А.В. ТОНКОНОГОВ доктор философских наук, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»
О концепции обеспечения духовной безопасности
Российской Федерации
В современных геополитических условиях у России всё ещё остаётся возможность, обусловленная наличием существенных духовных ресурсов российского общества, укрепить своё положение в мире (глобальном геостратегическом пространстве). Однако при этом следует отметить, что деятельность в данном направлении может привести к положительному результату только в том случае, если Россия будет сильна внутренне как экономически, так и духовно.
XXI век - это век не открытого (в том числе военного) геополитического противоборства. XXI век - это век противостояния ментальностей в глобальном геостратегическом пространстве. Только те нации, которые будут способны сохранить свою культурно-историческую самобытность, смогут отстоять свою территорию, экономическую самостоятельность и, как следствие, независимую государственность.
В связи с этим необходимо организовать совместную системную деятельность государственных институтов и институтов гражданского общества в сфере защиты национальных духовных ценностей, главным образом, общественного сознания, а также противодействия информационно-психологической агрессии против современного российского общества. В России должна реализовываться государственная политика в сфере духовных отношений.
Правовым актом, в котором следует определить государственную политику обеспечения духовной безопасности и духовного развития современной России, может стать «Концепция обеспечения духовной безопасности Российской Федерации»1. Концепция обеспечения духовной безопасности Российской Федерации - это официально утверждённая система мировоззренческих императивов, принципов, политических установок, определяющих оперативные, тактические и стратегические направления, цели и задачи развития и обеспечения безопасности современного российского общества в культурной, научной, образовательной, информационной, психологической, идеологической и религиозной сферах социальной жизни. Автор предлагает следующий проект данной Концепции.
* Тонконогов Александр Викторович, e-mail: [email protected]
1 См. подробнее: Тонконогов А.В. Духовная геостратегия современной России. Монография. М., 2010.
Концепция обеспечения духовной безопасности Российской Федерации
Обеспечение национальной безопасности невозможно осуществлять эффективно и в полной мере без обеспечения духовной безопасности российской нации, являющейся добровольным союзом народов, традиционно живущих в России, объединённых русским народом на основе суверенной государственности общностью русского языка, территории, экономических отношений и существующим конституционным строем.
Духовная безопасность - один из видов национальной безопасности, представляющий собой состояние защищённости духовных ценностей, которое достигается посредством формирования системы обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества, включающий в себя обеспечение культурной, идеологической, информационной (информационно-технической, информационно-психологической), научной, образовательной, психологической и религиозной безопасности как её подвидов и характеризуется способностью отражения явных и латентных внутренних и внешних угроз в области развития индивидуального, группового и массового сознания, а также иных духовных, в том числе материальных культурно-исторических и религиозных ценностей.
Обеспечение духовной безопасности - это постоянная целенаправленная, комплексная, системная деятельность государственных, общественных, религиозных, официально зарегистрированных и неформальных организаций, а также отдельных граждан, институтов гражданского общества по защите национальных духовных ценностей, выявлению, профилактике и ликвидации угроз в сфере культуры, массовой культуры, науки, образования, религии, информации, идеологии.
Настоящая Концепция духовной безопасности Российской Федерации представляет собой изложение общих положений, основных принципов, направлений, определение средств и методов разрешения, профилактики существующих и возникающих проблем в религиозной, информационной, культурной, научной сферах социальной жизни современного российского общества.
Часть 1. Общие положения обеспечения духовной безопасности Российской Федерации
Концепция обеспечения духовной безопасности Российской Федерации - это официально утверждённая система взглядов, принципов и установок, определяющих оперативные, тактические и стратегические направления, цели и задачи развития современного российского общества в культурной, научной, информационной и религиозной сферах социальной жизни.
