Вестник «Орлеу^-kst
ШВ
Пархоменко И.А.,
канд. пед. наук., доцент Костанайского государственного университета имени А. Байтурсынова
Нег1зг1 свздер: рухани, адамгершшк, тэрбие, кэс1би дай-ындыц, жогаргы мектептщ оцы-тушысы.
Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, профессиональная подготовка, преподаватель высшей школы.
Keywords: spirituality, morality, education, professional preparation, teacher of higher school.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Ацдатпа
Макалада жогаргы оку орнындарында бшм беру YPдiсшщ субъектшер^ ягни рухани жэне саналы да сапалы тэрбие берудщ к^ндылыктары карасты-рылган.
Аннотация
В статье рассматривается вопрос об особенностях воспитания духовных и нравственных качеств субъектов образовательного процесса в высшей школе.
Annotation
The article discusses the peculiarities of spiritual and moral education of the participants of the educational process at the University.
В суверенном Казахстане в начале нового тысячелетия вновь актуализировался повышенный интерес к проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи, в том числе и студентов. ^
Построение демократического казахстанско- ^
го общества и вхождение республики в мировое ^
образовательное пространство потребовали пере- С
8
хода на новую модель образования, учитывающую богатый опыт и достижения бывшей советской системы и общемировые тенденции в развитии образования. Новая национальная модель образова- ^ ния Республики Казахстан ориентирована, прежде ^ всего, на обеспечение высокого уровня обучения и воспитания, подготовку высокопрофессиональных кадров с новым мышлением и более высоким ^
к
уровнем гражданственности. ^
Сегодня Республика Казахстан уверенно
ш
движется к демократическому общественному ^
устройству: к развитию рыночных отношений, к ^
крепнущей политической независимости государ- и
ства, к деидеологизации общества, к возрождению религии,- всё это неизбежно влечет за со- Й бой изменения в социокультурном пространстве ^ республики и устоявшейся системе ценностей. ^ Обновление, совершенствование общества невоз- р можно без целенаправленного, воспитательного воздействия на личность, обогащения практики
ЩЦ
Вестник «Oрлеу»-kst
I
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
Ё
ш
X
н <с
воспитания, формирования ценностных ориентаций личности. Эффективность этого процесса в значительной мере зависит от использования психолого-педагогических закономерностей и исторически сложившегося опыта духовно-нравственного воспитания.
Сложность современной ситуации состоит в том, что человечество встало перед необходимостью разрешения нравственного кризиса, который затрагивает не только каждого человека, но и отдельные культуры и цивилизации. В связи с этим возрастает роль преподавателей вузов в духовно-нравственном становлении студентов.
Значимым фактором, позитивно сказавшимся на развитии современной системы казахстанского образования, стало использование подлинно культурных, духовных и национальных ценностей.
В настоящее время формирование нравственности и духовной культуры у студенческой молодежи анализируется в трудах таких исследователей, как Ю.К. Бабанского, А.А. Бейсенбаевой, Л.И. Гусева, Б.А. Койшибаева, Б.И. Муканова, Н. Белканова, Б.А. Альмухамбетова и др. [1].
Аксиомой является утверждение о том, что в новых условиях нас должна объединить идея формирования не просто образованного профессионального подготовленного человека, а личности, с богатым духовным и социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные и мировые достижения во всех сферах общественной жизни [2].
Актуальность проблемы определяется следующими обстоятельствами:
1. Изменениями, происходящими в социально-экономической, политической и духовной сферах казахстанского общества, что привело к смене духовно-нравственных идеалов.
2. Объективной потребностью современного казахстанского общества в вос-
питании целостной, гармонично развитой личности.
3. Отсутствием в настоящее время духовно-нравственной компоненты в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса.
4. Внутренним кризисом духовной жизни общества, усиливающимся за счет мощной внешней эмансипации ценностей западной культуры, выступающих в качестве дополнительного фактора духовной дезинтеграции.
Однако, несмотря на то, что сегодня многие исследователи изучают проблему духовно-нравственного воспитания в разных аспектах, решение её не может быть признанно окончательно полным. Анализ трудов показывает и недостаточную теоретико-практическую изученность проблемы подготовки преподавателей высшей школы к духовно-нравственному воспитанию современных студентов, как на теоретическом, так и на методическом уровнях [3, 4].
Духовно-нравственное воспитание студентов в новых социальных условиях, являясь сложным интегральным процессом, требует соответствующей профессиональной подготовки от преподавателя.
Поэтому логично предположить, что профессиональная подготовка преподавателей требует поиска новых подходов к воспитанию, на основе разработки концепции духовно-нравственного воспитания студентов, основанной на лучших национальных и историко-культурных традициях отечественного образования, дающей молодому поколению не только систему знаний, но и влияющей на формирование духовно-нравственных идеалов и ценностей каждого студента.
