовать свою социальную значимость, демонстрируя возможности колледжа. Еще одним примером постановки и решения практических задач является проектирование студентами кружка складной мебели и последующая распечатка прототипов из пластика.
Хотелось бы упомянуть и о двух примерах практически значимых задач, которые предлагались конкурсантам на внутрикитайских и международных турнирах, проводимых по методике WorldSkills. Одной из таких задач было предложение разработать специальный крепежный элемент для трубопровода, который должен был удовлетворять ряду требований к его конструкции. Особое значение задаче придавалось по той причине, что одно из предложенных решений могло быть применено на международной космической станции. Второй подобной задачей было проектирование и последующая распечатка на 3D-принтере рукоятки электродинамического фонаря, удовлетворяющей ряду требований (время печати, наличие необходимых элементов для ограничения перемещения и фиксации рукоятки в корпусе и пр.).
Решение подобных задач позволяет обучающимся с самого начала понимать значимость своей деятельности, чувствовать себя причаст-
ными к решению важных проблем, брать на себя ответственность за качественное выполнение работы.
Следует заметить, что, например, в Электротехническом колледже города Гуанчжоу (Guangzhou Electrotechnical College, GETC) успешные студенты прямо на территории колледжа организовали небольшое производство пластиковых изделий. Студенты, освоив основы компьютерного геометрического моделирования и работу на достаточно простых и дешевых SD-принтерах, организовали небольшое студенческое конструкторское бюро, стали собирать заказы, в том числе и через Интернет,проектировать,распечатывать и продаватьчерез собственный онлайн-магазин игрушки и более серьезные изделия, как, например, запасные части к потребительским товарам, наглядные учебные пособия и пр. Причем такая деятельность не только позволяет студентам готовиться к соревнованиям по компетенции «Инженерный дизайн CAD» (навыки компьютерного геометрического моделирования, знание основ функционирования механических систем, умение эксплуатировать устройства SD-печати обязательны для будущего специалиста), но и получать навыки предпринимательства, осваивать веб-дизайн, получать определенный доход без отрыва от учебы, пользоваться уважением среди других студентов и успешно трудоустраиваться по окончании колледжа.
Здесь стоит обратить внимание на то обстоятельство, которое российские эксперты часто ставят во главу угла, а китайские тренеры далеко не всегда придают ему важность. Речь идет об аппаратном обеспечении, оборудовании рабочего места. Среди преподавателей системы среднего профессионального образования в РФ бытует мнение, что если рядовому студенту предоставить возможность работать на передовом оборудовании, то у него сама собой вырастет мотивация, появится стойкое желание побеждать, проявятся ранее скрытые способности. Однако наши наблюдения за организацией подготовки, изучение китайских тренировочных баз говорят как раз об обратном. Тренировки подавляющего большинства студентов проводятся на самом обычном, относительно недорогом оборудовании. Это касается и компьютеров, и SD-принтеров, и измерительного инструмента. Акцент в подготовке делается на психологических особенностях студента, способности прикладывать усилиядлядостижения поставленной цели, умении управлять внутренним состоянием, выполнять рекомендации тренера. Большое внимание уделяется способности студента настроить программное
и аппаратное обеспечение для наиболее производительной работы, специально формируются навыки нахождения наиболее быстрого, нетривиального решения казалось бы простых задач.
Немаловажным представляется и организация подготовки будущих конкурсантов на опережение. Как только стало известно о том, что на чемпионате мира 2019 года в Казани для выполнения конкурсного задания необходимо будет продемонстрировать навыки работы с 3D-сканером, в программы подготовки и в конкурсное задание внутрикитайских чемпионатов были внесены соответствующие изменения.
Наблюдается и тенденция к переходу к выполнению конкурсных заданий в команде. Здесь китайские команды управления компетенциями также впереди и уже перестраивают задания так, чтобы конкурсанты, выполняя их, чувствовали ответственность за результат общей работы. В частности, во время совместной тренировки российских и китайских студентов зимой 2017 года в GETC была реализована такая модель проведения соревнований. Одно из заданий заключалось в командной разработке собачки для застежки «молнии» и последующей ее печати на 3D-принтере, а вторым заданием была разработка колес для радиоуправляемых автомобилей. В таких случаях, как видно, конкурсантам необходимо по окончании выполнения задания продемонстрировать работоспособный образец изделия. В процессе работы возникает задача распределения ролей и налаживания коммуникации внутри команды, распределение ответственности. Например, после разработки колес для радиоуправляемого автомобиля необходимо не только обеспечить их установку на оси автомобиля, но и провести автомобиль на таких колесах по извилистой трассе, имеющей участки с различными характеристиками поверхности (асфальт, плитка, гравий). Такие же подходы к организации командой работы начинают применяться и в компетенции «Управление беспилотными летательными аппаратами».
