Научная статья на тему 'Духовная культура как движущая сила научно-технической революции'

Духовная культура как движущая сила научно-технической революции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1565
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРЕСС НАУЧНЫЙ / РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНАЯ / КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ / ЛИЧНОСТЬ / ОДИНОЧЕСТВО / ОТЧУЖДЕНИЕ / SPIRITUAL CULTURE / TECHNICS / SCIENCE / TECHNICAL PROGRESS / INFORMATION REVOLUTIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калимуллин Д. Д.

Статья посвящена исследованию проблемы взаимодействия человека и общества в условиях научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс предъявляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual culture as a resource develop of scientific and technological revolution

In article problems of technical progress and spiritual culture are considered. Interference of spiritual culture and techniques is treated from positions of information revolutions. The information field forms a cultural cocoon where there is a set of information codes, transforming a virtual reality of life

Текст научной работы на тему «Духовная культура как движущая сила научно-технической революции»

УДК 001:330.341.1

Д.Д.Калимуллин

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

Статья посвящена исследованию проблемы взаимодействия человека и общества в условиях научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс предъявляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде.

Ключевые слова: прогресс научный, революция научная, культура духовная, личность, одиночество, отчуждение

D.D.Kalivullin SPIRITUAL CULTURE AS A RESOURCE DEVELOP OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL REVOLUTION

In article problems of technical progress and spiritual culture are considered. Interference of spiritual culture and techniques is treated from positions of information revolutions. The information field forms a cultural cocoon where there is a set of information codes, transforming a Virtual reality of life.

Keywords: spiritual culture, technics, science, technical progress, information revolutions.

Сейчас, в начале XXI века, бросая взгляд в прошлое, мы можем с уверенностью сказать, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. Со многими из них мы настолько срослись, что уже не склонны их замечать или тем более видеть в них особые достижения.

Развитие науки и техники показывает, что основные успехи достигаются уже не по фронтальным направлениям развития конкретной науки или техники, а главным образом в междисциплинарных областях, требуя от ученого, композитора, инженера, организатора, истинного философа творческого владения не одной, а несколькими специальностями, представители которых уже редко понимают друг друга.

Если в недалеком прошлом могло казаться, что необразованные прослойки и классы населения таят в себе неисчерпаемые кладези нереализованных талантов и гениев, для проявления которых не хватает только обучения и материальных возможностей, то по мере расширения среднего и высшего образования стало ясно, что число гениев и талантов растет далеко не пропорционально числу людей с высшим образованием, казалось бы, открывающим путь к творческой деятельности. В действительности же уровень знаний, необходимых для междисциплинарных обобщений, ныне достигается в большинстве случаев по прохождении возрастного оптимума подлинной творческой активности [4].

Согласимся человек утверждает свою реальность по мере того, как расширяет свою среду. Окружающая среда с ее ресурсами и ручным трудом выплескивается со временем в техническую и ноосферную среду. «Человек, как познающее и действующее существо, как субъект социальной практики имеет дело в первую очередь с поверхностью предметов, оценивая их «контактные» и «дистанционные» качества не только в соответствии со своими чувственными восприятиями, но и прежде всего социально» [1, C.23]. Смысл техники - освободить человека как животное существо от подчинения природе с ее бедствиями, угрозами и оковами. Поэтому принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека. Технический человек рассматривает вещи под углом зрения их ценности для реализации человеческих целей и пытается приблизить формы вещей к особенности этих целей [9, с.117].

Создание орудий труда подчинено идее некоего единства, а именно - единства в рамках постоянно расширяющегося при своей замкнутости преобразования человеком окружающей его среды. Животное находит уже данной среду, с которой оно, не сознавая этого, неразрывно связано. Человек, также пребывая в этой связи, выводит создаваемую им самим среду за границы этой связи, в беспредельность. Жизнь в среде, отчасти созданной им самим, является признаком самой сущности человека [9, с.117].

Здесь же необходимо отметить, что в свое время предлагалось различать технику, производящую энергию, и технику производящие продукты. Затем рассматривались такие феномены техники, создающие не только средства для достижения ранее поставленной цели, но и сами приводящие к таким открытиям, результаты которых вначале никем не осознаются. В этом случае создания техники становятся своего рода ключами, открывающими такие сферы деятельности человека, которые расширяют возможности его природы и ведут к новым открытиям [9, с.118].

Фундаментом научно-техническои революции являются потребности. Научно-техническая революция1 в узком смысле - коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное. В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, начавшиеся в середине XX в., лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи

1 (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

с этим говорят также об информационной революции2.

