Научная статья на тему 'Отношения КНР и США в экономической сфере: двусторонние связи и многосторонние экономические проекты'

Отношения КНР и США в экономической сфере: двусторонние связи и многосторонние экономические проекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3327
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ В КНР / ИНВЕСТИЦИИ В США / РЫНОК ОБЛИГАЦИЙ США / ВТО / АНТИДЕМПИНГОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ / ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЁРСТВО / «ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ» / US CHINA RELATIONS / INVESTMENTS IN CHINA / INVESTMENTS IN US / HOLDINGS OF US SECURITIES / WTO / ANTIDUMPING INVESTIGATIONS / TRANSPACIFIC PARTNERSHIP / ONE BELT ОNE ROAD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Труш Сергей Михайлович

Торговые отношения КНР и США продолжают развиваться по нарастающей несмотря на замедление экономического роста в КНР. Новым моментом динамики торговли стало расширение присутствия на внутреннем рынке КНР американских фирм, разместивших свои производства в Китае. Объём китайских инвестиций в США превалирует над инвестициями в обратном направлении. Решения пленума ЦК КПК 2013 года по реформированию экономической модели реализуются трудно, но как тенденция способны существенно стимулировать двустороннее взаимодействие с США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA-USA ECONOMIC RELATIONS: BILATERAL TIES AND MULTILATERAL ECONOMIC PROJECTS

The article is devoted to the study of problematic issues of the change of US-China trade is going up notwithstanding the slowdown of Chinese economy. Those US firms who placed production in China became more involved into Chinese internal market. Chinese investments into US prevail over the US investments in China. The decisions of the Chinese leadership to set up the new market priorities in the economic development are implemented with obvious difficulties, but being implemented, could stimulate US-China ties.

Текст научной работы на тему «Отношения КНР и США в экономической сфере: двусторонние связи и многосторонние экономические проекты»

http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2017-8-3-52-71

ОТНОШЕНИЯ КНР И США В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: ДВУСТОРОННИЕ СВЯЗИ И МНОГОСТОРОННИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Сергей Михайлович Труш

Институт США и Канады РАН, Москва, Россияя

Информация о статье:

Поступила в редакцию:

Принята к печати:

15 декабря 2016

15 мая 2017

Об авторе:

к.и.н., ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН

e-mail: [email protected]

Ключевые слова:

китайско-американские отношения, инвестиции в КНР, инвестиции в США, рынок облигаций США, ВТО, антидемпинговые расследования, Транстихоокеанское партнёрство, «Один пояс один путь»

Аннотация: Торговые отношения КНР и США продолжают развиваться по нарастающей несмотря на замедление экономического роста в КНР. Новым моментом динамики торговли стало расширение присутствия на внутреннем рынке КНР американских фирм, разместивших свои производства в Китае. Объём китайских инвестиций в США превалирует над инвестициями в обратном направлении. Решения пленума ЦК КПК 2013 года по реформированию экономической модели реализуются трудно, но как тенденция способны существенно стимулировать двустороннее взаимодействие с США.

Двусторонние связи: торговля

Китайская и американская экономики характеризуются существенной взаимомо-дополняемостью и взаимозависимостью. При этом конкурентное противоборство двух стран и экономик усиливается.

В последние годы двусторонняя торговля КНР и США продолжала расти высокими темпами. В 2015 году товарооборот двух стран составил 598 млрд долларов, при экспорте Китая 482 млрд и импорте в 116 млрд. Профицит внешнеторгового оборота КНР в торговле составил 366 млрд долларов. По сравнению с предшествующим 2014 годом прирост товарооборота составил 16%.

Динамика роста двусторонней торговли КНР и США, начиная с 2006 г. представлена в Графике 1.

График 1

Торговля между США и Китаем, 2006-2014

200

-500 -

Exports Imports (negated) — Balance

Graph 1. China-US. Trade, 2006-2014. Congressional Research Service RL33536December 15, 2015. p. 3. Mode of access: http://www.fas.org/sgp/crs/ row/RL33536.pdf

США на данный момент (данные 2015 г.) являются вторым по значимости партнёром Китая по внешнеторговому то-

варообороту, первым по значимости рынком для китайского экспорта и пятым - по объёму импорта. Для США Китай является вторым партнёром по общему товарообороту, третьим по объему экспорта и первым по импорту.

В условиях замедления глобального экономического роста последних лет, стабильное наращивание объёмов взаимной торговли США и КНР выступало в качестве определённого драйвера мировой экономики. Эта стабильно позитивная динамика роста объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего эта динамика связана с относительным оживлением экономического роста США. Начиная с 2013 г., прирост ВВП США не опускается ниже отметки в 2%, что благоприятно сказывается как на американском экспорте, так и на импорте.

С другой стороны относительно высокие темпы роста, несмотря на некоторое снижение, начиная с 2014 г. демонстрировала китайская экономика; в 2015 году реальный прирост ВВП Китая составил 6,9%. Китай продолжал рассматривать США как приоритетное направление своей внешней торговли и принимал ряд специальных мер для поддержания как высоких уровней как экспорта, так и импорта на американском направлении.

Ключевыми позициями американского импорта в последние годы являются гражданская авиация, электротехнические изделия, продукция машиностроения, зерновые, соевые бобы и другая продукция сельского хозяйства, автомобили. Основными предметами китайского экспорта в США является предметы бытовой электроники и электрооборудования, мебель и текстильные изделия, игрушки, спортивные принадлежности, обувь1.

Характеризуя состояние торговых отношений двух стран, необходимо отметить ряд характерных особенностей этих отношений.

Первое обстоятельство в этой связи -это обоюдный рост приоритетности двусто-

1 U.S.-China Trade Facts. Office of the United States Trade Representative. Mode of access: https://ustr. gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/ peoples-republic-china

ронней торговли и для КНР, и для США. Ранее считалось, что Китай в большей степени заинтересован в торговых связях с США. Сейчас можно говорить о том, что и для США двусторонние торговые связи с КНР становятся не менее значимыми. Удельный вес КНР во внешней торговле США с каждым годом неуклонно повышается. Так с 2000 до 2014 г. доля КНР в суммарном экспорте США увеличилась в пять раз, с 2,1% до 10,6%, а в импорте с 8,2% до 19,9% соответственно. Это самый большая динамика такого рода по сравнению с другими торговыми партнёрами США2. По мнению экспертов, если темпы роста двустороннего китайско-американского товарооборота сохранятся на нынешнем уровне, то КНР обойдёт Канаду - главного торгового партнёра США - уже в ближайшие 3-5 лет3.

Другой особенностью торговых отношений КНР и США последних лет являлось то, что темпы роста американского экспорта в КНР, в начале десятилетия постепенно стремились подтягиваться к темпам роста импорта из КНР. Как тенденция - в случае стабилизации её действия - это бы весьма благотворно сказалось на хронической проблеме внешнеторгового дефицита с КНР. Так согласно американской статистике, в 2013 году китайский экспорт в США вырос на 3,5% в то время как американский экспорт в КНР - на 10,4%.

Вместе с тем эта тенденция не оказалась стойкой. Несмотря на замедление темпов роста китайской экономики в последние два года, и несмотря на то, что объём американского экспорта тоже рос в абсолютных величинах баланс внешней торговли всё же оставался неблагоприятным с точки зрения США. В 2014 г.рост дефицита США в торговле с КНР достиг рекордной отметки в 7,5%4. В результате, несмотря на некоторые симптомы смягчения в предыдущие годы, проблема внешнеторгового дефицита США сохраняет свою остроту в двусторонних экономических отношениях.

2 China-U.S. Trade Issues / Congressional Research Service. Mode of access: https://fas.org/sgp/crs/ row/RL33536.pdf

3 Ibid.

4 Ibid.

Ещё одной важной тенденцией динамики торговли США и КНР следует назвать рост значимости внутреннего китайского рынка для американских компаний, перенесших своё производство в КНР. Существует расхожее мнение, что компании США переносят производство в Китай для того чтобы впоследствии произведённый им продукт экспортировался обратно в США. Однако согласно последним доступным данным в 2013 году всего лишь 6% товаров, произведённых американскими компаниями в КНР возвращалась на американский рынок. Львиная доля продукции - около 80% - продавалась в Китае и на других рынках Восточной Азии5.

Инвестиционное сотрудничество: встречный поток

Взаимодействие КНР и США в инвестиционной сфере на протяжении последних десятилетий проходило с разнонаправленной динамикой.

Начиная с 1980-х годов прошлого века и вплоть до первого десятилетия века нынешнего Китай привлекал значительный объём американских инвестиций. По наиболее реалистичным оценкам, объём накопленных прямых американских инвестиций в КНР в период 1979-2014 гг. составил около 70 млрд долларов6. Финансовый кризис 2008-2009 годов сильно затормозил этот процесс. Китай, на котором кризис отразился в гораздо меньшей степени, после этого оказался способен сам направлять существенные потоки прямых инвестиций в США. Источниками роста финансовых потоков в США стали и рост накоплений частных предпринимателей в КНР, вложения в облигации и ценные бумаги на американском финансовом рынке, заинтересованность крупных госкорпораций и предприятий КНР в приобретении перспективных бизнес-активов в США.

5 The Importance of China to the US Economy / US-China Business Council. Mode of access: https://www.uschina.org/sites/default/files/ Market_Importance.pdf

6 China's Economic Rise: History, Trends, Challenges, and Implications for the United States / Congressional Research Service. Pp. 1617. Mode of access: https://fas.org/sgp/crs/row/ RL33534.pdf

Привлекательности китайских инвестиций в США в существенной степени способствовала развитость и широта финансового рынка США, относительная безопасность, низкий риск капиталовложений, надёжные юридические гарантии, развитый рынок труда.

В настоящее время США являются второй по значимости страной, куда направляются китайские прямые инвестиции. Если процесс китайских капиталовложений в США в настоящее время проходит фазу становления и роста, процесс американского инвестирования в Китай находится уже на зрелой фазе своего развития и насыщения рынка. Согласно статистическим данным за 2015 год, объём прямых инвестиций КНР в США составляет около свыше 15 млрд дол-ларов7. Можно предположить, что поток китайских инвестиций в США в будущем будет превосходить объём американских инвестиции в Китай.

