http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 37
DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-61-70
Ольга Сергеевна Наумова,
кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: olga.naumova.72.72@mail.ru
Проблема гармонии научного и духовного в профессиональной подготовке будущего учителя: историко-педагогический аспект
В статье раскрывается проблема гармонии научного и духовного в профессиональной подготовке будущих учителей, значение её решения для реализации духовно-нравственного направления воспитания. Автор анализирует подходы к решению проблемы гармонии научного и духовного в различные исторические периоды развития отечественного образования. Даётся характеристика решения этой проблемы в дореволюционный, советский и современный российский периоды отечественного образования, выделяются лучшие отечественные традиции в образовании и профессиональной подготовке будущего учителя. Представлены результаты проведённого исследования среди школьников и студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», включающего вопросы по литературе, истории, духовной культуре, естественно-научным дисциплинам, составляющих основу целостной картины мира. Автор приходит к выводу о том, что в современной системе образования и профессионального образования недостаточно уделяется внимания проблеме гармонии научного и духовного, подчёркивается необходимость всестороннего комплексного подхода к профессиональной подготовке будущего учителя, в основе которой должно быть решение проблемы гармонии научного и духовного. Актуальным в этой связи является разрабатываемый отечественными современниками культурологический подход к воспитанию, лучшие отечественные традиции, диалог культур и преемственность.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовность, нравственность, принцип народности в воспитании, традиции, культурологический подход к воспитанию, антропологический подход к воспитанию
Введение. Проблема гармонии научного и духовного в профессиональной подготовке будущего учителя является актуальной для решения задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Более двадцати лет отечественные учёные обращают особое внимание к вопросам духовно-нравственного воспитания личности. В различных нормативно-правовых документах, концепциях воспитания, федеральном государственном образовательном стандарте поставлена задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, требующая продуманных подходов и путей решения. В этой связи проблема подготовки педагогических кадров к реализации духовно-нравственного воспитания является актуальной.
Методология и методы исследования. Исследование строится на:
- идеях философско-антропологичес-кого подхода К. Д. Ушинского, А. В. Валицкой, И. А. Колесниковой, О. Г. Прикота, В. С. Шу-
бинского, в основе которого стоит проблема комплексного подхода к воспитанию личности, значение знания различных дисциплин (психологии, физиологии, анатомии, истории, географии и других наук, изучающих человека) для решения проблемы воспитания человека;
- идеях воспитания целостной личности (П. Г. Редкин, Н. И. Пирогов, Н. Х. Вес-сель, В. И. Водовозов, Н. Г. Дебольский, М. И. Демков, П. Ф. Каптерев, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский и др.). Проблема воспитания целостной личности связана с развитием всех сфер личности: когнитивной, эмоционально-ценностной, волевой. Учёными предложены механизмы решения проблемы;
- идеях культурологического подхода отечественных философов и педагогов прошлого и настоящего (философы: Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. С. Соловьёв и др.; педагоги: Н. Х. Вессель, В. И. Водовозов, Н. Г. Дебольский, М. И. Демков, В. В. Зеньков-ский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, А. Н. Ост-
© Наумова О. С., 2018
61
рогорский, Н. И. Пирогов, С. А. Рачинский, К. Д. Ушинский; современники: А. Г. Асмо-лов, М. М. Бахтин, Ю. В. Белкин, В. С. Биб-лер, Е. В. Бондаревская, Г. П. Выжлецов,
B. П. Зинченко, М. С. Каган, Н. Б. Крылова,
C. В. Кульневич, Ю. М. Лотман, А. В. Рогова и др.). Идеи культурологического подхода позволяют рассматривать проблему воспитания личности на основе диалога культур и преемственности, учитывать национальные традиции и ценности в воспитании личности;
- идеях духовно-нравственного воспитания личности (С. Ю. Дивногорцева, В. В. Игнатова, И. А. Колесникова, Т. И. Петракова, И. А. Соловцова, А. И. Шемшурина, Е. В. Ше-стуна, Н. Е. Щуркова и др.);
- работах, раскрывающих проблему подготовки будущего учителя к реализации духовно-нравственного воспитания школьников (А. В. Беляева, А. Ю. Григоренко, Л. П. Гладких, О. А. Петрухина, А. В. Рогова, Л. Ю. Савинова, Н. П. Ширякова и др.).
