ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________
УДК 101
ГАЛЕЕВ Рустем Юрьевич, кафедра философии
ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВА
В статье автор исследует особую роль духовного потенциала и трудовых отношений. В контексте духовного потенциала раскрывается такое понятие, как духовное лидерство, необходимое для стабильного развития общества. Даются практические выводы и рекомендации по повышению духовного потенциала населения в целях гармоничного и устойчивого развития общества, страны и региона в целом.
Ключевые слова: труд, общество, духовный потенциал, духовность, саморазвитие.
GALEEV Rustem Yuryevich, The Chair of philosophy
SPIRITUAL POTENTIAL IN THE CONTEXT OF LABOR RELATIONS IN OUR SOCIETY
In the article the author explores a special role of spiritual potential and labor relations. In the context of spiritual potential, the article focuses on the concept of spiritual leadership necessary for sustainable development of society, provides practical conclusions and recommendations to enhance spiritual potential of our population for the harmonious and sustainable development of our society, the country and the region as a whole.
Keywords: labor, society, spiritual potential, spirituality, self-development.
Введение
Развивая свои внутренние духовные потребности, человек наряду с духовным потенциалом генерирует и свои личностные (внутренние) надстройки, что позволяет в более полной мере реализовывать и раскрывать его потенциал, стимулировать духовное развитие, заложенные внутри человека таланты.
Будучи предпосылкой к гармоничному развитию общества и культуры, духовный потенциал существует внутри нас, в нашем сознании, нашей памяти, а также является непосредственной действительностью нашего сознания и важнейшей формой существования человеческого интеллекта и его развития. Каждый человек представляет собой отдельно созданный мир, который соприкасается и взаимодействует с другими такими же мирами в рамках общественного развития.
Как известно, духовный потенциал реализует скрытые возможности развития и всего производства и условий труда, помимо материальной его составляющей [1]. Все это реализуется не само по себе, а через труд людей. Как бы не были совершенны средства производства -без человека они бесполезны.
Основная часть
Развитие духовного мира и потенциала личности бесценно. Личность поднимается на новую ступень развития, мышления, человек стремится пропустить через себя не только факты, явления, но и идеи и социальный опыт. Все это не может формироваться на фоне духовноэмоциональной скудости человека и всего общества. У многих таких людей нет стойкой нравственной идеи в выборе своих действий, поэтому они часто могут быть направлены против других людей.
Вопрос о нравственности и духовности всегда имел актуальное значение в обществе. Без роли знаний невозможно отрицать рациональность в поступках людей. Только гармонично, всесторонне развитые люди могут успешно решать сложные задачи и содействовать социальному прогрессу. Только наличие четких духовных ориентиров способствует благоприятному развитию лидерства, которое может быть названо «духовным лидерством», однако не связанным напрямую и влияющим в первую очередь не столько на религиозные акценты, сколько на те, что входят в структуру самого духовного потенциала личности. Такие качества необходимы нам, и они говорят о том, что человек поступает по законам мудрости и разительно отличается от тех, кто в свою очередь по каким-либо причинам не не принимает данное утверждение.
Идеалом общества должен являться человек с развитым чувством «духовной жажды», собственного духовного развития - чем больше людей будет приобщаться к данной надстройке, тем больше индивидуальностей появится в обществе. В качестве примера можно привести Эйнштейна, который утверждал в своих дневниках, что ему Достоевский дал гораздо больше в развитии воображения, чем, скажем, великий математик Гаусс [2].
Процесс освоения духовных ценностей - сложный и противоречивый. Но личность необходимо развивать, в противном случае человек не сможет раскрыться сполна ни в творческом, ни в нравственном отношении, не сможет самоутвердиться. Поэтому сегодня необходимо особое интеллектуальное воспитание духовной жизни с раннего детства. Отражение знаний в эмоциях - важное усилие перехода знаний в убеждения, условие становления убежденности и
- 23 -
Гуманитарные науки
Humanitarian Sciences
мировоззрения [3]. Духовный потенциал так же необходим для обновления духовного богатства самого человека - развивать личность, интеллектуальные и творческие способности, совершенствовать собственную биологическую и социальную природу, а также расширять кругозор человека и его эмоциональную составляющую. Одна из главных эмоций человека - эстетическая эмоция. Критерий эстетичности играет в духовном потенциале немаловажную роль. И хотя этот критерий лежит в сфере субъективного, познание возникает на основе полного изучения объективных закономерностей самого объекта, более глубокого проникновения в его сущность. Поиск изящного - это и поиск новых форм, более совершенных, отвечающих вкусам и запросам времени. В свою очередь, отсутствие эстетического может обернуться не только некомпетентностью личности в обществе, но и полной профессиональной непригодностью, а также и психологическими факторам. Психологический барьер, мешающий творческому проявлению личности в коллективе, связан с ограниченностью внутренней природы человека, его внутреннего духовного мира.
