10. Pechenkin A. A. 1937god: Stalin i voennyj sovet [1937: Stalin and the military Council] // Rossijskaya istoriya - Russian history. 2003, No. 1, pp. 35-53.
11. Pechenkin A. A. Voennaya ehlita SSSR v 1937-1939 gg. Repressii i obnovlenie [Military elite of the Soviet Union in 1937-1939. Repression and renewal]. M. ACFEI. 2003. 172 p.
12. «Pravil'naya politika pravitel'stva reshaet uspekh armii». Kto dostoin byt' marshalom (Rech' I. V. Stalina na special'nom voennom soveshchanii v 1937g.) - "The correct policy of the government decides the success of the army." Who is worthy to be a Marshal (Speech of Stalin on a special military meeting in 1937) / publ. A. A. Pechenkina // Source. 2002, No. 3, pp. 72-76.
13. Pechenkin A. A. Vysshij komandnyj sostav Krasnoj Armii v gody vtoroj mirovoj vojny [Supreme command staff of the red Army during the Second World War]. M. Prometheus. 2002. 294 p.
14. Ibid. P. 236.
15. A. A. Pechenkin Stalin i Voennyj sovet [Stalin and the Military Council]. M. ACFEI. 2007. 160 p. Also him. Gibel' voennoj ehlity 1937-1938gg. [The death of the military elite in 1937-1938]. M. ACFEI. 2011. 172 p.
16. Pechenkin A. A. I ordena, i tyur'ma. Rokovaya kar'era marshala Kulika [Both orders And a prison. Fatal career of Marshal Kulik] // Rodina. 1996, No. 6, pp. 55-60. Also him. Ot GULAGA do rejhstaga. Stranicy iz zhizni boevogo generala i uznika stalinskih lagerej [From the GULAG to the Reichstag. Pages from the life of an army General and a prisoner of Stalin's camps] // Rodina. 2001, No. 3, pp. 75-77.
17. Pechenkin A. A. Komanduyushchij Paradom Pobedy (portret marshala K. K. Rokossovskogo) [Commander of the Parade of Victory (portrait of Marshal K. K. Rokossovsky)] // Prepodavanie istorii v shkole - Teaching history at school. 2010, No. 5, pp. 29-38. Also him. Boevoj put' marshala K. A. Mereckova: ot Ispanii do Kitaya [Military way of Marshal K. A. Meretskov: from Spain to China] // Ibidem. No. 6, pp. 40-47. Also him. Strateg (Boevoj put' marshala A. M. Vasilevskogo) [Strategist (Military way of Marshal A. M. Vasilevsky)] // Ibidem. No. 8, pp. 30-37.
УДК 355.231
В. И. Федянин, Б. А. Ершов, И. В. Зубов
Духовно-нравственное воспитание курсантов в институтах ГПС МЧС и высших военных учебных заведениях в современной России:
история и современность
В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания курсантов в институтах ГПС МЧС и высших военных учебных заведениях в современной России. Особое внимание уделяется участию курсантов в мероприятиях просветительской и нравственной деятельности в рамках проведения и подготовки победных дней славы России, юбилейных и торжественных событий истории России, что призвано обеспечить формирование и поддержку высокого морально-психологического уровня офицеров и курсантов МЧС.
In article the system of spiritual and moral education of cadets at GPS Ministries of Emergency Situations institutes and the highest military educational institutions in modern Russia is considered. The special attention is paid to participation of cadets in actions of educational and moral activity within carrying out and preparation of victorious days of glory of Russia, anniversary and solemn events of history of Russia that is urged to provide formation and support of high moral and psychological level of officers and cadets of the Ministry of Emergency Situations.
Ключевые слова: Церковь, духовенство, государство, молодежь, армия, патриотизм.
Keywords: church, clergy, state, youth, army, patriotism.
В настоящее время в России духовно-нравственное воспитание курсантов вузов положено в основу развития национальных приоритетов. Именно такое направление воспитания должно оказать действенное влияние на развитие сознания защитника Отечества, привить и развить у него лучшие духовно-нравственные чувства, такие как профессиональный долг, любовь к Родине и честь.
В современных реалиях злободневность темы духовно-нравственного воспитания курсантов вузов заслуживает особого внимания по целому ряду факторов.
Во-первых, на сегодняшний день встает проблема возрождения духовности и соборности народа, которая сопряжена с верой в решение задач связанных с духовным кризисом и аморальностью, затронувших Россию.