Несмотря на то, что проблеме духовно-нравственного воспитания личности и профессиональной подготовке будущих учителей к реализации духовно-нравственного направления воспитания в настоящее время посвящено очень много исследований, в аспекте гармонии научного и духовного эта проблема целостно не рассматривалась.
В исследовании были использованы теоретические методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ фило-софско-педагогических концепций духовно-нравственного воспитания личности в различные исторические периоды, их систематизация и обобщение с целью определения стержневых идей в духовно-нравственном воспитании личности, их взаимосвязи и преемственности; периодизация развития фи-лософско-педагогической мысли в аспекте решения проблемы гармонии научного и духовного в формировании целостной личности с целью выявления периодов различных подходов к решению проблемы в истории педагогики.
В ходе эмпирического научного исследования использовались методы: тестирование, изучение продуктов творческой деятельности (отзывов о круглом столе) студентов. Тестирование было направлено на выявление уровня знаний школьников и студентов в области различных дисциплин: гуманитарных (литературы, истории) и естественнонаучных (биологии, географии, химии, фи-
зики, математики), а также знаний в области русской духовной культуры, которые, на наш взгляд, определяют основу целостного мировоззрения. Изучение продуктов творческой деятельности (отзывов о круглом столе) студентов позволило определить отношение студентов к изучаемой проблеме.
Результаты теоретического исследования. Проблема духовно-нравственного воспитания и профессиональной подготовки будущего учителя к реализации данного направления воспитания широко изучается в настоящее время. В то же время можно констатировать факт, что в современном профессиональном образовании недостаточно уделяется внимания проблеме духовного просвещения будущих учителей. Студенты профессиональных педагогических учебных заведений, как и в целом молодое поколение, слабо ориентируются в вопросах, касающихся духовного знания, знания истории своей страны, а также в вопросах гуманитарного и естественно-научного областей знания.
Целью нашего исследования является показать, как решалась проблема гармонии научного и духовного в профессиональной подготовке будущего учителя в различные исторические периоды и значение её решения для решения вопросов духовно-нравственного воспитания современного подрастающего поколения.
В истории педагогики идея гармонии научного и духовного в образовании и воспитании связана с идеей воспитания целостной личности. До революции 1917 года её развивали учёные, которые занимались проблемами духовно-нравственного воспитания (философы: Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев и др.; педагоги: Н. Х. Вессель, В. И. Водовозов, Н. Г. Де-больский, М. И. Демков, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, А. Н. Острогорский, Н. И. Пирогов, С. А. Рачинский, К. Д. Ушинский и др.).
Понятие «целостность» являлось одним из ведущих в философско-педагогиче-ской мысли XIX века. Целостность предполагает единство внешнего и внутреннего. Под внешним следует понимать окружающий мир, под внутренним - внутренний мир человека. Единство внешнего и внутреннего предполагает гармонию. В результате грехопадения человека с позиций православной веры целостность была нарушена. Вследствие этого была утрачена гармония: поте-
ряна связь человека с Богом, разрушился духовный внутренний мир человека и появились проблемы взаимоотношений человека и природы. Поэтому одну из главных целей духовно-нравственного воспитания педагоги видели в восстановлении целостности личности как её сущностной характеристики.
Для развития целостной личности, по мнению учёных, необходимо движение личности к совершенству через познание Бога и истины, вечных духовных непреходящих ценностей: Добра, Любви, Красоты и других, через развитие нравственных, волевых качеств: ответственности, долга, чести и др., через обретение ею духовной свободы. Так, например, по мнению святителя Иннокентия Московского, «...соблюдая нравственные заповеди, человек приближается к идеалу -Богу и обретает освобождение от греха или духовную свободу, которая невозможна без любви: «Свобода без любви не есть свобода», но своеволие, ведущее к погибели и рабству» [6, с. 89].
По мнению религиозного мыслителя, педагога В. В. Зеньковского, у каждого человека свой путь и логика духовного развития. Это связано с неповторимостью личностью, её уникальностью. «Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи, связанные с духовными особенностями человека., - писал В. В. Зеньковский, - они могут и должны быть решены в любых условиях жизни» [1, с. 81]. Решение таких задач учёный связывает с несением креста, благодаря которому человек обретает целостность. Проблему духовно-нравственного воспитания детей В. В. Зеньковский связывал с восстановлением единства духовного и эмпирического в развитии личности ребёнка. Развитие личности, по мнению учёного, идёт в трёх направлениях: «развития своеобразия, основных сил, творческого начала в ребёнке, - развития в нём исконного раздвоения добра и зла и связанного с этим развития его связи с социальной средой через усвоение языка всей социальной традиции» [Там же, с. 163]. Восстановление утраченной целостности, по мнению В. В. Зеньковского, предполагает развитие всех сил и сторон в человеке, соблюдающее «иерархический принцип в конституции человека», не просто принципы торжества духовного начала, а «исцеление самой духовности в нас» [Там же, с. 206].
