Научная статья на тему 'Две фотографии Ольги добычиной'

Две фотографии Ольги добычиной Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
141
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и текст
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЛЬГА ДОБЫЧИНА / OLGA DOBYCHIN / ИНСТИТУТКА / НАДПИСЬ / INSCRIPTION / СТИЛЬ / STYLE / СЕМЕЙНОЕ СХОДСТВО / FAMILY RESEMBLANCE / GRADUATE OF A STATE BOARDINGHOUSE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голубева Э. С.

Воспроизводятся фотографии сестры писателя Ольги Добычиной (1897 -- ?). Они были сделаны во время ее учебы в Московской Сиротском Институте имени Императора Николая I. Лаконизм и точность надписи на поздней фотографии Ольги и ее подпись напоминают стиль и графику Добычина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO OLGA DOBYCHIN’S PHOTOGRAPHS

The article presents two photo portraits of the writer’s sister Olga Dobychin (1897 -?). They were taken during her studies at Emperor Nicolas I Orphan Institute in Moscow. Terseness and precision of the inscription on Olga’s later photo and her signature remind of style and graphic art of Leonid Dobychin.

Текст научной работы на тему «Две фотографии Ольги добычиной»

Культура и текст №1, 2015(19) http: //www. ct. uni -altai. mi

Э.С. Голубева1

Брянск

ДВЕ ФОТОГРАФИИ ОЛЬГИ ДОБЫЧИНОЙ

Воспроизводятся фотографии сестры писателя Ольги Добычиной (1897 -- ?). Они были сделаны во время ее учебы в Московской Сиротском Институте имени Императора Николая I. Лаконизм и точность надписи на поздней фотографии Ольги и ее подпись напоминают стиль и графику Добычина.

Ключевые слова: Ольга Добычина, институтка, надпись, стиль, семейное сходство.

E.S. Golubeva

Bryansk

TWO OLGA DOBYCHIN’S PHOTOGRAPHS

The article presents two photo portraits of the writer’s sister Olga Dobychin (1897 -- ?). They were taken during her studies at Emperor

Nicolas I Orphan Institute in Moscow. Terseness and precision of the inscription on Olga’s later photo and her signature remind of style and graphic art of Leonid Dobychin.

Keywerds: Olga Dobychin, graduate of a state boardinghouse, inscription, style, family resemblance.

Неуловимый образ старшей из сестер Л.И. Добычина наконец обозначился. Это произошло благодаря снимкам из обширной фотоколлекции Романа Смирнова, связанной с женскими учебными заведениями дореволюционной России. Кто этот подвижник: собиратель, фотограф, эксперт, к сожалению, не знаю. Но среди размещенных им на сайте personalhistory.ru снимков девичьих лиц есть 1

1 Эльвира Степановна Голубева, историк, искусствовед, член Союза композиторов России, член Союза театральных деятелей России

- 43 -

Э.С. ГОЛУБЕВА

и лицо нашей героини, о чем мне любезно сообщила музыкант и краевед Т. Майданова.

Две фотографии Ольги (род. 10(22).07.1897, Двинск [ГАБО. Ф.1762. Оп.1. Д.18. Л. 16]) относятся ко времени ее пребывания (190719171) в Московском сиротском Институте им. Николая I. Одна из них, на которой запечатлена девочка в возрасте 14-ти лет, датирована 21 октября 1911 г. («Электрич. фотографiя «ПИТЕР» Поварская, «МАРС» Тверская, Москва»),

В эту пору Оля занималась в 3 -ем из четырех классов младшего отделения Института, которое соответствовало прогимназии. На другой - она в возрасте 19-ти лет. Дата съемки - 6 апреля 1916 г. («Фот. А. Пекинъ, быв. И.С. Афанасьева, Москва»). Через какой-то месяц 1

1 Первые два года связаны с подготовительным «малолетним» отделением (ЦИАМ. Ф.215. Оп.2. Д.440. Л.2).

- 44 -

Культура и текст №1, 2015(19) http: //www. ct. uni -altai. mi

О. Добычина закончит последний 3-ий «гимназический» класс старшего отделения, получит «аттестат на звание Домашней Наставницы» [ЦИАМ. Ф.215. Оп.1. Д.86. Л.79; Д.167. Лл.14-15 об.]1, золотую медаль, 90 руб. [ЦИАМ. Ф.215. Д.86. Л.63, 79 об.] Затем подаст заявление на прием в дополнительный педагогический класс Института (словесное отделение) [ЦИАМ. Ф.215. Д.86. Л.98; Д.97. Л.3]. Но, завершив в 1917-ом первый учебный год [ЦИАМ. Ф.215. Д.97. Л.18] и лишившись возможности оплачивать обучение, она расстанется с Alma mater. В Брянске ждет мать, покинувшая Двинск2.

Первое, что отмечаешь при знакомстве с фотографиями, несмотря на возрастной контраст (девочка-подросток и вызревающая женщина), это - внутренняя сосредоточенность и покой, быть может, даже закрытость сильной натуры. Трогательная белая пелерина повседневной форменной одежды воспитанниц Института, в которую облачена Ольга, создает ощущение чистоты.

Надписи на оборотной стороне обеих фотографий адресованы соученице Ольги - Нине Игнатьевой. Скорее всего, они, как и другие послания «институток» Нине, они попали на сайт из ее альбома.

1 Первые два года связаны с подготовительным «малолетним» отделением (ЦИАМ. Ф.215. Оп.2. Д.440. Л.2).

2 Более полные сведения об О.И. Добычиной см.: Голубева Э.С. Писатель Леонид Добычин и Брянск. - Брянск, 2005. - С. 28, 29, 32, 39, 42, 48, 62.

- 45 -

Э.С. ГОЛУБЕВА

I mi

£et4U< ДHdlfjKA

\?Cil /1-'/' >П <>f£&U .

(«Отъ Ольги Добычиной Нины Игнатьевой. 21 октября 1911 года.»)

(«Дорогой Ниночке отъ любящей ея Оли Добычиной. Не смотря ни на что, знай, что я тебя люблю. 6 апреля 1916 г. Институтъ»)

Тексты «посвящений» полны уверений в любви. Есть они и у Оли. (В условиях женских институтов - «питомников» это было своеобразной игрой «в любовь».) Но некоторые строки на снимках 1915-1918 гг. полны тревоги («Если в этом году удастся кончить институт...», «Встретимся ли мы когда-нибудь...»). Часто многословные, порой манерные, они невольно создают фон, на котором привычная краткость и точность формулировок Ольги, знакомая нам по ее «заявлениям» брянского периода, воспринимается как часть характера.

Таков же и ее «семейный» добычинский почерк: четкий, устремленный. По-моему, не надо быть графологом, чтобы уловить,

- 46 -

Культура и текст №1, 2015(19) http: //www. ct. uni -altai. mi

например, сходство почерка, манеры росписи в чем-то очень близких

друг другу Ольги

/

/

OlUt

и Леонида.

•!

С

АРХИВЫ

Г осударственный архив Брянской области (в дальнейшем - Г АБО). ГАБО. Ф. 1762. Оп.1. Д.18.

Центральный исторический архив Москвы (в дальнейшем - ЦИАМ) ЦИАМ. Ф.215. Оп.1. Д.86.

ЦИАМ. Ф.215. Оп.1. Д.97.

ЦИАМ. Ф.215. Оп.1. Д.167.

ЦИАМ. Ф.215. Оп.2. Д.440.

- 47 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.