Заключение. Несомненно, развитие движения популяризации рабочих профессий WorldskШs проходит и в России, и в Китае весьма бурно. Экономики обеих стран нуждаются в большом количестве высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, которых необходимо подготовить за весьма ограниченное время. Построение системы образования, способной решить проблему, потребует реализации новых идей и применения новых подходов.
Стоит упомянуть работу «Четырехмерное образование», где подробно
рассматривается модель образования CCR, подразумевающая взаимодействие измерений знание-навыки-характер-умение учиться [8]. Все измерения взаимосвязаны, и интенсивное сочетание элементов каждого из измерений обеспечивает эффективность образования.
Среди элементов модели присутствуют такие, как креативность, критическое мышление, коммуникация, сотрудничество — они отнесены к измерению «навыки». Элементы осознанность, любознательность, решительность, устойчивость, нравственность и мораль, лидерство составляют измерение характера. А установка на развитие является частью измерения умения учиться.
Чуть подробнее остановимся на том, что включают в себя приведенные выше элементы модели.
Креативность — система знаний и навыков, включающая научное мышление [14], предприимчивость [18], проектное мышление [13] и владение математикой [19]. Выделяют пять уровней развития креативности: подражание, изменение, комбинирование, преобразование, создание нового. Отсюда можно сделать вывод, что развитие креативности у студентов является необходимым для совершенствования навыков, которыми должен обладать инженер. В данном случае подготовка к соревнованиям может рассматриваться как один из этапов образовательной траектории будущего инженера.
Критическое мышление организация «Национальный совет по совершенному критическому мышлению» определяет как «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого осмысления, анализа, синтеза и (или) оценки информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, применение информации в качестве ориентира для убеждения и действия» [17].
Коммуникативные навыки можно развивать с помощью коллективных заданий, которые могут быть эффективны при обучении навыкам реальной коммуникации, их оценке и получении необходимой обратной связи для развития коммуникационных способностей. Другим методом развития коммуникативных навыков можно указать наставничество в том виде, когда обучение осуществляется в виде консультаций однокурсников или немного более младших учащихся. Преподавание — эффективный путь для развития коммуникативных способностей. При этом имеется возможность оперативного получения обратной связи, формирования понимания, действительно ли обучаемый понял материал, и таким об-
разом оценить успешность коммуникации. Необходимость решения весьма сложной задачи донесения информации до ученика побуждает наставника наращивать усилия [12], а понимание ответственности нахождения в роли наставника поднимает его самооценку [15].
Обучение, основанное на сотрудничестве, способствует повышению результатов и самооценки учеников. Максимальная вовлеченность и удовольствие от изучения предмета являются прямыми следствиями объединения нескольких учеников в организованную группу для выполнения работы, связанной с достижением общей цели [16].
Как видно из вышеизложенных результатов исследования и проведенной совместной работы, ряду китайских учебных заведений системы среднего профессионального образования удается успешно реализовывать на практике современные подходы к обучению студентов, а результаты такого обучения позволяют студентам не только успешно трудоустраиваться, но и занимать призовые места в национальных и международных соревнованиях. Таким образом, становится очевидным, что заимствование и совершенствование передовых практик подготовки студентов в России позволит поднять среднее профессиональное образование на более высокий уровень, готовить для промышленности и экономики высококвалифицированные кадры.
Обмен опытом и успешное взаимодействие с китайскими партнерами позволили успешно применять описанные выше методики и подходы при выявлении, тренировках и участии в чемпионатах конкурсантов из числа студентов образовательных организаций Московкой области ГБПОУ МО «Луховицкий авиационный техникум» и ГАПОУ МО «Подмосковный колледж „Энергия"». Результатом систематической работы экспертного сообщества региона по подготовке конкурсантов стали награда Medallion of Excellence (Медаль превосходства) на Финале Национального чемпионата 2016 года, золотая медаль в 2017 году и бронзовая медаль в 2018 году. Таким образом, система подготовки показала свою жизнеспособность и реализуемость в пределах региона.
Литература
1. Вербицкая Л. А. Приветственное слово // Стратегия развития образовательного пространства в условиях глобальных рисков: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ конф. (23 мая 2017 г.) / Иванова С. В. (ред.). M.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. С. 4-7.
2. ЗубковаГ.И., ТарасоваН. М. Тенденции развития профессионального образования в Китае // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. В.12. С. 241-243.
