Научная статья на тему 'Эхнатон и культура Древнего мира'

Эхнатон и культура Древнего мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4466
621
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭХНАТОН / АТОНИЗМ / МОИСЕЙ / КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА / AKHENATEN / ATONISM / MOSES / THE CULTURE OF THE ANCIENT WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федяев Александр Петрович

В статье раскрывается смысл религиозной реформы, осуществленной в Египте фараоном Эхнатоном (XV век до н. э.); доказывается, что атонизм может рассматриваться как самостоятельная египетская версия монотеизма; показано, что Древний Египет стал своеобразной колыбелью современных форм монотеизма и оказал огромное влияние на духовную культуру Древнего Мира и современную цивилизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Akhenaten and Culture of the Ancient World

The article explains meaning of the religious reform undertaken by Egyptian Pharaoh Akhenaten in the fifteenth century BC and its influence on the formation of the fundamentals of spiritual culture of the Ancient World. As a part of the study, the author concludes that the Pharaoh was an outstanding personality: a religious reformer, a gifted poet, a founder of a new realist trend in art, a genuine humanist and biblical prophet (whose creativity is reflected in the Biblical and Quranic texts). By comparing the Old Testament texts with modern archaeological data, the author proves that Akhenaten is a world famous “Pharaoh of the Exodus,” the Exodus occurred in 1402 BC, this event was influenced by a series of eruptions of Santorini volcano which knocked the bottom out of traditional religious consciousness of the ancient Egyptians, the Exodus of the Israelite community out of Egypt was caused by an intense competition between “religion of Moses” and Atenism, the original version of the Egyptian monotheism. Further, the author reveals connection of Atenism with a religion of “personal piety” of the Pharaohs” of the 5 th dynasty, argues that the emergence of the ancient Jewish community in Egypt was anything but an accidental event, and describes main stages of the breakthrough in spiritual culture of the ancient world that was made by Akhenaten. Finally, the author concludes that Moses and Akhenaten were close associates and, in various degrees, had a tremendous impact on the development of modern culture and civilization. In the light of the foregoing, the author believes that although the name of Akhenaten is not directly mentioned in the Bible and Qur’an, he can, certainly, be considered as a biblical prophet.

Текст научной работы на тему «Эхнатон и культура Древнего мира»

УДК 008(091)

ЭХНАТОН И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

Федяев А. П., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии, Казанский государственный университет культуры и искусств (г. Казань, Республика Татарстан). E-mail: filkazguki@mail.ru

В статье раскрывается смысл религиозной реформы, осуществленной в Египте фараоном Эхнато-ном (XV век до н. э.); доказывается, что атонизм может рассматриваться как самостоятельная египетская версия монотеизма; показано, что Древний Египет стал своеобразной колыбелью современных форм монотеизма и оказал огромное влияние на духовную культуру Древнего Мира и современную цивилизацию.

Ключевые слова: Эхнатон, атонизм, Моисей, культура Древнего Мира.

AKHENATEN AND CULTURE OF THE ANCIENT WORLD

Fedyaev A. P., Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Chair of Philosophy and Culturology, Kazan State University of Culture and Arts (Kazan, Republic of Tatarstan). E-mail: filkazguki@mail.ru

The article explains meaning of the religious reform undertaken by Egyptian Pharaoh Akhenaten in the fifteenth century BC and its influence on the formation of the fundamentals of spiritual culture of the Ancient World.

As a part of the study, the author concludes that the Pharaoh was an outstanding personality: a religious reformer, a gifted poet, a founder of a new realist trend in art, a genuine humanist and biblical prophet (whose creativity is reflected in the Biblical and Quranic texts). By comparing the Old Testament texts with modern archaeological data, the author proves that Akhenaten is a world famous "Pharaoh of the Exodus," the Exodus occurred in 1402 BC, this event was influenced by a series of eruptions of Santorini volcano which knocked the bottom out of traditional religious consciousness of the ancient Egyptians, the Exodus of the Israelite community out of Egypt was caused by an intense competition between "religion of Moses" and Atenism, the original version of the Egyptian monotheism. Further, the author reveals connection of Atenism with a religion of "personal piety" of the Pharaohs" of the 5 th dynasty, argues that the emergence of the ancient Jewish community in Egypt was anything but an accidental event, and describes main stages of the breakthrough in spiritual culture of the ancient world that was made by Akhenaten.

