Научная статья на тему 'Два апокалиптических свидетеля: опыт истолкования'

Два апокалиптических свидетеля: опыт истолкования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3427
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Откровение Иоанна Богослова / два свидетеля / историческая ретроспектива / библейский контекст / патрологический подход / историко-мистический подход / Revelation of John the Divine / two witnesses / historical retrospective / biblical context / patrologic approach / historical-mystical approach

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Протоиерей Геннадий Фаст

В настоящей статье проведен анализ толкования слов апостола Иоанна Богослова, сказанных на страницах Откровения о двух свидетелях, имеющих совершить своё служение перед пришествием Христа до и во время великой скорби антихристовой. В церковном Предании и в библеистике можно обозначить четыре подхода толкованию этих слов. На основе этих подходов, в статье предложены четыре варианта ответа на вопросы, которые касаются толкования слов апостола Иоанна: Кто эти свидетели? В чём суть их служения и свидетельства?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attempts to Interpret Two Apocalyptic Witnesses of The Song of Songs: Meanings and Interpretations

In this article there is made an analysis of the interpretation of the words of the Apostle John the Theologian, spoken on the pages of the Revelation of the two witnesses who have performed their ministry before the coming of Christ before and during the great tribulation of the Antichrist. In the Church Tradition and in biblical studies, four approaches can be defined to the interpretation of these words. On the basis of these approaches, the article proposes four options for answering questions related to the interpretation of the words of the apostle John: Who are these witnesses? What is the essence of their ministry and testimonies?

Текст научной работы на тему «Два апокалиптических свидетеля: опыт истолкования»

удк 226:228

Протоиерей Геннадий Фаст

ДВА АПОКАЛИПТИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЯ: ОПЫТ ИСТОЛКОВАНИЯ

В настоящей статье проведен анализ толкования слов апостола Иоанна Богослова, сказанных на страницах Откровения о двух свидетелях, имеющих совершить своё служение перед пришествием Христа до и во время великой скорби антихристовой.

В церковном Предании и в библеистике можно обозначить четыре подхода толкованию этих слов. На основе этих подходов, в статье предложены четыре варианта ответа на вопросы, которые касаются толкования слов апостола Иоанна: Кто эти свидетели? В чём суть их служения и свидетельства? Ключевые слова: Откровение Иоанна Богослова, два свидетеля, историческая ретроспектива, библейский контекст, патрологический подход, историко-мистический подход.

И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нём. А внешний двор храма исключи, и не измеряй его; ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.

И дам ДВУМ СВИДЕТЕЛЯМ Моим, и они будут пророчествовать 1260 дней, будучи обличены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрёт врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни пророчествования их; и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.

И когда кончат они свидетельство своё, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И из народов и колен, и языков и племён будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу; потому что два пророка сии мучили живущих на земле.

Протоиерей Геннадий Фаст, миссионер, библеист, автор толкований на книги Священного Писания

Но после трёх дней с половиною вошёл в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. (Откр. 11,1-12)

Это известный текст из Апокалипсиса Иоанна Богослова о двух свидетелях, имеющих совершить своё служение перед пришествием Христа до и во время великой скорби антихристовой. Основные вопросы:

- Кто эти свидетели?

- В чём суть их служения и свидетельства?

В церковном Предании и в библеистике можно обозначить четыре подхода к рассмотрению этих вопросов.

Первый подход. Подход типологический. Историческая ретроспектива. Первое толкование. Толкование в библейском контексте. Видение о двух свидетелях, о двух маслинах и двух светильниках, стоящих пред Богом земли, у св. Иоанна Богослова не вполне самобытно, оно, конечно же, опирается на подобное видение пророка Захарии.

Захария: Вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нём, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нём, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны её.

Тогда отвечал я и сказал ему [ангелу]: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его?

Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?

И сказал он [ангел] мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли. (Зах. 4, 2-3, 11-14).

Совершенно очевидно, что две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли, у Иоанна Богослова - это две маслины, два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли, у пророка Захарии. Подобные параллели, когда два разных пророка - апокалиптика видят подобное или даже одно и то же, достаточно часты. Например, образы четырёх живых существ человека, льва, тельца и орла у пророка Иезекииля и опять же у Иоанна Богослова. Иезекииль, Даниил, Захария, Ездра, Енох ( по книгам Еноха), Иоанн Богослов: пророки- апокалиптики. Имеются как библейские, так и околобиблейские апокалипсисы.

- Что это? Текстовые заимствования (к чему явно склонится учёный-рационалист) или подобие видений?

Доверие библейским текстам, вера в Богооткровенность Писания, безусловно, заставляют нас склониться ко второму мнению. Таинственные образы и символы, причудливо переплетаясь, отчасти трансформируясь, перехо-

дят из видения в видение различных пророков. Поскольку позднее возникает пророческий текст, то нельзя исключать и определённую авторскую редакцию (а возможно, и позднейшего составителя) и тут вступает в силу влияние определённой традиции. Безусловно, имеет место традиция поздневетхоза-ветной и раннехристианской апокалиптической письменности. Конечный результат мы имеем в богодухновенном, канонизированном церковной общиной, тексте.

