■ ■ ■ Духовные предшественники «Осевого времени» и современная культура: философско-культурологический анализ
Голубева О.Ю., Федяев А.П.
Казанский государственный институт культуры, г. Казань, Российская Федерация
Аннотация: в данной статье раскрывается содержание процессов, приведших к формированию в VIN-N в. в. до н.э. культурно-мировоззренческих основ современной цивилизации. Отмечается, что в становлении культуры современного общества особую роль сыграло духовное наследие Древнего востока. Сделана попытка осмысления вопросов появления Осевого времени и последующих процессов формирования и становления общечеловеческих культурных ценностей, мировоззрения, норм морали, философско-религиозных концепций, семейных ценностей, политических движений, экономических составляющих и т.д. В статье эксплицирована роль таких мыслителей древности, как Моисей, Эхнатон и Зороастр. Доказывается, что история культуры является историей чередования духовных подъемов и падений человечества. Раскрываются истоки появления духовности как особого социокультурного феномена. Выдвигается предположение, что рост антидуховности в современном мире носит временный характер и обусловлен процессами, происходящими, прежде всего, внутри европейской культуры, определяющей сегодня основные стандарты мировой культуры. Авторы приходят к выводу, что повышение уровня духовности современного человечества возможно только при условии использования духовного потенциала восточной культуры.
Ключевые слова: смысл истории, Осевое время, Эхнатон, Зороастр, культура Древнего востока, культурные ценности.
Для цитирования: Голубева О.Ю., Федяев А.П. 2017. Духовные предшественники «Осевого времени» и современная культура: философско-культурологический анализ. Коммуникология. Том 5. №3. С. 121-130 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-3-121-130
Сведения об авторах: Голубева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально культурной деятельности и педагогики. ФГБОУ ВО «Казанский Государственный институт культуры». Адрес: г. Казань. Российская Федерация. Е-mail: info@kazgik.ru; Федяев Александр Петрович, доктор философских наук, профессор кафедры истории, философии и культурологи. ФГБОУ ВО «Казанский Государственный институт культуры», г.Казань, Российская Федерация. Адрес: г. Казань, Оренбургский тракт дом 3. Е-mail: 2595234@mail.ru
Контент-анализ истории мирового культурно-исторического процесса отчетливо показывает, что он органически включает в себя как периоды медленного, количественного накопления духовно-нравственных ценностей, так и регулярные качественный «скачки» (революции) с появлением абсолютного нового. Одним из таких периодов истории человечества, сыгравших огромную роль в жизни всех локальных культур и отдельных личностей, является период с VIII
до II вв. до н.э. (названный К. Ясперсом «Осевым временем»). Этот термин выбран им не случайно, т.к. с тех времен «Ось» мировой культуры (можно сказать, ее «культурная парадигма») до сих пор находится в контексте тех далеких событий. Именно в этот период времени большая часть стран цивилизованного мира (Греция, Индия, Китай, Иран и т.д.), не имеющие между собой каких-либо прочных социально-экономических и религиозно-мировоззренческих отношений, оказались вовлеченными в некое движение к Абсолюту и стали интенсивно вести поиск скрытых духовных ценностей, связанных с тайнами Бытия (гармония мира, сущность человека, познание истины, смерть и бессмертие, смысл жизни и т.д.). Все это вместе взятое значительно усилило духовный потенциал человечества, а вместо отдельных локальных духовных центров возникли циви-лизационные центры культуры в Европе, Индии и Китае, выступившие предшественниками будущей глобализации человечества.
