УЕБТЫНС
мвви
УДК 726:27-523.4(470)
В.П. Фролов
ФГБОУВПО «МГСУ»
СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОНАСТЫРЕЙ
Рассмотрены архитектура и уклад древних монастырей в России на фоне мирового развития. Проанализированы исторические, национальные особенности монастырей, архитектурные ансамбли, отражены функции и роль монастырей в общественной жизни, показано их духовное и культурное наследие, монастырские традиции, историческая ценность монастырского ландшафта и условия его сохранения, отмечено включение монастырей во Всемирное культурное наследие.
Ключевые слова: архитектура, ансамбль, план, строительство, монастырь, лавра, церковь, храм, собор, колокольня, трапезная, пагода, реконструкция, реставрация, зодчество, духовность, культура, история, традиции, ландшафт, композиция, памятник.
Президент Российской Федерации объявил своим указом 2014 год Годом культуры. Одна из целей мероприятия — привлечение внимания общества к сохранению культурно-исторического наследия.
В становлении и развитии культуры разных стран и народов играли и продолжают играть значительную роль монастыри, их деятельность, особый уклад жизни. Монастыри — объекты архитектурного наследия. Их архитектура связана с национальными особенностями того или иного народа, определенными канонами христианской (православной, католической), буддистской или иной религии.
Среди монастырей одними из древнейших являются буддистские (дацаны). Они строились в середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии и Китае (нередко как пещерные), в них были молитвенные залы, трапезные, библиотеки, кельи. Наземные монастырские постройки имели характер живописных архитектурных комплексов с регулярной осевой планировкой. Состояли из молитвенных и жилых помещений, мемориальных ярусных храмов и пагод.
Первые христианские монастыри в Северной Африке и на Ближнем Востоке были окружены мощными стенами и имели суровый вид. Одним из древнейших считается монастырь Св. Екатерины на Синае (ок. 500 г.).
Западноевропейский архитектурный тип католического монастырского комплекса сформировался в VI—IX вв. Композиция монастыря варьировалась различными монашескими орденами, но при этом средневековые европейские монастыри отличает четкая регулярная планировка, где доминирует собор. Широкое строительство монастырей в Европе связано с бенедиктинским орденом (Бенедиктинский монастырь Монсерат в Испании, а также монастырь Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал, принадлежащий ордену Св. Иеронима).
В XIII—XIV вв. появляется архитектурное новшество — так называемые монастыри — замки, где дворик — клуатр и залы включены в единый объем
(монастырь — замок в Мальборке, Польша и др.). Монастырские сооружения в эпоху готики повлияли на светское зодчество, строительство городских общественных зданий (ратуши, госпитали, приюты, рынки).
Православные монастыри появились позже католических и имели складывающуюся в течение веков более свободную планировку. Старейший духовный центр христианского православия, первый монастырь на Афоне был основан в конце IX в. Афанасием Афонским. Одним из самых красивых монастырей святой горы считается русский монастырь Св. Пантелеймона. Афон с середины Х в. стал образцом монастырского строительства.
В Греции в горной местности Метеора, на вершинах скальных, вертикальных, почти неприступных утесов возводились небольшие монастыри с яркой красной черепицей и деревянными галереями, нависшими над пропастью. На территории каждого монастыря строились церковь, общая трапезная и немногочисленные тесные монашеские кельи.
На самой высокой скале Метеоры (613 м) расположен Преображенский монастырь, основанный Афанасием Метеорским в 1338 г. Главный храм венчает двенадцатигранный купол высотой 24 м. Не менее знаменит основанный в 1438 г. монастырь Святой Троицы, построенный на скале высотой 400 м. В северо-западной его части находится одноименный собор.
В некоторых странах и городах строились как православные, так и католические монастыри. Примером может служить г. Гродно, где построены многочисленные католические (Бернардинский, Бригидский, Францисканский) и православный — Рождества Богородицы монастыри, что превратило город в один из самых толерантных в мире.
Православные монастыри были связаны въездными воротами с центральной группой зданий и имели свободную живописную планировку (на Балканском полуострове, в Малой и Передней Азии, Грузии, Армении, Руси) [1]. Примером может служить средневековый Ахпатский монастырь, основанный в Х в. и создававшийся на протяжении трех веков. Он расположен на высоком скалистом плато на северо-западе Армении. За каменными стенами главный храм с купольным залом, величественная колокольня, церкви Ниаша и Св. Георгия, галерея и другие здания. Ахпатский монастырь вошел в Список Всемирного культурного наследия.
