ИСТОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
УДК 130.2
Кантемиры: современность памяти*
В статье исследуется проблема актуализации памяти как современного исторического концепта. На примере источниковедческого анализа деятельности династии Кантемиров делается вывод о необходимости рассмотрения этого феномена как локуса «места» памяти. Подчеркивается значение трудов и общественно-политической деятельности Дмитрия Кантемира (1672-1723) в сфере востоковедения, музыковедения, антропологии, картографии. Отмечен вклад Антиоха Кантемира (1708-1744) в русскую литературу и установление дипломатических отношений. В статье представлены географические и культурные локусы, связанные с именами династии Кантемиров: Кантемировская дивизия, Кантемиров мост, город Кантемир.
Методы исследования: исторический — позволяющий выявить роль трудов Кантемиров для исторического познания; компаративный — позволяющий представить значимость наименования именем Кантемиров контентных исторических локусов.
Результат исследования: показана необходимость и востребованность постоянной работы, в первую очередь профессиональных историков, по преодолению мемориального разрыва на основе создания единого культурно-исторического пространства памяти. В этом контексте имена выдающихся деятелей российско-молдавской культуры будут связаны с памятными местами России и Молдовы. Память культуры способна сохранить
* Статья выполнена по Программе повышения конкурентоспособности Национального исследовательского Томского политехнического университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров — 2020.
Как цитировать статью: Лойко О. Т., Дрыга С. В., Соболевская В. В. Кантемиры: современность памяти // Ценности и смыслы. 2018. № 1 (53). С. 65-77.
О. Т. Лойко
Доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии науки и техники Национального исследовательского Томского политехнического университета E-mail:olgaloyko@tpu.ru
Olga T. Loyko
Doctor of Philosophy, Professor of the Department of History and Philosophy of Science and Technology of the National Research Tomsk Polytechnic
С. В. Дрыга
Кандидат философских наук, доцент кафедры организации и технологии высшего профессионального образования Национального исследовательского Томского политехнического университета E-mail: sdryga@hse.ru Svetlana V. Dryga Associate Professor, Department of Management and Technology in Higher Professional Education, National Research Tomsk Polytechnic University
В. В. Соболевская
Магистрант кафедры психологии и педагогики Томского государственного педагогического университета E-mail: sobolevskayaveraOO@gmail.com Vera V. Sobolevskay
Master of Psychology and Pedagogy, Tomsk State Pedagogical University
и передать духовные ценности народа. Именно этой высокой цели посвятили свои жизни молдавский господарь и российский князь Дмитрий Кантемир и его сын — писатель и дипломат Антиох Кантемир. Этой же цели служили воины Кантемировской дивизии — победители в Великой Отечественной войне.
Значимость статьи определяется востребованностью проблематики исторических исследований для формирования общего поля исторической памяти.
Результаты исследования могут быть использованы в практической работе по воспитанию исторического сознания и созданию позитивного образа отечественной культуры.
Ключевые слова: Константин Кантемир, Дмитрий Кантемир, Антиох Кантемир, память, Кантемировская дивизия, мемориальный разрыв.
Династия Кантемиров прочно вошла в историю российско-молдавских отношений благодаря разносторонней деятельности ее ярких представителей — Константина, Дмитрия (Димитрия) и Антиоха. Отдавая дань этим выдающимся сынам Отечества, правительство Молдовы объявило 2014 г. Годом Кантемиров. Молодое независимое государство упорно и последовательно продвигает эти имена как культурно обоснованный ресурс своей национальной идентичности, коллективной памяти, которая веками связывала народы Молдовы и России.
Если внимательно рассмотреть историко-культурный топос памяти, то даже при самом беглом взгляде вспоминается Кантемировская дивизия, снискавшая себе неувядаемую славу в годы Великой Отечественной войны. Гуманитарии, прежде всего филологи, назовут имя Антиоха Кантемира — основателя сатиры, востоковеды и музыковеды вспомнят Дмитрия Кантемира — отца российского востоковедения и создателя турецкой классической музыки[2]. Любители путешествий получат особое удовольствие от прогулки по Кантемировскому мосту в Санкт-Петербурге, посещению поселка Кантемировка и основанного в 1973 г. города Кантемир. Но как связать подвиги воинов Кантемировской дивизии, архитектурный шедевр Санкт-Петербурга с деяниями выдающейся династии Кантемиров, прославившей Россию на рубеже ХУ11-ХУ111 вв.? Как не допустить разрыва «веков связующей нити»?