Основоположник отечественной педагогики К. Д. Ушинский большое внимание
уделял проблеме личности учителя как фактора духовно-нравственного становления личности учеников. Он считал, что народный учитель должен быть «хорошим воспитателем и действовать своим преподаванием не на одно обогащение ума познаниями, но развитие всех умственных и нравственных сил воспитанника» [8, с. 81]. Рассматривая проблему профессиональной подготовки учителя и создания учительской семинарии, К. Д. Ушинский писал: «Религиозное и нравственное воспитание должно быть главной задачей приготовительной учительской школы. Характер скромный, терпеливый и религиозный должен быть предпочитаем самым блестящим способностям.» [Там же, с. 98]. В то же время он комплексно подходил к проблеме профессионального образования педагогов и подчёркивал, что учитель должен ориентироваться в различных областях знаний: педагогики, психологии, физиологии, истории, географии и др. Неслучайно К. Д. Ушинского называют отцом русской педагогики.
Как педагог, он разработал филосо-фско-антропологический подход к воспитанию, в основе которого лежит синтез наук о человеке. В деле воспитания важно знать всё. Определив научные основы воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [9, с. 237]. Данный подход в настоящее время продолжает разрабатываться в рамках философской и педагогической антропологии отечественными учёными А. В. Валицкой, И. А. Колесниковой, О. Г. Прикотом, В. С. Шубинским и др. Человек с позиции данного подхода определяется как высшая ценность и цель воспитания.
В своей статье «О народности в общественном воспитании» К. Д. Ушинский обосновал принцип народности в воспитании, который предполагает учёт культуры, народных традиций и ценностей в воспитании; глубоких знаний в области истории, географии. Принцип народности созвучен по своему содержанию с принципом культуросообразно-сти в воспитании, ранее раскрытым в трудах немецкого педагога В. А. Дистервега, учитывающего особенности места и времени в воспитании; индивидуальные, национальные и общечеловеческие начала в каждом человеке. В современной педагогике эти идеи находят своё отражение в культурологиче-
ском подходе к воспитанию (основы которого были заложены в дореволюционный период) и разрабатываются такими учёными, как
A. Г. Асмолов, М. М. Бахтин, Ю. В. Белкин,
B. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Г. П. Выж-лецов, В. П. Зинченко, М. С. Каган, Н. Б. Крылова, С. В. Кульневич, Ю. М. Лотман, А. В. Рогова и др.
С принципом народности в воспитании связана идея воспитания по идеалу. Проблема воспитания по идеалу широко обсуждалась в отечественной философско-педагоги-ческой мысли XIX века. Её родоначальниками стали П. Г. Редкин и Н. И. Пирогов, в дальнейшем она развивалась в учениях других педагогов (Н. X. Весселя, В. И. Водовозова, Н. Г. Дебольского, М. И. Демкова, П. Ф. Кап-терева, В. Я. Стоюнина, К. Д. Ушинского и др.). Учёные связывали процесс воспитания со стремлением личности воспитанника к самосовершенствованию, в соотнесении личностных качеств с идеалом. В дореволюционной России таким педагогическим идеалом был христианский идеал. Воспитание должно быть обращено к внутренней стороне личности, направлено на пробуждение её собственной активности в достижении Идеала.
О народном идеале К. Д. Ушинский писал: «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием» [7, с. 52].
Наряду с целостностью, воспитанием личности по идеалу, ведущими базовыми понятиями, на основе которых разрабатывалось понимание сущности человека в философско-педагогической мысли России дореволюционного периода, считались всеединство, соборность, Богочеловечество.
Представители русского космизма (В. Ф. Одоевский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский и др.) связывали понимание нравственности с идеей «соборности», трактуемой ими как: внутренняя соборность (целостность души), всеединство (общечеловеческое единство) и соединённость людей с окружающим миром. Реализация этих трёх направлений соборности и способствует духовно-нравственному развитию человека, выступает в качестве условий достижения нравственного идеала, являющегося одной из ведущих целей культуры.