Причины появления «Осевого времени» не выяснены до сих пор, но они, скорее всего, имеют не столько природно-экономическое обоснование, сколько характер внефизический, и обусловлены духовным потенциалом предшествующих эпох и культур различных народов. В этот период времени сформировались все ныне существующие социальные, духовно-мировоззренческие и культурные компоненты (институты, установки и отношения) современного общества:
- возникли человек (личность) современного типа, современный тип мышления, государство и большинство современных этносов;
- нормы общечеловеческой морали (не убий, не укради, добро и зло, долг, добродетельность, честность, правдивость и т.д.) стали широко распространенным явлением в условиях той и нынешней действительности;
- появилась рыночная экономика и все формы современной политической жизни (демократия, тирания, олигархия, партии, выборы и т.д.);
- возникли почти все виды и жанры современного искусства (театр, музыка, архитектура, живопись и др.), а также основные классические эстетические представления (идеалы красоты, безобразного, гармоничного и т.д.);
- зародилась современная философская мысль и основные философские концепции (материализм, идеализм, онтология, гносеология, антропология, историософия, этика, эстетика и т.д.);
- сформировался иудаизм (первая форма монотеистической религии), теория и практика которого прочно вошла в современное христианство и ислам;
- появились основные философско-религиозные концепции (буддизм, индуизм, конфуцианство и т.д.), по нормам которых сегодня живут и действуют миллиарды жителей Земли;
- зародилась античная наука (Аристотель), математика (Эвклид), инженерное дело (Архимед) и медицина (Гиппократ), ставшие фундаментом современной науки, научно-технической революции и медицины;
- окончательно сформировались все ныне существующие нормы семейно-брачных отношений и мн. др. (т.е. все то, что можно отнести к понятию общечеловеческой «культуры»).
После «Осевого времени» культурно-исторический процесс действительно приобрел всемирно-цивилизационное значение, что позволило проводить системные и глубокие духовные преобразования в обществе начиная со времен античности вплоть до конца ХХ в. В последнее время появились новые доказательства существования единой мировой истории в условиях тотальной глобализации общества. Так, в сфере экономики восторжествовала рыночная экономика; в сфере политики все более проявляется признание роли правового государства и норм демократии; в сфере науки и техники сложились единые технологические принципы и стандарты; в области культуры и искусства происходит явное сближение концепций творчества всех представителей творческих профессий и т.д.
И хотя сегодня современная цивилизация и культура переживают глобальный кризис, но этот кризис порожден не отсутствием общих исторических корней и перспектив человечества, а внутренними причинами, и требует, скорее всего, корректировки существующих идеалов, норм, ценностей, смысла человеческого существования, а также формирования новой мировоззренческой парадигмы всеобщего выживания в современном мире. При формировании последней, по мнению К. Ясперса, необходимо ориентироваться, прежде всего, на следующие стандарты: цивилизованность и гуманизация человека, его свобода, творчество духа, привнесение культуры в общественную жизнь, открытие и постижение внутренних аспектов бытия человека [1].
В связи с этим возникает важный вопрос: если существует единый, общечеловеческий культурно-исторический процесс, то где находятся его корни и источники, какие этапы развития он проходил, и когда вообще появилась духовность как особый социокультурный феномен?
Истоки возникновения духовности как социокультурного феномена
Начнем с выяснения духовных предпосылок возникновения культурно-исторического процесса. История духовности, на наш взгляд, берет свое начало еще в первобытнообщинном строе. Конечно, этот период времени был насквозь утилитарным и пропитанным необходимостью физического выживания людей. Но уже на заре человечества «кванты» духовности просачивались в мир людей из высших уровней Бытия и проникали в сознание отдельных индивидуумов вначале на уровне интуитивном, получая в дальнейшем с развитием культуры уже иное, рационально-логическое объяснение и осмысление на основе собственной социальной практики. Обычно считается, что первобытные люди были весьма примитивны и не имели духовного опыта. И что духовность (религия, искусство, мораль и др.) как социокультурный феномен возникла только на достаточно высоком уровне материального развития общества [2]. Однако имеется и другая точка зрения. Так, например, Н. Бердяев полагает, что нельзя судить о далеком прошлом человека по современным дикарям; что на заре мировой истории природа еще не была так материализована как в наши дни; что мир
тогда находился в «расплавленном состоянии» (а границы между физическим миром и иными мирами не были столь резки); что в нем были скрыты истины, не доступные нашему научному сознанию, но вполне доступные «сонному, сно-видческому, грезившему» сознанию первобытных людей [3, с.285]. По мнению Н. Бердяева, такое мышление древнего человека было выше, чем наше современное рациональное, т.к. обладало мистической интуицией и таинственностью.
