В. С. Куликов
Две грани могущества Китая: Сильные и слабые стороны экономических отношений с Европейским союзом
Аннотация. В рамках статьи проведено исследование сильных и слабых сторон экономических отношений Китая с ЕС в контексте возрастающего могущества КНР. Отражением тенденции усиления взаимодействия в торговле и экономических связях являются расширение сфер сотрудничества и конструктивный подход сторон к решению возникающих проблем и трудностей. В статье также дается оценка особенностей развития китайской экономики в посткризисный период и инициатив КНР по оказанию финансовой помощи ЕС. Abstract. In the article strong and weak sides of the economic relations of China with the EU under the context of the growing power of the People's Republic of China are studied. The revealed trend of this mutual trade and economic interactions reflects the widening cooperation and constructive positions of China and the EU in the process of solution of arising problems. The author analyses particularities of the Chinese economy in the post crisis period, the financial proposals submitted by China to the EU. Ключевые слова: антидемпинговые меры, могущество, экономические отношения Китая с ЕС, открытость экономики, посткризисный период, финансовая помощь, торговое и экономическое сотрудничество, конкурентоспособность, охрана окружающей среды, глобальный экспортер, высокотехнологичная отрасль, стимулирование инвестиций, валютные резервы, иностранные прямые инвестиции, защита интеллектуальной собственности, малые и средние предприятия.
Keywords: antidumping measures, power, the economic relations of China with the EU, openness of economy, post crisis period, financial aid, trade and economic cooperation, competitive strength, protection of environment, global exporter, high tech branch, boosting investment, money reserves, foreign direct investment, protection of intellectual property, small and medium size enterprises.
За годы, прошедшие с начала политики реформ и открытости, Китай создал экономику, отвечающую многим требованиям рыночного хозяйствования. Сформированные Китаем экономические механизмы управления и контроля в целом оказались способны локализовать негативные последствия мирового финансового кризиса в определенных пределах. Предпринятые антикризисные меры носили стандартный характер и позволили приспособиться к новой экономической реальности. Была также упорядочена юридическая система защиты экономики, прежде всего внешнеэкономических связей, в том числе с западноевропейскими странами.
Юридические антикризисные меры
Принятый в августе 2008 г. закон «О стимулировании цикличного развития» явился продвижением стратегии непрерывного развития страны. Требования «сокращать объемы, эффективно использовать сырье, превращать отходы в ресурсы» являются основополагающими приоритетами в развитии экономики Китая. При создании структур, призванных осуществлять переход от действующей модели линейного роста экономики к модели, которая должна дать большой экономический эффект, предусматривается активное участие государства, предприятий, отраслевых объединений и организаций, граждан. Суть стратегии состоит в том, чтобы добиться энергосбережения и снижения уровня загрязнения окружающей среды.
В связи с вступлением в силу в 2007 г. нового Базельского соглашения о капитале Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая выпустила инструкцию, обязывающую крупные коммерческие банки применять с конца 2010 г. новое Соглашение о капитале. Остальные коммерческие банки на добровольной основе должны подавать ходатайства о применении соглашения после
Две грани могущества Китая:
- Сильные и слабые стороны
экономических отношений с Европейским союзом
2011 г. Такой «единообразный» в соответствии с международными нормами порядок регулирования банковской деятельности способствует улучшению общего уровня управления банками, росту их конкурентоспособности и стабилизации банковской отрасли в целом.
В сфере фондового рынка Госсовет КНР утвердил в апреле 2008 г. Положение о надзоре за фондовыми компаниями. Исходя из конкретной ситуации, в отношении этих компаний могут быть приняты решения о приостановке и реорганизации их деятельности вплоть до передачи полномочий управления и слияния компаний. Для установления границ деятельности компаний было установлено регулирование путем слияния имущества компаний, котирующихся на фондовом рынке, а также компаний - держателей акций или компаний, владеющих контрольным пакетом.
В ходе реализации Постановления Госсовета КНР о деятельности страховых компаний (март 2000 г.) страховой рынок превратился в сектор экономики, привлекательный для инвестиций иностранных компаний. Постановление фактически легализовало их работу с китайскими клиентами. В период кризиса китайские власти продолжали совершенствовать правила деятельности участников рынка страховых услуг и базовую систему контроля за управлением страховыми компаниями. В феврале 2009 г. были внесены изменения в закон «О страховании», в котором прописана более рациональная организация отношений между сторонами, участвующими в страховой деятельности. Новые законодательные поправки учитывают нарастание масштабов страхового рынка и увеличение числа страховых случаев и споров [Чэнь-Су, 2010].