В отличие от острой критики, раздающейся в США по поводу «чрезмерного» присутствия китайского бизнеса в американской экономике - эта критика наиболее ярко проявилась в позиции избранного нового президента США Д. Трампа - непредвзятый анализ свидетельствует и о многих позитивных моментах такого присутствия. Так по оценкам американских госорганов прямые иностранные инвестиции (в том числе и китайские) в США в настоящий период создают порядка 5,6 млн рабочих мест США, треть из которых - что немаловажно - находятся в производстве. При этом необходимо учесть, что в США уровень оплаты труда занятых на предприятиях с иностранными инвестициями, как правило выше чем у других предприятий8.

Если рассматривать китайские инвестиции в США, инвестиции частного капитала и государственных предприятий

7 Mode of access: http://finance.sina.com.cn/stock/usstock/ c/2016-09-26/doc-ifxwevmc5492575.shtml; ф Я^МЙЙ^ШША. Mode of access: http://www.ce.cn/xwzx/gnsz/gdxw/201610/10/ t20161010_16581167.shtml

8 Foreign Direct Investment in the United States. P. 7. Mode of access: https://www.whitehouse. gov/sites/default/files/2013fdi_report_-_final_ for_web.pdf

располагаются приблизительно в равных долях, частных инвестиций несколько больше. Доля китайских прямых инвестиций остаётся достаточно скромной по сравнению с другими экономическими игроками на американской площадке. Собственно говоря, это справедливо и в обоих направлениях. Общая доля обеих стран не превышает 5% от суммарных инвестиций в стране и в Китае, и в США9.

За последнее время на американском рынке инвесторами из КНР был сделан целый ряд знаковых вложений. В мае 2015 года автомобильный концерн Volvo Motors находящийся под контролем китайского Geely Holdings объявила о планах инвестировать 500 млн долларов в сборочное производство в Южной Каролине. Проектная мощность нового производства составит до 100 000 автомобилей в год. Одной из наиболее резонансных сделок последних лет стала покупка контрольного пакета известной нью-йоркской гостиницы Worlorf Astoria китайской Anbang Insurance Group в октябре 2014 года. Сумма сделки - 2 млрд долларов10.

Ранее в 2010 году китайская Suntech Power Holdings Co, крупнейший в мире производитель солнечных батарей, открыл производство в Аризоне с численностью рабочих около 100 человек. Однако в марте 2013 компания объявила о своих планах закрыть производство в связи с высокими издержками. Компания посетовала также на высокие тарифы на свою продукцию, наложенными по результатам антидемпинговых расследований по линии ВТО, а также на неблагоприятную конъюнктуру на мировом рынке11.

9 Bilateral Investment Treaties: What They Are and Why They Matter / The US-China Business Council. Mode of access: https://www.uschina. org/reports/bilateral-investment-treaties-what-they-are-and-why-they-matter

10 Mode of access: http:// www.anbanggroup.com/jobs/campus_recruitment_ oversea.html; ЖШШ/ China Digital Times. Mode of access: http://chinadigitaltimes.net/chinese/2016 /01/%E5%8F%8B%E8%B4%A2%E7%BD%91% EF%BD%9C%E5%B2%9A%E7%94%B0%EF% BC%9A%E5%B1%80%E4%B8%AD%E5%B1% 80%EF%BC%8D%E5%AE%89%E9%82%A6% E5%A4%A7%E8%B5%B7%E5%BA%95/

11 Suntech Power Holdings Files for Chapter 15

Bankruptcy Protection // The Wall Street Journal,

Китайская Wanxiang Group - крупный производитель автомобильных комплектующих ещё с 1994 года - имеет дочернее предприятие Wanxiang America Corporation, расположенное в Иллинойсе. На протяжении последнего десятилетия этот китайский холдинг приобрёл либо вошёл в управление свыше 20 китайских фирм в этой отрасли и имеет штат сотрудников свыше 5000 человек, что является рекордной цифрой по Америке12.

Наиболее распространёнными сферами приложения китайских инвестиций в США являются пищевая промышленность, недвижимость и новая энергетика. Что касается таких отраслей как связь, энергетическое машиностроение, высокие технологии и другие, относящиеся к так называемым стратегическим сферам, здесь достаточно мало успешных инвестиционных проектов. Это объясняется имеющимся негативными прецедентами, когда крупные китайские компании, в частности «Хуавэй» (Huawei), либо «Чжунсин» (Zhongxing) пытались инвестировать в проекты такой «стратегической» сферы» (в данном случае сфера IT технологий) и получили отказ американских регуляторов под предлогом угрозы национальной безопасности. Вследствие данного негативного опыта у китайских инвесторов сохраняется настороженность по поводу участия в такого рода проектах.

Важную роль в стимулировании двусторонних инвестиций призвано сыграть двустороннее китайско-американское соглашение или договор об инвестициях (Bylateral Investment Treaty, BIT). Договор BIT задумывался сторонами как комплексный системообразующий документ, призванный кодифицировать и поставить на твёрдую юридическую почву такую реальность экономических отношений, которую принято называть «инвестиционным климатом».

24 February, 2014. Mode of access: http://www. wsj.com/articles/SB10001424052702304610404 579403444220271228 12 Job creation seen as key to China's investment in U.S. // Washington Post, January 19, 2011. Mode of access: http://www.washingtonpost. com/wp-dyn/content/article/2011/01/18/ AR2011011806676.html

Стороны ведут переговоры по этому вопросу с 2008 года, и лишь недавно, по свидетельству китайских источников, переговоры перешли в фазу предметного переговоров по отраслям и конкретным условиям.

Многие аналитики связывают с успехом этих переговоров - если соглашение будет достигнуто и оно будет субстантивным - большие ожидания. В свое время еще Торговый представитель США в администрации Б. Обамы М. Фроман отметил, что соглашение такого рода «предоставляет большие возможности для Китая углубить экономические реформы в стране, усилить в экономике здоровые рыночные начала, создать более справедливые прозрачные правила для американских фирм работающих в КНР»13. Вместе с тем о конкретике ведущихся переговоров по BIT, которые судя по всему ведутся трудно, известно мало.

Важным элементом китайско-американского экономического взаимодействия являются отношения двух государств в валютно-финансовой сфере, присутствие КНР на американском рынке ценных бумаг. Китай является самым крупным иностранным держателем облигаций государственного долга США.

На середину 2016 года Китай являлся владельцем облигаций госдолга США на сумму 1 трлн 180 млрд долларов. Это составляет 27% от общей суммы облигаций, находящихся в распоряжении иностранных кредиторов, или 31% от доли иностранных правительств14. То обстоятельство, что КНР является держателем солидной порции госдолга США является одним из факторов

13 Remarks by Ambassador Michael Froman to AmCham China and the U.S. Chamber of Commerce / USTR, April 27, 2015. Mode of access: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/ press-office/speechestranscripts/2015/april/ remarksambassador-michael

14 Major Foreign Holders ofU.S. Treasury Securities / Statista.com, August 2016. Mode of access: https://www.statista.com/statistics/246420/ major-foreign-holders-of-us-treasury-debt/; China's Holdings of U.S. Treasuries Fall to Lowest Since '13. Mode of access: https://www. bloomberg.com/news/articles/2016-09-16/china-s-holdings-of-treasuries-fall-to-lowest-level-since-2013

стабилизирующих отношения КНР и США. Главным стимулом и мотиватором активного присутствия КНР на рынке ценных бумаг США является его стремление наиболее надёжным образом разместить свободные валютные и финансовые средства. С другой стороны, присутствие китайских активов на американском фондовом рынке благотворно действует на финансовую систему США, смягчает остроту проблемы государственного долга США.

Бремя взаимозависимости: старые и новые трения

На протяжение второго срока администрации Обамы, которая начиная с 2012 года активно взаимодействовала с китайским руководством во главе с Си Цзиньпином, плотное и в целом возрастающее экономические сотрудничество КНР и США происходило на фоне не менее плотной конкуренции и достаточно острых трений, но сотрудничество всё же являлось доминирующей тенденцией. Существующие противоречия не переходили в состояние иррационального противостояния, хотя градус полемики был достаточно высок. В целом позитивное воздействие на двусторонние экономические связи оказал настрой на углубление реформ китайской экономической модели, усилившийся с приходом Си Цзиньпина.

В конце 2013 года состоялся 3-й пленум 18 созыва, на котором была принята программа мер в экономике, направленная на утверждение рыночных начал и принципов в качестве определяющих в будущей экономической модели КНР. Ключевой фразой пленума стали слова о том, что «рынок должен играть ключевую роль» (эта формула отличалась от той, которая господствовала в партийных документах прежде, когда фиксировалась «базисная роль» рынка). Пленум одобрил или наметил свыше 300 конкретных мер, направленных на совершенствование правового регулирования бизнеса, дополнительные гарантии предпринимательской деятельности, большей открытости различных отраслей экономики для деятельности иностранных инвесторов, более жёстких условий функционирования госпредприятий и

госкорпораций, их большую открытость для конкуренции с частными компаниями.

Важная часть решений пленума касалась дальнейшей либерализации финансового рынка КНР. Пленум признал целесообразным снижение ограничений на доступ иностранных банков на китайский рынок и санкционировал важный пилотный проект в виде Шанхайской торговой зоны, в рамках которой действовали бы эти меры либерализации. Иностранным фирмам отныне формально разрешено, например, вырабатывать и публиковать рейтинги ценных бумаг местных правительств, выпускать фьючерсы, создавать частные инвестиционные фонды, совместные предприятия по управлению ценными бумагами, осуществлять листинг ценных бумаг на бирже15.

Вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян, имеющий в КНР стойкое реноме рыночника-реформатора оценивая результаты пленума в статье в «Уолл-стрит джорнел» особо акцентировал значение этих решений для китайско-американских отношений. Он в частности заявил, что, реализовав намеченные меры и следуя подобным курсом, Китай сможет в ближайшие 5 лет переварить свыше 1 трлн американского экспорта и принять около 400 млн американских туристов. Иными словами, вице-премьер особо подчеркнул, что стабильное прорыночное развитие КНР предоставляет Америке существенные эксклюзивные перспективы16.

