УДК 371.035
М. А. Дьячкова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: душа; дух; духовное; духовность; нравственность; духовно-нравственное воспитание; духовно-нравственное воспитание как система; принципы духовно-нравственного воспитания.
АННОТАЦИЯ. Дается теоретический анализ базовых понятий концепта «духовно-нравственное воспитание», подходов к определению сущности и содержания духовно-нравственного воспитания, принципов духовно-нравственного воспитания.
виду, что духовный кризис — это не
только показатель наличия серьезных проблем в духовно-нравственной сфере общества, но одновременно и появление новых возможностей, новых путей духовного оздоровления общества.
Россией, привели к кризисным явлениям в социально-экономической и духовной жизни общества. Угрозу духовной безопасности современного российского общества представляют манипулирование общественным сознанием со стороны средств массовой информации, недооценка обществом и государством значения науки, образования, культуры в становлении личности, стремительный рост коммерциализации отдельных направлений духовной жизни. В современном российском обществе духовный кризис проявился в резком падении духовного здоровья, в смене идеологических ориентиров и появлении духовного вакуума, в переоценке и переосмыслении ценностей, деструктивности складывающихся ценностных установок, кризисе личности и семьи, противоречивом вхождении России в контекст мировой культуры, нарушении норм межличностных отношений. Многие исследователи сходятся во мнении, что духовный кризис вызван такими причинами, как утрата людьми понимания смысла своего существования, неопределенность или отсутствие духовно-нравственных ориентиров в жизни. Следует иметь в
Кризис, поразивший важнейшие сферы духовной жизни — науку, религию, культуру, неблагоприятно отразился на состоянии и развитии системы воспитания и образования. В сложившейся ситуации кардинально повышается роль духовно-нравственного фактора как основополагающего и стабилизирующего начала в жизни общества. В «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы» (приказ МО РФ от 18.10.89 № 574) подчеркнуто, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшей составляющей развития общества и государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. В соответствии с законом РФ «Об образовании» воспитание трактуется как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе
образования, ориентированная на создание благоприятных условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей [ 7. С. 4].
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (приказ МО РФ от 11.02.02 № 393) определено существенное расширение поля деятельности школы: усилия школы должны быть направлены на воспитание нравственной, предприимчивой и самостоятельной личности, личности, обладающей общекультурной компетентностью, ответственной за общезначимые ценности, способной самоопределяться в культурном пространстве ценностей, ориентированной на высшие ценности бытия. Именно в процессе обучения и воспитания у детей и молодежи создаются реальные представления о подлинных и мнимых ценностях жизни, формируется способность к самостоятельному выбору духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения не узкая психолого-педагогическая проблема, это проблема, от решения которой зависит будущее страны, поэтому духовнонравственное воспитание должно проникать во все звенья образования и реализовываться на всех этапах становления личности.
Следует отметить, что школа должна не только сохранять, развивать и транслировать духовное наследие, но и закладывать основы социальной ответственности.
Для понимания сути духовно-нравственного воспитания необходимо определить такие понятия, как «душа», «дух», «духовность», «нравственность», являющиеся базовыми для концепта «духовно-нравственное». Необходимо констатировать, что в современном философском, психолого-педагогическом знании эти понятия не достаточно изучены, часто игнорируются или объявляются исключительно сферой религии.
С целью выявления сущности духовно-нравственного воспитания обратимся к имеющемуся опыту, отраженному в трудах мыслителей — философов, педагогов, психологов. Термин «душа» (англ. soul; лат. anima) часто употребляется для обозначения внутреннего мира человека. Древнегреческий философ Аристотель в трактате «О душе» рассматривает душу как причину и начало живого тела, признает душу сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью: «[Душа] есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть осуществленным» [1. С. 42]. В теистических религиях душа человека трактуется как созданное богом, неповторимое, бессмертное начало.
Р. Декарт рассматривал душу и тело как две самостоятельные субстанции. Развитие души, по Гегелю, реализуется через «пробуждение души», когда человек познает себя и отделяет себя от других людей. Русский философ А. И. Ильин, отмечая сложность, неопределенность души, писал: «Душа сама по себе не телесна, не чувственна, не материальна. Ее нельзя ни видеть, ни слышать, ни осязать. Она есть скрытая от глаз жизненная сила» [11. C. 2].
Известный психолог В. П. Зинченко считает, что душа занимает пограничное положение: существует как «минимум три пространства «между», или три границы, где располагается душа: между людьми, внешней и внутренней формами самого человека, между прошлым и будущим. Она выполняет огромную работу, связывая все перечисленные пары по горизонтали, а возможно, и по вертикали» [ 8. C. 153]. Душа есть некая идеальная субстанция, в которой аккумулируются жизненные силы человека.