1.1. Национальные интересы Российской Федерации в духовной сфере
Национальные интересы в духовной сфере - это совокупность интересов отдельной личности, общества и государства в культурной, религиозной, научной, образовательной, информационной и идеологической областях общественной жизни. Национальные интересы современного российского общества в духовной сфере формируются на основе уважения интересов отдельной личности и всего общества в целом.
Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в следующем:
- сохранении единого духовного пространства;
- формировании патриотического самосознания российской нации, являющейся добровольной этнополитической общностью народов России, объединённых русским народом на основе единой территории, прав, свобод и обязанностей, социально-политических, культурных, экономических отношений, русского языка (средства межнационального общения), существующим конституционными строем;
- развитии национальных культур;
- сохранении национальных духовных ценностей;
- защите русского языка как средства межнационального общения;
- организации пропаганды общечеловеческих и традиционных религиозных ценностей;
- защите исторического наследия;
- обеспечении права на свободу совести и свободу вероисповедания каждого человека, а также защиту социума от негативного влияния деструктивных иностранных и отечественных общественных, религиозных организаций, миссионеров; религиозных, псевдорелигиозных и светских сект;
- сохранении лучших традиций национального общего, среднего и высшего образования и науки;
- усилении влияния в геополитическом духовном пространстве, особенно на русскоязычное население иностранных государств;
- осуществлении комплекса мер в области интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и творческой реализации российской нации.
Защита национальных интересов в духовной сфере является одной из основных функций государства, создающего для этих целей соответствующие институты и органы, деятельность которых направлена на устранение вызовов и угроз культурной, религиозной, научной, идеологической и информационной безопасности Российской Федерации.
1.2. Угрозы духовной безопасности Российской Федерации
Внутренние и внешние угрозы духовной безопасности представляют собой совокупность деструктивных условий, факторов и действий существующих и потенциальных противников, представляющих явную или латентную опасность для творческого развития отдельной личности и всего общества в целом в культурной, информационной, научной, образовательной и религиозной сферах социальной жизни.
Внутренними угрозами духовной безопасности России являются:
- разрушение системы национальных духовных ценностей;
- деформация общественного сознания (патриотического самосознания);
- внедрение в общественное сознание стереотипов мышления и образа жизни чуждых национальной ментальности народов России;
- деструктивное влияние на русский язык;
- формирование оппозиционных антироссийских средств массовой информации под контролем иностранных спецслужб, олигархических групп и обслуживающих их интересы коррумпированных чиновников в отсутствие системы патриотически ориентированных СМИ;
- отсутствие государственной системы защиты общественного сознания от деструктивного влияния посредством применения методов агрессивного манипулирования;
- духовный нигилизм граждан;
- дискредитация патриотических идеологем псевдопатриотами и организациями, пропагандирующими профашистские идеологии;
- формирование системы деструктивных ценностей, внедрение в общественную жизнь деструктивной духовности;
- формирование духовной оппозиции вследствие латентного противостояния официальной (признаваемой государством) и неофициальной культуры и науки;
- отсутствие национальной идеи, определяющей стратегические цели и задачи существования и развития российской нации;
- бесконтрольное внедрение в общественную жизнь религиозного плюрализма без признания в законодательном порядке решающей роли в становлении и развитии России как суверенного государства традиционных конфессий, особенно Русской Православной Церкви;
- постоянное и всё возрастающее влияние на все сферы общественных отношений, в том числе экономику и политику, организованных преступных групп, террористических, экстремистских организаций и различного рода сект;
- формирование социально-политических, экономических условий, способствующих разрушению единого духовного пространства России.
