Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УГРОЗ ДЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ '

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УГРОЗ ДЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственная сфера / традиционные ценности / российское общество / культура / религия / угрозы / риски / нравственное сознание. / spiritual and moral sphere / traditional values / Russian society / culture / religion / threats / risks / moral consciousness.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Беликова Н. Ю.

Данная статья посвящена социологическому анализу духовно-нравственной сферы, а также анализу угроз и рисков для традиционных ценностей. При оценке основных угроз и рисков для традиционных ценностей применяется аксиологический и рискологический подходы. В публикации рассматриваются структурные компоненты нравственного сознания общества: обычаи, традиции, нравственные нормы и нравственные оценки. При анализе духовности и нравственности, автор обращается к данным официальных центров опроса общественного мнения ФОМ и ВЦИОМ. Обозначены ключевые угрозы и риски для традиционных ценностей, в числе которых: кризис в социализационно-институциональной сфере российского общества и рискогенный характер функционирования общественных институтов; социокультурный раскол и кризис межпоколенческих отношений; демографический кризис; социально-политическая нестабильность; отсутствие единой идеологии; деятельность экстремистских и террористических организаций; распространение деструктивной идеологии, влекущей за собой целый ряд рисков. В заключении приводятся основные направления по решению проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Беликова Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPIRITUAL AND MORAL SPHERE OF THE LIFE OF RUSSIAN SOCIETY: SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THREATS TO TRADITIONAL VALUES

This article is devoted to the dedicated to sociological analysis of spiritual and moral sphere, as well as the analysis of threats and risks to traditional values. In assessing the main threats and risks to traditional values, axiological and riskological approaches are used. The publication examines the structural components of the moral consciousness of society: customs, traditions, moral norms and moral assessments. In analyzing spirituality and morality, the author refers to the data of the official public opinion polling centers FOM and VTsIOM. The key threats and risks to traditional values are identified, including: the crisis in the socialization and institutional sphere of Russian society and the risk-generating nature of the functioning of public institutions; socio-cultural rift and crisis of intergenerational relations; demographic crisis; socio-political instability; lack of a single ideology; activities of extremist and terrorist organizations; the spread of destructive ideology, which entails a number of risks. The conclusion provides the main directions for solving problems in the field of preserving and strengthening traditional values.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УГРОЗ ДЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ »

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-12-37 УДК 316

Attribution

сс by

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УГРОЗ ДЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Беликова Н.Ю.

Кубанский государственный технологический университет

Аннотация. Данная статья посвящена социологическому анализу духовно-нравственной сферы, а также анализу угроз и рисков для традиционных ценностей. При оценке основных угроз и рисков для традиционных ценностей применяется аксиологический и рискологический подходы. В публикации рассматриваются структурные компоненты нравственного сознания общества: обычаи, традиции, нравственные нормы и нравственные оценки. При анализе духовности и нравственности, автор обращается к данным официальных центров опроса общественного мнения ФОМ и ВЦИОМ. Обозначены ключевые угрозы и риски для традиционных ценностей, в числе которых: кризис в социализационно-институциональной сфере российского общества и рискогенный характер функционирования общественных институтов; социокультурный раскол и кризис межпоколенческих отношений; демографический кризис; социально-политическая нестабильность; отсутствие единой идеологии; деятельность экстремистских и террористических организаций; распространение деструктивной идеологии, влекущей за собой целый ряд рисков. В заключении приводятся основные направления по решению проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей.

Ключевые слова: духовно-нравственная сфера, традиционные ценности, российское общество, культура, религия, угрозы, риски, нравственное сознание.

THE SPIRITUAL AND MORAL SPHERE OF THE LIFE OF RUSSIAN SOCIETY: SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THREATS TO TRADITIONAL VALUES

Abstract. This article is devoted to the dedicated to sociological analysis of spiritual and moral sphere, as well as the analysis of threats and risks to traditional values. In assessing the main threats and risks to traditional values, axiological and riskological approaches are used. The publication examines the structural components of the moral consciousness of society: customs, traditions, moral norms and moral assessments. In analyzing spirituality and morality, the author refers to the data of the official public opinion polling centers FOM and VTslOM. The key threats and risks to traditional values are identified, including: the crisis in the socialization and institutional sphere of Russian society and the risk-generating nature of the functioning of public institutions; socio-cultural rift and crisis of intergenerational relations; demographic crisis; socio-political instability; lack of a single ideology; activities of extremist and terrorist organizations; the spread of destructive ideology, which entails a number of risks. The conclusion provides the main directions for solving problems in the field of preserving and strengthening traditional values.

