Научная статья на тему 'Два способа обозначения сторон света в хеттской культуре'

Два способа обозначения сторон света в хеттской культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
402
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККАДСКИЙ ЯЗЫК / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СТОРОНЫ СВЕТА / ХЕТТСКИЙ ЯЗЫК / ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК / HITTITE / AKKADIAN / SPATIAL ORIENTATION / THE FOUR CARDINAL POINTS / SHUMERIAN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шелестин Владимир Юрьевич

В работе рассматриваются две системы обозначения сторон света, засвидетельствованные в хеттских текстах. Одна из них основана на движении солнца и является более древней, тогда как другая была связана с направлениями ветра и развивалась под месопотамским влиянием. Несмотря на кажущуюся хаотичность иерархии сторон света в хеттских текстах, главной стороной их системы пространственной ориентации был восток, тогда как в отношении остальных сторон света можно предполагать практику речевых табу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two Hittite systems of directions

The paper concerns two Hittite systems of directions that have both local and Mesopotamian roots, like so many other elements of Hittite cuneiform culture. One of them has the deepest roots and follows the movements of the Sun. Another one uses the names of winds to design compass directions and seems to be borrowed from Mesopotamia. The indigenous concept of the Hittite universe is based on halhaltumari, “four corners”, while the Mesopotamian orientation terminology is based on “four winds”. As this paper argues, we can trace these two competing concepts in Hittite prayers and rituals, observing how the Mesopotamian origin of the “four winds” itself was changing in Anatolia. The focal point of the Hittite spatial system should be the East, while other compass directions (South, North, West) have been substituted with Luwian loanwords and Hittite compound words as the result of different speech taboos.

Текст научной работы на тему «Два способа обозначения сторон света в хеттской культуре»

В. Ю. Шелестин

ДВА СПОСОБА ОБОЗНАЧЕНИЯ СТОРОН СВЕТА В ХЕТТСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В работе рассматриваются две системы обозначения сторон света, засвидетельствованные в хеттских текстах. Одна из них основана на движении солнца и является более древней, тогда как другая была связана с направлениями ветра и развивалась под месопотамским влиянием. Несмотря на кажущуюся хаотичность иерархии сторон света в хеттских текстах, главной стороной их системы пространственной ориентации был восток, тогда как в отношении остальных сторон света можно предполагать практику речевых табу.

Ключевые слова: аккадский язык, пространственная ориентация, стороны света, хеттский язык, шумерский язык.

Пространственная ориентация является одним из ключевых лингвокультурных концептов, создающих у носителей различных языков несхожие картины мира. Реконструкция хеттской картины мира затруднена тем, что собственно хеттская терминология зачастую скрыта логограммами, передающими черты иной в этнолингвистическом плане картины мира Месопотамии (ср. о разрушительности в данном случае языковой интерференции на материале современных языков Бородай 2013: 49-51). Таков случай обозначений четырёх сторон света, для которых хеттами использовались шумерограммы IM.KUR.RA 'восток (горный, восточный ветер)', IM.MAR.TU 'запад (степной, западный ветер)', IM.SI(.SA) 'север (прямой, северный ветер)' и IM.GALXGAL.LU 'юг (большой, южный ветер)'. Поскольку хеттские соответствия этим шумерограммам неизвестны, встаёт вопрос, насколько укоренены были эти обозначения в хеттской культуре.

В целом, абсолютная система референции слабо выражена в хеттском языке (Brosch 2014: 273) но ряд текстов позволяет говорить о знакомстве хеттов с такими её ключевыми точками как стороны света как частью культуры Месопотамии. Для месопотамских текстов характерно несколько видов иерархии перечисления ветров-сторон света, используемых при описании мира. Наиболее распространена иерархия, которой следует «Практический вокабулярий Ашшура»: юг - север - восток -запад (Horowitz 1998: 197). В ряде текстов стороны света

перечисляются в ином порядке. Для описания ритуалов, связанных с солярным культом, свойственен выбор востока в качестве отправной точки отсчёта, вследствие чего иерархия приобретает вид восток - запад - север - юг или восток - юг -запад - север (Подосинов 1999: 159). Подобные перечисления ветров в качестве сторон света известны и в хеттской культовой традиции, но появляются преимущественно в текстах, имеющих явное месопотамское происхождение (таких как омина и ритуалы, записанные на аккадском языке).