Князья, цари, императоры часто были инициаторами строительства монастырей. В 1040 г. князь Ярослав Мудрый учредил в Киеве мужской монастырь — Георгиевский и женский — Ирининский, имевшие монастырские церкви и каменные стены. В 1057 г. князь Изяслав основал в Киеве Дмитровский мужской монастырь. В центральных областях Древней Руси до 1230 г. появилось около 20 монастырей, история создания которых связана с инициативой князей. В Москве князь Даниил Александрович основал Данилов и Богоявленский монастыри. К концу XV в. число монастырей на Руси достигло 350 [2].
В исторической литературе монастыри оценивались как оборонительные сооружения, центры природопользования, наставления. В Древней Руси монастыри служили органами общественного призрения, чаще всего они рассматривались как центры милосердия, просвещения, грамотности, культуры. Монастыри разнообразны: одни ориентированы на миссионерство, другие сла-
вились переписчиками и изографами, мастерами прикладного искусства. Здесь собирали уникальные рукописи, печатные книги, иконы, миниатюры, произведения декоративного искусства. Одни монастыри выступали как центры пропаганды грамотности, книжной премудрости, культуры, другие славились широко и умело поставленным хозяйством, с большими торговыми оборотами, развитым земледелием и промыслами. Иногда те или иные виды деятельности могли сочетаться в одном монастыре. Жизненное пространство монастырей не всегда ограничивалось его стенами. Монастыри, находящиеся в сельской местности, например, всю округу насыщали памятными местами, святыми источниками и др.
Историческая, религиозная значимость сформировала образ русского монастыря, расцвет которого пришелся на XVI—XVII вв. Иностранцы, побывавшие в Москве в XVI в., обращали особое внимание на то, что «вокруг города видно было несколько монастырей, из которых каждый казался издалека небольшим городом» [3].
Великим князем Василием III в честь взятия Смоленска (1514 г.) был основан Новодевичий женский монастырь (1524 г.), который начали строить со Смоленского собора, возведенного на высоком подклете — пятиглавого четы-рехстолпного крестовокупольного, поставленного за 14 мес. и отличавшегося стройностью, простотой архитектурного решения, напоминающего при этом Успенский собор Московского Кремля.
Если до середины XVI в. архитектурные формы русского монастыря были строгими, лаконичными, то к XVII в. они обогатились красочным узорочьем. Пространственная композиция и силуэт монастыря уже более активно участвовали в формировании облика города.
Расцвет Новодевичьего монастыря относится к XVII в., когда строятся кирпичные стены, образующие неправильный четырехугольник, и 12 башен (по углам — четыре круглые, между ними — восемь квадратных). По образцу Московского Кремля, башни украшены ажурными коронами. Тогда же созданы две надвратные церкви — Покровская и Преображенская, два жилых корпуса. Новшеством были перекрытая сводом без промежуточных столбов каменная Трапезная палата (26,2*15 м) и Успенская церковь. Величественная шестиярусная колокольня (72 м), составленная из восьмериков, увенчанная луковичной главой, завершала монастырский комплекс, объединив его и утвердив господство над округой [4]. Крепостные стены и башни придают ансамблю особую архитектурную целостность и значимость. Характерной особенностью реконструкции и нового строительства Новодевичьего монастыря было приведение всех построек к единому стилю «московское барокко». Редкая архитектурная целостность ансамбля, состоящего из 25 сооружений Новодевичьего монастыря, слитого с природой, и уникальный некрополь позволили Новодевичьему монастырю войти в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Русское зодчество в царствование царя Алексея Михайловича сделало шаг в самобытном развитии. Колокольни, главы, крыши, галереи, украшения отличались от построек чисто византийского стиля, разрабатывали русские мотивы, взятые из деревянного зодчества. Лучшие мастера по заказу патриарха Никона
работали над созданием и украшением Ново-Иерусалимского (Воскресенского) монастыря, поражавшего пышностью и великолепием. На строительстве собора широко использовались изразцы, что стало школой новых традиций зодчества. В настоящее время ведется широкомасштабная реставрация уникального сооружения силами строительной компании «БалтСтрой», этому предшествовала большая исследовательская работа, проводимая специалистами МГСУ под руководством заведующего кафедрой испытания сооружений, профессора Ю.С. Кунина.