Категория «дух» многими исследователями определяется как невещественное начало, отличное от материального и природного начала. В рационализме определяющей стороной духа называет-
ся мышление, сознание, в иррационализме — воля, чувство, воображение, интуиция. Природа духа есть свобода («дух дышит, где хочет»), поэтому игнорирование духа влечет за собой отрицание и свободной воли, и свободного действия, и свободной личности.
В. И. Мурашов, определяя дух как единство сознательного и бессознательного, производное от него понятие «духовность» трактует как триединство универсальных способностей человеческого духа — мышления, чувств и воли, и триединую сущность — Истину, Красоту и Добро [12. С. 32—53]. Именно духовность в современной педагогической науке занимает ключевую позицию при определении путей духовно-нравственного воспитания. Без осмысления природы и сущности духовности нельзя понять суть и назначение духовного в человеке.
В общем смысле, «духовное» означает невещественное начало и предстает как некая внутренняя энергетическая субстанция, питающая все системы жизнеобеспечения человеческого индивида. Это, можно сказать, такое идеальное качество внутреннего состояния человека или его самосознания, которое позволяет ему противостоять всем внешним силам, подавляющим его потребности в свободе, творчестве, самореализации.
Для понимания и объяснения феномена духовности необходимо, по нашему мнению, обратиться к явлению трансцендентности (от лат. ^а^сеп<1е^ — выходящий за пределы) как выходу за границы, «исступление в иное». Духовность в этом смысле предстает, как глубинная внутренняя устремленность человека покинуть пределы своего узкого физического бытия, что дает ему возможность постичь смысл жизненных ценностей, познать идеал. Человеческая культура — религия, поэзия, наука и философия — это, по мнению К. Ясперса, «шифры трансценденции», посредством которых человечество раскрывает свой духовный потенциал.
В. П. Зинченко рассматривает духовность как поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования (расширяются границы сознания, укрепляется дух), необходимые для достижения истины и величия, для самоопределения и самосозидания. Он выделяет два ряда словосочетаний, имеющих отношение к духовному. Первый ряд — «оптимистический, вдохновляющий, духотворящий: духосфера, ду-хопроводность, сила духа, памятник духа, печать духа, культура духа. Эпитет «духовный» прилагается к следующим словам: вертикаль, субстанция, материнство, лоно, созревание, близость, потенции, организм... «Второй ряд — «пессимистический, трагический: нечистый дух, злой дух, нищета духа; здесь эпитет «духовный» прилагается к словам с отрицательной коннотацией (авт. эмоциональнооценочной окраской): варварство, слабость, слепота, нагота, искушение, ложь, спячка, идол.». В словосочетаниях второго ряда зафиксирована агрессия, коварство, нетерпеливость злого духа. Такой подход, считает исследователь, позволяет понять онтологию духа, или его анатомию, физиологию, функции [ 8. С. 149 ].
Духовность — это важная «экзистен-циональная» характеристика и «конституирующая особенность» человеческого бытия. В. Франкл, исследуя феномен духовности, выявил существенную особенность: духовность присуща человеку наряду с телесной и психической составляющими, характерными и для животных, но именно духовность отличает человека от животных, ибо присуща только ему одному [15. С. 64 ].
П. В. Симонов подчеркивает, что духовность человека проявляется в стремлении к прекрасному, в проявлении прекрасного везде и во всем: в мыслях, чувствах, поведении. Поэтому духовность необходимо рассматривать как наивысшую субстанцию человеческой культуры [14. С. 268]. Именно в духовности за-
ключена квинтэссенция культурного саморазвития человечества, в ней проявляется внутреннее достоинство и честь человеческой личности.
Духовность означает отрешенность человека от низменных, чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенству, к высоте духа. Только силой своего духа или высокой духовностью человек способен противостоять всем внешним воздействиям, сковывающим его творческие, созидательные порывы. Духовность понимается и как свойство души, состоящее в преобладании духовного, нравственного, интеллектуального над материальным, и как преодоление повседневности, привнесение в повседневность дополнительных, возвышающих смыслов, индивидуальноличностного начала.
Христианская православная традиция духовность рассматривает во взаимосвязи со Святым Духом: Бог через Святого Духа дает человеку безвозмездно столько сил и энергии, сколько он в состоянии принять и вместить, но этот Божий дар человек может получить, только приложив определенные духовные усилия, очистив свою душу от гордыни, злых помыслов и грехов.
