Научная статья на тему 'Духовная культура греков IX-VIII веков до Н. Э'

Духовная культура греков IX-VIII веков до Н. Э Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
502
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / "ТЕМНЫЕ ВЕКА" / СИНКРЕТИЗМ / ПРЕДНАУЧНАЯ ТРАДИЦИЯ / ЭПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ПРОРОЧЕСКИЙ КУЛЬТ / THEORY OF CULTURE / HOMERIC EPOCH / ARCHAIC EPOCH / SYNCRETISM / EXTRAHISTORICISM / PRESCIENTIFIC TRADITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шестова Татьяна Львовна

В статье рассматриваются особенности духовной культуры греков на рубеже гомеровской эпохи и эпохи архаики. Среди важнейших особенностей духовной жизни греческого общества этого периода автор выделяет синкретизм всех областей знания, внеисторизм концептуальной стороны основных форм общественного сознания, приоритет образности в выражении знаний и др. особое внимание в статье уделяется формированию преднаучной традиции в развитии ранней греческой мысли.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article features of spiritual culture of Greeks on a boundary of a homeric epoch and an archaic epoch are considered. Among the major features of a spiritual life of the Greek society of this period the author allocates syncretism of all areas of knowledge, an extrahistoricism of the conceptual party of the basic forms of public consciousness, the figurativeness priority in expression of knowledge, etc. Special attention in article is given to formation of prescientific tradition in development of early Greek thought.

Текст научной работы на тему «Духовная культура греков IX-VIII веков до Н. Э»

Т. Л. Шестова

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ГРЕКОВ IX-VIII ВЕКОВ ДО Н.Э.

В статье рассматриваются особенности духовной культуры греков на рубеже гомеровской эпохи и эпохи архаики. Среди важнейших особенностей духовной жизни греческого общества этого периода автор выделяет синкретизм всех областей знания, внеисторизм концептуальной стороны основных форм общественного сознания, приоритет образности в выражении знаний и др. особое внимание в статье уделяется формированию преднаучной традиции в развитии ранней греческой мысли. Ключевые слова: теория культуры, «темные века», синкретизм, преднаучная традиция, эпическая традиция, пророческий культ.

In the article features of spiritual culture of Greeks on a boundary of a homeric epoch and an archaic epoch are considered. Among the major features of a spiritual life of the Greek society of this period the author allocates syncretism of all areas of knowledge, an extrahistoricism of the conceptual party of the basic forms of public consciousness, the figurativeness priority in expression of knowledge, etc. Special attention in article is given to formation of prescientific tradition in development of early Greek thought. Keywords: theory of culture, spiritual culture of Greeks, homeric epoch, archaic epoch, syncretism, extrahistoricism, prescientific tradition.

Истоки европейской культуры лежат в греческом мире начала I тысячелетия до н.э. В этот период на территории Греции после культурного упадка так называемых «темных веков» начинают вызревать элементы новой цивилизации, которой предстояло достичь своего расцвета в середине I тысячелетия до н.э. и создать одну из высочайших культур в мировой истории.

В социально-историческом плане 1Х-УШ века до н.э. были периодом кризиса родового строя и становления предпосылок для перехода к новому типу социальной организации — полисной системе. К началу I тысячелетия до н.э. греческое общество представляло собой совокупность свободных сельских общин, не объединенных общегосударственным началом. Дворцовые центры микенской эпохи приходят в упадок, а вместе с ними — ремесло и торговля. Практически забытой оказывается существовавшая у ахейцев письменность (линейное письмо В). Военно-аристократическая верхушка (воспетая в поэмах Гомера) теряет свое влияние, а на сцену выступает новая социальная сила - гражданская община.

В культурно-историческом плане это время можно назвать периодом наивысшего расцвета первобытной эллинской культуры, ассимилировавшей в себе сохранившиеся пласты раннегосударствен-ной культуры крито-микенской эпохи.

Наличие нескольких пластов цивилизации во многом определило специфику греческой культуры начала I тысячелетия до н.э.: сквозь толщу господствующей первобытной культуры прорастали элементы высоких культур предшествующих эпох.