Заметим, что подобные взгляды высказывались также и некоторыми убежденными материалистами, сторонниками концепции «антропосоциогенеза». Так, например, А. Уоллес (1823-1913), который развил теорию естественного отбора независимо от Ч. Дарвина и одновременно с ним, поставил под сомнение возможность природной обусловленности духовной жизни человечества. Он писал, что чувства любви, долга, справедливости, красоты и т.д. несовместимы с законами выживания сильнейшего в природе. И что, наоборот, эти качества делают человека более уязвимым в конкурентной борьбе. На основании сказанного, А. Уоллес предполагает, что духовность человека, скорее всего, имеет другой источник происхождения, т.е. невидимый духовный мир [4].
Медленный рост духовности первобытных людей выражался в постепенном отказе от каннибализма, укреплении и систематизации моральных норм и запретов, семейно-брачных отношений, заботе о передаче культурного опыта подрастающему поколению, признании факта всеобщей одухотворенности природы и т.д. В течение десятков тысяч лет эти прорывы духовного в наш мир становились все отчетливее, развивались вглубь и вширь, принимая устойчивые формы морали, религии и искусства. Примерно 40 тыс. лет до н.э. возникают представления о душе, бессмертии, загробном мире, качественно отличном от физической действительности, а также делаются первые попытки отразить «духовный» мир через некие символы. Это все можно проследить по археологическим захоронениям, рисункам первобытных художников, найденным в пещерах Аль-тамиры, Ласка, Тешик-Таш и др. И вот уже в III тыс. до н.э. (с появлением первых локальных цивилизаций в долинах великих рек) начинают предприниматься локальные попытки символического воспроизведения черт ощущаемой духовной реальности (с такими ее качествами, как «справедливость», «долг», «честность» и т.д.) в системе человеческих отношений. Так, например, в XV в. до н.э. в Древнем Египте ряд фараонов IV-V династии (Усеркаф, Сахура и др.) совершили подлинную революцию в магическом сознании египтян. Раньше египтяне поклонялись только подземным (хтоническим) богам (Осирису, Амону) и просили у них различные материальные блага и возможность вечного существования в подземном Дуате (для этого необходимо было сохранить свое мумифицирование тело на Земле и совершить сложные магические обряды). Теперь было объявлено, что 1) человек... должен спасать не свое тело, а душу; 2) что не только фараон, а все люди, независимо от их статуса, могли достичь бессмертия в царстве света, рядом с солнечным диском; 3) что попадание на небо (т.е. бессмертие человека) теперь определялось не жрецами и судом подземных богов, а морально-духовными качествами самого человека. При этом такая «религиоз-
ная демократия» перевернула все прежние представления о месте и роли человека в мире, но, одновременно, отрицая власть фараона, жрецов и установленный миропорядок, привела вместе с длительной засухой к многовековому упадку самой египетской цивилизации. При этом имена и деяния самих «солнечных фараонов» оказались забытыми вплоть до ХХ в. н.э., а «царство звезд» еще тысячу лет мерцало над Египтом во мраке ночи [5].