В советский, послереволюционный период, изменилась идеология государства, а вместе с ней и методологические подходы к воспитанию. Воспитание было направлено на решение задач формирования всесторонне развитых строителей коммунистического общества. Понятие «духовность» в советской педагогике не рассматривалось. Понятию «нравственность» давалось иное определение. Нравственным стали называть всё то, что «служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающее новое общество коммунистов» [11, с. 47].
Одной из задач советской школы стала задача формирования антирелигиозных представлений и материалистического естественно-научного мировоззрения. Как указывает исследователь В. А. Шевченко, естествознание имело большое значение для формирования атеистического мировоззрения, поэтому дисциплинам естественнонаучного цикла в обучении школьников отводилось приоритетное значение. Эволюционное учение Ч. Дарвина являлось базисным для изучения программы естествознания, в заключение которой делался вывод: «Объяснив эволюцию строго механистически "материалистически", дарвинизм тем самым освобождает человека от цепей рабской веры в бога, являющейся тормозом не только для науки, но и для построения новой жизни вообще» [10]. В целом ряде документов и статей педагогов 20-х годов ХХ века отражена задача антирелигиозного воспитания (проект программ ГУСа 1929 г., циркулярное письмо ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозного воспитания», 1929 г.; статьи: А. В. Луначарского «Антирелигиозная борьба в школе», «О текущих задачах культурного строительства» и др.; М. В. Крупениной «Программы ГУСа в свете воспитательных задач школы»; В. Н. Шульгина «О школьных программах» и др.). В. А. Шевченко подчёркивает, что в отличие программ 1927 года, программы 1929 года «религия и церковь наиболее отчётливо представлялись в качестве врага» [10, с. 212], что наиболее пагубно отразилось на качестве школьного образования, а также «провоцировало столкновение между школой и семьёй на религиозной почве» [10]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание приняло ярко выраженную идеологическую классовую направленность. Опыт, накопленный в доре-
волюционной философско-педагогической мысли в области духовно-нравственного вос-питания,оказался не востребован.
Стремление к народному благосостоянию, развитию науки и техники в советской стране обозначило новые приоритеты в образовании. Знаниевая парадигма стала характерной чертой советского образования. В советский период была очень быстро решена задача всеобуча, каждому советскому школьнику было доступно бесплатное образование. Советская школа включала весь цикл гуманитарных, естественно-научных дисциплин, дисциплин художественно-эстетического цикла, физическую подготовку, трудовое воспитание. Воспитание было направлено на решение задачи формирования всесторонне развитой гармоничной личности. Но следует отметить, что подходы к решению этой задачи не в полной мере соответствовали её содержанию. Внешнее стимулирование развития личности, когда ребёнок рассматривался как объект педагогического воздействия, тормозило внутренние стороны его развития, а значит, не способствовало развитию целостной личности.
Многие наши современники рассматривают советскую систему образования как одну из самых сильных, дававшую качественное образование. Согласно данным опроса по проблеме «хуже ли российская школа советской», представленным в журнале «Аккредитация в образовании», только 17 % респондентов считают уровень одинаковым, а 12 % - что современная школа лучше, чем советская [5].
Авторы статьи «Ностальгия по советскому» Н. А. Купина и Т. А. Долинина приводят примеры отношения педагогов к советской школе, профессиональная деятельность которых была связана с этим периодом [2]. Ностальгические воспоминания педагогов по советской школе связаны с бескорыстным коллективным трудом, организацией совместной творческой деятельности педагогов и учащихся, по партийной дисциплине, по твёрдой руке, по дружбе народов, по собраниям, по бесплатной медицине, по нравственной основе отношений (нравственные ценности, уважение, ответственность, честь, долг, добросовестность, благодарность, благородство, добрые дела, человечность и др.). Советская школа, по мнению учителей, давала полноценное качественное образование; «программы были составлены рационально
и обеспечивали фундаментальные знания». Статус учителя был высоким, почтительное отношение к учителю сегодня утратилось. «Советская школа, советские учителя воспитывали ответственную, активную, целеустремлённую молодёжь» [Там же, с. 184].