Аггей и Захария - пророки, подвигшие вернувшихся из вавилонского плена иудеев к восстановлению храма в Иерусалиме, или, лучше, к строительству второго храма. Захария видит в видении светильник с семью лампадами (минору, или семисвечник). Лампады наполняются елеем (названным даже золотом!) от двух маслин, или двух масличных ветвей, стоящих справа и слева от семисвечника. Скорее всего следует думать о двух ветвях, нависающих над чашечкой для елея наверху семисвечника, двух маслин соответственно. В Апокалипсисе эти две маслины над минорой превращаются в две маслины и два светильника одновременно.

Две маслины - безусловно, два помазанника, как и сказано у Захарии: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли. Буквально у Захарии «два сына елея» (ОЬЬоЬпе), два помазанника, предстоящие Господу всей земли (Зах. 4, 14).

Кто эти два помазанника, эти два сына елея? Одного ангел достаточно ясно определяет пророку: Это слово Ягве к Зоровавелю... (Зах. 4, 6 и далее) Одна маслина - это Зоровавель, глава вернувшихся из плена иудеев, строитель второго храма Господня в Иерусалиме. Ожидалось его помазание на царство, так, однако, и не происшедшее. Вторая маслина в таком случае, безусловно, его сподвижник первосвященник Иисус, сын Иоседеков (Езд. 2,2; 3,2), Божий помазанник в священстве. Два помазанника, олицетворяющие земную и духовную власть, собственно, царство и первосвященство. Через эти две «маслины», через этих двух сыновей Божественного Елея Духа Святого возродилось после вавилонского плена иудейство, как теократическая община. От них напоялась елеем минора Божественного света народа Божия, ожидающего пришествия имеющего всё установить Мессии.

Таково толкование двух маслин и двух светильников, стоящих пред Богом земли Апокалипсиса Иоанна Богослова в исторической ретроспективе и библейском прототипе (Откр.11, 4).

Из святоотеческого Предания самое раннее сопоставление двух апокалиптических свидетелей Иоанна Богослова с двумя маслинами у Захарии мы находим у св. Викторина Петавийского (+304 г.) в его толковании на Апокалипсис [4].

Более конкретно толкует прп. Ефрем Сирин (+373 г.). «Две маслины, из которых одна на правой стороне светильника, а другая на левой, означают двух правителей народа иудейского - Иисуса и Зоровавеля, из которых один помазан на царство, а другой на священство» [8, Толк. на кн.пр. Захарии, гл. 4]. Здесь прп. Ефрем толкует не Апокалипсис, а пророка Захарию, однако отсылка Иоанна Богослова на книгу Захарии очевидна.

Итак, царское и священническое начала двух помазанных елеем, двух маслин Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседекова - библейский прототип апокалиптических свидетелей Иоанна Богослова.

Сопоставление двух свидетелей Апокалипсиса и двух маслин у пророка Захарии мы имеем и в самом чётком и полном святоотеческом токовании Апокалипсиса св. Андрея Кесарийского (V в.). Толкуя одиннадцатую главу Апокалипсиса, св. Андрей пишет: «Под видом двух маслин и двух светильников указал на них и пророк Захария, так как пища для умного света состоит в елее добрых дел» [4, 11, 3-4]. Здесь святой Андрей Кесарийский толкует, в согласии с Иоанном Златоустом, что елей для светильника Божественного суть добрые дела (так у Златоуста в толковании притчи о десяти девах).

Второй подход: Библейский контекст. Изведение смысла текста из самого текста.

Второе толкование: Два свидетеля - Моисей и Илия

Следуя тексту Апокалипсиса (Откр. 11, 3-12), мы видим двух свидетелей, именуемых двумя маслинами и двумя светильниками (аллюзия на Зах. 4, 2-14), стоящими пред Богом земли.

Эти свидетели будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней. Этот срок по-разному неоднократно обозначается в Апокалипсисе.

1260 дней - Откр. 11, 3 (Время пророчествования двух свидетелей);

Откр. 12, 6 (Апокалиптическая Жена с Младенцем сохраняема в пустыне);

Откр. 13, 5 (Время действования зверя из моря - антихриста);

42 месяца - Откр. 11, 2 (Время попрания язычниками святого города);

Время, времена (двойственное число в греческом) и полвремени - Откр. 12, 14 (Апокалиптическая жена в пустыне).

Время, два времени, полвремени = 3,5 времени = 1260 дней = 30 дней X 42 = 3,5 года.

Это длительность проповеди Христа; это срок, отведённый антихристу; это время свидетельства двух свидетелей, двух маслин и двух светильников. Кто эти два свидетеля?

Определение из текста :

A) Кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрёт врагов их. Дважды огонь с неба, по слову Илии-пророка, сходил с неба и попалял пятидесятников и пятидесятки их (4 Цар. 1, 9-15).

Б) Если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Таковы были Божьи праведники Ветхого Завета, преимущественно, Моисей и Илия.

B) Они имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни пророчествования их. Такое было чрез Илию-пророка - три года и шесть месяцев затворено было небо и не шёл дождь (3 Цар. 17, 1 ; 18, 1 ; Лк. 4, 25 ; Иак. 5, 17-18).

Г) И имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. Такое имело место, когда пророк Моисей низводил казни (язвы) Божии на Египет. Первая казнь - превращение вод Нила в кровь (Исх. 7, 14-24).

Очевидно, что в действиях двух апокалиптических пророков узнаются Моисей и Илия. Два чуда - возмездия: превращение воды в кровь и затворе-ние неба на три с половиной года - единичны во всей священной истории и относятся к Моисею и Илии соответственно. Таким образом подобие (аллюзия) становится, фактически, доказательством.

