УДК 378.02
А.Г.Захарова, Л.Ю.Сироткин
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ УНИВЕРСИТЕТОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
В статье рассматривается проблематика духовного воспитания и ее освещение в философско-педагоги-ческой литературе, в которой «духовность» понимается как сущность человека, поиск смысла жизни, человеческих ценностей и идеалов. Описывается специфика вокально-хорового исполнительства и его значение в духовном воспитании студенческой молодежи.
Ключевые слова: духовность, духовное воспитание, вокально-хоровое исполнительство, дирижер, хоровой театр.
Zakharova A.G., Sirotkin L.Y. SPIRITUAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN THE CULTURAL AND ARTS UNIVER-SITIES SYSTEM.
The article focuses on problems of spiritual education and its philosophical and pedagogical research. Spirituality is understood as the essence of man's search for meaning, human values and ideals. The article describes the specific of vocal and choral performance and its importance in the spiritual education of students.
Key words: spirituality, spiritual, upbringing, vocal and choral performance, conductor, choral theatre.
Освещение проблемы духовного воспитания предполагает изучение самого понятия «духовность». Толкование данной категории многогранно. С религиозной точки зрения «духовность» трактуется как устремленность к высшим идеалам - Богу, Абсолюту, Святому Духу. В философском словаре «духовность» -интекция человека к вечным ценностям: Истине, Красоте, Добру, способ человеческого существования, системообразующая функция, которая является определяющей в единой структуре. В Толковом словаре С.И.Ожегова под термином «духовность» понимается свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Иными словами, «духовность» - есть сущность человека, поиск смысла жизни, человеческих идеалов и ценностей, так и общества в целом, воплотившихся в реальных достижениях культуры, науки и искусства. С этой позиции «духовность» олицетворяет содержательную сторону жизни.
По результатам социологического анкетирования мнений молодежи о «духовности», проведенных доктором философских наук, профессором А.С.Брычковым и кандидатом социологических наук доцентом Г.А.Фомченковым в 2011г. практически отсутствует четкая грань между обществом «духовным» и «культурным». «Духовное» общество ассоциируется у молодежи с правилами и нормами поведения, и только четверть опрошенных указали на такие качества как мораль, нравственность, патриотизм. 70% молодежи не считает общество «духовным», так как в нем присутствует насилие (10,3%), утрачены человеческие ценности (33%), общество считается «духовным», так как в нем есть верующие люди (5,7%), а 24,3% молодых людей затруднились с ответом.
Проблема духовности поднималась как в зарубежной, так и в русской литературе, широко освещалась русской философией на рубеже XIX-XX вв. Зачастую противоположные мнения ученых сводились к единому осознанию жизненной значимости проблемы духовности для России.
Более полувека назад философ-педагог И.А.Ильин писал о том, что стране необходимо выработать новую национальную систему воспитания, от которой будет зависеть её будущий путь. Он предлагал най-ти начало духовности в самом себе, так как «человек - есть живой, личный дух»[1, c.32]. Воспитание личной духовности, по мнению И.А.Ильина, поможет России избежать новых ошибок. Философ-педагог рассматривал личную духовность как «вечный двигатель» социального, государственного, экономического и культурного строительства, который способствовал созданию России, а именно строительству семьи, воспитанию детей, формированию искусства и созданию науки. Россия не знала инквизиций и истребления еретиков, обратила современное общество к толерантности и сохранению самобытности. Приведенное выше суждение созвучно размышлению К.Д.Ушинского о духовности как самообразующей основе личности. Человек, окруженный всеми благами (имеются в виду достижения цивилизации) может не сделаться лучше и счастливее, так как его дух требует иной пищи. Близость их педагогических концепций заключается в авторитете воспитателя, под действием которого оказывается воспитанник. Чем выше духовность воспитателя, будь то родитель, педагог, тем сильнее воздействие, которое является одним из сильных средств человеческого воспитания. Именно с воздействия начинается становление духовной личности, а затем происходит её переход к самостремлению, к самосовершенству. И.А.Ильина и К.Д. Ушин-ского объединяет идея духовного воспитания на национальной основе: чтобы дети молились и думали русскими словами, чувствовали в себе кровь и дух своих предков и приняли с любовь историю своего народа. Педагоги отстаивали необходимость воспитания духовности на материале национальной литературы, поэзии и музыки. Мнение И.А.Ильина о том, что «язык вмещает в себя таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа [2, c.201] перекликается с выводом К.Д.Ушинского о том, что, усваивая язык, ребенок «пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» [3,c.111].