3. Карнаухова М. В., Талина И. В., Тимошина Е. А. Политика Китая в области образования на современном этапе // Власть. 2015. № 11. С. 202-204.
4. Краснова А. А. Развитие системы непрерывного образования в Китае // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2015. N° 3. С. 96-105.
5. Лавров А. А., Степанова Н. Р. Интернационализация образования как направление реализации социальной ответственности учебных заведений [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2012. № 5. Режим доступа: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=6929 (дата обращения: 04.11.2018).
6. Петров Е. Е. Подготовка результативного участника финала национального чемпионата по методике Worldskills // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 3. С. 49-56.
7. Рыбачек Э. Российская команда SamsungSkills получила призы на WorldSkills 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://techfusion.ru/rossijskaya-komanda-samsung-skills-poluchila-prizy-naworldskills-2017 (дата обращения: 04.11.2018).
8. Фадель Ч., Бялик М., ТриллингБ. Четырехмерное образование: компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ. М.: Точка, 2018. С. 93.
9. Цзянь С. Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России: автореф. ... канд. пед. наук. Казань, 2009. С. 15.
10. Члены Национальной сборной России, проходящие обучение в центре SamsungSkills, приняли участие в чемпионате WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// news.samsung.com/ru (дата обращения: 04.11.2018).
11. Шведова И. А. Интернационализация высшего образования в Китае // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 1 (21). С. 132-138.
12. Chase C. Teachable Agents and the Protege Effect: Increasing the Effort Towards Learning // Journal of Science Education Technology. 2015. Vol. 18, No. 4. P. 334-352.
13. Dorst K., Cross N. Creativity in the Design Process: Co-Evolution of Problem Solution // Design Studies. 2001. Vol. 22, No. 5. P.425-437.
14. Dunbar K. How Scientists Think: On-Line Creativity and Conceptual Change in Science // Conceptual Structures and Processes: Emergence, Discovery, and Change / In T. B. Ward, S. M. Smith, J. Vaid (Eds.). Washington D. C.: American Psychological Association Press, 1997. P. 461-493.
15. Hobbs R., Frost R. Measuring the Acquisition of Media-Literacy Skills // Reading Research Quarterly. 2015. Vol. 38, No. 3. P. 330-355.
16. Johnson D. W., Johnson R. T., Stanne M. B. Cooperative Learning Methods: A Meta-Analysis, 2015 [Электронный ресурс]. URL: www.researchgate.net/profile/David_Johnson50/publica-tion/220040324_Cooperative_Learning_Methods_a_Metaanalysis/links/00b4952b39d258145c000000. pdf (дата обращения: 04.11.2018).
17. Defining Critical Thinking // The Foundation for Critical thinking [Электронный ресурс]. URL: www.criticalthinking.org/pages/defining-critical-thinking/766 (дата обращения: 04.11.2018).
18. Sarri K. K., Bakouros I. L., Petridou E. Entrepreneur Training for Creativity and Innovation // Journal of European Industrial Training. 2010. Vol. 34, No. 3. P. 270-288.
19. SheffieldL. J. Creativity and School Mathematics: Some Modest Observations" // ZDM: the international journal on mathematics education. 2013. No. 2. P. 325-332.
EXPERIENCE IN THE EXCHANGE OF TRAINING PRACTICES FOR PARTICIPANTS IN PROFESSIONAL EDUCATION COMPETITIONS WITH REPRESENTATIVES OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
Introduction. Currently, many countries and geopolitical regions are making joint efforts to build a coherent policy in the field of education, internationalization of educational standards, the implementation of network models for the formation of educational trajectories. The Russian Federation is no exception.
Purpose of the article. The article is devoted to the study of the experience of training participants of professional skill competitions in the People's Republic of China and the formation of approaches to ensuring a high level of training for students of technical specialties
who receive secondary vocational and higher education in the Russian Federation.
Research methods. Comparison of the primary and secondary vocational education systems structures of the PRC and the Russian Federation makes it possible to assess the applicability methods of the preparing students, future competitors, and the methods of selection for the national team to participate in international competitions of professional skills. Participation in Russian-Chinese competitions of professional skill allows to collect materials for comparative studies, share experience with foreign colleagues and adequately assess the level of training of contestants in conditions as close as possible to the conditions of world or continental championships. Conducting joint training and internships provides an opportunity to improve the professional level of both coaches and contestants Results. Chinese coaches and teachers of several colleges managed to build a system for selecting talented students and cultivating successful participants in professional skills competitions, as well as training skills and qualities that help graduates find jobs.
Conclusions. The exchange of experience and successful interaction with Chinese partners allowed to successfully apply the techniques and approaches discussed in the article in identifying, training and participating in championships of contestants from among students of educational institutions of the Moscow Region. The training system has shown its viability and feasibility within the region.