О том, что Илия должен прийти во время Мессии и подготовить ему путь говорилось ещё ветхозаветными пророками. При этом, конечно, у них не разделялись первое и второе пришествие Христа (Машиаха) (Мал. 3, 1; 4, 5-6; Сир. 48, 10). Об этом говорится и в Евангелиях.

О возвращении на землю Моисея ничего в Танахе не говорится. Не говорится об этом и в новозаветных текстах (кроме нами рассматриваемого). К тому же умер там (на горе Нево) Моисей, раб Ягве, в земле Моавитской... (Втор. 34, 5). Чтобы явиться вновь, ему следует ожить прежде, о чем нигде ничего не говорится. Однако, есть тайна погребения Моисея Самим Богом и загадка места его погребения, неведомого никому. Не случайно у иудеев всё-таки имело место ожидание явления Моисея ко временам Мессии.

Св. Мефодий, епископ Патарский (+312 г.) в своём замечательном трактате «Пир десяти дев» влагает в уста десятой девы Домнины такие слова о двух помазанных елеем пророка Захарии: «Ангел сказал в ответ: Это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли (Зах. 4, 4), называя так две первородные силы предстоящие Богу... Ибо две ветви двух маслин суть закон и пророки» [13, Пир десяти дев, Речь 10, гл. 6]. Если перенести эти рассуждения святого отца на двух апокалиптических свидетелей, то под ними можно разуметь ярчайших представителей закона (Торы) и пророков Моисея и Илию.

Эти два свидетеля явились, чтобы засвидетельствовать в первом пришествии Того, о ком говорили закон и пророки. Галилейские рыбаки и их друзья убеждали друг друга: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1, 45). Но это должно было быть засвидетельствовано. И это случилось на Фаворе.

Господь Иисус взял учеников своих Петра, Иакова и Иоанна, поднялся с ними на гору высокую и во время молитвы преобразился пред ними. И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф. 17, 3). И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме (Лк. 9, 30-31). Моисей и Илия, закон и пророки засвидетельствовали об Иисусе из Назарета, что Он и есть Провозвещённый и Чаемый. Они засвидетельствовали Божественный Промысел об исходе, который надлежало совершить Иисусу в Иерусалиме.

Это таинственно перекликается с тем, что два апокалиптических свидетеля и сами будут убиенны и три с половиной дня пролежат на улице великого города,. где и Господь наш распят. Там они и воскреснут и взойдут на небо на облаке. Так Моисей и Илия засвидетельствовали на Фаворе мессианство Иисуса из Назарета, Его спасительный для всех исход в Иерусалиме; они же и обличат антихриста и предварят Иисуса Христа в Его втором пришествии.

Многие исследователи Писания нашего времени разумеют под апокалиптическими свидетелями Моисея и Илию. Так наш отечественный библе-ист протоиерей Александр Мень (|1990) пишет: «Если мы будем исходить из Евангелия, где Христу на горе Фаворской были явлены Моисей и Илия, и если мы рассмотрим характеристики, которые даны здесь этим двум свидетелям - они повелевают стихиями, огонь исходит из уст их, они имеют власть затворять небо, - то вспомним скорее о властной чудодейственной проповеди Илии и Моисея» [14, Апокалипсис. Комментарий (на 11, 2)]. Царь и пророк книги Захарии превращаются в представителей закона и пророков в Новом Завете.

Остаются два смущающих фактора. Во-первых, при таком толковании Моисею надлежит дважды умереть. Во-вторых, из святых отцов так никто не толковал. Именно эти факторы, пожалуй, и определяют то, что это толкование не стало основным, хотя именно оно наиболее соответствует самому тексту Апокалипсиса Иоанна Богослова.

Третий подход: Патрологический.

Третье толкование: Два свидетеля: Енох и Илия, и, возможно, с ними апостол Иоанн.

Священное Писание, данное Духом Святым, прочитывается в контексте Священного Предания, которое есть непрестанное действие Духа Святого в Церкви. Такое прочтение Писания даётся нам в творениях святых отцов и учителей Церкви.

«И аще будет изследуемо Слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкви в своих Писаниях» (19-е правило Трулльского Пято-шестого Вселенского собора, 691 г.).

Святоотеческое предание, однозначно, относит образы двух апокалиптических свидетелей к пророкам Еноху и Илии, как не вкусившим смерти и имеющим прийти на землю перед пришествием (парусией) Господа великим и страшным. Во дни антихристовых гонений они вкусят смерть и оживут. Значение их свидетельства - противостояние антихристу. Проповедь праотца Еноха мыслится для всех народов, ведь все народы - его потомки. Он пророк доизраильских времён. Проповедь Илии-пророка обращена к народу израильскому, к иудеям, ради спасения остатка Израилева. Не через церковь из язычников произойдёт обращение Израиля ко Христу, а через собственного пророка, явление которого иудеи ждут. Пророк Илия предназначен был на обличения в свои времена, чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость, обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова (Сир. 48, 10). Обращение отца к сыну мыслится, как обращение иудейской синагоги к христианской церкви. При этом у святых отцов церкви встречается и мысль о явлении ещё одного (третьего) свидетеля - самого апостола и ученика Христова Иоанна.

