Пенионжек Евгения Владимировна, Самарин Вадим Геннадьевич, Егорова Наталья Николаевна ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН: ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
В статье анализируются вопросы духовно-нравственного воспитания. Изложены аспекты такой формы воспитания, как оказание помощи в ситуации морального выбора. Авторы исследуют данную проблему, рассматривая взаимосвязь психологического знания и этических концепций. Представлены особенности формирования качеств личности на основании актуализации высоких нравственных смыслов деятельности человека и смысложизненных ориентиров. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИУ/У/^.^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 158-161. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
был признан текст Rammstein. Самое интересное, что когда не-поклонникам рок-музыки из второй группы назвали авторов, то многие заявили, что изменили бы свое мнение, если бы изначально знали, чье творчество перед ними.
Данный эксперимент, на наш взгляд, показывает, что рок-музыка имеет некий оттенок жестокости и агрессии, воспринимаемый объективно за счет глубинной взаимосвязи остинатной ритмики и телесности. Несмотря на то, что в эксперименте оценивали поэтический текст, именно музыкальная составляющая, в данном случае косвенно, повлияла на его восприятие.
Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что телесность как одна из главных характеристик музыкального искусства XX века нашла яркое выражение в рок-музыке. Обладая свойствами, присущими архаическому сознанию, и в то же время представляясь остросовременным явлением, рок-музыка аккумулировала в себе фи-зиологичность (телесность) и массовость (коллективность). Такое сочетание, на наш взгляд, стало возможным благодаря ритмическому остинато, древнейшему приему, имеющему прямое отношение к двигательному пласту восприятия музыки и тем самым универсальному средству, понятному «на подкорке» каждому человеку, вне зависимости от его культурной или этнической принадлежности.
Список источников
1. Костюк Е. Б. Телесность как характеристика музыкальной культуры XX - начала XXI века // Вопросы культурологии. 2012. № 12. С. 62-66.
2. Леви-Строс К. Мифологики: в 4-х т. М.: Флюид, 2006. Т. 1. Сырое и приготовленное. 399 с.
3. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока: монография. 2-е изд. СПб.: Композитор, 2008. 312 с.
4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 448 с.
5. Чередниченко Т. В. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.
6. Чижова И. А. Рок-музыка как культурно-исторический феномен: автореф. дисс. ... к. искусствоведения. М., 1993. 20 с.
7. Энафф М. Клод Леви-Строс и структурная антропология. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2010. 560 с.
8. Appel M., Koch E., Schreier M., Groeben N. Aspekte des Leseerlebens: Skalenentwicklung // Zeitschrift für Medienpsychologie. 2002. Bd. 14 (4). S. 149-154.
CORPORALITY AS A KEY FEATURE OF RHYTHMIC OSTINATO IN ROCK MUSIC
Pankratov Andrei Evgen'evich
Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire (Academy) pnkrtvndr@gmail. com
The article examines the corporality factor and its relation with the rhythmic ostinato phenomenon in rock music. The author emphasizes similarity of psycho-physiological qualities and the high level of rhythmicity of archaic musical strata and rock. Considering the fact that corporality as a characteristic of music depends directly on rhythmic ostinato, the paper concludes on its universal features, which in the XX century manifested themselves most clearly in rock music.
Key words and phrases: ostinato; corporality; rock music; rhythm; ritual.
УДК 172.12 Философские науки
В статье анализируются вопросы духовно-нравственного воспитания. Изложены аспекты такой формы воспитания, как оказание помощи в ситуации морального выбора. Авторы исследуют данную проблему, рассматривая взаимосвязь психологического знания и этических концепций. Представлены особенности формирования качеств личности на основании актуализации высоких нравственных смыслов деятельности человека и смысложизненных ориентиров.
Ключевые слова и фразы: духовно-нравственное воспитание; формы духовно-нравственного воспитания; смысл жизни; моральный выбор; типология морального выбора; психическая реальность.
Пенионжек Евгения Владимировна, к. филос. н., доцент Самарин Вадим Геннадьевич, к. филос. н., доцент Егорова Наталья Николаевна, к. психол. н.
Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Екатеринбург [email protected]; [email protected]; [email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН: ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Духовно-нравственные качества человека являются сосредоточением нравственной структуры личности и показателем его роли в системе общественных связей. Под нравственным воспитанием в педагогике понимается целенаправленный процесс формирования у человека норм поведения, обусловленных внутренней
убежденностью в необходимости действовать определенным образом, при этом духовно-нравственное воспитание - это формирование у человека такого опыта осмысления реалий действительности, который основывается на высших нравственных идеалах, тождественных моральным требованиям общества [7, с. 73-75]. Нравственность является тем универсальным основанием, которое позволяет обеспечить функционирование личности в интересах общественного развития на деле, а не на словах. В современных условиях духовно-нравственное воспитание - это необходимое для развития общества направление формирования у граждан представлений о нравственных основах жизни общества, знаний этических требований к поведению, взаимоотношениям друг с другом, и важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания является актуализация высокого нравственного смысла деятельности человека. Каждому из нас и индивидуально, и находясь в социальных группах, ежедневно многократно приходится совершать моральный выбор, поэтому проблема морального выбора имеет важное теоретическое и практическое значение, приобретающее особую актуальность в условиях глубокого кризиса морали и этики в современной России [9, с. 153].
Данный кризис во многом актуализирует проблему смысла жизни современного человека, которую можно рассматривать на индивидуальном, межличностном и социальном уровнях, и на каждом из них существует собственный контекст актуализации [1, с. 29]. Духовно-нравственное воспитание формирует потенциал совершенствования способностей человека в его деятельности на основании освоения материальных и духовных ценностей общечеловеческой значимости и задает вектор для складывания смысложизненной позиции, и чем больше личностного опыта приобрел человек и использует в своем личностном развитии, тем более значим он как полноценная личность. Духовно-нравственное воспитание во многом связано с олицетворением того идеала, который сформирован ожиданиями и требованиями общества по отношению к моральному облику, что дает право на уважение, доверие и поддержку действий человека.
При осуществлении духовно-нравственного воспитания используются следующие формы: оказание помощи в ситуации морального выбора, демонстрация примера действий, превенции нравственной деформации. Материал для духовно-нравственного воспитания дают примеры исполнения долга, на основании чего признанные обществом образцы авторитета воздействуют на поведение и благодаря чему совершаются поступки с учетом их оценки со стороны той или иной общности, следовательно, важнейшее значение приобретают личный пример, четкая и недвусмысленная постановка задачи для действия, реакция на поведение в критических ситуациях (внимательное отношение к объему и качеству действий, поддержка в случаях необоснованных преследований, проявление человеческого участия), система поощрений и стимулирования, закрепляющая востребованное поведение. Профилактика нравственной деформации предполагает, во-первых, выявление возможности искажения нравственного облика; во-вторых, оценку морально-психологических и деловых качеств, субъективную предрасположенность человека к нравственной деформации; в-третьих, анализ возможных последствий действий; в-четвертых, оценку воспитательных возможностей; в-пятых, проведение комплекса специализированных мер индивидуального воспитательного воздействия.
Ситуация морального выбора показывает нравственную ценность поступка человека и часто является сильным стимулом для нравственного развития, для чего характерна актуализация нравственных ценностей. Характеристики ситуации морального выбора (наличие субъективного конфликта мотивов, если один следует нормативным предписаниям, а иной не следует; личностно выработанные альтернативы разрешения; личностная готовность человека к такой ситуации) сопровождают многие практические ситуации повседневной деятельности людей, и важно в рамках осуществления духовно-нравственного воспитания не освобождать от принятия решения, не поощрять бездействие, а способствовать верному с точки зрения ценностей общечеловеческой значимости решению.
В современной научной психологической литературе трудно найти однозначное понимание сущности понятия «выбор», так как сам феномен выбора многообразен. Так, Ф. Е. Василюк обозначает выбор как определённый акт жизнедеятельности [3, с. 98]. Н. Ф. Наумова предлагает теоретическую модель целеполагания как свободного выбора [6, с. 65]. Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко [5, с. 97] трактуют выбор в контексте деятельност-ного подхода, понимая его не как одномоментный акт, а процессуальное явление, имеющее определённый пространственно-временной континуум и сложную структурную организацию. Таким образом, выбор как психическая реальность вообще сложно исследовать и однозначно объяснить его психологическую природу, что обусловлено как спецификой самого момента выбора, так и психологическим своеобразием самого субъекта, осуществляющего выбор, которые определяются характеристиками его внутренней психической активности.
Анализ психологических исследований (А. А. Комлев, В. И. Корниенко, Д. А. Леонтьев, Ф. Е. Василюк, И. С. Кон, Н. Ф. Наумова, О. В. Овчинникова и др.) позволяет утверждать, что в большинстве научных трудов акцент делается на изучении выбора человека в контексте проблемы самоопределения и самореализации личности. Такой выбор можно ещё назвать жизненным выбором, который определяется компонентами мировоззрения личности (ценности, установки, моральные принципы, установки), что, в свою очередь, в целом формирует стратегию жизни человека. Такая трактовка, несомненно, в этическом ракурсе позволяет нам понимать жизненный выбор как моральный выбор. В основе активности человека находится его собственная инициатива, следовательно, он самостоятельно определяет свои жизненные цели, намерения, что делает его человеком, обладающим свободой морального выбора. При этом под влиянием индивидуальности человека и специфики внешних условий у каждого человека формируется собственное представление о моральном выборе, то есть он остается один на один с самим собой и со своими собственными моральными убеждениями, осуществляя его.