Монастыри нередко возникали благодаря деятельности священников, митрополитов, патриархов.
Крупнейшие мужские православные монастыри, подчиненные непосредственно патриарху, Синоду называли лаврами. 667 лет назад Сергием Радонежским был основан скит. Постепенно разрастаясь и украшаясь, он превращался в общерусский Троицкий монастырь и воспринимался как один из центров, где вдохновлялась ратная сила Отечества. Со временем, благодаря своему архитектурному облику — Троицкому, Успенскому соборам, Трапезной, Красной, Утичьей башням, крепостным стенам и пр., Троице-Сергиева Лавра встала в один ряд с всемирно известными памятниками. Гений русских зодчих воплотился в уникальной архитектуре Лавры — ни один иноземный мастер-каменщик здесь не работал. Одну из площадей города Сергиева Посада украшает памятник безымянным строителям Троице-Сергиевой Лавры. И в 2014 г. реставрацию здесь осуществляют русские строители. Троице-Сергиева Лавра по праву включена в Список Всемирного культурного наследия.
Около 1330 г. Захарий, родоначальник Годуновых, основал мужской Ипатьевский монастырь в Костроме, где в начале XV в. создан ценный памятник летописания — Ипатьевская летопись. С середины XVI в. монастырь пережил расцвет, на средства Б. Годунова здесь велось каменное строительство [5]. В ансамбль монастыря входят Троицкий собор и звонница (XVII в.), кельи (так называемые Палаты Романовых, XIX в.), а также стены и башни (1586—1590, перестроены в 1621—1622 и 1624—1643 гг.).
С XIV в. вдали от городов возникают монастыри на севере Руси. В 1429 г. был заложен Соловецкий монастырь монахами Кирилло-Белозерского монастыря Зосимой и Савватием. Монастырь был основан в западной части большого Соловецкого острова, на берегу бухты Благополучия, и в первые десятилетия мало чем отличался от других северных обителей. Его центр — Спасо-Преображенский собор (Соловецкий или Зосимо-Соловецкий) [6]. Архитектурный ансамбль монастыря складывался в XV—XVIII вв. В XVI в. были возведены мощные крепостные стены, тяжелые приземистые башни из огромных валунов. Постепенно сформировался, слившись с природой, архитектурный комплекс, состоящий из 50 разновременных построек [7]. Монастырь превратился в один из самых крупных в России, стал не только религиозным, но и экономическим центром Беломорского края благодаря игумену Филиппу, который проложил между озерами систему каналов и построил мельницу. Монастырское хозяйство при нем оснастилось механическими приспособлениями. На острове Филипп поставил мельницу, турбина которой приводила в действие разнообразные машины. В юго-западной части Большого Заяцкого острова сохранилась до наших дней Филипповская дамба [8].
В монастырском ансамбле важную роль играли Успенская церковь (XVI в.) и трапезная — большая одностолпная палата (500 м2). В 1556—1568 гг. митрополит Филипп возглавил Русскую православную церковь и построил Преображенский собор, который отличался размерами, богатством и совершенством архитектуры. Многопрестольный храм на Соловках стал самым высоким сооружением в России, превзойдя Успенский собор Московского Кремля. В XVI в. на Соборной площади были построены каменная Никольская церковь и надвратная Благовещенская церковь, в XVII в. в монастыре сооружены Трапезная, церковь Зосимы и Савватия, в конце XVIII в. сооружены монументальная трехъярусная колокольня и церковь Филиппа Митрополита, а в середине XIX в. монастырский ансамбль пополнился Троицким собором [9]. Прославился Соловецкий монастырь и как крепость, стены которой достигли 1100 м длины при высоте от 8 до 11 м. По углам стен стоят пять круглых башен и одна квадратная. Крепость сыграла свою оборонительную роль во время Ливонской войны в конце XVI в. и во время Польской интервенции в начале XVII в. Историко-архитектурный комплекс Соловецких островов в 1991 г. внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО [10]. Ансамбль Соловецкого монастыря будет полностью восстановлен в 2014—2019 гг.
Древнерусские монастыри — явление разноплановое, но существуют некоторые общие признаки в их планировке, застройке, композиции.