Парадокс ситуации постмодерна состоит в том, что прошлое не исчезает автоматически, но конструируется одновременно с будущим [9]. Прошлое актуализируется исходя из культурно-исторических ре-
алий, запросы на которые возникают «здесь и сейчас» [10]. Прошлое перестало быть стабильным, навсегда прошедшим, напротив, оно постоянно напоминает о себе. Соответственно, память утрачивает свои доминантные характеристики. Одновременно с «войнами памяти» повсеместно возникают локусы конструирования политики забвения. Призыв «забыть Герострата» стал реальной практикой мемориальных дискурсов. Приведем только два случая.
Кейс 1. «Гитлер — классный художник»
2016 г. В эфире канала КайюВаНкот исполнительный директор Центра исследования социальной памяти Латвийского университета Андрис Сауитис [8] представил результаты опросов, которые в течение десяти лет проводились с целью выяснения динамики развития общественного сознания в Латвии. Звонок в студию. Звонивший поделился ошарашивающим фактом: «Моя дочка-второклассница после урока рисования с восторгом рассказывала о „замечательном художнике ХХ в. Адольфе Гитлере", о котором ей сообщила учительница рисования. И мне пришлось долго объяснять ей, что именно „нарисовал" этот „замечательный художник" на карте мировой истории».
Кейс 2. Кантемиры: имя в истории
Разговор на улице: «Станция „Кантемировская"? Ну, это что-то древнее, из латыни». «Нет, это в честь Кантемировской дивизии, это о Второй мировой войне». И только один из десяти вспомнил, что в культуре нашего отечества были великий соратник Петра Первого Дмитрий Кантемир и его сын, создатель литературного жанра сатиры, один из образованнейших людей своего времени Антиох Кантемир. Два имени, но за ними стоят судьба, труды и подвиги замечательного рода Кантемиров.
Возникают вопросы: что делать и кто виноват? Почему из памяти целых поколений исчезают имена личностей, чьим трудом создано современное государство, литературные жанры и все то, что относится к духовной памяти культуры? Почему положительную окраску приобретают кровавые фигуры прошлого?
Кантемиры: истоки молдавско-российских отношений
Константин Дмитриевич Кантемир (1627-1693), основатель зна-
менитой династии Кантемиров, был человеком удивительным во всех отношениях. После того как турки убили его отца, бежал в Польшу. Профессиональный военный, в польской армии он дослужился до чина ротмистра. Полученный военный опыт пригодился ему в армии Молдовы, где он занял командующий пост гетмана. В 1683 г. Константин участвовал в осаде Вены. С 1685 по 1693 год занимал престол Молдовы, проводя в основном протурецкую политику, так как в этот период господари на престол Молдавии утверждались Портой.
Становление самостоятельного государства Молдовы пришлось на период господарства его сына Дмитрия. В отличие от своего отца Дмитрий получил прекрасное домашнее образование сначала под руководством матери, а позже Иеремии Какавелы, высокообразованного монаха с Крита.
В соответствии с традициями, установленными Портой, правящий господарь должен был отправлять в Стамбул своего сына, брата или другого родственника в качестве своеобразного гаранта лояльности турецкому престолу. Во время невольного пребывания в Турции пятнадцатилетний Дмитрий Кантемир расширил свое образование.