К внешним угрозам духовной безопасности России относятся:
- деструктивное влияние на общественное сознание посредством применения средств и методов ведения информационных войн;
- формирование социально-экономических и политических условий для монопольной деятельности по внедрению массовой иностранной культуры в национальное духовное пространство России, внедрение деструктивных шаблонов поведения и стереотипов мышления, сформированных в соответствии с идеологией «золотого миллиарда»;
- целенаправленно организованная экспансия религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и миссионеров, а также общественных объединений, экстремистских и террористических организаций;
- осуществление идеологических диверсий в целях дискредитации российской истории, государственной власти, унижения достоинства российской нации;
- вытеснение потенциальными противниками России из мирового духовного пространства как реального геополитического конкурента;
- духовная разобщённость и оторванность от России представителей российской нации за рубежом;
- дискредитация России средствами массовой информации иностранных государств;
- формирование деструктивного имиджа российской системы образования, создание неблагоприятных условий для занятия профессиональной деятельностью российскими специалистами за рубежом;
- пропаганда идеологии (идеологем) «второй холодной войны» -войны сознаний, представляющих Россию обществам иностранных государств как наиболее вероятного и потенциального противника во всех сферах социальных отношений.
Часть 2. Государственная политика обеспечения духовной безопасности Российской Федерации
Государственная политика Российской Федерации в области духовной безопасности представляет собой совокупность официальных взглядов и принципов, определяющих направления, средства и методы деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и институтов гражданского общества по противодействию негативным тенденциям в религиозной, культурной, информационной, научной, образовательной, идеологической сферах социальной жизни, характеризующихся формированием в обществе деструктивной (разрушающей ментальные основы социума) духовности.
Реализация государственной политики Российской Федерации в области духовной безопасности и осуществляемых в этих целях национальных программ духовного развития и патриотического воспитания российской нации предполагает необходимость
предусматривать специальную статью расходов на данную деятельность в федеральном бюджете Российской Федерации.
Одним из приоритетных направлений реализации государственной политики в духовной сфере является осуществление духовной геостратегии, основным фактором которой является духовая экспансия России в современном геостратегическом духовном пространстве.
Духовная геостратегия - это политическая концепция национального развития духовной сферы общества в мировом геостратегическом пространстве, реализация которой направлена на формирование условий для усиления влияния на духовную жизнь обществ иностранных государств посредством воздействия на массовое, групповое и индивидуальное сознание через использование национальных духовных потенциалов. Реализация духовной геостратегии России позволит нашей стране сохранить и усилить своё геополитическое влияние в современном мире. В связи этим необходимо вести речь не только о геостратегическом пространстве (мировом пространстве, включающем в себя поверхность земного шара и воздушно-космическое пространство, в котором можно выделить зоны жизненно важных интересов того или иного государства, использующего для их защиты и решения внешнеполитических задач, в том числе военную силу), но и духовном пространстве отдельных стран, а также о геостратегическом духовном пространстве как области реального и виртуального пространства.
Духовная экспансия предполагает создание условий для формирования у нации патриотического мировоззрения, расширение влияния на сознание обществ иностранных государств, посредством использования культурных, информационных, научных, этноконфессиональных, идеологических ресурсов государства в целях пропаганды национальной системы ценностей, активного участия в процессах духовной эволюции обществ иностранных государств.
Духовное геостратегическое пространство - это единое культурное, информационное, научное, религиозное пространство мирового социума, представляющее собой особою область ноосферы, в которой происходят процессы, оказывающие ключевое влияние на развитие человеческого сознания, взаимодействие человека и общества, общества и природы.
Деятельность органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества в сфере обеспечения духовной безопасности общества должна проводиться на основе соответствующих законодательных актов. В целях повышения эффективности указанной деятельности в Российской Федерации должны быть разработаны и приняты к исполнению федеральные законы, регламентирующие порядок реализации программ духовного развития российской нации, основанного на укреплении в обществе
традиций национальных культур, патриотического самосознания, традиционной для народов России ментальности.