Одной из ключевых «острых тем» китайско-американских отношений на протяжение десятилетий являются взаимные обвинения в протекционизме. По мнению китайской стороны, США, под видом обвинений в субсидировании экспорта либо в умышленном демпинге, выдвигает в адрес китайских экспортёров неоправданные претензии, облагает китайские товары неоправ-

15 Zhang Monan. China's Cold Eye on Hot Money. New York, NY: Project Syndicate, June 10, 2013. Mode of access: http://www.project-syndicate.org/commentary/china-s-newrules-for-managing-cross-border-capital-flows-by-zhang-mona

16 An Opportunity to Strengthen U.S.-China Ties //

Wall Street Journal. Mode of access: http://www.

wsj.com/articles/SB10001424127887323899704

578587843623571334

данными тарифами, проводит антидемпинговые расследования, инициирует судебные разбирательства, используя процедуры, предусмотренные ВТО.

Товарные позиции китайского экспорта, в отношении которого были предприняты такого рода антидемпинговые процедуры включали в себя и изделия из нержавеющей стали, конструкции для метеорологического оборудования, стальной прокат, комплектующие аксессуары для сотовых телефонов17.

В последние годы фокус антидемпинговых расследований в США сместился в сторону более наукоёмкой продукции и продуктам высокой переработки; в частности в последнее время инициировались антидемпинговые процедуры применительно к солнечным батареям, автомобильной электронике. В числе китайских кампаний, продукция которых часто являлась объектом антидемпингового расследования становились такие китайские тяжеловесы как «Лянсян» (Liangxiang), «Хуа -вэй» (Huawei), «Хайэр» (Haier), «Чжунсин» (Zhongxing). В протекционистских действиях против китайских компаний, как считают китайские наблюдатели, активную роль играет и Конгресс США. Так принятый Конгрессом США законопроект проект о возобновлении финансирования правительственных органов после «бюджетного обрыва» в США не включил в перечень такого финансирования закупки компьютеров и продуктов информационных технологий, поставляемых китайскими производителями, а также расходы на использование китайских коммерческих спутников18.

Отвечая на протекционистские меры США в отношении китайских компаний, КНР часто прибегала к ответным мерам. Так

тмшштшшшшшш!

я

% (U.S. Trade Policy Towards China: Policy Making and Its Determinants) / I^fêm ; ^t Ä^fttett, 2013. Pp. 7, 34-35; tIM

^nu^m^nummmnm^ 2015 ^m

(Report on China's Foreign Trade Environment and Trade Friction) jkÄ : tlÀK^ftte tt, 2015. Pp. 16, 18, 53. 18 t %f ^ 2015 (Report on China's Foreign Trade Environment and Trade Friction) ^ tÄ : tIÀ K^fttett, 2015. P. 66.

17

в течение 2014 и первой половины 2015 года китайская сторона в общей сложности подала 13 апелляций в арбитражный орган ВТО по результатом антидемпинговых расследований по поставкам труб и другой экспортной продукции китайской компании CNPC. Поскольку размер антидемпингового иска рассчитывается от объёма экспорта компании за предыдущий год - в 2015 году это составило 8,4 млрд долларов - сумма компенсаций была достаточно внушительной. По мнению китайской стороны, в ходе антидемпингового расследования и апелляций по нему, ВТО использовало неправомерную методику и критерии оценки демпинга, применял практику выходящую за рамки традиционных процедур ВТО, принимаемые решения в отношении китайских компаний либо неправомерны, либо масштабы компенсаций существенно завышены19.

Ещё одной «больной темой» экономических связей последних лет стало лицензирование отдельных китайских инвестпро-ектов в США. Китайская сторона сетует на то, что ключевой американский регулятор по иностранным инвестициям - CFIUS (Комитет по инвестициям США) - часто блокирует инвестиционные проекты китайских компаний под надуманным предлогом угрозы национальной безопасности.

Отдельные американские политические деятели, государственные органы или отдельные американские корпорации активно используют тезис «китайской угрозы» в широком - политико-стратегическом или узком - «корпоративном» смысле для блокирования какого-либо китайского экспортёра или инвестора. По мнению китайской стороны, за этим, как правило, скрывается прямая идеологическая ангажированность, следование традиционной консервативной антикитайской и антикоммунистической парадигме. Не менее частый прецедент, когда за мнимой «угрозой национальным интересам стоит банальное противодействие и прессинг на сильного китайского конкурента или игрока, стремящегося попасть на американский рынок. Последнее особенно

19 ЙРНЖ^^ФНЖПЙШПЙ. Mode of access: http://ejournal.iwep.org.cn/index.php7op tionid=978&method=letters&auto id=2865

характерно для конкуренции в сфере информационных технологий. Подобное лоббирование нередко ведут отдельные политические деятели или члены Конгресса США для того, чтобы оградить свои избирательные округа от присутствия там конкурентоспособного китайского игрока20.

В свою очередь американские компании также высказывают немало нареканий и критичных суждений относительно инвестиционного климата в КНР. Торговая палата США (AmCham) подготовила специальный доклад по процедуре регистрации иностранных инвестиций в КНР для американских компаний. Этот доклад был создан на базе большого массива интервью с американскими бизнесменами, работающими в КНР. В числе принципиальных трудностей лицензирования инвестиционной деятельности в КНР, авторы доклада указывают на частое наличие «негласных», «неформальных» критериев для положительного решения по инвестпроекту той или иной американской компании. Так, например, ключевой китайский регулятор - Комитет по развитию и реформе КНР (NDRC) - рассматривает инвестиционный проект с точки зрения того, в какой мере он «соответствует среднесрочным и долгосрочным интересам национального и социального развития, развития отрасли, и совершенствования, отраслевой структуры экономики». Понятно, что эти показатели весьма далеки от ключевой фокусированности иностранного инвестора на эффективность и прибыль даже с пониманием неукоснительного соблюдения национального законодательства страны пребывания.

Министерство коммерции КНР в качестве оснований для отказа инвестору может выдвигать в частности «очевидный неравноправный характер заключённого соглашения». Эта формулировка также весьма обтекаема и создаёт большое поле для предвзятого толкования. В упомянутом докладе приводится типичный пример явной дискриминации иностранных инвесторов в КНР.

20 ФН

2015 (Report on China's Foreign Trade

Environment and Trade Friction) ihM : ФНА 2015. P. 75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно решению Народного Банка Китая от 1 сентября 2010 года компании осуществляющие платёжные сервисы онлайн могут получить лицензию на осуществление таких платёжных операций в КНР в течение одного года. В решении отмечалось, что условия лицензирования для иностранных иностранные компаний будут разработаны специально и должны пройти согласование с Госсоветом КНР. Тем не менее, по истечении одного года никаких документов такого рода опубликовано не было. В итоге спустя три года лишь одна иностранная компания получила лицензию на осуществление онлайн-платежей, в то время из числа китайских провайдеров лицензию получили 196 компаний. В результате этих непонятных и намеренных проволочек, от рынка онлайн-платежей в Китае были отсечены иностранные компании. Объём такого рынка оценивается ориентировочно в 122 млрд долларов в год. Компания Yahoo - крупнейшая иностранная кампания в сфере онлайн-платежей - была вынуждена выйти из сделки с китайской Alipay на этом рынке21.

В последние годы на острие двусторонней полемики КНР и США вышла тема кибербезопасности, включая её сугубо экономический компонент - кражу интеллектуальной собственности, технологий и нарушении коммерческой тайны. Эта полемика очевидно обостряется, несмотря на очевидные обоюдные шаги Пекина и Вашингтона искать договорённости по данной проблематике.

За последние два года США явно увеличили напор обвинений КНР в кибершпио-наже. Согласно специальной «Стратегии защиты коммерческой тайны США», принятой администрацией Б. Обамы в 2013 году, реализуется принцип, согласно которому, в случае если китайский контрагент будет уличён в краже секретов, технологий или иной интеллектуальной собственности своих американских партнёров, ему закрывается доступ на американский рынок.

21 China's Approval Process for Inbound Foreign Direct Investment. US Chamber ofCommerce, 2012. P. 29. Mode of access: https://www.uschamber.com/ sites/default/files/legacy/reports/020021_China_ InvestmentPaper_hires.pdf

1 апреля 2015 г. президент Б. Обама издал директиву 13964, предусматривающую определённые санкции против лиц, вовлечённых в преступную или злонамеренную деятельность в области с применением информационных средств и технологий». Незадолго до государственного визита Председателя Си Цзиньпина в США, в США появились публикации, указывающие на то, что администрация Б. Обамы рассматривает возможность введения санкций в адрес граждан и юридических лиц КНР, обвиняемых в кибершпионаже. По мнению наблюдателей, такие санкции могли привести к отмене предполагавшегося визита. Возможно в связи с этим руководство КНР направило в США высокопоставленную правительственную делегацию во главе с Мэн Цзянчжу, курирующим правовую и юридическую сферу в Цк КПК. Делегации КНР и США провели четырёхдневные интенсивные переговоры по вопросам кибербезопасности.

25 сентября 2015 г. в ходе госвизита в США Си Цзиньпин и Б. Обама объявили, о заключении соглашения по вопросам кибер-безопасности. Согласно этому соглашению стороны обязывались не предпринимать и не поддерживать какие-либо действия с применением киберсредств, направленных на посягательство на интеллектуальную собственность, включая коммерческую тайну либо иную конфиденциальную информацию в сфере бизнеса. Они также договорились создать двустороннюю комиссию на высоком уровне, которая будет встречаться дважды в год, а также «горячую линию», которые были бы направлены на эффективную коммуникацию и решение возникающих острых вопросов в сфере кибербезопасности.

Одним из следствий существенного уровня экономической взаимозависимости в современной экономике, является то, что действия одного из правительств, ориентированные на сугубо внутренние экономические приоритеты могут непосредственным образом затрагивать - причём весьма чувствительно - интересы экономического развития во взаимозависимой стране.

