УДК 37.017
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
О.Е. Кучерова
В статье раскрываются вопросы духовного воспитания личности на этапе смены образовательных парадигм, рассматривается понятие «духовность» в психолого-педагогических исследованиях ХХ-ХХ1 вв. акцентируется внимание на духовности как важнейшем качестве личности, показана связь духовности с такими качествами человека как нравственность, религиозность, творчество и пр.
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
kucherova2005@mail.ru
Ключевые слова: образовательная парадигма, духовное воспитание, личность, образование, религия, нравственность, творчество.
Конец XX вв. ознаменовался бурным проявлением интереса к проблемам духовного воспитания. Приоритет общечеловеческих ценностей стал во главе угла философских, педагогических, социологических и пр.концепций, поскольку вдруг четко пришло осознание того, что «большие беды подстерегают народ и каждую личность, если гибнет преемственность поколений, преемственность культуры» [4;.121]. На этом фоне четко обозначилась личностная образовательная парадигма как ведущая тенденция современного образования и в целом педагогического сознания общества в конце ХХ - го столетия. Это вполне закономерное восхождение к более целостному пониманию самого феномена образованности, поскольку в его структуру теперь обязательно входят не только «знание-вый», деятельностный и творческий опыт, но и опыт собственно духовно-личностной самоорганизации человека, связанный с выполнением им своих смыслопоисковых, рефлексивных, самооценочных, жизненных и других функций.
Новая образовательная парадигма четко противостоит централизму и единообразию в образовании; экстенсивному росту объема знаний; приданию учебному процессу внешних гуманитарных форм без изменения существа деятельности субъекта учения, редукции всего многообразия содержания образования к знаниевому опыту. Личность в новой парадигме рассматривается вне зависимости от ее функциональной значимости, соответствия какой-либо политической или идеологической модели. В самом общем виде определить цель личностно ориентированного образования можно следующим образом: создание условий, способствующих тому, чтобы при усвоении любого компонента содержания образования развивалась сфера личностных функций каждого индивида, чтобы знание, получаемое в учреждениях образования, стало «личностным», т.е. было пропущено через душу и сердце каждого воспитанника. Современное образование должно стать питательной средой духовного развития личности.
Традиции подлинного российского образования всегда были связаны с духовностью. В. П. Зинченко, при анализе понятия «духовность» на основе работ А.А.Ухтомского говорит о том, что «духовность» — есть устремление, неутоленность, беспокойство, напряженность, энергия, направленная на поиск истины, духовность - это практическая деятельность, направленная, прежде всего на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственно духовного организма, и с точкой зрения ученого, на наш взгляд можно согласиться, поскольку она наиболее полно отражает суть данной дефиниции [10].
Обозначенная нами проблема привлекает не только философов, психологов, культурологов, богословов, но и в первую очередь педагогов, потому как именно от них зависит изменение образовательной парадигмы и возвращение к истокам.
Анализ имевшихся до сегодняшнего дня концепций образования показывает, что процесс становления и развития гуманистической парадигмы протекал по следующим направлениям: демократическому (создание условий для свободной деятельности ребенка, принцип культуросообразности, учет национальных особенностей), общечеловеческому (любовь и уважение к ребенку, вера в ребенка и добрые силы его души, признание ценности личности ребенка), природосообразному (учет возрастных, индивидуальных и возрастных особенностей, создание условий для саморазвития, самовоспитания и самообразования) [5].
В истории общества всевозможные социально-экономические и общественные процессы, безусловно, оказывают свое влияние на эволюцию основных подходов к проблеме духовного воспитания и нравственного становления личности. В результате появились следующие направления: образовательно-гуманистическое (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, А.А. Фортунатов), представители которого акцентировали внимание на гуманизации учебно-воспитательного процесса, его творческом характере; социально-гуманистическое (В.В. и С.Т. Шацкие), где вопросы духовного и нравственного воспитания личности рассматривались в тесном взаимодействии школы с окружающей средой; свободно-гуманистическое (К.Н. Вентцель, Н.И. Горбунов-Посадов), сторонники которого призывали создавать условия самовоспитания, саморазвития личности без авторитарного влияния взрослых; духовно-гуманистическое (М.И. Демков, К.Н. Победоносцев) подчеркивающее особую значимость формирования духовно-религиозной направленности личности учащегося, что способствовало развитию общечеловеческих гуманистических ценностей: Истины, Добра, Красоты.