Все вышеуказанные законы и их применение нацелены на то, чтобы повысить конкурентоспособность экономики за счет относительно низких затрат и высокого уровня инвестиционной привлекательности для западных компаний.
Внешнеэкономические отношения Китая с ЕС
Поставив стратегическую задачу «объединения родины посредством инкорпорации Гонконга, Макао и Тайваня», руководство КНР все более проявляет интерес к расширению внешнеэкономических отношений с западноевропейскими государствами,
имеющими реальное влияние в Восточной Азии. В этом плане в стратегии под названием «Программа экономического развития Китая до 2020 г.» предполагается вовлечение КНР в процессы глобализации, в частности, через создание экономических районов с включением в них приграничных провинций Китая и пограничных районов сопредельных государств.
Усиление позиций КНР как глобального экспортера продолжается в силу не только производственных мощностей, но и потому, что у китайских бизнесменов изменился менталитет, формируется западное мышление. В последние 15 лет китайский экспорт в среднем увеличивался на 19,5% в год, а с 2005 г. крупнейшим покупателем китайских продуктов стала Европа, где происходил рост потребительских настроений. В июле 2005 г. экспорт Китая в государства зоны евро превысил импорт США, которые в 2001 г. экспортировали в три раза больше товаров, чем КНР. Об экспортном потенциале страны говорит тот факт, что если в 1985 г. Китай был тринадцатым в списке мировых экспортеров, то в 2005 г. он занимал уже третье место в списке после Европы и США.
Китай постепенно переходит к производству все более дорогих товаров. Так, с 2006 г. действует ставка, по которой возмещается НДС экспортерам высокотехнологичной продукции. Одновременно уменьшена ставка, по которой налог должен возвращаться экспортерам товаров с низкой добавленной стоимостью. Китай приступил в 2010 г. к введению единых для национальных и зарубежных предприятий правил налогообложения.
Вместе с тем, особенно при экспорте готовых товаров, выявляются как его позитивные, так и негативные стороны для страны, уровня жизни населения. В рамках вертикальной производственной интеграции экономик стран Восточной Азии (КНР, Индонезия, Республика Корея, Малайзия, Филиппины, Сингапур) Китай играет ведущую роль в восточноазиатской торговле в качестве сборочного центра деталей и комплектующих и продажи готовых товаров за пределами региона в зависимости от спроса, в том числе государств - членов ЕС.
Преимущества Китая в экспорте товаров определяются теми же факторами, что и современная внешняя торговля по всему миру. Речь идет прежде всего о жестко регулируемом курсе юаня относительно доллара США. Пока этот курс приносит ощутимую 174
Две грани могущества Китая:
- Сильные и слабые стороны
экономических отношений с Европейским союзом
пользу экономике КНР в экономическом взаимодействии с ЕС. Юань, как известно, конвертируем лишь частично, а существующие ограничения на обмен юаня на доллар приводят к ограничениям по использованию денег в разных трансакциях. Ограничения, в свою очередь, порождают новую валюту, или второго юаня, с помощью которого, в частности, бюджетным организациям выдают денежные средства по сметам.
По мере постепенной ревальвации юаня в последние годы на китайский рынок поступали зарубежные «горячие деньги», нацеленные на участие в спекулятивных операциях. Краткосрочные спекулятивные операции часто совершаются нелегальным способом и в самых разнообразных формах. Этот приток иностранных инвестиций, хотя и служит источником валютных резервов страны, тем не менее создает риски резких «подъемов и спадов», что вынуждает Китай в русле действий других стран (Таиланд, Южная Корея) заявлять о готовности его ограничить. Более того, годовая рентабельность этих активов в форме государственных облигаций, ценных бумаг правительственных структур и денежных вкладов, в частности в евро, по подсчетам китайских ученых, составляет около 5%. Такой уровень рентабельности валютных резервов, по их мнению, наносит существенный ущерб экономике страны, который можно сравнить с выплатой Китаем монетной пошлины странам -участницам ЕС [Ли Цзиминь, 2011].