Следует отметить, что между микенской, гомеровской и архаической эпохами прослеживается определенная духовная преемственность: мифология и религия греков представляют собой относительно единую традицию на протяжении II—I тысячелетий до н.э. Основой этого «культурного континуитета» была языковая общность (близость) племен, населявших Элладу в этот период.

В таком разрезе, очевидно, и следует рассматривать явления духовной жизни греческого мира рубежа гомеровской эпохи и эпохи архаики и, в частности, интеллектуальное движение, получившее в современной литературе название «преднаучной традиции». Элементы этой традиции, рассмотренные в контексте особенностей духовной культуры греков эпохи архаики, и стали предметом настоящей статьи.

Суть преднаучной традиции состоит в том, что она является тем руслом развития общественной мысли, в котором формируются предпосылки для возникновения научного знания как специфической сферы духовной жизни общества.

Следует также заметить, что с появлением науки преднаучная традиция не прерывается сразу, а продолжает существовать в качестве потенциального источника для возникновения новых течений и форм рационализма на протяжении всего архаического периода (УШ-У1 века до н.э.) и частично в классическую эпоху (У-1У века до н.э.).

Важнейшей особенностью духовной жизни греков в 1Х—У111 веках до н.э. был характерный для первобытного сознания синкретизм всех областей знания. Наука, религия, искусство, философия, идеология, мораль - все эти формы духовной деятельности еще не выкристаллизовались в качестве самостоятельных потоков и продолжали существовать в своей исконной целостности вплоть до начала У11 века до н.э. - переломной эпохи в истории мысли. Для 1Х-У111 веков до н.э. можно говорить лишь о наметившейся тенденции к их дифференциации.

О единстве древних форм духовной культуры свидетельствуют многие вещественные и литературные памятники. Крупный теоретик ораторского искусства I века н.э. Квинтилиан, например, сообщает: «Кто же не знает, что музы-ка...уже в те давние времена содержала столько науки и даже (религиозного) почитания, что одни и те же лица считались музыкантами, пророками-стихотворцами и мудрецами? Взять хотя бы Орфея и Лина» (7, с. 70).

Синкретизм духовной сферы вытекал из специфики родового быта - полностью самодостаточного, не знающего общественного разделения труда, не нуждающегося в углублении внутри-общинных процессов и отношений. Только в позднеродовом обществе (когда основной социальной ячейкой становится объединение родов) возникает общественное разделение труда и появляются первые профессионалы - как в рукотворной, так и в духовной деятельности.

В греческом обществе начала I тысячелетия до н.э. специализация как материального, так и духовного производ-

ства оставалась невысокой. Основной формой социальной организации была сельская община или объединение нескольких общин, которые занимались преимущественно натуральным хозяйством. Профессиональное ремесло не развивалось, существуя, в основном, в качестве реликта ахейской эпохи. Такими же реликтами в Х—1Х веках были профессионалы духовной деятельности: жрецы и певцы-аэды, появление которых относится еще к догомеровским временам.

Лишь на рубеже У111-У11 веков до н.э. важнейшие области духовной жизни греческого общества начинают обретать самостоятельность. Искусство, религия, наука превращаются в специфические сферы социальной жизни, каждая из которых основана на особом способе духовной деятельности и находит выражение в собственных оригинальных институтах.

Искусство как таковое возникает, когда магическая функция художественного творчества заменяется эстетической: когда, например, гончар или оружейник наносят на свои изделия некий узор уже не для того, чтобы те хорошо служили, а для того, чтобы были просто красивы. Однако еще довольно долго профессия ремесленника-демиурга будет хранить в глазах народа налет мистики, связывающей его с чудотворцами и пророками.

Приблизительно в У111 веке до н.э. происходит смена художественных направлений в греческом искусстве, особо ярким проявлением которой стал переход от геометрического стиля орнамента к фигурной росписи. Этот поворот можно считать своеобразной вехой в превращении искусства у греков в самостоятельную область духовного творчества.

Нечто подобное наблюдается в сфере общения с потусторонними силами и в сфере познания. Религия возникает в ответ на необходимость общения с высшими силами.

К У111 веку до н.э. на территории Греции формируется несколько крупных

культов, требовавших профессионального служения. Наиболее значительным был Дельфийский культ, начавший складываться еще на рубеже Х—!Х веков до н.э. и достигший особого расцвета в VIII веке до н.э.