Гуманное педагогическое мышление имеет исконно русские (российские) истоки: оно основано на духовно-нравственных ценностях православия, на русской философии, (Соловьев В.С., Флоренский П.А., Ильин И.А., Булгаков С.Н., Бердяев Н.А., Вернадский В.И., Лосев А.Ф., Бахтин М.М.), психологии (Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Леонтьев
A.Н., Лурия А.Р.), педагогики (Ломоносов М.В., Добролюбов Н.А., Толстой Л.Н., Ушин-ский К.Д., Каптеров П.Ф., Вентцель К.Н., Зеньковский В.В.).
В XX веке в российской (советской) школе на основе гуманного педагогического мышления сформировалась, получила развитие и мировое признание гуманно-личностная педагогика (Шацкий С.Т., Блонский П.П., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.).
Важным нам представляется на современном этапе развития образования донесение до сознания подрастающего поколения начал духовности, ее основ. Ведь у ее истоков стоит сознательная жертвенность, героизм. Заметим, что сегодня каждый может возвыситься до духовного поступка, но увы, не каждый возвышается [9;.90-91].
Возникновение духовности некоторые ученые (П.С. Абрамова, Г.В. Аванесова, Л.П. Буева, Е.И. Исаев, Г.О. Лекторский, Б.Т. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, В.Ю. Троицкий,
B.Г. Федотов, В.Н. Шердаков, Н.Е. Щуркова) связывают с включенностью человека в мир культуры, освоением сферы «надындивидуальных ценностей», нравственным совершенствованием. Духовность, названные ученые, представители ценностно-смыслового подхода, обосновывают в своих трудах как понятие связанное с проблемой обретения человеком смысла своей жизни, открытия в человеке и культивирования через внутреннюю работу над собой чувства любви и нравственного отношения к окружающему миру и близким, а проявляется прежде всего духовность в мотивации поведения. Духовность априори связана с деланием добра. Подтверждая данную мысль, обратимся к мнению А.А. Андрушкевич, которая, пишет: «Духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения в обществе, примат добра над злом» [1; 5]. Под духовностью человека понимается его способность различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни. А также ученый обращает внимание на то, что духовность являет собой источник активности человека, условие роста и усложнения его психического мира, внутреннюю детерминанту действий и поступков человека, способа его жизни, в целом. Именно духовность определяет направленность личности, способствует ее спасению от безнравственного, гибельного пути, сохранению физического и психического здоровья, выживанию человека в социальной среде, а в макромасштабе - поступательному развитию общества и всего человечества [1;.21]. Как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными, рассматривает духовность Н.В. Марьясова, замечая, что это еще и особая система отношений человека к миру и себя в мире. [6; 3].
Если же рассматривать понятие «духовность» с точки зрения деятельностного подхода, то следует обратить внимание на мнение И.В. Силуяновой, рассматривающей духовность как способ жизнедеятельности и, подчеркивающую значимость ценностей и
идеалов. Суть духовности, по мнению ученого, в самоорганизации и управлении личности. Поэтому духовным является человек волевой, способный владеть своими побуждениями, желаниями, стремлениями [11].