Интересен в архитектурно-градостроительном отношении ансамбль Александро-Невской Лавры, выгодно выделяющийся в панораме Санкт-Петербурга. В 1715 г. Д. Трезини представил проект монастырского комплекса как резиденции, учреждения и дворца одновременно. В 1727 г. в распоряжении монастыря имелась первая каменная Благовещенская церковь, колокольня с 5 колоколами, госпиталь и др. Завершилось строительство монастыря в 1790 г. созданием величественного Троицкого собора в классических традициях, вписавшихся в барочную архитектуру окружавших его сооружений. В создании монастыря принимали участие архитекторы: Х. Конрат, Т. Швертфегель, М.Г. Земцов, П.М. Еропкин, И.Е. Старов и др.
В настоящее время проводится воссоздание крестильной в Свято-Троицком соборе, комплексная реконструкция монастырских построек разнообразного назначения.
С древнейших времен строительные решения монастырей подчинялись двум основным функциям: не только максимально возможное уединение монахов и иноков от внешнего мира, но и возможность выполнять оборонительные функции при набегах неприятеля. Не случайно в Москве все основные магистрали, ведущие к сердцу города — Кремлю, перекрыты укрепленными фортификационными сооружениями — монастырями. На севере были расположены московские монастыри — «сторожи» в виде трех полуколец: Алексеевский, Георгиевский, Златоустовский, Ивановский, Крестовоздвиженский, Никитский.
Вдоль северной части стены Белого города (Бульварное кольцо) размещались Высокопетровский, Рождественский, Сретенский, Страстной монастыри.
С юга Москву защищали Данилов, Андроников, Донской, Новодевичий, Новоспасский монастыри, которые ранее были расположены вне города и были больше городских монастырей.
Архитектурный ансамбль Московского Донского монастыря — «сторожа» складывался с 1591 г. и отразил поиски русской архитектуры XVI—XIX вв. редкой в крепостной архитектуре регулярности плана, его центрической организованности. Стены монастыря образуют почти правильный квадрат, постройки размещаются по траектории в соответствии с монастырскими традициями. Ансамбль включает каменные стены и башни, Большой и Малый соборы, ряд хозяйственных построек, церковь Архангела Михаила, Тихвинскую надврат-ную церковь и колокольню, здание духовного училища, другие строения, территорию «братского» сада. Постепенно архитектурный ансамбль монастыря стал организующим началом для крупного планировочного звена Москвы. В 2010 г. была принята комплексная программа реставрации, выполнение которой началось с Малого собора. Гордость монастыря — его уникальный некрополь, где сохранились богатые и великолепные памятники виднейшим представителям русской истории и культуры [11].
В планировочной композиции монастырского ансамбля постепенно стали появляться элементы регулярности. Монастыри XVI в. — Соловецкий, Кирилло-Белозерский, московские Новодевичий, Симонов — в основе своего плана и структуры имели пятигранник, а план Свято-Пафнутьева Боровского монастыря приближается к ромбовидным очертаниям. Геометрическая форма строительства монастырей исходила из архитектурных пропорциональных положений, которые были распространены среди каменных дел мастеров, а регулярность плана монастыря к концу XVII в. стала традиционным приемом в русском зодчестве.
В крепостных башнях нередко устраивались кладовые, мастерские, монастырские службы. Являясь важными структурными элементами во внешнем художественном облике, крепостные башни фиксируют конечные точки архитектурной композиции, а также поддерживают и завершают ритмику вертикальных акцентов монастырского ансамбля, что придает архитектуре гармоничную завершенность.
Стремление к большей геометричности и регулярности планировочной композиции обозначилось в монастырском строительстве на Руси значительно раньше, чем, например, в строительстве городов или крепостей. Объяснение этому факту нужно искать в символической трактовке монастыря — крепости как целостного ансамбля. Келейная застройка по периметру стен могла быть различной в зависимости от типа монастыря и его материального положения.
Монастырский храм занимает центральное место, и в архитектурном, и в идейном плане, доминируя над всеми остальными сооружениями. С начала XVI в. тема большого храма с обширным внутренним пространством, обладающим особой «светлостью и звонкостью», звучала в монастырской архитектуре.
В монастырях развивается монументальное гражданское зодчество: наиболее распространенный тип зданий — монастырские трапезные.
Одним из обязательных сооружений в монастырском комплексе была ярусная колокольня, которая служила вертикальной доминантой архитектурного ансамбля. Наиболее ярким образцом была 75-метровая колокольня Иосифо-Волоколамского монастыря. Отличительным признаком каждого монастыря были тембр и характер колокольного звона. Со временем при монастырях появились специальные сооружения: библиотеки, больницы и пр.