Самое раннее из дошедших до нас святоотеческих свидетельств о Енохе и Илии является слово «О Христе и антихристе» святого Ипполита, епископа Римского - плодовитейшего церковного писателя начала 111-го века. Святой

Ипполит - ученик св. Иринея Лионского, ученика св. Поликарпа Смирнского, ученика св. апостола Иоанна, получившего откровение на острове Патмос. Не только дыхание Духа, но и просматриваемая апостольская преемственность характеризует святого отца. Он духовный правнук святого апостола и тайнозрителя Иоанна, что делает его свидетельство особо ценным.

Святой Ипполит Римский, размышляя о семидесяти седминах пророка Даниила, пишет: «И утвердит завет для многих одна седмина. И будет в половине седмины прекратится моя жертва и возлияние» (Дан. 9, 27). Упомянувши об «единой» только седмице, он обозначил, конечно, ту последнюю, которая имеет быть в последние времена при кончине всего мира. Половину этой седмицы и займут два пророка: Енох и Илия. Они, одетые во вретища, будут проповедовать в продолжении тысячи двухсот шестидесяти дней, возвещая покаяние народу и всем язычникам... Необходимо должно, чтобы предтечи Его [Христа во втором пришествии. - Г. Ф.] и в данном случае явились первыми, как об этом (Сам Господь) говорит через Малахию - ангела: Я пошлю к вам Илию Фесвитянина, пред пришествием дня Господня великого и прежде, чем явится Тот, который обратит сердца отцов к детям и непокорных к мудрости праведных, да не пришед поразит землю в конец (комбинация из Мал. 4, 5-6 и Лк. 1, 17).

Они-то, явившись вместе и будут возвещать имеющее наступить явление Христа с небес; они же сотворят также и знамения и чудеса, чтобы хотя этим путём тронуть и обратить людей к раскаянию в виду усилившегося бесчестия и беззакония их [10, «Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе», пп. 43, 46].

Следует обратить внимание, что если отождествление одного из двух свидетелей с пророком Илией святой Ипполит обосновывает ссылкой на пророка Малахию и на евангелиста Луку, то отождествление второго свидетеля с праотцем и пророком Енохом святой отец текстологически не обосновывает никак.

Что позволяет ему это сделать? Либо то, что это было распространённое мнение и ожидание во времена Ипполита (начало III века), либо даже суждение преемственно восходящее к самому апостолу Иоанну и через Поликарпа - Иринея дошедшее до него. В любом случае отождествление одного из свидетелей с праотцем Енохом укореняется в Предании церкви.

Большое значение в определении загадки двух апокалиптических свидетелей имеет знаменитое «Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие анти-христово» великого святого отца церкви прп. Ефрема Сирина (f372 г.).

Толкование прп. Ефрема Сирина значимо, как святого отца, исполненного Духом Святым; как великого экзегета, толкователя и ветхо- и новозаветных книг Священного Писания; как человека, владевшего сирийским, близким к арамейскому, языком, то есть языком библейским; как носителя священного Предания Ближнего Востока, в том числе Предания еврейского. Преподобный Ефрем также, как и св. Ипполит Римский, разумеет под двумя апокалиптическими свидетелями Еноха и Илию.

Прп. Ефрем Сирин: «Но прежде нежели будет сие [великая скорбь времени антихриста. - Г. Ф.], Господь, по милосердию своему, пошлёт Илию Фес-витянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду благочестие, дерзновенно проповедовали всем боговедение, научили не верить мучителю из старха, вопия и говоря : «Это лесть, о человеки! Никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу; никто из вас да не приходит в страх; потому что он скоро будет приведён в бездействие. Вот, святый Господь идёт с неба судить всех поверивших знамениям его». Впрочем, не многие тогда захотят послушать и поверить сей проповеди пророков. Спаситель же делает сие, чтобы показать неизреченное свое человеколюбие; потому что и в это время не оставляет род человеческий без проповеди, да будут все безответными на суде» [8, 38-е Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово, с. 258].

Как видим, прп. Ефрем, как и св. Ипполит Римский, никак не обосновывает своё утверждение о проповеди пророков Еноха и Илии перед гонением антихриста и во время его. Это свидетельствует о широко распространенном в его время (золотой век патристики) представлении о проповеди именно пророков Еноха и Илии. Цель их проповеди - предостеречь людей от соблазнов антихристова времени, укрепить верных и оставить безответными перед Всевышним Судиёй неверных.

После святоотеческого свидетельства 111-го века (св. Ипполит Римский) и свидетельства Г^го века (прп. Ефрем Сирин) перейдём к свидетельству ^го века - свидетельству Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Этому святому принадлежит цельное толкование всего Апокалипсиса, ставшее классикой святоотеческого, православного разумения этой таинственной книги.

Св. Андрей Кесарийский, толкуя одиннадцатую главу Апокалипсиса и ссылаясь на широко распространённое мнение, поясняет: «Многие учители думали, что эти два свидетеля, Енох и Илия, при кончине мира получат от Бога время для пророчествования в три с половиною года, означенных тысяча двумястами шестидесятью днями. Облечение во вретище означает, что тогда все живущие и отвращаемые от антихристовой прелести будут достойны плача и сетования.