В составе турецкой армии Д. Кантемир участвует в осаде занятой поляками Сорокской крепости, что позволяет ему получить военный опыт. Смерть отца открывает ему путь на господарский престол Молдовы, но Порта не утверждает его кандидатуру. Он возвращается в Стамбул и продолжает образование. Это время знаменуется началом интенсивной самостоятельной научной работы. В 1698 г. публикуется первый философский труд Д. Кантемира «Диван, или Спор мудреца с миром, или Тяжба души с телом». В 1700 г. завершена философская работа «Священной науки неописуемый образ». Стараниями Н. Локустяну в 1928 г. она была издана на русском языке и вошла в научный оборот как «Метафизика». Примечателен стиль изложения — постоянное обращение к ученику, сыну, которого зрелый наставник обучает философской премудрости. Рамки изложения материала позволяют автору представить свое понимание природы пространства, времени, движения. «Истина,— пишет Кантемир,— не терпит путаницы и неясных, условных размышлений...» [4, с. 156].Поражает разносторонность талантов этого удивительного человека: историк, основатель востоковедения, талантливый музыкант, создавший нотографичекую систему записи музыки, первый государственный деятель Молдовы и России.
Многогранное творчество Д. Кантемир сочетал с общественной деятельностью. 29 июня (10 июля по старому стилю) 1711 года князь Дмитрий Кантемир принес клятву на верность России, которая в его лице получила надежного друга и верного соратника. По словам П. Густерина [2], эту дату можно считать началом российского востоковедения, поскольку у России появился первый востоковед, принесший отечественной науке международное признание. Свою миссию Д. Кантемир видел в создании благоприятного образа Молдовы, что он и реализовал в труде «Описание Молдавии», созданном в период с 1714 по 1716 гг.
Книга состоит из трех частей. Первая посвящена географии и начинается историей появления молдаван. Кантемир приводит интересные сведения о появлении названия страны. Вот что он пишет: «Сын царя Богдана Драгош с отрядом не менее трехсот человек — охотников по роду занятия, решил перейти горы в восточном направлении. По пути он случайно наткнулся на лесного зубра, называемого по-молдавски зимбру (БгтЬг [и]), и, преследуя его, спустился с гор. Охотничья собака по кличке Молда, которую Драгош любил больше остальных, храбро преследовала животное, которое бросилось в реку и было забито кольями охотников; собака же, пытавшаяся настичь убегавшего зверя в воде, утонула. В память о ней Драгош назвал эту реку Молдавией» [5, с. 168-169]. Дмитрий Кантемир был человеком высокой европейской культуры, что благотворно отразилось на содержании его труда. Истоки исследовательского подхода надо искать в трудах летописцев и особенно в работах греческих ученых. Поражает детальное описание провинций, городов современной ему Молдавии (гл. VI), гор и полезных ископаемых. Автор не упускает никаких мелочей в описании рода занятий населения, отмечая необычные детали. Кажется, что удивительного можно найти в овцеводстве? Но Дмитрий Кантемир находит, выделяя особую породу сорокских овец: «Среди этих овец наиболее достойны упоминания те, которых разводят в округе Сорока. У них на одно ребро больше, чем у всех прочих, пока они живут, это ребро никуда не девается. Однако если сорокских овец перевозят в другое место, на третий год они приносят ягненка с обычным количеством ребер. Точно так же, если овцу из другого региона перевести в Сорокский округ, у рожденного на третий год ягненка будет на одно ребро больше, чем
у его матери» [5, с. 193]. Он выступает как географ-историк, философ и политолог. Не просто описывает города, реки, горы, леса и другие богатства Молдовы, а с глубоким пониманием объясняет положение населения страны, условия его жизни и труда и делает определенные научные и политические выводы. Кантемир убедительно показывает, что турецкий гнет сковывает экономическое и политическое развитие страны, но одновременно пишет: «Сколь бы сильно Молдавия ни притеснялась тиранией турок, господарь волен безо всякого страха делать все, что ему заблагорассудится, и ни одно частное лицо не может противостоять его воле» [5, с. 200]. Вторая часть «Описания Молдавии» посвящена ее политическому состоянию, государственному устройству и управлению. Сетуя на недостаток достоверных знаний о появлении молдавского народа, Д. Кантемир отмечает, что их получению «препятствует недальновидность наших предков, которым более по сердцу было совершать выдающиеся поступки, чем описывать их» [5, с. 201]. Иногда его детальное описание ритуалов, традиций Молдавии могут удивить современного читателя, но именно они — свидетельство серьезного отношения к своей миссии господаря, который, как заботливый отец, регулирует каждую мелочь жизни своих подданных. Описывая свой народ, Кантемир позволяет себе обоснованные замечания. Вот что он пишет о нравах молдаван: «При намерении описать нравы молдован (предмет, или неведомый другим, или мало знакомый иноземцам) любовь к родине заставляет и велит высказывать похвалу тому народу, среди которого мы родились, и делать привлекательными поселян той земли, которая нас родила, но, в свой черед, ей пристало познание истины, запрещающее хвалить то, что здравое суждение призывает порицать,— полезнее будет для родины, чтобы ее жители откровенно показали очевидные пороки, чем обманывали льстивой ложью и затейливым оправданием, дабы они поверили в правильность тех поступков, каковые порицает весь мир, приученный к более изысканным обычаям» [5, с. 263-264].