Примером такой негативной взаимозависимости стал «бюджетный обрыв» в середине срока второй администрации

Б. Обамы. Этот кризис хотя и парализовал деятельность госорганов США на относительно короткое время, имел долговременный отрицательный эффект, сказавшись на надёжности и «респектабельности» США как экономического игрока.

«Бюджетный обрыв» особо затронул Китай в том смысле, что являясь основным иностранным держателем американских ценных бумаг, Пекин столкнулся с реальной возможностью снижения их капитализации. В этой связи китайское правительство неоднократно выражало свою обеспокоенность действиями Конгресса и Белого дома, призывало последнего к ответственному поведению и финансовой дисциплине. Китай мотивировал это желанием не ставить под удар держателей американских ценных бумаг, не подвергать риску их имущественные интересы, минимизировать финансовый урон.

Что касается недовольства и претензий американской стороны относительно экономической политики и решений своего китайского контрагента, то они в первую очередь затрагивали вопросы валютного курса. США официально не фиксирует за КНР статус «валютного манипулятора». Такой вывод ежегодно делается Министерством финансов США. Однако при этом власти США официально заявляют, что курс юаня пока недостаточно высок и требуется его дальнейший рост22.

После решения о включении юаня в состав корзины резервных валют в 2015 году в США подчёркивают необходимость «форсировать процесс полной маркетизации юаня». Скорость и последовательность этих действий КНР остаётся гораздо ниже уровня американских ожиданий.

Летом 2016 года происходило резкое падение торговых индексов на Шанхайской и Гонкгонгской товарных биржах, обозначивших собой серьёзные структур-

22 Annual Report to Congress U.S.-China Economic and Security Review Commission, 2016. Pp.

44-46. Mode of access: http://origin.www.uscc. gov/sites/default/files/Annual_Report/Chapters/ Chapter%201%2C%20Section%201%20-%20 Year%20in%20Review%20-%20Economics%20 and%20Trade.pdf

ные дисбалансы в китайской экономике. Волатильность на бирже проистекала во многом и от несовершенства инструментов регулирования «социалистической рыночной экономикой». Одним из главных мер подавления такой волатильности китайское правительство избрала чисто силовые, административные, а отнюдь не рыночные, финансово-экономические рычаги. Такое поведение властей КНР кардинально расходилось с духом и буквой тех экономических программ, которые оно постулировало и закрепила на третьем Пленуме ЦК КПК 18 созыва, когда рынок признавался «решающей силой» китайской экономики. Такое положение вещей вызвало большую настороженность в США.

Важным элементом взаимодействия КНР и США в экономической сфере помимо практических двусторонних связей - торговли, инвестиций, финансовых взаимообменов - являются отношения на «концептуально-экономическом» уровне. Тема грядущих правил игры в мировой экономике, содержание и принципы организации экономического взаимодействия в последние годы получила мощные импульсы. В начале десятилетия США, а затем Китай объявили о запуске масштабных проектов многостороннего экономического сотрудничества. Проект ТТП преимущественно региональный по охвату участников, но достаточно новаторский с точки зрения продвижения кодекса экономического поведения стран ориентирующихся на «Вашингтонский консенсус» в XXI веке. Китайский проект «Один пояс - один путь» - более широкий, трансрегиональный по планируемому ареалу действия, менее институализирован-ный по формату, и ориентированный на преимущественно на инфраструктурные проекты в «прилегающем» экономическом пространстве, отцентрированные и заточенные, в первую очередь, на Китай. Го -ворить об экономическом взаимодействии Китая и США уже невозможно, без анализа содержания, основных характеристик, взаимовлиянии перспектив материализации этих масштабных концептов.

История американского участия в проекте Транстихоокеанского партнёрства: формат и основные характеристики объединения

Инициатива Транстихоокеанского партнерства (ТТП) впервые была выдвинута Новой Зеландией, Сингапуром и Чили в 2003 году. После подключения к ней США в 2011 году этот концепт, существенно переформатированный по сути и расширенный по составу участников, рассматривается как сугубо американский. Переговоры по созданию ТТП были финализированы в 2015 году. В составе объединения 12 участников - США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, Бруней, Мексика, Чили, Перу. Он небезосновательно трактуется и как неотъемлемый - если не самый ключевой -элемент стратегического переноса центра тяжести США в регион АТР. Его часто рассматривают и в связке с симметричной по замыслу инициативой Трансатлантического партнерства (ТТ1Р) между США и ЕС. Совокупности этих двух инициатив (несмотря на трудности в продвижении последнего) многие эксперты - придают системообразующее, центральное значение для внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии администрации Б. Обамы23.

Соотносительные объемы торговых отношений США с нынешними и, возможно, будущими партнерами по ТТП на фоне «всей» американской торговли весьма иллюстративно представлены в Графике 2.

23 Рогов C. Доктрина Обамы: властелин двух колец / РСМД. Режим доступа: http://russiancouncil. ru/inner/?id_4=1748#top [Rogov, C. Doktrina Obamy: vlastelin dvukh kolets (Obama's Doctrine: The Lord of Two Rings) / RSMD. Mode of access: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1748#top]; Загашвили В. О переговорах в рамках ТрансТихоокеанского партнерства. Актуальный комментарий. ИМЭМО, 2013. Режим доступа: www.imemo.ru/publ.html?fio=44 [Zagashvili, V O peregovorakh v ramkakh Trans-Tikhookeanskogo partnerstva (On Negotiations within TPP). Aktual'nyi kommentarii. IMEMO, 2013. Mode of access: www imemo.ru/publ.html?fio=44]; Why the TPP is the Linchpin oftheAsia Rebalance. Brookings Institution, July 28, 2015. Mode of access: https://www brookings.edu/blog/order-from-chaos/2015/07/28/ why-the-tpp-is-the-linchpin-of-the-asia-rebalance/

График 2

U.S WoM, APEC, and TPP Goods Trade

(in bilionsof U.S. dollars)

Ш

m

Sairsc Analysts by CRS. Data from the Internationa Trade Commission.

Graph 2. US Trade with World, APEC and TPP Members in 2013 The Trans-Pacific Partnership (TPP). Negotiations and Issues for Congress December 13, 2013 / Congressional Research Service

7-5700. Mode of access: www.crs.gov; R42694. Mode of access: http://fas.org/sgp/crs/row/R42694.pdf

Что по сути представляет собой ТТП? На этот вопрос нет простого ответа, поскольку эксперты по-разному трактуют сущность блока - «торговый блок», «таможенный союз», «внешнеэкономическая коалиция» или «интеграционный формат»24. Первый из данных вариантов представляется наиболее обоснованным. В настоящее время речь, разумеется, не идет об интеграционном объединении, а, скорее, о торговом блоке или многосторонней зоне свободной торговли, но с расширенным кругом обязательств стран-участниц. Именно вокруг этих расширенных обязательств и на протяжение почти пять лет сложно проходил - и часто буксовал - переговорный процесс.

По замыслу инициаторов, помимо обнуления (стадийно к 2025 г.) всех торговых таможенных барьеров, страны принимают на себя обязательства, регламенты, принципы экономической деятельности, получившие в кругу экспертов название «платиновый стандарт». Этот стандарт касается не только собственно торговли, но и производства, налогообложения, правил конкуренции частного и государственного бизнеса, прозрачности инвестирования, прав интел-

24 Труш С. Американский проект Транстихоокеанского партнерства и Китай // Международная жизнь. Режим доступа: https://interaffairs. ru/jauthor/material/1174 [Troush S. Amerikanskii proekt Transtikhookeanskogo partnerstva i Kitai (American Project of Trans-Pacific Partnership and China) // Mezhdunarodnaia zhizn'. Mode ofaccess: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1174]

лектуальной собственности, трудового законодательства.

В главном переговорном документе ТТП содержится 29 статей25 по самым широким областям сотрудничества, что позволяет судить о ТТП как о торговом объединении с широким спектром потенциальных договоренностей.

Мотивация США в ТТП имеет множество аспектов, но ядро этой мотивации, используя выражение американского эксперта Ф. Бергстена, заключается в «конкурентной либерализации» - другими словами, в движении участников в сторону большей совместимости с «Вашингтонским консенсусом», создавая для США системные конкурентные преимущества26. Даже по мнению ряда американских аналитиков, условия и критерии присоединения тихоокеанских стран к сообществу ТТП являются чрезмерно «амери-каноцентричными».

Параллельно с конкуренцией страно-вых экономик неизбежно соперничают и создаваемые вокруг них объединительные форматы, начиная от зон свободной торговли и заканчивая интеграционными объеди-нениями27.

В первое десятилетие нового века две администрации Дж. Буша-младшего выдвинули в фокус военной и дипломатической активности США Ближний Восток и Центральную Азию. Противодействие Китаю не ставилось Дж. Бушем на первый план. В результате в первое десятилетие XXI века США снизили планку своего присутствия в АТР28.

25 The Trans-Pacific Partnership (TPP). Negotiations and Issues for Congress / Congressional Research Service, June 14, 2016. Р. 19. Mode of access: http://fas.org/sgp/crs/row/R42694.pdf]

26 Bergsten, F. Competitive Liberalization and Global Free Trade: A Vision for the Early 21st Century / Working Paper 96-15. Peterson Institute of International Economics, 1996. Рp. 3-4.

27 Труш С. Американский проект Транстихоокеанского партнерства и Китай // Международная жизнь. Режим доступа: https://interaffairs. ru/jauthor/material/1174 [Troush S. Amerikanskii proekt Transtikhookeanskogo partnerstva i Kitai (American Project of Trans-Pacific Partnership and China) // Mezhdunarodnaia zhizn'. Mode ofaccess: https://interaffairs.ru/jauthor/material71174]

28 Ibid.

На протяжении 1990-х годов в АТР возник ряд инициатив, в большей или меньшей степени ориентированных на изоляцию Америки а регионе. Одними из ключевых были форматы АСЕАН+1, АСЕАН+3 и АСЕАН+6. Разное отношение участников этих форматов взаимодействия к роли США в регионе приводило, с одной стороны, к слабости или полному параличу этих инициатив, с другой - к ослаблению американского присутствия в регионе.