Проблему качества образования в России и за рубежом рассматривает в своей книге «Зрелое общество: проблема, реальность, перспективы» Ю. В. Олейников. Учёный указывает на то, что советская система образования до 90-х годов прошлого века признавалась лучшей в мире. У детей на международных соревнованиях практически не было конкурентов. Но главной причиной, по мнению Ю. В. Олейникова, снижения развития личности в постсоветский период стали «социоплагенные - естественные процессы задержки развития (скудное питание, связанные с этим болезни) и социогенных причин (недостаток родительского внимания в результате социальной неопределённости, влияние постоянного стресса в семьях и распад семей)» [4, с. 323]. Лишь в последние годы «влияние упадка школы и перевода системы высшего образования на коммерческую основу на интеллектуальное развитие молодёжи стало больше ощущаться». В то же время учёный обращает внимание на то, что система западного образования остаётся на достаточно низком уровне. Чтобы получить качественное образование, нужно заплатить большие деньги. «Система образования на Западе, - пишет учёный, - направлена на увеличение массы инфантильных субъектов. Качественное образование, как среднее, так и высшее, становясь всё более дорогим, лишает растущий контингент молодых людей возможности взросления, обретения поистине состояния зрелого гражданина социума. Словом, массовое образование направлено на понижающее "развитие"» [Там же, с. 327]. Причина заключается, как указывает Ю. В. Олейников, в проблеме социально-экономического господства правящей верхушки [Там же, с. 345]. В буржуазном обществе работодателям требуются «исполнительные, дисциплинированные, не способные критически мыслить манипулируемые работники. Перед этим обществом никогда и не стояла задача воспитания целостной личности» [Там же, с. 346]. Поэтому в западных школах распространено «мозаичное» образование, которое эффективно «препятствует формированию у человека целостной
картины окружающего мира... полностью выхолащивается логическое мышление. Люди становятся послушными объектами любых манипуляций» [Там же].
Результаты эмпирического исследования. Проблемой эмпирического исследования стало выявление уровня знаний по различным дисциплинам, которые, на наш взгляд, являются базовыми, становятся базовой частью целостного видения мира у наших школьников и будущих учителей, студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Результаты исследования были представлены на круглом столе «Проблема гармонии научного и духовного в профессиональной подготовке будущего учителя». Исследование проводилось среди учащихся 11-го класса, студентов 1, 2 и 4-го курсов профилей «Иностранные
Как видно из таблицы результатов тестирования, наиболее высокий уровень знаний опрошенных респондентов в области литературы - 83 %; истории - 77 % и духовной культуры - 50 % оказался у старшеклассников. У обучающихся вуза по направлению «Педагогическое образование» наиболее высокие результаты у студентов первого курса: в области литературы - 75 %, в области истории - 54 %, в области духовной культуры - 30 %. Для наглядности приведём лишь некоторые варианты вопросов и ответов в области духовной культуры: 1. Знаменитый русский флотоводец, прославленный в лике
языки», «Экология», «Музыкальное образование», «Безопасность жизнедеятельности», «Начальное образование», «Дошкольное образование» и включало вопросы тестовых заданий по истории, литературе, естественно-научным дисциплинам, по духовной русской культуре. Вопросы по естественнонаучным дисциплинам были составлены кандидатом биологических наук, доцентом, доцентом кафедры экологии, экологического и химического образования Т. Е. Ткачук. Вопросы по гуманитарным дисциплинам были взяты из Всероссийской олимпиады для школьников, они были представлены в виде тестовых заданий с несколькими вариантами ответов. Всего в исследовании приняло участие 150 респондентов. Результаты проведённого исследования представлены в таблице.
святых» (ответ: Ф. Ф. Ушаков). 2. Кто является автором высказывания «Не в силе Бог, а в правде»? (ответ: Александр Невский). 3. Что народная мудрость называет «гласом Божьим» в душе человека? (ответ: совесть). 4. Какой святой воин изображён на гербе России? (ответ: Георгий Победоносец) и др.
У студентов факультета естественных наук, математики и технологий представлены результаты опроса по естественнонаучным дисциплинам, которые показывают недостаточно высокий уровень знаний: из 32 студентов только 2 студента набрали 80 % правильных ответов по естественно-
Таблица
Результаты тестирования
Аудитория История Литература Естественные науки Духовные корни
Учащиеся 11-го класса 10 из 13 вопросов (77 %) 10 из 12 вопросов (83 %) 5 из 10 вопросов (50 %)
Студенты 2-го курса ИЯ-16 6 из 13 вопросов (46 %) 8 из 12 вопросов 67 % 16 из 31 вопроса (52 %) 3 из 10 вопросов (30 %)
Студенты 2-го курса НО-16 6 из 13 вопросов (46 %) 7 из 12 вопросов (58 %) 2 из 10 вопросов (20 %)
Студенты 2-го курса ДО-16 3 из 13 вопросов (23 %) 7 из 12 вопросов (58 %) 2 из 10 вопросов (20 %)
Студенты 2-го курса МО-16 7 из 13 вопросов (54 %) 8 из 12 вопросов (67 %) 3 из 10 вопросов (30 %)
Студенты 1-го курса ИЯ-17 7 из 13 вопросов (54 %) 9 из 12 вопросов (75 %) 3 из 10 вопросов (30 %)
Примечание. Авторы таблицы: учитель ОРКСЭ МБОУ «СОШ № 47» г. Читы Е. В. Дробная и канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики О. С. Наумова.