В силу вышесказанного вполне уместно рассмотреть информационные революции и их роль в развитии общества, культуры, личности. Принято считать, что первый революционный этап связан с языком, появлением речи. Человек получил возможность приобретать знание об общем и закреплять это общее в языке. Человеку стало доступно понятийное мышление, благодаря которому возник мир знания наряду с реальным миром вещей и миром образов. Благодаря языку появилось сознание человека, что породило саму социальную форму движения материи, отделив человеческое сообщество от биотического. Последнее стало причиной появления культуры (духовной), так как именно духовная культура отличает человека от животного [3]. В данном случае применительно к Интернету, гипертекст стал фракталом тезауруса (науки).

Второй этап включает изобретение письменности и открытие еще одного документального канала позволило решить проблему хранения информации, обеспечило связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). Как считают ученые, письменность дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта (зародыши синергетики) [3]. Отмечая специфику Интернет можно назвать заимствование иностранных слов (в качестве бренда - анфрендить (un-friended исключить из списка друзей), selfie (фотоснимок самого себя), лайкнуть, нуб/наб или про, по-гуглить, девичья кнопка, поколение Reset, кризис четверти жизни, русский, ИМХО, футбольная вдова, BFF (best friend forever - лучший друг на веки вечные), kakistocracy, tweet, sexting (смс сексуального характера), Neet, man flu, flipping, upcycle и precycle). И наоборот новые слова «возвещают о том, что в язык пришли термины из «зеленой» сферы, компьютерного жаргона, а также показывают, как рецессия сформировала язык, на котором мы сегодня говорим3.

Однако, как считает большинство ученых, наличие письменности мало влияет на развитие цивилизации. Потребность в распространении информации необходимо было еще сформировать. У большинства населения в новой информации не было потребности.

Анализ состояния рассматриваемой проблемы позволяет констатировать, что в эпоху средневековья торговля как и войны носят, по прежнему, локальный характер, а искусство дипломатии распространяется лишь в ограниченных зонах, что приводит к незначительным экономическим, политическим, культурным обменам. Более существенные изменения происходят когда в Европе возникает капитализм. Наряду с этим победа революций в Нидерландах и Франции меняет понимание классовости, картины мира.

Следующим этапом можно считать великие географические открытия, которые показали заблуждения религиозных лидеров и перевернули представления человечества о себе, природе, культуре. Как следствие происходит ускорение всех процессов жизнедеятельности, в том числе и в сфере информации.

Безусловно появление железных дорог и самолетов приводит к тому, что расширяется влияния человека, развиваются города, мегаполисы. В результате культура, обычаи, язык перестали определяться только территориальной обусловленностью, к ней добавились личностные устремления. Стало важно что знает и умеет отдельная личность.

Более того, усиление функции коммуникации в жизнедеятельности общества происходит с появлением разветвленной системы разделения труда, когда возникают зародыши капитализма - мануфактуры. Данная тенденция усиливает появление мелкого, среднего бизнеса и купцы, предприниматели прочно занимают место ведущих сословий. Здесь важно отметить следующее. С одной стороны, расширение классов, каст (бизнесменов, журналистов, субкультур, сообществ) требует постоянного обмена информацией между всеми звеньями организационной и управленческой цепи, приводящей к интенсивному циркулированию информации (в целях поддержания жизни и эволюции субкультур). С другой, - стороны путешествующего «торговца-наблюдателя» сменило капиталистическое производство, которое базируется на научных социологических знаниях, которое приводит к качественному и количественному увеличению объема информации, расширению сферы ее применения и потребовало новых форм ее (со)-существования.

В структуре научно-технического прогресса вертикального «продвижения» и закрепления личности выделяют книгопечатание, как условие доступности сиюминутной информации (новости) всем слоям общества (демократия). Такая тенденция привела к тому, что рукописные книги сменились мануфактурным книгопечатанием. В XIX в. произошло углубление текущей промышленной революции, благодаря которой документальная коммуникация обрела полиграфическую и целлюлозно-бумажную промышленность. Данная динамика обеспечила многотысячные тиражи газет, журналов, книг и огромный книжный рынок, что за собой потянуло появление книжные магазины, библиотеки, клубы т.е. своеобразных институтов социализации.

В цепи информационных революций особняком стоит электричество. Телеграф, телефон, радио, телевидение позволяли оперативно передавать информацию и манипулировать аудиторией. Хотя население по-прежнему различается по этническим, языковым, религиозным, культурным, демографическим признакам. Произошла первая техническая революция (толчок) в сфере социальных коммуникаций. Очевидным стало влияние техники на искусство, культуру: фотография потеснила живопись, кино отвоевывало аудиторию у театра, т.е. невербальный канал обогатился фотографией, а вербальный получил звукозапись. Разнообразие музыкальных, поэтических, живописных форм искусства приходятся на первую техническую революцию. Без техники ужиться противоречивые нелинейные конструкты не могли. Более того, благодаря телефону вербальная коммуникация

2 Академик [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsl7ruwiki/58293

3 Четверть новых слов в английском появилось из интернета [Электронный ресурс] http://news. siteua. org

избавилась от трансформаций и пространственных ограничений, а телеграф позволил мгновенно передавать текстовые сообщения с одного материка на другой.