Так, один из аккадоязычных сборников ритуалов, найденный в Богазкёе, содержит заклинание против демонов, запрещающее им дуть, в отличие от ветров, которые перечисляются в привычной для Месопотамии последовательности: юг - север -восток - запад (КВо 36.29+ ОС IV 17-19; Б^ешег 1998: 99, 107). Однако данная табличка представляет один из типичнейших образцов ассиро-митаннийского пошиба с палеографической точки зрения (Schwemer 1998: 9), что не позволяет оценить типичность отражённого в ней миропорядка для хеттской традиции. Более хеттизированный пример таких текстов можно увидеть в поздненовохеттском ритуале против депрессии. Текст также составлен на аккадском языке и изобилует чертами средневавилонской языковой и культурной традиции, однако в дошедшей до нас копии был творчески переработан хеттским писцом, не очень хорошо понимавшим текст оригинала и допустившим множество ошибок или написаний в «варварской» орфографии (Весктап 2007: 79-81). Однако искажая написание шумерограмм, хеттский писец сохранил их последовательность в том же порядке: юг - север - восток - запад (КиВ 4.47 ОС 42; Весктап 2007: 73, 76).

Другой поздненовохеттский текст, описывающий Вселенную различными способами, записан на хеттском языке и представляет молитву Богу Грозы города Нерик (Шекеп е! а1. 2016). Наиболее интересны для понимания этих способов следующие строки:

КИВ 36.90 ЛС 7-10, ОС 39-40

7) ... "и иш]Не-П-1к

8) \n\e-pi-sa-az йа-%а-ст-21-ра-а2

9) е-ки-иа "и ишЫе-гПк БЕ-Е-ЕТ "ити-ся

10) §и.А "ити-а^ е-ки-иа ...

39) ки-и-та-ап-а\а^ Ки\Я.Кт.МЕ§^а е-ки IM.MAR.TU \I\M.SI

40) Ш^^Хи Ш.КШ^\А Ш-Ти4 ка1-ка1-Ш-та\г-г\а-а$

7) ... Бог Грозы города Нерик,

8) с неба и из-под земли

9) приди! Бог Грозы города Нерик, с востока (букв. «восхода»)

10) и с запада (букв. «заката») приди!

39) из всех стран приди! С запада, с севера,

40) с юга и с востока - с четырёх сторон света!

Как видим, этот текст перечисляет элементы мироздания в характерной и для Месопотамии, и для Анатолии последовательности (небо - земля, восход - закат и т.п.), однако порядок перечисления четырёх сторон света отличается от известного в месопотамской традиции: запад - север - юг - восток. Другая интересная особенность данной молитвы - отождествление четырёх ветров как сторон света (не появляющихся в таком качестве в других хеттских молитвах) с четырьмя краеугольными камнями (halhaltumari) как сторонами света.

Четыре краеугольных камня как символ пределов мира -типично анатолийская мифологема. Ближайший их аккадский аналог - пара tubqu 'внешние углы' и sahätü 'внутренние углы' - обозначает преимущественно архитектурные, а не космологические элементы (ср. Friedrich, Kammenhuber 1991: 27)1. Описание Вселенной с помощью образа четырёхугольных камней засвидетельствовано среднехеттскими молитвами, хотя может иметь и более древние истоки: [dEN.LlL -as at-ta-as-te-es KUR-]e 4 hal-hal-tu-u-mar tu-uk-pät ki-is-sa-ri-it-ti [ti-ia-an har-zi] '[Твой отец Энлиль вложил] тебе в руки четыре угла земли' (KUB 31.130 ЛС I 6-7; Schwemer 2011: 24). Хотя исследователи видят в молитвах царя Богу Солнца, подобных этой, сильное вавилонское влияние, образ вручения царю богами четырёх краеугольных камней не имеет месопотамского прототипа (Güterbock 1958: 241-242; Wilhelm 1994: 65). Появление образа «четырёх углов» в анатолийском по происхождению мифе об исчезновении Ханнаханны (KUB 33.51 ЛС 7) подчёркивает его укоренённость в хеттской картине мира. Таким образом, можно считать нарушающий месопотамские каноны порядок упомина-

1 В аккадоязычной традиции Месопотамии многократно засвидетельствовано выражение kibrat arba'im/erbettim 'четыре стороны света', которое, хотя и является эквивалентом шумерского ub-da 4-ba 'четыре угла', происходит от понятия kibrum 'край', а не tubqum 'угол'. Основанные же на понятии «угла» конструкции tubuqat arba'im/erbettim 'четыре стороны света' крайне редки и встречаются в лексических списках и текстах среднеассирийских царей (Horowitz 1998: 298-299).

