Научная статья на тему 'Духовные приоритеты А. Д. Кантемира в контексте прошлого и настоящего времени'

Духовные приоритеты А. Д. Кантемира в контексте прошлого и настоящего времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
539
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
антиох кантемир / в.г. белинский / молдова и россия
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовные приоритеты А. Д. Кантемира в контексте прошлого и настоящего времени»

Николай ПОЛЮХОВ, Юрий МАКСИМОВ

ДУХОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ А.Д. КАНТЕМИРА В КОНТЕКСТЕ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Рассматривая вопросы российско-молдавских отношений в их историческом развитии, нельзя не вспомнить о славных представителях династии Кантемиров - просвещенных, энциклопедически образованных, унаследовавших и достойно представлявших и высокий титул, и незаурядную одаренность, и свое время как в истории Российского государства и Молдавского и Валашского княжеств, так в общеевропейской истории. Их роль в молдавско-российском сближении, имевшем место в допетровские и послепетровские времена, их вклад в развитие духовной культуры Российского государства трудно переоценить.

Цель данной работы - обратить более пристальное внимание общественности на духовное наследие одного из представителей этой династии - Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708-1744г.), тем более, что в 2008 г. исполняется 300 лет со дня его рождения. Генетическое сплетение молдавских, татарских и византийских корней его родословной в условиях российской действительности проявилось всей мощью в его творческой деятельности, что позволило ему воистину стать „с веком наравне”. Заметнейшая фигура элиты российской культуры, деятель новой формации, социальный мыслитель и дипломат, ученый-филолог, автор знаменитых стихотворных сатир, один из основоположников направления классицизма в русской

литературе, Антиох Кантемир оставил яркий след в духовной истории российского государства[1, 2].

Заслуживает осознания прежде всего его вклад в развитие русской словесности. Он является автором знаменитых стихотворных сатир, положивших начало новой русской литературе, и одним из первых переводчиков античных поэтов[3]. По существу, его творчество заканчивает древнюю русскую письменность и зачинает новую литературу. Он первым воспользовался новой общеевропейской жанрово-стилевой системой, сменившей средневековые ориентиры и приемы литературного творчества. Именно А.Д. Кантемир впервые в русской литературе явился проводником традиций классицизма с утверждением неизменно присущей ему благородной гражданской добродетельности и разумности. В качестве основного жанра своего творчества он избирает и новаторски разрабатывает сатиру - жанр, устремленный к живой современной действительности, дающий больше возможностей для изображения жизни во всей ее достоверности. В своих сатирах А.Кантемир ревностно защищал гражданские добродетели и бескомпромиссно обличал невежество, коррупцию, лицемерие, праздность, спесивость, бессердечие и другие пороки (согласимся, что и нашим современным авторам не мешало бы столь же активно этим заняться). В период послепетровской дворцовой чехарды, когда консервативное боярство и духовенство пытались свернуть страну с пути петровских реформ, это было наиболее действенное средство, с помощью которого поэт мог влиять на духовную атмосферу общества. „Сатиры А.Кантемира, - писал В.Г. Белинский, - были именно такими, какие тогда были нужны и могли быть полезны”, они были „верными снимками с общества того времени”, и в этом смысле их автор „первым свел поэзию с жизнью”.

Прозорливо прав был в оценке значения Антиоха Кантемира Г.Р. Державин[4], восторженно восклицавший:

Старинный слог его достоинств не умалит,

Порок! Не подходи: сей взор тебя ужалит.

Связь литературного творчества с реальной жизнью общества -очень важная, но отнюдь не исчерпывающая характеристика писателя А.Кантемира. Его родоначальство в русской литературе в равной мере определяется и тем, что она (благодаря, конечно и ему) обрела отчетливо выраженную гражданственность.

Всем своим творчеством Антиох Кантемир утверждает, что только личностные заслуги, а не сословность обеспечивают достоинство человека. Это положение он распространяет и на привилегированные слои общества, видя истинную ценность представителей дворянства не только в безусловно положительных нравственных и интеллектуальных качествах, но и, непременно, в общественно-полезной деятельности. „В общей я пользе собственную чаю” - эту собственную свою устремленность Антиох Кантемир понимает как непременную доминанту нового человека эпохи, человека - гражданина. Насколько же актуален сей девиз и ныне, в наших условиях! И насколько же глубок и прогрессивен был он тогда, в эпоху только начинавшегося просветительства!