Finally, the author concludes that Moses and Akhenaten were close associates and, in various degrees, had a tremendous impact on the development of modern culture and civilization. In the light of the foregoing, the author believes that although the name of Akhenaten is not directly mentioned in the Bible and Qur'an, he can, certainly, be considered as a biblical prophet.

Keywords: Akhenaten, atonism, Moses, the culture of the Ancient World

Фараон Древнего Египта Эхнатон (14361402 годы до н. э.) являлся весьма яркой и противоречивой личностью: религиозным реформатором (восставшим против тысячелетних традиций многобожия и магических верований), одаренным поэтом (написавшим величественные Гимны Атону), умелым управленцем (построившим по почти современным стандартам «идеальный»

город Ахетатон с населением 50 тыс. человек, в то время как численность Египта была всего несколько миллионов человек), создателем нового реалистического направления в искусстве (вспомним хотя бы всемирно известный бюст Нефертити), опередившего свое время и соответствовавшего греко-буддистским канонам красоты, гениальным политиком (предложившим в эпоху

кровавых войн и уничтожения покоренных народов равенство всех людей), библейским пророком (103 псалм, к примеру, был скопирован с его текстов Гимна Атону), подлинным гуманистом (отказавшимся на государственном уровне от обычных в то время человеческих жертвоприношений) и т. д. И поэтому, наряду с другими нестандартными личностями имя Эхнатон вызывает у исследователей неоднозначную оценку. Одни ученые (К. Траунекер, Д. Редфорд) негативно воспринимают Эхнатона и результаты его деятельности (считая его психически больным человеком, приведшим к гибели древнеегипетскую цивилизацию), другие (А. Вейгал, Дж. Брестед, Б. Тураев), наоборот, считают его гениальной личностью, первым идеалистом в мире, одним из родоначальников современного монотеизма. У А. Меня читаем: «Кроме библейских пророков, Древний мир не знает никого, кто мог бы встать в этом отношении рядом с фараоном-реформатором. Одиноко стоит его трагическая фигура среди мятущихся событий, эпох и народов. Глубокое непонимание, которое он встретил при жизни, говорит о том, что этот человек принадлежит не столько своему времени, сколько тому духовному братству, члены которого во все времена были как бы пришельцами среди людей» [4, с. 340]. Мы же согласимся с мнением К. Жака, что «и восхваление Эхнато-на, и критика в его адрес равно свидетельствуют о растерянности научного мира перед амарнской загадкой» [3, с. 31]. Поэтому учитывая, что современная цивилизация переживает глубинный кризис духовности и ломку ветхозаветных культурных ценностей (этических, эстетических, личностных, семейных и др.), полагаем необходимым вновь вернуться к изучению данной проблемы. При этом мы исходим из того, что ее необходимо изучать в контексте исторических обстоятельств, в которых жил Эхнатон. Для решения этой задачи необходимо использовать такой современный метод научного анализа, как метод интерпретации, дающий возможность по-новому оценить уже известные научные факты и сопоставить их с информацией, имеющейся в Библии и Коране (которые, будучи важнейшими древними памятниками духовной культуры всего человечества, просто не могли, на наш взгляд, обойти вниманием такое важное событие, как появление атонизма).

На основании проведенного исследования нами были получены следующие выводы.

1. Эхнатон является «фараоном Исхода», красочно описанным в Библии и Коране, так как именно в этот период времени произошли необыкновенные природные события (так называемые «10 казней египетских»), сопровождавшие уход еврейской общины во главе с Моисеем из Египта. Можно согласиться с мнением А. Морозова, что многолетнее извержение вулкана Санто-рин (1450-1400 годы до н. э.) в Эгейском море, выбросившее в атмосферу миллиарды кубометров пепла, образовало огромные тучи, надолго закрывшие землю плотной завесою от солнечных лучей (что привело к похолоданию, ливням, граду, тьме в дневное время, гибели людей, скота, урожая, эпидемиям, землетрясениям и т. д.), могло стать толчком для начала давно назревшей в египетском обществе религиозной реформы. Напуганные этими событиями египтяне на время отказались от почитания старых богов и начали поклоняться животворящему Солнцу. Но после смерти Эхнатона и прекращения извержения вулкана Санторин египтяне вновь вернулись к старому многобожию [5]. Если такой подход является правильным, то становятся понятными многие исторические загадки древности: а) Почему фараон Исхода десятки раз упоминается в Библии и Коране, но без собственного имени? б) Почему в Коране говорится о том, что этот фараон перед смертью принимает «веру Моисееву» [10: 90-92], хотя все фараоны были язычниками? в) Почему у данного правителя были неформальные отношения с Моисеем, который мог по своему желанию в любое время суток свободно подходить к священной особе царя, говорить с ним и даже угрожать [Исход, 7-13]? г) Почему многие персонажи периода Исхода и их судьбы, описанные в Коране, легко идентифицируются с реальными историческими личностями «эпохи Амарны»? Например, некая безымянная супруга фараона -с царицей Кэйе, а визирь Карун - с соправителем Эхнатона Сменхкара и т. д. Единственная причина всех этих таинственных событий заключается, на наш взгляд, в том, что «фараон Исхода» является монотеистом, как и Моисей; что в это время в Египте идет острая борьба между различными мировоззрениями; что библейские и кораниче-