2.1. Основные принципы государственной политики обеспечения духовной безопасности Российской Федерации
Основными принципами государственной политики обеспечения духовной безопасности Российской Федерации являются:
- сохранение духовной целостности российского общества;
- признание равенства прав и свобод всех граждан, религиозных и общественных объединений, имеющих государственную регистрацию, с одновременной констатацией особой роли в становлении российской государственности традиционных конфессий (в частности, Русской Православной Церкви);
- недопустимость дискриминации по религиозному, расовому, этническому, культурному, языковому признакам;
- поддержка государством развития национальных культур, русского языка как средства межнационального общения;
- осуществление государственной политики в религиозной и иных сферах, относящихся к профилактике сектантства, на основании международных правовых актов и законодательства Российской Федерации;
- право каждого гражданина без всякого принуждения определять и указывать свою религиозную и светскую идеологическую принадлежность;
- своевременное выявление и разрешение конфликтов, связанных с развитием в обществе феномена сектантства;
- запрещение деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и различного рода миссионеров, профилактика их антисоциальной деятельности;
- поддержка российских национально-культурных, религиозных организаций, осуществляющих свою деятельность за рубежом;
- содействие сохранению и приумножению духовных (в том числе и материального характера) ценностей;
- защита от деструктивного влияния (агрессивного манипулирования) общественного сознания.
2.2. Основные направления обеспечения духовной безопасности Российской Федерации
Основными направлениями обеспечения духовной безопасности России являются:
- формирование государственной системы защиты от деструктивного влияния индивидуального, группового и массового сознания;
- формирование единого патриотического культурного и информационного пространства, государственных патриотически ориентированных средств массовой информации;
- организация комплексного научного изучения проблем обеспечения духовной безопасности, связанных с защитой от деструктивного влияния индивидуального, группового, массового (общественного) сознания, а также законодательное определение и внедрение в практическую деятельность правоохранительных органов и специальных служб соответствующих средств, методов и технических средств;
- защита духовного потенциала российского общества в современных геополитических условиях;
- создание социально-политических, экономических условий для реализации права каждого гражданина на свободу совести и вероисповедания;
- организация охраны памятников национальных культур, исторического наследия народов России с участием представителей казачьих войск и военно-патриотических объединений;
- организация общероссийского патриотического движения с участием деятелей науки, искусства, представителей традиционных для России религиозных организаций и национально ориентированных общественных объединений;
- подготовка специалистов в области обеспечения духовной безопасности и, в частности, противодействия развитию антисоциальных феноменов терроризма, экстремизма и сектантства.
2.3. Мероприятия по обеспечению духовной безопасности Российской Федерации
Социально-политические мероприятия:
- формирование государственной политики в сфере обеспечения духовной безопасности Российской Федерации;
- создание условий для поддержания социальной стабильности в области государственно-конфессиональных отношений, реализации творческого потенциала отдельными гражданами и обществом в целом;
- определение нравственных принципов и направлений обеспечения защиты общественного сознания от деструктивного информационно-психологического влияния;
- формирование патриотического самосознания российской нации;
- организация контрпропаганды деструктивных религиозных и светских идеологий (идеологем).