Третья часть посвящена духовной жизни вверенного ему народа. Понимая, что основа культуры — язык, Д. Кантемир приводит основные гипотезы его происхождения.
Таланты, трудолюбие и бесконечную преданность долгу перед Отечеством своим — все эти качества унаследовал сын молдавского господаря и российского князя Дмитрия Кантемира Антиох Кантемир.
Антиох Кантемир — дипломат, писатель
Антиох Кантемир (1708-1744) в возрасте трех лет был привезен в Россию. Восприятие новой родины и себя он выразил такими словами: «Кто я таков — не скажу, а вот мне примета, не росска есть рода». В доме отца он получил блестящее образование. Младший из четырех сыновей Дмитрия Кантемира, Антиох отличался особым стремлением к наукам. Его учителями были Анастасий Кондоиди (древнегреческий, латинский, итальянский языки, история) и Иван Ильинский (русский язык и письменность).
В предисловии к изданию трудов Антиоха Кантемира Ф. Я. Прийма пишет: «Биографы Антиоха Кантемира упоминают о том, что он проходил обучение в училище Заиконоспасского монастыря — ведущего учебного заведения Москвы, оговариваясь при этом, что ни дата поступления, ни срок пребывания в нем А. Кантемира неизвестны. Но достоверным является факт, что в 1718 году, в возрасте 10 лет, Антиох Кантемир публично выступал в Славяно-греко-латинской академии с похвальным словом Димитрию Фессалоникийскому, которое было произнесено на греческом языке» [6, с. 6].
Переезд в Петербург позволил расширить и углубить образование. Антиох берет уроки физики у профессора Иоганна Бернулли, математики у Готлиба Зигфрида Байера, философии у Христиана Гросса. 25 мая 1724 г. 16-летний Кантемир подает прошение на имя Петра I с перечислением наук, к которым он «имел немалую охоту» (история древняя и новая, география, юриспруденция, дисциплины, относящиеся к «стату политическому», математические науки и живопись), и для изучения их просил отпустить его в «окрестные государства». Кантемир поступает на воинскую службу в лейб-гвардии Преображенский полк, в 1728 г. получает офицерский чин поручика. К этому времени относится и начало его литературных трудов.
Желание служить Отечеству, стремление к образованию — основные черты характера Антиоха Кантемира, что непосредственно отражено в его поэтическом творчестве. Вот пример — положение науки в обществе:
Наука ободрана, в лоскутах обшита, Изо всех почти домов с ругательством сбита; Знаться с нею не хотят, бегут ея дружбы, Как, страдавши на море, корабельной службы,
Все кричат: «Никакой плод не видим с науки, Ученых хоть голова полна — пусты руки [3, с. 61].
Знакомство с Феофаном Прокоповичем в 1730 г. повлияло на содержание его сатирических произведений. Антиох Кантемир был знаком с предшествующей сатирической традицией русской литературы, но, развивая ее, выступил как новатор. Он первый перенес на русскую почву возникший в античной литературе жанр стихотворной сатиры как особого вида дидактической поэзии. Им написаны девять сатир, которые при его жизни ходили лишь в списках.