Следует также отметить, что деятельность подавляющей части китайских предприятий с участием иностранного капитала, ориентированных на экспорт товаров в европейские страны, происходит в условиях нарушения баланса между инвестициями и спросом. Несмотря на то что правительство КНР стимулирует потребление («бытовую технику в деревню»), ситуация на потребительском рынке остается не вполне благоприятной. По данным Народного банка КНР за первый квартал 2011 г. , только 14,2% населения планируют увеличить потребление, что является самым низким показателем с 1999 г. Поэтому актуализируется разработка правильной стратегии трансформации командного хозяйства в полноценную систему регулируемой социально ориентированной рыночной экономики. Во-первых, быстро увеличивается разрыв между богатыми и бедными слоями населения, вызванный неравномерным распределением доходов. Согласно китайским расчетам,
коэффициент Джини в Китае уже достиг 0,5, превысив установленную международным сообществом «красную отметку» - 0,4. Во-вторых, слабая система социального обеспечения во многом препятствует росту потребления, поскольку в настоящее время население страны вынуждено увеличивать сбережения в ущерб потреблению, чтобы иметь возможность расходовать средства на лечение, образование и покупку жилья [Сунь Жуйчжо, 2011].
Темпы развития китайской экономики, опирающейся на инвестиции и экспорт, были очень высокими в 2010-2011 гг. главным образом благодаря наличию спроса на инвестиции. Спрос часто поддерживался политикой госбанков, предоставляющих кредиты по низким процентам. Такая политика явилась одной из причин роста инфляции, влияние которой на потребителей власти городов и провинций страны пытались смягчить путем увеличения заработной платы. Так, в провинции Гуандун, экспортном центре продукции легкой промышленности, размер заработной платы в городах был повышен в среднем на 18,6% начиная с 1 марта 2011 г. Подобные меры принимаются во многих других провинциях. Для расширения внутреннего спроса на товары в конце 2010 г. каждому жителю выдали по 200 юаней (около 35 долл.), которые они использовали на покупку товаров, не реализованных предприятиями в результате падения спроса западного покупателя.
Тем не менее Китай сталкивается с тенденцией повышения уровня инфляции (в марте 2011 г. темпы инфляции достигли более 5%), что приводит к увеличению потребительских цен.
Инфляционные ожидания в обществе высокие, чему способствуют ускорение темпов кредитования китайскими банками и рост предложения денег. В этой связи меры по обузданию инфляции становятся приоритетным направлением в деятельности Народного банка и правительства КНР [Chen Jia, Li Xiang, 2011].
Китайские власти ввели контроль за ценами еще в середине ноября 2010 г. Однако уменьшить уровень инфляции не удалось из-за засухи в северных провинциях и сильных морозов на юге страны, которые привели к потерям в сборе урожая пшеницы и овощей. В направлении сокращения излишней банковской ликвидности Народный банк Китая стремится поднимать ставку резервирования, но замедление в процессе вливания денежных ре-
Две грани могущества Китая:
- Сильные и слабые стороны
экономических отношений с Европейским союзом
сурсов банками неадекватно воспринимается деловым сообществом.
В экономике Китая также наметилась тенденция к сокращению рабочей силы из-за дефицита традиционной категории заводских рабочих в возрасте от 20 до 30 лет как следствие действующей системы «один ребенок в семье». В то же время увеличивается количество выпускников вузов, не проявляющих желания работать в реальном секторе экономики. Эти тенденции вынуждают китайских производителей приступать к разработке планов по модернизации оборудования и повышению качества товаров, чтобы в ближайшие несколько десятков лет обеспечить потребителей товарами национальных марок. Уделяется внимание использованию патентов, внедрению инноваций и таким образом созданию условий для повышения конкурентоспособности китайских товаров на рынках ЕС.
Такой подход китайских промышленников, нацеленный на создание предпосылок для роста потребления в стране и экспорта высокотехнологичной продукции, становится все важнее в плане обеспечения продолжительного функционирования их производства. Китай идет на закрытие убыточных производств, но создает рабочие места на строительстве автомобильных и железных дорог (выделено почти 900 млрд. юаней - около 200 млрд. долл.).