Возрождение соборности, единства и целостности как ценностей, за которые веками выступала Русская православная церковь, способствует становлению национального духа России. Возможность религиозного и светского подхода к данной проблеме предусматривает разработка Российской Академии образования «Дух -нравственная культура». «Россия - есть нечто от духа и для духа» [4, c.197]. Россия - организм, который
предполагает в человеке начало и бесконечность духовного.
И.А.Ильин утверждал, что творчество - основа духовности, а творческая сила формирует русский характер. «Творческая идея должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь... это главное, это творческое, это на века. Без этого России не быть. Отсюда придет её Возрождение. Отсюда её величие [5, с.8-9]. Духовность - ведущая идея России, её мира, её программа.
Проблема духовности является философской важной проблемой. В отечественной философии в исследовании духовности наблюдалось некоторое затишье, но в последнее время внимание к проблематике духовности вновь возросло. Выделяются работы Т.В.Холостовой, П.В.Симонова, П.М.Ершова, В.Г. Федотовой, Б.С.Крымского - представителей так называемой первой волны.
Ко второй волне относятся работы З.В.Фоминой, К.Я.Вазиной, А.А.Какурина, Н.А.Коваля, Р.Л. Лившица и др. Наработки по проблематике духовного воспитания прослеживаются в сборниках статей, обсуждаются на конференциях. При чем в понимании духовности выделяются два подхода, которые определяются как «нормативный», в котором под духовностью понимается мера и характер развитости социальных качеств человека (Т.В.Холостова, В.Е.Кемеров, П.В.Симонов, Л.К.Сафиуллин и другие), подчинение личных интересов общественным, принцип суждения, ориентация на общее благо, и «сущностный», в котором под духовностью понимается качественная характеристика самого сознания. М.С.Каган, В.Г. Федотова, С.Б.Крымский, З.Г.Антошкина, З.В.Фомина, РЛЛивиш и другие). «Духовность - есть синтетическое личностное образование, объединяющее как понимание отношения к миру, сопереживание, чувствование его, обращение к поискам вечного и бесконечного, красоты, добра и истины, так и социальное действие, направленное на гуманное изменение действительности [8, с.251]. Неоклассическое понимание сводится к тому, что реальная духовность находится не только в музеях, концертных залах и требует их посещения, хотя и без этого условия она невозможна, а заключается в стремлении к совершенству, в возвышении человека в самом себе и над самим собой» [9, с.10].
Огромное значение в духовном развитии студенческой молодежи принадлежит вокально-хоро-вому исполнительству. «Хор - это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-художественному воспитанию народных масс» [6, с.81].
Вокально-хоровое исполнительство имеет свои особенности:
I. Человеческий фактор (хор - живой организм, который состоит из мыслящих и чувствующих людей).
II. Синтетический характер (связь со словом).
В работе над хоровым произведением возникает возможность постигать содержание не только через интонации, но и через смысловое значение текста. Синтетический характер вокально-хорового ис-полнительства требует рассмотрения музыки и поэтического текста в единстве.
III. Специфика инструмента (человеческого голоса).
У студентов следует воспитывать вкус к выразительному, чистому, мягкому, гибкому и динами-чески разнообразному звуку. Однако не следует забывать, что звук - не самоцель, а средство передачи содержания и музыкального образа. Огромное значение имеет работа над дыханием, штрихами, чистотой интонации, строем, и, наконец, фразировкой, требующей эмоционального и интеллектуального роста студентов.
IV. Коллективный характер.
В вокально-хоровом коллективе важно умение ансамблировать, слушать партнера, подчинить свое исполнительское «я» художественной индивидуальности других исполнителей. В студентах воспитывается желание оставаться чуткими и отзывчивыми в условиях современного кризиса человеческих отношений, подавать в себе «эго», при этом оставаясь личностью.