Видя залог процветания государства в вовлечении в общественную жизнь образованных, порядочных, энергичных людей, Антиох Кантемир задумывался о том, как формировать таких людей. Подлинно просветительски он ратует за активное воспитание человеческих характеров. Его педагогические идеи, прогрессивные по своему духу и направленности, как отмечают специалисты, были близки к системе взглядов Дж. Локка, изложенных им в специальном трактате о воспитании. А о том, как резонировали в русском обществе кантемировские педагогические идеи, пронизавшие собой сатиру «О воспитании», прекрасно выразился В.Г. Белинский. „Эта сатира исполнена таких здравых, гуманных понятий о воспитании, что стоило и теперь быть напечатанною золотыми буквами, и не худо было бы, если вступившие в брак предварительно заучивали ее наизусть”[5].

Антиох Кантемир первым из ранних просветителей поставил вопрос о крепостном праве, о положении крестьянства и о месте его в феодальном обществе того времени. Впервые в России он рассматривает этот вопрос с просветительских позиций, исходя из учения о естественном праве и естественном равенстве людей. „Та же и в свободных, и в холопах течет кровь, - отмечает он - та же плоть, те же кости”. Его заступничество за крепостного, как это справедливо истолковывал В.Г. Белинский, может служить „торжественным и неопровержимым доказательством, что наша литература, даже в самом начале ее, была провозвестницей для общества всех благородных чувств, всех высоких понятий”, что в ней были выражены „святые истины о человеческом достоинстве”[6].

Смелая, наступательная позиция А.Кантемира вызвала раздражение и неприязнь к нему правительственных кругов, сулила ему большие неприятности. Но он оставался верен себе и не мог отказаться творить сатиры: „Все, что пишу, пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может”. И как нетрудно мыс-

ленно провести прямую линию этой гражданственности от А. Кантемира к любой знаковой фигуре русской литературы - начиная от М. Ломоносова и А. Радищева, а затем через А. Пушкина, А. Герцена,

Н. Некрасова к авторам конца XIX века и всего ХХ века. А может, уместно назвать и тех, кого мы лично знали или знаем, творивших или ныне творящих на молдавской земле, видных писателей А. Лупана, И. Друцэ, Н. Савостина, или самозабвенных тружеников и движителей науки академиков В. Докучаева, Н. Зелинского, Б. Лазаренко, С.Ра-дауцана, или деятелей сценической культуры народных артистов Тамары Чебан, Тамары Алешиной, Людмилы Ерофеевой и прославленной Марии Биешу, композиторов Г. Няги, В. Загорского, Е. Доги и Г. Чобану, архитектора А. Щусева и художника Л. Григорашенко, и А. Колыбняка... Своим творчеством и, как мы сейчас говорим, гражданской позицией они так же, как и Антиох Кантемир, воистину встали, но уже с ХХ „веком наравне”.

Как ни велико значение А.Кантемира - литератора, который, по словам В. Белинского, „своими сатирами воздвиг себе . бессмертный памятник в русской литературе”, нельзя не подчеркнуть просветительскую универсальность его личности. Литературная работа А. Кантемира, уникальная сама по себе, была вместе с тем лишь частью общего огромного дела, которому он посвятил свою короткую, но яркую жизнь - создание основ новой русской культуры, возведения ее на уровень самых высоких духовных достижений современной ему Европы. Переводя на русский язык трактат физика Б. Фонтенеля «О множественности миров», который был издан в 1740 году, он основательно работает над примечаниями к нему. Большая их часть входит в 11 писем «О природе и человеке», ставших оригинальным научным трудом, который можно рассматривать как первую попытку создания русской философской терминологии и материалистического объяснения важнейших философских понятий. И это было сделано А. Кантемиром за 20 лет до появления первой французской энциклопедии. В этом научном труде он впервые ввел в словарь русского языка такие, например, слова, как ”природа”, ”материя”, ”идея”, ”начало”, ”принцип”, ”плотность” и др.[2]

Более других первых русских просветителей Антиох Кантемир, в силу определенных жизненных обстоятельств, был довольно тесно связан с западноевропейскими прогрессистами, в частности, с Монтескье и Вольтером, которые своими взглядами, своим творчеством определяли духовную атмосферу новой эпохи. Упомянем, что А. Кантемир перевел на русский язык «Персидские письма» Монтескье, а тот, в свою очередь, участвовал в переводе на французский язык и издании сатир А. Кантемира. При его участии была переведена на фран-

цузский язык трагедия Пьера Морана «Меншиков», где представал и образ просвещенного русского монарха Петра I, и, тем самым, он основательно повлиял на развитие русской темы во французской литературе.