научным дисциплинам; лишь 1 студент -90 %. Примеры вопросов по естественно-научным дисциплинам: 1. В каких единицах измеряются углы? 2. Сформулируйте теорему Пифагора. 3. Что больше: звезда или планета? 4. Чему равна валентность кислорода? 5. Формула серной кислоты? 6. Причина смены дня и ночи? 7. Где живут пингвины?
8. Сколько камер в сердце млекопитающих?
9. Откуда берётся кислород в воздухе и т. д.
Результаты проведённого исследования были обсуждены на круглом столе «Проблема гармонии научного и духовного в профессиональной подготовке будущего учителя», в рамках конференции «Молодёжная научная весна-2018», проходившей в Забайкальском государственном университете, в которой приняли участие 60 человек, среди них протоиерей Павел Матвеев, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Читинской епархии; кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры экологии, экологического и химического образования Т. Е. Ткачук, учитель ОРКСЭ МБОУ «СОШ № 47» г. Читы Е. В. Дробная, педагог-художник И. В. Бухоголова, старший преподаватель кафедры литературы Н. В. Мотылькова, магистранты направления «Педагогическое образование» профилей «Высшая школа» и «Духовно-нравственное воспитание», студенты четвёртого курса направления «Филология», студенты второго курса направления «Педагогическое образование» профилей «Иностранные языки», «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Безопасность жизнедеятельности», «Экологическое образование», направления «Лингвистика». Руководителем круглого стола была кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики О. С. Наумова. Участникам круглого стола предлагалось обсудить следующие вопросы:
1. Проблема формирования целостной личности в профессиональной подготовке будущего учителя.
2. Решение проблемы гармонии научного и духовного в мировоззренческих взглядах учёных.
3. Педагогическая система К. Д. Ушин-ского как основа профессиональной подготовки будущего учителя.
Доклады по первому вопросу были представлены филологом, учитель ОРКСЭ МБОУ «СОШ № 47» г. Читы Е. В. Дробной и
кандидатом биологических наук, доцентом кафедры экологии, экологического и химического образования Т. Е. Ткачук.
Учёные представили доклады с разных позиций. Е. В. Дробная раскрыла значение русской культуры для духовно-нравственного становления личности. Т. Е. Ткачук показала значение научных знаний для современного человека. Проблемным для обсуждения оказался вопрос по поводу низкого уровня знаний современной молодёжи в области различных наук, об этом говорят результаты проведённого нами исследования. Наименее осведомлёнными респонденты оказались в области знаний духовной культуры своей Родины.
Е. В. Дробная в своём докладе представила профессиограмму современного педагога, выполняющего разные функции: учителя-предметника, учителя-методиста, классного руководителя, представителя педагогического сообщества в социуме. Подчеркнула значение духовно-нравственной культуры педагога, без которой невозможно осуществление педагогической деятельности. Раскрыла различные подходы к пониманию целостной картины мира: религиозный и научный. С позиции религии целью познания является смысл жизни; религия имеет традицию, оказала огромное влияние на мировую культуру; она стабильна, центральное место в ней занимает образ Бога как высшая, истинная и неизменная реальность; предлагает правила, открывающие человеку пути духовного выживания. Цель науки заключается в выявлении закономерностей, целостная картина мира объединяет знания различных наук о природе и жизни общества (возникла в XV веке); с позиции науки - мир постоянно изменяется, абсолютной истины для науки не существует, исследует материальную составляющую мира, человек в нём рассматривается как случайный продукт эволюции, он противостоит природе, законы которой не может изменить. Решение проблемы формирования целостной картины мира заключается в гармонии научного и духовного в профессиональной подготовке будущего учителя.