Под видом двух маслин и двух светильников указал на них и пророк За-хария (4, 2-3; 11-14), так как пища для умного света состоит в елее добрых дел» [3, Толкование на Апокалипсис статьи 30-31]. Далее св. Андрей говорит о противостоянии Еноха и Илии антихристу проповедью и чудесами. Будет и результат! Святой Андрей отмечает: «Когда станет известно об удалении от него [антихриста - Г. Ф.] прельщений...» [там же]. Это очень соответствует мнению, что обращение и спасение остатка Израилева произойдёт через проповедь Илии-пророка: он обратит сердца отцов (синагоги) к детям (церкви). Далее св. Андрей описывает убиение пророков; краткое торжество обольщённых антихристом; их воскрешение и восхождение на облаке на небо.

Св. Андрей Кесарийский также не обосновывает своё отождествление двух свидетелей с пророками Енохом и Илиёй по тексту Писания, а только

опирается на распространённое, и, видимо, не оспариваемое в его время Предание.

Св. Иоанн Дамаскин (t777 г.) подвёл, фактически, итог святоотеческому богословию древности в своём знаменитом творении «Точное изложение православной веры». В эсхатологической главе «Об антихристе» святой отец пишет: «Будут же посланы Енох и Илия Фесвитянин, и они обратят сердца отцов к детям, то есть синагогу - к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди апостолов, и они будут умерщвлены им. И придёт Господь с неба...» [9, Точное изложение православной веры, кн. 4, гл. 26]. Разумение св. Иоанна Дамаскина целиком совпадает с мнением ранее его бывших святых отцов. Толкование двух апокалиптических свидетелей, как Еноха и Илии, противостоящих антихристу, проповедующих язычникам и иудеям, обращающим синагогу (остаток Израиля) ко Христу, имеет статус patrum consensus (согласие отцов).

Остаётся вопрос :

- Если приход пророка Илии пред пришествием Господним предвозвещён пророком Малахией, что и записано в его пророческой книге, то на чем исторически и содержательно основано утверждение о приходе праотца Еноха?

Историческое происхождение верования о приходе в кончину времён пророка и праотца Еноха в наше время с точностью не прослеживается. Нет на это указаний в библейском тексте. Не указывают этот источник и святые отцы, излагающие это суждение. Однозначно, что загадочная личность Еноха волновала умы и в иудейской среде в последнее предновозаветное время, о чём свидетельствует возникновение первой, второй и третьей апокрифических книг Еноха; и в раннехристианской среде, о чём свидетельствуют цитаты из книг Еноха и аллюзии на них у самих святых апостолов (Иуд. 1, 6; 1, 14; 2 Пет. 2, 4), а также устойчивое предание о его приходе в кончину времён. Возможно, самое раннее указание мы находим в апокрифическом Евангелии от Никодима. В этом апокрифе говорится о двух сыновьях Симеона Бо-гоприимца Карине и Левкии [2, Евангелие от Никодима, гл. 17). Они были среди умерших и совоскресших со Христом. Карин и Левкий поведали о том, что в раю они увидели двух человек ветхих днями и спросили их: « Кто вы, до сих пор не бывшие с нами в преисподних и телесно пребывающие в раю? Один из них ответил: Я Енох, вознесённый сюда словом Господа. И тот, кто со мною - Илия Фесвитянин, вознесённый сюда колесницею огненной. Доселе не вкусили мы смерти, но соблюдаемы ко дню пришествия антихриста, отмеченные божественными знамениями и чудесами, чтобы сражаться с ним, чтобы быть преданными смерти в Иерусалиме и после трёх дней с половиной быть снова вознесёнными на небо» [там же, гл. 26]. Явное созвучие Евангелия от Никодима с Апокалипсисом Иоанна Богослова и явно, что пара «Енох и Илия» не выдумана святыми отцами, а взята из имевшегося Предания и иудео-христианских представлений того времени.

Не только о праотеческом, но и об эсхатологическом призвании Еноха свидетельствует и св. Ириней Лионский: «И Енох, хотя был человек без обрезания, угодил Богу, исполнял посольство Божие к ангелам [Енох обличал

ангелов, вступивших в связь с дочерьми человеческими (Быт. 6, 2), о чём свидетельствует книга Еноха (12-16 гл.) - Г. Ф.] и был преложен и доныне сохраняется свидетелем праведного суда Божия [имеется в виду потоп, но можно экстраполировать и на конечные времена при антихристе. - Г. Ф.]; потому ангелы согрешившие ниспали на землю для осуждения, а человек богоугодный [Енох] преложен во спасение» [11, Против ересей, кн. 4, гл.16, п. 2].

Содержательно утверждение о приходе пророка Еноха в последнее время и его мученической кончине основано на факте, что в Библии указаны два случая, когда человек не вкусив смерти, несмотря на слова Божии Адаму-праотцу смертию умрёшь и прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 2, 17; 3, 19), были живыми взяты на небо - Енох и Илия. Так вот и им надлежит ещё умереть и воскреснуть. Приход же любого другого пророка означал бы необходимость воскреснуть через тысячи лет, но ранее всеобщего воскресения. К тому же, очевиден особый таинственный и загадочный промысел Божий именно об этих двух пророках в эсхатологических судьбах мира.

Кстати в позднейшей раввинистической литературе есть указание на целый ряд праведников (до десяти), которых Бог живыми взял на небо. Однако, это неведомо тексту Танаха и всей Библии, так и Преданию христианской церкви. Но в христианской среде возникло нечто подобное - это загадка апостола Иоанна, Патмосского тайнозрителя. Ещё при жизни апостола Иоанна, прожившего более ста лет, пронёсся слух, что он не умрёт, до пришествия Христова, о чём говорит святое Евангелие: И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрёт (Ин. 21, 23). Однако, Иисус, как известно, сказал не так. Тем не менее церковь хранит предание о загадочном исходе (кончине?) святого апостола.