Таким образом, в этическом ракурсе проблемы духовно-нравственного воспитания личности психология обозначает жизненный выбор в большинстве случаев как моральный выбор. Моральный выбор - это ситуация,
в которой из множества существующих в воображении человека возможных поступков он выбирает один, который и будет превращён в реальный поступок. По мнению И. С. Кона, моральный выбор - это акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определённой системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию [10, с. 49]. На наш взгляд, данное понимание перекликается с точкой зрения Д. А. Леонтьева и Н. В. Пилипко, которые обозначают в качестве одного из видов выбора -личностный (экзистенциальный) выбор [5, с. 99]. Это такой выбор человека, который является для него жизненно важным, и он совершается в ситуациях личностного или жизненного кризиса, когда в распоряжении человека отсутствуют критерии сравнения и аналогии, данные ему духовно-нравственным воспитанием. Самым трудным в данной ситуации выбора для человека является то, что у него также не имеется внешне заданных альтернатив и критериев правильности/неправильности своего выбора, поэтому он вынужден самостоятельно моделировать эти альтернативы на основе сформированных духовно-нравственным воспитанием качеств, имеющейся у него системы жизненных ценностей, смыслов и нравственных убеждений [4, с. 958]. С учетом возможных будущих моральных последствий своих действий и на основании сравнения выбранной альтернативы человек совершает моральный выбор со всей степенью ответственности за поведение в конкретной ситуации.
Итак, как уже отмечалось, понятие морального выбора неоднозначно, и можно вести речь о моральном выборе в широком и узком смыслах слова. На необходимости выделения морального выбора в широком смысле слова настаивают известные отечественные этики В. И. Бакштановский и Ю. В. Согомонов [2, с. 25]. По их мысли, моральный выбор в широком смысле слова - это самоопределение субъекта нравственной деятельности в системе ценностей, прежде всего, в координатах добра и зла. Как правило, это самоопределение происходит в форме освоения и принятия субъектом одной из систем ценностей, сложившихся в обществе. Формирование у субъекта морали системы ценностей становится основанием, на которое этот субъект опирается в осуществлении морального выбора в узком смысле слова, в совершении конкретных поступков. Моральный выбор в узком смысле слова - это избрание субъектом морали одного из возможных вариантов собственного поведения в конкретной жизненной ситуации.
Моральный выбор происходит во многих, но не в любых социальных ситуациях, и исключения определяются местом морали в обществе. Мораль, как известно, является аспектом любых общественных отношений - экономических, политических, бытовых, трудовых и т.д. Однако не все поступки людей являются моральными. Поступки принято делить на три вида: собственно моральные, аморальные и внеморальные. Собственно моральными являются поступки, которые соответствуют сложившимся правилам поведения, опираются на моральные ценности. Аморальными называют поступки, которые противоречат сложившимся правилам поведения и отрицают моральные ценности. Собственно моральные и аморальные поступки объединяет то, что субъект в них вкладывает определённое нравственное содержание и опирается на моральный мотив. В этих поступках выражены ценности. Внеморальными являются поступки, в которых не вложено нравственное содержание и которые нравственно не мотивированы. Моральный выбор свойственен только собственно моральным и аморальным поступкам и не проявляется во внеморальных поступках. Так, выбор места работы имеет моральный характер, а выбор одного их одинаковых товаров, расположенных на прилавке магазина, например, тюбика с зубной пастой, является внеморальным.
Обращаясь к структуре и типам морального выбора, следует оговориться, что возможны различные подходы к решению этой этической проблемы. На наш взгляд, не утратил своей значимости метафизический подход, который основывается на методологии Платона. В своём учении о душе, изложенной в диалоге «Федр», великий античный мыслитель отмечал, что в любой душе имеются три элемента: разум, чувства (вожделения) и воля. По преобладанию одного из этих элементов Платон выделил три типа душ: разумную, чувственную и волевую [8]. Следовательно, в структуре морального выбора можно выделить три элемента: рациональный, чувственный и волевой. На основе первенства одного из указанных элементов можно выделить три соответствующих типа морального выбора.
