УДК 316.752
ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
© Р. Ю. Галеев
Уфимский государственный авиационный технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. К.Маркса, 12.
Тел.: +7 (347) 278 63 72.
Е-тай: [email protected]
В статье определяется сущность понятия духовный потенциал. На основе междисциплинарного подхода выделяется социологический аспект исследования и структура духовного потенциала. На основе проведенного исследования даются рекомендации по повышению духовного потенциала населения.
Ключевые слова: духовный потенциал, субпотенциал, духовность, общество, потенциал.
Современное общество испытывает необходимость в насыщении истинно-духовными компонентами, от которых зависит устойчивое развитие страны. В связи с этим крайне актуальным становится вопрос о развитии духовного потенциала населения в настоящее время, поскольку проблема человека как социального субъекта в ходе коренных преобразований в стране существенно определяется в его духовном самоопределении. Более того, проведенное нами исследование показало, что большая часть опрошенных респондентов оценивает сегодняшнее духовное состояние нашего общества как застойное. Однако обратимся для начала к изучению сущности и понятия духовного потенциала.
Анализ литературы свидетельствует о том, что понятие духовный потенциал по-разному оценивается и трактуется в современной науке. В словаре Ожегова оно дается как: источник, возможность, средство, запас, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели [1]. Другое сводится к его технической составляющей, а именно, его определяют как физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства. Вообще «потенциал» происходит от французского слова potentiel — «могущий быть», заимствованного в XIX в. и имевшего источником латинское слово potential — «сила, мощь» [2].
На начальном этапе понятия душа, духовность и духовный потенциал отождествлялись с силой и возможностями, существующими в теле человека. До Сократа древние эллины рассматривали душу как субстанцию — то есть суть всех вещей, подчиненную космическим законам, единым для всех. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись мыслителями своей эпохи из общекосмической жизни. На человека, общество и космос действовали одни и те же закономерности. Сократ первым поставил в один ряд понятия душа и человечность. В трудах Сократа говорится о том, что во главе иерархии идей находится предельно общая идея Благо, являющаяся началом начал, источником бытия и познания вещей: она есть, по сути, квинтэссенция духовности. Нежелание же, неуме-
ние или неспособность видеть истинные идеи или идею идей - Благо, по утверждению Сократа, - и есть отсутствие духовности у человека [3].
Его ученик Платон считал, что духовность -есть не что иное, как духовный процесс, не имеющий завершения, который выражен в направленности человеческой души к идеям ценностей, и духовность есть не что иное, как центральная точка человеческого сознания, его стремления направленности к Благу. Аристотель, являющийся учеником Платона, в своей работе «О душе» подчеркивал, что «душа есть суть бытия и форма (логос) не такого неодушевленного тела, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя» [4]. Очень важна мысль Аристотеля о том, что «добродетель является приобретенным свойством души». И нельзя, по его мнению, быть хорошим человеком от природы, непроизвольно. «Вообще все, что мы имеем от природы, то мы первоначально получаем лишь в виде возможности и впоследствии преобразуем их в действительность». Аристотель считает, что любая человеческая деятельность и его поступки совершаются «ради чего-нибудь», то есть для достижения какой-либо цели, а стремление к цели зависит от его истинного чувства достижения этого блаженства, а именно путем удовлетворения результатами своих собственных действий. Но все эти действия и поведение говорят о той его внутренней движущей силе, которую можно назвать неким активным началом, и которое уже заложено в его человеческой сущности. Понятия о возможности (потенции), человеческой действительности (энергии) и энтелехии (целеустремленность, целенаправленность которые являются движущими силами, как самоцель и активное начало, превращающее все это в возможность и в действительность) знаменуют «поворот» (обращенность) духовного (идей-форм) к миру. Направленность выражается в актуализации его скрытых возможностей, и в связи с этим можно рассматривать это как один из аспектов онтологической истинности феномена человеческой духовности [5].
Если обратимся к ученым эпохи Просвещения, то можно выделить таких ученых, как И. Кант, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Фихте — все они занима-
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №4
1231
лись изучением и рассмотрением духовного потенциала, а также разработали и изучили рациональные подходы к духовному миру человека. Труды К. Юнга, В. Франклина и Э. Фромма также внесли весомый вклад в изучение, определение и становление понятия духовный потенциал. Они в своих работах говорили о феномене духовности и ее изучении в контексте индивидуального и коллективного бессознательного [5]. Заметное место в изучении духовности и духовного мира человека занимали и такие выдающиеся ученые, как И. Ильин, Н. Федоров, С. Трубецкой, В. Розанов и многие другие.