Еще одна известная науке попытка внедрить реалии духовного мира в условиях древних сообществ была предпринята в шумерском городе Лагаш в XXIV в. до н.э. Сын сановника Уруинимгина, пришедший к власти в результате восстания широких народных масс, в качестве царя провел серию социальных реформ по защите бедных слоев в обществе. Он отменил многие налоги с ремесленников, запретил эксплуатацию детского труда на ирригационных работах, восстановил суды в сельских общинах, а также издал первый в мире свод законов, гарантирующих соблюдение прав человека (право частной собственности, судебного разбирательства, экономические гарантии беднейшим и т.д.) [6]. И хотя данная социальная реформа не удалась до конца, сам факт ее проведения свидетельствует о том, что поиск духовных начал продолжился, а масштабы его возрастают. Поэтому нам представляется возможным обозначить все вышеназванные попытки духовно-нравственного поиска предпосылками духовного становления единого мирового культурно-исторического процесса. Однако к непосредственным предшественникам и вестникам духовного преображения человечества можно, на наш взгляд, отнести трех великих личностей, великих учителей человечества - Моисея, Эхнатона и Зороастра, деятельность которых непосредственно подготовила почву для возникновения т.н. «Осевого времени» в середине I тыс. до н.э.
О Моисее - организаторе и вдохновителе Исхода древних евреев из Египта (земли Мицраим) хорошо известно на всем протяжении человеческой истории, а сведения о нем и его жизни до сих пор сохранились на страницах Ветхого Завета и Корана (где он выступает под именем Муса), отражены во множестве научных, философских и религиозных трудов. Его огромное мировоззренческое и культурно-нравственное значение для древнего и современного мира можно выразить кратко в нескольких тезисах: 1) благодаря Моисею был совершен Исход, ознаменовавший коренную победу духовных ценностей над материальными (ведь древние евреи ушли из процветающей в экономическом и культурном плане страны в дикую пустыню не потому, что бедствовали там, а чтобы спасти свою духовно-нравственную идентичность от исчезновения); 2) Моисей сыграл огромную роль в становлении философско-религиозных основ всех современных форм монотеизма (иудаизма, христианства и ислама), важных для большей части современного человечества, но также создал основы собственно философской мысли, представив в книге «Бытия» концепцию процесса сотворения мира, человека и смысла его истории; 3) благодаря усилиям Моисея в повседневную реальность человечества прочно вошли т.н. «общечеловеческие нормы морали» (не убий, не укради, не солги и т.д.), заменившие собой бытовавшие ты-
сячи лет нормы «талиона» (око за око, зуб за зуб), что сыграло фундаментальное значение в духовно-нравственном воспитании людей и мн. др. [7, с.309-338]. Но в тоже время о двух других упомянутых деятелях известно крайне мало и то только узкому числу специалистов. Поэтому, учитывая, что современная культура переживает глубокий кризис духовности и трансформацию классических этических, эстетических, личностных и семейных ценностей, необходимо еще раз вернуться к изучению духовного опыта этих великих личностей прошлого.
Одним из реформаторов духовной жизни Древнего мира, на наш взгляд, был древнеегипетский фараон Эхнатон (XV в. до н.э.). Его главной задачей как египетского царя было поддержание «Маат», т.е. справедливости, гармонии и истины как во Вселенной, так и на всех уровнях жизни людей. Египтяне считали, что данная Гармония возникла в момент рождения Вселенной из Хаоса и без соответствующих действий фараона мир может заново погрузиться в Бездну. Поэтому в соответствие с этой доктриной Эхнатоном был проведен ряд важных культурно-духовных мероприятий.
Во-первых, им была осуществлена религиозная реформа, при которой египтяне отказались от многобожия и стали поклоняться единому богу Атону. Атон уже не имеет человеко - или звероподобного вида, он - духовен, всеобщ, не сотворен, непостижим, он - творец видимого и невидимого мира, некое духовное начало (единственно доступным для человека является его образ в виде абстрактного солнечного диска). Атон не есть некая обезличенная космическая сила (энергия), это Сверх-личность, создавшая Вселенную, и непосредственно связанная с каждым из живущих на земле людей (не зависимо от того, является ли тот ливийцем, египтянином или нубийцем). Его личная связь с каждым человеком явно прослеживается на всех изображениях, где видно, что отдельные лучи солнечного света касаются голов всех изображений людей. Отметим, что атонизм до сих пор является единственной оригинальной небиблейской формой монотеизма, а основные атрибуты Атона во многом совпадают с учением о Боге - Отце в иудаизме, христианстве и исламе, а также с современными философскими представлениями об Абсолюте.