Keywords: spiritual and moral sphere, traditional values, Russian society, culture, religion, threats, risks, moral consciousness.

Введение. стандартов западного образа жизни, изменением

Natalia Yu. Belikova

Kuban State Technological University

В современных условиях общественного развития в ситуации духовного и идеологического разобщения существенно изменяется роль духовно-нравственной сферы (далее - ДНС) российского социума. В условиях усложнения и становления новой российской действительности духовно-нравственное состояние современного общества, по мнению И.Н. Алексеенко, характеризуется размыванием ценностных оснований, ростом духовных рисков и девальвации высших духовных ценностей в результате экспансии

духовно-нравственных установок, институциональным кризисом, слабостью социализацион-ной системы, модификацией общественного сознания [1].

Духовно-нравственное состояние общества оказывает непосредственное влияние на уровень государственного развития, создает условия для решения социальных задач, позволяет выполнять социально-политические, социально-экономические, социокультурные функции. «Государство как политическая система выступает в

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

качестве субъекта формирования духовно-нравственного состояния общества» [2, с. 276].

Об актуальности изучения ДНС свидетельствует Указ Президента РФ от 09 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором традиционные ценности рассматриваются как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [3].

В целом ДНС общества выступает базой национальной безопасности, более того, данный тезис лежит в основе проекта «Основные направления государственной политики в области сохранения культурных и нравственных ценностей, укрепления духовного единства российского народа» [3].

Теоретическое обоснование.

Проблемы духовности и социологического анализа ДНС современного российского общества стали важным направлением научной деятельности многих российских исследователей, поскольку духовная жизнедеятельность - наиболее богатая по своим проявлениям сфера общественного сознания. Изучению ДНС жизнедеятельности общества и духовной культуры в ее различных аспектах посвящены работы Е.М. Бабосо-ва, А.В. Ботвиновой, С.Б. Токарева, Ж.Т. Тощен-ко и др.

По мнению О.Н. Козловой, духовная жизнь образуется взаимодействиями субъектов, социальными процессами, институтами, и является пространством воспроизводства социально-экономической жизни, в котором возникает собственно духовная энергия и формируется нравственное сознание общества [4], структурными компонентами которого являются: обычаи, традиции, нравственные нормы и нравственные оценки. Под духовностью подразумевается комплекс высших традиционных ценностей, связанных с представлениями обществом о справедливости, долге, семье, жизни, приоритете духовного начала над материальным, коллективизме,

патриотизме и прочих ценностей, которые определяют уклад жизнедеятельности и составляют фундамент его культуры.

При оценке основных угроз и рисков для традиционных ценностей применяется аксиологический и рискологический подходы.

Результаты и их обсуждение.

Основу формирования духовно-нравственной сферы, с точки зрения М.К. Горшкова, составляют социальные институты, являющиеся важнейшими генераторами функционирования общества и формирования нравственного сознания [5].

Остановим взор на структурных компонентах нравственного сознания общества: обычаи -устойчивые компоненты нравственного сознания общества, отражающие действительность в виде системы повторяющихся действий; традиции -исторически сложившийся компонент общественного сознания, лежащий в сфере нравственности и направляющий поведение людей на развитие гуманных нравственных отношений; нравственные нормы - мера допустимых и императивных вариантов поведения, на базе которого происходит регуляция жизнедеятельности в обществе; нравственные оценки, устанавливающие соответствие либо несоответствие поведения людей моральным нормам. Как подчеркивает А.А. Мутушев, «традиции скрывают в себе предпосылки дальнейшего развития, возможности эволюции социальной системы» [6, с. 158].

Разумеется, что все структурные компоненты нравственного сознания тесно взаимосвязаны, при этом основу составляют нравственные нормы [7].

Категория «ценность» представляет собой объект материальной или духовной культуры общества, а «нравственная ценность» - это, с одной стороны, сформированные объективным общественным опытом социальные нормы, идеалы, понятия добра и зла; с другой стороны - персонифицированное отношение человека к нравственным ценностям общества, а также их принятие [8, 9].