Первая сатира «На хулящих учения. К уму своему» — яркое обличение невежества во всех его проявлениях. Вторая сатира — «На зависть и гордость дворян злонравных» — написана в начале 1730 г. Диалог ведется между Аретофилосом, выразителем идей автора, и Дворянином, представлявшим взгляды стародворянской реакции. Кантемир ставит целью «обличить тех дворян, которые, лишены будучи всякого благонравия, одним благородием хвастают, к тому же завидят всякому благополучию в людях, которые из подлости чрез труды свои происходят. Из поэтических произведений 1730-1731 гг., не считая мелких стихотворений, А. Кантемиром были написаны первая (и единственная) песнь поэмы «Петрида», III, IV и V сатиры.
Особое место в творчестве А. Кантемира занимает сатира IV «К музе своей», в которой он излагает свои эстетические идеи. Ясность языка и искренность тона автора позволяют отнести ее к лучшим его сатирам. Он беседует со своей музой, представляя ей недовольных его сатирой, обвиняющих автора в безбожии, клевете. Положение его безвыходно:
А лучше век не писать, чем писать сатиру, Я же ненавистна мя, творца, чинит миру [3, с. 112].
Но писать по-другому он не может и делает вывод, что именно сатира — это его призвание, направленное на служение Отечеству.
Активный участник восхождения на престол Анны Иоанновны, он, в отличие от других, не получил никаких личных наград за проявленные труды и на протяжении почти двух лет, прошедших с момента ее воцарения, продолжал оставаться в чине поручика. Неудачи в политической карьере лишь усилили его старания на литературном поприще. В 1730 г.
Кантемир завершил работу над переводом «Разговоров о множестве миров» Фонтенеля, популярного изложения гелиоцентрической системы Коперника. Рукопись была сдана в Академию, но увидела свет лишь десять лет спустя. Первое академическое издание сочинений А. Кантемира вышло благодаря поддержке М. В. Ломоносова и Я. Штелина в период правления Петра III. Второе издание было запрещено Николаем I: «По моему мнению, сочинения Кантемира ни в каком отношении нет пользы перепечатывать» [6, с. 34].
Антиох Кантемир — один из первых деятелей эпохи русского просвещения XVIII в.— был уверен, что литература должна правдиво описывать жизнь. Эту идею молодой сатирик отстаивал не только на литературном поприще. Дипломатическая служба, которая продлилась 12 лет в Лондоне и Париже, доказывает это. В годы дипломатической службы А. Кантемира формируется антирусская и антимолдавская политика европейских стран. Франция прилагает напряженные усилия для создания блока из граничивших с Россией государств — Швеции, Польши и Турции. В сложившейся международной обстановке от дипломатии требовалась особая предусмотрительность и гибкость, умение использовать существовавшие между западными державами противоречия. Антиох Кантемир как дипломат в полной мере обладал этими качествами. Кантемир прилагает старания для нормализации дипломатических отношений между Англией и Россией; предпринимает, хотя и безуспешно, шаги для того, чтобы добиться союза между двумя странами во время борьбы за польский престол в 1734 г.; настойчиво хлопочет о признании английским правительством императорского титула за Анной Иоанновной, рассматривая эти хлопоты в контексте борьбы за поддержание международного престижа России.
В 1735 г. русское правительство сообщило своему резиденту в Лондоне о предосудительном поведении по отношению к России английского посла в Константинополе лорда Кинуля, и благодаря энергичному вмешательству в это дело А. Кантемира английское правительство вынуждено было осудить поведение своего посла и отозвать его с дипломатического поста. Находясь на дипломатической службе, А. Кантемир упорно опровергал негативные, а порой и клеветнические сведения о России, которые систематически распространялись иностранной прессой и разного сорта международными авантюристами, состоявшими на службе у политических врагов России. В середине 1737 г. А. Кантемир
получил от правительства России предложение вступить в переговоры с французским послом в Лондоне Камбисом. Цель — восстановление дипломатических отношений России с Францией, прерванных в связи с польской войной. В результате успешного завершения переговоров А. Кантемир был пожалован в камергеры и со степенью полномочного министра был назначен русским посланником в Париже.
