УДК 27-75
Духовная безопасность личности и общества как объект стратегии национальной безопасности
Воропаева Евгения Владимировна кандидат философских наук, доцент Оренбургской Духовной семинарии,
Россия, г. Оренбург [email protected]
Аннотация: Проблема духовной безопасности личности, общества и государства остается одной из самых острых в современном пространстве и представляет собой актуальный социально-экономический, политический, информационно-коммуникативный, научный, образовательный,
здоровьесберегательный и культурный феномен, нашедший отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: духовная безопасность; стратегия национальной безопасности; безопасность личности; межэтнический;
межконфессиональный.
Spiritual security of a person and society as the object of the national security strategy
Voropaeva Evgenia V.
Ph.D.,
associate professor of the Orenburg Theological Seminary, Russia, Orenburg [email protected]
Abstract: A problem of spiritual security of a person, society and a state remains one of the most acute in the modern expanse and is a topical socioeconomic, political, informative and communicative, scientific, educational, health-saving and cultural phenomenon reflected in the national security Strategy of the Russian Federation.
Key words: spiritual security; national security strategy; personal security; interethnic; interdenominational.
Многие научные дисциплины выбирают предметом своего исследования безопасность самого человека и различных сфер его
деятельности, так как безопасность - жизненно необходимая потребность человека. Духовная безопасность личности, общества и государства рассматривается современными исследователями как составляющая национальной безопасности и обеспечивается те ми же способами: непосредственной защитой от внешних и внутренних конкретных угроз, опережающим обезвреживанием неблагонадежных источников и развитием у субъектов безопасности механизмов саморегулирования и самосохранения.
Основным документом, определяющим государственную политику в области обеспечения духовной безопасности общества, следует считать Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г.
Исходя из понимания духовной безопасности личности как целостной системы возможностей для свободного выбора и открытого получения информации об ответственности за него, возможностей самореализации, самосовершенствования, творчества, образования, вероисповедания [5, с.95], а также как качественной характеристики состояния общества в аспекте его духовно-нравственной и мировоззренческой состоятельности, потенциала базовых целей и ценностей, баланса индивидуальных, групповых и социетальных интересов, функциональной согласованности политических институтов, идеологии и культуры [1; с.13 и 7; с.6], следует проанализировать общие положения и основные статьи Стратегии национальной безопасности РФ с целью выявления стратегически важных моментов, могущих выступать гарантом обеспечения духовной безопасности граждан и общества в целом.
Общие положения Стратегии определяют национальную безопасность как состояние личной защищенности граждан, а национальные интересы как объективно значимые потребности личности и подчеркивают, что основой национальных интересов [6] выступают объективно значимые потребности личности в защищенности и устойчивом развитии. Все, что представляет собой угрозу национальной безопасности, должно быть устранено посредством системы предупредительных мер на государственном уровне.
Стратегия отмечает наличие социально-экономической основы для наращивания духовного потенциала России, обеспечивающей возрождение традиционных российских духовно-нравственных ценностей: межнационального мира и согласия, единства многонациональных культур, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизма. При этом Стратегия акцентирует внимание на проблеме усиления современных внешних угроз, направленных против национальной, следовательно, и духовной безопасности России, таких, как распространение практики свержения законных политических режимов, сохранение очагов напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, на Корейском полуострове,
появление новых очагов терроризма, внедрение новых методик разжигания межнациональной и религиозной вражды, иных экстремистских проявлений.
При наличии вышеперечисленных внешних угроз приоритетной задачей государства становится сосредоточение усилий на укреплении внутреннего единства российского общества, на обеспечении его социальной стабильности, которая достигается согласием и терпимостью в ряде межнациональных и религиозных вопросов. Например, в выстраивании межэтнических и межконфессиональных отношений, руководствуясь принципами взаимного уважения, сохранения многообразия культур, интересов и традиций. Эти меры профилактического, упреждающего характера будут успешными при условии включения в перечень национальных интересов и стратегических национальных приоритетов пункта, гарантирующего обеспечение национальных интересов посредством реализации стратегических национальных приоритетов в образовательной и культурной сферах, а именно «сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [6].
Реальную угрозу государственной и общественной безопасности в духовной сфере представляет, например, деятельность радикальных общественных объединений и группировок, таких, как националисты-ксенофобы, «оранжевые», «троцкисты», неонацисты, национал-социалисты и др., использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию [3, с.38-39]. Активность русских радикальных националистов начала XXI в. отличается разнообразием: это и многочисленные попытки заявить о себе в официальной российской политике, и существенное обновление пропагандистских лозунгов за счет антииммигрантской тематики, и освоение Интернет-пространства, и участившаяся в среде правых скинхедов террористическая практика.