В свете последних научных изысканий и пристального внимания к проблемам воспитания, сакцентируем внимание и на том, что духовность тесно связана с религией, которая, придавая новое звучание духовности, как бы усиливает ее. Что касается образования, то на протяжении всей истории его, образовательные традиции искони были связаны с духовностью, с православием. В свете последних социально-экономических преобразований и мощного влияния СМИ в нашем обществе понимание сути духовности значительно исказилось, что, в свою очередь, привело к возникновению кризиса в духовной сфере граждан. Ведь для современного человека религия уже давно не является значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. К сожалению, она напрочь вытеснена из сознания и жизни наших современников в далекую сферу внешних элементов архаичной социальной культуры (или - традиционной - в лучшем случае). В результате изменилось традиционное понимание таких вещей как нравственность и духовность. И, если в православной культуре, нравственность всегда понималась как благонравие, согласие с абсолютными законами правды, достоинства человека, долга, честью, чистой совестью гражданина [2], то сегодня значение этой категории в нашей жизни трактуется несколько иначе и не так подробно. Да зачастую молодые люди даже не могут сказать, что значит быть «нравственным». Понимая, что молодежи нужна верная направляющая в деле становления личности, мы решающую роль отводим учителю, воспитателю. Ведь еще К.Д.Ушинский отмечал, что «главную задачу воспитания составляет влияние нравственное»[8;148-195]. Говоря о духовности, как раз и следует, прежде всего, выделить нравственный строй личности, ее способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра. Соответственно нравственность оценивается как одно из измерений духовности человека [1; 4].
Безусловно, содержанием нравственности является то высшее, что можно охарактеризовать словами истина, добро, красота.
Обращаясь к представителям богословского подхода, в понимании собственно понятия «духовность» с данной позиции, обратимся к наследию В. В. Медушевского, считающего душу жизненным началом, а дух началом благодатной жизни, «искрой бого-подобия в человеке, дыханием вечности в нем». Ученый пишет, что «духовность - не знания, не навыки решения задач, а способность мировоззренчески полетного бытия. Это движительная сила, устремляющая ввысь. Сила многомерная и цельная» [7; 41]. А важнейшими проявлениями духовности В.В. Медушевский считает любовь к истине, добру, справедливости.
Ряд нерешенных сегодня проблем своими корнями уходит в историческое прошлое России. Личность является той ценностью, которая оправдывает смысл существования всей земной жизни, и почему ради личности существует все остальное — народы, государство, само человечество. И именно сейчас необходима новая культура, требующая обязательного одухотворения и окультуривания народной жизни, развития каждого индивида до целостной личности. И при этом условии правильным будет сказать, что каждая личность имеет «историю», личность есть образ, в котором открывается мир конкретных реальных людей и их экзистенциальных отношений и общений. В этом процессе реализуется индивидуальность человека, целостность и множественность личности.
Нам видится весьма привлекательной предложенная И.М.Ильинским концепция образования, выдвигающая требование синтеза разума и чувства; знаний и воспитания: «Обучение без воспитания ущербно, само по себе оно может принести больше пользы, чем вреда, так как знания могут быть использованы не во благо, а во зло. И если мы говорим о человеке, то одного ума для его характеристики недостаточно. Необходимо иметь в виду не только его умственные способности, но и его эмоциональную, чувственную, духовную стороны, которые создаются не столько обучением, сколько (прежде всего) воспитанием. Но этим, к сожалению, не занимаются ни школа, ни вуз... Система образования обращена только к одной половине человеческого мозга, где размещается это самое
«ratio» — разум. Другая доля, «отвечающая» за чувства и эмоции, не задействована или задействована крайне плохо. Это значит, что она не развивается. Все, что не движется, не развивается, то атрофируется, деградирует. Но левая и правая доли мозга не изолированы друг от друга, они составляют целое, которое, в силу ослабления функций одной из двух половин, начинает работать односторонне. В итоге мы видим мир и понимаем жизнь однобоко, частично, а не в полном объеме»[з; 333].