Согласно данным опроса ФОМ 2024 года, духовность чаще всего у населения России ассоциируется с нравственностью и религиозностью (24 %) (табл. 1) [10].

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: Как вам кажется, что такое духовность? Как вы понимаете это слово? (Вопрос задавался тем, кто слышал слово «духовность», - отвечали 84 % респондентов)

Вера в Бога, религиозность, то, что связано с верой, церковью 24

«Религия»; «религиозность»; «вера в Бога»; «человек верующий»; «от веры в душе»; «когда Бог в сердце есть»; «ходить в церковь»

Нравственность человека, его моральные устои, доброта, человечность, совестливость 18

«Это нравственный закон внутри себя»; «уровень развития человечности в человеке»; «человечность и доброта»; «человеколюбие, человечность, обращение с другими по совести, доверительно»; «чувство милосердия, справедливости, быть добрым, чутким человеком»; «чувство сострадания, переживание, помощь кому-нибудь»

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Окончание таблицы 1

Внутренний мир, богатство внутреннего мира, внутреннее содержание человека 10

«Внутренний мир»; «состояние души»; «внутри нас, что-то сокровенное»; «это нечто, составляющее внутренний мир человека, которое наполняет его смыслом жизни»; «когда человек внутренне богат»; «богатый внутренний мир человека»

Ум, образованность, широта кругозора, культура, воспитанность 6

«Культурная составляющая человека»; «внутренняя культура человека»; «это развитие, кругозор»; «интеллект. А к нему всё прилагается»; «это посвященный, философ, культурный и бесхитростный»; «и воспитан, и образован»; «во всем эрудированный человек»

Что-то хорошее в человеке, положительные качества в целом, чистота души, душевная гармония 4

«Жизнь в согласии»; «покой»; «душевное равновесие»; «чистота сердца»; «это чистота души, помыслов, действий»; «чистые помыслы»; «чистый душой»; «мысли о хорошем»

Любовь, надежда, вера во что-либо 3

«Вера, любовь»; «вера, надежда»; «любовь сердцем»; «это надежда на лучшее»; «вера во что-то»; «когда во что-то веришь»; «чтобы верить и ждать лучшего»

Стремление к совершенствованию, развитие личности, самопознание 3

«Развитие человека»; «это саморазвитие»; «развитие человека внутреннее»; «внутреннее стремление к совершенству»; «воспитание чувств, души»; «самонастрой на самосовершенствование»

Мировоззрение человека, его отношение к жизни 2

«Ценности в мире»; «внутреннее отношение к жизни»; «мировоззрение человека о жизни»; «это твое мировоззрение, то, о чем ты думаешь»; «идеалы»

Традиции народа, верность традициям, патриотизм 2

«Связь с прошлым, с корнями»; «традиции»; «традиция, культура»; «это любовь к Отчизне»; «человек должен соблюдать традиции, обычаи»

Бескорыстие, отсутствие меркантильности 1

«Не материальные ценности, другие»; «преобладание духовности, а не материальных ценностей. Семья, например,»; «человек живет не ради денег»; «когда человек действует не ради собственной выгоды»

Сила духа, то, что связано с душой, духом 1

«Высокий дух»; «внутренняя сила»; «крепкий духом человек»; «человек не должен падать духом ни при каких условиях»

То, что связано с творчеством, искусством < 1

«Творчество»; «творческая деятельность, литература, музыка»; «кино, театр»

Другое 2

«Ближе к философии»; «правильные мысли»; «равный по духу»; «духовность - это занятие по интересам, общение по интересам»; «любовь к себе»; «духовность для тех, кто уже был в аду»; «глупость»

Затрудняюсь ответить 20

Говоря о религиозности, согласно данным ВЦИОМ, спустя более чем тысячу лет, православие остается самой распространенной конфессией в стране - 57 % россиян относят себя к последователям этой религии (рис. 1).

С 2017 г. показатель сократился на 3 п.п. Согласно ответам респондентов, 5 % относят себя к приверженцам ислама. Называют себя неверующими 19 % наших соотечественников (+2 п.п. к 2017 г.), еще 6 % отметили, что считают себя верующими вне какой-либо конфессии, а 7 % колеблются между верой и неверием.