© Федянин В. И., Ершов Б. А., Зубов И. В.. 2016
В Доктрине национальной безопасности России отмечается необходимость духовного обновления нации и говорится, что одна из существенных целей, обеспечивающих безопасность, «включает в себя защиту нравственного и культурного наследия общественной жизни, исторические традиции народа, формирование политики государства в области морального и духовного воспитания населения. Интересы же страны состоят в укреплении и сохранении моральных ценностей общества, традиций любви к Родине, культурного возрождения страны и гуманизма». Во-вторых, большие надежды возлагают сегодня на возрождение духовного мироздания личности, оптимизацию нравственного воспитания нынешнего поколения, более широкое сотрудничество воспитательных агентов с традиционными институтами социализации, в роли таковых выступают религия, Церковь, семья [1].
В этих условиях основная цель воспитания - это развитие таких качеств человека, которые бы отвечали государственным интересам страны, формировали бы у личного состава психологическую готовность защищать Родину, нести воинский долг в военное и мирное время, быть дисциплинированным солдатом и гордиться принадлежностью к армии России. Всё это призвано обеспечить формирование и поддержку высокого морально-психологического уровня офицеров и курсантов МЧС, добиться крепкой дисциплины и порядка, обеспечить постоянную боеготовность армии России к отражению любой агрессии.
В соответствии с этими целями основные параметры воспитания курсантов вузов могут проявляться в следующем:
- духовно-мировоззренческая подготовленность, понимание целей, характера и задач войны, развитие ценностных установок к таким понятиям, как Родина, долг, совесть и честь;
- приобщение курсантов к системе духовных ценностей, истории и обычаям народа, армии, формирование необходимости в их приумножении и изучении;
- воспитание человеческих качеств гуманистической нравственности (добра, взаимопомощи, веры в созидательный потенциал людей, терпимости к сослуживцам);
- развитие силы воли в ведении здорового образа жизни, физиологическом самосовершенствовании, способности и готовности переносить огромные психологические нагрузки [2].
Из этих положений вытекает то, что именно духовно-нравственному воспитанию курсантов уделяется непосредственное внимание.
Специфичные цели, в которых нашли отражение характерные черты воспитания курсантов как подготовленных профессионально защитников Родины, также сосредоточены и на духовно-нравственных ценностях.
Применительно к курсантам они такие:
- вырабатывание готовности безоговорочно выполнять приказ, чувство долга офицера, чести, гордости за служение в армии России;
- формирование стремления к росту педагогического и профессионального уровня, своей личной ответственности за воспитание и обучение военных, внимательное и вежливое отношение к ним;
- совершенствование, увеличение педагогического мастерства, соблюдение такта, этики.
Во всех этих составляющих речь идет о вырабатывании установленных ценностей, которые
формируют внутреннюю основу личности, ее фундаментальный духовный элемент, суть ее духовного мира, ее направление, воплощающееся в миропонимании, взглядах, познаниях, навыках, умениях, в выработанной силе духа, проявляющейся в обусловленных отношениях, общении и деятельности.
Следует отметить, что на протяжении всего XX в. в России уделялось особенное внимание духовным постулатам и их формированию у будущих курсантов. В советское время приоритетным объявлялось единство народа и партии, любовь к Родине, морально-политическое единение общественной жизни. Однако во все эпохи сохранялись непреходящие ценности, на базе которых была выстроена система воспитания воинов и защитников. К ней относятся те, кто выражает своё отношение к социуму, себе, ближнему, природе, армии. Именно они содействуют развитию всех базисных сил людей, их индивидуальных качеств; помогают приобрести духовную свободу, осознать ответственность, воспитать моральную основу личности [3].
Вместе с тем в состав нынешних духовно-ценностных параметров воспитания курсантов входят: служение Родине, самопреодоление, добросовестность, уравновешенность, честность, целеустремленность, ответственность. Содержание духовного воспитания курсантов в вузах включает гражданско-нравственный и воинский аспект в их взаимосвязи. При этом ключевыми установками патриотического воспитания являются:
1. Разрешение противоречий в области воспитания и формирования патриотических чувств с учетом обстоятельств нынешнего времени в российском обществе. Исходя из этого, можно определить отдельные факты разрешения данных проблем. К ним можно отнести:
- энергичную деятельность военачальников всех степеней, воспитательных подразделений по формированию патриотического сознания курсантов, например в структурах МЧС России;
- поиск наиболее радикальных мер, методов и форм работы по воспитанию героизма. Одним из значительных средств, развивающих высокие патриотические чувства курсантов, являются воинская символика и воинские церемонии.
2. Военно-нравственное воспитание курсантов. Оно должно согласовываться с конкретной военно-политической ситуацией в мире и отдельных регионов, наиболее близко расположенных к России, с целевыми установками проводимых реформ. В этой связи Русская православная церковь рекомендует все занятия, учения, тренировки, подготовку к миротворческим операциям разбирать через призму патриотического и духовного воспитания, добиваться, чтобы все курсанты осознавали значимость каждой операции для укрепления мощи страны, сохранения ее влияния и величия.
3. Воспитание курсантов в духе дружбы многонациональных народностей России.