Среди современных исследователей можно выделить М. А. Христенко, которая рассматривает духовный потенциал личности в современных условиях; Л. Г.Ситнову, изучающую социологическую специфику структуры духовного потенциала; Н. А. Трофимову, изучающую акмеологическую концепцию развития духовного потенциала личности. П. Н. Насонов рассматривает духовный потенциал с точки зрения исторической и культурной атмосферы в нашем обществе. М. С. Каган рассматривает духовный потенциал в виде целостности вопроса человеческого существования, единства всеобщего, особенного и единичного. Он проводит анализ духовного потенциала личности, который основан на феномене человеческой психологии и социального опыта. О. Ю. Зеленина рассматривает духовный потенциал человека, выделяет три его уровня и говорит о саморазвитии и его накоплении или о его крайней стадии - деградации.
Если принять во внимание все дефиниции данного определения, то можно сказать, что потенциал — это то, что находится в скрытом виде, и то, что может проявиться при известных условия. Следует подчеркнуть, что потенциал — способность к увеличению или наращиванию своих внутренних возможностей, главную роль в которой играет способность к саморазвитию человека, определяемая его разумом, что впоследствии сказывается на его возможности для жизни насыщенной внутренней, духовной жизнью, что плодотворно влияет как на него самого, так и на окружающих его лиц в повседневной действительности. Конечно, в потенциал должны входить еще и такие характеристики, понятия и факторы, как смысл жизни, разум, интеллект, личностное и психологическое здоровье человека. Без этих факторов не может происходить духовное развитие личности и человека.
Понятие потенциал изучается экономистами, психологами, философами и социологами, при этом каждый из них рассматривает потенциал с позиции своего предмета. Экономисты под определением потенциала понимают основные ресурсы производства, их объем и структуру, а также технический уровень и качество, способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать
услуги населению в определенный исторический момент. Философы рассматривают его в единстве с другими исходными факторами эволюции бытия. Социологи - как форму реализации социального действия
По мнению М. А. Нугаева, структура потенциала складывается из 5 субпотенциалов: инновационно-творческий, профессионально-квалификационный, духовно-нравственный, интеллектуальный, психосоматический [6]. В литературе часто отождествляются духовные и нравственные элементы в социальном потенциале. На наш взгляд, следует разграничить понятия духовного и нравственного потенциалов. Духовный потенциал является более емким по содержанию и включает в себя морально-нравственные, художественно-эстетические и интеллектуальные составляющие, скрытые и реализуемые возможности индивидов, групп или организаций. Под нравственным потенциалом понимается совокупность норм и ценностей, которые распространяются в обществе, выражающиеся в таких понятиях, как добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье. Духовно-нравственный потенциал включает в себя морально-этическую и интеллектуальную часть данного субпотенциала [7 с. 170]. Что, в свою очередь, также связано с мировоззрением, политическими и ценностными убеждениями, а также с активной жизненной позицией личности в современном обществе.
В структуру духовного потенциала входят объективная и субъективная составляющие стороны. Объективная составляющая представлена внут-ригрупповыми, организационными отношениями и ценностями, нормами, знаниями, идеалами, моделями личностных качеств, совокупность которых в дальнейшем образует интеллектуальную, ценностную и психологическую составляющую духовной деятельности общества. Субъективная же сторона включает в себя нравственно-этическую, художественно-образовательную, этническую и психофизическую составляющую духовного потенциала.
Принимая во внимание все вышесказанное и проанализировав литературные источники, можно с уверенностью сказать, что духовный потенциал -это, прежде всего, набор ценностей и принципов, а также норм и установок, сформированных в процессе духовного и нравственного возрастания личности. Это, прежде всего, единство личностного и общественного, включающее в себя духовные интересы, духовные блага и духовную деятельность, а также духовные потребности, культуру, духовное совершенствование и духовное развитие. А поскольку важную составляющую в духовном потенциале имеет место и духовная культура, нами было проведено небольшое исследование. Мы опросили 50 человек студенческой молодежи, данные, полученные в ходе опроса, были обработаны нами при помощи программы SPSS, результаты представлены в табл. 1. Большая часть респондентов, отве-
тивших на вопрос «Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать нынешнее состояние духовной культуры общества», дали весьма неутешительный ответ. Около 40% респондентов ответили, что духовная культура сегодня, по их мнению, находится в застое, 33% опрошенных считают, что сегодня духовная культура — есть засилье бескультурья. Очевидно, что сегодня можно говорить не столько об экономических, политических кризисах, сколько в большей степени о духовном. Обогащение истинно духовными компонентами, а не лжеценностями, все это напрямую влияет и на потенциал личности каждого индивида.