Одновременно проявился целый ряд индикаторов, свидетельствующих о неблагоприятных для США последствиях конкуренции с Китаем в экономической и военно-политической областях: диссонанс темпов роста ВВП, долговая проблема США на фоне превращения КНР в ключевого внешнего кредитора США, упрочение связей КНР с Россией, продвижение Китая в зоны Центральной Азии, Африки (как правило за счет США), продуктивная комплексная стратегия Пекина в вопросах тайваньского объединения, рост военных возможностей КНР относительно США вследствие внушительных военных ассигнований. Заметно ужесточилась позиция Китая в территориальных конфликтах в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, что воспринималось как оправданная решимость Пекина в отстаивании своих геополитических рубежей в АТР. Весь комплекс этих обстоятельств и обусловил продвижение инициативы ТТП со стороны США29.

Можно сказать, что идея ТТП, с одной стороны, обусловлена эволюцией американской экономики, стремящейся институционализировать и закрепить свои конкурентные преимущества на восточ-ноазиатских рынках; с другой стороны, она связана с логикой глобализации и конкуренцией с Китаем.

Видный американский экономист Д. Бхагвати считает, что нынешние участники ТТП - в значительной степени заложники американо-китайского противостояния. Они в значительной степени будут вынуждены принять американские условия в качестве превентивной меры, направленной против

29 Ibid.

экономической и военной активности Китая в регионе30.

Транстихоокеанское партнёрство: первоначальные рефлексии Китая

Выделяются две точки зрения в КНР на ТТП. Первая - доминирующая, носит негативный оттенок и, пока исключает возможность китайского участия в проекте. Сторонники этого взгляда считают, что США в действительности не желают китайского участия в ТТП, несмотря на формальное провозглашение партнерства «открытым». Требования ТТП, предъявляемые к странам-участницам, в частности в вопросах свободы конкуренции или равных прав для экономических субъектов неприемлемы для Китая. Особенно болезненны они для крупных госкомпаний КНР, не готовых к конкуренции с заокеанскими ТНК на китайских и восточноазиатских рынках по американским правилам31.

Эта точка зрения предопределила изначальную, однозначно отрицательную реакцию КНР на инициативу ТТП32. С этой позиции, Китай должен игнорировать ТТП и сосредоточиться на продвижении анало-

30 Bhagwati, J. Time for Rethink. Millenium Development Goals, 2014. Р. 15. Mode of access: http://www.columbia.edu/~jb38/papers/pdf/ Time%20for%20a%20Rethink.pdf

31 Труш С. Американский проект Транстихоокеанского партнерства и Китай // Международная жизнь. Режим доступа: https://interaffairs. ru/jauthor/material/1174 [Troush S. Amerikanskii proekt Transtikhookeanskogo partnerstva i Kitai (American Project of Trans-Pacific Partnership and China) // Mezhdunarodnaia zhizn'. Mode of access: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1174]

32 Пресс-конференция официального представителя МИД КНР Хуа Чуньин. 22 апреля

2013 г. Режим доступа: http://www.fmprc.gov. cn/rus/xwfw/fyrth/lxjzhzhdh/t1035220.shtml; Экономическое обозрение: вероятность присоединения Китая к переговорам вокруг ТТП в ближайшей перспективе невелика.

Режим доступа: http://russian.people.com. cn/31518/8277616.html [Economic Overview: The Possibility of China Joining TPP in Short-Term is Low. Mode of access: http://russian. people. com. cn/31518/8277616 .html]; TransPacific Partnership not Best Way forward for China at Present. Mode of access: http://www. globaltimes.cn/content/863864.shtml

гичных инициатив по либерализации торговли в АТР со своим участием и лидирующей ролью.

Во многом именно в качестве реакции на проект США Китай активно лоббировал проект «свободных зон», который получил название Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP). Этот проект с участием 16 стран - десять стран АСЕАН плюс Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия - по составу участников, и мировой торговой «капитализации» выглядил даже солиднее, чем ТТП. Подготовительные переговоры велись с ноября 2011 года. RCEP планировал введение режима зон свободной торговли на более мягких условиях, с большей степенью толерантности к национальным экономикам и их правовым регламентам. Несмотря на то, что этот проект сохраняет свое значение, в плане контрбаланса ТТП он отошёл на второй план после выдвижения КНР более масштабной и комплексной инициативы «Один пояс - один путь».

В дополнение к RCEP - как параллельный (или конкурирующий) механизм ТТП -в Китае рассматривают проект зоны свободной торговли Северо-Восточной Азии с участием Китая, Японии и Кореи. Этот проект, несмотря на политические противоречия по линии Токио - Пекин, в Китае продолжают считать дееспособным и реализуемым33. Значительный масштаб китайско-корейской торговли и корейских инвестиций в КНР также способствует его реализации34.

Сторонники второй точка зрения по ТТП - менее влиятельной, но, тем не менее, присутствующей в политическом и экспертном сообществе Китая -относятся

33 Ministry of Commerce of People's Republic of China: China, South Korea, Japan Start 4th FTA. Mode of access: http://english.mofcom.gov.cn/ article/counselorsreport/europereport/201403/20 140300507013.shtml

34 Труш С. Американский проект Транстихоокеанского партнерства и Китай // Международная жизнь. Режим доступа: https://interaffairs. ru/jauthor/material/1174 [Troush S. Amerikanskii proekt Transtikhookeanskogo partnerstva i Kitai (American Project of Trans-Pacific Partnership and China) // Mezhdunarodnaia zhizn'. Mode ofaccess: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1174]

к перспективам участия Китая в концепте ТТП не столь категорично. В их понимании предложенные США условия и принципы подключения к блоку в нынешнем виде однозначно неприемлемы и не соответствуют торговым и макроэкономическим интересам КНР, ослабляют ее конкурентные позиции. Вместе с тем они отмечают, что полтора десятилетия назад, когда Китай вступил в ВТО, он взял на себя обязательства, которые многие считали разрушительными для его интересов. Время, однако, показало, что критики были неправы: конкурентная среда в КНР значительно окрепла, наблюдался стабильный рост ВВП, экспорта и доходов населения. Инфляция и курс юаня остались под эффективным контролем35. Поэтому к участию в ТТП Китай должен отнестись прагматично. По мнению экспертов, ТТП, по своей сути, созвучно с философией торговой либерализации в рамках АТЭС, к чему Китай также давно стремился. В этой связи, если Китай полностью проигнорирует американский концепт, создастся риск его «маргинализации» в АТР36.

Тема ТТП в связи с ратификацией этого соглашения активно обсуждалась в ходе предвыборной кампании США 2016 года. Перспективы ратификации этого соглашения остаются весьма сложными при нынешнем составе Конгресса США. Президент Б. Обама - активный сторонник соглашения, в безуспешной попытке добиться ратификации соглашения выступил со статьёй в New York Times в которой в беспрецедентно недипломатичной форме призвал американских законодателей выступить в поддерж-

35 Ibid.

36 Li Xiangyang. Trans-Pacific PartnershipAgreement: A Major Challenge to China's Rise // International

Economic Review, 2012, No. 02; Li Xiaoyu, Wang Qiang. The Trans-Pacific Partnership (TPP): New Developments and China's Response / China Institute of International Studies. Jun. 3, 2013. Mode of access: http://www.ciis.org.cn/english/2013-06/03/content_6000336.htm; An Gang. Rational Response to US Shift / Beijing Review. January 4, 2013; Jeffrey J.Schott. The Trans-Pacific Partnership: Whither China? Mode of access: http:// www.dragon-report.com/Dragon_Report/Home/ Entries/2013/1/7_The_Trans Pacific Partnership Whither_China.html

ку ТТП. Б. Обама мотивировал это в первую очередь тем, что опираясь на ТТП именно США, а не Китай будет определять правила игры в экономике XXI века. Оба кандидата в президенты Д. Трамп и Х. Клинтон высказались против ратификации соглашения, причём последняя сделала это, несмотря на то, что на посту Госсекретаря в свой время работала на достижение этого соглашения, не ставя под вопрос его соответствие интересам Америки.

Несмотря на активные усилия администрации ратифицировать соглашение при Б. Обаме не удалось. Победивший на выборах Д. Трамп вскоре после избрания подтвердил своё стойкое намерение «вывести» страну из ТТП. Американское участие в ТТП было приостановлено для лучших времен, администрация Президента Д. Трампа намеревается сначала «перезапустить» американскую экономику, а затем «перезаключить» двусторонние торгово-экономические соглашения на более выгодной для себя основе. Параллельно участники ТИП объявили о том, что они будут продвигать этот проект без США. Как будет развиваться этот процесс, чреватый многими системными последствиями как для экономики США, так и положения в АТР в целом, покажет время37.

Китайский проект «Один пояс один путь»: американский аспект

Инициатива «Экономический пояс шёлкового пути» (далее в тексте ЭПШП или «Шёлковый путь»), выдвинутая Китаем в 2013 году, в существенной степени явилась геоэкономической внешнеполитической рефлексией, своего рода «ответом» Китая на американский концепт ТТП.

Хотя инициатива ЭПШП имеет и полновесную «внутреннюю» мотивацию, взаимосвязь между концептами ЭПШП и ТПП очевидна.

37 Труш С. Американский проект Транстихоокеанского партнерства и Китай // Международная жизнь. Режим доступа: https://interaffairs. ru/jauthor/material/1174 [Troush S. Amerikanskii proekt Transtikhookeanskogo partnerstva i Kitai (American Project of Trans-Pacific Partnership and China) // Mezhdunarodnaia zhizn'. Mode of access: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1174]

Как известно проект ЭПШП был полновесно запущен в марте 2013 года, когда Пекин обнародовал пространный программный документ38, призванный концептуализировать и наполнить большей конкретикой суть тех инициатив экономического сотрудничества, которые китайское руководство озвучивало несколько раньше.