4. Воспитание курсантов на доблестных традициях граждан страны и армии. Ключевое значение здесь имеет применение в воспитательной работе законодательного акта «О днях воинской славы», ставших победными для Российского государства [4].
Духовное воспитание в военных институтах - одно из основополагающих направлений нравственного воспитания в армии и структурах МЧС России, которое выступает в роли целенаправленного и регулярного воздействия на физиологическое и духовное развитие курсантов в целях их подготовки к решению военных конфликтов и помощи людям в тяжелых ситуациях.
Содержание воспитания курсантов установлено Конституцией РФ, статутами и военной присягой. Конституция говорит о том, что «защита Родины является обязанностью любого индивида», который несет службу в войсках на основе государственных актов.
В этой связи можно выделить направления духовного воспитания курсантов в военных институтах:
- привитие курсантам моральных догм и правил поведения, обусловленных особенностью профессиональной деятельности;
- применение особых педагогических приемов, содействующих перерастанию познаний в убеждения;
- формирование у курсантов умений и навыков поведения, отвечающих этим принципам и требованиям нравственности, превращение их в стабильные привычки;
- накапливание практического опыта высокодуховного поведения в разных обстоятельствах и ситуациях (жизни, службе, учебе) [5].
Ключевыми структурными составляющими, отражающими результативность и сущность духовного воспитания, как свидетельствует анализ законов и нормативных актов, графиков воспитательной деятельности и рекомендаций Министерства обороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям, выступают: система нравственных знаний, убеждений, взглядов, привычек, навыков, определяющих практические результаты, поведение, деятельность курсантов в разной обстановке и условиях. Таким образом, духовное воспитание направлено на решение ряда непростых проблем, которые призваны выработать у курсантов готовность к служению Родине, для чего нужно создать условия, которые дадут возможность усвоения ими традиций долга и взаимовыручки, постижения новых страниц воинской доблести, формирования таких моральных норм, как совесть, честь, дисциплинированность, справедливость, мудрость.
Кроме того, способствует духовному воспитанию курсантов посещение храмов, которые, как правило, расположены на территории вузов. Церковь в этой связи активирует своё положительное влияние на курсантов.
Исторический опыт подтверждает, что в развитии жизненной позиции курсанта и его нравственном развитии особое место занимала деятельность Русской церкви. Военные священнослужители вместе с бойцами выдерживали все лишения и тяготы, которые выпадали на долю русской армии [6].
В советский период, в связи с атеистической идеологией, эта традиция перестала существовать. И лишь с 1990-х гг. в жизни российской армии и Православной церкви ясно наблюдается тенденция увеличения и расширения взаимодействия, соработничества и сотрудничества на основе двух ответвлений служения Родине - служения пастырского и воинского.
Сегодня правовое поле в сфере духовного просвещения курсантов определяется функционирующим законодательством, директивными уставами соответствующих ведомств и силовых министерств, Статутом Синодального Отдела, подписанными договорами о взаимодействии с подразделениями Православной церкви, а также общими планами работы и наличествующим опытом образовательной и просветительской работы Церкви.
При этом духовное образование курсантов основывается на добровольных началах, по выбору курсантов и их личному желанию, с одной стороны. С другой стороны, закон воспрещает подвергать курсантов какому-либо ограничению прав, притеснению, в том числе на получение духовного просвещения [7]. На сегодняшний день заключены договоры о сотрудничестве ключевых силовых ведомств и епархий Православной церкви в лице Патриархата и Министерства обороны, а также правоохранительных органов. Учреждения, военные институты и епархии и приходы Церкви формируют пропаганду духовных ценностей среди военных и будущих спасателей МЧС России.
В подписанных договорах в части, относящейся к вопросам просвещения, отмечается, что общая работа сторон направлена:
- на осуществление и разработку проектов, содействующих патриотизму и нравственному воспитанию и просвещению курсантов и членов их семей;
- на проведение занятий в виде факультатива с военными и членами их семей по изучению основ православия и традиций различных народов мира;
- на оборудование и организацию в военных казармах воскресных школ, специальных православных библиотек, лекториев и кружков православной истории.
Эти занятия по основам православия, духовной нравственности и безопасности ставят следующие цели:
- воспитание патриотических чувств, любви к семье;
- изучение духовной этики как тысячелетней традиции народа России и воспитание общественной культуры;
- углубление познаний по истории Православной церкви и России;
- знакомство с православной службой и деятельностью сект;
- изучение причин конфликтов в военных образовательных учреждениях на религиозной и межнациональной почве, методов их предотвращения.