Организационно-правовые мероприятия:
- разработка и применение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок реализации государственной политики в области обеспечения духовной безопасности, устанавливающих ответственность за организацию, участие, содействие деятельности деструктивных светских и религиозных организаций, в том числе различного рода сект;
- внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, определение правовых дефиниций «манипулирование сознанием», «деструктивное информационно-психологическое влияние (угроза)», «духовная агрессия», «секта», «сектантство»;
- определение и законодательное закрепление полномочий органов государственной власти и институтов гражданского общества в области профилактики деструктивных тенденций в религиозной, информационной, научной, культурной сферах общественной жизни, а также организация контроля за этой деятельностью;
- создание правовой базы для формирования системы профилактики развития социально-опасных форм сектантства;
- организация системы патриотически ориентированных средств массовой информации, патриотического воспитания и духовного развития российской нации, а также правового обеспечения данной деятельности;
- создание подразделений в правоохранительных органах и специальных службах, осуществляющих деятельность по борьбе с деструктивным информационно-психологическим влиянием на общественное сознание, кибернетической преступностью, в том числе кибертерроризмом и киберэкстремизмом;
- организация подготовки в ведомственных образовательных учреждениях правоохранительных органов и специальных служб специалистов в области сектантства, информационно-психологических войн, защиты общественного сознания;
- осуществление постоянного мониторинга в области развития сектантства с целью определения вновь возникающих внутренних и внешних угроз в духовной сфере современного российского общества;
- создание государственных реабилитационных центров для лиц, подвергшихся деструктивному воздействию на сознание в сектах, экстремистских, террористических и иных организациях;
- формирование и организация деятельности подразделений контрпропаганды в области профилактики социально-опасных форм сектантства, деструктивных (социально-опасных) светских и религиозных учений, идеологий (идеологем);
- создание общественных советов, осуществляющих контроль за деятельностью органов государственной власти, организующих профилактику социально опасных форм сектантства, а также экспертных советов по выявлению среди религиозных и общественных объединений различного рода сект;
- выявление технических средств, устройств и программ, оказывающих деструктивное влияние на общественное сознание, а также создание техники, способной противодействовать их применению.
Экономические мероприятия:
- разработка программ финансового обеспечения деятельности органов государственной власти в сфере формирования системы духовного развития российской нации;
- организация финансирования научно-исследовательской деятельности по проблемам духовного развития в современном обществе, профилактики деструктивных тенденций в научной, информационной, религиозной и культурной сферах общественной жизни, а также защиты от деструктивного влияния индивидуального, группового и массового сознания;
- создание механизмов финансовой поддержки патриотических национально-культурных движений, средств массовой информации, общественных и религиозных организаций, осуществляющих деятельность по восстановлению и охране исторических и культурных ценностей;
- финансирование международных проектов и пророссийски ориентированных общественных и религиозных движений и организаций, осуществляющих свою деятельность за рубежом;
- определение порядка бюджетного финансирования программ духовного развития российского общества, реализации творческого потенциала нации.
2.4. Система обеспечения духовной безопасности
Российской Федерации
Обеспечение духовной безопасности является одной из основных задач субъектов обеспечения национальной безопасности, образующих соответствующую систему. Система обеспечения духовной безопасности Российской Федерации - это совокупность взаимодействующих между собой государственных органов и институтов гражданского общества, представляющих собой определённое целостное образование, деятельность которого направлена на защиту национальных интересов от внутренних и внешних угроз в религиозной, информационной, культурной и научной сферах общественной жизни современного российского социума. Систему обеспечения духовной безопасности Российской Федерации образуют следующие государственные и социальные институты:
- органы законодательной власти, осуществляющие разработку и принятие правовых актов, определяющих стратегию духовного (интеллектуального, нравственного, эстетического) развития российской нации, защиту от деструктивного влияния общественного сознания;
- подразделения Вооружённых Сил (информационно-психологические войска), специальных служб, правоохранительных органов, осуществляющих противодействие информационно-психологическим диверсиям (информационно-психологическим, сетевым войнам), постоянный мониторинг угроз в сфере духовной
безопасности, а также контроль за российским и мировым информационным пространством;
- государственные и коммерческие патриотически ориентированные средства массовой информации, в том числе Интернет-издания, радио и телевидение;
- патриотические национально-культурные движения, неформальные молодёжные организации и группы;
- государственные научные (в основном ведомственные - ФСБ, Министерство обороны, МВД России) учреждения, осуществляющие разработки по разрешению проблем в сфере обеспечения духовной безопасности (защиты от деструктивного влияния общественного сознания российской нации);
- образовательные учреждения силовых ведомств, организующих подготовку специалистов в области противодействия информационным и сетевым войнам, развития социально-опасных феноменов экстремизма, терроризма и сектантства;
- межведомственные комиссии Совета Безопасности Российской Федерации, осуществляющие деятельность по обеспечению духовной безопасности, защите от деструктивного влияния общественного сознания, организации развития творческого потенциала российской нации, а также научных исследований по данной проблематике;
- государственные, общественные и религиозные организации, осуществляющие поддержку русскоязычного населения за рубежом, пропаганду российских национальных ценностей, истории, культуры, научных и иных достижений во всех сферах общественной жизни.