Возможно, телевидение способствовало появлению виртуальной реальности в кибернетическом понимании. Так, соединение картинки, движения, звука заложило основы аудиовизуальной коммуникации. Появилась новая сцена, арена демонстрации политических, экономических, культурных событий планетарного масштаба.

Поворотным этапом в НТР стало изобретение микропроцессоров и персональных компьютеров. Информационная индустрия (менеджмент) оформилась как новая отрасль, связанная с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний (в целях сохранения духовной культуры, культурного наследия и мира на Земле). Футурологи, писатели научной фантастики, художники, ученые заговорили о виртуальной реальности как социально-культурном феномене.

Информационная индустрия сместила акцент в сторону формирования более содержательной информации. Многие авторы электронный прорыв называют второй технической революцией в сфере социальных коммуникаций [2]. В частности изучается мультимедиа как инструмент художественного творчества, рассматриваются вопросы взаимосвязи технических средств и компьютерных технологий с выразительными возможностями экранных искусств и новых жанров мультимедиа, разнообразные формы построения интерактивного и виртуального информационного пространства. Т.е. внутри данного этапа происходила эволюция техники как формы сознания человечества и средства объединения в единую сеть.

Исходя из того, что любая потребность стремится к своему возвышению4, антропологической структуры экономической системы (бинарность), аксиомы об информационной природе эволюции и доминантном признаке познания как системы духовной культуры необходимо вести речь о коэволюционно-синергетическом эффекте НТП и культурных (информационных) революций.

Как уже отмечалось выше, специфика трансформаций капитализма демонстрирует успешное конвертирование индустриальных ценностей в цивилизационном развитии. Вырос уровень жизни людей, вопрос о голоде на время снят, но главное выросло образование людей и их информационное и интеллектуальное развитие. Данная надстройка требует изменения многих сторон жизнедеятельности общества. Рост населения привел к тому, что увеличилось количество коммуникативных взаимодействий. В свою очередь взаимодействия между людьми все больше и больше формализовывались и обезличивались. На смену человеку и непосредственной коммуникации приходил документ. Соответственно увеличение объема информации потребовало новых средств ее переработки, доставки, хранения. Появляются различные изобретения, обеспечивающие увеличение скорости передачи, новые формы передачи. Данные тенденции стимулируют и активизируют другие процессы в обществе. В частности, письменность, по мнению А.В. Соколова, - детище художественного канала и вместе с тем первооткрыватель ряда технических каналов, способствующих развитию не познавательно-эстетических ресурсов социальной коммуникации, а ее утилитарной эффективности; оперативности передачи; снижению себестоимости; повышению тиражности; увеличению дистанционности и комфортности [5, с.105].

Мы рассматриваем культуру как «систему информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт, который выступает по отношению к различным видам деятельности, поведения и общения (а значит, и по всем порождаемым ими структурам и состояниям социальной жизни) как их надбиологические программы» [6, с.63].

Более того, в обществе как целостном социальном организме аналогом генетических кодов выступает культура. «Подобно тому, как управляемый генетическим кодом обмен веществ воспроизводит клетки и органы сложных организмов, подобно этому различные виды деятельности поведения и общения, регулируемые кодами культуры, обеспечивают воспроизводство и развитие элементов, подсистем общества и их связей, характерных для каждого исторически конкретного вида социальной организации (присущей ему искусственно созданной предметной среды - «второй природы», социальных общностей и институтов, типов личностей свойственных данному обществу и т.д.)» [6, с.63]. Также необходимо отметить, что «наряду с естественными языками как средством генерации и передачи социального опыта, огромную роль в социальной жизни играют языки искусства (живописи, музыки, танца, архитектуры, кино и т.д.), язык науки, а также и различные конвенциальные наборы сигналов и символов, регулирующих поступки и действия людей. Они могут быть рассмотрены как особые семиотические системы, обеспечивающие воспроизводство и развитие общества» [6, с.64].

Представляется, что возникновение «компьютерного письма» привело к резкому увеличению доступного индивиду объема «социальной памяти», а компьютерная сеть Internet породила новые, ранее неизведанные формы коммуникации. Интернет, являясь инструментом глобализации, оказывает влияние на формирование рациональности. В данном случае рациональность, понимаемая как одна из форм фундаментального исторического опыта человечества относится к мега-факторам [4, с.114].