ний сторон света в молитве Богу Грозы города Нерик связанным с местной традицией (возможно, хеттского происхождения) не в меньшей степени, чем сам образ «четырёх углов».

Наряду с обозначением сторон света посредством шумеро-грамм для ветров, хетты использовали и другой способ, распространённый и в Месопотамии - через точки появления и исчезновения солнца на небосводе: SET dUTU -as 'восход, восток' и SÚ.A dUTU -as 'закат, запад'. В обсуждаемой молитве KUB 36.90 для передачи этих понятий также используются шумерограммы, однако другая, новохеттская молитва Богу Грозы города Нерик даёт ключ к пониманию особенностей их использования в хеттских текстах: mMarassantas=wa annallaza ipattarmayan irsas dU-as=ma=war=an wahnut nu=war=an dUTU-i DlNGIR-L/M-an arsanut VWJNer[ikki=war=an] manninkuwan arsanut 'Некогда Марассантия текла ipattarmayan (на запад), но Бог Грозы повернул её и заставил течь к солнцу богов (на восток), и заставил её течь ближе к Нерику' (KUB 36.89 ОС 1214; Puhvel 1983: 225). В данном тексте для обозначения запада, предположительно, используется дериват лувийского корня ipa-, имеющего то же значение. Эквивалентом аккадограммы SET в ряде текстов является хеттское marra/i- 'солнечный свет', но не вполне ясно, имеет ли оно и значение 'восток' (Tischler 1990: 135). Поскольку для marra/i- предполагается хеттское, а для ipa- - лувийское происхождение, возможно считать, что в хеттской культуре было табуировано понятие 'запада' (Zorman 2010: 1031). Хотя к хеттским обозначениям сторон света иногда относят также обозначения ветров tarasmeni- и udumeni-, выступающих в качестве кандидатов для 'севера' и 'юга', они встречаются лишь в оминах средне- и новохеттского периодов, продолжающих месопотамскую культурную традицию (Tischler 2010: 152), вследствие чего можно видеть в них искусственные новообразования, вызванные влиянием этой традиции.

Материалы хеттских текстов позволяют предполагать, что их картина мира была в большей степени сфокусирована на движении солнца, чем ветров, в противоположность месопотам-ской традиции. Хотя датировки немногочисленных текстов, использующих оба способа обозначения сторон света в хеттской культуре, не позволяют проследить историю их взаимодействия, первичным, вероятно, был солнечный, тогда как знакомство с месопотамскими обозначениями ветров породило как новые термины для обозначения сторон света, так и попытки

встроить их в собственную традицию иерархии сторон света2. Эта иерархия, вероятно, отражена в молитве Богу Грозы города Нерик KUB 36.90 посредством обоих способов обозначения сторон света, в прямой последовательности в строках 9-10 и в обратной - 39-40. Первостепенное значение востока для хеттской пространственной ориентации известно по основному направлению молитвы любым богам на восток (Singer 2002: 12) и подтверждается материалами археологических исследований храма Бога Грозы в Халапе, ориентация которого изменилась с северной на восточную во времена хеттского владычества в Сирии (Kohlmeyer 2009: 194f.). В связи с этим представляются неверными выводы исследователей, считающих хеттскую иерархию ветров хаотичной, а основным направлением - северное (de Roos 1990: 94-96). В текстах, продолжающих месо-потамскую традицию, хетты следовали её канонам, тогда как в оригинальных описаниях мира, подобных молитве Богу Грозы города Нерик KUB 36.90, вписывали её понятия в собственную картину мира.

Литература

Boroday, S.Yu. 2013: Sovremennoe ponimanie problemy lingvisticheskoy otnositel'nosti: raboty po prostranstvennoy kontseptualizatsii [Modern understanding of linguistic relativity: the work on spatial conceptualization]. Voprosy yazykoznaniya [Issues of Linguistics] 4, 17-54.