Для того чтобы осуществлялось накопление и реализация духовного потенциала личности, также необходимы особые институты и профессии, которые способствуют гармоничному развитию личности, дают верные ориентиры для последующего саморазвития. Трудовая деятельность таких людей крайне необходима, людей, чей труд протекает в духовной сфере производства, то есть это те, кто занят популяризации знаний, способствует формированию духовного мира и потенциала личности, развитию интеллекта, творческих способностей, а также реализации скрытых возможностей человека. Такие люди не производят материальных ценностей, но производят духовные. Основной их деятельностью является поиск истины и новых знаний. Но не стоит также забывать, что поиск истины находится в зависимости от духовного облика самого искателя, направлявшего его человека и последующей передачи ее другим. В процессе этого поиска расширяются границы духовного развития личности, его дальнейшего развития в профессиональной и трудовой сфере, особенно в сфере управления нашим обществом.
Практика показывает, что с развитием современных технологий значительно возрастает доля умственной деятельности в процессе труда работника. Увеличивается число задач, они требуют творческого подхода и осмысления. Труд требует не только физических, но и умственных усилий. Много времени уходит на обдумывание различных операций и действий.
На сегодняшний день появляется большое количество профессий, которые предполагают высокий образовательный уровень, что также составляет основу духовного потенциала. Поэтому стоит уделить особое внимание и системе образования, и реформам в этой сфере, поскольку образование - одно из главных духовных обогащений человека, составная часть развития производительных сил. Все это может способствовать развитию духовного лидерства в истинной интерпретации личностных характеристик, основанных на истинных нормах и ценностях общества [4]. Духовное лидерство необходимо во всех сферах жизнедеятельности общества. Его основу составляет духовный потенциал. Внедрение духовного лидерства будет способствовать стабильному и ценностному развитию общества, начиная от области повседневного спроса и потребления и заканчивая сферами и органами высшей власти.
Еще К. Маркс писал о двух сферах необходимости человеческого бытия. Как правило, сфера материального производства остается для многих «царством необходимости». Подлинное же развитие «человеческой силы всех способностей индивида» превосходит ту сторону «царства необходимости» - «в царстве свободы». Царство свободы, писал К. Маркс, начинается там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит собственно по ту сторону сферы материального производства. По ту сторону материального производства начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе. Однако ведущую роль в формировании интересов, запросов личности, думается, всегда будет выполнять общественно необходимый труд [4].
Если человек получил возможности реализовать свои способности к творчеству в труде, он, соответственно, и заполнит свой досуг. Без изменения характера и содержания труда досуг не будет в полной мере служить формированию гармоничной творческой личности.
Наука и производство не могут развиваться без притока специалистов высокой квалификации. В настоящее время практическое использование духовного потенциала является обязательным условием успешного развития человека. Знания составляют важнейшую часть ду-
- 24 -
ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________
ховных потенций, без которого невозможна предметно-творческая, конструктивная деятельность человеческого сознания, само функционирование человека как производительной силы общества, создающей новые условия труда. Знания обогащают и развивают человека, дают возможность познавать и грамотно управлять как силами природы, так и обществом.
В современных условиях духовный потенциал подчинен задачам построения общества с всесторонним развитием личности, а также все более полного удовлетворения материальных и в первую очередь духовных потребностей, сопровождающегося совершенствованием политическим и культурным прогрессом, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие науки, техники, накопление духовного потенциала общества.
Но стоит также отметить, что далеко не все используют свои возможности в полной мере. Так, например, А. Кларк в своей книге обращает внимание на несоответствие между задатками человека и возможностью их реализации. Он считал, что «в течение многих лет на нашей планете живут разумные существа, люди, которые могли бы дирижировать симфоническими оркестрами, выводить теоремы чистой математики, занимать высокопоставленные должности, если бы им представилась такая возможность. Но большую часть свободного времени они тратят попусту, лишь только пару раз за всю жизнь постигая могущественные, но свои глубоко скрытые возможности, которым располагает их разум» [6].