Постройками мемориального характера были небольшие часовни, возведение которых связывалось со святыми или с каким-либо значительным событием монастырской жизни [12]. Событием стало воссоздание в 2013 г. в Москве в Покровском монастыре часовни Святых Петра и Февронии в шатровом стиле [13].
В наше время в соответствии с комплексной программой реконструкции городов в России начала Ш-го тысячелетия проводится восстановление монастырей как цельных архитектурных ансамблей. Реставрация включает мониторинг, паспортизацию, конструктивное укрепление, тщательную консервацию памятников, а также восстановление утраченных элементов, сохранение внутреннего и внешнего облика памятников при соблюдении верности материалу, конструкции, технологии [14].
Достойный вклад в охрану памятников вносят сотрудники НИУ МГСУ. Последнее десятилетие под руководством академика РАЕН, профессора кафедры общей химии Е.Н. Покровской проведен мониторинг биокоррозий ряда памятников архитектуры, в т.ч. Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Нижегородской области и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Московской области и др. С помощью методов физико-химического анализа исследован механизм разрушения деревянных свайных фундаментов и других конструкций из дерева, а также из кирпича, белого камня, штукатурного слоя. Были не только определены механизм и методы химической защиты памятников от биокоррозии, но и опробовано несколько биозащитных препаратов, что повысило долговечность исторических памятников [15].
В современной России стало уделяться больше внимания реставрации, восстановлению, охране архитектурного наследия православных святынь.
Библиографический список
1. Большая иллюстрированная энциклопедия : в 32 т. М. : АСТ: Астрель, 2010. Т. 18. С. 143.
2. Комеч А.И. Русские монастыри. История и культура X—XVII столетия. М. : Арт-БМБ, 2001. С. 21.
3. Ключевский В.О. Сказание иностранцев о Московском государстве. М. : Прометей, 1991. С. 167.
4. Антонова Л.В., Титова Т.В. Архитектурные шедевры России. М. : Дом Славянской Книги, 2009. С. 44.
5. Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. М. : Искусство, 1981. С. 27.
6. Лихачев Д.С., Савицкая О.Д. Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов / под общ. ред. Д.С. Лихачева. М. : Искусство, 1980. С. 32.
7. Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря / М. : Искусство, 1981. С. 53.
8. Молокова Т.А. Святитель Филипп — патриот и строитель православной России. М. : МГСУ, 2006. С. 18, 20.
9. Буров В.А. История келейной застройки Соловецкого монастыря XV—XIX веков : монография / Ин-т археологии РАН, Соловец. гос. ист.-архит. и природ. музей-заповедник. Архангельск, 2011. С. 26.
10. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М. : Эко-прос, 2000. С. 381.
11. Аренкова Ю.И., Мехова Г.И. Донской монастырь. М. : Искусство, 1970. С. 67.
12. Русские монастыри. Искусство и традиции / науч. рук. Е.Н. Петрова. СПб. : Palace Edition, 1997. С. 112.
13. Челноков А. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы. М. : Покровский ставропигиальный женский монастырь, 2010. С. 57.
14. Архитектурное наследие на рубеже XX—XXI веков : Проблемы реставрации и охраны наследия / под ред. А.С. Щенкова. М. : КРАСАНД, 2010. С. 51.
15. Покровская Е.Н., Ковальчук Ю.Л. Биокоррозия, сохранение памятников истории и архитектуры. М. : МГСУ, 2013. С. 28, 57.
Поступила в редакцию в марте 2014 г.
Об авторе: Фролов Владимир Павлович — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и культурологии, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (499) 183-21-29, history@mgsu.ru.
Для цитирования: ФроловВ.П. Социальные, этнокультурные и конфессиональные особенности архитектурного наследия монастырей // Вестник МГСУ 2014. № 6. С. 35—43.
Frolov
SOCIAL, ETHNICAL, CULTURAL AND CONFESSIONAL FEATURES OF ARCHITECTURAL HERITAGE OF MONASTERIES
Monasteries, their activity and lifestyle have always played an important role in the culture of various nations. Monasteries are objects of cultural heritage. Their architecture is connected with national features on a nation, particular canons of Christian (orthodox, catholic), Buddhistic or other religion.