«Когда святой Иоанн Богослов дожил до столетнего возраста, много потрудившись во благовести Христовом, то вместе с семью учениками своими вышел из города Ефеса и приказал им ископать ему крестообразную могилу, в которой он и приготовился умереть, легши в неё, ещё будучи живым. Христиане, жившие в городе Ефесе, после смерти апостола, раскопали могилу его, однако не нашли тела апостола; оплакав его честную кончину, они возвратились в город, и потом часто приходили на могилу апостола и возносили там усердные молитвы к Богу. При этом каждый год в этот день и месяц [8 мая, юлианского стиля] от гроба апостола исходил как бы некий тонкий прах и врачевали им различные недуги и болезни» [7, св. Димитрий Ростовский, Жития, 8 мая]. Свидетельства о прахе с могилы Иоанна имеются у блаженного Августина (t430 г.) и св. Григория Турского (t 594 г.). Бл. Августин слышал рассказы о том, что апостол Иоанн не умер, а лежит как бы во сне до кончины времён. Существовало мнение, что святой Иоанн был живым взят на небо. Не существует мощей св. Иоанна Богослова.

Где-то в IV-VII веках ( точно определить не удаётся) появляется некоторое сочинение «Блаженнейшего Ипполита, епископа и мученика, слово о кончине мира, и об антихристе и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа». Большинство исследователей считает, что этот труд не принадлежит св. Ипполиту Римскому (нач. III в.). Не известно, кто сей Псевдо-Ипполит. Од-

нако труд этот, кому бы не принадлежал, но получил распространение среди христиан, хотя и содержит некоторые спорные утверждения. В нашем Отечестве этот труд имеется на славянском языке ещё с XII века.

В трактате Псевдо-Ипполита говорится о том, что в кончину времён вместе с пророками Енохом и Илией явится апостол Иоанн. Псевдо-Ипполит: «Из Писаний мы научены, что два пришествия Христа и Спасителя. Первое Его пришествие имело предтечей Иоанна Крестителя; второе же, когда Он придет во славе, покажет Еноха, Илию и Иоанна Богослова. Обрати же внимание на человеколюбие Господа, как Он и в последние времена будет заботиться и сжалится над родом смертных, как Он даже и тогда не оставит нас без пророков, но пошлёт их для нашего научения и уверенности, а также для того, чтобы мы обратили внимание на пришествие противника» [10, «О кончине мира, и об антихристе.», п. 21]. Далее автор иллюстрирует свою мысль текстами пророчеств Даниила (Дан. 9, 27) и Апокалипсиса (Откр. 11, 3-12). Появление с Енохом и Илией святого апостола Иоанна Псевдо-Ипполит никак не обосновывает по тексту. Судя по всему, он приводит суждение бытовавшее в церковной среде его времени, а то и раньше. Так оно не утверждается, но бытует и по сегодняшний день.

Существует, однако, один текст в самом Апокалипсисе, который может быть разумеваем в смысле имеющего прийти в кончину времён апостола Иоанна. Непосредственно перед рассматриваемом нами тексте о двух свидетелях (Откр. 11, 1-12) Ангел - сильный, стоящий на море и на земле, говорит Иоанну после съедения им книжки: Тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих (Откр. 10, 11) , т.е. чтобы ты опять произнёс пророчество. О чём идёт речь? Либо речь о дальнейших, после описанных в десятой главе, пророчествах Апокалипсиса, либо всё-таки о том, что ему ещё предстоит вновь (опять) пророчествовать в последние времена?... Загадка остаётся неразгаданной.

Помимо апостола Иоанна и в иудейской, и в раннехристианской среде имело место хождение чаяний прихода и других пророков. Это мы видим из слов учеников Христа. В Кесарии Филипповой на вопрос Учителя за кого почитают его люди они сказали: Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а третьи за Иеремию, или за одного из пророков (Мф. 16, 14). Имело место особое ожидание Иеремии пророка. Это, конечно, было в связи с преданием, что перед нашествием Навуходоносора на Иерусалим (587 г. до Р. Х.) и разорением храма пророк Иеремия спрятал ковчег завета в пещере горы Нево (2 Мак. 2, 1-12).

Ковчег более найден не был. Пророк Иезекииль видел, что облако славы Ягве также покинуло храм и удалилось на Елеонскую гору (Иез. 10 гл.). Во втором храме уже не было ни ковчега завета, ни славы Ягве. Однако, сам пророк Иеремия провозвестил тогда ещё, что в Мессианское время откроется место нахождения ковчега и вернётся слава Ягве (2 Мак. 2, 8). Потому и ждали Иеремию. Отголосок этого в третьей книге Ездры (один из апокрифических Апокалипсисов): Я пошлю тебе в помощь рабов Моих Исаию и Иеремию... (3 Езд. 2, 18); в словах учеников Христа о людских мнениях в Кесарии Филип-

повой (Мф. 16, 14); у Тертуллиана (Против Маркиона, 3, 179-189). О том пишет и св. Викторин Петавийский (+ 304 г.): «Многие считают, что [два свидетеля] - это, вместе с Илией, Елисей или Моисей - но каждый из них мёртв. О смерти же Иеремии ничего не известно [это не совсем так - Г. Ф.]. Через всех древних авторов наши сообщают, что это - Иеремия. Ведь и само Слово, полученное им, свидетельствует говоря: прежде нежели Я образовал тебя во чреве матери твоей, Я познал тебя... и пророком для народов поставил тебя (Иер. 1, 5). У язычников же он не был пророком, и потому, по каждому из двух пророчеств, что Бог обещал, с необходимостью этим обладает и исполняет -то есть чтобы Иеремия был пророком у язычников» [5, с.172].