Названный «дорожной картой», он представляет собой достаточно эластичный и декларативный нарратив, выдержанный скорее в жанре декларации о намерениях. Намерения выглядят весьма позитивно и привлекательно: «расширяющиеся горизонты глобализации», «гармонизация экономических интересов», «свобода обмена информацией», «инвестиции в будущее». В документе подчёркивается, что основным содержанием проекта станут проекты инфраструктурного характера - транспорт, логистичексие цепочки и коридоры, энергетические системы, связь, экологические проекты.

Почти параллельно с объявлением инициативы ЭПШП, Пекин объявил о создании Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций (АИИБ), задуманного как структура параллельная Всемирному Банку, отцентрированная на Китай и ориентированная в первую очередь на инфраструктурные проекты Азии. АИИБ замышлялся как многосторонний банк развития по образцу аналогичных западных финансовых институтов, функционирующий в рамках Бреттон-Вудской финансовой системы. Несмотря на то, что формально АИИБ не является частью или институтом проекта ЭПШП, в Пекине было объявлено, что этот банк возьмёт на себя финансирование проектов ЭПШП, хотя и не будет единственным, кто возьмёт на себя это финансирование. Помимо АИИБ такое финансирование будет предоставлять и вну-трикитайский «Фонд Шёлкового пути» Это даёт основание рассматривать инициативу ЭПШП и создание АИИБ как единый проект. Ответственными китайскими лицами и органами делаются заявления о предпо-

38 Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road. Mode of access: http://en.drc.gov.cn/2015-10/13/content 22216936.htm

лагаемых инвестициях, связанных с этим проектом. Фигурируют суммы вплоть до 600 млрд долларов таких предполагаемых инвестиций.

По прошествии уже двух лет стало ясно, что проекту ЭПШП в Пекине придают растущее и системобразующее значение в комплексе внешнеполитических и геоэкономических программ КНР на ближайшую и отдалённую перспективу. С ЭПШП всё теснее персонально связывают Си Цзинпина, а также его не менее значимый внутренний установочный концепт - реализацию «китайской мечты».

Отбрасывая декларации, в чём основное содержание и «сверхзадача» китайского мегапроекта? Какие сущностные внутренние, геоэкономические и макрополитические мотивации за ним стоят? Если говорить об ЭПШП в широком ракурсе, его сверхзадача вероятно заключается в фиксации и выдвижении Китая как одного из центров, ядер, ключевых зон планетарной глобализации, в продвижении своих правил игры в этом объективном процессе. В дополнение к существующим на данный момент сильным сторонам КНР соотносительно других ключевых зон экономического роста - в наличии финансовых ресурсов, обширного рынка мотивированной рабочей силы, при наличии рационально выстроенной, апробированной временем и адекватной национальной культуре стратегии экономики, при наличии мощнейшей и неуклонно модернизирующейся промышленной базе, в контексте совершенствующейся системе адсорбции и маркетизации современных технологий -программа ЭПШП ставит своей целью оптимизировать и «заточить» на Китай прилегающее к нему геоэкономические зоны и логистические траектории. В Китае, как в своего рода «чёрной дыре» планетарной глобализации, по замыслу авторов концепта, будет фокусироваться экономическая мощь, наблюдаться максимальная концентрация конкурентных преимуществ.

Такая цель представляется вполне оправданной, проистекающей из логики мировой экономической конкуренции. Китайская мировая фабрика в условиях уплотняющегося соперничества, в первую очередь с

США, не может сохранять и углублять свои внешние рынки и ресурсную базу, не работая, не совершенствуя, не видоизменяя их, не оптимизируя логистику своего доступа к ним. Такая работа в свою очередь невозможна без обеспечения комплексной безопасности околокитайского пространства, а любая безопасность наиболее прочна, долговременна и необратима при создании «в регионах» стимулов к взаимозависимости, региональной координации, глобализации. Ставится задача и решить проблему «избыточных мощностей» (overcapassity), мировой китайской фабрики. Эта проблема существует вследствие необходимости перманентной адаптации колоссальных мощностей экспорториентированного производства КНР к колеблющемуся мировому рынку, в условиях пока недоразвитости рынка внутреннего. Этим основным задачам и служит пока аморфная по конкретному наполнению, но очевидная по целеполаганию программа ЭПШП.

Страна, вовлечённая в глобализаци-онный процесс не в качестве «центровой», получает в ходе него разнонаправленное - и стимулирующее и сдерживающее, ограничивающее влияние «ядра». Становясь активным участником глобализации, участвуя в международном разделении труда периферийная страна неизбежно «подтягивается» к уровню «центровых» стран технологически, адаптируется к ним институционально, испытывает их социально-политическое, идеологическое, культурно-ценностное воздействие. Говоря предметно, участвуя в совместных производственных цепочках с фирмами КНР, в идеале выходя на совместное производство и сбыт, включая третьи страны, например - смартфонов, ноутбуков или широкофюзеляжных самолётов, любая страна потенциально и неизбежно обогатится китайскими фундаментальными и прикладными технологиями, моделями менеджмента, схемами логистики. Но это во многом, будет определяться тем, какую нишу она как периферийный партнёр займёт в данной производственной цепочке. Будет ли эта ниша продвинутой - например на уровне процессоров или материнских плат создаваемого компьютера - либо огра-

ничится штамповкой пластикового корпуса или отдельных микросхем.

При ужесточающейся и уплотняющейся глобальной конкуренции, страны занимают те ниши в международном разделении труда, которые адекватны их возможностям, представляют их «сильные стороны» на данный момент. Выигрывают те страны, которые по сравнению со своими конкурентами более продуктивны в конкретной области, либо контролируют больший объём ресурсов, либо обладают специальными возможностями, либо геоэкономически выигрышно расположены.

Характерной чертой проекта ЭПШП является его трансрегиональный, а по сути гло -бально ориентированный формат. Основными региональными зонами, на которые нацеливается ЭПШП является Центральная Азия (пояс «Шёлковый путь»), Юго-Восточная и Западная Азия (в форме Морского Шёлкового пути) и Пакистана (в форме Экономического коридора Китай - Пакистан). Эти три направления обозначают зоны наибольшего китайского интереса и наиболее крупные потенциальные инвестиции. При этом ЭПШП не ограничивает себя исключительно поясом сопредельных Китаю стран. Он включает в себя ряд промежуточных (transit) регионов и стран: Центральная и Восточная Европа, Южный Кавказ, Турция и Ближний Восток. Особое место занимает в китайском концепте Россия. ЕС, в целом, представляет собой основную цель «транспортной» составляющей проекта, включая создание инфраструктурных выходов (connections) между Китаем и рынками Европы. Более того, некоторые наблюдатели указывают на возможность создания ответвления «Шёлкового пути» к Латинской Америке.

Выдвигаемый Китаем географический ареал проекта таков, что к участию в ЭПШП приглашаются практически все заинтересованные страны. О масштабности проекта ЭПШП говорит и состав участников АИИБ, к которому на данный момент уже подключились 57 стран.

Ключевыми географическими регионами, «подпадающими» в формат ЭПШП названы практически вся Азия, Европа, Африка. Фокусными зонами фигурируют Центральная Азия, Россия, страны АСЕАН,

Монголия, Мьянма, Индия Пакистан, Непал, регион Персидского залива, Западная Азия. Такая географическая «широта» выводит инициативу ЭШПП далеко за рамки «Шёл-ко во го пути» как такового: даже в самом расширительном его толковании. Африка и АСЕАН - это далеко не «Шёлковый путь» в любой из его исторических версий39 .

Между тем, в установочных официальных документах по ЭПШП абсолютно не фигурируют США, Япония, Южная Корея, лишь вскользь Австралия. Возникает вопрос - если в концепции ЭПШП, рассматривается, причём весьма активно африканское, индийское, западно-азиатское направление, то почему не включать в китайскую концепцию глобализации эти, мягко говоря, далеко не заштатные для мировой экономики страны и зоны. Почему не распространить на них инициативу, «олицетворяющую собой стремление к многополярному миру, экономической глобализации и культурному своеобразию ... ориентированному на поддержание на глобальном уровне режима свободной торговли, открытой экономики и региональной кооперации»40? Если сам термин «Шёлковый путь» весьма условен и расширительно понимаем, почему не отбросить этот термин совсем, но включить в концепцию развития эти значимые страны?

Ответ лежит на поверхности: ЭПШП мыслится его создателями как китайская рефлексия, противовес американскому очагу глобализации, а американские инициативы по структурированию глобализацион-ных процессов под эгидой США - в первую очередь тихоокеанская инициатива ТТП и атлантическая ТТИП - как конкурирующие или даже конфронтирующие форматы.

ЭПШП выдвигается Китаем скорее как некая «идеальная модель», «философия» глобализации, чем какой-то институциональный механизм.

39 Об этом, в частности, и оговариваются авторы китайской концепции, косвенно признавая что «Шёлковый путь» здесь скорее удачно найденный историко-политический «брэнд».

40 Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road / DRC, 2013. Mode of access: http://en.drc. gov.cn/2015-10/13/content_22216936.htm

При ужесточающейся и уплотняющейся глобальной конкуренции, страны занимают те ниши в международном разделении труда, которые адекватны их возможностям, представляют их «сильные стороны» на данный момент. Выигрывают те страны, которые по сравнению со своими конкурентами более продуктивны в конкретной области, либо контролируют больший объём ресурсов, либо обладают специальными возможностями, либо геоэкономически выигрышно расположены. В этой связи участникам даже «зонтичной структуры» Китая в форме ЭПШП будет трудно рассчитывать на финансирование тех инфраструктурных проектов которые, будучи геоэкономически значимыми для стран-участников в формате национальной экономики, мало интересны или перспективны китайским инвесторам с точки зрения «затачивания» транспортных коридоров на Китай.

Глобализация предполагает и такой момент как «возделывание», «культивацию» рынка». Для того, чтобы потребительский рынок в конкретной периферийной стране увеличивался и углублялся, «центровая» страна должна в него инвестировать. Если это рынок стратегический, если конкуренция за него носит принципиальный характер, «ядро» неизбежно должно участвовать в перманентном «апгрейде» потребителя, поддержании и развитии соответствующей инфраструктуры в его ареале (дорог, энергетических и информационных сетей, жилья, образования и т.д.). Африканский рынок, например, пока бесперспективен для дорогих автомобилей с обширной электронной начинкой, которые, кстати сказать можно продавать лишь потребителям с определённым уровнем дохода, компьютеризации, образования. А вот российский в этом плане уже перспективен, в том числе и для китайских компаний. Работа с «качеством потребителя» также позитивно сказывается на «подтягивании» уровня «нецентровой» экономики.