В архаическую эпоху Дельфийский оракул стал одним из важнейших источников духовной консолидации эллинского мира и развития духовной культуры греков. Вокруг Дельфийского культа сложилась пророческая традиция, из которой позднее выросла первая форма философского логоса — философско-афористическая сентенция (в духе изречений Семи мудрецов, афоризмов Гераклита и др.). С Дельфийским культом связано и возникновение традиции мистического толкования прошлого, сохранившейся, по крайней мере, до времен Аристотеля. Вокруг Дельфийского культа расцветает художественная деятельность, Дельфийский культ приобретает идеологическую значимость. К авторитету Дельфийского оракула часто прибегали политики для обоснования своих действий, о чем сообщают практически все древние историки.

Элементы научного знания впервые стали приобретать свою качественную специфику уже после выделения искусства и религии в самостоятельные сферы общественной деятельности. В поздне-родовом обществе хранителями духовных достижений являлись, прежде всего, жрецы, функции которых обычно выполняли члены особо знатных, правящих родов (чаще всего — сами цари). К началу архаики и жречество, и цари теряют свой статус, передавая свои функции гражданской общине.

Именно потеря жречеством своего социального влияния обусловила выход науки и искусства из-под религиозной оболочки. В греческом обществе эпохи архаики формируется новая система хранения и передачи культовых ценностей, о чем будет сказано ниже.

Ряд особенностей духовного мира греков в К—УШ веках до н.э. был обусловлен спецификой самого процесса накопления знаний. В этот период особо

культивировались знания, полученные интуитивными методами — через откровение, вдохновение, сновидение, гадание и т.п. Опытное знание и рассуждение развивались, в основном, в рамках обыденной практики. Для возникновения науки как специфической формы познания было необходимо утвердиться вербальным инструментам духовной деятельности, что произошло только в архаическую эпоху.

Особенностью первобытной культуры является глубокая образность мышления, алогизм. Направленность творческого сознания в первую очередь на работу с образом диктовала приоритет вневербальных средств духовной деятельности — танца, жестов, музыки, графики и т.п. Слово приобретает особый вес значительно позднее, становясь основным инструментом духовной работы только в позднеродовом обществе.

По мере роста влияния слова центральной фигурой духовной культуры становится поэт-пророк, боговдохновен-ный певец, избранник, открывающий людям сокровенные тайны бытия. В гомеровской и архаической Греции аэды — сказочники и певцы, странствующие хранители знаний — в социокультурном плане были весьма значимыми фигурами. В этой социальной среде и происходит рождение жанра, в котором складываются ментальные предпосылки для возникновения научного метода, преодолевающего алогизм первобытного мышления. Таким жанром становится эпос. Развитие эпоса как жанра отражает процесс становления логического мышления.

Мир первобытных образов еще не знает логики, не знает никакого системообразующего порядка. Он не признает ни пространственно-временных, ни каузальных, ни иерархических связей и ориентиров. Первобытные образы возникают свободно и практически не зависят друг от друга.

Алогизм первобытного мышления в полной мере отражен в таком виде духовного творчества, как миф. Миф — это одна из древнейших форм абстракции,

она основана на образном мышлении, заменяющем непосредственное восприятие окружающего мира воображаемыми объектами. Границы мифа - это грани воображения древнего человека. Эта форма характерна для дописьменной культуры. Творцы мифа создают воображаемую реальность, используя все доступные им средства - жесты, танцы, графику, слово. Причем вербальные инструменты далеко не сразу становятся ведущими орудиями мифотворчества.

Миф рождается в сфере, не знающей ни пространственно-временного, ни логического порядка. Соединение мифологических сюжетов друг с другом носит случайный характер. По представлению первобытного человека, одни и те же предметы и существа могут оказываться одновременно в нескольких местах. Такое логическое противоречие не смущает древнего человека, так как логика (в смысле упорядочивания абстрактных представлений о мире) вообще не определяет его мышление. Человек преднауч-ной эпохи ищет в окружающем мире не причинно-следственных зависимостей, а более существенных для него связей -непосредственных связей мира с ним самим. Он живет, ощущая себя частицей мира, понимая свою связь с миром не путем отражения этой связи в слове (то есть не отчуждая в слове эту связь), а экзистенционально (другими словами — всем своим существом): он верит в связь всего со всем, неосознанно воспринимая мир как целостность всех предметов, явлений, сил, поступков и т.д. И эта целостность, составляющая характернейшую особенность первобытного сознания, исчезнет только с возникновением аналитического логоса. Собственно, аналитический логос и станет тем инструментом, который разрушит целостность восприятия мира, свойственную первобытному человеку.