V. Наличие дирижера, который является посредником между автором и исполнителем.
Мастерство дирижера заключается в умении проникнуть в самые глубокие тайны музыки. Кол-лективное исполнение требует огромного взаимопонимания и умения подчинить свои действия единой воле дирижера. Облик, жесты, мимика, интонация являются средствами педагогического общения дирижера с хором. Речь также является важным средством передачи и получения информации. С её помощью руководитель разъясняет коллективу свои художественно-эстетические критерии. Способность дирижера к общению - одна из составляющих граней его таланта. От него должны исходить внутренняя сила и уверенность, что позволит объединить усилия студентов в единый творческий порыв и поднять исполнительский уровень на высоту, отвечающую самым высоким художественным требованиям. Дирижер - это человек, музыкант, педагог, драматург, чей авторитет вызывает у студентов естественную потребность к подражанию. Если для технического выучивания произведения достаточно владеть хормейстерскими навыками и приемами хоровой работы, то для «постановки» музыкального произведения необходимы художественная одаренность, тонкость восприятия, воображение, фантазия, вкус и эмоциональность. Не стоит забывать, что существует определенная логика художественного творчества, которая действует в исполнительском искусстве вообще и в хоровом исполнительстве в частности. Одной из частых ошибок является чрезмерное увлечение собственными переживаниями в процессе исполнения. При всей его важности оно должно стать вторичным по отношению к авторскому замыслу. Тогда есть смысл говорить о трактовке, так как она вносит свежее дыхание в прочтение музыкального образа, а не нарушает его.
Таким образом, цель музыкального образования в современной системе университетов культуры и искусств - не только овладение студентом знаний и навыков, необходимых в его профессиональной деятельности, но и духовное воспитание личности будущего специалиста.
XXI век диктует необходимость нового прочтения академической музыки, так как интерес к вокаль-но-хоровому исполнительству заметно снижен, о чем свидетельствует сокращение числа студенческих и
любительских коллективов. В 2010-2011 учебном году камерный академический хор КазГУКИ выбрал новое направление. Традиционную программу, основанную на чередовании отдельных номеров, сменила монопрограмма с четко сформулированной концепцией, а статическое исполнение заменила театрализованная концертно-зрелищная постановка. Студенты овладевают не только вокальным и ансамблевым мастерством, но и осваивают актерские навыки, находят интересные режиссерские решения, что позволяет наиболее ярко раскрыть их творческий потенциал, глубоко проникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя. Вокально-хоровое исполнительство способствует формированию индивидуальной личности студента (каждый участник хора должен быть солистом и ощущать свою значимость в коллективе), развивает коммуникативные навыки (умение строить добрые и уважительные отношения в обществе) и организаторские способности (проведение и построение репетиций), воспитывает в студенте такие качества как ответственность и требовательность к себе, что является мощным средством духовного роста студенческой молодежи, требующего совершенствования собственного мастерства, углубления внутреннего мира образов и чувств, новых идей и мыслей. Так, на базе КазГУКИ родилась идея создания хорового театра, основанного на синтезе искусств, с применением современных электронных технологий, открывающего перед академическим хором новые горизонты и развивающегося в Университетах культуры и искусств, готовящих специалистов в разных сферах культуры.
Литература
1.Ильин И.А Аксиомы религиозного опыта. - М.,
2002.
2.Ильин И.А. Путь духовного обновления// Современное сочинение: В 10т. Т 1.- М., 1996.
3.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании// Педагогическое сочинение: В6т.Т.1.- М., 1988.
4.Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10т. Т.1. - М.,
1993.
5.Ильин И.А. Творческая идея будущего// Об основах духовного характера. Публичная речь, произнесенная в 1934г. в Риге. Русский Архив, 1991.
6.Краснощеков В.И. Вопросы хороведения - М., 1969.
7. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. - Саратов, 1997.
8. Менчиков Г.П. Духовность человека: неоклассическое понимание. - Казань, 2003.
1. П'ш 1.А. Aksiomy religioznogo оруз. - М., 2002.
2. П'ш 1.А. Ри' duhovnogo obnovlenija// Sovremennoe sochinenie: V 101 Т 1.- М., 1996.
3. ШЫ^ку КЛ. О narodnosti V obshhestvennom vospitanii// Pedagogicheskoe sochinenie: V6t.T.1.- М., 1988.
4. П'ш 1.А. Sobranie sochinenij. V 101 Т.1. - М., 1993.
5. П'ш 1.А. Tvorcheskaja ideja budushhego// ОЬ osnovah duhovnogo haraktera. Publichnaja гесА, proiznesennaja V 1934g. V Rige. Russkij АгЬту, 1991.
6. Krasnoshhekov V.! Voprosy horovedenija - М., 1969.
7. Fomina Z.V. Chelovecheskaja duhovnost': bytie i cennosti. - Saratov, 1997.
8. Menchikov G.P. Duhovnost' cheloveka: neoklassicheskoe ponimanie. - Kazan', 2003.