Первые итоги совместной работы военных образовательных структур Армии и МЧС России и соответствующих отделений Православной церкви показывают, что духовное просвещение курсантов:
- во-первых, надлежащим образом обеспечивает подготовку курсантов к службе в различных экстраординарных обстоятельствах, к которым можно отнести аварии, военные конфликты и т. д. При этом нужно отметить, что среди обучающихся встречаются люди, относящие себя к разным религиям;
- во-вторых, содействует упрочению военной дисциплины, предупреждению пьянства, преступлений, самоубийств, наркомании;
- в-третьих, способствует решению социально-бытовых и межличностных конфликтов курсантов и их семей.
Для курсантов с их участием реализуется работа по возрождению основ православной традиции; укрепляются взаимоотношения со священниками в церквях; каждый день ведется образовательная и просветительная деятельность (это может быть просто беседа или консультация. Это и занятия в воскресном кружке, проведение лекций, «круглых столов», конференций по истории Церкви); оборудуются обелиски с именами умерших за Родину и веру.
В полновесной мере росту качества такой деятельности способствовало основание в 1995 г. Синодального отделения по взаимодействию с армией, институтами МЧС и правоохранительными структурами.
Сегодня отделение, в основном, работает в сфере строительства отношений с ведомствами и министерствами, в состав которых включены воинские подразделения. Кроме того, проводится координационная, управленческая и правовая работа в сфере взаимоотношений с органами военного подразделения.
Ключевыми направлениями Синодального отделения стали:
- координация взаимодействий священников с военными и структурами МЧС России по вопросам реализации договоров и программ двухстороннего государственно-церковного сотрудничества;
- оказание духовной и практической поддержки, военным и органам воспитательной службы в войсках в проведении и подготовке результатов религиозной ситуации в коллективах и районах дислоцирования курсантов [8];
- забота о духовной помощи курсантам как в местах их долговременного пребывания, так и во время дальних командировок в районы исполнения служебных задач, в том числе в составе контингентов миротворцев в Абхазии, Египте, на Северном Кавказе и ряде других;
- участие в мероприятиях нравственно-просветительской деятельности в рамках проведения и подготовки победных дней славы России, юбилейных и торжественных событий и дат истории России, истории родов и типов Вооруженных сил;
- участие Православной церкви в сотрудничестве с руководством разных структур армии и МЧС и иных ведомств, имеющих в своем составе воинские подразделения и чрезвычайные формирования в правоохранительной работе по содержанию граждан в местах лишения свободы;
- информирование Патриарха о мероприятиях и событиях в военной среде и органах правопорядка, представляющих значимый интерес для Церкви.
Таким образом, благодаря всем этим действиям и шагам в военных вузах и институтах МЧС России сегодня стала формироваться своя система духовного воспитания будущих офицеров, спасателей, основанная на лучших традициях воинского долга.
Примечания
1. Ажнакина Н. Б. Социальная работа Русской православной церкви // Отечественный журнал социальной работы. 2004. № 1. С. 59-62.
2. Беляева В. А. Концептуальные основы духовно-нравственного становления и развития личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры // Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 1998. С. 103-109.
3. Бородин Н. Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных силах РФ // Ориентир. 2005. № 6. С. 59-63.
4. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Собр. соч. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. 216 с.
5. Ключаров H. H. Религия в духовной жизни российского офицера // Военная мысль. 1994. № 1. С. 56-59.
6. Кузьмин М. А. Проблемы сохранения единого образовательного и духовного пространства России // Педагогика. 2004. № 4. С. 3-4.
7. Лихачев А. Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога) // Педагогика. 2001. № 3. С. 33-36.
8. Новожилов И. К. Православие и люди в погонах // Вестник военного и морского духовенства. 2004. № 1(661). С. 18-48.
Notes
1. Azhnakina N. B. Social work of Russian Orthodox Church//Domestic magazine of social work. 2004. -№ 1. - S. 59-62.
2. Belyaeva V. A. Conceptual bases of spiritual and moral formation and development of the identity of the teacher in the context of secular and orthodox pedagogical culture//Scientific works of MPGU. M.: Prometheus, 1998. S. 103-109.
3. Borodin N. Traditions and military rituals in Armed Forces of the Russian Federation//the Reference point. 2005. - № 6. S. 59-63.
4. Ilyin I.A. Put of spiritual updating: T.1. M.: Russian book, 1993. - 216 s.
5. Klyucharov H. H. Religion in spiritual life of the Russian officer // Military thought. M, 1994. - № 1. S. 56-59.
6. Kuzmin M. A. Problems of preservation of uniform educational and spiritual space of Russia//Pedagogics. 2004. - №. 4. - S. 3-4.
7. Likhachev A. E. Education and spirituality (note of the orthodox teacher)//Pedagogics. 2001. - № 3. -S. 33-36.
8. Novozhilov of I. K. Pravoslaviye and people in shoulder straps // the Messenger of military and sea clergy. 2004. - № 1 (661). S. 18-48.