Справедливо сказать, что такой калибр личности, которым характеризовался Антиох Кантемир, сказался самым положительным образом на успешности его дипломатической деятельности (его посольская миссия, сначала в Англии, а затем во Франции, продолжалась с 1732 года и оборвалась его смертью в 1744 году). Глубокое знание основ международных отношений, и векторов политического и экономического развития европейских стран, их интересов, а также заслуженный его авторитет и признание среди представителей дипломатических миссий (будучи послом во Франции, А.Кантемир был избран дуайеном посольских миссий в Париже) позволили ему успешно утверждать присутствие Российского государства на европейском континенте и признание странами Европы интересов России[7].

В данном сообщении мы не ставили перед собой цель сколько-нибудь подробно рассказать о дипломатической деятельности Антиоха Кантемира, которая сама по себе была многогранной, плодотворной и полезной для Российского государства, которое в то время семимильными шагами восходило на Европейский политический Олимп. В подтверждение его заслуг на дипломатическом поприще приведем лишь посвящение к портрету князя Антиоха Дмитриевича Кантемира, написанное уже после его смерти в 1777 году русским поэтом И.И. Дмитриевым^]:

Се князь изображен Молдавский Кантемир,

Что первым был отцом российскиих сатир,

Которы в едкости Боаловым равнялись И коих остротой читатели пленялись.

Но только ль что в стихах он разумом блистал?

Не меньше он и тем хвалы достоин стал,

Что дух в нем мудрого министра находился:

И весь британский двор политике его дивился.

Настоящим сообщением об Антиохе Дмитриевиче Кантемире мы попытались напомнить и акцентировать в сознании наших современников масштабность и многогранность заслуг династии Кантемиров в создании единого молдо-российского духовного пространства, функционирующего не годы, а столетия и вплести животворный дух немеркнущего прошлого в реалии нынешних дней. Широкий простор для этого открывает остающийся небольшой срок до празднования 300летнего юбилея Антиоха Кантемира. В преддверии этой юбилейной даты Международная ассоциация дружбы и сотрудничества «Молдо-

ва и Россия» разработала и реализует программу «КАНТЕМИРИА-НА», которая включает целый ряд акций, направленных на сохранение молдо-российского культурного пространства в нынешних условиях:

1) СоветМАДиС «Молдова и Россия» направил в адрес президента Российской Федерации В.В. Путина предложение инициировать от имени Российской Федерации идею международного празднования предстоящего юбилея Антиоха Дмитриевича Кантемира.

2) Совет МАДиС «Молдова и Россия» обратился к мэру города Москва Ю.М. Лужкову и заручился заинтересованностью возглавляемого им Правительства столицы воздать должное памяти выдающемуся писателю, дипломату, ученому - просветителю Антиоху Кантемиру. По предложению Совета МАДиС «Молдова и Россия» Московская городская Дума приняла Постановление, № 211 от 13 июля 2005 года о возведении памятника А.Д. Кантемиру на территории исторической зоны столицы (Китайгород)[8].

3) Основываясь на известных научных и биографических фактах, связанных с историей династии Кантемиров, Совет МАДиС «Молдова и Россия» направил в адрес президента Татарстана М.Ш. Шаймиева предложение об увековечивании памяти Дмитрия Кантемира и его сына Антиоха в городе Казань. Ассоциацией было предложено установить в исторической зоне города в их честь памятный мемориальный знак и содействовать идее международного празднования 300-летия со дня рождения Антиоха Кантемира.

4) Совет МАДиС «Молдова и Россия» заручился заинтересованностью Академии наук Татарстана воздать должное памяти Дмитрия Кантемира и его сына Антиоха Кантемира и совместно с молдавскими учеными участвовать в организации и проведении в сентябре 2008 года Международной научной конференции, посвященной многогранному духовному наследию Антиоха Кантемира.