Наконец, говоря об очевидных плюсах глобализации для всех стран, следует отметить и такой фактор, как рост общей международной, социальной, стратегической взаимозависимости вовлечённых стран. Перефразируя известную максиму относитель-

но демократии, можно сказать, что глубоко глобализированные экономики «не воюют друг с другом». По меньшей мере уровень острого политического конфликта между ними существенно «демпфируются» взаимными макроэкономическими интересами. Включаются интересы, «лобби», механизмы компромисса. Например, для России и Китая, двух крупных континентальных соседей со сложной структурой внешнеполитических интересов и непростой историей взаимоотношений, значение наращивания взаимозависимости позитивно и его трудно переоценить. Тот факт, например, что российский энергетический комплекс будет всё больше вовлечён в экономику КНР, китайские компании сильно вложатся в транспортную инфраструктуру РФ, или Россия будет становиться важным логистическим и транспортным звеном во взаимодействии Китая с Европой несомненно приведёт к большей устойчивости российско-китайских отношений. Однако то обстоятельство, что предполагаемая Китаем экономическая «инициатива», как теперь трактуют ЭПШП китайские официальные лица, не включает в свой ареал США и ведущие экономики АТР, скорее всего будет вызывать новые разграничительные линии в и

без того насыщенный конфликтами регионе.

* * *

Говоря о неясностях и рисках, которые могут встать перед любой страной в процессе включения в региональное или глобализа-ционное взаимодействие с Китаем в качестве центровой страны следует отметить следующее важное обстоятельство. Оно касается степени устойчивости КНР как глобализа-ционного ядра. При всех неоспоримых экономических достижениях и активном росте последних десятилетий, сам Китай - как экономический актор и как социум - не застрахован от внутренне мотивированных затруднений, снижения темпов роста, вплоть до глубокого системного кризиса и социально-политического коллапса. То обстоятельство, что китайское экономическое «чудо», основанное на таких факторах, как обширный и контролируемый (пока) демографический массив, дешевизна труда, конфуцианская трудовая и социальная этика, адекватная экс-портоориентированная стратегия, относи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельно благоприятствующая мировая обстановка реализовалось в последние три-четыре десятилетия отнюдь не является гарантией-индульгенцией на будущее.

Нестабильность, циклическое изменения в действии одного или нескольких из отмеченных факторов может поставить будущность поступательного развития страны под сомнение. Присутствие в китайском досье таких тревожащих характеристик, как серьёзные диспропорции в доходах (по коэффициенту Джини страна занимает неутешительное место мире) неравномерная социальная поддержка для разных групп населения, застой в реформе политической системы, серьёзные внутриэлитные разногласия в политическом классе КНР, в том числе и в вопросе о макроэкономических ориентирах развития страны, должны быть учтены во всей своей полноте. Перенос акцента в экономической стратегии с экпор-тоориентированности на внутренний рынок, удорожание стоимости рабочей силы, рецессионное торможение потребительской активности на мировом рынке, проблема занятости, стремительного старения населения как результат политики сокращения рождаемости, усложнение управляемости населения в век информационных технологий - все эти факторы могут дать непредсказуемый кумулятивный эффект на экономику и стабильность политической системы КНР

Справедливости ради надо отметить, что риски экономического торможения существуют в любой современной мегаэкономи-ке, включая и китайскую, и американскую, и японскую, и индийскую и любую другую; при совокупности складывания негативных факторов, вероятность цепной реакции и их кумулятивного эффекта трудно прогнозируема. Однако, чем больше по масштабу, демографии, чем разнообразнее по условиям и методам управления национальная экономика, тем при современных глобализированных рисках она труднее управляема и прогнозируема. Китайская экономика в этом плане - одна из наиболее сложно управляемых. Учёт этих рисков должен быть обязателен для любой страны-партнёра КНР, тем более в таком стратегическом и долгосрочном процессе, какой постулирует программа «Шёлковый путь».

Литература:

Загашвили В. О переговорах в рамках ТрансТихоокеанского партнерства. Актуальный комментарий. ИМЭМО, 2013. Режим доступа: www.imemo.ru/ publ.html?fio=44

Пресс-конференция официального представителя МИД КНР Хуа Чуньин. 22 апреля 2013 г. Режим доступа: http://www.fmprc.gov.cn/rus/xwfw/fyrth/lxjzhzhdh/ t1035220.shtml

Рогов C. Доктрина Обамы: властелин двух колец / РСМД. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=1748#top

Труш С. Американский проект Транстихоокеанского партнерства и Китай // Международная жизнь. Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1174 Экономическое обозрение: вероятность присоединения Китая к переговорам вокруг ТТП в ближайшей перспективе невелика. Режим доступа: http://russian. people.com.cn/31518/8277616.html

An Gang. Rational Response to US Shift / Beijing Review. January 4, 2013.

An Opportunity to Strengthen U.S.-China Ties // Wall Street Journal. Mode of access: http://www.wsj.com/articles/ SB10001424127887323899704578587843623571334

Annual Report to Congress U.S.-China Economic and Security Review Commission, 2016. Pp. 44-46. Mode of access: http://origin.www.uscc.gov/sites/default/ files/Annual_Report/Chapters/Chapter%201%2C%20 Section%201%20-%20Year%20in%20Review%20-%20 Economics%20and%20Trade.pdf

Bergsten, F. Competitive Liberalization and Global Free Trade: A Vision for the Early 21st Century / Working Paper 96-15. Peterson Institute of International Economics, 1996. rp. 3-4.

Bhagwati, J. Time for Rethink. Millenium Development Goals, 2014. Р. 15. Mode of access: http://www.columbia. edu/~jb38/papers/pdf/Time%20for%20a%20Rethink.pdf

Bilateral Investment Treaties: What They Are and Why They Matter / The US-China Business Council. Mode of access: https://www.uschina.org/reports/bilateral-investment-treaties-what-they-are-and-why-they-matter

China's Approval Process for Inbound Foreign Direct Investment. US Chamber of Commerce, 2012. P.29. Mode of access: https://www.uschamber.com/ sites/default/files/legacy/reports/020021_China_ InvestmentPaper_hires.pdf

China's Economic Rise: History, Trends, Challenges, and Implications for the United States / Congressional Research Service. Pp. 16-17. Mode of access: https://fas. org/sgp/crs/row/RL33534.pdf

China's Holdings of U.S. Treasuries Fall to Lowest Since '13. Mode of access: https://www.bloomberg.com/ news/articles/2016-09-16/china-s-holdings-of-treasuries-fall-to-lowest-level-since-2013

China-U.S. Trade Issues / Congressional Research Service. Mode of access: https://fas.org/sgp/crs/row/ RL33536.pdf

Foreign Direct Investment in the United States. P. 7. Mode of access: https://www.whitehouse.gov/sites/default/ files/2013fdi_report_-_final_for_web.pdf

Jeffrey J.Schott. The Trans-Pacific Partnership: Whither China? Mode of access: http://www.dragon-report. com/Dragon_Report/Home/Entries/2013/1/7_The_Trans Pacific_Partnership_Whither_China.html

Job creation seen as key to China's investment in U.S. // Washington Post, January 19, 2011. Mode of access: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/ article/2011/01/18/AR2011011806676.html.

Li Xiangyang. Trans-Pacific Partnership Agreement: A Major Challenge to China's Rise // International Economic Review, 2012, No. 2.

Li Xiaoyu, Wang Qiang. The Trans-Pacific Partnership (TPP): New Developments and China's Response / China Institute of International Studies. Jun. 3, 2013. Mode of access: http://www.ciis.org.cn/english/2013-06/03/ content_6000336.htm

Major Foreign Holders of U.S. Treasury Securities / Statista.com, August 2016. Mode of access: https://www. statista.com/statistics/246420/major-foreign-holders-of-us-treasury-debt/

Ministry of Commerce of People's Republic of China: China, South Korea, Japan Start 4th FTA. Mode of access: http://english.mofcom.gov.cn/article/counselorsreport/euro pereport/201403/20140300507013.shtml

Remarks by Ambassador Michael Froman to AmCham China and the U.S. Chamber of Commerce / USTR, April 27, 2015. Mode of access: https://ustr.gov/about-us/ policy-offices/press-office/speechestranscripts/2015/april/ remarksambassador-michael

Suntech Power Holdings Files for Chapter 15 Bankruptcy Protection // The Wall Street Journal, 24 February, 2014. Mode of access: http://www.wsj.com/articles/SB100014240 52702304610404579403444220271228

The Importance of China to the US Economy / USChina Business Council. Mode of access: https://www. uschina.org/sites/default/files/Market_Importance.pdf

The Trans-Pacific Partnership (TPP). Negotiations and Issues for Congress / Congressional Research Service, June 14, 2016. P. 19. Mode of access: http://fas.org/sgp/crs/row/ R42694.pdf

Troush S. Amerikanskii proekt Transtikhookeanskogo partnerstva i Kitai (American Project of Trans-Pacific Partnership and China) // Mezhdunarodnaia zhizn'. Mode of access: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1174

Trans-Pacific Partnership not Best Way forward for China at Present. Mode of access: http://www.globaltimes. cn/content/863864.shtml

U.S.-China Trade Facts. Office of the United States Trade Representative. Mode of access: https://ustr.gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/peoples-republic-china

Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road. Mode of access: http://en.drc.gov.cn/2015-10/13/content_22216936.htm

Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road / DRC, 2013. Mode of access: http://en.drc.gov.cn/2015-10/13/content_22216936.htm

Why the TPP is the Linchpin of the Asia Rebalance. Brookings Institution, July 28, 2015. Mode of access: https:// www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2015/07/28/ why-the-tpp-is-the-linchpin-of-the-asia-rebalance/

Zhang Monan. China's Cold Eye on Hot Money. New York, NY: Project Syndicate, June 10, 2013. Mode of access: http://www.project-syndicate.org/commentary/ china-s-newrules-for-managing-cross-border-capital-flows-by-zhang-monan

+ Mode of access:

http://finance.sina.com.cn/stock/usstock/c/2016-09-26/doc-ifxwevmc5492575.shtml; +

Mode ofaccess: http://www.ce.cn/xwzx/gnsz/gdxw/201610/10/ t20161010_16581167.shtml

2015

(Report on China's Foreign Trade Environment and Trade Friction) : 2015. P. 75.