В ходе трансформации экономики и активного развития внешнеэкономических связей с западными странами, в том числе с ЕС, Китай превратился во «всемирную фабрику». Однако, по оценке китайских исследователей, Китай заплатил слишком высокую цену за экспорт реальных ресурсов страны: израсходовал почти 50% мирового объема потребления железа, цемента и угля, а также около 10% объема потребления нефти и газа. В 2011 г. ВВП КНР составил 39,8 трлн. юаней, что эквивалентно 5,98 трлн. долл. (при среднем валютном курсе за декабрь 2010 г. 1 долл. США примерно равняется 6,6515 юаня).
Главной задачей экономики, как отмечается в «ориентирах» на следующую пятилетку (2011-2015), становится переход от трудоемких и энергоемких перерабатывающих отраслей, несущих загрязнение окружающей среды, к капиталоемким высокотехнологичным отраслям. Важное значение руководители КНР придают повышению уровня жизни населения, дальнейшему социально-экономическому развитию отдельных провинций и районов.
Несовершенство структуры народного хозяйства Китая и тот факт, что сборка продукции из деталей и комплектующих, поставляемых из продвинутых азиатских государств, представляет собой последнюю цепочку в системе общей экономики (shared есопоту), являются одной из важных причин, приведших к формированию активного сальдо торгового баланса КНР за счет торговли с развитыми странами и ЕС. Китай также всемерно поощрял иностранные инвестиции из европейских стран, будучи в значительной степени зависимым от Запада в области развития высоких технологий и подготовки кадров по современному менеджменту. Эта политика КНР явилась другой причиной сохранения в течение продолжительного периода времени положительного торгового баланса.
Приток инвестиций и осуществляемая экспортная стратегия способствовали превращению Китая в индустриальную державу, которая также опередила Японию по объему ВВП и по этому показателю вышла на второе место в мире. Во внешнеэкономических связях с ЕС Китай выступает страной, открытой для западноевропейских компаний, и стремится расширить свое влияние на пространстве новых государств - членов Евросоюза [Сун Хун, 2011].
Бурный рост китайской экономики, с одной стороны, позволяет прогнозировать нехватку энергоресурсов для ведущих западноевропейских стран, что может вызвать конфликт между КНР как крупным игроком на энергетическом рынке и ЕС. С другой стороны, стратегия Китая, направленная на овладение современным технологическим укладом, формирующимся в мировой экономике, помогла Германии за счет экспорта новейшего технологического оборудования в КНР преодолеть кризис. Наиболее успешные европейские открытые экономики, например Нидерланды и Люксембург, обеспечили безопасные условия для иностранных инвестиций и предпринимательства, в том числе из Китая. Так, в апреле 2011 г. китайская автомобильная компания «Hawtai motor» и нидерландская компания «Spyker Cars», владеющая известным шведским автоконцерном «Saab», заключили соглашение, по которому китайская компания выкупит до 29,9% акций «Spyker motor» и получит доступ к инвестиционным технологиям и международной сбытовой сети.
В соответствии с новой моделью развития экономики Китай приступил к осуществлению мероприятий по стимулированию 178
Две грани могущества Китая:
- Сильные и слабые стороны
экономических отношений с Европейским союзом
импорта и поощрению внутреннего потребления. В апреле 2011 г. в КНР были обнародованы показатели, которые впервые за последние семь лет свидетельствовали о некоторых тенденциях к отрицательному сальдо торгового баланса. Объем импорта возрос на 32,6% в первом квартале 2011 г. при росте экспорта на 26,5%. Вместе с тем европейские компании в сфере услуг продолжали наталкиваться на трудности при ведении торговых дел в Китае. Китай сохраняет право собственности в таких секторах, как банковский, строительство, телекоммуникации. Например, из 22 тыс. лицензий в сфере телекоммуникаций Китай выдал с 2001 г. только 14 лицензий иностранным компаниям. Значительная часть рынка также закрыта для участия европейских компаний в так называемых проектах «национальные инвестиции».
В марте 2011 г. делегация из представителей 30 продовольственных и винодельческих фирм из стран ЕС находилась в Китае и вела переговоры с китайскими официальными и торговыми кругами. Практически ЕС открыл свой торговый комплекс в стране и договорился о расширении продажи продуктов питания из КНР в страны ЕС. В 2006 г. доля китайских продуктов занимала более 40% всего продовольственного рынка в ЕС.