5) Ранее по предложению Совета МАДиС «Молдова и Россия» правительство Республики Молдова приняло Постановление, № 1419 от 6 ноября 2002 года, которым была утверждена Национальная программа культурных мероприятий, посвященных празднованию 330-летнего юбилея со дня рождения Дмитрия Кантемира, а 2003 год был объявлен годом Дмитрия Кантемира.

6) Также ранее, в 2003 году, по инициативе МАДиС «Молдова и Россия» в Год празднования 300-летия Санкт - Петербурга от правительства Республики Молдова был установлен бюст Антиоху Кантемиру[9] во дворе Санкт-Петербуржского государственного университета, а решением Кишиневского муниципального Совета, также по предложению МАДиС «Молдова и Россия», одной из площадей города Киши-

нева, расположенной в секторе Рышкановка, присвоено имя Санкт-Петербуржская[10].

7) В 2005 году Совет МАДиС «Молдова и Россия» учредил и зарегистрировал в Министерстве юстиции РМ периодическое издание «ЭТ-НОМИР» на русском языке[11]. В периодическом издании «ЭТНО-МИР» запланирован раздел «Кантемириана».

8) В преддверии 300-летия со дня рождения Антиоха Дмитриевича Кантемира Совет МАДиС «Молдова и Россия» обратился в адрес мэров городов Стамбул, Яссы, Харьков, Москва, Санкт-Петербург, Орел, Казань, Астрахань, Лондон и Париж, где проходили годы жизни Антиоха Кантемира, с предложением увековечить его память, установив в его честь памятные знаки и содействовать проведению юбилейных акций. К настоящему времени получены положительные ответы из Москвы, Казани и Астрахани.

9) Совет МАДиС «Молдова и Россия» своим решением учредил памятную медаль им. Антиоха Кантемира и проводит ее регистрацию в государственных органах.

10) Совет МАДиС «Молдова и Россия» совместно с Центром этнокультурного развития, экономического сотрудничества и туризма «MIR» в рамках программы научного туризма планирует организовать поездки деятелей науки и культуры в города, в которых проходили годы жизни Антиоха Кантемира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сементковский Р.И. А.Д. Кантемир. Его жизнь и сочинения. СПб., 1893; Сборник историко-литературных статей, составитель В. Покровский. 2-е изд., М., 1910. С. 4; Фомин С.В. Кантемиры в изобразительных материалах. Кишинев, 1988. С.49-52.

2. Полюхов Н. , Максимов Ю. Из прошлого в будущее // Комерсант plus. [Кишинев]. № 31. 20.09.2002. С. 15.; электр. версия: http://www.km.press.md ; Полюхов Н., Максимов Ю. Чем могут Молдова и Россия одарить друг друга? // Просторы России. Орел. № 12. 19.03.2003. С. 18.

3. А.Д.Кантемир. Краткая литературная энциклопедия. М., 1968; Русская литература XVII века. Л, 1970.

4. Державин Г.Р. Сочинения. Т. III. СПб., 1866. С. 332; Державин Г.Р. Стихи. М., 1958. С. 444; Дмитриев И.И. Сочинения, М., 1986. С. 282.

5. Белинский В.Г. ПсС. Т. 8. М., 1955. С. 628.

6. Там же. С. 624.

7. Кумок М.В. Российский посланник в Англии А.Д.Кантемир // Вопросы истории. 1987. № 2.

8. Постановление Московской городской Думы от 13 июля 2005. № 211, Приложение: Перечень предложений., п. 1.

9. Информационный бюллетень МИД РФ, «Об инициативе Совета Ассоциации дружбы и сотрудничества Молдавии и России», 2003-02-10, сообщение пресс-центра Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 12.02.2003; Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга «Об установке памятника-бюста Антиоху Кантемиру», № 702-ра от 18.04.2003.

10. Decizie Consiliului mun. Chisinau «Cu privire la atribuirea denumirilor unor streyi §i piete noi fara denumire in municipiul Chisinau», №11/3, p.2, 13.03.2003.

11. Certificat de inregistrare periodice §i a agentiei de presa «ЭТНОМИР», Decizie Min. Just. al RM, № 185, din 05.04.2005.

консервативной мысли

"Золотой Лев”:

www.zlev.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.