ские тексты умышленно не называют Эхнатона по имени, так как это может вызвать у читателей вопросы: кто он и в чем состоит сущность его религиозной реформы и т. д.

2. Учение Эхнатона о Едином имеет четко выраженное автохтонное происхождение, поскольку исходит из логики развития, терминологии и художественных образов философско-религиозной мысли, существовавшей в Египте задолго до прихода туда еврейской общины во главе с Авраамом. Его трансформация происходила на всем протяжении правления этого фараона и включал в себя три этапа развития [7]. На первом этапе Атон был провозглашен главным богом Египта, но храмы иных богов еще не были закрыты. Сущность религиозной реформы состояла в том, что: а) Атон, в отличие от Амона - бога жрецов, по старой гелиопольской традиции воспринимался как царский бог, соединяющий в себе черты Ра, Гора и Атума (то есть Света, Справедливости и Логоса); б) Амону, порожденному темной Бездной (Нуном), противопоставляется Атон, никем не сотворенный и вечный, как олицетворение сил света и воздушного сияния (Шу, то есть Духа Святого), а также всеобщей космической гармонии (Маат, то есть Софии); в) сущность Атона -непостижима (его нельзя изображать в виде людей и животных) и он может являться людям только в форме абстрактного солнечного диска [4, с. 348]. На втором этапе реформы, произошедшем на 6-м году правления Эхнатона, Атон был провозглашен единственным богом (в одном варианте Гимна Солнцу сказано так: «ты единственный творец, равного тебе нет божества», а в другом говорится еще более определенно: «кроме тебя, нет иного»). При этом были повсеместно закрыты все храмы старых богов, а слово «боги» было запрещено использовать. Сам Атон рассматривался не как некая обезличенная космическая энергия, а как личный бог для каждого из людей (на многих изображениях Амарны видно, как от Солнечного Диска исходят лучи с подобием рук, возлежащих на головах египтян). Атон теперь понимается не как бог египтян, а как универсальный Бог для всех народов. При этом Эхнатон является единственным пророком Атона, которому доступно понимание божественной сущности через серию откровений, и фараоном-богом, перед

статуями которого также совершались богослужения. В последние годы правления Эхнатона происходят еще более радикальные изменения: отказ не только от прежних магических верований, но и от главного их плода - обожествления власти. Фараон запрещает падать перед ним на колени, молиться перед его статуями и объявляет: «Пусть будем мы все едины перед смертью, которая одинакова для всех» [8, с. 441]. Поэтому, если отбросить всю сложную терминологию египетской религии, становится ясно: атонизм в его завершающей стадии является оригинальной формой монотеизма, в которой представления об Ато-не во многом совпадают с учением о Боге-Отце в иудаизме, христианстве и исламе и современным философским пониманием Абсолюта38.

3. Учение Эхнатона о Едином явилось вершиной развития идеи монотеизма внутри древнеегипетской культуры, после чего начался процесс ее угасания. Современные ученые считают, что после гибели учения Эхнатона творческий потенциал Египта иссяк и что страна уже не могла вернуться к своему созидательному творчеству [8, с. 466]. Но что же предшествовало учению об Атоне? У историков сегодня нет точных данных об этом, однако есть косвенные доказательства, позволяющие понять логику развития событий, роль отдельных личностей в истории и смысл происходящего.