Духовность — это состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Интересный, на наш взгляд, аспект духовности выявил Л. С. Выготский: духовность определяет не глубины, а вершины личности, которых человек может достичь движением со стороны духа. Духовность определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры (философией, искусством, религией и т. д.), обнаруживается в обращении человека к высшим ценностям, к идеалу, в устремленности к совершенству. В связи с этим можно говорить об одухотворенности, которая заключается в уровне освоения высших ценностей, в степени приближения к идеалу. Если духовность — созидатель-
ная сила общества, то ее противоположность — бездуховность (проявляется в духовной деградации личности, в противоправном поведении и т. п.) — разрушительна по своей природе, причина многих зол и несчастий человеческих. На основании вышеизложенного можно заключить, что духовность является «смысложизненной» составляющей человеческого бытия, вне духовности человек уподобляется животному, вещи, механизму.
Составляющей концепта «духовнонравственное» является и нравственность, которая трактуется и как духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, и как этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами [13. С. 360]. Нравственность связана с волей личности, ибо в основе нравственного сознания лежит категорический (нравственный) императив «должного» поведения, что в свою очередь реализуется с помощью волевых усилий.
Нравственность отражает общечеловеческие ценности — вечные требования к простейшим формам взаимоотношений между людьми, правила человеческого существования, которые выработаны и проверены тысячелетиями развития цивилизации. Философ В. С. Соловьев сформулировал императив «Имей в себе Бога», который, по существу, является требованием религиозной нравственности, условием духовного возвышения человека. А. С. Арсеньев определяет нравственность как психическую характеристику личности, принимающей или отвергающей систему норм, правил поведения, сформированных в человеческом обществе, воспринимающей или отрицающей эти правила и проявляющей тем самым свою внутреннюю позицию [2. С. 42].
Нравственность формируется преимущественно воздействием на сознание и влияет на поведение человека, на его отношения к миру людей и миру приро-
ды, является результатом воспитания направленности, отражающей ценностные ориентации личности. Следует отметить, что воспитание нравственности как просто знакомство с нравственными нормами не дает положительного результата, поэтому нужен не только контроль (общественный, педагогический, самоконтроль) за выполнением норм поведения, но и применение разнообразных методов, приемов и средств воспитательного воздействия на человека.
С учетом обозначенных подходов к трактовке духовности и нравственности представим понимание духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание — это процесс, органично соединяющий цели, принципы, содержание, формы и методы духовного и нравственного воспитания. Целью духовно-нравственного воспитания является приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям (гуманистическим, этнонациональ-ным, религиозным и т. д.) путем создания условий для нахождения воспитанниками личностных смыслов духовнонравственных ценностей и формирования готовности действовать в соответствии с ними. В связи с тем что в процессе духовно-нравственного воспитания происходит принятие, усвоение культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями (например, моральных — добродетельность, долг, честь, достоинство, совесть), его необходимо рассматривать как социокультурный процесс. Духовно-нравственное воспитание следует рассматривать и как организованную деятельность воспитателей, направленную на формирование у воспитанников духовно-нравственных качеств.
Духовно-нравственное воспитание как феномен имеет все признаки системы. Система — это целое (составленное из частей; соединение), состоящее из множества закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образо-
вание, единство. Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса — воспитателя и воспитанников; управление (процесс); средства, формы, методы и технологии воспитания. Функционирование системы духовно-нравственного воспитания подчинено определенной цели, связано с развитием духовнонравственных качеств человека, с управлением воспитательным процессом, наличием определенных методов и средств воспитания.
На наш взгляд, результативность духовно-нравственного воспитания во многом зависит от успешного решения задач, связанных с осознанным принятием человеком личностно значимых и общественно необходимых духовнонравственных ценностей. Осознанное усвоение духовно-нравственных ценностей личностью включает в себя: формирование теоретических представлений о духовно-нравственных ценностях; перевод духовно-нравственных ценностей в структуру личностно значимых ценностей; внутреннюю готовность следовать духовно-нравственным ценностям; практическую деятельность, имеющую в основе духовно-нравственные ценности; самокоррекцию поведения в соответствии с духовно-нравственными ценностями.
Содержание и организационные формы духовно-нравственного воспитания разрабатываются с учетом подходов, требования которых направлены на развитие духовно богатой, социально активной, нравственно и физически здоровой личности.
Духовно-нравственное воспитание необходимо осуществлять с учетом системно-деятельностного подхода, согласно которому существование, развитие и воспитание человека осуществляется только в деятельности, которая имеет содержательную (знания, правила и
нормы поведения) и организационнопроцессуальную (умения, навыки и др.) стороны.