Профессиональная подготовка будущего преподавателя высшей школы к духовно-нравственному воспитанию студентов определяется сложившейся педагогической системой, обеспечивающей теоретическую и практическую подго-
Вестник «Oрлеу»-kst
МИ
товку студентов по различным специальностям, а аспект духовно-нравственного развития студентов, к сожалению, не является главным. В то время как она должна быть ориентирована и на овладение ими психологической диагностики и приемов организации личностно-ориен-тированного педагогического пространства по духовно-нравственному воспитанию студентов, которое требует наличия у будущих преподавателей умения создать психолого-педагогические условия для побуждения студентов к самопознанию и саморегулированию. Это возможно при выполнении следующих психолого-педагогических условий:
1. Определения конкретного содержания духовно-нравственного воспитания студентов;
2. Определения общей структуры психолого-педагогической системы со всеми необходимыми компонентами, обеспечивающими теоретическую и практическую подготовку преподавателей;
3. Формирования профессиональных знаний, умений и навыков по воспитанию духовно-нравственных качеств у студентов;
4. Создания в вузах духовно насыщенной образовательной среды, стимулирующей потребность приобщения к духовно-нравственным ценностям общества.
Анализ научной психолого-педагогической литературы позволил охарактеризовать профессионально значимые направления работы в вузе.
Воспитательное направление заключает в себе восстановление приоритетов духовно-нравственного воспитания и выстраивание всей жизни высших учебных заведений в соответствии с фундаментальными принципами духовно-нравственного воспитания; последовательное, умелое приобщение студентов к народным истокам и создание системы воспитательной работы на традициях народной культуры; со-
здание необходимым условий для развития личности и творческих способностей студентов; введение в систему внеклассной и внеучебной работы клубов, кружков и т. д.
Образовательное направление характеризуется взятием за основу образования и воспитания гуманитарных дисциплин, включением в образовательный стандарт спецпредметов и факультативов по изучению различных сторон духовно-нравственного воспитания в национальной культуре.
Методическое направление содержит научно-теоретическую подготовку (изучение духовно-нравственного наследия и т.п.); развитие у будущих педагогов профессиональных навыков и умений корректировать свою деятельность с учетом особенностей студенческого возраста; разработку преподавателями авторских программ по специальным предметам, факультативам, кружкам и другим объединениям студентов.
Социально-педагогическое направление должно включать в себя укрепление престижа профессии преподавателя; сотрудничество педагогов с родителями студентов в целях слаженности действий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Управленческое направление обеспечивает признание преподавателями, студентами и магистрантами приоритета воспитания личности на духовно-нравственных качествах; организацию их совместной деятельности в процессе изменения содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания; создание оптимального психологического микроклимата в учебном заведении, основанного на духовно-нравственных установках; организацию разнообразной, творческой, личностно- и общественно значимой деятельности студентов.
Технологическое направление предполагает овладение формами и методами
ш §
О С о
и
Н
1 О
с
о о
т
из О
Й -а X
н <с
■
Вестник «Орлеу^-kst
i
ш
I
О С о
и
2
2S
I
о с
х
3
О О m
из О
Ё
ш
X
н <с
воспитательного воздействия; использование в работе форм и методов, способствующих целенаправленному формированию качеств личности, стимулированию естественного саморазвития личности; развитие умения будущего преподавателя придавать воспитательной работе яркие и красочные формы.
Формами реализации психолого-педагогической системы подготовки будущих преподавателей к духовно-нравственному воспитанию у студентов высшей школы должны стать все формы учебных и внеучебных занятий, как-то: лекции, лабораторно-практические занятия, семинары, спецкурсы и спецсеминары, курсовые и дипломные работы, самостоятельная исследовательская работа студентов, педагогическая практика, работа кружков, секций и т.д. При этом содержание учебных программ должно органически включать в себя дидактический материал, направленный на духовно-нравственное воспитание студентов.
При таком переосмыслении содержания образования духовно-нравственное воспитание студентов станет не фрагмен-
тарным, а систематическим и целенаправленным. Как отмечает С. Назарбаева «... только насквозь пронизанное духовностью обучение и воспитание способно трансформировать пассивную человеческую натуру в человеческую личность» [5], что и является целью вуза.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / Омск.гос.пед.ун-т - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
2.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Стефа», 2000.
3.Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. - Дис. докт. психол. наук. - М., 2005.
4.Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 2001.
5.Назарбаева С.А. «Этика жизни». - Алматы, 2001.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Приглашаем на хозрасчетные курсы повышения квалификации, которые пройдут на базе Костанайского филиала АО НЦПК Эрлеу ИПК ПР в июне месяце:
1. с 02.06 по 06.06 для преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин колледжей области, тема «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках общепрофессиональных и специальных дисциплин ТиПО»;
2. с 09.06 по 13.06 для учителей казахского языка и литературы школ с казахским языком обучения, тема «^азактш мен эдебиет пэш бойынша дарынды окушылар-мен ж^мыс жYргiзу»;
3. с 16.06 по 20.06 для воспитателей дошкольных организаций и детских миницен-тров, тема «Прорывные технологии в дошкольном образовании: управление творчеством, идеями, знаниями»;
4. с 23.06 по 27.06 для учителей физической культуры, тема «Дене тэрбиес са-бактарында балаларды дайындаудьщ жаттыктыру-жарыс жYЙесi: компоненттер^ мэселелерi мен оларды шешу жолдары».
Стоимость обучения - 9 тысяч тенге, иногородним предоставляется гостиница, стоимость проживания в сутки от 1,0 тыс.тенге.