Первая попытка отхода от политеистического мировоззрения в сторону монотеизма была предпринята в XXV веке до н. э. Ряд фараонов V династии (Усеркаф, Сахура и т. д.) совершили

38 Так, к примеру, крупнейший богослов Иоанн

Златоуст (IV веке до н. э.) утверждает, что Бог - «неизречен, недоведом, невидим, непостижим» и что ему присущи любовь и вездесущность. Другой современный теоретик богословия С. Н. Булгаков («Свет невечерний») полагает, что Бог - трансцендентен, то есть внешен миру и человеку, но открывается религиозному сознанию индивида. Современное философское понимание Абсолюта исходит из аналогичного принципа атонизма, что это «духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставлено физическому бытию». Таким образом, во всех этих подходах прослеживается единый принцип: Бог является источником Жизни, Света, Истины, Добра, Красоты и Гармонии.

революцию в сознании египтян и стали поклоняться богу солнца Ра39. Смысл этих преобразований состоял в том, что: а) человек должен спасать душу, а не тело с помощью мумификации и ритуалов; б) каждый египтянин, а не только фараон, мог достичь бессмертия (но не унылого вечного существования души «ба» в подземном мире) в форме «ах» в царстве света рядом с солнечным диском; в) возможность попадания на небо теперь зависела от самого человека, а не от суда подземных богов. Такая «религиозная демократия» (называемая «религией личного благочестия»), с одной стороны, перевернула представление о месте человека в мире, но, с другой стороны, отрицала власть жрецов и устоявшийся миропорядок, что в конечном итоге вместе с длительной засухой привело страну к гигантской многовековой катастрофе - анархии, разрушению храмов, голоду и т. д. При этом имена и деяния самих «солнечных фараонов» оказались забытыми вплоть до ХХ века, а «царство звезд» еще тысячу лет мерцало над Египтом во мраке ночи [8, с. 416-424].

Вторая попытка установления монотеизма в Египте была связана с появлением там в XIX веке до н. э. еврейской общины во главе с Авраамом. Однако это событие было далеко не случайным. Даже в наши дни эмиграция требует соблюдения ряда требований, в том числе согласия местных властей. Поэтому уместен вопрос: кто стоит за этим приглашением и какая цель при этом преследовалась? Во-первых, египтяне традиционно сторонились всех чужеземцев, считая их нечистыми, и даже не ели с ними за одним столом [Бытие, 43: 32]. Во-вторых, расстояние между северной частью Месопотамии (откуда пришел Авраам) и Египтом составляет около 2 тыс. км, что значительно даже для современного путешественника. В-третьих, пришельцам была выделена для поселения и занятий скотоводством лучшая в климатическом отношении часть Египта -дельта Нила. И, в-четвертых, Авраам мог пой-

ти на такой рискованный шаг только в том случае, если был убежден в хорошем приеме. Это означает только одно: за всей этой операцией стоит какой-то авторитетный египтянин, тайный сторонник монотеизма, преследующий цель распространения единобожия в Египте. Единственным персонажем всей древнеегипетской мифологии, отвечающий этим требованиям, на наш взгляд, является некий мудрец Джеди («джед» -символ веры) [6, с. 176-179]. Мы полагаем, что под этим именем мог скрываться верховный жрец бога мудрости Тота, построивший знаменитое Файюмское водохранилище и систему каналов, обеспечивших процветание Египта даже в засушливые годы, что имело огромное значение для страны вплоть до возведения Асуанской плотины в ХХ веке40. Но оправдались ли ожидания части египетского общества в связи с прибытием Авраама в страну? Скорее всего, да, так как для этого в Египте имелись значительные подготовленные силы из числа местного жречества. Причем активисты этого движения получили новые возможности для пропаганды идеи монотеизма в период захвата Египта кочевниками-гиксами (хекау-хасут, то есть иноземные цари), которые поклонялись своему богу Сутеху, но разрешили (видимо, в целях преодоления сопротивления египтян захватчикам) израильтянину Иосифу (ставшему вторым человеком по значимости в стране после фараона) вести соответствующую разъяснительную работу41. О том, что эта деятельность отвечала чаяниям части египетских верхов, свидетельствует следующий факт. После изгнания гиксов египтяне уничтожили все, что было связано с их вековым владычеством, но сама еврейская община, ак-

39 Вопреки общепринятому мнению, египтяне традиционно поклонялись не Ра, а богам потустороннего мира (Осирису, Амону и др.), дающим людям материальные блага на земле и возможность вечного существования души «ба» в подземном Дуате. И только в V веке до н. э. в Египте возник единый культ Амона - Ра.