В 2011 г. в рамках соглашения об охране интеллектуальной собственности Китай и ЕС создали специальную коммуникационную сеть для китайских и европейских таможенников, которая давала возможность обмениваться информацией и перехватывать крупные отгрузки поддельного товара (в 2008 г. почти 54% всех конфискованных на европейских границах поддельных товаров происходили из Китая). Как сообщил комиссар ЕС по налогообложению А. Семета, для реализации программы сотрудничества требуются дополнительные ресурсы, поскольку европейские чиновники не удовлетворены работой китайских таможенников.
Европейские промышленные компании также выражают недовольство по поводу того, что КНР применяет экспортные ограничения на такие ключевые сырьевые материалы, как желтый фосфор, бокситы, кокс, магний, цинк. Эти ограничения создают неблагоприятную конкурентную среду для зарубежных партнеров, так как преимуществами пользуются китайские компании, которые имеют доступ к более дешевым материалам.
В двустороннем инвестиционном сотрудничестве инвестиции из ЕС снизились до 4,5 млрд. евро в 2008 г. (против 7,1 млрд. в 2007 г.). Произошло также сокращение китайских инвестиций в ЕС до 0,5 млрд. евро в 2008 г. На инвестиционной активности отрицательно сказались последствия мирового финансового кризиса, повлияли и другие факторы, особенно существующие в Китае торговые барьеры для деятельности европейских компаний [Xia Bin, 2010].
Исходя из необходимости придерживаться открытости и соблюдения равноправных отношений, европейские компании призывают власти КНР следовать рекомендациям группы 20 воздерживаться от создания барьеров в сфере торговли и инвестиций. Евросоюз, со своей стороны, требует от Китая ослабления ограничений для зарубежных собственников китайских банков. По данному вопросу комиссар ЕС М. Барнье провел в марте 2011 г. переговоры с представителями министерства финансов и Народного банка КНР. В настоящее время Китай не позволяет одному зарубежному инвестору владеть более чем 20% китайского банка и считает банк иностранным, если общая доля его зарубежных акционеров превышает 25%. Кроме того, некоторые крупные европейские банки планируют выпускать облигации в Китае, а европейские страховщики также стремятся получить более значительную часть китайского рынка.
Наряду с этими предложениями ЕС проводит курс на выполнение принятого Союзом документа «Акт по развитию малого бизнеса», призванного повлиять на конкурентоспособность европейских компаний за рубежом. В ноябре 2010 г. в Пекине при финансовой поддержке ЕС был открыт Центр малого и среднего бизнеса. Центр предоставляет информацию, проводит консультации и организует семинары для европейских бизнесменов, заинтересованных в инвестировании в китайскую экономику.
Процесс обсуждения основных вопросов двусторонних экономических отношений все более набирает силу в послекризисный период. Продолжаются интенсивные переговоры на различных уровнях должностных лиц и предпринимательских структур Китая и ЕС в условиях реструктуризации хозяйств, когда в результате расширения торгово-экономических связей обе стороны столкнулись с неизбежными трудностями, в частности с торговыми спора-180
Две грани могущества Китая:
- Сильные и слабые стороны
экономических отношений с Европейским союзом
ми. КНР выражает готовность поддержать страны еврозоны в борьбе с кризисом и поиске выхода из него. В этой связи, как сообщил еще в конце декабря 2010 г. представитель МИД КНР Цзян Юй, «Европа была, остается и будет одним из важнейших рынков для вложения китайских валютных резервов».
В 2004 г. Еврокомиссия и Министерство торговли КНР выделили средства на запуск программы по выполнению условий Всемирной торговой организации (ВТО). Программа предусматривала развитие торговли и укрепление взаимопонимания между Китаем и ЕС. Основными формами ее реализации стали симпозиумы, специализированные исследования, прохождение практики и другие проекты. В марте 2011 г. Китай и Европейский союз приступили к выполнению второй пятилетки совместной программы по ВТО, которая будет нацелена на развитие сотрудничества в сфере обслуживания, устранения торговых барьеров, улучшения таможенного контроля и в других областях.