Пребывание Антиоха Кантемира во Франции оказало сильное воздействие на развитие русской темы во французской литературе. Французским драматургом Пьером Мораном (1701-1757) была написана трагедия «Меншиков». Первая постановка состоялась в 1739 г. в Гааге при участии А. Кантемира. Пьеса стала основой героической трактовки образа Петра I во французской литературе как «просвещенного монарха».
Напряженная дипломатическая работа оставляла мало времени для литературных трудов, но, несмотря на это, А. Кантемир следил за появлением новых литературных практик в России и обнаружил большие познания и огромный интерес к вопросам теории поэзии. Свидетельство тому — «Письмо Харитона Макентина к приятелю» (Харитон Макентин — это анаграмма имени самого Антиоха Кантемира.— О. Л.), которое явилось ответом на «Новый способ» В. К. Тредиаковского и содержало признание важности ритмического упорядочения силлабического стиха.
Имя Антиоха Кантемира, дипломата, ученого, поэта, как и имена его великих предков, нашли свое отражение в многочисленных локусах памяти культуры.
Кантемиры — реперные точки памяти
В первой половине XVIII в. территория современной Кантемировки (в настоящее время это поселок городского типа в 279 км к югу от Воронежа) входила в Богучаровскую сотню слободского Острожского полка. В 1742 г. на землях, перешедших к князю Константину Дмитриевичу Кантемиру (сын Дмитрия Кантемира и родной старший брат Антиоха), образовалось поселение, получившее название Кантемировка или Константиновка. В 1774 г. поселение включало 250 дворов с населением 2 385 человек. Удобное географическое положение — тракт из Калитвы в Беловодск — позволял заниматься торговлей, не оставляя своего основного занятия — войсковой службы. В ноябре 1871 г. через Кантемировку проложили железную дорогу. После революции 1917 г. в Кантемировке было организовано кредитное общество,
в 1929 — Кантемировская машинотракторная станция.
Великая Отечественная война изменила жизнь поселка. 10 июля 1942 года дивизии фашистской Германии заняли населенный пункт. Кантемировка была превращена в мощный военный узел, через который осуществлялось снабжение немецко-итальянских войск. 19 декабря 1942 г. поселок был освобожден в ходе операции «Малый Сатурн». В этом сражении 17-й танковый корпус был преобразован в 4-й гвардейский и получил почетное наименование «Кантемировский». Командиром по его личной просьбе был назначен Павел Павлович Полубояров (1901-1984).
Кантемировский танковый корпус освобождал Донбасс, форсировал Днепр, громил фашистов в Польше, Германии, Чехословакии [7]. Кантемировцы прошли от Воронежа да Эльбы — 4 000 км, получили 18 благодарностей. Более 29 тысяч солдат Кантемировского корпуса были награждены орденами и медалями, 5 из них стали полными кавалерами ордена Славы, 32 — Героями Советского Союза.
История Кантемировской дивизии богата историческими событиями. В память о них в центре Кантемировки в августе 1958 г. был открыт памятник героям-танкистам. В Кишиневе на Аллее классиков красуется памятник Дмитрию Кантемиру. Традиции продолжаются, открывая новые страницы памяти. Кантемиры — династия воинов, дипломатов, музыкантов и писателей, государственных людей, для которых защита интересов своего Отечества была превыше всего. Кантемировская дивизия защитила то культурное и национальное наследие, которое создали российские князья и молдавские господари. Две линии бытия — две памяти, сошедшиеся в одной реперной точке — Кантемиры. И эта точка отсчета нуждается в своем постоянном прирастании, развитии, потому что в памяти культуры прошлое — это не только предмет знания, которое можно сдать в архив, но и, как отмечает современная исследовательница памяти Алейда Ассманн, сама память является «параметром человеческого опыта, воспоминаний, чувств и вопросов идентичности — все это важные и легитимные узы, тесно связывающие прошлое и будущее» [1, с. 236].
Возвращаясь к вопросам «что делать?» и «кто виноват?», можно, не выискивая виновных, продолжать с упорством и достоинством рассказывать о трудах, деяниях Кантемиров, о подвигах Кантемировской дивизии. И тогда в одной реперной точке сойдутся подвиги воинства духовного, культурного и политического. Связь времен должна быть восстановлена.