Координацию деятельности и контроль в сфере обеспечения духовной безопасности осуществляет Совет Безопасности Российской Федерации.
Сохранение России как одной из ведущих стран современного мира, её влияния в глобальном геостратегическом пространстве напрямую зависит от способности российской нации сохранить свою традиционную ментальность. При этом обеспечение безопасности духовной сферы российского общества не предполагает конфронтацию с народами других государств и дискриминацию по этническому, расовому, религиозному и иным признакам. Россия выступает за партнёрские отношения и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами во всех сферах социальной жизни.
Реализация предлагаемой автором Концепции поможет эффективно отражать угрозы, в том числе, связанные с эскалацией практически во всех регионах современной России исламизма. Вместе с тем, следует также указать на необходимость скорейшей реализации ещё некоторых неотложных мер.
1. Решение вопросов противодействия преступности вообще и преступности, связанной с радикальными течениями в исламе, в
частности, возможно только посредством восстановления и совершенствования оперативно - агентурного аппарата правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации, который был практически уничтожен вследствие политики, которую проводил в период с 1988 г. по 1990 г. В. В. Бакатин.
2. Организация в обществе эффективной контрпропаганды преступности, экстремистских, террористических идеологий, идеологем, организаций и их лидеров должна включать в себя: дискредитацию преступной деятельности и лиц, к ней причастных, через представление посредством СМИ документальных фактов; создание документальных и художественных радио- и теле- проектов, доводящих до общественности факты героического исполнения служебного долга сотрудниками правоохранительных органов Российской Федерации через СМИ с государственным участием, что должно быть закреплено законодательно в рамках Федеральной программы патриотического воспитания.
3. Поскольку адепты экстремистских, террористических групп и организаций, сект являются людьми, чьё сознание подверглось воздействию посредством методов агрессивного манипулирования, и являются как потенциальными преступниками, не способными часто дать отчёт за свои действия, так и одновременно с этим жертвами манипуляторов, которые используют гипноз, психотропные, наркотические средства и т.д., постольку необходимы: а) организация на базе государственных НИИ изучения проблем противодействия вышеуказанным средствам и методам воздействия на сознание человека; б) формирование служб реабилитации лиц, подвергшихся психологическому насилию с целью их адаптации к нормальной социально ориентированной патриотически настроенной жизни.
4. Поскольку экстремисты, террористы, сектанты активно вербуют адептов через Интернет, то следует активизировать деятельность по созданию войск кибернетической обороны, подразделений обеспечения кибернетической безопасности в МВД и ФСБ России при активном сотрудничестве с институтами Российской Академии наук, по осуществлению вербовки в данные подразделения и привлечение к научным исследованиям российских и зарубежных «хакеров».
Координацию данной деятельности и контроль может и должен осуществлять Совет Безопасности, которому следует стать не формальным, а реально действующим основным государственным институтом в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Тонконогов А.В. О концепции обеспечения духовной безопасности Российской Федерации. Статья посвящена проблеме формирования правовых основ обеспечения духовной безопасности современного российского общества.
Автор предлагает свой вариант проекта «Концепции обеспечения духовной безопасности Российской Федерации».
Ключевые слова: духовная безопасность, Российская Федерация, российское общество, правовые основы.
Tonkonogov A.V. About the concept of spiritual security Russian Federation.
The article is devoted to the problem of formation of legal basis for provision of spiritual security of the modern Russian society. The author offers her own version of the draft «Concept of providing spiritual security of the Russian Federation».
Key words: spiritual security, Russian Federation, Russian society, legal framework.