На основе данных, полученных при опросе, ВЦИОМ составил портреты:

«Портрет православного россиянина: это женщина (65 % уб. 47 % мужчин), старше 35 лет (60 % в группе 35-59 лет и 67 % в группе 60+), со средним специальным образованием (62 %), средним уровнем дохода (60 %), жительница населенного пункта с численностью населения до 100 тыс. чел. или села (62-61 %), активная телезрительница (71 %) или предпочитающая в равной степени и ТВ, и интернет (68 %). Портрет неверующего россиянина: это мужчина (24 % уб 15 % женщин), до 25 лет (42 % уб 19 % среди

всех россиян), активный пользователь интернета (29 %) [11].

С.С. Муллахмедова, Д.С. Шихалиева и др. в своей монографии при анализе ответов на вопрос: «Что больше всего тревожит в сегодняшней жизни и что угрожает традиционным ценностям?», указывают, что на первом месте респонденты ставят жестокость и насилие (26 %), на втором - безработицу (22 %) и духовное осуждение человека (21 %), затем следуют национальные и религиозные проблемы (16 %) [12, с. 101].

Какие же угрозы и риски для традиционных ценностей можно обозначить?

Кризис в социализационно-институциональной сф е ре российского общества и примат материального фактора над духовным фактором, праг-матизация общественного сознания.

Рискогенный характер функционирования общественных институтов, влияющих на духовную жизнедеятельность общества, деформация институтов духовной жизни отразились на формировании пространной зоны духовных рисков в сфере ценностей и социальных норм, риск ин-струментализации ценностей.

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Затрудняюсь ответить Колеблюсь между верой и неверием

Кет, я не верующий человек

Являюсь верующим, ко к какой-либо конкретной конфессии не принадлежу

Другого вероисповедания Буддист Протестант Католик Мусульманин Православный

1 1

ш\ 8

0 2023 В 2017

Рисунок 1 - Являетесь ли Вы верующим человеком, и если да, то последователем какой религии Вы себя считаете? [11]

Социокультурный раскол и кризис межпоколен-ческих отношений, что выражается в небрежении и попрании российских духовно-нравственных и культурных ценностей.

Демографический кризис и отрицательные явления в сфере семейно-брачных отношений. Деструктивное идеологическое воздействие на общественное сознание россиян России становится угрозой для демографической ситуации в стране.

Рост социального неравенства в обществе и социально-политическая нестабильность.

Отсутствие единой идеологии, способной консолидировать расколотое деструктивной прозападной идеологией общество.

Киберугрозы и информационные атаки - важная сторона внешних угроз.

Угрозу традиционным ценностям представляют:

- деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций;

- действия недружественных иностранных государств, ряда транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций;

- деятельность некоторых организаций и лиц на территории России.

Распространение деструктивной идеологии влечет за собой следующие риски:

- подрыв доверия к институтам государства, дискредитация идеи служения Отечеству, формирование негативного отношения к воинской службе и государственной службе;

- создание условий для саморазрушения в обществе социальных связей;

- усиление социокультурного расслоения общества, снижение роли социального партнерства, обесценивание идей созидательного труда и взаимопомощи;

- причинение вреда духовно-нравственному здоровью людей, навязывание представлений, предполагающих отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни;

- внедрение антиобщественных стереотипов поведения, распространение аморального образа жизни, вседозволенности и насилия;

- формирование общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями;

- искажение исторической правды, разрушение исторической памяти;

- отрицание российской самобытности, ослабление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Заключение.

Основные направления регуляции уровня риско-генности институтов духовной жизни как пространства духовной социализации общества, сопряжены с разработкой профилактических мер с целью снижения рисков для традиционных ценностей российского общества.

Решение проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей должно осуществляться по следующим основным направлениям:

- корректировка документов стратегического планирования в целях более эффективного решения задач по сохранению и укреплению традиционных ценностей, определения ориентиров для выбора целей и наиболее эффективных механизмов обеспечения национальных интересов в данной области;

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Литература:

- обеспечение межведомственной координации деятельности по защите традиционных ценностей, их сохранение и укрепление, обеспечение их передачи от поколения к поколению;

- совершенствование системы государственной поддержки проектов в области культуры и образования с учетом целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;

- развитие и совершенствование форм и методов противодействия рискам, связанным с распространением деструктивной идеологии в информационном пространстве;

- повышение эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

1. Алексеенко И.Н. Тенденции парадигмальной трансформации образования как условия удовлетворения общественной потребности в субъектной личности / И.Н. Алексеенко // Гуманитарий Юга России. 2017. № 1. С. 75.