Интересно отметить и такую особенность мифа, как плюрализм сюжета. Мифология рисует мир, в котором противоборствуют многочисленные силы. Взаимоотношения этих сил трудно понять, как и определить на основе рас-

суждения ход дальнейших событий. Расклад мифических сил не поддается рациональному исчислению. Они действуют импульсивно и непредсказуемо. Идея непредсказуемости бытия очень ярко выражается в мифологии тем обстоятельством, что божества постоянно обманывают не только людей, но и друг друга.

Содержание мифа выходит за рамки конкретной реальности. Он сосредотачивается на образах богов, олицетворяющих различные силы бытия, особенно — силы природы, легендарных перво-предков людей, героев и т.п. Но в то же время миф можно рассматривать как непосредственный элемент преднаучной традиции, ибо миф, как и наука, объясняет человеку мир. Мифологизм, то есть господство мифа как способа объяснения мирового бытия, является важной особенностью греческого сознания донаучной эпохи.

Миф являлся для первобытного человека с его образным мышлением приблизительно тем, чем стала для человека полисной эпохи философия. Как и философия, миф исключительно универсален. Он концентрирует в себе и опыт общения людей с природой, и религиозные и этические представления, придавая им посредством искусства живые и убедительные очертания.

С ростом вербальной области мифотворчества выделяется особая социальная прослойка, связанная с культом слова.

Возникновение культа слова и его профессионализация стали первыми шагами на пути становления науки — той особой сферы развития мысли, которая в гносеологическом плане основана на принципах системности и рационализма, а в социальном — на принципе автономии от государственных и религиозных институтов.

Возникнув как метод духовного освоения действительности, наука постепенно приобретает институциональный характер, превращаясь в сферу деятельности, имеющую особую социальную значимость и существующую в опреде-

ленных, относительно устойчивых формах.

Становление этих форм, как и присущего науке специфического способа духовной деятельности, проходило параллельно с развитием профессиональной культуры слова.

В предархаическую эпоху складываются два основных направления развития культа слова: пророческое и эпическое, из которых позднее вырастают классические формы духовной культуры. Пророчество восходило своими корнями к искусству заговора. Эпос был тесно связан с народным преданием и другими ранними литературными формами.

На заре архаики пророчество и эпос не были отделены друг от друга, затем они постепенно отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные области профессиональной культуры слова. Считалось, что и художественный гений, и дар целителя, пророка, поэта, чудотворца проистекают из одного источника и поэтому соединяются в одном лице.

Весьма характерной фигурой в этом плане является Эпименид — поэт и прорицатель с острова Крит. Его жизнь относят к УП—У! векам до н.э. Будучи пастухом, он якобы проспал в пещере около 50 лет, после чего стал чудотворцем, пророком и поэтом. Странствуя, он разъяснял прошлое, вещал о будущем, очищал города от проклятий, открывал людям причины их душевной или телесной порчи. Ему приписывают очищение Афин после Килоновой смуты и другие чудесные деяния. Некоторые античные авторы причисляли Эпименида к Семи мудрецам. Эпимениду приписывают создание трактата «Очищения», орфической теогонии, поэмы об аргонавтах, сочинений о происхождении куретов и корибантов, о критском государстве, сборника оракулов и др. произведений.

Наиболее глубокие корни, восходящие к самым ранним периодам родового быта, имела такая форма вербального культа, как заговор. С развитием культуры он постепенно отделяется от других

форм словесного искусства, превращаясь в средство волхования, практической магии. Мистическое начало здесь превалировало изначально и продолжало доминировать в дальнейшем. Боковые ветви данного течения позднее соединились с другими направлениями духовной культуры: практической медициной (в рамках которой интуитивное начало соединяется с опытным знанием), издревле использовавшей слово как мощное психотерапевтическое средство, и риторикой (в рамках которой интуитивное начало соединяется с логическим), культивировавшей слово как владыку мира.