The article describes ancient monasteries in Russia amid the global development, historical national characteristics monasteries are analyzed, as well as architectural ensembles, reflecting the function and role of monasteries in public life, showing their spiritual and cultural heritage, monastic tradition, the historical value of the monastic landscape and its conservation conditions, the inclusion of the monasteries in the world cultural heritage is noted.
Key words: architecture, ensemble, plan, construction, monastery, laurel, church, temple, cathedral, bell tower, frater, pagoda, reconstruction, restoration, art of building, spirituality, culture, history, traditions, landscape, composition, monument.
References
1. Bol'shaya illyustrirovannaya entsiklopediya [Big Illustrated Encyclopedia]. In 32 volumes. Moscow, AST, Astrel' Publ., 2010, vol. 18, p. 143.
2. Komech A.I. Russkie monastyri. Istoriya i kul'tura X—XVII stoletiya [Russian Monasteries. History and Culture of X—XVII Centuries]. Moscow, Art-BMB Publ., 2001, p. 21.
3. Klyuchevskiy V.O. Skazanie inostrantsev o Moskovskom gosudarstve [Legend of Foreigners about Muscovy]. Moscow, Prometey Publ., 1991, p. 167.
4. Antonova L.V., Titova T.V. Arkhitekturnye shedevry Rossii [Architectural Masterpieces of Russia]. Moscow, Dom Slavyanskoy Knigi Publ., 2009, p. 44.
5. Bryusova V.G. Ipat'evskiy monastyr' [Ipatiev Monastery]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1981, p. 27.
6. Likhachev D.S., Savitskaya O.D. Arkhitekturno-khudozhestvennye pamyatniki [Solo-vetskikh ostrovov [Architectural and Artistic Monuments of the Solovetsky Islands]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1980, p. 32.
7. Skopin V.V., Shchennikova L.A. Arkhitekturno-khudozhestvennyy ansambl' Solovetsk-ogo monastyrya [Architectural Ensemble of the Solovetsky Monastery]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1981, p. 53.
8. Molokova T.A. Svyatitel' Filipp — patriot i stroitel'pravoslavnoy Rossii [St Philip — Patriot and Builder of Russian Orthodox]. Moscow, MGSU Publ., 2006, pp. 18, 20.
9. Burov V.A. Istoriya keleynoy zastroyki Solovetskogo monastyrya XV—XIX vekov: monografiya [Exclusionary Story Building Solovetsky Monastery XV—XIX Centuries]. Institute of Archeology of Russian Academy of Sciences, Solovki State Historical, Architectural and Natural Museum-Reserve, Arkhangel'sk, 2011, p. 26.
10. Maksakovskiy V.P. Vsemirnoe kul'turnoe nasledie [World Cultural Heritage]. Moscow, Eko-pros Publ., 2000, p. 381.
11. Arenkova Yu.I., Mekhova G.I. Donskoy monastyr' [Don Monastery]. Moscow, Iskusst-vo Publ., 1970, p. 67.
12. Petrova E.N. Russkie monastyri. Iskusstvo i traditsii [Russian Monasteries. Art and Traditions]. Saint Petersburg, Palace Edition, 1997, p. 112.
13. Chelnokov A. Pokrovskiy stavropigial'nyy zhenskiy monastyr' u Pokrovskoy zastavy [Intercession Pokrovsky Monastery]. Moscow, Pokrovskiy stavropigial'nyy zhenskiy monastyr' Publ., 2010, p. 57.
14. Shchenkov A.S., editor. Arkhitekturnoe nasledie na rubezhe XX—XXI vekov: Prob-lemy restavratsii i okhrany naslediya [Architectural Heritage in 20—21st Centuries. Moscow, KRASAND Publ., 2010, p. 51.
15. Pokrovskaya E.N., Koval'chuk Yu.L. Biokorroziya, sokhranenie pamyatnikov istorii i arkhitektury [Biocorrosion, Preservation of Historical Monuments and Architecture. Moscow, MGSU Publ., 2013, p. 28, 57.
About the author: Frolov Vladimir Pavlovich — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of History and Culturology, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; history@mgsu.ru, +7 (499) 183-21-29.
For citation: Frolov V.P. Sotsial'nye, etnokul'turnye i konfessional'nye osobennosti arkhi-tekturnogo naslediya monastyrey [Social, Ethnical, Cultural and Confessional Features of Architectural Heritage of Monasteries]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 6, pp. 35—43.