40 Такое предположение основано на следующих фактах: в легенде об этом мудреце сообщается, что он имел высокое религиозное происхождение, не соглашался с фараоном - сторонником традиционной религии; знал «тайное число покоев Тота»; мог наполнять водой пересохшие каналы; симпатизировал фараонам V «солнечной» династии и предсказал приход их последователей к власти в будущем.

41 Так, в 104 псалме сказано, что царь разрешил Иосифу и его людям наставлять вельмож его по

«своей душе». А в Коране говорится, что Иосиф вернулся к религии своих отцов [12: 37, 38], причем слово

«вернулся», видимо, означает, что он стал это делать уже в качестве должностного лица.

тивно сотрудничавшая с гиксами, не пострадала, а наоборот, была переведена в города на строительные работы (где получила еще большую возможность приобретения сторонников из числа более продвинутых горожан). В итоге к моменту Исхода число тайных сторонников единобожия могло составлять около одной трети всего населения страны, а в их среду входили жрецы, представители знати и даже родственники самого фараона [10]. Поэтому в период правления фараона Аменхотепа III (отца Эхнатона) между египетскими властями и израильтянами (которых возглавлял еще молодой Моисей) состоялась встреча, где велись переговоры о принятии египтянами единобожия, которые, к сожалению, закончились безрезультатно42.

Третий этап распространения идеи монотеизма в Египте связан с появлением собственной версии единобожия и реформами Эхнатона (следовательно, потребность в чужеземной религии значительно уменьшилась). В это время религиозная ситуация резко изменилась, так как появилась третья сила, то есть атонисты, рост численности которых происходил в основном за счет сторонников Моисея. Ответные действия не заставили себя долго ждать. Вначале вторая жена Эхнатона Кэйе, тайно исповедовавшая «веру Моисееву», сделала попытку государственного переворота43 и была казнена [9]. После провала ее замыслов возникла реальная угроза «размывания» идеологической основы еврейской общины. Перед Моисеем остро встала дилемма: либо он со своими сторонниками присоединяется к Эхнатону (что было для него неприемлемо ввиду возможной утраты своей идентичности), либо атонисты присоединяются к израильтянам (что было невозможно для египтян как господствующей группы в стране). О таком

42 Об этом сказано в Коране так: «Когда к ним (то есть египтянам. - А. Ф.) пришла истина от Нас, они сказали: "Почему не даровано ему (то есть фараону. - А. Ф.) того же, что и Мусе?"» [28: 48]. И далее: «Фараон разгневался на своих жрецов, уверовавших в Единого раньше, чем он позволил им это сделать» [7: 118-121].

43 Она предложила египтянам свой «истинный» путь развития, выступила против фараона и его «народа неправедного», просила Бога «соорудить ей место в раю», так как понимала, что ей грозит смерть [40: 30, 41; 67: 11].

развитии событий идет речь в Коране44. Но союз двух почти идентичных концепций монотеизма, к сожалению, не состоялся, и Моисей с группой преданных сторонников был вынужден уйти из Египта, чтобы спасти свою веру. После Исхода Эхнатон, потрясенный уходом своих единомышленников и понимавший, что в одиночку он уже не сможет победить язычество, умирает, а его учение в течение скорого времени погибает45.

Подводя итог всему сказанному об Эхнато-не и его учении, можно сделать окончательный вывод: это был гениальный человек, сумевший в одиночку создать египетскую версию монотеизма, оказавший огромное влияние на духовную жизнь Древнего мира и незримо присутствующий в наши дни на страницах Библии и Корана. И не его вина, что в силу сложившихся обстоятельств его религиозная реформа была забыта, а другие участники тех давних событий постарались стереть его след в истории. Кроме того, ученым-культурологам можно рекомендовать пересмотреть существующие сегодня негативные оценки в отношении «Фараона Исхода» (в Коране его имя звучит как «народ Фир'аун») и понять, что он в целом сыграл позитивную роль в становлении и развитии духовных основ современной цивилизации и может рассматриваться в качестве «забытого пророка».

44 «И сбил Фир'аун свой народ с пути и не повел их прямо» [20: 81]. Можно предположить, что в случае успеха союз Моисея и Эхнатона привел бы к образованию в Египте мощного монотеистического государства, быстрому распространению новых духовных ценностей в других странах и резкому ускорению социально-экономического прогресса всего человечества.