На 3-й сессии экономического и торгового Диалога на высоком уровне 20-21 декабря 2010 г. в Пекине ЕС сформулировал следующие основные направления политики в отношении Китая:
- развивать связи с Китаем, а также повысить уровень диалога по международным и политическим вопросам;
- способствовать переходу Китая к открытому обществу на основе соблюдения закона и уважения прав человека;
- поощрять интеграцию Китая в мировое сообщество посредством подключения КНР к мировой торговой системе, поддерживать процесс экономических и социальных реформ в стране;
- расширить распространение информации о ЕС в Китае.
Китай, занимая особое место среди развивающихся стран по
экономической мощи, делает акцент на привлечение иностранного капитала, которое стало в годы реформ одной из основных форм осуществления открытой внешнеэкономической политики страны.
Если в конце 1970-х - начале 1980-х годов сложились благоприятные внутренние и внешние условия для привлечения иностранного капитала в КНР, то в 1990-х годах приоритетное значение приобрели прямые инвестиции. Страной был взят курс на ускоренную модернизацию народного хозяйства, последовавшую за демонтажом старой социалистической системы, гарантировавшей людям стабильную работу и содержание до конца жизни. Наряду с
использованием на международном рынке избыточных свободных капиталов вводились льготы для совместных предприятий (СП), учреждались районы льготного инвестирования в приморских провинциях Гуандун и Фуцзянь, большинство иностранных вкладчиков являлись зарубежными китайцами [Данилоп, 2009].
В первой половине 1990-х годов темпы роста числа СП заметно снизились в результате развития национального предпринимательства в таких отраслях, как легкая, текстильная и пищевая промышленность, производство электроники и бытовых приборов.
В настоящее время Китай проводит более избирательную политику регулирования притока иностранных капиталовложений, включая инвестиции из западноевропейских стран, как в отраслевом и территориальном аспектах, так и с точки зрения технологического уровня и валютной отдачи.
Специфику рыночной реформы по-китайски западные эксперты понимают как экономическую свободу при отсутствии политической свободы. Даже официальные СМИ по случаю 30-й годовщины «реформ и открытой экономики» предполагали, что следующая стадия должна быть сконцентрирована на проведении политических реформ.
Органы местного самоуправления в Китае действительно стали игроками на поле экономики, но при этом произошло определенное сращивание бизнеса и местной власти.
Европейский союз, выходящий на уровень самого многостороннего организованного интеграционного региона мира, в экономических отношениях с КНР выделяется прежде всего глобальным подходом к формулированию и реализации торгово-экономических целей и поэтапным выполнением поставленных задач. Этот подход прослеживается и в действиях ЕС по проведению диалога начиная с апреля 2008 г. (Пекин). На уровне высокого должностного лица Европейской комиссии и вице-премьера КНР происходило сближение позиций относительно стратегической важности торговых и экономических отношений между ЕС и КНР и необходимости прогресса в конкретных направлениях взаимодействия. Диалог превращается в механизм, с помощью которого обе стороны пытаются находить взаимоприемлемые решения по вопросам привлечения инвестиций, доступа к рынкам и защиты прав интеллекту-
Две грани могущества Китая:
- Сильные и слабые стороны
экономических отношений с Европейским союзом
альной собственности, а также регулирования торговых вопросов
[Вэнь Цзябао, 2007].
Следует отметить последовательность Европейской комиссии в осуществлении принятой в 2006 г. Стратегии партнерства и конкуренции по Китаю, предусматривающей проведение определенной работы с КНР по соблюдению справедливых правил торговли. Часть стратегии была выделена в самостоятельное комплексное Соглашение по развитию партнерства и сотрудничества.
В целом экономические отношения Китая с ЕС создают возможности для дальнейшего улучшения структуры двусторонней торговли и направлений инвестиционного сотрудничества. Обе стороны договорились внести изменения и дополнения в текст Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве от 1985 г. для более полного использования потенциала их взаимодействия.
Литература
Вэнь Цзябао. Китай и ЕС хотят создать единые механизмы торгово-экономического сотрудничества /Агентство Синьхуа. - 29 ноября 2007. -Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31518/6311400.html
Данилоп Ф. Суп из акульего плавника / Пер. с анг. - СПб.: Амфора, 2009.- 431 с.
