УДК 371.485
ББК 74.03(2)
Ж86
Жуков Константин Сергеевич
Кандидат исторических наук, доцент, руководитель лаборатории гуманитарных и политических технологий исторического факультета Иркутского государственного университета, почётный профессор ИГУ. Иркутск, Россия.
ДУЛОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Статья посвящена столетию со дня рождения основателя и руководителя Восточно-Сибирской лаборатории проблем нравственного воспитания при Академии педагогических наук СССР - доктора педагогических наук, профессора А. И. Дулова. Столетний юбилей видного советского, российского ученого, доктора педагогических наук, профессора А. И. Дулова - важная веха в развитии педагогической теории и практики. Этот юбилей позволяет оглянуться назад и увидеть грандиозные свершения в развитии отечественной педагогической науки, заложившие основы современного образования в России.
Ключевые слова: А. И. Дулов, основатель, Учитель, ученый, нравственное воспитание, научные труды.
K. S. Zhukov
Irkutsk, Russia
ALEXANDER IVANOVICH DULOV
The article is dedicated to the centenary of the birth of the founder and the head of the East Siberian Laboratory of Problems of Moral Education at the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A.I. Dulov. The centenary of the prominent Soviet, Russian scientist, doctor of pedagogical sciences, Professor A.I. Dulov is an important milestone in the development of pedagogical theory and practice. This anniversary allows you to look
back and see the grandiose accomplishments in the development of the national pedagogical science that laid the foundations of modern education in Russia.
Key words: A.I. Dulov, founder, Teacher, scientist, moral education, scientific works.
Судьба Дулова Александра Ивановича, видного советского, российского ученого, доктора педагогических наук, профессора, словно предвидела, что вся его жизнь будет отдана педагогическому труду: Александр Иванович родился 1 СЕНТЯБРЯ 1918 года в селе Знаменка Жигаловского района Иркутской области.
В 1936 году, едва поступив на первый курс Иркутского государственного университета, восемнадцатилетний юноша был направлен органами советской власти учителем в Люба-винскую среднюю школу Кыринского района Читинской области (не хватало учителей -особенно в отдаленных и северных районах Сибири и дальнего Востока).
А уже в 1939 году Александр Иванович призывается в ряды Красной Армии. Потом была Великая Отечественная война. На фронте младший лейтенант Дулов А. И. командует стрелковым взводом. В 1942 году под Смоленском получил тяжелейшее ранение и контузию. Почти год находился на лечении в госпиталях. Был демобилизован. Но, даже не оправившись от ранений, Александр Иванович продолжает свою работу в школе учителем и директором: сначала в Хапчерангинской средней школе Кыринского района Читинской области, а затем в школах №№ 14 и 15 города Иркутска. В 1947 году А. И. Дулов окончил физико-математический факультет Иркутского государственного педагогического института. Работая директором школы, Александр Иванович проводит научно-педагогическое исследование и успешно защищает кандидатскую диссертацию (учитель, директор школы - уникальный случай в те далекие годы).
В 1953 г. в 35 лет (!) А. И. Дулов становится ректором Иркутского государственного педагогического института иностранных языков и оканчивает работу в этой должности в 1958 г. В эти же годы (с 1953-го по 1960-й) руководил кафедрой педагогики в вузе. В 1973 г. защитил докторскую диссертацию. С 1960 по 1985 год, с небольшим перерывом, Александр Иванович заведовал кафедрой педагогики Иркутского пединститута, затем работал профессором кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета.
27
Профессор Дулов был основателем Восточно-Сибирской лаборатории проблем нравственного воспитания при Академии педагогических наук СССР, широко известной не только в нашей стране, но и в странах Восточной Европы и Азии, которой бессменно руководил 25 лет. Тысячи (именно тысячи! - я не ошибся) учителей школ и преподавателей вузов были вовлечены в работу лаборатории.
Трудно переоценить вклад Александра Ивановича Дулова в развитие отечественной педагогической науки. Проблема, которой он посвятил всю свою научную жизнь, - проблема нравственного воспитания подрастающего поколения, не теряет своей актуальности и важности в наше время. Его книги: «Содержание, формы и методы работы классного руководителя», «Основы нравственного воспитания в процессе обучения» - переведены на ряд европейских и восточных языков.
Все научные труды А. И. Дулова проникнуты глубокой мыслью о воспитании как о творческом процессе. Им опубликовано около 150 работ, из них два известных в стране учебника - «Педагогика» и «Логико-структурный курс педагогики». Особый интерес у исследователей и учителей-новаторов вызвала и его монография «Научно-педагогическая школа» (1999 г.), обобщающая научное наследие ученого. Профессор Дулов подготовил более 30 кандидатов наук, был научным консультантом у нескольких докторов наук.
Я, беседуя с коллегами в учебных заведениях Германии (и не только в ГДР, но в середине 1990-х гг. и в ФРГ), Монголии, на Кубе, был изумлен и обрадован, что труды Александра Ивановича были известны там. По крайней мере, те, кто учился у нас в стране, будучи студентом или в аспирантуре, готовил докторские диссертации, а, тем более, если защищался в наших диссертационных советах, обязательно вспоминали работы Александра Ивановича. Так, в одном из учебных заведений на острове Хувентуд (о. Молодежи - Республика Куба) молодой кандидат наук, учившийся в аспирантуре и защитивший диссертацию в Московском государственном педагогическом институте, узнав, что я из Иркутска, воскликнул эмоционально, по-латиноамерикански: «О, а знакомы ли вы с Сибирским Сухомлинским?!».