Бородай, С.Ю. 2013: Современное понимание проблемы лингвистической относительности: работы по пространственной концептуализации. Вопросы языкознания 4, 17-54. Podosinov, A.V. 1999: Ex oriente lux! Orientatsiya po stranam sveta v arkhaicheskikh kul'turakh Evrazii [Ex oriente lux! Finding Cardinal Directions in Archaic European Cultures]. M. Подосинов, А.В. 1999: Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М. Beckman, G. 2007: A Hittite Ritual for Depression (CTH 432). Tabularia Hethaeorum: Hethitologische Beiträge Silvin Kosak zum 65. Geburtstag. Wiesbaden, 69-81. Brosch, C. 2014: Untersuchungen zur hethitischen Raumgrammatik. Berlin.

de Roos, J. 1990: To the East or to the West? Some comments on the wind directions in Hittite texts. Journal of Ancient Civilizations 5, 87-96. Friedrich, J., Kammenhuber, A. 1991: Hethitisches Wörterbuch. Bd. 3: H. Heidelberg.

2 Вероятно, изначальные хеттские обозначения «севера» и «юга» нам неизвестны вследствие речевого табу, порождённого типичным для Анатолии представлением о смертоносности пространственной оси «север - юг», ср. González-García, Belmonte 2014: 324.

González-García, C.A., Belmonte, J.A. 2G14: Astronomy and Landscape in Late Bronze Age Central Anatolia. Proceedings of the Eighth /nternational Congress of Hittitology. Warsaw: Agade, 317-33G. Güterbock, H.G. 1958: The Composition of Hittite Prayers to the Sun.

Journal of the American Oriental Society 78, 237-245. Horowitz, W. 1998: Mesopotamian cosmic geography. Winona Lake. Kohlmeyer, K. 2GG9: The temple of the Storm God in Aleppo during the Late Bronze and Early Iron Ages. Near Eastern Archaeology 72 (4), 19G-2G2.

Puhvel, J. 1983: Homeric Questions and Hittite Answers. The American

Journal of Philology 1G4 (3), 217-227. E. Rieken et al. (ed.), 2G16: hethiter.net/: CTH 386.1. Gebet an den Wettergott von Nerik (Expl. A, 10.06.2015) URL: http://www.hethport.uni-wuerzburg.de/txhet_gebet/intro.php?xst=CTH%2G386.1&prgr=%C 2%A7%2G1&lg=DE&ed=E.%2GRieken%2Get%2Gal.( 19.G1.2G16). Schwemer, D. 1998: Akkadische Rituale aus ffattusa. Die Sammeltafel

KBo XXXV/ 29 und verwandte Fragmente. Heidelberg. Schwemer, D. 2G11: Hittite Prayers to the Sun-god for Appeasing an Angry Personal God. A Critical Edition of CTH 372-74. Mon dieu, qu'ai-je donc fait ?" Les prières pénitentielles (dingir-sà-dab-ba) et l'expression de la piété privée en Mésopotamie. Zürich. Singer, I. 2GG2: Hittite Prayers. Atlanta.

Tischler, J. 199G: Hethitisches etymologisches Glossar. Lfg. 5/6: L - M. Innsbruck.

Tischler, J. 2G1G: Hethitisches etymologisches Glossar. Lfg. 15: U. Innsbruck.

Wilhelm, G. 1994: Hymnen der Hethiter. Hymnen der Alten Welt im

Kulturvergleich. Freiburg; Göttingen, 59-77. Zorman, M. 2G1G: Über die Gründe für die Verwendung von Glossenkeilen im Hethitischen. Acts of the V//th /nternational Congress of Hittitology. Vol. 2. Ankara, 1G29-1G46.

V. Yu. Shelestin. Two Hittite systems of directions

The paper concerns two Hittite systems of directions that have both local and Mesopotamian roots, like so many other elements of Hittite cuneiform culture. One of them has the deepest roots and follows the movements of the Sun. Another one uses the names of winds to design compass directions and seems to be borrowed from Mesopotamia. The indigenous concept of the Hittite universe is based on halhaltumari, "four corners", while the Mesopotamian orientation terminology is based on "four winds". As this paper argues, we can trace these two competing concepts in Hittite prayers and rituals, observing how the Mesopotamian origin of the "four winds" itself was changing in Anatolia. The focal point of the Hittite spatial system should be the East, while other compass directions (South, North, West) have been substituted with Luwian loanwords and Hittite compound words as the result of different speech taboos.

Ключевые слова: Hittite, Akkadian, spatial orientation, the four cardinal points, Shumerian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.