Разумеется, научно-техническая революция несет не только величайшие блага, но и предъявляет человеку огромные требования. Для воссоздания внутреннего мира человека в искусстве (виртуальной реальности, конструируемой при помощь ИКТ) необходим такой объем духовной культуры, который во много раз шире и

4 Калимуллина Г.Х. Духовная культура как приоритет в условиях глобализации и интернационализации / Полимодельность развития системы современного профессионального образования в условиях глобализации и интеграции: материалы регионального науч.-практ. семинара. Казань, 2012. С.174

глубже содержания воплощаемого в художественном образе. Мы считаем, что благодаря этому происходит самодостраивание «виртуальной» личности до уровня трансгуманной.

Безусловно, неблагоприятные рыночно-информационные условия планетарного масштаба не прерывают эволюционный поток развития современного высокого искусства. Действующие программы и проекты художественного развития сочетают в себе как старые так и новые тенденции. Как и исполнительское творчество классической традиции новейшее современное авторское искусство объективно подчинено неизменным нормам высокого искусства, законам художественного общения в его сфере. Специфику последнего можно выявить посредством соотношения общего, особенного, единичного в процессе общения в старом и новом (от 80-х годов ХХ века), ориентированном на классику в авторском творчестве [8, с.151].

Мы видим колоссальное влияние научно-технического прогресса как знаково-символической системы на искусство, мораль, политическое и правовое сознание, которые взаимодействуя между собой воздействуют на практику и повседневную жизнь людей. В этой связи миссия художественных форм искусства заключается в отражении богатств окружающей жизни, многообразия человеческих отношений, формируя духовный мир отдельной личности. Однако, через «онаучивание» и фундаментальную переработку искусства, наука «догоняет» предсказания искусства и дополняет духовную культуру общества. Космос искусства и системность науки укрепляют человеческий дух, преодолевая себя вчерашнего в процессе обновления, самосовершенствования и восходит к высшим ценностям в процессе творческой деятельности как средству сохранения мира.

Литература

1.Аршинов В.И. Горохов В.Г. Социальное измерение NBIC-междисциплинарности //Философские науки. 2010. №6. С.22-34

2.Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника /Т.Е. Шехтер. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. 204с.

3.История информатики и философия информационной реальности: учеб пособие для вузов. М.: Академ. Проект, 2007.-430с.

4.Липатова О.А. Рациональность как ценность духовной культуры. 2006. С.114

5.Научно-техническая революция и биосоциальные проблемы формирования и развития личности / /Экология и жизнь. 2011. №10. Режим доступа: http: / / www.zelife. ru/ekochel/wsh/15022-ntribpfl.html

6.Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. СПб.: РГБ, 2001. 160с.

7.Степин В.С. Культура / /Вопросы философии.-1999.-№8.-С.61-71.

8.Щербакова А.А. Художественная классика в современной культуре /Культура и личность: сб. ст. / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. СПб., 2006. С.150-153. (Труды Т.168).

Ясперс К. Смысл и назначение истории /Пер. с нем. Левина М.И.-М.: Политиздат, 1991

1. Arshinov V.I. Gorohov V.G. Social'noe izmerenie NBIC-mezhdisciplinarnosti //Filosofskie nauki. 2010. №6. S.22-34

2. Iskusstvo mul'timedia. Multimedia i tehnika /T.E. Shehter. SPb.: Izd-vo SPbGUP, 2010. 204s.

3. Istorija informatiki i fflosofija informacionnoj real'nosti: ucheb posobie dlja vuzov. M.: Akadem. Proekt, 2007.-430s.

4. Lipatova O.A. Racional'nost' kak cennost' duhovnoj kul'tury. 2006. S. 114

5. Nauchno-tehnicheskaja revoljucija i biosocial'nye problemy formirovanija i razvitija lichnosti //Jekologija i zhizn'. 2011. №10. Rezhim dostupa:

http://www.zelife.ru/ekochel/wsh/15022-ntribpfl.html

6. Sokolov A.V. Metateorija social'noj kommunikacii. SPb.: RGB, 2001. 160s.

7. Stepin V.S. Kul'tura //Voprosy filosofii.-1999.-№8.-S.61-71.

8. Shherbakova A.A. Hudozhestvennaja klassika v sovremennoj kul'ture /Kul'tura i lichnost': sb. st. / Sankt-Peterburg. gos. un-t kul'tury i iskusstv. SPb., 2006. S.150-153. (Trudy T.168).

Jaspers K. Smysl i naznachenie istorii /Per. s nem. Levina M.I.-M.: Politizdat, 1991

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.