В истории человеческого общества существует много примеров учёных, учителей, объединяющих в своём мировоззрении взгляды науки и религии. Среди них отечественный учёный, человек мирового значения М. В. Ломоносов, химик, естествоиспытатель, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, историк. Отношение к науке и религии выражено в его
словах: «Природа и Вера суть две сестры родные, и никогда не могут прейти в распрю между собою. Не только небеса, но и недра Земли проповедуют Славу Божию». Можно привести другие многочисленные примеры верующих отечественных и зарубежных учёных, среди отечественных - Афанасий Никитин, Иван Федоров, Пётр Петрович Семёнов Тян-Шанский, Павел Александрович Флоренский, Николай Иванович Вавилов, святитель Лука Войно-Ясенецкий, Александр Степанович Попов, Алексей Алексеевич Ухтомский, Игорь Иванович Сикорский, Николай Николаевич Боголюбов и др.; среди зарубежных -Андре-Мари Ампер, Блез Паскаль, Джоуль Джеймс, Галилео Галилей, Майкл Фарадей, Луи Пастер, Исаак Ньютон, Альберт Энштейн, Роберт Броун, Карл Линней и др. О судьбе некоторых из них подготовили доклады для круглого стола магистранты магистратуры «Духовно-нравственное воспитание».
Т. Е. Ткачук, представив результаты проведенного исследования, подчеркнула значение каждой науки для формирования целостной научной картины мира. Проблемой современного человека, по мнению исследователя, является формирование человека-потребителя, сознанием которого можно манипулировать.
И. В. Бухоголова раскрыла педагогическую концепцию К. Д. Ушинского как основу профессиональной подготовки будущего учителя. Она обратила внимание в своём докладе на значение личности учителя в становлении личности ученика, на необходимость всесторонней подготовки к профессиональной педагогической деятельности, подчеркнув значение слов великого педагога К. Д. Ушинского: «Если хочешь воспитать Человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».
Участники круглого стола приняли участие в обсуждении представленных докладов и написали положительные отзывы о круглом столе. Студенты отметили, что у них «изменилась картина мира после круглого стола»; стали «осознавать те вещи, которые не понимали раньше»; «на круглом столе были затронуты интересные темы, есть, над чем подумать и поразмышлять»; «убедились, что наука не может существовать без веры, как и вера не может обойтись без науки» и т. д.
Выводы. Проведённое исследование показало:
- проблема гармонии научного и духовного в профессиональной подготовке будущего учителя является актуальной и требующей своего решения в современной системе образования;
- в истории отечественной педагогики можно выделить три периода различных подходов к решению проблемы гармонии научного и духовного в формировании целостной личности: а) в дореволюционной России решение проблемы гармонии научного и духовного в профессиональной подготовке будущего учителя было связано с идеей развития целостной личности, развиваемой в трудах философов и педагогов этого периода; определяющим к воспитанию Человека и подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности является разработанный К. Д. Ушинским антропологический подход к воспитанию; б) советский период характеризуется развитием науки и техники; в области образования господствует знани-евая парадигма. Советская система образования давала качественную подготовку в области естественно-научных дисциплин, но присутствовала идеологическая направленность в области гуманитарных дисциплин; в) российский современный период характеризуется необходимостью всестороннего комплексного подхода к профессиональной подготовке будущего учителя, в основе которой должно быть решение проблемы гармонии научного и духовного. Актуальным в этой связи является разрабатываемый отечественными современниками культурологический подход к воспитанию, лучшие отечественные традиции, диалог культур и преемственность;
- проведённое эмпирическое исследование показало недостаточно высокий уровень знаний школьников и студентов в области литературы, истории, духовной культуры и дисциплин естественно-научного цикла; актуализировало значение решения проблемы гармонии научного и духовного в профессиональной подготовке будущего учителя на основе философско-антропологического и культурологического подходов, а также идей воспитания целостной и духовно-нравственной личности.
Список литературы
1. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Христианская жизнь, 2002. 272 с.
2. Купина Н. А., Долинина Т. А. Ностальгия по советскому. Томск: ТГУ, 2011. 514 с.
3. Наумова О. С. Воспитание экологической культуры личности в контексте её духовно-нравственного развития (разработка проблемы в истории отечественной педагогики). Чита: ЗабГГПУ, 2010. 86 с.
4. Олейников Ю. В. Зрелое общество: проблема, реальность, перспективы. М.: Перспектива, 2010. 780 с.
5. Результаты опроса: российская школа хуже советской? // Аккредитация в образовании. 2005. № 1. С. 61.