45 Можно предположить, что многочисленные сторонники атонизма долгое время действовали как в самом Египте, так и за его пределами. Так, в Коране имеется информация о том, что к царю Соломону (Х век до н. э.) из южного Йемена (где народ поклонялся Солнцу) прибыла царица Савская, которая вскоре отказалась от своей прежней веры и признала «религию Моисееву» [27: 23, 24, 41-43]. При этом также говорится, что знание о культе Солнца «им было даровано до этого». Можно предположить, что культ Солнца попал в южный Йемен из Египта вместе с учением Эхнатона и что в Коране отразилось завершение спора между атонистами и израильтянами, начавшегося 400 лет назад во времена Моисея и Эхнатона.

Литература

1. Библия: в рус. пер. - М.: Рос. библ. о-во, 1995. - 1375 с.

2. Коран / пер. с араб. акад. И. Ю. Крачковского. - М.: СП ИКПА, 1990. - 512 с.

3. Кристиан Жак. Нефертити и Эхнатон: пер. с фр. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 215 с.

4. Мень А. Магизм и единобожие. - М.: Эксмо, 2005. - 704 с.

5. Морозов А. Загадка культа Атона // Наука и религия. - М., 1990. - № 3. - С. 37-42.

6. Овчинникова А. Г. Легенды и мифы Древнего Востока. - СПб.: Литера, 2002. - 512 с.

7. Перепелкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. - М.: Наука, 1968. - 126 с.

8. Церен Э. Библейские холмы: пер. с нем. - СПб.: Литера, 2002. - 512 с.

9. Федяев А. П. Исход: метатеоретический анализ библейских и коранических текстов // Вестн. КазГУКИ. -2012. - № 4. - С. 39-44.

References

1. Biblija [The Bible]. V russkom perevode. Moscow, Rossijskoe biblejskoe obshchestvo Publ., 1995. 1375 p.

2. Koran. Perevod s arabskogo akademika I.Ju. Krachkovskogo. Moscow, SP IKPA Publ., 1990. 512 p.

3. Christian Jacques. Nefertiti i Ehnaton [Nefertiti and Akhenaten]. Perevod s francuzskogo. Moscow, Molodaja gvardija Publ., 2006. 215 p.

4. Men' A. Magizm i edinobozhie [Magizm and monotheism]. Moscow, Eksmo Publ., 2005. 704 p.

5. Morozov A. Zagadka kul'ta Atona [Mystery of cult of Aton Riddle]. Science and Religion. Moscow, 1990, no 3, pp. 37-42.

6. Ovchinnikova A.G. Legendy i mify Drevnego Vostoka [Myths and Legends of the Ancient East]. Sankt-Petersburg, Litera Publ., 2002. 512 p.

7. Perepelkin Ju.Ja. Tajna zolotogo groba [The mystery of the golden coffin]. Moscow, Nauka Publ., 1968. 126 p.

8. Ceren E. Biblejskie holmy [Biblical hills]. Perevod s nemeckogo. Sankt-Petersburg, Litera Publ., 2002. 512 p.

9. Fedjaev A.P. Iskhod: metateoreticheskij analiz biblejskih i koranicheskih tekstov [Outcome: metatheoretical analysis of Biblical and Quranic texts]. VestnikKazGUKI, 2012, no 4, pp. 39-44.

УДК 101.1

СТАТУС ОБЫДЕННОГО В ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

Попов С. И., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Кемеровский институт (филиал) российского экономического университета им. Д. В. Плеханова (г. Кемерово). E-mail: bende-ostap@yandex.ru

Статья посвящена выяснению роли обыденного, повседневного для традиции «любви к мудрости». Обыденность раскрывается как тема, ценностное отношение к которой специфицирует философский процесс. Закрепление за обыденным, повседневным позитивного значения диссонирует с сущностной интенцией философии и связано с развитием социальных наук. Сохранение в духовной культуре уважения к обыденному требует некоторой жертвы от «любви к мудрости»: приводит к изменению ее функции и образа.

Ключевые слова: обыденное, повседневное, трансцендирование, социальная реальность, объективизм, ценности, дотеоретическое знание.

STATUS OF THE ORDINARY IN PHILOSOPHY AND SOCIAL SCIENCES

Popov S. I., Candidate of Philosophical Sciences, Docent of Chair of Humanities, Kemerovo Institute (Branch) of D. V. Plekhanov Russian Economic University (Kemerovo). E-mail: bende-ostap@yandex.ru

Philosophical tradition is mainly due to the essential philosophy of intention to identify the first major basics of being, takes the ordinary, everyday, routine and practical non-thematic sphere as "visible,"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.