Литература
1. Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение режима Модерна. пер. с нем. Б. Хлебникова; пер. английских цитат Д. Тимофеева. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 272 с.
2. Густерин П. Становление востоковедения как науки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1438243260 (дата обращения: 10.07.2017).
3. Кантемир А.Д. Собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1956. 563 с.
4. Кантемир Д. Метафизика // Передовые румынские мыслители XVIII-XIX вв. М.: Советский писатель 1961. С. 53-68.
5. Кантемир Д. Описание Молдавии: факсимиле // лат. и рус. пер. Стурдзовского. СПб.: Нестор-История, 2011. 434 с.
6. Прийма Ф.Я. Антиох Дмитриевич Кантемир: вступ. статья // А. Д. Кантемир. Собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1956. С. 5-51.
7. Самсонов А. Из истории дивизии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://topwar.ru/30010-26-iyunya-1942-g-obrazovana-gvardeyskaya-krasnoznamen-naya-tankovaya-kantemirovskaya-diviziya.html (дата обращения: 07.07.2017).
8. СауитисА. Гитлер великий художник [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.youtube.com/watch?v=eLSvoKQ8bak (дата обращения: 10.06.2017).
9. Трубникова Н. В. История и память в бесконечном диалоге: дискуссии французских историков // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Выпуск 14. М.: КомКнига, 2005. С. 121-131.
10. Loyko O. T. The Cyber space in Relationtothe Cultural Memory// Innovation Management and Education Excellence Vision 2020: from Regional Development Sustainability to Global Economic Growth: proceedings of the 27th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), Milan, 2016. P. 68-74 [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.ibima.org/ITALY2016/ papers/timo.html(дата обращения: 18.11.2017).
References
• Assmann A. Raspalas' svjaz' vremen? Vzlet ipadenie rezhima Moderna /transl. from Germanby B. Hlebnikov. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. 272 p.[In Rus].
• Gusterin P. Stanovlenie vostokovedenija kak nauki [Elektronny resurs]. Rezhim dostu-pa: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1438243260 (Data obrasheniya: 10.07.2017). [In Rus].
• Kantemir A. D. Sobranie stihotvorenij. L.: Sovetskiy Pisatel', 1956. S. 53-68[In Rus].
• Kantemir D. K. Metafizika Peredovye rumynskie mysliteli XVIII-XIX vv. M.: 1961. S. 53-68 [In Rus].
• Kantemir D. K. (2011) Opisanie Moldavii: Faksimile / latinskij i russkij perevod Sturdzovskogo, SPb. : Nestor-Istorija, 2011. 434 s. [In Rus].
• Loyko O. T. The Cyberspace in Relation to the Cultural Memory// Innovation Management and Education Excellence Vision 2020: from Regional Development Sustainability to Global Economic Growth: proceedings of the 27th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), Milan, 2016.
S. 68-74. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ibima.org/ITALY2016/ papers/timo.html (дата обращения: 18.11.2017).
• Prijma F. Y. Antioh Dmitrievich Kantemir Sobranie stihotvorenij. L.: Sovetskiy pisatel, 1956.P. 5-51 [In Rus].
• Samsonov A. Iz istorii divizii [Elektronny resurs] Rezhim dostupa: https://topwar. ru/30010-26-iyunya-1942-g-obrazovana-gvardeyskaya-krasnoznamennaya-tankovaya-kantemirovskaya-diviziya.html (Data obrasheniya: 26.06.2017). [In Rus].
• Sauitis A. Gitler velikij hudozhnik. [Elektronny resurs] Rezhim dostupa: https://www. youtube.com/watch?v=eLSvoKQ8bak (Data obrasheniya: 10.06.2017).[In Rus].
• Trubnikova N. V. Istorija i pamjat' v beskonechnom dialoge: diskussii francuzskih istorikov // Dialog so vremenem. Almanakh intellektualnoy istorii. Vypusk 14. M.: KomKniga, 2005.— pp. 121-131.[InRus].