Во-вторых, Эхнатоном была предложена оригинальная концепция протогу-манизма, не характерная для общественного сознания древнего мира. Им был введен запрет на все человеческие жертвоприношения по всему государству, а также сделан призыв ко всем царям об установлении всеобщего мира (заметим, что в Европе лишь в 20-х гг ХХ в. подобная идея была реализована в сформировавшейся Лиге Наций).
В-третьих, Эхнатон прямо способствовал формированию нового реалистического искусства (вспомним, хотя бы всемирно известный сегодня бюст его жены Нефертити, хранящийся в музее г. Берлина). Причем предложенные его художниками и архитекторами Тутмосом, Беком и др. эстетические стандарты предвосхитили лучшие образцы греко-буддийского искусства на восемь веков.
В-четвертых, Эхнатон был великим поэтом и попытался в гениальной художественной форме передать свои мировоззренческие и духовные идеалы в двух
Гимнах Атону (рассчитанных, прежде всего, на массы необразованного населения Египта). Все это вместе взятое позволяет нам вместе с другими известными учеными-египтологами (Ц. Олдредом, А. Вейгалом, Б. Кемпом и Б. Тураевым) назвать Эхнатона яркой самобытной личностью, первым идеалистом в мире, крупнейшим мыслителем, стоящим в одном ряду с библейскими пророками [8].
В XIII в. до н.э. возникло первое в истории развитое учение о духовных основах Бытия, смысле человеческой жизни и исторического развития - зороастризм, - оказавшее комплексное воздействие на всю последующую мировую философско-культурологическую мысль. Зороастр реформировал старую арийскую религию - маздеизм - и создал дуалистическую концепцию Бытия, первопричинами которого были Ахура - Мазда (Творец всезнающий, праведный, справедливый, добрый), называемый «добрым Духом», владеющий миром вещей и духовным миром (Артой - Правдой) [9, с.503-504] и «злой Дух», т.е. Ангра - Маи-нйу (несведующий, порочный, жестокий, зловредный, темный, разрушительный). Зороастр говорит об этом следующим образом: «Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии - они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи («друг») - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра («аша»), ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой - дух святейший, облаченный в крепчайший камень (т.е. небесную твердь), выбрал праведность...» (Ясна 30; 3-5) [10, с.29].
Зороастр утверждал, что главной целью человека является сознательный выбор между добром и злом, необходимость стать на сторону «добра» в мысли, слове и деле (т.е. в материальном, идеальном и духовном отношении), что позволит обеспечить победу духовных сил над материальными. Таким образом, человечеству уготована не жалкая участь пассивного наблюдателя, а активного участника борьбы сил добра и зла на всех уровнях бытия Вселенной. При этом, в процессе акта творения возникла и сама история человечества, состоящая из трех последовательных этапов своего развития. Так, на первом этапе творения (пехлев. - «Бундахишн») мир был сотворен в духовно-нематериальном виде, которому затем придали «материальный» вид. И это материальное бытие было лучше, чем нематериальное, т.к. воплотило «благо» в форме законченного, цельного и чувственно ощутимого. Но материальная оболочка мира дала возможность проникнуть в этот мир силам «зла». Отсюда начинается второй этап - эра смешения («Гумезишн»), когда в мире возникают все нравственные пороки. (Заметим, что, согласно учения Зороастра сегодняшний мир пребывает пока в эре «смешения»). Отсюда перед человечеством стоит задача - победить Зло и восстановить мир в его первоначальном, цельном состоянии (сохранив при этом все лучшие материальные черты). При наступлении третьей эры («Визаришн»), т.е. эпохи «разделения», добро вновь отделится от зла (которое будет окончательно уничтожено) и эта эра будет длиться вечно.