В соответствии с гуманистическим подходом человек рассматривается как духовно-нравственный субъект культуры, как культурная ценность. Духовнонравственное воспитание в соответствии с этим подходом основывается на субъ-ект-субъектных отношениях, на отношении воспитателя к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, направлено на развитие духовно-нравственного потенциала человека.
В. В. Игнатова определяет духовнонравственный потенциал личности как «совокупность внутренних возможностей и средств достижения личностью таких состояний сознания, которые гармонизируют отношения личности с окружающей действительностью, определяют интегративные проявления креативной духовной составляющей жизнедеятельности и задают соответствующую направленность процессу становления» [10. С. 10].
Духовно-нравственное воспитание невозможно осуществлять без учета общепедагогических принципов: принципа природосообразности, основанного на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, половых и возрастных особенностей людей; принципа культуросообразности, согласно которому воспитание должно иметь в основе общечеловеческие ценности, осуществляться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, создавать условия для освоения социокультурного опыта, социокультурного самоопределения, социальной адаптации и самореализации личности.
П. Ф. Флоренский определял духовнонравственный облик человека как отра-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
жение общечеловеческих форм культуры, наполненных духовным смыслом.
Когда речь идет о духовно-нравственном воспитании личности, то нужно учитывать, что воспитательное воздействие несводимо только к влиянию воспитателя на воспитанника, это двусторонний процесс, включающий и внутреннюю работу воспитуемых. Воспитатель — организатор, руководитель воспитательного процесса (субъект), в то время как воспитуемый одновременно и объект, и субъект воспитания.
Практика показывает: чем значительнее воспитательное влияние на внутреннюю сферу личности человека, тем существеннее результат.
Духовно-нравственное воспитание может быть рассмотрено и как социальное воспитание, которое проявляется в единстве целенаправленного и стихийного воздействия на личность, ибо в процессе социализации формируются и развиваются духовные потребности личности, не заданные человеку от рождения.
Результативность духовно-нравственного воспитания как процесса социализации, то есть адаптации и интеграции человека в общество с целью саморазвития и самореализации, будет значительнее при условии снижения негативного, неуправляемого влияния среды, усилении ее положительного воздействия, использовании всего арсенала воспитательных средств.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание — это интегральный, стратегический ресурс общества, обеспечивающий ему духовную безопасность, а осмысленные, усвоенные человеком духовно-нравственные ценности выступают не только в качестве руководства к общественно приемлемому поведению, но и как основание самоопределения и самореализации личности.
1. АРИСТОТЕЛЬ. Сочинения : в 4 т. / Аристотель.— М. : Мысль, 1983. — Т. 1.
2. АРСЕНЬЕВ, А. С. Философские основания понимания личности: учебное пособие для студентов вузов / А. С. Арсеньев. — М. : Академия, 2001.
3. ВЫГОТСКИЙ, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М., 1965.
4. ГЕГЕЛЬ, Г. Энциклопедия философских наук : в 4 т. / Г. Гегель. — М. : Мысль, 1977. — Т. 3 : Философия духа.
5. ДОБРОЛЮБОВ, Н. А. Избранные философские сочинения : в 2 т. / Н. А. Добролюбов.— М. : Гос. изд. полит. лит., 1948. — Т. 1.
6. ЕМЕЛЬЯНОВ, И. Н Идея духовности : исходные теоретические положения / И. Н. Емельянов // Гуманная педагогика и духовный мир учителя : материалы межрегионального научнопрактического семинара / Тюменск. гос. ун-т. — Тюмень, 2001.
7. ЗАКОН Российской Федерации «Об образовании» : федер. закон. — М. : Ось-89, 2007.
8. ЗИНЧЕНКО, В. П. Духовное / В. П. Зинченко // Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
9. ЗИНЧЕНКО, В. П. Душа / В. П. Зинченко // Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
10. ИГНАТОВА, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе : монография / В. В. Игнатова ; СибГТУ. — Красноярск, , 2000.
11. ИЛЬИН, А. И. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / А. И. Ильин. — М. : Наука, 1994.
12. МУРАШОВ, В. И. Идея образования / В. И. Мурашов / / Школа духовности. — 1999. — № 2.
13. ОЖЕГОВ, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — Екатеринбург : Урал-Советы («Весть»), 1995.
14. СИМОНОВ, П. В. Происхождение духовности / П. В. Симонов и др. — М. : Наука, 1989.
15. ФРАНКЛ, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М. : Прогресс, 1990.
Получено 29.02.08 © Дьячкова М. А., 2008