Кроме того, угрозой духовной безопасности выступают иностранные, в том числе международные, неправительственные организации, финансовые и экономические структуры, частные лица, деятельность которых направлена на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Современные информационные и коммуникационные технологии широко используются для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе, что остро ставит вопрос о необходимости противодействия на государственном уровне киберугрозам, формирования «чистого» интернета как специфической среды духовной безопасности [2, с.32 и 4, с.27].
Каким образом, опираясь на Стратегию государственной безопасности, можно выстроить политику обеспечения духовной безопасности личности,
общества и государства? Прежде всего, через совершенствуемую деятельность структуры федеральных органов исполнительной власти развиваются методы выявления, предупреждения и пресечения проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма. Создаются механизмы, нацеленные на предупреждение и нейтрализацию социальных и межнациональных конфликтов. Принимаются меры по защите граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур. С этой целью происходит развитие информационной инфраструктуры, обеспечивается доступность информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества.
В сфере науки и образования обеспечение духовной безопасности общества напрямую связано с развитием междисциплинарных исследований, с повышением роли школы в воспитании ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии. С этой целью приоритетное внимание уделяется повышению качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ религиозных культур и светской этики, традиционных основ семейной жизни, основ духовно-нравственных культур народов России.
В сфере здравоохранения Стратегия решает вопросы духовной безопасности в связи с развитием служб охраны материнства и детства, паллиативной медицинской помощи, через возрождение традиций милосердия.
Наиболее благоприятные возможности в плане обеспечения духовной безопасности государства Стратегия национальной безопасности видит в сфере культуры, средствами которой возможны развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны, сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности. Это возможно, так как в основе общероссийской идентичности народов лежит исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, в которых духовное преобладает над материальным жизнь человека, его права и свободы, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
Сфера культуры находится под контролем Стратегии, потому что целенаправленное разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, внешнекультурная и информационная экспансия,
распространение низкокачественной продукции массовой культуры, пропаганда вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории - все эти угрозы направлены на ослабление духовного единства многонационального народа России.
Ради достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры реализуются государственная культурная политика и государственная национальная политика, которые направлены на укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, на воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации, а также на развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей.
Таким образом, проблема духовной безопасности личности, общества и государства остается одной из самых острых в современном пространстве и представляет собой актуальный социально-экономический, политический, информационно-коммуникативный, научный, образовательный,
здоровьесберегательный и культурный феномен, нашедший отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Библиография
1. Беспаленко П.Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения: автореф. дис. д-ра полит. наук. -Ростов н/Д., 2009.
2. Калимулин Д.Д., Гизатов К.Т. Чистый интернет как безопасность ноосферы и его влияние на духовные потребности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - Казань, 2013. - С. 29-37.
3. Кузьмин А.Г. Русский радикальный национализм в современной России: традиции и эволюция [Текст]: монография / А.Г. Кузьмин; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Сыктывкарский гос. ун-т». - Сыктывкар: СыктГУ, 2011. - 270 с.
4. Родионова В.И., Малюгин Д.Г. Духовная безопасность молодежи в контексте развития интернет-технологий в современном обществе // Проблема безопасности человека в современном мире. Сборник материалов по итогам научно-практической всероссийской конференции. Под редакцией А.М. Руденко. - Новочеркасск: Изд-во Лик, 2017. С. 26-29.
5. Саенко Н.Р. Духовная безопасность как составляющая национальной безопасности России // Успехи современной науки. - 2016. -№ 1. - С. 94-97.
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.rU/71296054/
7. Чмыхало А.Ю. Социальная безопасность. - Томск: изд-во ТПУ, 2007. - 168 с.
УДК 002-009
Образ православного христианина на примере новомучеников и исповедников XX века
Емельянов Георгий Владимирович воспитанник 3 курса Курской Духовной семинарии, Россия, г. Курск [email protected]
Аннотация: В данной статье рассматривается образ православного христианина на примере новомучеников и исповедников XX века. Особый акцент в статье делается на примерах их деятельного следования учению Господа нашего Иисуса Христа, крепости веры, верности пастырскому и христианскому долгу. К основным выводам можно отнести следующие: новомученики и исповедники XX века показали пример подлинного христианского духа и любви к ближнему; готовность преодолевать любые жизненные трудности ради Христа и Его Евангелия; исповедание своей веры перед лицом атеистического государства.
Ключевые слова: Евангелие; новомученики; исповедники; священномученик; пример; образ; православный христианин.
Emelyanov Georgiy V. student of the 3-rd course of the Kursk Theological seminary, Russia, Kursk [email protected]