Европейский союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. - М.: Инфра, 2008. - 696 с.
Киндис Д. Китай, который потряс мир / Пер с англ. - М.: АСТ Москва, 2010. - 380 с.
Китай: Только факты / Пер. на рус. язык. - Гонконг, 2004. - С. 258259.
Ли Цзиминь. Китай «расплачивается» за большие инвалютные резервы // Китай. - М., 2011. - № 4(66), апрель. - С. 32-34.
Право Европейского союза: Учебник для вузов / Под ред. С.Ю. Каш-кина. - 3-е изд. - М.: Юрайт, 2010. - 1119 с.
Сун Хун. Слово и дело: Открыли экономику и завоевали планету // Ведомости. - М., 2011. - 5 мая, 80 (2846). - Режим доступа: http: / / www. vedomosti.ru/ newspaper/2011/05/05
Сунь Жуйчжо. Самая низкая склонность к потреблению за последние 12 лет // Китай. - М., 2011. - № 4(66), апрель. - С. 3.
Экономические связи между Китаем и ЕС бурно развиваются в 2010 году // Агентство Синьхуа. - 27 декабря 2010 г. - Режим доступа: http:// russian.news.ch/
Чэнь-Су. Законодательство Китая на фоне финансового кризиса // Государство и право. - М., 2010. - №1. - С. 87-94.
Янковский Н.А., Макогон Ю.В., Рябчин А.М. Инновационные и классические теории катастроф и экономических кризисов: Монография / Под ред. Макогона Ю.В. - Донецк: Дон НУ,2009. - 331 с.
Ashton С. EU Commissioner for Trade. Boosting EU-China investment: Speech /09/366 // Xiamen. - 2009. - 8 September.
Chen Jia, Li Xiang. Inflation battle set to redouble / / China daily. - Beijing. 2011. - April 15. - P. 3, 15.
Commissioner Dacian Ciolos visits China to promote European quality foods // European commission agriculture and rural development: Press site. -. Brussels, 18 March 2011. - Режим доступа: www.gi-visit-press.eu
Commission opens gate way to China for European small and medium size: enterprises//ip/10/1478. - Brussels, November 8, 2010. - Mode of access: http: / / www.ec.europa/ eu/enterprise/ policies/ sme/ index eu.htm
EU calls for less barriers, more IPR protection to boost: investment// ip/09/1285 // Xiamen. - 2009. - 8 September.
EU High representative/ Commission Vice-President Catherine Ashton visits China for first «Partnership» Dialogue/ip/10/1077. - Brussels, 30 August, 2010. - EUROPA. - Press releases. - Mode of access: http://www.europa.eu/ rapid / pressReleasesAction. do?reference=IP/10/1077&formal=HTML&aged=0 &laguage-EN&guilt...
EU requests WTO Consultations with China over export restriction on raw: materials/ip/09/986. - Brussels. - 23 June 2009. - Mode of access: http: //ec.europa.eu/trade
Euro area annual inflation up to 2,7% //Eurostat: News-release. - Mode of access: http://ec.europa.eu/eurostat
European Union - EEAS (Europen Union External Action Service). Key documents. - Mode of access: http://www.eeas.europa.eu/china/does/ index_en.htm
13th EU-China summit joint press communique / Council of the European Union. - Brussels. - 6 October 2010. - Mode of access: http:www. consilium.europa.eu/ newsroom
EU-China trade in fact and figures: MEMO/10/352. - Brussels, July 20,
2010. - Mode of access: http: //ec.europa.eu/delegation/china
European Commission directorate-general for trade // China. - April 4,
2011. - Mode of access: http://europa.eu/trade/creating-opportunities/ bilateral-relations/countries(china)
Две грани могущества Китая:
- Сильные и слабые стороны
экономических отношений с Европейским союзом
Statement by EU Commissioner for climate action Connie Hedegaard on China's 12th Five-Year plan (2011-15): MEMO/173/11/. - Brussels, March 15, 2011.
Xia Bin. China's economy may face more difficulties in 2011 // People's daily on line. - August 13, 2010. - Mode of access: http://www.english. peopledaily.com.cn/90001/90778/90862/7104388.html
Xin Dingding. Wheels turning to create New Silk Road / / China daily. -April 15, 2010. - P. 4.