2. Сабитов Т.Р. Современная оценка духовно-нравственного состояния российского общества / Т.Р. Сабитов // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 5. С. 276-282.

3. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061 (дата обращения 14.12.2024)

4. Козлова О.Н. Социология духовной жизни: концептуальные основания / О.Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1. С. 97-111.

5. Горшков М.К. Есть такая профессия - общество изучать. Избранные статьи, интервью, биографические откровения. М. : Изд-во «ВесьМир», 2020. 464 с.

6. Мутушев А.А. Духовно-нравственные традиции и новации в контексте ценностных ориентаций современного общества и личности / А.А. Мутушев // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 9. С. 158163.

7. Загирова Э.М. Система ценностей молодежи и духовная безопасность современного российского общества / Э.М. Загирова, Н.Х. Гафиатулина // В сборнике: Гуманитарное знание и духовная безопасность. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 241-246.

8. Беликова Н.Ю. Ценности современного общества с позиций стратификационного подхода: компаративный анализ / Н.Ю. Беликова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 198-204.

9. Андриевская Ж.В. Социокультурный анализ символических программ мышления и социального поведения человека в российском обществе / Ж.В. Андриевская, Н.Ю. Беликова, Р.Н. Муллаширов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 236-241.

10. Россияне о духовности. Растет или снижается духовность в стране? URL : https://fom.ru/TSennosti/ 11589%20см (дата обращения 05.12.2024)

11. Религия и общество: мониторинг. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring (дата обращения 05.12.2024)

12. Духовное развитие личности в условиях модернизации российского общества / С.С. Муллахмедова, Д.С. Шихалиева [и др.]. Махачкала, 2017. 189 с.

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

References:

1. Alekseenko I.N. Trends in the paradigmatic transformation of education as a condition for satisfying the social need for a subjective personality / I.N. Alekseenko // Humanitarian of the South of Russia. 2017. № 1. P. 75.

2. Sabitov T.R. Modern assessment of the spiritual and moral state of Russian society / T.R. Sabitov // Social and humanitarian knowledge. 2018. № 5. P. 276-282.

3. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061 (date of application 12/14/2024).

4. Kozlova O.N. Sociology of spiritual life: conceptual foundations / O.N. Kozlova // Social and humanitarian knowledge. 2005. № 1. P. 97-111.

5. Gorshkov M.K. There is such a profession - to study society. Selected articles, interviews, biographical revelations. M. : Publishing house «VesMir», 2020. 464 p.

6. Mutushev A.A. Spiritual and moral traditions and innovations in the context of value orientations of modern society and personality / A.A. Mutushev // Social and humanitarian knowledge. 2019. № 9. P. 158-163.

7. Zagirova E.M. The system of youth values and spiritual security of modern Russian society / E.M. Zagirova, N.Kh. Gafiatulina // In the collection: Humanitarian knowledge and spiritual security. Collection of materials of the IV International scientific and practical conference. 2017. P. 241-246.

8. Belikova N.Yu. Values of modern society from the standpoint of the stratification approach: comparative analysis / N.Yu. Belikova // State and municipal administration. Scientific notes. 2023. № 4. P. 198-204.

9. Andrievskaya Zh.V. Sociocultural analysis of symbolic programs of thinking and social behavior of a person in Russian society / Zh.V. Andrievskaya, N.Yu. Belikova, R.N. Mullashirov // State and municipal administration. Scientific notes. 2022. № 3. P. 236-241.

10. Russians on spirituality. Is spirituality growing or declining in the country? URL : https://fom.ru/TSennosti/ 11589%20cm (date of application 12/5/2024).

11. Religion and society: monitoring. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-ob shchestvo-monitoring (date of application 05.12.2024).

12. Spiritual development of the individual in the context of modernization of Russian society / S.S. Mullakhmedo-va, D.S. Shikhalieva [et al.]. Makhachkala, 2017. 189 p.

Информация об авторе

Беликова Наталья Юрьевна

кандидат исторических наук, доцент,

проректор по непрерывному образованию и международной деятельности, Кубанский государственный технологический университет [email protected]

NataliaYu. Belikova

Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor,

Vice-rector for Continuous Education

and International Activities,

Kuban State Technological University

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.