+ 2015

(Report on China's Foreign Trade Environment and Trade Friction) : 2015. Pp. 16,

18, 53.

^ÄÄffl^^fi^iS^. Mode of access: http://www. anbanggroup.com/jobs/campus_recruitment_oversea. html; SMN/ China Digital Times. Mode of access: http:// chinadigitaltimes.net/chinese/2016/01/%E5%8F%8B%E8 %B4%A2%E7%BD%91%EF%BD%9C%E5%B2%9A% E7%94%B0%EF%BC%9A%E5%B1%80%E4%B8%AD %E5%B1%80%EF%BC%8D%E5%AE%89%E9%82%A 6%E5%A4%A7%E8%B5%B7%E5%BA%95/

: a

^n^ÄffiÄ^S^^Ma^WS^m^ (U.S. Trade Policy Towards China: Policy Making and Its Determinants) / ; 2013. Pp. 7, 34-35.

Mode of

access: http://ejournal.iwep.org.cn/index.php?optionid=97 8&method=letters&auto_id=2865

References:

An Gang. Rational Response to US Shift / Beijing Review. January 4, 2013.

An Opportunity to Strengthen U.S.-China Ties // Wall Street Journal. Mode of access: http://www.wsj.com/articles/ SB10001424127887323899704578587843623571334

Annual Report to Congress U.S.-China Economic and Security Review Commission, 2016. Pp. 44-46. Mode of access: http://origin.www.uscc.gov/sites/default/ files/Annual_Report/Chapters/Chapter%201%2C%20 Section%201%20-%20Year%20in%20Review%20-%20 Economics%20and%20Trade.pdf

Bergsten, F. Competitive Liberalization and Global Free Trade: A Vision for the Early 21st Century / Working Paper 96-15. Peterson Institute of International Economics, 1996. Pp. 3-4.

Bhagwati, J. Time for Rethink. Millenium Development Goals, 2014. P. 15. Mode of access: http://www.columbia. edu/~jb38/papers/pdf/Time%20for%20a%20Rethink.pdf

Bilateral Investment Treaties: What They Are and Why They Matter / The US-China Business Council. Mode of access: https://www.uschina.org/reports/ bilateral-investment-treaties-what-they-are-and-why-they-matter

China's Approval Process for Inbound Foreign Direct Investment. US Chamber of Commerce, 2012. P.29. Mode of access: https://www.uschamber.com/sites/default/files/ legacy/reports/020021_China_InvestmentPaper_hires.pdf China's Economic Rise: History, Trends, Challenges, and Implications for the United States / Congressional Research Service. Pp. 16-17. Mode of access: https://fas. org/sgp/crs/row/RL33534.pdf

China's Holdings of U.S. Treasuries Fall to Lowest Since '13. Mode of access: https://www.bloomberg.com/ news/articles/2016-09-16/china-s-holdings-of-treasuries-fall-to-lowest-level-since-2013

China-U.S. Trade Issues / Congressional Research Service. Mode of access: https://fas.org/sgp/crs/row/ RL33536.pdf

Economic Overview: The Possibility of China Joining TPP in Short-Term is Low. Mode of access: http://russian. people.com.cn/31518/8277616.html

Foreign Direct Investment in the United States. P. 7. Mode of access: https://www.whitehouse.gov/sites/default/ files/2013fdi_report_-_final_for_web.pdf

Jeffrey J.Schott. The Trans-Pacific Partnership: Whither China? Mode of access: http://www.dragon-report. com/Dragon_Report/Home/Entries/2013/1/7_The_Trans

Pacific_Partnership_Whither_China.html

Job creation seen as key to China's investment in U.S. // Washington Post, January 19, 2011. Mode of access: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/ article/2011/01/18/AR2011011806676.html.

Li Xiangyang. Trans-Pacific Partnership Agreement: A Major Challenge to China's Rise // International Economic Review, 2012, No. 2.

Li Xiaoyu, Wang Qiang. The Trans-Pacific Partnership (TPP): New Developments and China's Response / China Institute of International Studies. Jun. 3, 2013. Mode of access: http://www.ciis.org.cn/english/2013-06/03/content_6000336.htm Major Foreign Holders of U.S. Treasury Securities / Statista.com, August 2016. Mode of access: https://www. statista.com/statistics/246420/major-foreign-holders-of-us-treasury-debt/

Ministry of Commerce of People's Republic of China: China, South Korea, Japan Start 4th FTA. Mode of access: http://english.mofcom.gov.cn/article/counselorsreport/euro pereport/201403/20140300507013.shtml

Remarks by Ambassador Michael Froman to AmCham China and the U.S. Chamber of Commerce / USTR, April 27, 2015. Mode of access: https://ustr.gov/about-us/ policy-offices/press-office/speechestranscripts/2015/april/ remarksambassador-michael

Rogov, C. Doktrina Obamy: vlastelin dvukh kolets (Obama's Doctrine: The Lord of Two Rings) / RSMD. Mode of access: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1748#top

Suntech Power Holdings Files for Chapter 15 Bankruptcy Protection // The Wall Street Journal, 24 February, 2014. Mode of access: http://www.wsj.com/articles/SB100014240 52702304610404579403444220271228

The Importance of China to the US Economy / USChina Business Council. Mode of access: https://www. uschina.org/sites/default/files/Market_Importance.pdf

The Trans-Pacific Partnership (TPP). Negotiations and Issues for Congress / Congressional Research Service, June 14, 2016. P. 19. Mode of access: http://fas.org/sgp/crs/row/ R42694.pdf

Trans-Pacific Partnership not Best Way forward for China at Present. Mode of access: http://www.globaltimes. cn/content/863864.shtml

U.S.-China Trade Facts. Office of the United States Trade Representative. Mode of access: https://ustr. gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/peoples-republic-china

Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road. Mode of access: http://en.drc.gov.cn/2015-10/13/content_22216936.htm

Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road / DRC, 2013. Mode of access: http://en.drc.gov.cn/2015-10/13/content_22216936.htm

Why the TPP is the Linchpin of the Asia Rebalance. Brookings Institution, July 28, 2015. Mode of access: https:// www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2015/07/28/

why-the-tpp-is-the-linchpin-of-the-asia-rebalance/

Zagashvili, V. O peregovorakh v ramkakh Trans-Tikhookeanskogo partnerstva (On Negotiations within TPP). Aktual'nyi kommentarii. IMEMO, 2013. Mode of access: www.imemo.ru/publ.html?fio=44

Zhang Monan. China's Cold Eye on Hot Money. New York, NY: Project Syndicate, June 10, 2013. Mode of access: http://www.project-syndicate.org/commentary/ china-s-newrules-for-managing-cross-border-capital-flows-by-zhang-monan

Mode of

access: http://finance.sina.com.cn/stock/usstock/c/2016-09-26/doc-ifxwevmc5492575.shtml;

Mode of access: http://www.ce.cn/xwzx/ gnsz/gdxw/201610/10/t20161010_16581167.shtml

2015

(Report on China's Foreign Trade Environment and Trade Friction) : 2015. P. 75.

2015 ^

M (Report on China's Foreign Trade Environment and Trade Friction) : + 2015.

Pp. 16, 18, 53.

^ÄÄffl^^fi^iS^. Mode ofaccess: http://www. anbanggroup.com/jobs/campus_recruitment_oversea. html; SMN/ China Digital Times. Mode of access: http:// chinadigitaltimes.net/chinese/2016/01/%E5%8F%8B%E8 %B4%A2%E7%BD%91%EF%BD%9C%E5%B2%9A% E7%94%B0%EF%BC%9A%E5%B1%80%E4%B8%AD %E5%B1%80%EF%BC%8D%E5%AE%89%E9%82%A 6%E5%A4%A7%E8%B5%B7%E5%BA%95/

: a

^n^ÄffiÄ^S^^Ma^WS^m^ (U.S. Trade Policy Towards China: Policy Making and Its Determinants) / ; 2013. Pp. 7, 34-35.

Mode of

access: http://ejournal.iwep.org.cn/index.php?optionid=97 8&method=letters&auto id=2865

http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2017-8-3-52-71

CHINA-USA ECONOMIC RELATIONS: BILATERAL TIES AND MULTILATERAL ECONOMIC PROJECTS

Sergei M. Troush

Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Article history:

Received::

Accepted::

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 December 2016

15 May 2017

About the author:

Candidate of History, Leading Research Fellow, Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences

Abstract: The article is devoted to the study of problematic issues of the change of US-China trade is going up notwithstanding the slowdown of Chinese economy. Those US firms who placed production in China became more involved into Chinese internal market. Chinese investments into US prevail over the US investments in China. The decisions of the Chinese leadership to set up the new market priorities in the economic development are implemented with obvious difficulties, but being implemented, could stimulate US-China ties.

e-mail: [email protected] Key words:

US - China relations, investments in China, investments in US, holdings of US securities, WTO, antidumping investigations, Transpacific partnership, One Belt - One Road

Для цитирования: Труш М.С. Отношения КНР и США в экономической сфере: двусторонние связи и многосторонние экономические проекты // Сравнительная политика. - 2017. - № 3. - С. 52-71. БОТ: 10.18611/2221-3279-2017-8-3-52-71

For citation: Troush, Sergei M. Otnosheniia KNR i SShA v ekonomicheskoi sfere: dvustoronnie sviazi i mnogostoronnie ekonomicheskie proekty (China-USA Economic Relations: Bilateral Ties and Multilateral Economic Projects) // Comparative Politics Russia, 2017, No. 3, pp. 52-71.

DOI: 10.18611/2221-3279-2017-8-3-52-71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.