Несомненно, проблема реализации своих возможностей существовала всегда, хоть и постоянно видоизменялась. Определенные коррективы в нее вносила повседневная действительность того или иного времени, в котором развивалось человечество. На сегодняшний день этому способствуют современные технологии, их передовое, не стоящее на месте развитие, расширяющее представления о мире и выборе места в жизни. Человек, в свою очередь, не должен останавливаться на достигнутом, в нем всегда должно быть стремление к новому, иначе духовный потенциал человека будет постепенно снижаться и деградировать. Можно лишь усовершенствовать механизмы развития личности в целях раскрытия ее возможностей и предоставить обществу наиболее приемлемое распределение истинных, а не вторичных культурных благ, в целях духовного самосовершенствования. Но выбор всегда останется за человеком.
На современном этапе проблема совершенствования духовного потенциала приобретает все большую практическую значимость и особую актуальность. На сегодняшний день, когда объем духовной жизни стремится к нулю, когда материальная и техническая составляющие оказывают большее влияние на развитие человека, чем духовная, важно отметить что управление процессом духовного потенциала личности сегодня приобретает второстепенное значение, отходит на второй план. Это касается всех возрастных групп населения, особенно молодежи. Основные качества духовно богатой личности формируются, когда жажда новых знаний значительно высока. Если в молодости заложен плохой, недостаточный для необходимого духовного развития человека и его духовного потенциала фундамент, в последующем этот недостаток сложно восполнить.
Заключение
Для более гармоничного и стабильного развития общества в наши дни, благоприятствующего данному явлению, помимо традиционных вложений в сферу управления духовного развития учитывают и те типы производства культурных благ, которые не были приняты во внимание или поддержаны должным образом. Как правило рассмотрение таких составляющих факторов, как нравственность, духовность, социальная справедливость, имеющих и распространяющих свое влияние на развитие духовного потенциала, остаются основополагающими основами общества во многих его сферах.
Гейне говорил о том, «что каждый человек представляет собой вселенную, которая рождается с ним и с ним же и умирает, что под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история». Наша действительность только лишь создает условия для правильного и всецело гармоничного развития личности, чтобы таких пробелов было как можно меньше. Возможности человека в совершенствовании своих способностей безграничны. Конечно, не всякий может достигнуть таких высот, как многие широко известные нам современники или же их предшественники. Важно, чтобы каждый человек имел должные условия для своего всестороннего накопления и проявления духовного потенциала, скрытых накопленных возможностей, чтобы использовать их сполна, для чего существуют особые «направители»; но и они лишь задают человеку путь в сторону самореализации, остальное зависит от желания самой личности.
- 25 -
Гуманитарные науки
Humanitarian Sciences
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СЫЛКИ
1. Галеев Р.Ю. Духовный потенциал как объект управления // Вестник БашГУ, 2013. —Уфа: БашГУ. - С. 1035-1038.
2. Анненский М.Р. Рассуждения о духовности // Человек. — 1996. — № 4. — С. 60—74.
3. Беренд Диркмен Духовность как основополагающий двигатель общества, Изд-во «Light», 2013. - 155 с.
4. Левин Гарри Изучая духовность и глобализацию в современном обществе. Изд-во «Queens college», 2009. -295 с.
REFERENCES
1. Galeev R. Y. Spiritual potential, as an object of management, Bulletin of the Bashkirian state University, 2013. P. 1035-1038.
2. Annensky M.R. Reasoning about spirituality, 1996. [Izdatelstvo Chelovek]. P. 60-74.
3. BerendDarkman Spirituality as a fundamental engine of society, [Izdatelstvo Light], 2013. P. 155
4. Levin Harry Exploring spirituality and globalization in the modern society, Publishing house Queens college, 2009. P. 295
Информация об авторе Information about the author
Галеев Рустем Юрьевич. Кафедра философии, Уфимский государственный авиационный технический университет.
ФГБОУ вПо «Уфимский государственный авиационный технический университет», 450000ул. К.Маркса д.12, Уфа, Россия. [email protected]
Получена:7. 02.2015
Galeev Rustem Yuryevich, The Chair of philosophy, the Ufa State Aviation Technical University, K. Marx street 12,
450000 Ufa, Russia. [email protected]
Received:7. 02.2015
- 26 -