В концепции зороастризма определены начало и конец человеческой истории, смысл человеческого существования, а также даны такие основные понятия (которые были затем использованы в иудаизме, христианстве и исламе), как - Рай и Ад, приход Мессии, Апокалипсис, Страшный суд и воскрешение умерших, воздаяние человеку за его нравственные поступки, объяснены причины земных страданий, которые вызываются не Богом, а Злом (т.н. концепция «теодицеи»). При этом прямо указывается, что «Рай» будет создан не на Небе, а на преображенной Земле, а лучшая часть людей будет в этом помогать Ахуре Мазде [2, с.35-39].
Выводы
На основании вышесказанного, во-первых, можно сделать вывод, что Моисей, Эхнатон, и Зороастр явились духовными предшественниками «Осевого времени», оказали огромное влияние на процесс формирования современной цивилизации и культуры и продолжают сегодня незримо присутствовать в культурной жизни, мыслях и поступках представителей многих народов. Во-вторых, можно утверждать, что смыслом всего мирового культурно-исторического процесса является поиск человечеством духовного в себе, окружающем его мире и возрастание уровня духовного (добра, справедливости, творчества, красоты, истины, гармонии и т.д.). В-третьих, духовные процессы, зародившиеся в эпоху древневосточных цивилизаций, определили через парадигму «Осевого времени» основные направления и формы развития мировой культуры на многие тысячелетия вперед. В-четвертых, современная эпоха бездуховности в скором времени видимо будет преодолена, т.к. в ее основе находится кризис западно-европейской культуры, построенной в наши дни на приоритете материальных ценностей над духовно-нравственными. И, наконец, в-пятых, возвращение человечества к истокам подлинной духовности возможно только при условии использования духовного наследия Востока.
Источники
1. Ясперс К. 1994. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 528 с.
2. Фрэзер Дж. Дж. 2003. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: АСТ. Ермак, 781 с.
3. Бердяев Н.А. 2003. Диалектика божественного и человеческого. М.: ООО «Издательство АСТ». 620 с.
4. Мень А. 2005. Магизм и единобожие. М.: «Эксмо», 704 с.
5. Церен Э. 2002. Библейские холмы. СПб.: Издательский дом «Литера», 512 с.
6. Овчинникова А.Г. 2002. Легенды и мифы Древнего Востока. СПб.: издательский дом «Литера», 512 с.
7. Бюкай М. 2001. Библия, Коран и наука: священные писания в свете современного знания. Киев: Ансар Фаундейшн, 351 с.
8. Федяев А.П. 2014. Эхнатон и культура Древнего мира // Вестник КемГУКИ, №28. С.165-170.
9. Гаты Заратуштры. 1973. Из «Авесты». «Ясна», 28 (Моление о слове) / Библиотека всемирной литературы в 200 т.т. М.: Художественная литература. Т.1.
10. Бойс М. 1987Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Наука, 303 с.
■ ■ ■ Spiritual predecessors of «Axial time» and modern culture: philosophical and cultural analysis
Golubeva O. Yu., Fedyaev A. P.
Abstract: in this article the content of the processes which led to formation in VIII II century of century BC of culturally world outlook bases of a modern civilization reveals. It is noted that in formation of culture of modern society the special role was played by spiritual heritage of the Ancient East. The attempt of judgment of questions of emergence of Axial time and the subsequent processes of formation and formation of universal cultural values, outlooks, moral standards, philosophical and religious concepts, family values, political movements, economic components, etc. is made. In article of an interpreted a role of such thinkers of antiquity as Moisey, Ekhnaton and Zoroastr. It is proved that the cultural history is history of alternation of uplifts and falling of mankind. Sources of emergence of spirituality as special sociocultural phenomenon reveal. The assumption is made that growth of anti-spirituality in the modern world is temporary and it is caused by the processes happening, first of all, in the European culture defining today the main standards of world culture. Authors come to a conclusion that increase in level of spirituality of modern mankind is possible only on condition of use of spiritual potential of east culture.