Рациональный выбор как идеальный тип ярко описан М. Вебером. Члены бюрократической организации, взвешивая с помощью разума все достоинства и недостатки, «за» и «против», в правовых демократических процедурах избирают себе руководителя, который становится рациональным легальным лидером. Чувственный выбор, прежде всего, обнаруживается в ситуации любви, когда чувства человека становятся главенствующим элементом его психики и он «посвящает» себя без остатка объекту поклонения, отклоняя доводы разума. Однако превалирование чувств может быть устойчивой и существенной характеристикой психики определённого типа людей. Так, например, политтехнологами в ходе избирательной кампании Президента России в 1996 году был придуман лозунг «Голосуйте сердцем!». Волевой выбор выражен в известном высказывании: «Главное - ввязаться в драку, а там посмотрим!». По поводу авторства это высказывания до сих пор ведутся дискуссии: его приписывают и Наполеону Бонапарту, и В. И. Ленину. Суть же волевого выбора состоит в том, что субъект морали избирает первый попавшийся вариант поведения, не задумываясь о предпочтении, а затем приспосабливает его к своим потребностям и интересам. По Платону, подлинно нравственные поступки можно совершать только на основе верховенства разума.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание является сложным процессом, дополненным личной ответственностью не только перед своей совестью, но и перед социальной группой, общностью, обществом в целом. Для развития общества, для совершенствования нравственных основ жизни общества гражданину сегодня необходимо формировать представления об этических требованиях к поведению, взаимоотношениям друг с другом, актуализируя высокие нравственные смыслы деятельности человека на основании знаний педагогики, психологии и этики.
Список источников
1. Ахмиров А. И. Смысложизненные идеи общества как основа устойчивого государства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 1 (75). С. 29-31.
2. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Введение в прикладную этику: монография. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006. 392 с.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Московского унта, 1984. 200 с.
4. Егорова Н. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций обучающихся образовательных организаций МВД России с признаками профессионального отчуждения [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 26. С. 956-960. URL: http://e-koncept.ru/2016/46992.htm (дата обращения: 10.04.2017).
5. Леонтьев Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 97-110.
6. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / отв. ред. В. Н. Садовский. М.: Наука, 1988. 243 с.
7. Пенионжек Е. В. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие. М.: Юстиция, 2016. 228 с.
8. Платон. Федр [Электронный ресурс] / пер. А. Н. Егунова. URL: http://grani.roerich.com/plato/txt/phaedrus.htm (дата обращения: 13.04.2017).
9. Самарин В. Г. Крушение морали в России: к постановке проблемы // Культура. Духовность. Общество: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. С. 153-160.
10. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. 5-е изд. М.: Политиздат, 1983. 430 с.
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CITIZENS: PROBLEMS OF MASTERING ETHICAL KNOWLEDGE
Penionzhek Evgeniya Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Samarin Vadim Gennad'evich, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Egorova Natal'ya Nikolaevna, Ph. D. in Psychology Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in Ekaterinburg [email protected]; [email protected]; [email protected]
The article analyzes issues of spiritual and moral education. Aspects of such a form of education as providing assistance in the situation of moral choice are outlined. The authors examine this problem by considering relationship between psychological knowledge and ethical conceptions. Features of formation of the personality's qualities are presented on the basis of actualization of high moral points of the human's activity and meaningful orientations.
Key words and phrases: spiritual and moral education; forms of spiritual and moral education; meaning of life; moral choice; typology of moral choice; psychic reality.
УДК 172:504 Философские науки
В статье затрагиваются вопросы социального здоровья личности в ракурсе экологической этики. Показано, что благополучие человека и общества тесно связано с необходимостью развития экологической этики, поскольку многие параметры качества жизни определяются многочисленными экологическими аспектами. Определено значение экологической этики как разумное стремление преодолеть кризис взаимоотношений человека и природы, позволяющее рассматривать ее развитие в качестве одного из критериев социального здоровья.
Ключевые слова и фразы: социальное здоровье; экологическая этика; антропоцентризм; биоцентризм; глубинная экология; культура.
Пилюшенко Александра Валерьевна, к. филос. н. Шишкина Анастасия Андреевна, к. филос. н.
Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова [email protected]; [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ В РАКУРСЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Социальное здоровье личности как некое интегральное понятие, характеризующее ее продуктивную социальную жизнедеятельность, взаимоориентированность личных и общественных интересов и потребностей, предполагает наличие в самосознании человека установок на преодоление кризисных ситуаций и явлений, с которыми сталкивается современное общество. Проблемное поле отношений «человек-общество» многогранно