Вначале даже не понял, о ком идет речь. Потом, конечно, сообразил и с гордостью сказал: «Не только знаком с ним, но и с его дочерями». И добавил: «Александр Иванович помог мне
в жизни. Поддержал меня - неопытного молодого человека - и словом, и делом. Очень помог».
Фронтовой и трудовой путь Александра Ивановича, его самоотверженное отношение к работе и значительный вклад в отечественную педагогическую науку и практику высоко оценен нашим государством. Он был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», знаками отличия народного образования и просвещения РСФСР, медалью К. Д. Ушинского.
Но жизнь профессора Дулова не была ограничена только научными интересами. Александр Иванович писал стихи, был замечательным рассказчиком, удивительно внимательным и доброжелательным собеседником. Его умению слушать коллег, студентов, просто знакомых, - да и незнакомых людей, - по-хорошему завидовали многие из нас. Разговаривая с ним, как-то даже и не чувствовалось, что перед тобой мэтр, Наставник, Учитель, человек высоких дарований и глубочайших знаний.
Конечно, ты это осознавал, понимал, но Александр Иванович был так прост в общении, уважителен к собеседникам - вне должностей, званий и всего прочего. А это и раньше, а уж сегодня особенно - редкость большая.
Но при всем при этом он был нетерпим и непримирим к лицемерию, угодничеству, приспособленчеству. Считал все это, как и интриганство, злословие, безделье (называл его праздношатанием), очень скверными недостатками. И тут уж - держись! Он был прямым и честным. Не все, к сожалению, такие...
Наш коллектив общеуниверситетской кафедры психологии и педагогики ИГУ с огромным удовольствием приглашал Александра Ивановича не только на научные конференции, круглые столы, встречи с выпускниками университета - будущими преподавателями и т. п., но и на праздничные посиделки. Он умел пошутить, а то и вспомнить забавные анекдоты. И рассказать интересные, поучительные истории.
Почти все мы (и совсем юные аспиранты, и не очень молодые преподаватели, доценты) в той или иной степени считали себя учениками профессора Дулова. Да, и дело у нас было
общее - ведь в нашем университете более чем на половине факультетов шла подготовка в том числе преподавателей для школ, средних специальных учебных заведений. Плюс многие выпускники разных факультетов, закончившие аспирантуру, получали направление в вузы страны на ставки преподавателей; а наша кафедра - одна из первых в стране - стала разрабатывать актуальные проблемы психологии и педагогики высшей школы и, разумеется, консультации, советы, рекомендации Александра Ивановича были бесценными. Так что и для нас, людей иргосуновских с кафедры психологии и педагогики, он был своим родным Учителем.
Да, авторитет профессора Дулова среди учительского сообщества и ученых - педагогов и психологов - Сибири и Дальнего Востока был огромным. И он ценил тех, кого считал Мастерами. Как-то очень по-доброму, по-народному называл всех, кто был отличными специалистами, - и хирурга, и строителя, и учителя, и художника, и слесаря - словом таким: Мастаки. И еще несколько раз я слышал сказанное им о творческих, инициативных, добросовестных учителях - Умельцы.
Александр Иванович своими руками выстроил дом-дачу, посадил множество деревьев. Он и его супруга Ксения Алексеевна, заслуженный учитель РСФСР, были прекрасными родителями четверых детей. Его сегодня с теплотой и благодарностью вспоминают взрослые внуки. И в социальных сетях с гордостью пишут о своем героическом деде - крупном ученом и отважном, храбром офицере-фронтовике.
Важным является и то, что дочери Александра Ивановича стали педагогами. Старшая -Людмила Александровна Саклешина - после окончания нашего университета работала учителем, директором школы, подготовила и защитила кандидатскую диссертацию в Москве, была доцентом кафедры педагогики и гуманитарных технологий, зам. декана факультета психологии и социальной работы ИГУ. Знаю её хорошо. Глубоко уважаю. Мы работали вместе, когда был и зав. кафедрой, и деканом-организатором факультета психологии и социальной работы. Ей присвоено звание «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Средняя дочь - Валентина Александровна Дулова - актриса, преподает в театральных учебных заведениях страны «Актёрское мастерство». Указом Президента России ей присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Младшая дочь - Татьяна Александровна Стефановская - доктор педагогических наук, профессор. Работала зав. кафедрой и проректором Иркутского государственного лингвистического университета. Награждена медалью К. Д. Ушинского.
Александр Иванович сумел по-мужски стойко перенести, выдержать, вытерпеть в жизни и драматические, и даже трагические испытания для него, для его супруги Ксении Алексеевны и для всей большой, дружной, замечательной семьи Дуловых. Он отличался несгибаемостью, твердостью духа и каким-то необыкновенным жизнелюбием практически до последнего своего дня. Несмотря на тяжелую болезнь, стремился наполнить жизнь смыслом и делом. Таким он и остался в памяти многих и очень многих людей, кто знал его, учился у него, работал с ним.
УДК 929
ББК 74.03
И212
Иванова Людмила Анатольевна,
Кандидат педагогических наук, доцент, начальник центра дополнительного профессионального образования Иркутского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации. Иркутск, Россия.
ДА РАЗВЕ СЕРДЦЕ ПОЗАБУДЕТ?
(К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ДУЛОВА)
Отечественная педагогическая наука славится именами не только выдающихся педагогов-исследователей, педагогов-ученых, педагогов-практиков Москвы и Санкт-Петербурга, действительно блистательными, общепризнанными. Сибирь тоже подарила немало талантливых педагогов-исследователей, учёных, творческий вклад которых значителен. К их числу
31