Четвёртый подход: Историко-мистический.

Четвёртое толкование: Апокалипсис - символический шифр событий апостольского века.

Основное положение исторического подхода: Апокалипсис не историческая ретроспектива и не историческая перспектива, Апокалипсис - история и взгляд на происходящее в середине апостольского века. Раннее христианство в жестком конфликте с иудейской синагогой и с Римом, в страстном накале эсхатологичских страстей. Эсхатологическая страстность восприятия современной ещё только возникающей новой религии. Никакого пророчества в книге, собственно, нет; всё - загадочный шифр современности. Такой подход к Апокалипсису отсутствует во всей церковной письменности всех веков христианской истории. Библейские пророки очень часто пророчествовали, опираясь на образы современных им событий и реалий. Это, безусловно, имеет место и в Апокалипсисе. Семь церквей в Малой Азии, Иерусалим, Рим, император Нерон - всё это прототипы апокалиптических пророчеств; но, чтобы всё это только к тому и сводилось - такого учения в церкви никогда не было.

Всё началось с Новотюбингенской школы первой половины XIX века. Всё Писание Нового Завета представители этой школы (Баур, Вайцзеккер, Де Ветте, Эвальд и другие) заставили подчиняться умозрительным схемам гегельянства ( приём, характерный для философии Гегеля). Представление о том, что тайнозритель Иоанн в прикровенной форме изображает церковно-исто-рические события своего времени, на основе новотюбингенского подхода к Библии, разрабатывали такие авторы, как Ж. Э. Ренан («Антихрист», 1873 г.), Ф. Фаррар («Первые дни христианства», 1882 г.), А. И. Жданов1 (Магистерская диссертация 1981 г.), Ф. Энгельс2 («К истории первоначального христианства», 1894 г.), Т. Цан (истолковательские статьи в 24-х томном комментарии к Новому Завету, 1903-1926 гг.).

Кратко и чётко формулирует концепцию А. А. Жданов, считавший, что экзегеза Апокалипсиса не нуждается в благочестивых фантазиях, а «находит себе должное изъяснение из общих исторических обстоятельств эпохи, к которой относится происхождение священной книги» [15, с. 444].

1 Отец А. А. Жданова, соратника И. В. Сталина, идеолога ВКП(б).

2 Классик марксизма.

Вот как представляет себе Апокалипсис разработчик указанного к нему подхода Э. Ренан в книге «Анрихрист» [18, гл.15-16]. Иоанн, как Воанергес (сын грома), лично заинтересован и крайне ожесточён по отношению ко всему окружающему - иудеям, Риму, апостолу Павлу. «Ненависть к Римской империи, радость по поводу несчастий, которые её постигали, надежда на скорое её распадение - таковы были тайные чувства всех верующих». В этом представлении Вавилон и блудница, сидящая на водах многих - это Рим и империя. Иерусалим - иногда это Иерусалим с храмом (ещё не разрушенным!) в Иудее, а иногда опять символ Рима. Рим - на семи холмах и семь кесарей. Антихрист - император Нерон. Это соответствует гематрии: нун = 50 - «Неро кесарь»

реш = 200 - соответствует 616. Такой вариант текста вав = 6 «Нерон кесарь» упоминается ещё у св. Иринея Лионского нун = 50 [12, Против ересей, V, 30, 1] коф = 100 самех = 60 реш = 200 ' 2 = 666

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После исчезновения Нерона появился самозванец из Китноса - ЛжеНерон. Пошёл слух о воскрешении Нерона (зверя). «Один пламенный приверженец Нерона соединявший в своём лице страстного политика и искусного фокусника, открыто объявил себя на стороне самозванца ли из Китноса, Нерона ли, укрывшегося к парфянам. Он принуждал силой мирных людей признавать Нерона; восстановлял его статуи, заставлял оказывать им почести; можно даже думать, что им была выбита монета по типу Nero redux». Христиане думали, что их хотят заставить поклониться статуе Нерона. Так появились зверь (антихрист), другой зверь (лжепророк), икона антихриста, печать антихриста, без которой ничто нельзя будет купить или продать, и лютые гонения.

В таком контексте Э. Ренан пишет: «Сверх того, автор Апокалипсиса, как кажется, разумеет под свидетелями двух важных деятелей Иерусалимской церкви, двух апостолов великой святости, которые будут убиты, затем воскреснут и вознесутся не небо. Нельзя отрицать возможности, что это видение в первой своей части имеет обратное [по времени - Г. Ф.] значение и относится к убиению двух Иаковов, в особенности же Иакова, брата Господня».

Концепция Э. Ренана в резкой форме и подробно разрабатывается классиком марксизма Фридрихом Энгельсом в работе «К истории первоначального христианства» [20]. В этой работе Энгельс дает толкование на Апокалипсис. Энгельс считает, что автор Апокалипсиса ещё мыслит себя иудеем, предполагает даже, что крещения ещё и не было. В связи с этим Энгельс отмечает, что «оба пророка, предшествующие появлению антихриста (гл. 11), тоже никого не подвергают крещению» [20, с. 29].