6. Творения Иннокентия митрополита Московского: в 3 кн. Кн. 1 / собр. И. Барсуковым. М.: Синодальная тип., 1886. 307 с.
7. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения. М., 1974. Т. 1. С. 51-123.
8. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. Т. 2. 494 с.
9. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974. Т. 1.
10. Шевченко В. А. Советская школа: переход от безрелигиозного воспитания к антирелигиозному // Новый исторический вестник. М.: Изд-во Ипполитова, 2007. С. 207-213.
11. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / под ред. А. Н. Алексеева, Н. П. Щербакова. М.: Просвещение, 1972. 406 с.
Статья поступила в редакцию 05.09.2018; принята к публикации 30.09.2018
Библиографическое описание статьи
Наумова О. С. Проблема гармонии научного и духовного в профессиональной подготовке будущего учителя: историко-педагогический аспект // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 5. С. 61-70. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-61-70.
Olga S. Naumova,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: olga.naumova.72.72@mail.ru
The Problem of Scientific and Spiritual Harmony in Professional Training of Future Teachers: Historical and Pedagogical Aspect
The article reveals the problem of harmony of the scientific and spiritual in the professional training of future teachers, the significance of its solution for the realization of the spiritual and moral direction of upbringing. The author analyzes the approaches to the solution of this problem in various historical periods of the development of national education. The characteristic of the solution of this problem in pre-revolutionary, Soviet and modern Russian periods of national education is given; the best domestic traditions in education and professional training of a future teacher are distinguished. The results of the research among schoolchildren and students studying in the direction of "Pedagogical Education", which include questions on literature, history, spiritual culture, natural sciences, which, in our opinion, constitute the basis for an integral picture of the world, are presented. The author comes to the conclusion that the modern system of education and professional training does not pay sufficient attention to the problem of harmony between the scientific and spiritual; emphasizes the need for a complex comprehensive approach to the professional training of a future teacher, which should be based on the solution of the problem of harmony of the scientific and spiritual. The cultural approach to education, the best domestic traditions, dialogue of cultures and continuity, which is being developed by our contemporaries, is relevant in this regard.
Keywords: Spiritual and moral upbringing, spiritualness, morals, principle of nationality in education, traditions, cultural approach to education, anthropological approach to education
References
1. Zen'kovskij V. V. Problemy vospitaniya v svete hristianskoj antropologii. Klin: Hristianskaya zhizn', 2002. 272 s.
2. Kupina N. A., Dolinina T. A. Nostal'giya po sovetskomu. Tomsk: TGU, 2011. 514 s.
3. Naumova O. S. Vospitanie ehkologicheskoj kul'tury lichnosti v kontekste eyo duhovno-nravstvennogo razvitiya (razrabotka problemy v istorii otechestvennoj pedagogiki). CHita: ZabGGPU, 2010. 86 s.
4. Olejnikov Yu. V. Zreloe obshchestvo: problema, real'nost', perspektivy. M.: Perspektiva, 2010. 780 s.
5. Rezul'taty oprosa: rossijskaya shkola huzhe sovetskoj? // Akkreditaciya v obrazovanii. 2005. № 1. C. 61.
6. Tvoreniya Innokentiya mitropolita Moskovskogo: v 3 kn. Kn. 1 / sobr. I. Barsukovym. M.: Sinodal'naya tip., 1886. 307 s.
7. Ushinskij K. D. O narodnosti v obshchestvennom vospitanii // Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. M., 1974. T. 1. S. 51-123.
8. Ushinskij K. D. Proekt uchitel'skoj seminarii // Pedagogicheskie sochineniya. M.: Pedagogika, 1988. T. 2. 494 s.
9. Ushinskij K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii // Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. M.: Pedagogika, 1974. T. 1.
10. Shevchenko V. A. Sovetskaya shkola: perekhod ot bezreligioznogo vospitaniya k antireligioznomu // Novyj istoricheskij vestnik. M.: Izd-vo Ippolitova, 2007. S. 207-213.
11. Hrestomatiya po istorii sovetskoj shkoly i pedagogiki / pod red. A. N. Alekseeva, N. P. Shcherbakova. M.: Prosveshchenie, 1972. 406 s.
Received: September 5, 2018; accepted for publication September 30, 2018 Reference to the article
Naumova O. S. The Problem of Scientific and Spiritual Harmony in Professional Training of Future Teachers: Historical and Pedagogical Aspect // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 5. PP. 61-70. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-61-70.