Keywords: sense of history, Axial time, Ekhnaton, Zoroastr, culture of the Ancient East, cultural values.
For citation: Golubeva O.Yu., Fedyaev A. P. Spiritual predecessors of «Axial time» and modern culture: philosophical and cultural analysis. Communicology (Russia). Vol. 5. No. 3. S. 121130 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-3-121-130
Inf. about authors: Olga Y. Golubeva. PhD (psych.), associate professor of department Socially cultural activity and pedagogics of the Kazan State Institute of Culture (Kazan, Orenburg tract, 3), 2595234@mail.ru; Alexander P. Fedyaev, Dr.Sci. (philos.), prof. of department of history, philosophy and cultural science of the Kazan State Institute of Culture (Kazan, Orenburg tract, 3). E-mail: info@kazgik.ru
References
1. K. Jaspers. 1994. Smysl i naznachenie istorii. M.: Respublika, 528 s. [Jaspers K. 1994. Sense and purpose of history. M.: Respublika , 528 p.]. (In Russ.).
2. Dzh.Dzh. Frjezer. 2003. Zolotaja vetv': Issledovanie magii i religii. M.: AST. Ermak, 781s. [Frezer J.J. 2003. Gold branch: Research of magic and religion. Moscow: Yermak, 781 p.]. (In Russ.).
3. N.A. Berdjaev. 2003. Dialektika bozhestvennogo i chelovecheskogo. M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 620 s. [ Berdyaev N. A. 2003. Dialectics divine and human. Moscow: Publishing House AST Ltd, 620 p.]. (In Russ.).
4. A. Men'. 2005. Magizm i edinobozhie. M.: Jeksmo, 704 s. [Men A. 2005. Magizm and monotheism. Moscow: Eksmo, 704 p.]. (In Russ.).
5. Je. Ceren. 2002. Biblejskie holmy. SPb.: izdatel'skij dom «Litera», 512s. [Tseren E. 2002. Bible hills. SPb.: Litera publishing house, 512 p.]. (In Russ.).
6. A.G. Ovchinnikova. 2002. Legendy i mify Drevnego Vostoka. SPb.: izdatel'skij dom «Litera», 512 s. [Ovchinnikova A. G. 2002. Legends and myths of the Ancient East. SPb.: Litera publishing house, 512 p.]. (In Russ.).
7. M. Bjukaj. 2001. Biblija, Koran i nauka: svjashhennye pisanija v svete sovremennogo znanija. Kiev: Ansar Faundejshn, 351 s. [Bukaj M. 2001. Bible, Koran and science: the sacred writing in the light of modern knowledge. Kiev: Ansar Faundeyshn, 351 p.]. (In Russ.).
8. A.P. Fedjaev. 2014. Jehnaton i kul'tura Drevnego mira // Vestnik KemGUKI, №28, S.165-170. [Fedyaev A.P. 2014. Ekhnaton and culture of the Ancient world. Messenger KEMGUKI, No. 28. P. 165-170.]. (In Russ.).
9. Gaty Zaratushtry. Iz «Avesty». «Jasna», 28 (Molenie o slove) / Biblioteka vsemirnoj literatury v 200 t.t. M.: «Hudozhestvennaja literatura», 1973. Vol. 1. [Ghats of Zaratushtra. From Avesta. 1973. «Is clear», 28 (A prayer for the word) / Library of the world literature in 200 t.t. Moscow: «Fiction», Vol.1.]. (In Russ.).
10. M. Bojs. 1987. Zoroastrijcy. Verovanija i obychai. M.:Nauka, 303 s. [Boyce M. 1987. Zoroastrians. Beliefs and customs. Moscow: Science, 303 p.]. (In Russ.).