Таблица
Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать нынешнее состояние духовной культуры нашего общества?
Ответы Общий процент
Частичное обновление на пути к возрождению 25.0
Застой 37.5
Засилье бескультурья 33.3
Итого 95.8
Воздержавшиеся 4.2
Итого 100
Поскольку духовный потенциал имеет определенную четкую структуру, объем и качество, а также динамику, то вследствие этого он, очевидно, может постепенно накапливаться, развиваться, но в то же время и иметь негативную тенденцию деградации [8]. Основным его свойством является зарождение у личности прочных мотивов для переосмысления и изменения духовных норм и ценностей в современном обществе. Отсюда, как следствие, очевидна явная взаимосвязь сегодняшней ситуации в регионе, а в целом и по стране. Так как основой духовного потенциала являются ценности, нормы и принципы (образующие, в свою очередь, основу для социального, этического, гражданского и человеческого потенциала), то результаты действия [9, с. 167—170] духовных продуктов сказываются на самом обществе. Несмотря на многие позитивные тенденции развития российского общества, современное его духовное состояние выглядит очень тревожным. Преобладание рыночных отношений, несомненно, сказывается на духовной составляющей общества. Все чаще на передний план выходит наличие материальных ценностей, стремления людей получить максимально полезную выгоду, порой даже и в межличностных отношениях. Нежелание найти золотую середину в преобладании материального и духовного вместе с отсутствием духовных смыслов и этнического самосознания граждан заметно сказывается на благополучии и стабильном развитии общества в целом.
Таким образом, на основе проведенного исследования, а также изучения о сущности и структуре понятия необходимо, во-первых, поскольку данное понятие является выражением социально-политических норм и систем любого общества, осуществить особую действенную культурную политику, которая имела бы свои конкретные механизмы для реализации приоритетов и ценностей у населения, раскрыв тем самым их скрытые духовные ценности и возможности. Иными словами, социальная политика обеспечения доступности широких слоев населения к истинным духовным и культурным благам. Во-вторых, необходимо сменить, оценить, познать и принять нашу национальную самобытность. Все это можно осуществить путем оказания влияния на духовные, моральные и нравственные, гражданские, политические ценности, которые способствуют их закреплению в общественных, правовых, политических и экономических институтах, системе судов, исполнительных и законодательных органах власти, политических партий, независимых общественных организаций, управленческой культуре мелких предприятий и крупных корпораций. В—третьих, дать возможность выхода на более широкие слои населения лицам, не видящих главным своим достижением в духовной деятельности получения денежной прибыли и извлечения максимально полезной выгоды в распространении истинных духовных и культурных благ, формирующих у населения мотивов к побуждению реализации их духовного потенциала. Как только этот механизм начнет осуществляться, мы сможем увидеть, как постепенно перед нами и нашим внутренним духовным миром откроются новые горизонты, что, в свою очередь, благополучно скажется впоследствии на развитии всего региона и в дальнейшем всего государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 57 000 слов. Изд. 10-е, стереотип / Под ред. д-ра филол. наук проф. Н. Ю. Шведовой. М.: Сов. Энциклопедия. 1973. 752 с.
2. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо. 2006.
3. Платон. Диалоги / Общ. ред. А. Ф. Лосева. В. Ф. Асмуса. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль. 1998. 485 с.
4. Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). Т. 2. М.: Мысль. 1975-1983. 552 с.
5. Мальцева С. А.. Антисери Д.. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье. Т. 1. 2. СПб.: Пневма. 2006. 720 с.
6. Христенко М. А. Духовный потенциал личности: Проблемы актуализации: автореф.... канд. философ. наук. Волгоград. 2003. 137 с.
7. Нугаев М. А. Знание. ценности. идеология в модернизирующемся обществе: междисциплинарный подход. Казань: Изд-во АНТ. 2002. 120 с.
8. Галеев Р. Ю. Роль духовного потенциала в условиях рыночных отношений // Журнал научных публикаций. Экономика. социология и право. 2013. №»6. С. 88-90.
9. Ситнова Л. Г. Специфика социологического видения структуры духовного потенциала // Аспирантский вестник Поволжья. 2009. №5-6. 201 с.
Поступила в редакцию 16.10.2013 г.