Ученый обращает наше внимание на то, что смысл современного образования заключается в научении творчеству через активизацию совести, разума и эмоций, которые в своем единстве способны обеспечить успешность процесса приспособления к изменяющимся и часто неизвестным условиям, достижения лучших результатов. «Творческая личность» — понятие высокого порядка и скорее редкое исключение, чем широко распространенное правило. Вот почему так важно поставить перед образованием задачу развития творческих способностей учащихся, и это архиважно сегодня. «Творческие способности могут развиваться от менее высокого к более высокому уровню. И это не только интеллект, но — непременно! — эмоционально-волевая, духовно-нравственная сторона личности. Непременно — в единстве. Выдвижение такой задачи — не благое пожелание и чей-то субъективный замысел, это — императив объективной реальности, вставший в ходе развития человечества. Чтобы противостоять растущим неопределенности и непредсказуемости, неимоверно усложняющим жизнь и порождающим массу неожиданных, нетривиальных задач, общество должно сознательно наращивать и иметь необходимую и достаточную критическую массу творческих личностей... Поэтому и возникает новый идеал (парадигма) науки и образования, в центре которых — человек в его полномасштабном измерении (тело, ум, эмоции, душа), а также окружающая его среда, как естест-венноприродная, так и созданная самим человеком — вещная и социальная. Поэтому мы и говорим, что продукт образования в нынешних условиях — это не специалист, пусть даже «высококачественный», а человек — знающий, понимающий, умеющий, культурный и гуманный. Поэтому мы и говорим, что если «специалист» создается обучением, то человек — только образованием, т. е. обучением и воспитанием» [3; 239]-
Возможно, именно этого нам так не достает сегодня для позитивной перестройки и возрождения России. Формирование новой духовности идет трудно и весьма противоречиво. Достаточно перспективным на наш взгляд представляется подход к пониманию духовности как способу жизнедеятельности и самостроительства человека, т.е. правомерно говорить о том, что духовность выступает как "индивидуальный стержень" (М.Горький).
Подлинное образование ставит своей целью обеспечить высокий уровень духовного, нравственного, патриотического, гражданского, эстетического, трудового и физического воспитания, а также уровень знаний, необходимый и достойный для поддержания духовно-интеллектуального потенциала себя как гражданина и своей страны как независимой, суверенной державы. Только такая личность поднимается на уровень подлинного общения и соединения людей, и сможет утвердить абсолютную ценность новой культуры. В свете сказанного главной задачей образования видится воспитание подрастающего поколения на истинных общечеловеческих и национальных ценностях.
Таким образом, в России истинно образованным можно будет назвать того человека, который обретя духовные корни бытия, приобрел и целостное миросозерцание, кто максимально постарался освоить сокровища своей национальной культуры, не просто познакомившись с ними, но и вобрав их в свои ум и сердце.
Список литературы
1. Андрушкевич А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. - Н. Новгород, 2001. - С. 5.
2. Даль В.И.. Толковый словарь живого Великорусского языка. - М., 1990.
3. Ильинский И. М.. Образовательная революция. - М., 2002. - 596 с.
4. Корольков А.А.Духовная антропология. - СПб.: Изд-во С-Петерб.ун-та, 2005. - 324 с.
5. Куликова С.В. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конца XIX — начала XX в. Дисс.....канд. пед. наук. - Волгоград, 1996.
- 199 с.
6. Марьясова Н.В. Духовность в контексте психологического анализа: личностный аспект / Автореф. дис. канд. психол. наук. - Хабаровск, 2004. - С. 3.
7. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению. - Минск, 2000. - 271 с.
8. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. - Избранные произведения. - М.; Л., 1946. - С.148-195.
9. Шадриков В.Д.. Происхождение человечности: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд.2-е перераб. и доп. - М.: Логос, 2001. - 296 с.: ил.
10. Шестун Е., игумен Сопряженность понятий «нравственность» и «духовность» в рамках православной традиции / htpp: // nravstvennost.ru/ nravstvennost-v-obrazovanii
11. Щетинская А.И. Духовность и нравственность - основы возрождения России http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=605&st=230&#entry41833
SPIRITUAL EDUCATION OF THE PERSON IN THE LIGHT OF A NEW EDUCATIONALPARADIGM
The article deals with the questions of spiritual education in the person at the stage of educational paradigms. Change it is also the considered the concept "spirituality" in psychology - pedagogical researches of XX-XXI centuries. The attention is focused on spirituality as the major quality of a person and interrelation communication between spirituality and such qualities of the person as morals, religiosity, creativity and so on.
Keywords: educational paradigm, spiritual education, person, formation, education, religion, morals, creativity.
O. E. Kucherova
Belgorod
State
University
e-mail:
kucherova2005@mail.ru