Однако магистральным направлением в развитии мистической традиции вербального культа становится пророческая литература.

Пророчество, прорицание будущего, гадание, толкование оракулов были широко развиты в архаический период и в период классики и распространены повсеместно, все это имело большое значение в общей организации духовной жизни греков вплоть до IV века до н.э. Об этом писали и Платон, Ксенофонт, и Аристотель. Например, у Ксенофонта читаем: «И эллины, и варвары признают, что боги все знают - и настоящее, и будущее; это вполне очевидно: по крайней мере, все города и все народы через оракулов вопрошают богов, что делать и чего не делать» (4, с. 47).

Если пророческий жанр сыграл наиболее значительную роль в развитии мистической традиции профессиональной культуры слова, то рациональная традиция сложилась в эпическом жанре.

Эпос возникает как первый профессиональный жанр литературы. Только профессиональным образом можно было создать такую грандиозную форму, как эпос. Эпос объединил в себе все предшествующие формы словесного творчества — предание, сказки, пословицы, загадки, поговорки, плачи, торжественные, обрядовые, военные песни, то есть все те формы, которые рождались стихийно, в глубинах народного сознания. В отличие от них эпос — это уже

монументальная форма, в которой наиболее полно выражается все разнообразие духовного мира архаической эпохи.

В ранних формах словесной культуры рациональное начало не было развито. С переходом к эпическому жанру степень рационализма значительно возросла. В рамках эпоса зародились элементы научного метода. И именно эпос стал основным литературным руслом, в котором сформировались предпосылки для возникновения философии и исто-риописания.

В позднеархаическую эпоху эпос отмирает, а его функции распределяются между новыми жанрами литературы —

Примечания

1. Аверинцев С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература / С. С. Аверинцев // Поэтика древнегреческой литературы. - М., 1981.

2. Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории / Ю.В. Андреев. - Л., 1990.

3. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V веках до н.э. / А. И. Зайцев - Л., 1985; СПб., 2000.

4. Ксенофонт. Пир / Ксенофонт // Сократические сочинения / пер. С. И. Соболевского. - СПб., 1993. - Т. IV.

5. Лосев А. Ф. Античная философия истории / А. Ф.Лосев. - М., 1977; СПб., 2000.

6. Тахо-Годи А. А. Ионийское и аттическое понимание термина «история» и родственных с ним / А. А. Тахо-Годи // Тахо-Годи А. А. Греческая культура в мифах, символах и терминах А. А. Тахо-Годи, А. Ф. Лосев. - СПб., 1999.

7. Фрагменты ранних греческих философов / сост. и перев. А. В. Лебедева. - М., 1989. - Ч. I.

М. И. Ивлева

ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА ЮРЬЕВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЕЕ МЕСТО В РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье анализируются отличительные характеристики и тенденции развития первой философской школы в России, а также роль этой школы в истории русской философии. Здесь выявляется специфика взглядов основоположников школы Густава Тейхмюллера, прослеживается развитие его идей в трудах последователей - Евгения Боброва и Якова Озе. Ключевые слова: теория культуры, философская школа, бытие, деятельность, координация, самосознание, сознание, субстанция.

In the article are analyzed the main characteristics of the first philosophical school in Russia and the tendencies of its development. The author researches the specificity of Gustav Teichmuller philosophical views, who was its founder. The development of Teichmuller views is investigated on the example of philosophical ideas, postulated by Eugeni Bobrov and Jakov Oze. Keywords: theory of culture, philosophical school, being, activity, coordination, self-consciousness, consciousness, substance.

Философская культура в России широкое распространение получают конца XIX века отличается значитель- материалистическая философия и пози-ным разнообразием. Так, достаточно тивизм, среди наиболее известных пред-

лирикой, трагедией, историописанием, философской поэзией и прозой.

С дифференциацией литературных жанров теряется присущая раннему эпосу профессиональность его создания и исполнения. Лирические поэты, трагики, логографы, философы являлись непрофессиональными учеными и литераторами, а создание художественных и научных произведений не было основным источником их личных доходов. Это обстоятельство во многом обусловило специфику научного знания полисной Греции: его независимость от политических и религиозных структур и идейную свободу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.