Отбросив враждебную к христианству позицию Фридриха Энгельса и вольности Э. Ренана, ряд библеистов - исследователей XX века и поныне

предпочитают говорить об Апокалипсисе, как зашифровке церковных событий I века и, в особенности, 60-х годов, всего, что связано с императором Нероном. Прот. Александр Мень в своём Комментарии к Апокалипсису отмечает, как общехристианскую позицию о двух свидетелях, как об Енохе и Илии (или Моисее и Илии), так и обращается к историческому контексту. Город (Отк. 11 гл.), по отцу Александру может быть и Иерусалимом, и тогда свидетели : убиенные первомученик Стефан, апостол Иаков, брат Господень. Допускает Александр Мень и возможность, что Иерусалим в 11-й главе Откровения - образ Рима. В таком случае «слова Господь наш распят (следует понимать как распятую Церковь» [14, с. 107]. Кто же тогда свидетели? Комментарий к Библии Брюссельского издания «Жизнь с Богом» [1] указывает на убиение апостолов Петра и Павла в Риме в 67 г. Прот. Александр Мень поясняет и кощунственно-злорадное торжество над трупами двух свидетелей. «Дары посылать - это римский обычай, а то, что не дают похоронить, вероятно, это намёк на репрессии 64 года, когда тела мучеников, погибших в Колизее, в садах Нерона, были сброшены в общие ямы, а не преданы достойному погребению» [14, с. 106].

Идея о двух свидетелях, как об апостолах Петре и Павле - художественно очень яркая. Как-то органично к ним может примкнуть и святой Иоанн. С большой художественной силой и духовно-нравственной глубиной сделал это наш выдающейся философ Владимир Соловьёв в своих «Трёх разговорах», а точнее, в приложенной к ним «Краткой повести об антихристе» (1900 г.). Это последняя работа и духовное завещание великого философа накануне своей кончины [19].

В «Повести об антихристе» у Владимира Соловьёва антихрист обольстил весь мир, произвёл объединение католиков, православных и протестантов. Однако старец Иоанн (православный) опознал антихриста, а папа Пётр II (католик) предал его анафеме. Действием великого мага (зверя - лжепророка) они были умерщвлены. Остался только профессор Паули (протестант) с верными. Три с половиной дня папа Пётр и старец Иоанн пролежали мертвыми у храма Гроба и Воскресения Господня. Тогда Бог оживил их и явил славу свою.

литература

Священный текст:

Библия: в рус. пер. с прилож. - 2-е изд. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1983.

Апокрифические Евангелия: Личная библиотека Борхеса. - СПб: Амфора, 2000.

Творения святых отцов:

Андрей, архиеп. Кесарийский Толкование на Апокалипсис. - Изд. испр. и доп. - М.: Правило веры, 1999.

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов ЬУШ вв.: Ветхий Завет, XIV, Двенадцать пророков. - Герменевтика, 2010.

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов вв.: Новый Завет, XII, Книга Откровения Иоанна Богослова. - Герменевтика, 2009.

Димитрий Ростовский, св. Жития святых: месяц май. - М.: Синодальная типография, 1908.

Ефрем Сирин, св. Творения: ч. 2. - Сергиев Посад, 1908.

Ефрем Сирин, св. Творнения: ч. 6. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.

Иоанн Дамасскин, св. Точное изложение православной веры. - М.: Братство свт. Алексия ; Ростов на Дону: Приазовский край, 1992.

Ипполит Римский, свт. Творения: вып. 2. О Христе и антихристе. О кончине мира. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.

Ириней Лионский, св. Творения: т. 2. - 1996. - Библиотека отцов и учителей церкви.

Книга правил. - М.: Синодальная типография,1893.

Мефодий Патарский, свщм. Пир десяти дев. - М., 1996.

Позднейшие авторы:

Мень Александр, прот. Апокалипсис. Комментарий / Фонд им. Александра Меня. - Рига, 1992.

Мень Александр, прот. Библиологический словарь: т. 1. / Фонд им. Александра Меня. - М., 2002.

Мень Александр, прот. Библиологический словарь: т. 2. / Фонд им. Александра Меня.- М., 2002.

Мень Александр, прот. Библиологический словарь: т. 3. / Фонд им. Александра Меня. - М., 2002.

Ренан Эрнест. Антихрист. - СПб.: Изд. М. В. Пирожкова, 1907.

Соловьёв В. С. Сочинения: в 2-х т., т. 2. / АН СССР; Ин-т философии. - М.: Мысль, 1988.

Энгельс Фридрих. К истории первоначального христианства. - М.: Изд. политич. лит-ры, 1982.

Archpriest Gennady Fast

attempts to interpret two apocalyptic witnesses of the song of songs: meanings and interpretations

In this article there is made an analysis of the interpretation of the words of the Apostle John the Theologian, spoken on the pages of the Revelation of the two witnesses who have performed their ministry before the coming of Christ before and during the great tribulation of the Antichrist.

In the Church Tradition and in biblical studies, four approaches can be defined to the interpretation of these words. On the basis of these approaches, the article proposes four options for answering questions related to the interpretation of the words of the apostle John: Who are these witnesses? What is the essence of their ministry and testimonies?

Key words: Revelation of John the Divine, two witnesses, historical retrospective, biblical context, patrologic approach, historical-mystical approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.