Keywords: vocational education, mechanical engineering CAD, internationalization, Worldskills, professional skills competitions, champion training, skill
References
• Chase C. Teachable Agents and the Protege Effect: Increasing the Effort Towards Learning // Journal of Science Education Technology. 2015. Vol. 18, No. 4.P. 334-352.
• Chleny Nacional'noj sbornoj Rossii, prohodyashchie obuchenie v centre SamsungSkills, prinyali uchastie v chempionate WorldSkillsRussia[Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://news.samsung.com/ru (data obrashcheniya: 04.11.2018). [InRus].
• Czyan'S. Osnovnye tendencii modernizacii sistemprofessional'nogo obrazovaniya vKitae i Rossii: av-toref. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2009. S. 15. [In Rus].
• Defining Critical Thinking// The Foundationfor Critical thinking [Elektronnyj resurs]. URL: www. criti-calthinking.org/pages/defining-critical-thinking/766 (data obrashcheniya: 04.11.2018).
• DorstK., Cross N. Creativity in the Design Process: Co-Evolution ofProblem Solution //Design Studies. 2001. Vol. 22, No. 5. P.425-437.
• DunbarK. How Scientists Think: On-Line Creativity and Conceptual Change in Science // Conceptual Structures andProcesses: Emergence, Discovery, andChange/In T. B. Ward, S. M. Smith, J. Vaid (Eds.). Washington D. C.: American Psychological Association Press, 1997. P. 461-493.
• Fadel'Ch., ByalikM., TrillingB. Chetyrekhmernoe obrazovanie: kompetencii, neobhodimye dlya uspekha /per. s angl. M.: Tochka, 2018. S. 93. [In Rus].
• Hobbs R., Frost R. Measuring the Acquisition of Media-Literacy Skills // Reading Research Quarterly. 2015. Vol. 38, No. 3. P. 330-355.
• Johnson D. W., Johnson R. T., Stanne M. B. Cooperative Learning Methods: A Meta-Analysis, 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: www. researchgate. net/profile/David_Johnson50/publication/220040324_ Cooperative_Learning_Methods_a_Metaanalysis/links/00b4952b39d258145c000000.pdf (data obrashcheniya: 04.11.2018).
• KarnauhovaM. V., TalinaI. V., Timoshina E. A. PolitikaKitaya v oblasti obrazovaniya na sovremennom etape // Vlast'. 2015. № 11. S. 202-204. [In Rus].
• Krasnova A. A. Razvitie sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v Kitae // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Informatizaciya obrazovaniya». 2015. № 3. S. 96-105. [In Rus].
• Lavrov A. A., Stepanova N. R. Internacionalizaciya obrazovaniya kak napravlenie realizacii social'noj otvetstvennosti uchebnyh zavedenij [Elektronnyj resurs]//Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012. №5. Rezhim dostupa: http://www. science-education.ru/ru/article/
view?id=6929 (data obrashcheniya: 04.11.2018). [In Rus].
• Petrov E. E. Podgotovka rezul'tativnogo uchastnika finala nacional'nogo chempionata po metodike Worldskills // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2018. № 3. S. 49—56. [In Rus].
• Rybachek E. Rossijskaya komanda SamsungSkills poluchila prizy na WorldSkills 2017 [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://techfusion.ru/rossijskaya-komanda-samsung-skills-poluchila-prizy-na-worldskills-2017 (data obrashcheniya: 04.11.2018).[In Rus].
• SarriK. K., BakourosI. L., PetridouE. Entrepreneur Trainingfor Creativity andlnnovation//Journalof European Industrial Training. 2010. Vol. 34, No. 3. P. 270-288.
• SheffieldL. J. Creativity andSchoolMathematics: SomeModest Observations "//ZDM: the international journal on mathematics education. 2013. No. 2. P. 325-332.
• Shvedova I. A. Internacionalizaciya vysshego obrazovaniya v Kitae // Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. Istoriya. 2013. № 1 (21). S. 132-138. [In Rus].
• VerbickayaL. A. Privetstvennoe slovo //Strategiya razvitiya obrazovatel'nogoprostranstva v usloviyah global'nyh riskov: sb. nauch. tr. mezhdunar. nauch.-prakt konf. (23 maya 2017g.) /IvanovaS. V. (red.). M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2017. S. 4-7. [In Rus].
• Zubkova G. I., Tarasova N. M. Tendencii razvitiya professional'nogo obrazovaniya v Kitae // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2014. T. 17. V.12. S. 241-243. [In Rus].